армянский монастырь сурб хач икона христа

«Моргающий Иисус» Армянского монастыря Сурб Хач в Крыму: как икона завлекает туристов

армянский монастырь сурб хач икона христа

ЕРЕВАН, 18 авг — Sputnik. Армянский монастырь Сурб-Хач в Крыму включен не только в список уникальных культурных объектов этого воистину древнего островка человеческой цивилизации, но и в перечень святых мест для паломников. РИА Новости Крым представляет подборку о святынях, которые будут интересны всем, кто предпочитает религиозный туризм.

армянский монастырь сурб хач икона христа

Отмечается, что благодаря своей богатой истории многонациональный Крым имеет множество интересных мест для паломников: церкви, мечети, монастыри и другое. При этом в некоторых городах, например, в Евпатории, храмы разных конфессий соседствуют друг с другом.

Армянский монастырь Сурб-Хач — один из самых старинных в Крыму. В статье подчеркивается, что первое упоминание об этой действующей мужской обители датируется XIV веком.

Создание монастыря объясняется тем, что еще в XIII веке армяне из разрушенного землетрясением города Ани переселились в Крым. Сурб-Хач, название которого переводится как «святой крест», находится возле Старого Крыма Кировского района.

Монастырь посещают не только приверженцы армянской апостольской церкви. Это место известно далеко за пределами полуострова благодаря иконе «Моргающий Иисус». Она особенна тем, что каждый человек видит взгляд Спасителя по-разному: для одних его глаза закрыты, другие же утверждают, что Христос изображен с открытыми глазами. Согласно преданию, взор Иисуса может узреть только чистый душой человек.

Источник

На одних смотрит, на других – нет, третьим и вовсе моргает: какая необычная икона есть в армянском монастыре в Крыму

Дважды за полтора месяца. Как правило, так часто не посещаю те места, в которых была накануне. Но не в этом случае. Вообще, несмотря на то что я крымчанка, Старый Крым стал для меня этим летом настоящим открытием. Как же тут хорошо – я о мужском монастыре Сурб Хач. Видео о нем в разделе было размещено в августе, обязательно посмотрите: Монастырь Сурб Хач: маленькая Армения в Старом Крыму

Но почему я оказалась здесь снова? Уже после той самой первой поездки начала изучать историю монастыря. Со мной, к сожалению, часто так, редко выезжаю на объект подготовленной. Но, с другой стороны, в этом и ценность тех эмоций, которыми я заряжаюсь от увиденного впервые.

Заинтересовала икона, которая находится здесь. Удивительно, но тогда, в августе, я ее просто не заметила. Помню только, что люди одни за другими подходили к определенному месту, смотрели на стену, по желанию ставили свечи. И уходили. В тот день в Крыму было очень жарко, и моё любопытство отчего-то не сработало. Возможно, так нужно было. В очередной попавшейся мне статье об этом монастыре было коротко сказано, что тут есть удивительная икона «Моргающий Иисус». Но автор ее намеренно не показал, мол, у вас будет повод съездить и найти ее.

С одной стороны, согласна с такой позицией. Но, с другой, точно понимаю, что при насыщенном графике, и, если бы я была не крымчанкой, вряд ли в скорости отправилась бы на поиски иконы. Поэтому я покажу ее только ради того, чтобы вы смогли при посещении этого монастыря увидеть всё. А затем вы уже сами решите, отправитесь сюда повторно или нет. Я точно поеду: и в третий, и в седьмой разы.

На территории монастыря

Маршрут в Старый Крым для меня был уже «обкатан», после остановки в Цюрихтале (читайте: Как мы случайно оказались в крымском Цюрихтале) с легкостью сориентировалась на Тавриде, свернула на Криничное, и выехала на старую феодосийскую трассу, которая была транспортной аортой до запуска Тавриды. С нее (ехала в сторону Белогорска) свернула по указателю влево, и по узкой асфальтированной дороге мы прибыли в лес, к монастырю.

Он смотрит на меня

Это удивительное ощущение. Я не буду вдаваться в подробности и исторические детали, потому что в этом вопросе я дилетант. Но своими словами, и если собрать информацию из открытых источников воедино, коротко так: особенность иконы в том, что каждый видит взгляд Спасителя по-разному. На одних он смотрит, на других – нет, третьим и вовсе моргает. Если верить преданиям, «взор может узреть только чистый душой человек».

та самая икона «Моргающий Иисус»

Впрочем, существуют и другие версии. Например, что по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора.

Моей целью не было выяснять тонкости, и вряд ли вышло бы. Поэтому просто рекомендую приехать в армянский монастырь и увидеть все своими глазами.

Источник

ИКОНА « ИИСУС МОРГАЮЩИЙ »

В 2005 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX века.

Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 году (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. Валентину Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».

Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться.

армянский монастырь сурб хач икона христа

Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.

Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.
Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст двух писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.

армянский монастырь сурб хач икона христа

Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются.

Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.

армянский монастырь сурб хач икона христа

Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть два барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 году. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники».

армянский монастырь сурб хач икона христа

армянский монастырь сурб хач икона христа

В издании 1620 года на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 года – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 года, «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет. Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».

армянский монастырь сурб хач икона христа

Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари. Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.

армянский монастырь сурб хач икона христа

По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 год, когда упомянутый выше немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»

Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!»

армянский монастырь сурб хач икона христа

С другой стороны, сам по себе оптический эффект не является чем-то предосудительным. Краски, которыми написаны иконы, ведь тоже создают свой оптический эффект, позволяющий нам видеть определённый образ. И мы никакого значения этим краскам не придаём – они лишь помогают нам мысленно представить образы Спасителя и святых Его, чтобы сконцентрироваться на молитве. То же самое с эффектом «закрытых» и «не закрытых» глаз. Если человек стоит перед такой иконой с верою, с молитвою, то, возможно, обретёт ответ. А если просто любопытствует, то станет игрушкой оптического обмана.
[ Дальше. ]
Источники:
https://www.nkj.ru/archive/articles/1027/
https://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post315681835
http://www.rusvera.mrezha.ru/701/8.htm

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ: ДВОЕВЗОРЫ И ТРОЕВЗОРЫ

армянский монастырь сурб хач икона христа
Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

армянский монастырь сурб хач икона христа
П. Дрождин. «Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены». 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Она более правдива, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.

Появление такого рода картин стало возможным только после изобретения перспективы, светотеней и… масляных красок. Рецепты их приготовления встречаются еще в книгах XIII века. Но лишь в начале XV века голландский художник Ян ван Эйк (1390-1441) настолько улучшил технологию приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники живописи маслом. Он первым по-новому применил ее, накладывая тонкие прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.

Существует еще один вид обманок. В Русском музее в Петербурге, например, есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор изобразил семью своего учителя художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Край мольберта, сначала казавшийся светлым проемом в стене, отделяет стоящих от изображения.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Р. Магритт. «Удел человеческий». 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

армянский монастырь сурб хач икона христа
1815 год.

армянский монастырь сурб хач икона христа
О. Каню. «Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)». 1815 год.

В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.

армянский монастырь сурб хач икона христа
С. Дель-Прете. «Тайна между осенними листьями». 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.

Картина москвички Натальи Замятиной «Сны о Греции» выглядит как обычный натюрморт с фарфоровой вазой и фруктами. Кажется, что название не вполне соответствует изображению. Но присмотритесь внимательно к драпировке. Что прячут (или выявляют) складки ткани и контуры вазы?

Термин, давший название разделу статьи, придумал писатель и автор многих публикаций в журнале «Наука и жизнь» Сергей Федин. Двоевзорами он назвал тексты, которые можно читать двумя способами. Возьмем для примера слово «акулы». Первые две буквы «ак» можно написать и как одну букву «ж». А «ы» легко изобразить похожей на «ье». Оставим без изменений буквы в середине и получим слово, которое легко прочитать двумя способами: «акулы» и «жулье». Несколько примеров подобных надписей здесь приводятся.

армянский монастырь сурб хач икона христа
В. Брегеда. «Розовый сон».

армянский монастырь сурб хач икона христа
Н. Замятина. «Сны о Греции». 2004 год.

Разглядывая двоевзоры более пристально, мы находим буквы, которые не заметили первоначально, и складываем из них второе слово. То же самое происходит и со скрытым изображением.

Пока еще никто не придумал слово «трое-взоры», то есть изображение трех слов разных значений в одной записи. Если вам это удастся, обязательно пришлите свое произведение на конкурс загадочных картин. А вот живописные троевзоры уже созданы, и о них мы сейчас расскажем.

ДВУЛИКАЯ И ТРЕХЛИКАЯ ЖИВОПИСЬ

армянский монастырь сурб хач икона христа
Почтовая открытка. «Моя жена и моя теща». Начало ХХ века. Россия.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Я. Ботвиник. «Мой муж и мой тесть». Первая половина ХХ века. США.

армянский монастырь сурб хач икона христа
С. Орлов. «Роза для двоих». 2004 год. Москва.

Картинка с двумя дамами регулярно воспроизводится в книгах по психологии. Но до сих пор во многом остается неизвестным, как ум человека воспринимает двойственные изображения. Художники всего лишь продолжают развивать уже известный прием. В первой половине XX века появился аналогичный портрет пожилого и молодого мужчины. Затем, в 1968 году, художник Г. Фишер сделал новую прическу обеим дамам и получил третье действующее лицо. Практически он добавил всего один элемент, и картина стала называться «Мама, папа и дочь». Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека.

армянский монастырь сурб хач икона христа
С. Дали. «Исчезающий бюст Вольтера». 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.

Работы Сергея Орлова, Виктора Брегеды и других художников, работающих в этой манере, можно увидеть в Интернете. Существует специальный проект «Двойственности» http://hiero.ru/project/Dubl сайта «Иероглиф», где авторы выставляют работы для обсуждения.

Ни одна книга об иллюзорных картинах не обходится без рассказа о творчестве испанца Сальвадора Дали. Через 300 лет после Арчимбольдо он возродил направление иллюзорных картин.

армянский монастырь сурб хач икона христа
С.Дали. «Голова женщины в виде битвы». 1936

армянский монастырь сурб хач икона христа
С.Дали. «Испания». 1938

Сюжет с Вольтером встречается в работах Дали неоднократно. Дважды он использовал и сюжет картины «Голова женщины в виде битвы» (вверху слева), где фигуры скачущих всадников и мечущихся по желтому полю людей складываются в лицо женщины. Но затем «Голова женщины в виде битвы» вошла как деталь другого полотна: «Испания». Факт этот свидетельствует о том, как трудно найти новое, оригинальное решение для двуликой картины.

армянский монастырь сурб хач икона христа
В. Коваль. «Kovalland (автопортрет художника)». 1994

Исходя из особенностей написания слов, искусствоведы определили, что автор старообрядец. Необычность иконы состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее, и принадлежит она руководителю иконописной мастерской «Канон», искусствоведу и художнику Александру Ренжину.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Тройственная икона «Деисусный чин». XIX век. Россия.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Икона с ликами Иисуса и Марии Магдалены.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ ВЕРОНИКЕ

В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину «Платок Святой Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!»

Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала «Новое время», где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.

Легенда о святой Веронике распространилась по Европе в Средние века. Позже она стала официальным церковным Преданием, то есть была признана такой же истинной, как записанные в Евангелии. Когда Иисуса Христа вели на гору Голгофу, чтобы там распять, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отерла с его лица пот, застилавший глаза. При этом на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Предание легло в основу православной иконы «Спас Нерукотворный». Нам, неспециалистам, проще всего узнать эту икону по изображению платка, на котором написан лик Иисуса, хотя сам платок (чаще говорят «плат») рисуют по-разному и достаточно условно. У западных христиан подобное изображение называется «Платок святой Вероники».

армянский монастырь сурб хач икона христа
«Спас Нерукотворный «. Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.

Икона, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала.

Источник

Армянский монастырь сурб хач икона христа

армянский монастырь сурб хач икона христа

ИКОНА «ИИСУС МОРГАЮЩИЙ»
В 2005 г. в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX в. Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 г. (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. В.Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».
Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Вифлием. Храм Рождества Христова. Колонна с изображением Иисуса Христа

Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.

Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст 2-х писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Спас Нерукотворный

Это изображение примерно XII в., то есть времен крестоносцев. А известна икона тем, что в зависимости от освещения (или внутреннего настроя смотрящего?) лик этот предстает то с закрытыми, то с открытыми очами. Неизвестно, было ли так задумано мастером при написании, или просто «так получилось«, но свидетелей, наблюдавших такой эффект, хватает за все эти века.

Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются. Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.

армянский монастырь сурб хач икона христа
«Иисус моргающий. Грузинский образ

Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть 2 барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 г. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники».

армянский монастырь сурб хач икона христа армянский монастырь сурб хач икона христа
Скульптура Св. Вероники. Базилика Св. Петра. Барельеф плата Св. Вероники. Базилика Св. Петра. Рим.

В издании 1620 г. на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 г. – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 г., «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».
Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари.

Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.

армянский монастырь сурб хач икона христа
Икона «Иисус Моргающий». мужской монастырь Св. Креста – Джвари. Грузия (Теперь находится в монастыре Светицховели)

По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 г., когда упомянутый немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»
Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!»

армянский монастырь сурб хач икона христа
Икона «Моргающий Иисус» в армянском монастыре Сурб-Хач. Крым

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *