арт объект вселенский разум

Арт объект вселенский разум

Вселенский разум

Арт-объект 2012 года. Самая большая инсталляция Николая Полисского: огромный деревянный мозг в 14 метров диаметром из изогнутых деревянных балок с зеркальными пластинами на огромном подиуме в окружении колоннады. Продолжает научную серию художника — как и Большой Адронный коллайдер был создан как ироничный проект по мотивам псевдонаучных передач о великих открытиях, которые должен создать божественный компьютер. Колоннады — то ли ракеты, то ли приемники — напоминают о храмовом пространстве и намекают на сакральность происходящих во Вселенском разуме процессов. Порождение этой инсталляции — «блестящие мысли» — отдельные объекты, которые путешествуют по всему миру.

Николай Полисский: «В одной из передач я услышал, что строится гигантский компьютер, который собирается анализировать всю информацию от человечества — и продавать дальше идеи. В телевизоре эта идея подавалась демонически, а мы решили создать у себя гуманистическую альтернативу. Вначале я думал собрать метафорический мозг из колесиков и шариков, которые будут крутиться — а потом как мы начали их собирать, я понял, что надо буквально: делать мозги так мозги. Это один из объектов, которые вместе с Бобуром напоминают пушкинскую голову — стоит посреди поля непонятно зачем.

Колонны превращают конструкцию как будто бы в разрушенных храм и помогают захватить пространство. А как только появилось ограничение пространства, сразу захотелось мистерию. Самое интересное, что происходит в храмах — это синтез искусств. Я мечтаю, может, о театрализованном действии здесь».

Источник

Камлания в стиле хай-тек

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

ИРИНА КУЛИК съездила на презентацию новой работы Николая Полисского «Вселенский разум»

В деревне Николе-Ленивце Калужской области состоялась презентация нового проекта Николая Полисского «Вселенский разум». Она вылилась в продлившееся от заката до рассвета празднование ночи Ивана Купалы с перформансами-ворожбой и выступлением классиков электронной музыки – английской группы The Orb.

Художник вместе со своей артелью работал над масштабным проектом почти три года. Изначально он задумывался как продолжение «научного» цикла «Байконур», начатого в 2005 году «ракетами» и «стартовыми комплексами», плетенными из прутьев. Работа получила продолжение в «Андронном коллайдере», сделанном в 2008 году для люксембургского музея MUDAM. Эта грандиозная инсталляция из дерева и лозы напоминала все самые будоражащие воображение «агрегаты»: от башен Теслы до космических парусов. Ее стиль по аналогии со «стимпанком» можно было бы назвать «древопанком», когда футуризм проваливается уже не в «ретро» альтернативной истории, но в доисторическую, магическую архаику. «Вселенский разум» замышлялся как гигантский деревянный компьютер. По словам художника, в процессе его создания органика окончательно победила современные технологии. Новое творение Николая Полисского напоминает уже не машину, а гигантский мозг. Автор сравнивает его с высящейся посреди поля гигантской головой из пушкинского «Руслана и Людмилы».

арт объект вселенский разум

Николай Полисский. Вселенский разум © Предоставлено организаторами

«Вселенский разум» – гигантский клубок переплетенных деревянных «извилин», чьи крутые изгибы напоминают головокружительные виражи американских горок. Это пугающе наглядная демонстрация того, какими неожиданными бывают повороты мысли, и по какой непредсказуемой траектории ум заходит за разум. Своей планетарной головокружительностью «Вселенский разум» напоминает знаменитый объект Криса Бердена «Голова Медузы» (1990) – нечто вроде искалеченной планеты, оплетенной сетью искореженных железных дорог. Однако работа Полисского не о катастрофичности цивилизации и не о том, что на любых путях сообщения неизбежны столкновения. Она не о банальном противопоставлении цивилизации и природы, хаоса и гармонии. Гигантский «мозг» со скручивающимися лентой Мебиуса деревянными извилинами невозможно отождествить ни с благостным «естественным» порядком, ни с угрозой техногенного апокалипсиса.

Архаическое, с которым так или иначе работает Николай Полисский, вовсе не предстает пасторально-безоблачным. Помимо «Вселенского разума» в Николе-Ленивце можно было увидеть еще один новый проект – «Городище». Подвешенные на деревьях или притаившиеся в чаще деревянные звери, словно могущественные духи и мученики одновременно, представляют собой непростые отношения с природой. Они далеки от сентиментальности нового времени и исполнены почти пугающей, жутковатой шаманской силы. Да и «наука», которой были посвящены «Байконур» и «Андронный коллайдер», у Полисского была сродни иррациональным магическим камланиям.

арт объект вселенский разум

Николай Полисский. Вселенский разум © Предоставлено организаторами

«Вселенский разум» также выглядит объектом некого древнего культа – оракулом, выдающим загадочные прорицания. К ажурному деревянному куполу, словно к храму, ведет аллея из башен, напоминающих нацеленные в небеса дощатые ракеты. Аллея выстроена как продолжение «Границ империи» – инсталляции Полисского, созданной еще в 2007 году. Столбы с тотемными двуглавыми орлами, ранее вехами размечавшие пустоту, теперь торжественно устремились к некому зримому сакральному центру. Новое творение Полисского кажется первой более или менее антропоцентрической координатой в той модели мира, которая успела сложиться из его лэнд-артных работ в Николе-Ленивце.

«Вселенский разум» пока еще не ответил на все обращенные к нему вопросы. Оберегаемый тотемными столбами и ракетами, но все равно пребывающий посреди полей и лесов в эпическом одиночестве, он пока что погружен в глубокие, непостижимые раздумья.

Презентация нового проекта вылилась в небольшой мультимедийный, а проще говоря, светомузыкальный фестиваль. Ночью по лесам и полям перемещались потоки «светлячков». Это гости, вооружившись фонариками и ориентируясь на мерцающие в траве светодиодные «былинки», бродили в поисках звуков и зрелищ. Техно-язычники с лазерами и тибетскими дудками шествовали по кругу, выкрикивая «математика» (перформанс «Камлание Перельмана» лаборатории Театрика), а на плоту на Угре дива в серебристых доспехах нежным голосом пела нечто инопланетное или русалочье (в программке это называлось саунд-арт проект Lisokot and Andrei Oid).

арт объект вселенский разум

Николай Полисский. Вселенский разум © Предоставлено организаторами

Духи места наверняка были умилостивлены столь истовым празднованием ночи Ивана Купалы, хотя никакой корневой этники на берегах Угры не звучало, а ощущение от ночных блужданий по зачарованному лесу напоминало сказочные мультфильмы Миядзаки. Хедлайнерами фестиваля стали прославленные английские электронщики The Orb. Выступали они внутри инсталляции «Вселенский разум», которая ночью пережила удивительное преображение. Гигантский «мозг», подсвеченный изнутри постоянно меняющими цвет огнями (режиссером светового шоу выступил Дмитрий Каленик), вдруг утратил свою древесную, корневую, органическую материальность. Он казался то волшебным кристаллом, то костром, в котором по тлеющим углям бегают огоньки-саламандры.

А когда заиграли The Orb, показалось, что перед нами, совсем как в фантастических фильмах, древний, построенный еще до возникновения человеческой цивилизации, космический корабль, готовый взлететь к звездам. Завораживающее выступление группы, вплетавшей в свой сет торжественные жреческие голоса дикторов советских научно-популярных передач и теплые звуки регги и джаза, особенно проникновенно звучащие на фоне отрешенного эмбиента, началось в два часа ночи и завершилось на рассвете, около пяти утра. Причем завершилось неокончательно – рассказывают, что музыканты вновь вернулись и играли чуть ли не до 9 утра уже без разбредшейся на ночлег публики.

Ведь даже таким звездам, как The Orb, не каждый день выпадает возможность напрямую коммуницировать при помощи музыки с вселенским разумом.

Новую работу Николая Полисского «Вселенский разум» можно будет увидеть на фестивале «Архстояние», который пройдет с 27 по 29 июля в деревне Николе-Ленивце (Калужская область)

Источник

Пространство Разума

7 июля в Никола-Ленивце состоялась презентация грандиозной скульптурной инсталляции художника Николая Полисского «Вселенский Разум».

арт объект вселенский разум

Событие:

Еще издали можно было оценить масштаб сооружения: 42 деревянные колонны, расположенные в два ряда по обе стороны от аллеи, ведущей к центральной скульптуре, просматривались уже с подъездной дороги. При дальнейшем приближении внимание сконцентрировалось на их стремящейся ввысь форме и замысловатой чешуйчатой структуре. Как пояснил Николай Полисский, они одновременно выполняют роль приемников и ракет, т.е. могут улавливать вселенскую информацию, а могут распространять ее, отправившись в открытый космос. Но колонны выступают здесь лишь дополнительным ансамблевым элементом, предваряющим кульминационное завершение в виде самого «Вселенского Разума».

Над реализацией Никола-Ленивецкого искусственного интеллекта автор со своей бессменной командой работал около 3-х лет. По словам Полисского, результат стал в большой степени плодом импровизации: «мозг» сам определял вектор развития, хотя и не отступал от заданного вначале алгоритма. Ничто здесь не могло быть случайным – на то он и интеллект, пусть и деревянный. И даже состав Артели «Никола-Ленивецких Промыслов», трудившейся над возведением «мозга», оказался довольно символическим – к примеру, один из старейших соратников Полисского и прораб нынешней стройки носит фамилию Мозгунов.

Рассказывая об образной составляющей проекта, Николай Полисский сравнил свою скульптуру с кудрявой античной головой. И, действительно, густое переплетение деревянных колец напоминает кудри Аполлона даже в большей мере, чем извилины мозга.

Что касается технической стороны проекта, то здесь импровизация уступила место математической точности. Несмотря на пугающий вес нависающей структуры – а это около 20 тонн – сооружение успокаивает своей фундаментальностью и надежностью. Многократно пересекающиеся кольца намертво сцеплены между собой металлическими креплениями и одновременно поддерживают друг друга.

Общая протяженность деревянных конструкций, по словам автора, составляет порядка 50 км. Внутри «извилин» спрятан металлический каркас, а также электрическая проводка, обеспечивающая фантастическую ночную подсветку.

Как оказалось, скульптура имеет еще и внутреннее пространство. Под кудрявой шапкой создана удивительно комфортная, медитативная атмосфера. Здесь всегда тень и гуляет легкий ветерок. В солнечный день неравномерно подсвеченные грани мозговых «извилин» сообщают сооружению дополнительные объем, фактурность и глубину. Художник поделился с собравшимися намерением в будущем облицевать часть граней светоотражающими зеркальными панелями для усиления визуального эффекта.

После детального знакомства со «Вселенским Разумом» Николай Полисский повел гостей через лес к инсталляции «Городище» – месту поселения древних балтов. Там журналистам показали небольшой музыкальный перформанс.

По дороге то и дело возникали увлекательные элементы ландшафтного дизайна: вымощенные камнем тропинки, сформированные на рельефе ступени, деревянные мосты, с которых открывается завораживающий вид на заповедные окрестности, и, наконец, развешенные на ветвях деревянные парнокопытные.

Однако самая зрелищная программа была представлена ночью, когда «Разум» ожил в лучах интерактивного освещения под психоделические композиции музыкального коллектива SoundArtist.ru.

Светом озарилось и все пространство вокруг «Разума». Вспыхнувшие одномоментно светильники, встроенные в землю, светодиодные «светлячки», упрятанные в траве, и большие подсвеченные разными цветами воздушные шары обозначили старт ночного маршрута.

От центральной площадки мероприятия люди тесным строем двинулись в сторону «Городища», вооружившись фонариками и радиоприемниками, настроенными на волну саунд-проекта «Silence Lies / Молчание лжет». Надо отдать должное гостям мероприятия – их не смутили ни значительные расстояния от точки до точки, ни обилие кровососущих насекомых, ни размытые предшествующим проливным дождем тропки.

В полночь зрителям был представлен театральный перформанс Лаборатории Театрика «Камлание Перельмана». А еще через полчаса публику захватило выступление на воде Варвары Павловой, ‘Lisokot and Oid Live’. Девушка в эпическом одеянии выступала на плоту, блуждающем в водах р. Угры.

Феерическим завершением насыщенной программы стало возвращение к подножью «Разума», где до самого утра играл легендарный британский дуэт The ORB.

Значительность события подчеркнута его исключением из рамок грядущего «Архстояния». Николай Полисский пообещал насыщать пространство Никола-Ленивца самобытными и зрелищными объектами и в дальнейшем. Так, к следующему маю планируется возведение Бобура или Центра Помпиду – плетеного сооружения, отдаленно напоминающего одноименное здание в Париже. Это, однако, уже совсем другая история…

Источник

У творческих натур часто возникают необычные, порой, даже бредовые идеи, и местом, где можно было реализовать все свои фантазии, стала деревня Никола-Ленивец. Официально история арт-парка «Никола-Ленивец» началась в 2010 году. Хотя ее истинное начало пришлось на 90-е годы XX века: в это время выпускник МАРХИ В. Щетинин решил найти место, где могли бы поселиться архитекторы, художники, желающие заниматься творчеством на лоне природы.

Первые архитектурные сооружения и арт-объекты здесь были созданы художником Н. Полисским. Все началось со снеговиков: огромное их количество было вылеплено возле реки, эта снежная армия стала своего рода арт-объектом. Лепить их помогали жители окрестных сел, но не бесплатно, а за небольшую денежку. Когда потеплело, снеговики растаяли, но их недолгая жизнь стала началом больших дел.

В 2006 году на территории будущего арт-парка впервые состоялся фестиваль «Архстояние». Его создателем вновь стал Н. Полисский. В фестивале приняли участие архитекторы и художники, местность украсили новые архитектурные объекты. Фестиваль стал ежегодным.

На карте «Никола-Ленивца» – 31 объект лэнд-арта. Самые знаменитые: Маяк, Вселенский разум, Бобур, Позолоченный телец. На самом деле, объектов много больше

Добраться до объекта непросто, но можно.

От Киевского вокзала на электричках до станций Обнинск, Малоярославец, Тихонова Пустынь или Калуга–1, Говардово. Далее на такси до деревни Никола–Ленивец.
Из Калуги можно добраться на автобусе в Кондорово, который отправляется дважды в день по будням и один раз в выходные. Далее вы можете заказать такси Кондорово — Никола-Ленивец.

Эту интригу я раскрою в своем будущем рассказе о путешествии по Калужскому краю на день независимости.

Источник

Никола-Ленивец. Тенденция развития спокойного безумия

Бытует мнение, что в современной России днём с огнём не сыскать смелых проектов. Ведь как считается: всё самое лучшее создаётся где-то там за бугром — в Европе, в США, на Ближнем Востоке или в Китае, да где угодно, но только не на просторах нашей родины. А максимум на что мы способны — бренчать на балалайках да нефть ковшиками из под земли черпать. Выкусите! Есть и в наших краях достойные проекты, причём даже в такой неоднозначной сфере как современное искусство. Пример тому — Никола-Ленивец, крупнейший в Европе арт-парк.

Деревня Никола-Ленивец, давшая название всему арт-парку, находится в Калужской области на левом берегу Угры. Эта с виду обычная речушка, коих тысячи на русской земле, в былые времена играла немаловажную роль в истории нашей родины. По её руслу проходила граница между различными государствами и княжествами, поэтому берега Угры неоднократно становились ареной различных военных столкновений, упоминания о которых встречаются в летописях начиная с XII века.

Название деревни — Никола-Ленивец — как раз и появилось после одного из таких сражений. Вообще, укреплённое славянское поселение на этом месте существовало испокон веков, но до нас не дошло ни его названия, ни какой-либо внятной информации о нём. Существует легенда, согласно которой однажды в канун празднования Дня святителя Николая на деревню неожиданно напали враги с другого берега Угры. Кто это был — татаро-монгольские ли воины, литовские ли рыцари или ещё кто-то — неизвестно, да и в свете этой легенды — неважно. Важно что набег оказался неожиданным и жители деревни вынуждены были бежать из своих домов. Вражеские воины, вдохновившись лёгкой победой, тут же устроили пир. Но беглецы не ушли далеко, они спрятались в ближайшем лесу, собрали дружину и на рассвете, пока все враги спали, полностью разгромили неприятеля. Отсюда и пошло название Никола-Ленивец: первая часть — от имени святого в чей день состоялась победа, вторая — от лени, то ли нашей, не позволившей встать сразу на защиту своих домов, то ли вражеской, не позволившей выставить дозорных.

Кульминация пришлась на 1480 год, когда на Угре произошло «Великой стояние», положившее конец татаро-монгольскому игу. В честь этого события в Никола-Ленивце возвели деревянную часовню, в XIX веке преобразившуюся в каменную Троицкую церковь.

К концу 1980-х годов деревня была на грани вымирания, и наверняка бы в скором времени на картах она стала отображаться сначала как нежилая, а потом и вовсе как урочище, если бы здесь на закате советской эпохи здесь не решили поселиться вольные художники. Долго ли, коротко ли, но в 2006 году в Никола-Ленивце прошёл первый фестиваль лэнд-арта «Архстояние». А там и туристы в эти края потянулись. Деревня ожила.

Всего за годы существования «Архстояния» в окрестностях Никола-Ленивца было создано около ста различных арт-объектов. Часть из них носила исключительно временный характер, поэтому фактически посмотреть в наши дни можно лишь чуть больше тридцати из них.

Самый интересный и запоминающийся — конечно же «Бобур», встречающий всех посетителей арт-парка. Бобур (в оригинале — Beaubourg) — название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду.

«Бобур» В Никола-Ленивце — сложная конструкция, расположенная посреди большого поля и больше похожая не на произведение искусства, а на неведомую инопланетную штуковину, неизвестно как сюда попавшую. Даже днём смотрится очень круто. Но особенно мозгоразрывно «Бобур» выглядит ночью при свете луны.

арт объект вселенский разум

«Позолоченный телец» (он же — ночью).

Деревянная скульптура тельца с позолоченными рогами состоит из трёх ярусов: на нижнем — голубятня, на двух верхних — смотровые площадки. Идея «Позолоченного тельца» — микс из библейского сюжета о спасительном Ноевом ковчеге и образа агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощённого в бронзовой статуе Быка с Уолл-стрит.

арт объект вселенский разум

С верхнего яруса «Позолоченного тельца» открывается прекрасный вид на ещё один арт-объект — «Вселенский разум».

арт объект вселенский разум

Это — крупнейшая инсталляция в Никола-Ленивце («Вселенский разум» — ночью).

Вот описание арт-объекта с сайта парка :

Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле учёные очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает ни чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.

арт объект вселенский разум

«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга.

арт объект вселенский разум

Сюда, как основная направляющая, ведёт двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету.

арт объект вселенский разум

По задумке скульптурный «Вселенский разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации.

арт объект вселенский разум

Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.

арт объект вселенский разум

Маленький деревянный дом кубической формы, размещённый на прямоугольной площадке из досок, на 6 метров поднятой над землёй. Опорами для площадки служат два ствола мёртвых вязов и крутая деревянная лестница, по которой только и можно подняться в домик.

арт объект вселенский разум

Все арт-объекты очень удачно вписаны в окружающий ландшафт.

арт объект вселенский разум арт объект вселенский разум

Так как все они расположены на довольно большой территории, то прогулка между ними сама по себе является отдельным самостоятельным арт-объектом. Это сложно передать словами, но когда прогуливаешься по тропам Никола-Ленивца — эта мысль кажется очень простой и естественной.

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

Согласно официальной легенде, шишек, собранных в окрестностях Никола-Ленивца, не хватило для создания объекта, поэтому их пришлось вывозить из окрестных лесов.

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

По замыслу создателя, находясь внутри объекта, посетитель должен ассоциировать его стены и крышу с небом, усеянным звёздами. Странно, но на мой взгляд — ну сарай и сарай.

арт объект вселенский разум

В середине XX века рядом с Никола-Ленивцем археологи обнаружили древнее городище — укреплённый пункт вятичей. Поселение было окружено земляным валом и состояло из нескольких жилых домов, расположенных в два ряда, а так же хозяйственных построек, в которых хранили урожай и припасы. Жители городища занимались выплавкой железа, причём добыча руды производилась прямо в соседних болотах.

арт объект вселенский разум

На месте древнего городища был создан современны одноимённый арт-объект, отсылающий зрителей к языческим обрядам, которые когда-то проводились на этом месте. Всё это выглядит несколько жутковато, но вполне себе атмосферно. Однозначно, лайк!

арт объект вселенский разум арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

Сердце Никола-Ленивца — Троицкая церковь. От неё открывается вид на ещё два арт-объекта — «Маяк» и «Ухо».

арт объект вселенский разум

Рядом расположен небольшой арт-центр, в котором можно купить вкуснейшие пирожки и различные сувениры, созданные местными мастерами.

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

За церковью — старый погост.

арт объект вселенский разум

Арт-парк «Никола-Ленивец» разделён на две части широкой грунтовой дорогой. Про арт-объекты, расположенные в западной его части, я вам рассказал выше. Пришло время прогуляться по восточной части парка, также известной как ландшафтный парк «Версаль».

На входе — композиция «Борьба дятлов с долгоносиками».

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум арт объект вселенский разум

«Комната художника» в «Арке Бернаскони».

арт объект вселенский разум

На ярких табличках — информация о произрастающих не территории Никола-Ленивца деревьях.

арт объект вселенский разум арт объект вселенский разум

Просто и оригинально!

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

Бельведер «Ленивый зиккурат».

Если вдруг кто не знает, зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

Действительно — «Стена сарая». Прямо как в «О чём говорят мужчины»:

Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Верёвочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать: это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»? Я подумал, туда же всё равно писать нельзя, потому что: либо туалет не работает — закрыто, нельзя, либо ты нассышь в произведение искусства, прямо в душу художнику! И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает».

арт объект вселенский разум

А это — создание новой инсталляции в рамках фестиваля «Архстояние — 2016». Под землёй будет закопан настоящий Mercedes-Benz Geländewagen, попасть в который можно будет только через люк в крыше. Называться так и будет — «Закопанный Гелендваген».

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

На её крыше — смотровая площадка. Вдалеке можно рассмотреть купола Троицкой церкви в деревне Никола-Ленивец.

арт объект вселенский разум

Внутри «Ротонды» — немножко рекламы от вашего покорного слуги. Так сказать, увековечил себя. Теперь надпись «kezling.ru» — тоже часть арт-объекта.

арт объект вселенский разум

арт объект вселенский разум

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Летний променад»

12–21 августа 2016

1. Боровск или Как мы до такой жизни докатились

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *