арзамасский алексеевский женский монастырь

АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю, в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

арзамасский алексеевский женский монастырь

Расцвет Алексеевской общины связан с именем прп. Феодора (Ушакова), в 1762 г. назначенного настоятелем Санаксарского мон-ря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в к-рую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Прп. Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами общины, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 г. община подчинялась Николаевскому мон-рю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 г. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марфа; 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада; 1813-1828). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII в. в ней состояли 38 сестер, в нач. XIX в.- 270. Нижегородский еп. Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».

В 1813 г. указом Нижегородского еп. Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме сестер (ок. 450) была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского мон-ря жен. община, настоятельницы к-рой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 дек. 1845 г. в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным мон-рям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные прп. Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сестрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» (от месяца до года) послушницы. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из К-поля, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 г. обитель владела 1186 дес. земли.

В 20-х гг. XX в. А. м. был закрыт. К 2001 г. на его территории находится воинская часть.

Источник

Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь

арзамасский алексеевский женский монастырьАрзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре — бревенчатую холодную Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 году царь пожаловал обители хлебную и денежную ругу, которая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна. По описи 1686 года, в ней проживали «30 стариц ружных, 20 безружных».

арзамасский алексеевский женский монастырь

К началу XVIII века постройки монастыря обветшали, в 1708 году игуменья Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу монастыряря. На собранные средства в 1723 году были поновлены кельи. В 1744 году перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю, в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте. Со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 августа 1777 года по прошению клириков и прихожан Алексеевской церкви Владимирский епископ Иероним благословил строительство на месте обветшавшего деревянного Казанского храма каменного в честь Вознесения Господня с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской церкви были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевском храме послушницы были переведены в Вознесенскую церковь.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобнй Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 году. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марфа — 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада — 1813-1828). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века — 270. Нижегородский епископ Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».

арзамасский алексеевский женский монастырь

В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные преподобным Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сестрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» — от месяца до года — послушницы. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители — около 500 человек — приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с пределами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; 3-этажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

арзамасский алексеевский женский монастырь

В монастыре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» — дар Пантелеимонова русского монастыря на Афоне. Во время принесения иконы в монастырь в августе 1853 года совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона святителя Николая Чудотворца, по молитвам пред которой в XIX веке прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от которой исцелилось несколько сестер. Знамение от нее получил и посетивший в 1868 году общину преподобный Антоний (Медведев).

Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 года Алексеевский монастырь имел подворье. До революции, по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России.

В 20-х годах XX века монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Источник

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь.

Карта и ближайшие объекты

арзамасский алексеевский женский монастырь

Статьи

Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве «Царского богомолья» в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью.

Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

К началу XVIII века постройки монастыря обветшали, в 1708 году игуменья Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу монастыряря. На собранные средства в 1723 году были поновлены кельи. В 1744 году перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю, в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте. Со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 августа 1777 года по прошению клириков и прихожан Алексеевской церкви Владимирский епископ Иероним благословил строительство на месте обветшавшего деревянного Казанского храма каменного в честь Вознесения Господня с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской церкви были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевском храме послушницы были переведены в Вознесенскую церковь.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобнй Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 году. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марфа — 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада — 1813-1828). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века — 270. Нижегородский епископ Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».

В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные преподобным Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сестрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» — от месяца до года — послушницы. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители — около 500 человек — приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц.

К началу XX века в монастыре было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с пределами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; 3-этажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

В монастыре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» — дар Пантелеимонова русского монастыря на Афоне. Во время принесения иконы в монастырь в августе 1853 года совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона святителя Николая Чудотворца, по молитвам пред которой в XIX веке прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от которой исцелилось несколько сестер. Знамение от нее получил и посетивший в 1868 году общину преподобный Антоний (Медведев).

Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 года Алексеевский монастырь имел подворье. До революции по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России.

В 20-х годах XX века монастырь был закрыт. На его территории располагалась воинская часть. В настоящее время обитель восстанавливается.

В 2008 году при проведении строительных работ в Санкт-Петербурге был обнаружен фундамент храма-часовни, принадлежавшего до революции Арзамасскому Алексеевскому женскому монастырю Нижегородской епархии. За информацией об истории и архитектуре этого храма и монастыря петербургские ученые обратились к создателю музея Нижегородской епархии, благочинному нижегородских монастырей, наместнику Печерской обители архимандриту Тихону (Затекину). По словам отца Тихона, есть надежда, что часовня будет восстановлена.

Как сообщается на сайте Вознесенского Печерского монастыря, данное подворье строилось во время настоятельства в Алексеевском женском монастыре игумении Евгении (Страгородской), родственницы будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В газете «Колокол» от 5 августа 1906 о подворье было написано: «В настоящее время сооружается по Выборгскому шоссе в Лесном большая, довольно красивой архитектуры часовня. При часовне имеется подворье Арзамасского женского монастыря Нижегородской епархии. Освящение часовни состоится на этих днях. В непродолжительном времени она будет обращена в храм. Это будет шестой храм в Лесном».

2 декабря 1915 года был утвержден проект новой часовни, предложенный А.А. Бибером. Осенью следующего года шатровое здание было готово. В октябре 1918 часовня была освещена иеромонахом Иерофеем. Из арзамасского Алексеевского монастыря в Санкт-Петербургское подворье была перевезена чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали».

24 июня 2017 года в Арзамасе завершились двухдневные торжества по случаю возвращения в Новодевичий Алексеевский женский монастырь одного из чтимых списков чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» – главной святыни возрождающейся обители. В начале 2017 года святыня была обретена стараниями попечителей обители. Икона была утрачена в 20-е годы ХХ века после закрытия монастыря. Образ является одним из чтимых списков известной иконы. При личном участии заместителя губернатора Нижегородской области Антона Аверина он был найден в одной из частных коллекций. Аверин из собственных средств выкупил икону и передал в дар восстанавливаемому монастырю. 23 июня святыню встретили в Арзамасе и крестным ходом торжественно перенесли в Воскресенский кафедральный собор. По прибытии ее в храме были совершены всенощное бдение с акафистом Божией Матери.

Источник

Арзамасский Алексеевский Новодевичий монастырь

арзамасский алексеевский женский монастырь

Арзамасский Алексеевский Новодевичий монастырь запись закреплена

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Празднуется 6 ноября. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный в Москве в 1688 году от Рождества Христова патриаршей родной сестре Евфимии. Однажды, во время утренней молитвы, Евфимия услышала голос Божией Матери:

Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни.

Икона была найдена в храме Преображения Господня на Ордынке, после чего Евфимия исполнила всё, что ей было сказано, и исцелилась.

арзамасский алексеевский женский монастырь

Арзамасский Алексеевский Новодевичий монастырь запись закреплена

Завтра Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

арзамасский алексеевский женский монастырь

Арзамасский Алексеевский Новодевичий монастырь запись закреплена

арзамасский алексеевский женский монастырь

Арзамасский Алексеевский Новодевичий монастырь запись закреплена

5 ноября Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ.

Старший брат Христа
Загадка «братьев Господних», неоднократно упоминаемых евангелистами, веками занимала богословов. По замечанию Фредерика Фаррара, по этому вопросу уже в XIX веке были написаны целые тома;
Показать полностью. при этом «доказательства так равносильны, затруднения каждого мнения так очевидны, что настаивать догматически на каком-либо положительном решении этого вопроса было бы противно интересам добросовестного исследования».

Из Евангелия известно лишь, что братья сопровождали Христа во многих путешествиях, но в мессианское достоинство Его не верили до самого Воскресения. Они с Девой Марией были одной семьей, но Иисус на кресте поручил Ее не им, а апостолу Иоанну. Поэтому и евангелистов они мало интересуют до их последующего превращения в мужей апостольских и быстрого возвышения в Церкви одного из них — Иакова, которого апостол Павел ставит вровень с апостолами Иоанном и Петром (Гал 2:9). Ему же принадлежит и первое соборное послание.

Христианский епископ и иудейский цаддик
Согласно наиболее распространенной версии, Иаков, как и другие братья Господни, был сыном Иосифа от первого брака — до обручения его с Девой Марией и, по свидетельству древних писателей (Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия), стал первым епископом Иерусалима.
Как глава Иерусалимской Церкви он в 51 году председательствовал на Апостольском Соборе, и голос его был решающим: сделанное им предложение стало резолюцией Апостольского Собора (Деян 15) — только после его слов, несмотря на все уважение к выступавшим до него апостолам Петру и Павлу, было признано, что отныне не одни иудеи, но и язычники призваны составить народ Божий. Ведь Иакова в Иерусалиме считали праведником (по-еврейски — цаддиком) и защитником еврейского народа, и его истолкованию воли Божией без ропота покорилась вся Церковь евреев-христиан.

Ему достался тяжелый крест — 30 лет созидать христианскую общину среди ярых идейных врагов христианства. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил Иерусалим, пришедшие повидаться с ним пресвитеры говорили: Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона (Деян 21:20).

Но после многих лет мудрого и сравнительно спокойного руководства Иерусалимской Церковью апостолу Иакову пришлось на себе испытать, что отпавшим от благодати вождям иудеев невыносим истинный праведник, даже поступавший по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
Свой? Чужой?
Вообще-то разногласия в вопросах веры между своими — притом существенные (например, разногласия саддукеев и фарисеев) — у иудеев допускались. И к христианству они относились, в принципе, спокойно, пока дело не касалось отношения к язычникам и соблюдения закона.

А так как иерусалимские христиане-евреи как раз строго соблюдали закон и обряды, то их в течение тридцати лет спокойно допускали в Иерусалимский храм, который иудеи ревниво оберегали от всякого, чуждого их вере. И глава иерусалимских христиан апостол Иаков даже пользовался почетным правом молитвы в Святилище Храма — «входить во Святая». Быть может, именно уважение и любовь народа побуждали священников закрывать глаза на христианскую веру этого, в общем-то, по-иудейски праведного и «правильного» еврея.

Но влияние христианства среди евреев, благодаря народному доверию к личности апостола Иакова, росло, и синедрион решил положить этому конец.

«Се, оставляется вам дом ваш пуст»
Историк Егизипп, сам по рождению еврей, описывает это так:

«Пришедши к Иакову, они сказали ему: “Просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении и Иисуса признает Христом (Мессией). Вот теперь все сошлись на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами, вместе с народом, свидетельствуем о твоей праведности и нелицеприятии; так убеди же людей не ошибаться в рассуждении Иисуса. Тебя все послушают, и мы — со всеми. Стань на крыле Храма, чтобы сверху ты был видим и чтобы слова твои были слышны целому собранию…” А на Пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников».
То, что за этим последовало, совершенно вывело из себя старейшин: поставленный на крыле храма апостол Иаков не только не отрекся от Христа, но всенародно и громогласно засвидетельствовал свою христианскую веру. И это свидетельство на многих так подействовало, что они тотчас начали «славословить Иисуса, восклицая: Осанна Сыну Давидову!»

Старейшины в бешенстве решили для примера тотчас наказать отступника.

«Они взошли, сбросили праведного и сказали друг другу: убьем его камнями, и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колени и говорил: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти, они не знают, что делают”. Между тем как на него летели камни, некто, священник, один из сынов Рихава, сына Рихаимова… вскричал: “Стойте, что вы делаете? Праведник за нас молится”».

Но тут один из них, суконщик, схватил скалку, на которую накатываются сукна, ударил ею праведника по голове, и тот скончался. На том месте его и погребли. «Над его могилою, подле Храма, и доселе стоит памятник», — прибавляет Егизипп, живший менее чем через сто лет после случившегося. А вскоре последовало нашествие Веспасиана на Иудею. Пал храм — последняя духовная опора и защита Израиля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *