арзамасский спасо преображенский мужской монастырь официальный сайт
Об Арзамаском Спасо-Преображенском мужском монастыре
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.
Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.
Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.
В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.
О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.
В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.
В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.
К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.
Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.
Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В 2015 г. Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы.
22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжилось. Были отремонтированы кровля и фасад Спасо-Преображенского собора, храм Рождества Богородицы был возведен под крышу; также начались работы по строительству разрушенной монастырской колокольни и был осуществлен ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Восстановительные работы продолжились: храм Рождества Богородицы украсили купола, завершилось возведение колокольни и части монастырских стен. Идут работы и внутри Спасо-Преображенского собора: вставлены новые окна, идет монтаж полов и реставрация фресок. Расселен бывший игуменский корпус. И все это происходит под постоянным контролем и попечением правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Георгия, митрополита Нижегородского и Арзамасского. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.
Спасо-Преображенский мужской монастырь,г.Арзамас
Спасо-Преображенский мужской монастырь,г.Арзамас запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
6 НОЯБРЯ — ПРАЗДНИК ИКОНЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Среди богородичных икон есть несколько таких, отношение к которым в православном народе очень теплое, глубоко личностное. К ним относится и икона «Всех скорбящих Радость». Даже ее название говорит о том, что к ней обращаются в скорбях: болезнях, нужде, горе.
Показать полностью.
В народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях больных, которые совершались после молитв у этой иконы. Самое первое из упомянутых в рукописных документах чудес произошло 6 ноября 1688 года. Именно с него и началось особое почитание этой иконы – сперва в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге.
Согласно преданию чудесное исцеление по молитвам у этой иконы получила родная сестра патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Она была настолько серьезно больна, что уже давно не вставала с постели. Она усердно молилась Богородице об исцелении и вот однажды услышала отклик Царицы Небесной, Которая велела ей призвать священника из храма Преображения на Ордынке с образом «Всех скорбящих Радость».
Икона действительно стояла в этом храме с левой стороны, где обычно становятся на службе женщины. И была она уже тогда весьма древней. К сожалению, историки не смогли установить, как и когда эта икона попала в храм, но вероятнее всего она была приобретена для него в 1685 году, когда сам храм был заново отстроен в камне.
Священник пришел к больной, принес с собой древнюю икону, отслужил водосвятный молебен, окропил освященной водой болящую, и та полностью выздоровела. Возможно, чудесные исцеления по молитвам у этой иконы случались и раньше, но благодаря тому, что на этот раз чудо произошло с сестрой патриарха Московского, история эта стала широко известна. К иконе потекли сотни больных и убогих. По преданию, многие из них получали исцеление и избавление от бед.
Древняя икона была укреплена и отреставрирована, были также написаны специальные молитвы, обращенные к Богородице, чтобы читать их именно у этого чудотворного образа. Появились и многочисленные списки с иконы, сделанные в царской иконописной мастерской.
Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Но был это оригинал чудотворной иконы или список с нее – неизвестно.
Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы.
иеромонах Димитрий (Самойлов),
Спасо-Преображенский мужской монастырь,г.Арзамас запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
Спасо-Преображенский мужской монастырь,г.Арзамас запись закреплена
Нижегородская епархия
Спасо-Преображенский мужской монастырь,г.Арзамас запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы 22 октября/4 ноября было установлено в 1649 году в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Показать полностью.
Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков.
После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 году, во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от Казанской иконы Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков (по старому стилю).
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 году Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 года в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной.
Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.
История
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.
Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой кремль-острог. Обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.
Именно после появления монастыря началось распространение христианства в Арзамасском крае. Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был построен из дерева, в том числе и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы — довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.
С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател. Строились новые храмы и хозяйственные здания. Обветшавшие деревянные постройки разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор в честь Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе. Вторая церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала она строилась как теплая. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи. За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, сейчас это двхэтажное ветхое полуразрушенное здание.
Третья церковь над Святыми вратами во имя святого великомученика Георгия была построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось духовное училище, а в левом — братские кельи. Сейчас здание снесено, хотя уже восстановлена часовня во имя Спаса нерукотворного образа, примыкавшая к зданию бывшего духовного училища.
Колокольня (ныне разобрана), относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг).
В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.
К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют.
В 1927 году Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. В сохранившихся келейных корпусах до сих пор проживают миряне.
20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря. Обители была передана церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, до революции являвшаяся приходской.
Благовещенский приход имел один храм, который существовал в Арзамасе фактически с начала основания города. Именовалась она «Благовещенская на посаде», так как находилась поблизости от крепостных стен, рядом со Спасским монастырем. Была она деревянной, холодной, с двумя приделами: один — во имя святого Иоанна Предтечи и второй — во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Рядом стояла каменная церковь, посвященная трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которая имела тоже придел в честь святителя Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы.
Прихожанами церкви были преимущественно богатые люди. В 1775 году на месте прежних двух храмов начал строиться новый каменный. Окончательно постройка была закончена в 1788 году. Храм был воздвигнут, по тогдашнему выражению, двухрамовый, то есть внизу теплый, в наверху холодный. В церкви было освящено шесть престолов – те же, что были и в прежних храмах. Архитектура новой церкви была отчасти заимствована с незадолго до этого построенного в Саровской пустыни Успенского собора.
Нижний теплый храм был освящен игуменом Спасского городского монастыря Иоасафом в 1777 году. Главный престол во имя трех святителей, правый – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – мученицы Параскевы Пятницы. Главный престол верхнего холодного храма, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был освящен в 1784 году преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским, который специально для этого прибыл в Арзамас. Остальные два – правый — во имя Иоанна Предтечи и левый — во имя архистратига Михаила, — в 1788 году протоиереем Иоанном Андреевым.
В первоначальном своем виде церковь была не настолько богата. Не было больших колоколов и позолоченных подсвечников, не было серебряных риз на иконах, не было больших колоколов, а главы церкви были окрашены медянкой. Все это собиралось и наполняло храм в течение более чем сотни лет благодаря усердию не одной сотни прихожан.
25 февраля 1827 года был отлит приезжим из Воронежа мастером, купеческим сыном Владимиром Степановичем Самохваловым, самый большой в Арзамасе колокол. Событие это сохранялось в рассказах старожилов более 70 лет. Колокол этот весил около 300 пудов. Прихожанин купец Петр Иванович Скоблин перелил его, прибавив около 200 пудов своей меди. Медь эта состояла большей частью из медной монеты времен Павла I, которой свезено было на двор Скоблина с большой предосторожностью несколько возов. Колокол в 500 пудов вышел очень хорош; для лучшего подбора звона брат Петра Ивановича, Василий Иванович Скоблин в 1804 году слил полиелейный колокол пудов в 250. Но вот большой колокол Петра Ивановича оказался непрочным: его разбили еще при жизни жертвователя; тогда прихожане добавили еще 150 пудов и вызвали перелить колокол известного мастера Самохвалова. Колокол был отлит и вышел очень хорош. Прихожане захотели его взвесить. Взялся за это механик-самоучка Семен Семенович Щегольков, который соорудил для этого коромысло. Гири собрали чуть не со всего города. Весу оказалось 654 пуда. Колокол этот многие годы служил одним из лучших украшений Арзамаса.
В 1851 году была в Арзамасе ужасная буря, которой с Благовещенской церкви снесло северо-западную главу и поставило ее рядом с церковью. Последствия этого события послужили к украшению Арзамаса. Старостой в то время был Сергей Иванович Мунин, который отличался особенным благочестием и попечением о храме. По его инициативе, которую многие арзамасцы на первых порах называли безумной, церковные купола были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами. Мастера, золотившие главы Саровского монастыря, братья Лысковцевы, жили в Арзамасе и взялись за эту работу. Большая часть из требовавшихся 25 тысяч рублей была пожертвованы прихожанином-купцом Дмитрием Ивановичем Поповым. На золочение глав ушло целых 18 лет. Крест на первую большую главу подняли 14 сентября 1859 года. В 1864 году Д.И.Попов скончался и окончить дело пришлось уже его сыну Ивану Дмитриевичу. Последний крест был поднят в 1869 году на ту самую главу, которая была снесена бурей. Всего же за время двадцатилетнего служения церкви С.И. Мунина от прихожан на украшение храма поступило 18 пудов серебра.
К концу XIX века внутреннее убранство церкви было великолепно. Особенной красотой отличались иконостасы верхней церкви. Были они подлинными шедеврами искусства: прекрасной резьбы, позолоченные. Иконы нижних ярусов иконостасов, а также висевшие на колоннах — около 40 — были украшены серебряными вызолоченными ризами. На средства Сергея Николаевича Бебешина, потомственного почетного гражданина Арзамаса и старосты церкви, который сменил в этой должности С.И. Мунина, в 1885 году храм был обнесен великолепною оградою с двумя воротами. Он же заменил все старые подсвечники массивными вызолоченными.
Благовещенская церковь была закрыта в 1929 году По плану в ней должна была располагаться школа второй ступени, однако вместо нее там разместили общежитие студентов. Иконостасы верхнего храма и фрагменты иконостасов нижнего, власти города продали московской конторе «Антиквариат», а та, в свою очередь, отправила их за границу. В мае 1930 года были сняты позолоченные купола, вес которых составил 1647 кг. За советский период в церкви располагался и склад горючего МТС, и сберкасса, и еще ряд различных организаций.
Восстановление храма началось зимой 2003-2004 года. Первая литургия отслужена на Благовещение в 2004 году.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI в., первоначально был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище.
Главный деревянный храм богатого Спасского монастыря должен быть величественным высоким зданием башенного типа, с небольшим по площади, но вытянутым вверх объемом молельного зала. Для такого образа подходил очень распространенный в строительстве того времени тип храма, называемый «о двадцати стенах». В основании – четырехугольный равносторонний сруб, к каждой стороне которого пристроены небольшие помещения, служащие для размещения алтаря, ризницы и сеней. Эти небольшие помещения удачно покрываются тремя рядами убывающих кверху кокошников – бочечная кровля. Четырехугольный сруб – четверик, традиционной продолжался восьмиугольным срубом – восьмериком, а уже восьмерик, во второй половине XVI века, непременно покрывался шатровой кровлей. Завершался шатер храма луковичной главкой с крестом на шейке-барабане. Главка и шейка обычно покрывались лемехом: осиновой фигурно вырезанной дощечкой. Вход в здание оформлялся высоким крыльцом, которое защищалось от дождя и снега скатной крышей.
С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, обустраиваясь новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным зданием в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К его постройке приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Ново-Спасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Но в том же 1638 году игумен Иона был переведен в Ново-Спасский монастырь, а его преемник игумен Корнилий по какой-то причине убавил размеры храма и иконостаса. При нем же была закончена постройка этого здания. Собор был освящен не позже 1643 года.
Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «. средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.
Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».
После Октябрьской революции 1917 г. здание собора было опечатано. 16 марта 1919 г. община верующих при Спасском монастыре заключила договор с Арзамасским Совдепом о передаче им двух церквей, в том числе и Преображенского собора. Несмотря на официальное разрешение властей, через полтора года исполнитель судебных решений т.Каменев по поручению Арзамасского Бюро юстиции объявил о ликвидации Спасского монастыря и опечатал его храмы. После заявлений и ходатайств общины в 1921 году Президиум Уисполкома всё-таки оставляет за общиной две церкви: Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы. Потом властям показалось, что двух церквей для Спасской общины много, и вскоре Спасский собор был отобран у верующих. Это произошло не позднее 1924 года, так как в этом году был заключен новый договор на пользование уже только одной церковью – Рождества Пресвятой Богородицы. Спасский собор поначалу был занят военными складами 51-го полка (с сентября 1925 г.), а к 1928 г. – Уездным архивом.
В 2015 году после передачи Преображенского собора церкви и подготовки к переезду Архив выехал из церковного здания. Сейчас в Соборе ведутся ремонтно-реставрационные работы.
1. Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI – XX вв. Монография. – Арзамас, 2010.
2. Потороев А. Разоренные храмы. Очерки Арзамасского богоборчества. – М., 2006.
3. Четыркин И.Н. Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Краткий исторический очерк. (По изданию 1888 г.). – Арзамас, 2003