аспекты готовности к обучению в школе
«Основные аспекты готовности ребёнка к обучению в школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные аспекты готовности к школьному обучению
О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят учителя, говорят родители, говорят психологи, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах огромное количество книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены слова «Подготовка к школе». Что же подразумевает под собой это словосочетание «готов к обучению»? Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный .
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Можно выделить несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе признаётся мотивационный план. Выделим две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома.
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, Коллектив корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
В качестве показателей психологической готовности необходимо также выделить и интеллектуальное развитие ребенка. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.
В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие:
а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, верно ли ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях. А также помогает определить уровень развития его речи.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.
Личностная готовность к школьному обучению.
Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольного игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьной учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень первоначального, фактического склада личности.
Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению
Ирина Иванова
Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению
Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Нужно будет полдня провести в школе за уроками, без тихого часа, как в саду, внимательно слушая и выполняя задания учителя, самостоятельно добраться до дома, выполнить домашнее задание, на все это требуются силы.
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект,включает в себя четыре компонента: интеллектуальная готовность, социальная, волевая, мотивационная.
1. Социальная готовностьподразумевает следующее:
— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно
оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
2. Волевая готовность ребенка к школе предполагает:
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но
этого требует учебная программа;
— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно
слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы
— умение доводить начатое дело до конца.
3. Мотивационная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает желание ребенка идти в школу. Мотивация может быть внешней (приобретение новых красивых атрибутов для обучения в школе, карандаши, тетрадки, рюкзаки, новая школьная форма) и внутренней, когда ребенок идет в школу с желанием узнавать что-то новое. Внешняя мотивация присутствует практически у всех детей, важно, чтобы она со временем переросла во внутреннюю, иначе обучение быстро наскучит.
4. Интеллектуальная готовность к школе означает:
— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них
— должны соответствовать возрасту развитие внимания, памяти, речи, логического
— ребенок должен ориентироваться в пространстве, то есть не только знать «лево
право, под-над и т. п.»,но и уметь ориентироваться на местности: знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее;
— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
Что же может уметь ребенок к началу школьного обучения?
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо,но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
•Запоминание 10-12 картинок.
•Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
•Пересказ текста из 4-5 предложений.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,
«лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
•Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
•Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над,
• Умеет выражать свое мнение, аргументировать и доказывать его.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
• солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.
Полезные упражнения для развития речи и мышления.
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
• Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
«Готовим ребенка к школьному обучению» «Готовим ребенка к школьному обучению» Воспитатель :Т. И. Мкртчян Слайд№1 Готовность к обучению в школе рассматривают как комплексную характеристику.
Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» В современной психологии выделение компонентов.
Педагогическая характеристика готовности дошкольника к начальному школьному обучению «Педагогическая характеристика готовности Артёма Г. к начальному школьному обучению». Педагогическая характеристика на выпускника Степановского.
Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.
Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?» Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс — чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается.
Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Одним из важных направлений в деятельности с дошкольниками с ограниченными.
Особенности психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе компенсирующей направленности Когда ребёнок достигает 6-7 летнего возраста и оказывается на последней ступени обучения в детском саду, перед педагогами встаёт одна из.
Рекомендации по повышению уровня готовности детей к школьному обучению Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка.
Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению»
Инна Лихачева
Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению»
Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш легко вольется в школьную жизнь. Все стараются как можно лучше подготовить будущего школьника: усиленно занимаются дома, ходят на развивающие занятия, посещают подготовительные курсы, покупают самую красивую школьную форму. Все это, конечно, очень важно и нужно. Но если спросить у родителей, когда же должна начинаться подготовка детей к школе, ответы будут самые разные. Кто-то считает, что достаточно месяца – двух усиленных занятий, кто-то – полгода, кто-то – год перед школой. Иногда даже студенты первых курсов педагогических университетов затрудняются с ответом. На самом деле подготовка детей к школе происходит в течение всего дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность.
До поступления в школу, у ребенкадолжны быть сформированы знания об окружающей среде:
— знания о себе, о своей семье, о своем городе, улице;
— знания о явлениях природы, временах года, месяцах, днях недели;
— знания о взрослых людях: по возрасту, профессии, качествам характера.
Занимаясь с ребенком предшкольной подготовкой,учитывайте следующие моменты:
— Планируйте занятия таким образом, чтобы дети достигали успеха в своей деятельности.
— Хвалите ребенка за достижения и успехи.
— Старайтесь положительно относиться к неудачам ребенка.
— Будьте терпеливы, когда приходится показывать одно и то же много раз.
— Концентрируйте внимание на сильных чертах ребенка, а не на его слабостях. Планируйте дальнейшую работу, опираясь на эти сильные стороны.
— Задачи должны быть достаточно сложными, чтобы быть интересными, однако не слишком, чтобы не вызвать у ребенка растерянности и отторжения.
— Будьте постоянными в своих требованиях к ребенку.
— Доверяйте ребенку отвечать за любые виды деятельности.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
В дошкольном возрасте главным занятием является игра. Это все знают. И ребенок должен отыграть свое время. Иначе в школе под партой окажутся машинки и куколки. Игры нужны самые разные, но, по возможности, не компьютерные. Прекрасно, если ребенок умеет играть не только с машинками или конструктором. Очень хорошо, если у него мягкие игрушки являются полноценными партнерами в игре. Замечено, те дети, которые в 4-6 лет играли в ролевые игры с развернутым сюжетом, в средней школе легче справляются с геометрией.
Все знания дошкольнику нужно преподносить в игре. То, что узнается без принуждения, в игровой форме, запоминается надолго. А будущему школьнику просто необходим широкий кругозор.
Существует список литературы, с которой обязательно нужно познакомить детей. Ежедневно чтению надо уделять не менее получаса. Старшие дошкольники, которым постоянно много читают, различают литературные жанры, знают писателей, могут инсценировать произведение. У них рано появляется желание самому научиться читать. Значение литературы трудно переоценить. Для увеличения словарного запаса родителямжелательно взять за правило маленький секрет: каждый день у ребенка должно появляться одно новое слово. Дети с хорошо развитой речью обычно хорошо учатся.
Как подготовить ребенка к школе дома
Ребенка обязательно нужно приучить к режиму и ранним подъемам, кормить полноценным завтраком. Это правило желательно сохранить на протяжении всей школьной жизни.
У старшего дошкольника должно быть свое рабочее место. В нем нужно поддерживать строгий порядок. Это дисциплинирует.
Особое внимание надо уделять развитию кисти. Приемов масса. Очень помогает вышивание и вязание. Мальчишки вяжут крючком с не меньшим удовольствием, чем девочки. А владеть иголкой уж точно в жизни пригодится.
Обычно в каждой школе с сентября начинает работать школа будущего первоклассника. Для ребенка, не посещающего детский сад, она может оказать неоценимую помощь. Особенно нужны такие подготовительные курсы для поступающих в гимназии и лицеи. Там педагоги и дети знакомятся друг с другом. Дети привыкают к требованиям. Родители узнают о необходимом объеме специальных знаний будущего школьника.
Что является специальной подготовкой детей к школе
Перед поступлением в школу, ребенка обязательно протестирует психолог на определение школьной зрелости. Если показатели будут низкими, лучше идти в школу не с шести, а с семи лет. Это право родителей. Кроме психологической готовности, ребенок должен иметь определенные знания, а родителям необходимо знать, что является специальной подготовкой детей к школе.
В первую очередь это: физическое развитие; развитие памяти; развитие речи; развитие интеллекта; развитие умственной готовности к чтению, письму и счету; умение контролировать свое поведение и желания; умение общаться и находить компромиссы с детьми и взрослыми; способность к длительному сосредоточению; умение и желание к преодолению трудностей; воля к победе; умение работать до получения определенного результата.
Большинство старших дошкольников обладают этими качествами. Чтобы исключить какие-то неприятные моменты при подготовке к школе, лучше заранее проконсультироваться с логопедом, психологом, воспитателем и учителем. И тогда старт в школьную жизнь будет успешным.
Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации.
Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» В современной психологии выделение компонентов.
Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние.
Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Требования, которые предъявляет ребёнку школа, или готовность к школьному обучению Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости.
Формирование готовности дошкольника к школьному обучению Я хочу поделиться своей статьей, с которой я выступала на Всероссийской научно-практической конференции Формирование готовности дошкольника.
Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школьному обучению» Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,.
Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» 1. Вступительное слово педагога Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному.
Консультация для родителей по вопросу готовности ребенка к школьному обучению «А надо ли торопиться в школу?» Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс — чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается.