аспида в архитектуре храма
Апсида
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Однако существуют и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами — на востоке и на западе. [1]
Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря.
К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Апсида» в других словарях:
апсида — апсида, абсида Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Москва. Церковь Никиты… … Словарь храмового зодчества
Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В… … Художественная энциклопедия
АПСИДА — (греч.). 1) полукруглая ниша со сводом у алтаря, находившаяся под отдельной крышей, на восточной стороне церквей романского стиля. 2) два крайних пункта по пути планеты или кометы, где она ближе всего или дальше от солнца. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Апсида — Апсида. АПСИДА (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида алтарный… … Большой Энциклопедический словарь
апсида — выступ, точка, абсида Словарь русских синонимов. апсида сущ., кол во синонимов: 3 • абсида (1) • выступ … Словарь синонимов
АПСИДА — (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских храмах алтарный… … Современная энциклопедия
АПСИДА — астрах. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Апсида — (Apsis, absis) так называлась в церковной архитектуре раннейэпохи средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатаяниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельнуюархитектурную часть под особой крышей.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Апсида — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Апсида — ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В трехчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника. Источник: СП… … Официальная терминология
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Апсида
Полезное
Смотреть что такое «Апсида» в других словарях:
апсида — апсида, абсида Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Москва. Церковь Никиты… … Словарь храмового зодчества
Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В… … Художественная энциклопедия
АПСИДА — (греч.). 1) полукруглая ниша со сводом у алтаря, находившаяся под отдельной крышей, на восточной стороне церквей романского стиля. 2) два крайних пункта по пути планеты или кометы, где она ближе всего или дальше от солнца. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Апсида — Апсида. АПСИДА (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида алтарный… … Большой Энциклопедический словарь
апсида — выступ, точка, абсида Словарь русских синонимов. апсида сущ., кол во синонимов: 3 • абсида (1) • выступ … Словарь синонимов
АПСИДА — (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских храмах алтарный… … Современная энциклопедия
АПСИДА — астрах. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Апсида — (Apsis, absis) так называлась в церковной архитектуре раннейэпохи средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатаяниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельнуюархитектурную часть под особой крышей.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Апсида — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Апсида — ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В трехчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника. Источник: СП… … Официальная терминология
Апсида (архитектура)
Апси́да (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), абси́да (лат. absis ) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Смотреть что такое «Апсида (архитектура)» в других словарях:
Апсида (значения) — Апсида: Апсида (архитектура) выступ здания. Апсида (астрономия) точка эллиптической орбиты небесного тела. Списо … Википедия
Апсида — У этого термина существуют и другие значения, см. Апсида (значения). Апсида … Википедия
Архитектура домонгольского Смоленска — Свирская церковь центральный памятник смоленской школы в первоначальном виде создавала «эффект динамически напряженной композиции, торжествующего взлёта» (П. А. Раппопорт). Каменное зодчество Смоленского княжества… … Википедия
Архитектура Португалии — Клуатры Монастыря иеронимитов в Лиссабоне … Википедия
Архитектура Великобритании — Британская архитектура сложилась в результате смешения стилей Вверху: Здание Парламента в Северной Ирландии В центре слева: Небоскрёб Мэри Экс и Церковь Св. Андрея … Википедия
АПСИДА — (от греч. hapsis свод) полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небесный свод. Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба, который над… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Архитектура Полоцкого княжества — Перестроенная в XIX веке Спасская церковь Ефросиньевского монастыря сохранила черты своей первоначальной архитектуры лучше, чем другие полоцкие памятники. Каменное зодчество … Википедия
Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах… … Архитектурный словарь
Архитектура Византии — Интерьер Софийского собора, шедевра византийской архитектуры … Википедия
ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА — Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. область архитектуры, специфика которой определяется характером материала. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных… … Православная энциклопедия
Апсида
Апсида – в переводе с латинского, «арка», или «свод». Это полукруглый, прямоугольный или граненый выступ в здании, увеличивающий его пространство.
В православных храмах апсиды, как правило, располагаются с восточной стороны и образуют собой алтарь – важнейшую часть церковного здания,где происходит главное церковное Таинство, Евхаристия – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Иногда апсиды могут иметь исключительно декоративную функцию. Так, главный храм московского Высоко-Петровского монастыря, собор святителя Петра, обрамляют со всех сторон восемь апсид. Алтарь при этом размешен в одной из них – а именно, в восточной.
Сергей Аверинцев. Отрывок из книги «Многоценная жемчужина»
Итак, пещера предстает как ниша – или, в христианском образном ряду, алтарная апсида.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.