ассирийский храм в москве фото

Храм Мат Марьям в районе Южнопортовый объединил всех ассирийцев в столице

ассирийский храм в москве фото

На Шарикоподшипниковской улице находится храм Мат Марьям. Он объединяет пять тысяч ассирийцев, проживающих в Москве и Подмосковье. Корреспондент «Юго-Восточного курьера» побывала в Ассирийской церкви Востока и узнала, как живет в столице один из древнейших народов.

Скромность и простота

ассирийский храм в москве фото

Эдгар Битбунов// из личного архива

В храме во имя Пресвятой Девы Марии аскетично. Никаких икон и скульптур. Перед алтарем расположены скамьи. На правой стороне сидят мужчины, на левой – женщины. Богослужения идут на ассирийском и частично русском языках.

– Церковь – наш дом, – говорит прихожанин Эдгар Битбунов. – Ее построили на пожертвования по подобию ассирийского храма в Багдаде и открыли в 1998 году. Ассирийцы приняли христианство в I веке н.э.. Одно из отличий нашей вера с православными – в исповеди. У нас она общая. Люди исповедуются на службе про себя.

Чистильщики обуви

Родина ассирийцев – современная территория Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Империя ассирийцев просуществовала в Месопотамии с XXIV по VII века до н.э., пока их не завоевали мидийцы и вавилоняне. В конце XIX века первые ассирийцы стали приезжать в Россию на заработки. После геноцида христиан около 50 тысяч ассирийцев бежали в 1914 – 1918 годах в Россию, Грузию, Армению, Азербайджан и Украину.

– Мои предки переехали вначале в Грузию, потом – на северный Кавказ, – рассказал 43-летний Эдгар. – Первое время ассирийцы не знали русского языка, поэтому брались за самые невостребованные работы – уборку улиц, ремонты и роспись квартир и домов. Мои дедушки, а также отец в молодости работали чистильщиками обуви. Из гуталина и парафина варили мазь. Причем она получалась первоклассной, не то, что сейчас – высыхает за день на солнце или обувь портит. Между ассирийцами даже проводились конкурсы на звание лучшего чистильщика обуви.

Сейчас среди ассирийцев можно встретить представителей любых профессий – водителей, мастеров маникюра, онкологов, нейрохирургов, юристов, полицейских, рэперов, композиторов.

Ассирийский язык изучают в семье и на курсах

Эдгар Битбунов переехал в Москву семь лет назад из Тбилиси. Там он получил высшее юридическое образование и работал адвокатом. Здесь первое время трудился поваром и инкассатором. Сейчас является руководителем региональной общественной культурно-просветительской организации ассирийцев «Бнета».

– Я быстро к Москве привык. Сразу себя как дома почувствовал. Москва удивила своим масштабом. Едешь, а она не кончается, – рассказывает Эдгар.

Он знает родной ассирийский язык.

– Наш язык передается в семье из поколения в поколение. В основном дома мы говорим на русском, но 30 процентов общения занимает ассирийский язык, – говорит Эдгар. – Ассимиляция идет семимильными шагами. Даже я иногда забываю слова. В московской общине мало людей знают родной язык, поэтому при церкви существуют бесплатные курсы по изучению ассирийского языка.

Открыли национальный ансамбль

ассирийский храм в москве фото

Сальби Азизова с мужем и детьми// из личного архива героини

Сальби Азизова родилась в Москве в интеллигентной семье. Ее отец работал переводчиком. Родственники переехали в Россию из Азербайджана в 1916 году. Сальби по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Муж ее – предприниматель. Вместе они воспитывают 16-летнего сына и 23-летнюю дочь.

– Со своим мужем познакомилась на танцах. Я с детства любила танцевать. Основным движениям научили родители, а в 1990-х годах я еще ходила в ассирийский ансамбль «Шамирам», – рассказала 42-летняя Сальби. – Год назад меня пригласили преподавать национальные танцы в недавно созданный фольклорный ансамбль «Иштар». Сейчас у нас занимаются 40 детей от четырех до 15 лет, в том числе мой сын и дочь. Наши танцы похожи на русские хороводы. По большей части они зажигательные и веселые. Их танцуют на свадьбах и праздниках.

Ассирийцы отмечают около 12 праздников. Основные из них – Новый год (1 апреля), день Святой Марии (28 августа) и день Святого Георгия (23 ноября).

– В эти дни арендуем большие залы, приглашаем ассирийских музыкантов. Гости танцуют национальные танцы. Готовим национальные блюда и угощаем соседей и бедняков, – говорит Эдгар.

Все национальные праздники отмечаются и в церкви, куда могут прийти все желающие.

Источник

Сапожник без сапог. Как живут ассирийцы в Москве

«Сноб» продолжает изучение жизни московских диаспор. В этом выпуске читайте про столичных ассирийцев: как получилось, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином, чем сейчас занимаются бывшие сапожники, откуда они приехали и как поддерживают связь с родиной

Поделиться:

В одном из дворов на Трехгорке стоит небольшой деревянный дом. Каждый вечер здесь собираются восточные мужчины. Главная тема в последнее время — война в Сирии и Ираке. «Это же точное повторение событий 1915 и 1918 годов!» — говорит Геннадий, услышав об убийствах христиан. Большинство христиан на территориях Сирии и Ирака, преследуемых сегодня «Исламским государством», — это ассирийцы, один из древнейших народов Ближнего Востока.

События 1915 и 1918 годов — это массовые депортации и убийства христианского населения в Османской империи. Именно тогда дедушка и бабушка Геннадия и других завсегдатаев деревянного домика ушли в Россию — под прикрытием Российской армии.

Этнолог Сергей Михайлов, изучающий диаспоры, говорит, что численность московских ассирийцев никогда не превышала 3–4 тысячи человек. «Но это одна из самых ярких диаспор».

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Гуталин

После революции советское правительство решило занять новых переселенцев чисткой обуви — именно с этим занятием сегодня ассоциируются ассирийцы в больших городах. «Те места, откуда пришли ассирийцы, — это очень бедные высокогорные районы. Это были в основном крестьяне, неграмотные, не говорившие по-русски. Работали чистильщиками прямо на улицах, на стоянках», — рассказывает Сергей Михайлов. После войны по всему городу появились киоски с надписью «Чистка и ремонт обуви». Сергей Михайлов вспоминает, что вокруг них всегда было много жизни. «Какие-то люди заходили к сапожникам поздороваться, поболтать, и я в том числе. Это была такая этнографическая экспедиция в старую Москву».

ассирийский храм в москве фотоФото: Семен Кац

Феликс Тумасов начинал с работы в одной из таких палаток на Тишинке. В деревянных бараках в этом районе жили ассирийские семьи. Как правило, выходцы из разных деревень селились обособленно. Феликс говорит, что и сегодня, спустя сто лет, каждый московский ассириец знает, откуда именно пришли его предки, и это важная часть самоидентификации.

Советская власть обеспечила ассирийцев рабочими местами, но не материалами. Галоши приходилось делать из списанных с аэродромов авиационных камер. А гуталин варили в кустарных мастерских тут же, в бараках. «Часто они не работали сами, а давали работу всему двору», — рассказывает Сергей Михайлов.

К середине 90-х Феликс стал владельцем десятка киосков. Но все они стали жертвой городских преобразований Собянина. «Многие сапожники ушли на пенсию, кто-то перенес предприятия в жилые дома. Клиенты потеряны, их надо заново собирать. И еще появилась конкуренция: ремонтом обуви занимаются многие приезжие армяне. Но это мы их всему научили!» Сам Феликс продолжает владеть несколькими мастерскими, но, как многие другие ассирийцы, говорит о своем ремесле со смесью гордости и смущения. «Это ремесло очень сложное, в любом ботинке — 50 составных частей! Но мне не нравится, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином».

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Язык Христа

Бараки, во дворах которых ассирийцы шумно отмечали свадьбы и варили гуталин, начали сносить в 50-е. Жителей расселяли по всей Москве, и большинство ассирийцев больше никогда не жили в одном районе. Дом на Трехгорке стал удивительным для Москвы исключением: в 1958 году сюда переехали шесть ассирийских семей, а сегодня они занимают 10 из 32 квартир. По меркам Москвы, где практически нет компактного проживания этнических групп, это настоящий анклав. И поэтому адрес знают все московские ассирийцы. Один из старейшин дома рассказывает, что на праздники тут собирается 100–200 человек со всей Москвы. Для этого и пришлось построить домик во дворе – каждый день у кого-то гости, и нужно всем вместе где-то собираться. «Летом мы ставим тент-беседку, женщины сидят в ней весь день и всю ночь. Во дворе играют дети», — с гордостью рассказывает один из старейшин дома.

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

«Раньше риелторы приводили клиентов на просмотр квартир в 6–7 утра, чтобы они не видели, как мы тут сидим. Но мы со всеми становимся друзьями. А что — во дворе всегда кто-то есть, дети могут спокойно гулять, машины под присмотром», — говорит один из жителей дома, Геннадий.

Домик здесь называют «неофициальным культурным центром». Кроме домика ассирийцам принадлежит храм Мат Марьям, то есть Девы Марии, на Дубровке — внушительное здание из красного кирпича с зубцами и куполом, освященный в середине 90-х. «Самая близкая церковь к Ассирийской церкви востока — православная», — объясняет Роланд, диакон церкви. «В советское время многие ходили в православные храмы, — подтверждает Сергей Михайлов. — А некоторые продолжают до сих пор: они привыкли к иконам, которых в храме на Дубровке нет». «Это не потому, что мы иконоборцы, — говорит диакон, — просто у нас никогда не было этой традиции. Возможно, это влияние еврейских общин, которых было очень много на территории Месопотамии. Но у меня дома, например, икон много».

ассирийский храм в москве фотоФото: Семен Кац

Служба проходит на ассирийском (относящемся к арамейским языкам; на одном из диалектов арамейского, как считается, говорил Христос), а особо важные моменты литургии переводятся на русский. «К сожалению, сейчас нет места в Москве, где можно было бы учить наш язык, — говорит Роланд, — но все равно в той или иной степени почти все прихожане его понимают».

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Мужчины и женщины стоят на службе отдельно, зато после литургии все радостно обнимаются и обсуждают новости со священником — отцом Самано. Он — единственный штатный сотрудник храма. Роланд и другие дьяконы бывают здесь в основном по воскресеньям, а в остальное время ходят на работу. Роланд, например, сотрудник арабской редакции МИА «Россия сегодня».

Родина

Потомки тех, кто служил в храмах в родных селах ассирийцев, до сих пор хранят в домах реликвии оттуда: чаще всего кресты или ключи. «Их предки сотни лет служили в этой церкви, соответственно, они организовывали церковные праздники, и у них сохранилась привилегия проводить этот праздник в честь того или иного святого. На родине обычно праздновали прямо на улице возле храмов. А в советское время собирались прямо в московских дворах. И там, вместе с соседями всех национальностей и религий, устраивали огромнейшее прекрасное застолье с песнями и танцами, на которое все с удовольствием приходили», — рассказывает Роланд.

ассирийский храм в москве фотоФото из личного архива

Сегодня такие праздники — недавно, например, отмечали День святого Георгия — проводят в больших банкетных залах. Ну или во дворе на Трехгорке летом — сюда специально приезжают со всей России.

Долгое время ключи от храмов и кресты были единственной связью московских ассирийцев с родиной — районом Хаккяри в современном турецком Курдистане. Этот регион всегда был неспокойным, но в прошлом году, воспользовавшись перемирием между правительством Турции и Курдской рабочей партией, московский ассириец Георгий Слывус поехал навестить места, откуда пришли его предки. «Сейчас многие населенные пункты переименованы, — рассказывает Георгий. — Трудно было установить, где находились ассирийские сёла, но, благодаря старым английским топографическим картам и запискам путешественников XIX века, удалось составить довольно-таки подробную карту еще до поездки». Георгию удалось разыскать село, откуда пришел в Россию его прадедушка, и постоять у руин церкви, где того крестили. «Большинство наших храмов лежит в руинах, дома перестроены. Места, где находились кладбища, мы определяли по большому количеству черепков горшков — у ассирийцев была традиция разбивать сосуды на могиле после смерти человека». Вскоре после поездки Георгия теракты и столкновения возобновились, и он не знает, сможет ли снова когда-нибудь там оказаться.

Источник

Ассирийский храм в москве фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ИРАК НЕ ОТПУСКАЕТ и в Москве. Ассирийский храм на Дубровке

ассирийский храм в москве фото

Иракская тема держит уже который месяц. Не в силах сопротивляться, разыскал в Москве единственный ассирийский храм, о котором как-то давно читал в Википедии.

Две башни-колокольни Мат Марьям (пресвятой Девы Марии) стоят в паре шагов от метро «Дубровка», посреди каменного колодца из жилых многоэтажек. Храму 19 лет (возможно, он даже старше своего окружения), у него есть сайт и, разумеется, расписание служб. Настоятель, отец Самано Одишо, действительно из Ирака, откуда-то с севера.

Пришлось бродить по периметру, втайне надеясь проскользнуть в подъезд соседнего дома и заснять церковь с высоты этажа так десятого. Но увы: жильцы в подъезды заходить категорически не хотели. Идея с проскальзыванием растаяла в воздухе, как дым от ладана во время службы.
8.
ассирийский храм в москве фото

В пустом зале со стен смотрели суровые вавилонские цари, а в телевизоре заливался Стас Михайлов.
11.
ассирийский храм в москве фото

Обед из супа-солянки, голубцов и салата из баклажанов обошёлся в невероятные 280 рублей. Хм, когда-нибудь я сюда ещё загляну. Хотя бы ради земной пищи. ))
12.
ассирийский храм в москве фото

А интересно, заходят ли сюда жильцы ближайших домов? Или это место сугубо для своих вроде таджикского кафе где-то на «Киевской»? Друзья, вы случайно не в курсе?

Источник

несторианский храм в Москве

ассирийский храм в москве фото ассирийский храм в москве фото ассирийский храм в москве фото ассирийский храм в москве фото

НЕСТОРИАНСТВО, одно из 5 основных направлений христианства. Возникло в начале 5 в. н.э. Основателем является монах Несторий, ставший на короткое время в 428-431 константинопольским патриархом. Вероучение Н. впитало в себя нек-рые элементы осужденного на I Вселенском соборе христианской церкви (325) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в Н. признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, к-рые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у пестори-ан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в Н. таинством крест-нос знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), к-рую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Дипха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве нссторианской церкви произошел раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Map- Аддаи, местопребывание к-рого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Источник

Ассирийский храм в москве фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

January 31st, 2012
08:04 pm

Ассирийская церковь Востока появилась в первом веке нашей эры. Её появление связывают с деятельностью апостолов Петра и Фомы. Пётр, считающийся первым патриархом этой церкви, писал:

«Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой».
(1-е послание Петра, 5:13).

Очевидно, упомянутая Петром церковь в Вавилоне и есть Ассирийская церковь.
С первых же лет основания церковь росла. Епархии церкви открывались на территориях Монголии, Китая, Индии (считается, что в Индию христианство было принесено апостолом Фомой — тем самым, «Неверующим»), современных Йемена, Катара, Узбекистана.
Но с приходом Тамерлана для церкви настали трудные времена. Церковь сократилась, рассеялась. Теперь она представляет собой отдельные группы верующих, расселённые по Старому и Новому Свету.
Есть верующие и в России. Московская община в 2002 году насчитывала 2700 человек.

Храм Мат Марьям Святой Апостольской Соборной Ассирийской церкви Востока был построен в 1998 году. Сегодня я увидел его своими глазами.

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Табличка над порталом.

ассирийский храм в москве фото

Купол храма похож на купола православных храмов. Колокольни же, по-моему, готические.

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Такие кресты есть и в других окнах храма.

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Сегодня храм был закрыт.

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

ассирийский храм в москве фото

Храм сегодня был закрыт. Зато работала трапезная, которую я посетил. На стенах — плакаты и роспись на вавилонскую тематику. Мужики с аккуратно завитыми бородами, ассирийские львы и прочее, что знакомо ещё из учебника Древнего мира для пятого класса.
Кормят там недорого и вкусно. Комплексные обеды — от 150 до 200 рублей. Кстати, с завтрашнего дня цены повысятся на 20 рублей. «Да, сегодня последний день января, надо успеть, ты что!» — заявил хозяин, солидный ассириец.
И я успел. За салат, печень с гарниром, хлеб (корзинку), компот (графин) и соус (полный соусник) попросили всего 170 рублей.
— Присаживайся, щас тебе всё принесут! — и правда, не успел я разделаться с салатом, как мне уже накрыли столик.
И посуду за собой убирать не пришлось. «Оставь!» — махнул рукой радушный хозяин и мы тепло попрощались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *