ассизи собор святого франциска

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо в Ассизи — излюбленное место паломников со всего света. Чем прославился св. Франциск и почему в его честь названа церковь (фото).

Содержание:

Умбрия — удивительный край самого центра Италии. Горы с востока плавно переходят в долины запада, создавая замечательный климат и благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых садов. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. На востоке Умбрии находится небольшой городок Ассизи.

Чем прославился Франциск Ассизский

В начале первого тысячелетия с южной стороны горы Монте-Субазно вблизи реки Киашо, берущей начало в горах, а затем наполняющей своими водами Тибр, это место стали обживать этруски. Об этом свидетельствуют развалины городских стен, некогда возведенные их руками, и хорошо сохранившийся портик храма Минервы. Этруски поклонялись этой богине.

Римская империя хорошо относилась к трудолюбивому народу. Этруски имели те же права, что и римляне, но после падения Империи жизнь Ассизи замерла.

Горы и отсутствие пролегающих вблизи главных дорог позволили сохранить неповторимость самобытного города. Развитие ремесел, торговля и наличие природного камня позволили строителям развить свой архитектурный стиль. Здесь каждый дом произведение искусства. К концу XII века город привлекает своим своеобразием многих известных живописцев, которые расписывают жилища богатых горожан и украшают построенные храмы.

ассизи собор святого францискаПанорама Ассизи, центром которого стала базилика сан-Франческо

Поэт Проперцио воспевал в своих произведениях красоту города, где он родился. Епископ Ассизи Руфин один из первых, кто стал распространять христианскую веру. В 236 году он понес мученичество за свои христианские проповеди. Его называют покровителем Ассизи. Эти люди навсегда прославили свой город. История христианства в Ассизи тесно переплетается с именем еще одного великого человека — Франциска Ассизского.

Горожане гордятся, почитают и преклоняются перед самоотверженностью этого проповедника, причисленного к лику святых. Франциск родился в Ассизи, здесь прошла его юность. После долгих скитаний по миру он вернулся в Ассизи и основал монашеский орден, названный его именем — Орден францисканцев. В этом городе он прожил остаток дней и здесь находится его могила.

Франциск умер 4 октября 1226 года. Народ сразу стал почитать его как святого. Многие утверждали, что их молитвы доходят до Франциска, и он помогает людям. Официальная церковь два года спорила по вопросу его канонизации. В 1228 году папа Григорий лично провел ее, и Франциск был причислен к лику святых.

При жизни Франциск был скромным веселым добрым и неприхотливым человеком, свято верившим в Иисуса Христа и проповедовавшим добродетель. Он вел аскетический образ жизни, но при этом не искал уединения, а нес свою веру в народ.

Основав монашеский орден, он снискал великую любовь и уважение у своих духовных братьев. Близкий друг и преемник Франциска, Илья, решает возвести храм на холме в том месте, где нашли тело святого. Для этого он приглашает зодчего Якова из Германии.

На высоком холме, были выделены земли основателю ордена для постройки монастыря. Этот холм, некогда носил название «холм ада», ибо на нем казнили преступников. После возведения монастыря, холм этот был переименован в «холм рая». Именно здесь и выросла в 1236 году красивейшая базилика Сан-Франческо в Ассизи, куда и перенесли тело святого Франциска.

Базилика в честь Св. Франциска

Освящение церкви папой Иннокентием IV (бывшим монахом ордена францисканцев) прошло в 1253 году. Великолепие и изысканный вид интерьерам монастыря и церкви придали замечательные картины Чимабуэ и Джотто.

Храму было суждено стать главным святилищем францисканцев и самым красивым из всех церквей ордена. Церковь святого Франциска выстроена в готическом стиле и представляет двухэтажное здание.

Чем интересна базилика Сан-Франческо

Первый этаж скрытый внутри холма называется Нижней церковью. Вход в нее ведет через южный портал с Нижней площади Святого Франциска. Интерьер центрального нефа церкви Сан-Франческо с невысокими сводчатыми потолками и боковыми капеллами похож на крипту (склеп), украшающие ее неф фрески самые древние в базилике. Автор этих фресок достоверно неизвестен и поэтому ему дали имя Мастер Святого Франциска.

Подчеркивая сходство святого Франциска с Иисусом (которого святой считал своим господином) мастер изображает пять сцен с сюжетами, рассказывающими о последних событиях земной жизни Иисуса на правой стене. А на левой стене им описаны пять сцен из жизни св. Франциска. Ярко голубой свод, как мостик, соединяющий обе фрески, украшен золотыми звездами.

В конце достаточно просторного помещения находится капелла святой Екатерины Александрийской. Предположительно роспись капеллы принадлежит Паче ди Бартоло Ассизским (он писал святых) и Андреа де Бартоли изобразившим восемь сцен из жизни Екатерины.

Слева от входа в церковь Сан-Франческо расположена капелла святого Себастьяна. Джироламо Мартелли украсил ее эпизодами из жизни святого. Здесь же находится надгробие короля Иерусалимского — Иоанна де Бриенна.

ассизи собор святого францискаФрески Джотто стали настоящей достопримечательностью церкви

Капеллу Марии Магдалины украшают восемь фресок, описывающих жизнь Девы Марии, их написал Джотто. Ученики Джотто расписали хор. Левую часть трансепта расписывал приехавший из Сиены в 1315 году Пьетро Лоренцетти. Его цикл фресок написанных в Ассизе, считают одними из лучших в его творчестве, их сюжеты, рассказывают о последних событиях земной жизни Иисуса.

Сценами из жизни святого Мартина, украсил одну из капелл Симоне Мартини в двадцатых годах XIV столетия. В правой части трансепта о детстве Христа рассказывают фрески Джотто. А фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и св. Франциском» — одна из самых лучших из известных работ Чэимабу.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из альпийского региона Ломбардия. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом. Алтарь расположен в их окружении. Стены апсиды расписаны фресками с изображением библейского страшного суда, выполненные Чезаре Сермеи ди Орвьето.

Свод над алтарем расписан картинами, описывающими «Триумф св. Франциска» и аллегорическое изображение трех добродетелей, которым следовал всю сознательную жизнь св. Франциск — послушание, целомудрие и бедность.

Рака с мощами св. Франциска находится в склепе под алтарем. Склеп украшен и открыт для посещения. Совершенно другое ощущение вызывает Верхняя церковь. В нее можно подняться по одной из лестниц, или попасть с верхней площади св. Франциска. Эта церковь, выполнена в готическом стиле и наполнена дивным светом, льющимся сквозь большие витражные окна. Витражи сами по себе являются произведением искусства из стекла.

Церковь Сан-Франческо в плане представлена одним нефом с трансептом и многогранной апсидой. Голубые сводчатые потолки расписаны фигурами Иисуса, св. Франциска, Иоанна Крестителя и девы Марии. Весь интерьер заполнен воздухом и светом.

Фресками живописца Чимабуэ расписаны трансепт и апсида в правом западном крыле. Они едва различимы из-за плохой основы и красок, замешанных на оксиде свинца, темнеющем от времени. Тамже можно увидеть росписи других мастеров, имена которых потерялись в вечности, а творения живут по сей день. Джиакомо и Якопо Торрити, продолжатели наследия Чимабуэ в живописи, расписывали верхний ярус стен нефа. Эти фрески посвящены Пятидесятнице и Вознесению Христа, а также изображают 32-е сцены из Ветхого Завета.

ассизи собор святого францискаЕще раз полюбуемся на собор Святого Франциска

Но самым выдающимся декоративным украшением церкви является цикл фресок созданный Джотто. В 28-ми фрагментах художник описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения, ощущается восхищение и преклонение мастера перед величием святого Франциска.

Выйдя из базилики Сан-Франческо, еще раз окиньте ее скромный и в тоже время прекрасный вид. Белоснежная базилика на фоне высокого синего неба, изумрудной травы и окружающего пейзажа словно готовится к вознесению, и только стены примыкающего монастыря не отпускают ее.

Базилика Сан-Франческо на карте Италии

Какие еще церкви Италии заслуживают внимания:

Источник

Фрески работы мастерской Джотто в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи

Сцена 19. Стигматизация Св.Франциска

Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, — всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (ок. 1290), и их автором является Джотто.

Сцена 10. Изгнание демонов из Ареццо

По Вазари, именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из двадцати восьми эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года, что предполагает работу не одного художника, а целой мастерской. Тем не менее он отличается цельностью замысла, ровным изобразительным языком и общим иллюзионистским (англ. Illusionism) решением.

Панорама церкви Сан Франческо в Ассизи

Вид на восточн.фасад верхней церкви

Вид интерьера церкви

Вид интерьера церкви

Вид интерьера церкви

Вид интерьера церкви

Св.Францис и св.Клара

Житие Св. Франциска (сцены 1-3)

Сцена 1. Юродивый предсказывает св.Франциску грядущую славу

Сцена 2. Франциск отдаёт свой плащ обедневшему воину

ассизи собор святого франциска
Сцена 3. Сон о дворце

Сцена 3. Сон о дворце.Деталь (голова св.Франциска)

Житие св.Франциска (сцены 4-6)

Сцена 4. Распятие из Сан Домиано

Сцена 5. Отказ от имущества

Сцена 5. Отказ от имущества.Деталь (отец)

Сцена 6. Сон папы Иннокентия (Франциск-строитель)

Сцена 6. Сон папы Иннокентия.Деталь (Св.Франциск)

Сцена 6. Сон папы Иннокентия. Деталь (папа)

Утверждение устава Францисканского ордена

Сцена 8. Чудесное явление св. Франциска братии

Сцена 9. Видение небесных престолов

Сцена 10. Изгнание демонов из Ареццо

Сцена 11. Испытание огнём перед султаном

Сцена 12. Экстаз св.Франциска

Сцена 12. Экстаз св.Франциска. Деталь

Сцена 13. Празднование Рождества в Греччо

Сцена 13. Празднование Рождества в Греччо.Деталь

Сцена 14. Чудесное открытие источника

Сцена 14. Чудесное открытие источника. Деталь

Сцена 15. Проповедь птицам

Сцена 17. Франциск перед папой Гонорием III

Сцена 17. Франциск перед папой Гонорием. Деталь

Сцена 18. Явление Св.Франциска во время проповеди

Сцена 18. Явление св.Франциска. Деталь

Сцена 19. Стигматизация Св.Франциска

Сцена 21. Явление брату Августину и еп.Ассизскому

Источник

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (Basilica di San Francesco d’Assisi)

ассизи собор святого франциска ассизи собор святого франциска

Главный монастырь ордена францисканцев Сакро-Конвенто и его центральный храм — Церковь Сан-Франческо — находятся в итальянском городке Ассизи в регионе Умбрия. Храму присвоен высокий статус Папской базилики, всего Великих базилик Католической церкви только шесть по всему миру.

Культовые строения и фрески на их стенах отмечены ЮНЕСКО и внесены в список Всемирного наследия. Храм получил известность как духовный центр братства францисканцев и как место погребения его Святого основателя. Привлекают путешественников известнейшие фрески Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), созданные мастером в XIII в. и изображающие житие Святого.

ассизи собор святого франциска

Фрески и росписи

Работа над росписью стен Базилики велась в общей сложности полтора века.

Фрески в Нижней Базилике

Фрески, которые украшают центральный неф Нижней Базилики, считаются самыми древними в храме. В исторических документах имя первого автора не сохранилось, поэтому в истории искусств его принято называть Мастер святого Франциска. Также неизвестны и даты создания шедевров, предположительно роспись велась в 1260 — 1263 г., а в 1974 г. подверглась реставрации. Работы выполнены в древнейшей живописной технике «аль секко», что в буквальном переводе означает «по сухому», то есть по сухой штукатурке.

Фрески Нижней Базилики искусствоведы признают лучшими образцами тосканской настенной живописи, которые были созданы до Чимабуэ. Потолок нефа голубой, его украшают золотые звезды. На правой стене сохранились пять сцен жизни Христа, а на левой — пять сцен жизни святого Франциска. Считается, что подобное расположение было призвано подчеркнуть великую роль основателя ордена.

ассизи собор святого франциска

Значительная часть фресок на сегодняшний день утрачена. И дело не только в разрушительном влиянии времени: в XIV в. храм стал очень популярен у знатных и богатых семейств, которые заказывали возведение капелл — пристроек к главному нефу. Чтобы выполнить работы, приходилось уничтожать часть стен, а вместе с ними и фрески. Лучше всего сохранились «Оплакивание» и «Снятие с креста». Специалисты отмечают, что Мастер святого Франциска писал в соответствии с византийским каноном, но в то же время старался подчеркнуть высокую эмоциональность сцен, как будто призывая зрителя к глубокому сопереживанию.

На стене трансепта находится и одна из самых знаменитых работ Чимабуэ под названием «Мадонна со святым Франциском». Правое крыло трансепта украшено фресками Джотто и его учеников. Здесь истории детства Христа и сюжет явления святого Франциска детям. Работы основоположника эпохи Проторенессанса привлекают много внимания, их уникальность и вызов в совершенно новом для того времени подходе: лица Святых были по-человечески эмоциональными, а обстановка и пейзажи вокруг — узнаваемыми и натуралистичными.

ассизи собор святого франциска

Изображения Верхней базилики

Главными фресками Верхнего храма считаются 28 составных изображений кисти Джотто — так называемый Францисканский цикл. При его создании мастер опирался на жизнеописание святого Франциска Ассизского. Удивительная работа «Мадонна с младенцем» тоже принадлежит Джотто, на фреске младенец улыбается, а это было не характерно для итальянской живописи тех лет. В нижней части стен вы увидите картины из Нового и Ветхого Завета. По ним бедные и безграмотные люди того времени могли «читать» Библию.

Апсиду украшали фрески Чимабуэ, которые плохо сохранились до наших дней. Это «Поцелуй Иуды», «Евангелисты», «Распятие». Верхний ярус нефа украшают 32 сюжета Ветхого и Нового Завета, которые создали последователи Чимабуэ — Джакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини. Именно эти изображения пострадали в 1997 г. из-за землетрясения.

Верхняя Базилика святого Франциска внутри на Google-панораме

Архитектура церкви Сан Франческо

Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.

Нижний Храм

Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).

ассизи собор святого франциска

Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:

Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).

ассизи собор святого франциска

Крипта Святого Франциска

Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.

Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.

ассизи собор святого франциска

Верхний храм

К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.

Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида. Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне.

ассизи собор святого франциска

Мощи святого Франциска

Когда строительство Нижней Базилики было завершено, под главный ее алтарь поместили останки Франциска. По сути, для этого построили скрытый этаж под землей, который выполнял роль крипты. Спуститься туда можно было по узкому подземному ходу.

Чуть позже главный архитектор храма Илия Бомбардоне заложил и скрыл ход в крипту. Историки считают, что сделал он это, чтобы тело его друга и основателя ордена осталось в целостности, а мощи не были разделены и розданы другим монастырям на территории Европы. Так о существовании крипты и ее точном местонахождении постепенно забыли, а история о мощах Святого стала легендой.

Только в 1818 г. монахи ордена получили благословение Папы и провели раскопки. В результате действительно обнаружили ход и крипту. После изучения находки в Ватикане подтвердили — в усыпальнице находятся мощи святого Франциска. Папа римский Пий IX отдал распоряжение декорировать склеп и открыть его для посещения.

ассизи собор святого франциска

История

Симон ди Пукьярелло подарил францисканцам участок за чертой средневекового города Ассизи, между реками Тешо и Сполето. Этот скалистый район был известен горожанам как место казни преступников, поэтому в народе бытовало название «Адский холм». Предчувствуя кончину, Франциск отправился в лес на горе, чтобы умереть и быть погребенным здесь. Сегодня на этом месте раскинулся монастырь, а холм называют «Райским».

Строительство монастыря началось через 2 года после кончины святого Франциска и его канонизации. Хотя первый камень торжественно заложил Папа Григорий IX летом 1228 г., к тому времени работы уже активно велись. Организацию строительства взял на себя викарий Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) — близкий друг и соратник святого Франциска. Это неслучайно, викарий имел богатый опыт возведения каменных склепов и усыпальниц в Сирии.

ассизи собор святого франциска

Храм, задуманный как усыпальница основателя францисканского братства, получался слишком роскошным для монашеского ордена, проповедовавшего аскетизм. Однако сдержанность и самоотречение Папа Григорий IX отменил, когда весь орден после смерти Святого перешел под управление Ватикана. Поэтому храм и монастырь уже без стеснения декорировали лучшие мастера того времени. Через 50 лет Папа Николай IV присвоил храму статус Папской базилики.

В 1530 г. произошло обрушение верхней части колокольни, ее шпиль упал из-за прямого попадания молнии. Поэтому по распоряжению Папы Сикста VI провели реставрационные работы, а вместе с тем и расширили территорию монастыря. В результате в Сакро-Конвенто появилась летняя резиденция понтификов.

В XVII в. монахам жертвовали значительные средства, поэтому появилась возможность построить приют для паломников. С тех пор в монастырь стекается большое количество пилигримов. После обнаружения мощей государство изъяло монастырскую собственность в свою пользу. С тех пор монахи не могли поддерживать покой и умиротворенность этих мест и были вынуждены мириться с соседством туристов, искусствоведов, историков.

ассизи собор святого франциска

Сегодня мужской монастырь не действует. Еще в 1971 г. здесь открылся Теологический институт, где обучаются студенты и работают ученые со всего мира. Хотя и много веков до этого братья францисканцы большую часть времени отдавали научным изысканиям.

В 1997 г. в монастыре произошло несчастье: землетрясение погребло под обломками 4 человек. Одновременно была разрушена и осыпалась часть бесценных фресок со стен базилики. Реставраторы долго работали над их восстановлением, собирая фрагменты как пазл. Фактически удалось восстановить 180 кв. м. росписи, но это только 80%, остальное безвозвратно утеряно. Однако компьютерные технологии позволяют паломникам увидеть свод храма таким, каким он был до обрушения: создана трехмерная модель, которая транслируется лазерным проектором. Чтобы увидеть недостающие фрагменты фрески, нужно надеть специальные очки.

ассизи собор святого франциска

Время работы

Базилика открыта в разное время в зависимости от сезона:

Внутри храма запрещена фото- и видеосъемка, служители тщательно следят за этим. Помимо церкви вы можете посетить небольшой музей, где кроме предметов искусства выставлены личные вещи Святого. На входе вам дадут аудиогид и брошюры, в том числе на русском языке.

Фасад базилики Святого Франциска на Google-панораме

Как добраться

Если вы приехали в Ассизи на автомобиле, то будьте готовы к трудностям с парковкой. Улочки в городке очень узкие и оставлять машину на них нельзя. Ближайшая к монастырю крупная подземная парковка находится в районе автовокзала.

Если вы добираетесь общественным транспортом, то от ж/д вокзала Ассизи ходит автобус. За 10 минут он доставит вас к монастырю. Билеты можно купить или на станции, или у водителя при посадке. Расписание и билеты на поезда — на сайте TrenItalia.

Если хотите доехать на такси, обратитесь в одну из городских служб «Taxi Foligno F.lli Giomma», «Taxi Ii Posteggio», «Perugia Taxi», «Chiamaguido».

Видео о церкви Сан-Франческо

Источник

Вы в Гостях у Santo-Leprotto

Декабрь 2010

ВсПнВтСрЧтПтСб
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Метки

Джотто ди Бондоне. Фрески Верхней церкви Сан-Франческо

Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи

Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.

ассизи собор святого франциска

Это главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия). Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, — это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря.

ассизи собор святого франциска

Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака. Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо. Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени.

По Вазари именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года.

«Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду. Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска».

9 сцена: Видение небесных престолов

Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему

«Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска».

Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:

— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.

Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:

— Что ты о себе думаешь, брат?

— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.

И Пачифико вновь услышал голос:

— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.

10 сцена: Изгнание демонов из Ареццо

— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.

Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:

— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!

И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир. Были ли это настоящие бесы? Они ли мучили Ареццо? Во всяком случае, это были дьявольские силы, а молитва святого прежде, чем проповедь, помогла рассеять их.

Святой Франциск Асизский, следуя за Христом, хотел следовать за Ним до конца, в глубине души надеясь окончить свою земную жизнь мученичеством.

В 1219 г. он решил отправиться с проповедью Благой Вести к мусульманам и прибыл в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев.

Он обратился к кардиналу Пеладжио Галвани, папскому легату в Святой Земле с тем чтобы тот позволил проповедовать султану. Кардинал, не желавший брать на себя ответственность за их жизнь, сперва отказал, но, побежденный его мольбами, отпустил Франциска с товарищем, сказав им: «Старайтесь держать сердце и разум ваш всегда обращенными к Богу, ибо лишь Он один может спасти вас. И помните о том, что не я вас послал на это».

Христиане, напуганные ненавистью сарацин, обеспокоились. «Не ходите, не ходите! — говорили крестоносцы. — За голову христианина у них платят один золотой бизант».

Святой Франциск перекрестился и вместе с братом Иллюминато, ступил на территорию врага, распевая псалом Давида: «Если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

На дороге они увидели двух овец, которые брели им навстречу и воодушевленный Франциск сказал товарищу:

— Брат мой, доверься Богу, ибо в Евангелии сказано: «Я посылаю вас,как овец среди волков».

Как только они пришли в сарацинский лагерь, их схватили, связали и избили, и блаженный Франциск, возрадовавшись этому, думал: «Вот чудесное начало»; но, решив обратить Мелек-эль-Камела, закричал: «Султана, султана!» — и сарацины, подумав, что у него есть послание для их повелителя, или что он хочет сделать ему признание, провели его в шатер.

— Вы пришли просить мира, или же вы хотите сделаться почитателями Аллаха? — спросил султан, смерив взглядом двух странных пришельцев.

И человек Божий с уверенностью ответил:

— Я послан Всевышним, а не человеком мира сего. Я должен наставитьтебя и народ твой на путь истинный во имя спасения душ ваших, а кроме того, открыть тебе истину Евангелия о Христе — и прочел ему проповедьстоль вдохновенно, что султан, умный и образованный араб, слушал его свосхищением, и рассудил, что этот бедняга-христианин достоин украситьего двор, известный своими мудрецами.

И султан предложил Франциску остаться с ним, ибо добродетель святого Франциска была столь велика, что всякий, кто узнавал его, будь то даже сарацин, уже не мог себе представить жизнь без него. Вдохновленный Богом, Франциск ответил:

— Если ты хочешь обратиться в христианскую веру и обратить в нее народ твой, я охотно останусь с тобой. Если же ты сомневаешься в том, стоит ли тебе оставить веру в Магомета ради веры в Христа, то прикажи разжечь большой костер, а мне и магометанским священнослужителям войти в огонь, и избери веру того, кто выйдет живым из погребального костра.

Если бы султан был древним тираном, он с удовольствием, развлечения ради, устроил бы это испытание огнем, но он был разумен, а кроме того, увидел, что кое-кто из его мудрецов, услыхав это предложение, попросту сбежал, и ответил так:

— Боюсь, что ни один из служителей Аллаха не подвергнет себя такойопасности ради нашей веры.

Святой Франциск предпринял последнюю попытку:

— Хорошо, ради того, чтобы ты уверовал, я брошусь в огонь, и если сгорю в нем, то знай, что я поплатился за грехи мои, если же я останусь невредимым, ты признаешь Христа истинным Богом и Спасителем мира.

Тогда султан, который никогда прежде не встречал человека, готового ради его души броситься в огонь, предложил ему золота, серебра, шелков и других драгоценностей, и велел ему выбрать все, что ему угодно. Конечно, святой Франциск отверг эти дары, к величайшему изумлению султана, который желая испытать его до конца, предложил ему всяческие почести и удовольствия, но Франциск с твердостью отвечал отказом на все соблазны.

И тогда Мелек-эль-Камел созвал влиятельных и набожных придворных, чтобы спросить их о двух пленниках, и те сказали, что им следовало бы отрубить голову, не испытывая при этом никакой жалости, ведь в своих проповедях они выступают против магометанского закона, султан же, как страж этого закона, не должен позволять богохульства.

Итак, он отпустил их, снабдив фирманом о том, что святой Франциск и его братья могут беспрепятственно проходить через все сарацинские земли.

11 сцена: Экстаз Святого Франциска
«. несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев»

Франциск понимал, что если бы все люди имели в своем сознании реальный и ясный образ Спасителя, они любили бы Бога на деле, а не на словах. Вернувшись из крестового похода, вспоминая о Святых Местах, он думал, как возродить веру, и решил, что помочь тут могут не одни лишь проповеди, — надо воссоздать некоторые события из жизни Христа. Это отвечало не одной лишь его апостольской цели, но и настоянию его души, которая стремилась воплотить в действие мысль об истинной любви.

Приближалось Рождество 1223 года и святой Франциск, всегда с особенным трепетом преклонявшийся перед тайной детства Христова, вспоминал Вифлеем в скиту Фонте Коломбо. Там и сказал он Джованни Велита, терциарию знатного происхождения, своему другу и почитателю (а они были у него повсюду):

— Мессер Джованни, если ты поможешь мне, в этом году мы отпразд нуем самое прекрасное Рождество, какое только можно представить себе.

— Я охотно помогу тебе, отец, — ответил тот.

— В одном из твоих лесов, — сказал Франциск, — окружающих скит Греччо, есть пещера, похожая на Вифлеемскую. Я хочу воссоздать Рождество и собственными глазами увидеть нищету, в которой Младенец Иисус вошел в мир, лежал в яслях между осликом и волом. Я имею позволение Святого Отца воссоздать это во славу Рождества Христова.

— Я понял, — сказал Джованни. — Предоставь это мне, отец мой.

В рождественскую ночь на колокольнях Реатинской долины звонили еще громче, чем обычно, и жители округи, привлеченные невиданным празднованием, спешили по каменистым тропам из деревень, из замков и дальних хуторов в морозной, но ясной ночи; спешили, как Иудейские пастухи, почтить младенца.

А в это время из Фонте Коломбо, Поджо Бустоне, других мест шли колонны францисканцев с зажженными факелами, и любопытствуя, и восторгаясь, с литанией на устах. Когда они вошли в пещеру, приготовленную мессером Джованни Веллита, как замыслило вдохновение святого Франциска, то встали, словно завороженные. Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.

Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью.

14 сцена: Чудесное открытие источника

Святой Франциск особо почитал Св. Михаила Архангела, и в его честь он соблюдал особый пост, сопровождаемый молитвой, с пятнадцатого августа до двадцать девятого сентября, на которое и приходится праздник св. Михаила Архангела. В 1224 году, когда, постоянно продвигаясь вперед по пути святости, он достиг такой высоты, что его тело и душа жили только с Богом, и величайшая скорбь для него отождествлялась с совершенной радостью, когда, устранившись даже от дел Ордена, он думал уже лишь о подготовке к смерти, он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе, подаренной благочестивым графом Орландо. Он избрал трех спутников: брата Массео, брата Анджело и брата Леоне; назначил гвардианом и старшим брата Массео, самого сведущего в практических делах, и сказал: «В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».

Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждующий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец.

Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части (например, лицо Св. Франциска) и в основном краски сильно стерлись, поблекли.

Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:

— Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.

Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.

— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.

Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.

Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.

— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.

— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск. — Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему.

Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.

— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?

— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба было необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:

— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?

— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.

Джотто наделяет Святого Франциска на своих фресок достоинством, спокойствием и самообладанием, эмоции разных персонажей отчетливо выступает с предельной убедительностью.Жест Святого Франциска, который некоторым может показаться вульгарным, бесспорно не считался таковым во времена Джотто. Эта живая непосредственная манера указывать на что-либо рукой с оттопыренным большим пальцем вновь повторяется в известнейших живописных произведениях.


Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм.

Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Венец цикла — Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *