ассоциативная методика запоминания и обучение английски английскому языку
Ассоциативный метод в изучении иностранного языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Октябрьский район, г. п. Талинка,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Ассоциативный метод в изучении
Яметова Ольга Николаевна
учитель английского языка
введение
Современное общество требует от нас ежедневного межкультурного общения. Коммуникативная ситуация сегодня характеризуется активным развитием межкультурных контактов если не во всех, то очень многих сферах человеческой деятельности. Изучению иностранного языка уделяется особое внимание на каждой ступени образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основной целью изучения иностранного языка определяет формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к ситуативному общению в соответствии с целями и сферой взаимодействия, это готовность не только к речевому взаимодействию, но и взаимопониманию. Таким образом, образовательный процесс ориентируется не на язык как систему, а на речь и ее развитие.
Сегодня одной из главных проблем обучения иностранному языку, которая требует поиска новых путей решения, – это качественное знание иностранного языка обучаемыми при ограниченном количестве выделяемых на его изучение часов.
В связи с этим, актуальность выбранной темы обусловлена проблемой поиска педагогами новых форм, методов и приемов обучения. На современном этапе развития педагогики и методики обучение иностранному языку стремится не просто развить у обучаемого способность к адаптации, но и способность чувствовать, осваивать ситуации социальной перемены в обществе.
При организации процесса обучения иностранному языку предпочтение отдается таким формам работы, которые стимулируют интерес каждого учащегося к работе, мотивируют к иноязычному общению и повышению уровня владения языком.
Цель нашего исследования определила ее задачи:
Обобщить теоретические разработки по проблеме продуктивного использования метода ключевых ассоциаций при обучении иностранному языку в теоретической литературе.
Проанализировать современные педагогические приемы реализации метода ассоциаций при изучении английских слов.
Выявить сущность практического опыта и результативность педагогической деятельности при использовании метода ассоциаций в изучении английского языка.
Сегодня специалисты любой отрасли нуждаются в овладении иностранным языком. И с этим трудно спорить, однако практика преподавания иностранного языка при помощи традиционных методов и приемов обучения как в школе, так и в специальных учебных заведениях обнаруживает недостаточный уровень эффективности овладения коммуникативной компетенцией обучаемых. В связи с этим, педагоги постоянно находятся в поиске новых эффективных форм и методов обучения. Одним из таких нетрадиционных методов обучения иностранному языку является метод ассоциаций или метод ключевых слов.
Данный метод не достаточно обширно используется на уроках английского языка наряду с традиционными формами и методами организации процесса обучения, однако в последнее время к нему значительно возрос интерес. В нашей статье мы постарались описать метод ассоциаций и проанализировать целесообразность его использования на уроках английского языка, так как в методической литературе данный метод представлен не достаточно подробно между тем интерес к этому методу в последнее время довольно значителен.
Метод ассоциаций в изучении английского языка
В последнее время традиционные методы обучения не всегда эффективно справляются с тем огромным потоком информации, который необходимо передать учащимся.
Метод ассоциаций или метод ключевых слов – это немного видоизмененный вариант системы обучения иностранному языку на основе ключевых «слов-вешалок», предложенный Ричардом Аткинсоном, который использовал его для обучения второму языку.
Память человека – это комбинированный из нескольких этапов познавательный процесс. Эти частные процессы, взаимосвязанные друг с другом, называются мнемические процессы, которые протекают последовательно и соответственно называются: запоминание (фиксация), сохранение, воспроизведение, забывание.
Первый мнемический процесс, запоминание, отвечает за фиксацию в памяти нового знания с ранее приобретенным. Такое закрепление нового происходит путем ассоциирования. В психологии принято выделять два вида запоминания по степени активности человека в этом процессе. Фиксация нового знания в памяти может быть непроизвольной и произвольной.
Непроизвольное запоминание, как правило, происходит без заранее поставленных целей и проявления эмоционально-волевых усилий.
Запоминание преднамеренное – всегда целенаправленная и осознанная фиксация какой-либо информации в памяти человека.
Основу запоминания составляют ассоциации, которые отражают связь между объектами и явлениями. По утверждению психологов, предметы и явления, запечатлённые в памяти человека, существуют там не изолированно, а в тесной связи между собой благодаря ассоциациям, под влиянием которых образуются временные связи в структуре головного мозга. Эти связи являются физиологической основой не только запоминания, но и воспроизведения информации.
Р. Аткинсон, работая с группой соавторов, поставил эксперимент среди студентов Стэндфордского университета и описал новую методику, назвав ее «метод ключевых слов» ( key words method ). Одной группе студентов, говорящим только на английском языке, было предложено участие в эксперименте, суть которого заключалась в запоминании русских слов по методу фонетических ассоциаций. Другая группа должна была заучивать слова традиционным способом.
Эксперимент длился три дня, за которые испытуемым нужно было заучить сто двадцать русских слов (по сорок слов в день). Студентам ежедневно преподавали по три урока, на которых русские слова давались им с записи через гарнитуру, а ключевые слова и перевод на английский русских слов зрительно на доске. Через три дня экспериментальная группа показала лучший результат по сравнению с традиционной. Более того, проведя контрольный опрос студентов через шесть недель, точность воспроизведения изученного материала в экспериментальной группе составила 43%, а в традиционной – лишь 28%.
Таким образом, эксперимент показал, что заучивать иностранные слова более эффективно и менее затруднительно через ассоциации. Этот метод максимально приближен по технике запоминания к естественным процессам в нашей памяти.
Однако, пользуясь методом ассоциаций, педагогу не стоит забывать, что это инструмент для организации образовательного процесса. Как и при использовании любого другого педагогического метода или приема обучения, в работе с ассоциациями важна системность, выразительность и ассоциативная связь.
В методике выделяют два основных подхода к обучению иноязычной лексики по методу ассоциаций: метод фонетических ассоциаций (алгоритм запоминания строится на основе созвучности слов иностранного и родного языка) и метод свободных ассоциаций (без опоры на похожее по звучанию на иностранное слово родного языка).
При использовании метода ассоциаций на уроках иностранного языка следует соблюдать следующие правила, тогда запоминание происходит достаточно быстро 2 :
Необходимо строго лимитировать объем информации для разового запоминания (от 1 до 26 единиц). Даже не большое увеличение объема приводит к потере эффективности.
После процесса запоминания необходимо делать паузы для максимальной разгрузки мозга от напряженной умственной работы.
Использование метода ассоциаций при изучении иностранного языка не просто привносит разнообразие в образовательный процесс, но и формирует образное мышление, а также мотивирует обучаемых к приобретению рефлексивных знаний. Данный метод развивает речевое общение и придает уверенности в использовании иностранных слов в сфере иноязычной коммуникации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основной целью обучения иностранному языку определяет развитие коммуникативной компетенции, что включает в себя использование всех видов речевой деятельности для формирования адекватного речевого поведения в различных ситуациях общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. А для этого нужно обладать большим запасом лексики.
Таким образом, метод ассоциаций, применяемый на разных этапах урока работы с лексическим материалом, может с успехом применяться на уроках иностранного языка. Важно только придерживаться основных правил использования данного метода, а также правильно подбирать ассоциации для изучения лексики на уроке.
Практика показывает, что право выбора ассоциаций нужно отдать самим обучаемым, однако не все обладают одинаковой степенью развития воображения, поэтому некоторым учащимся будет достаточно трудно, особенно в начале работы по данному методу.
Подбирать ассоциации для работы на уроке также важно в зависимости от состава лексики и целей обучения. Можно выделить несколько вариантов построения ассоциаций 3 :
Строить ассоциацию, основанную на созвучности русского и английского слова. Например: ship (корабль) – шип; clever (умный) – клевер; и т.д.
Ассоциировать слова и ситуации. Такой вариант подбора ассоциаций весьма эффективен, так как в этом случае в механизм запоминания вмешиваются чувства и эмоции, что позволяет мозгу осваивать необходимый объем информации. Например: goal (цель) можно запомнить связав его с ситуацией посещения матча любимой команды, которая выиграла поединок.
Также весьма эффективный способ связи слов, особенно прилагательных, с каким-либо человеком или персонажем. Здесь не просто словесные ассоциации, а ассоциации накладываемые на зрительный образ, который хорошо известен. Например: представив себе персонаж детской сказки красная шапочка сразу можно заучить слова hat (шляпа), red (красный), wolf (волк), cake (пирог), small (маленькая), nice (хорошенькая) и т.д.
Ассоциации можно выстраивать звуковые. Этот способ эффективен в заучивании слов, обозначающих разные звуки. Учитель может не просто попросить представить в уме соответствующий звук, а продемонстрировать на примере с помощью предметов или аудиозаписи. Например: bark, knock, tap-tap и т.д.
Использование следующих приемов при организации занятия по методу ассоциаций помогает существенно поднять эффективность занятий:
Прием лексических ассоциаций. Суть этого приема в том, чтобы подобрать слово, которое не только созвучно, но и имеет хотя бы отдаленную связь с изучаемым иностранным. Например: scull (череп) – скальп; palm (ладонь) – лапа пальмы и т.д.
Разрабатывая план проведения очередного занятия английского языка, учитель может использовать как один прием построения ассоциаций, так и комбинировать их между собой в зависимости от лексического материала для освоения на определенном уроке.
Используя метод ассоциаций на занятии, педагог всегда должен стремиться к тому, чтобы запоминание новой лексики на уроке происходило благодаря устойчивой связи между воображаемым образом и словесным. В этой ситуации иностранная речь воспринимается как речь на родном языке. Должна образоваться прочная схема построения высказывания: слово – стимул для появления образа, и наоборот. Задача учителя сформировать этот рефлекс и убрать из этой цепочки построения высказывания понятие «перевод».
В рамках эксперимента по использованию метода ассоциаций при обучении английского языка, был проведен урок с использованием приемов метода ассоциаций и традиционный урок усвоения нового лексического материала с учениками шестых классов. В одном классе ученикам было предложено запомнить десять новых слов по теме «Одежда» используя метод ассоциаций, а в другом классе дети учили новые слова по традиционной методике (путем заучивания наизусть).
На следующий урок в классах была организована проверка усвоения изученного материала. Ряд заданий на употребление новой лексики в устной и письменной речи показал более успешное освоение лексики по методу ассоциации, а именно 70% от общего числа учащихся запомнили все слова за одно занятие. Группа заучивавших слова по традиционной методике показала лишь 45% хорошего освоения нового лексического материала.
Таким образом, метод ассоциаций, применяемый на разных этапах урока работы с лексическим материалом, может с успехом применяться на уроках иностранного языка. Важно только придерживаться основных правил использования данного метода, а также правильно подбирать ассоциации для изучения лексики на уроке.
Следует помнить, что метод эффективен для заучивания большого объема нового лексического материала за короткий промежуток времени. Применение метода ассоциаций на уроках английского языка повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка среди учеников, а также помогает формировать у учащихся коммуникативную компетенцию, строить модели ситуаций речевого общения на английском языке.
заключение
На основании проведенного анализа применения метода ассоциаций при обучении английскому языку, можно сделать следующие выводы:
Суть метода ассоциаций заключается в подборе ключевого слова/ситуации, которое связывает иностранное слово и его эквивалент в родном языке.
Применение на уроках английского языка приемов развития мнемических процессов памяти делает обучение более эффективным, улучшает качество знаний, повышает мотивацию и, как следствие этого, интерес к изучению иностранного языка.
Несмотря на довольно высокую эффективность усвоения лексического материала за одно занятие, метод лексических ассоциаций следует активно применять лишь в ситуации, когда большое количество лексики необходимо запомнить за достаточно короткий промежуток времени. Для более глубокой проработки лексического материала метод ассоциаций следует комбинировать с другими традиционными методами изучения иностранного языка.
Педагогам, которые применяют метод ассоциаций на занятиях, следует придерживаться определенного алгоритма работы с обучаемыми на уроках иностранного языка. После эффективного усвоения лексического материала по методу ассоциаций, необходимо организовывать тренировку для перевода усвоенной лексики в активный словарный запас учеников.
Метод ассоциаций экспериментально доказавший свою эффективность, в значительной степени зависит от эмоциональности педагога, его выразительности и невербалных приемов в ведении образовательного процесса. Ставя перед обучаемыми цель и задачи по освоению нового материала, не следует, между тем, навязывать им свои ассоциации. Гораздо более эффективно будет систематически прорабатывать ассоциативные связи вместе с учащимися.
список использованной Литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 17 декабря 2010г.
Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 1980.
Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 1995, № 4.
Павленко В.Г. Ассоциативный метод обучения иностранного языка в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70504 (дата обращения: 11.01.2018)
Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр “Олимп”. Москва, 2015.
1 Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М., 1980.. С.24
2 Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр “Олимп”. Москва, 2015. С. 1057
3 Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 1995, № 4. С.9
Метод ассоциаций в изучении английского языка: виды и способы работы с ними
Ассоциация либо сходство — один из самых простых, легких, незатратных и эффективных методов изучения новых слов. Исследования доказывают, что запоминать слова в иностранном языке прогрессивным ассоциативным способом намного эффективнее, чем просто заучивать их по старинке, закрывая ладошкой колонку с переводом. Как оказалось, этот метод не только более эффективный, но и более приятный и занимающий студентов.
Ассоциативная методика повышает мотивацию и интерес к новым знаниям, ускоряет запоминание и увеличивает объем новых слов. Это еще и хорошая работа для креативной мозговой деятельности. Лучше всего с ассоциациями справляются дети, но удовольствие от данной методики у взрослых не меньше. Главное – начать, а потом ассоциации начнут появляться сами по себе в голове. Уверена, каждый хоть несколько раз ловил себя на мысли, что новое английское слово быстрее остается в памяти, если оно связано с чем-то смешным, ярким или очень необычным. Немного детальнее об истории метода и его развитии читайте.
Ассоциации могут быть абсолютно разными, соответственно и способы запоминания слов будут отличаться друг от друга. Рассмотрим разные виды и их примеры:
А какие методы ассоциаций используете на занятиях вы? Какой самый эффективный?
Поделитесь с комментариях. Статья полезна? Ставьте лайк 🙂
Ассоциативная методика запоминания и обучение английски английскому языку
Простой пример в подтверждение:
Одним из наиболее популярных методов изучения слов является «Метод ассоциаций». У этого метода есть масса вариаций. Авторы модифицируют эту концепцию, присваивая ей свои имена, как например: «Метод Самвела Гарибяна» и т.д. В любом случае, это действенный метод, позволяющий довольно быстро запоминать слова на английском.
Привычка подходить к запоминанию любой информации через образную ассоциацию, развивает у человека «аналитический подход» к обучению. Это очень важное качество для желающего преуспеть в учёбе в целом и в изучении языков в частности.
Для человека в возрасте запомнить слово «window» – окно может быть нелегкой задачей, а для тинэйджера это дело пары секунд, потому что сразу возникнет ассоциация с операционной системой Windows. Развив правильную привычку запоминания, пожилой человек тоже запомнит это слово, даже не зная о Билле Гейтсе и его творении. Например, он мог бы представить Винни Пуха, идущего по дороге.
А что насчет «-ус» – последнего слога, которого не хватает в этом слове?
Если метод ассоциации так хорош, то почему его не используют повсеместно для запоминания слов в школах и других образовательных учреждениях?
В школах не используют много полезных вещей по ряду причин. Школьная программа настолько обширна, что для таких важных вещей как “научить ученика учиться” или «научить детей правильно запоминать и анализировать информацию» нет времени. Школьная система ориентирована на прилежных учеников с естественной хорошей памятью.
Надо отметить, что существуют очень прилежные и упорные ученики, которые вооружившись каким-то методом и возведя его в абсолют, неукоснительно следуют рекомендациям автора учебника, который его написал, а его помощники нарисовали.
1. Он потратит время и силы на изучение большого количества слов, которые он никогда не станет использовать;
Метод запоминания слов с помощью ассоциаций через визуальные образы очень эффективен на начальных этапах изучения английского языка. Он позволяет быстро набрать необходимый для общения словарный запас и значительно снижает нагрузку на память по сравнению с простой «зубрежкой».
Как запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций
Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.
Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).
Вообще же наилучший эффект при запоминании иностранных слов достигается при одновременном применении МВВО и МФА.
Часть людей, подбирая ассоциацию к этому слову предпочтут более длинную, но и более фонетически точную ассоциацию составленную из двух слов: ФОнтан и ГЕТры. И соответствующий сюжет: «Забыл в ФОнтане ГЕТры». Другая же часть людей предпочтет менее фонетически точную, но зато более короткую ассоциацию «фагот» (здесь «а» безударная и слышится почти «о») и соответствующий сюжет, составленный из слов «забыть» и «фагот».
Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы.
Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают, как в случае с английским словом «look [luk]» и его русским созвучием «лук». Достаточно заметить, что звук «л» в русском и английском языках произносится совершенно по-разному. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30-50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное то, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.
Если вам пришелся по душе этот метод и вы хотите отработать его применение на практике, то можете попробовать выполнить следующее упражнение. Надеюсь, вы сможете по достоинству оценить преимущества ассоциативного метода. Чуть дальше вы найдете вариант ассоциаций к словам из этого упражнения, а также некоторые комментарии к ним.
Упражнение : Перед вами слова на различных языках. Подберите к ним звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания.
а) Вот 8 итальянских слов. Они читаются так же как и пишутся.
б) Вот 8 английских слов с примерной транскрипцией и переводом.
а) Итальянские слова:
б) Английские слова:
Метод ассоциации как один из способов запоминания английской лексики.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Метод ассоциации как один из способов запоминания английской лексики.
В этой работе мы рассмотрим самые распространенные способы запоминания английской лексики и попробуем выявить самый эффективный.
Как устроена наша память
Способы запоминания английских слов.
Мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы, идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже знаем. Так происходит запоминание – новое объединяется со старым.
Представьте себе дерево. Правда же, легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, которое мы уже когда-либо встречали, о каждый представит своё дерево. То же самое верно и для мозга. Когда вы соединяете новое слово или понятие с тем, что вы уже знаете, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент.
Как это сделать? Очень просто. Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутину.
На конце каждой линии запишите любые слова по английскому языку или даже нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о слове, написанном в центре. Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все, что придумаете.
Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные.
Чтобы это работало еще лучше, проговаривайте, как то или иное слово по английскому языку связано с другими. Чем чаще вы это делаете, тем больше образуется связей. А чем больше связей, тем легче вашему мозгу «увидеть» слово, которое вы захотите вспомнить.
Запомнить слово важно, но английский язык, как и любой другой, это не просто набор понятий, это инструмент, которым люди пользуются, чтобы общаться и выражать свои мысли. Находите примеры, как то или иное слово используется в тексте.
Записывайте не только само слово, но и соседние. Например, если вам нужно запомнить английское слово « angry » (сердитый), вы можете написать: «angry bird» (злые птички).
Это поможет вам запомнить, что « angry » – это прилагательное, служащее для описания характера. Затем попробуйте составить три полных предложения, чтобы потренироваться в его использовании.
Рисуйте маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка – это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.
Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее.
Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.
Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие английские слова:
Запоминайте попарно слова с противоположными значениями (антонимы) и слова с похожими значениями (синонимы). Например, запоминайте пары angry/happy и fat / slim одновременно. Мы быстрее запоминаем схожие и противоположные вещи, так как мозг создает между ними связи.
Разбор слов по составу
Используйте корни, приставки и суффиксы, чтобы догадаться, что означает слово.
Например: даже если вам незнакомо слово «microbiology», вы можете догадаться, что оно значит. Во-первых, взгляните на приставку «micro». «Микро» означает что-то очень маленькое. Возможно, вы знаете, что часть «-logy» означает науку, изучение чего-либо.
Итак, мы уже можем сказать, что речь идет о изучении чего-то маленького. Также вы, возможно, помните, что «bio» означает жизнь, живых существ. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что «microbiology» – это наука о микроскопических живых организмах.
Психологи, изучающие процессы запоминания, утверждают, что есть хороший способ запоминать вещи быстро и надолго. Используйте новое слово сразу, как только вы его узнали. Затем используйте его через 10 минут. Затем через час. Затем на следующий день. Затем через неделю.
В ходе нашего исследования мы столкнулись с тем, что надо обратить внимание не только на образное мышление, но и на разные типы восприятия информации.
Ведущая репрезентативная система.
По мнению Гриндера, понятие дискретной Р. С. не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.
Одни из родоначальников НЛП, как науки, Джон Гриндер и Джудит Делозье утверждают, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе (далее Р.с.)(визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина», человек с доминирующей дискретной Р. с.: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»). Практически это используется в методах НЛП в связи с невозможностью более точного анализа Р. с. (например, исследование данных ЭЭГ ). Примером использования особенностей Р. с. могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путём употребления слов, соответствующих его Р. с. (например, «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путём использования наиболее чуждых его Р. с. слов.
В зависимости от преобладания того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трёх основных категориях:
Визуальная (восприятие посредством зрительных образов).
Аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений).
Кинестетическая (восприятие посредством ощущений).
Каждый человек, обладая всеми, тремя модальностями, предпочитает с максимальной нагрузкой использовать всё-таки одну. Эта, наиболее предпочитаемая система, называется основной. Для того, чтобы определить основную репрезентативную систему, используйте речевые ключи доступа, то есть те слова, которыми пользуется ваш партнёр. Отслеживая его речь, постарайтесь уловить, какие существительные, глаголы, прилагательные он чаще всего использует, какие характеристики восприятия передают его обозначения.
Визуальная репрезентативная система.
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.
Кинестетическая репрезентативная система.
Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.
Аудиальная репрезентативная система. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», Тогда прозвучал звонок», «Вы послушайте», «Это звучит так…». То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему внутренним голосом, или он слышит речь, слова другого.
Дигитальная репрезентативная система.
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.
Психологи доказали, что каждому возрастному периоду соответствует своя репрезентативная система.
Соотношение репрезентативных систем зависит от возраста:
Соотношение репрезентативных систем зависит от возраста: