аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

Аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?

2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?

3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?

4. Что такое мнемонические приемы?

5. Как проявляются расстройства памяти?

6. Почему память занимает центральное место в познава-

7. Какие существуют методы воздействия на память человека?

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

2. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

3. Аткинсон Р. Память и уход за ней. Орел, 1992.

4. Андреев О. А, Хромов Л. Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.

5. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы развития. М., 1993.

6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980.

7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994.

8. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990.

9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

10. Матюгин И. Ю., Чаекаберъя Е. И. Развитие образной памяти. М., 1993.

11. Норманд Д. Память и научение. М., 1985.

12. Постовит В. А. Память. СПб., 1993.

13. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989.

14. Развитие памяти. Рига, 1991.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышлениенаиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому мышлениюв понятиях. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие техничес кого потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

3.1. Развитие мышления в персоногенезе

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до ов-ладевания им активной речью. Уже первые предметные действия ребенка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования. Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления.

Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта. Также на развитие мышления большое влияние оказывает развивающаяся речь, несущая появление множества понятий.

Надо отметить, что восприятие слов (сенсорная речь) появляется у ребенка после 6 месяцев, однако слово пока еще не является самостоятельным сигналом. Оно воспринимается как один из компонентов раздражителей. Если в вопросе «Где мама?» изменить интонацию или голос, то прежняя реакция исчезнет. Когда ребенок начинает произносить первые слова, то обычно они относятся не к конкретному предмету, а ко всей ситуации в целом.

Итак, вернемся к развитию мышления. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые

Источник

I. Введение

Настоящая работа состоит из двух основных частей: в первой излагается общая теоретическая схема рассмотрения памяти у человека, во второй — представлены результаты ряда экспериментов, проведенных» с целью проверки тех кон­кретных моделей, которые можно было построить на основе такой общей теории.

Согласно общетеоретической схеме, изложенной в разделах II и III, в системе памяти выделяются следующие два главных параметра. Сущность первого составляет различение, во-пер­вых, постоянных, структурных характеристик системы и, во-вторых, процессов управления, программу которых инди­вид может без большого труда модифицировать по своему усмотрению либо полностью менять. Поскольку, как нам кажется, благодаря такому различению становятся понятны­ми многочисленные результаты экспериментов, мы восполь­зуемся случаем рассказать о нем уже в самом начале. К по­стоянным характеристикам памяти, о которых мы будем говорить в дальнейшем как о структуре памяти, относятся как сама физическая система, так и внутренние процессы, остающиеся неизменными в различных ситуациях. Процессы управления, напротив, выбираются, организуются и исполь­зуются по усмотрению индивида и могут сильно отличаться

друг от друга при выполнении различных задач, даже если внешне эти задачи могут казаться очень похожими. Исполь­зование того или иного процесса управления в данной ситуа­ции будет определяться такими факторами, как характер инструкции, значимость материала и прошлый опыт инди­вида.

Аналогия с электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) позволяет показать отличие структуры памяти от процессов управления. Если рассматривать систему памяти как ЭВМ, управляемую сидящим за дистанционным пультом програм­мистом, то и аппаратурное обеспечение ЭВМ, и те встроенные в систему программы, которые не могут быть изменены про­граммистом, будут аналогами наших структурных характе­ристик; те же программы и последовательности команд, ко­торые составляет за своим пультом программист и которые определяют работу ЭВМ, являются аналогами процессов уп­равления. Точно так же, как способ обработки ЭВМ данной порции информации будет определяться составленной про­граммой, характер переработки поступающего стимула опре­деляется теми конкретными процессами управления, которые вводит в действие индивид. К структурным компонентам относятся основные хранилища памяти. Примерами процес­сов управления являются процедуры кодирования, операции повторения, стратегии поиска.

Второму из выделяемых нами параметров соответствует разделение памяти на три структурных компонента: сенсор­ный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище. Поступающая сенсорная информация попадает прежде всего в сенсорный регистр, где она остается в течение очень короткого периода времени, а затем стирается и исче­зает. Кратковременное хранилище — это оперативная память индивида; сюда поступает отобранная информация из сенсор­ного регистра, а также из долговременного хранилища. В кратковременном хранилище информация полностью сти­рается и исчезает примерно в течение 30 сек, однако благодаря процессу управления, называемому «повторение», индивид может удерживать в этом хранилище ограниченный объем информации как угодно долго. Долговременное хранилище является достаточно постоянным хранилищем информации,— информации, которая переносится сюда из кратковременного хранилища. Заметим, что «перенос» не означает, что инфор­мация забирается из одного хранилища и помещается в дру-

гое; мы употребляем этот термин для обозначения копиро­вания в одном хранилище информации, отобранной в другом хранилище, без изъятия этой информации из места ее пер­воначального хранения.

При изложении нашей теоретической схемы мы рассмот­рим прежде всего структурные характеристики системы (раз­дел II), а затем некоторые из наиболее часто используемых процессов управления (раздел III). В каждом из этих разделов в первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с сенсор­ным регистром, затем с кратковременным хранилищем и, наконец, с долговременным хранилищем. Таким образом, схема разделов II и III может быть представлена следующим образом:

аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

Эти первые разделы статьи не представляют собой закон­ченной теории; в них излагается лишь некоторая общая схема, в рамках которой можно построить ряд конкретных моделей. Мы попытаемся показать, что предлагаемая схема позволяет экономно объяснить многие результаты экспери­ментов, не требуя вместе с тем принятия окончательных решений относительно целого ряда важных пунктов. Для некоторых из них будет предложено несколько гипотез, при этом мы рассмотрим также существующие данные, облегчаю­щие выбор одной из них. Основная задача разделов II и III состоит в том, чтобы обосновать нашу теоретическую схему и показать, что она полезна при рассмотрении широкого круга феноменов памяти.

В остальных разделах работы излагаются конкретные мо­дели, удовлетворяющие условиям, заданным нашей общете­оретической схемой. Эти разделы содержат также данные, полученные в ряде экспериментов, проводившихся с целью проверки указанных моделей. Раздел IV посвящен анализу кратковременной памяти; основу используемой для анализа данных модели составляет свойственный кратковременной памяти процесс управления, который мы обозначим как «буфер повторения». В разделе V излагаются эксперименты, проливающие некоторый свет на процессы, происходящие в

долговременной памяти, главным образом процессы поиска, осуществляемые под контролем индивида. О некоторых из экспериментов, представленных в разделах IV и V, уже со­общалось ранее в публикациях авторов или их сотрудников; однако эти сообщения носили преимущественно математичес­кий характер, тогда как в настоящей работе акцент делается на обсуждение и синтез результатов.

Если читатель готов, по крайней мере на время, принять нашу общую схему и предпочитает немедленно приступить к знакомству с конкретными моделями и экспериментами, то он может начать чтение сразу с раздела IV, просмотрев предварительно только раздел III Б, где говорится о «буфере повторения».

Источник

Литература

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.

Бернштейн Н.А. Психология движений и активность. М.: Наука, 1990.

Бреденкамп Ю. Связь различных инвариантных гипотез в области психологии

памяти // Психологический журнал.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

Величковский Б.М., Каптелинин В.Н. Зрительные автоматизмы и эффект пре-

восходства слова // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1983. № 1. С. 42—58.

Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.:

Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зри-

тельной памяти. М., 1980.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Воронеж: Изд. Ин-та практич.

Корж Н.Н. Влияние памяти на метрику сенсорного пространства // Исследо-

вания памяти / Под ред. Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С. 80—89.

Лебедев А.Н. Память человека, ее механизмы и границы // Исследования па-

мяти / Под ред. Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С. 104-118.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Наука, 1976.

Ментальная репрезентация: динамика и структура / Под ред. Е.А.Сергиенко.

Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей пси-

хологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое

применение. М.: Наука, 1977. С. 134—148.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Шемякин Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.,

Экспериментальная психология / Под ред Фресса и Пиаже. Вып. 5. М.: Про-

Balota D.A. DuchekJ.M. Noise-specific information and 20-second delayed-suffix effect

//J. of Exp. Ps.: Learning, Memory&Cognition. 1986. Vol. 12. № 4 P. 509-516.

Bellezza Fr.S., Day J.С The effects on visual Imagery of priming memory // J. of

Mental Imegary. 1986. Vol. 10(1). P. 9-26.

Beuhring Tr., Kee D. W. Elaborative Propensities during adolescence: the relationships

among memory knowledge, strategy behavior, and memory performance //

Imagery and related mnemonic processes. Theories, individual differences, and

applications/ M. McDaniel, M.Pressley. 1987. P. 257-273.

Bonnet CI. Processus integratifs dans la perception et dans l’action//Cours de Psycho-

logic Structures et activites. Paris. 1995. Vol. 5. P. 166—235.

BredenkampJ. Gedachtniss//Sonderdruckaus Enzyklopedie der Psychologie. Bonn. 1996.

Denis M. Production de discours descriptifs et elaboration de cartes cognitives//Science

et Defence 91: Nouvellces avansees scientifiqucs et techniques. Vol2. p.34I-353.

Herrmann Th, Buhl H.-M., Schweizer K. Zur blickpunktbezogenen Wissensreprasen-

tation: Der Richtungseffekt // Z. f. Ps. 1995. Issue 203. P. 1-23.

Hertel P., Hardin T. Remembering with and without awareness in a depressed mood:

evidence of deficits in initiative//J. of Exp. Psychol.: General. 1990. Vol. 119. № 1.

Higbee К Process mnemonics principles, prospects, and problem // Imagery and

related mnemonic processes Theories individual differences, and applications /

M McDaniel, M Pressley 1987 P 407-427

Jahnke J С, Davis S, Bower R E Position and Order Information in Recognition

Memory//J ofExp Ps Learning, Memory&Cognition 1989 Vol 5 P 859-867

Judgments of modality//J of Exp Psychol General 1989 Vol 15 № 6

«long-term recency effect» // Memory&Cognition 1990 Vol 18 №2 P 183—194

A cognitive neuroscience analysis and accounts of neurological syndromes //

Cognition 1990 № 34 P 203-277

tures et activites Pans 1995 Vol 5 P 237—395

Lieury A Memoire/Cours de Psychologie Processus et applications Pans 1995 Vol 6

Mangold-Allwinn R Flexibile Konzepte Expenmente, Modelle, Simulationen 1995

Massaro D W Information processing models Microscopes of the mind//Annu Rev

Psychol 1993 Vol 44 P 383-425

Nakajima Y, Sato К Distractor difficulty and the long-term recency effect//Amer J of

Ps Vol 102 №4 1989 P 511-521

compared forgeetting functions//Psych Res 1989 Vol 51 P 188—193

Raaijmakers F, Shiffnn R Models for recall and recognnon // Ann Rev of Psychol

1992 Vol 43 P 205-234

Richard J Fr Les apprentissages // Cours de Psychologie Processus et applications

Pans 1995 Vol 6 P 227-250

Richard J Fr, Kekenbosch С Les structures de connaissance // Cours de Psychologie

Processus et applications Pans 1995 Vol 6 P 208—227

Richard J Fr, Richard Ar Les bases des fonctionnementscognitifs //Cours de Psycho-

logic Ongmes et bases Pans 1992 Vol 1 P 402-552

fragment completion//J of Exp Ps Learning, Memory&Cognition 1988 Vol

Snodgrass J G Feenan К Priming effects in pictures fragment completion support for

the perceptual closure hypothesis//J of Exp Ps Genegal 1990 Vol 119 №3

J of Exp Psychol Learning, Memory&Cognition 1989 Vol 15 № I P 3-12

Rev of Psychol 1994 Vol 44 P 453-595

Tulving E Memory Performance, knowledge and experience // European Journal of

Cognitive Psychology 1989 Vol 1 P 3-26

Wagener-Wender M, Wender К F Die Instabilitat mentaler Reprasentationen

raumhcher Bereiche // Vortrag gehalten beim 38 Kongress der Deutschen Gesell-

schaft fur Psychologie Trier 1992 S 357-358

Источник

ЛИТЕРАТУРА

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Кратковременная память: 27—52. Теории памяти: 53—203, 273—292. Память и мышление: 362—427.)

Вейн A.M., Каменецкая Б.И.

Зинц Р. Обучение и память. — Минск, 1984. (Классификация видов памяти: 199—209.)

Лезер Ф. Тренировка памяти. — М, 1979. (Что такое память: 37—43. Основные процессы памяти. Запоминание, припоминание, забывание: 73—114.)

Линдсеи П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. — М., 1974. (Виды памяти: 313—354. Память: 355—384. Механизмы памяти: 385—419.)

Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. (Память: 42— 103.)

Норман ДА. Память и научение. — М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Сенсорная память: 15—20. Первичная память: 30—37. Вторичная память: 37—41. Забывание: 47—51.)

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Феноменология памяти: 23—38. Теории памяти: 38—64. Расстройства памяти: 64—71. Ассоциации и память: 90—98. Личность и память: 98—129. Структурно-уровневая концепция памяти: 161— 180.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Память: 300-344.)

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Теории памяти в психологии: 10—36, 378—381. Произвольное запоминание: 37—73. Непроизвольное запоминание: 106—136. Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198.)

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. (Общие амнезии — потери памяти (Т.Рибо): 25—48. Две памяти (А. Бергсон): 61—75. Память (П-Флорес): 244—270.)

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.

Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Развитие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Кладки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память: 160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение): 237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания: 31-64.)

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)

Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

9. Р. С. Немов, книга 1

Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать память: 43—47.

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.)

Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Сис-темно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. — М., 1985. (Память: 31-103.)

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Узнавание: 293-361.)

Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 3. — Л., 1981. (Память как универсальный интегратор психики: 206—262.)

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Функциональная структура памяти: 66—113.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Информация и память: 28—36.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381—395.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239—254.)

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. (Связь памяти и эмоций: 70—90.)

Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л., 1985. (Система зрительной памяти: 11—29.)

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Теории памяти: 7—15. Классификация видов памяти: 15—28.)

Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка памяти: 69—83.)

Лурия АЛ*. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мне-мониста. — М., 1968.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Планы для запоминания: 132—148.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Особенности памяти при нервно-психическом напряжении: 55—63.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Что мы знаем и чего не знаем о памяти: 22 — 36. Управление памятью: 84—112, 133—140.)

Норман Д.А. Память и научение. — М., 1985. (Этапы переработки информации: 20—30.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Память: 61-79.)

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976. (Язык и память: 173—182.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1987. (Взаимоотношение образа и слова в развитии памяти: 186—203.)

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Память в структуре речемыслителъной деятельности: 61—98.)

Хоффман И. Активная память. — М., 1986. (Репрезентация в памяти: 56—211. Организация памяти: 212—252. Создание новой информации в памяти: 253—276.)

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. — М., 1988.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития внимания, памяти, эмоциональной экспрессии и мотивации у детей 4—7 лет: 45—51.)

Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. — Л., 1989. (Принципы изучения нарушений памяти в эксперименте: 5—63. Фармакологическая коррекция нарушений памяти: 64—111.)

Источник

Функциональный подход в исследованиях памяти. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения

аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203 аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203 аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203 аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

аткинсон р человеческая память и процесс обучения м прогресс 1980 теории памяти с 53 203

Литература

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.

Бернштейн Н.А. Психология движений и активность. М.: Наука, 1990.

Бреденкамп Ю. Связь различных инвариантных гипотез в области психологии
памяти // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №. 3. С. 74—81.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

Величковский Б.М., Каптелинин В.Н. Зрительные автоматизмы и эффект пре-
восходства слова // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1983. № 1. С. 42—58.

Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.:
Тривола, 1995.

Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зри-
тельной памяти. М., 1980.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Воронеж: Изд. Ин-та практич.
психологии, 1996.

Корж Н.Н. Влияние памяти на метрику сенсорного пространства // Исследо-
вания памяти / Под ред. Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С. 80—89.

Лебедев А.Н. Память человека, ее механизмы и границы // Исследования па-
мяти / Под ред. Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С. 104-118.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Наука, 1976.

Ментальная репрезентация: динамика и структура / Под ред. Е.А.Сергиенко.
М.:ИП РАН, 1997.

Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей пси-
хологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое
применение. М.: Наука, 1977. С. 134—148.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Шемякин Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.,
1959. Т. 1.С.140-192.

Экспериментальная психология / Под ред Фресса и Пиаже. Вып. 5. М.: Про-
гресс, 1975.

Baddeley A. Working memory. 1987.

Balota D.A. DuchekJ.M. Noise-specific information and 20-second delayed-suffix effect
//J. of Exp. Ps.: Learning, Memory&Cognition. 1986. Vol. 12. № 4 P. 509-516.

Bellezza Fr.S., Day J.С The effects on visual Imagery of priming memory // J. of
Mental Imegary. 1986. Vol. 10(1). P. 9-26.

Beuhring Tr., Kee D. W. Elaborative Propensities during adolescence: the relationships
among memory knowledge, strategy behavior, and memory performance //
Imagery and related mnemonic processes. Theories, individual differences, and
applications/ M. McDaniel, M.Pressley. 1987. P. 257-273.

Bonnet CI. Processus integratifs dans la perception et dans l’action//Cours de Psycho-
logic Structures et activites. Paris. 1995. Vol. 5. P. 166—235.

BredenkampJ. Gedachtniss//Sonderdruckaus Enzyklopedie der Psychologie. Bonn. 1996.

Denis M. Production de discours descriptifs et elaboration de cartes cognitives//Science
et Defence 91: Nouvellces avansees scientifiqucs et techniques. Vol2. p.34I-353.

Herrmann Th, Buhl H.-M., Schweizer K. Zur blickpunktbezogenen Wissensreprasen-
tation: Der Richtungseffekt // Z. f. Ps. 1995. Issue 203. P. 1-23.

Hertel P., Hardin T. Remembering with and without awareness in a depressed mood:
evidence of deficits in initiative//J. of Exp. Psychol.: General. 1990. Vol. 119. № 1.
P. 45-59.

Higbee К Process mnemonics principles, prospects, and problem // Imagery and

related mnemonic processes Theories individual differences, and applications /

M McDaniel, M Pressley 1987 P 407-427
Jahnke J С, Davis S, Bower R E Position and Order Information in Recognition

Judgments of modality//J of Exp Psychol General 1989 Vol 15 № 6

A cognitive neuroscience analysis and accounts of neurological syndromes //

P 181-208
Mangold-Allwinn R Flexibile Konzepte Expenmente, Modelle, Simulationen 1995

P 123
Massaro D W Information processing models Microscopes of the mind//Annu Rev

Psychol 1993 Vol 44 P 383-425
Nakajima Y, Sato К Distractor difficulty and the long-term recency effect//Amer J of

compared forgeetting functions//Psych Res 1989 Vol 51 P 188—193
Raaijmakers F, Shiffnn R Models for recall and recognnon // Ann Rev of Psychol

1992 Vol 43 P 205-234
Richard J Fr Les apprentissages // Cours de Psychologie Processus et applications

Pans 1995 Vol 6 P 227-250
Richard J Fr, Kekenbosch С Les structures de connaissance // Cours de Psychologie

fragment completion//J of Exp Ps Learning, Memory&Cognition 1988 Vol

14, № 2 P 223-239
Snodgrass J G Feenan К Priming effects in pictures fragment completion support for

the perceptual closure hypothesis//J of Exp Ps Genegal 1990 Vol 119 №3

Rev of Psychol 1994 Vol 44 P 453-595
Tulving E Memory Performance, knowledge and experience // European Journal of

Cognitive Psychology 1989 Vol 1 P 3-26
Wagener-Wender M, Wender К F Die Instabilitat mentaler Reprasentationen

raumhcher Bereiche // Vortrag gehalten beim 38 Kongress der Deutschen Gesell-

schaft fur Psychologie Trier 1992 S 357-358

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *