атомистическое учение левкиппа и демокрита кратко

7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Философ и физик Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды являются раскаленными камнями, за это он был изгнан из Афин и закончил жизнь в Малой Азии.

Анаксагор был современником Левкиппа и Демокрита. Историкам ничего не известно о жизни и деятельности Левкиппа. Известно, что труды Левкиппа развил его ученик Демокрит. Историки считают, что образ мышления учителя и ученика тождественны, в частности, это относится к их атомистической концепции материи и кинетической теории.

Основные положения атомистической теории Левкиппа и Демокрита состояли в следующем:

Демокрита прозвали « Смеющимся философом».

8.Софисты. Этический рационализм Сократа.

Антропоцентрический поворот Сократа.

4)майевтика, как метод.

4 век до н.э. был переломным в истории греческой философии. Переход к новому видению человека и общества подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие. Софисты были мудрецами особого рода, они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора.

Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в общественной деятельности, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть два противоположных мнения. Человек есть мера всех вещей.

Поисками абсолютного позже занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Главным предметом его речей была этика (рационалистическая). Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Для Сократа, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем.

Сократ разработал специфическую концепцию диалектики. Ее суть: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с его позицией, а затем начинался совместный писк истины. Истина не находится в готовом виде, а является результатом спора (примирение сторон и поиск общих оснований в споре). Это майевтика («поливальное искусство»). Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства (родоначальником же диалектики остается Гераклит с его вечно живым огнем).

Сомнение диалог майевтика атомистическое учение левкиппа и демокрита краткоатомистическое учение левкиппа и демокрита кратко

« Познай самого себя»— любимое изречение Сократа.

Источник

Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины хх в., Р. Фейнман писал:

Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (5 в. до н.э.) и особенно Демокритом, связана с Древнем Востоком.

Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающиеся по своей качественной специфики, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их известная природа. Стоит отметить, что душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.

Непосредственно в античности атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Дело в том, что она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а так же с величайшими достижениями античной математики: открытием несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной и.т.п. Геометрические фигуры составленные из «атомов» Демокрита, были бы угловатыми и неровными. Мы не можем здесь вдаваться в математические тонкости, укажем лишь что Демокрит различал атомы неделимые и амеры (не имеющие размера).

Преодоление трудностей древней атомистики было бы возможным только вместе с введение в античную науку элементов дифференциального и интегрального исчислений

Демокрит разработал свой научный метод познания, основанный на опыте, наблюдения и теоретического обобщения фактического материала. Ощущение, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, которые дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита точно подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум.

Источник

Атомизм Левкиппа и Демокрита

Античный атомизм представлен собственно атомизмом и физикой эпикуреизма.

Атомизм — это философская теория, возникшая в Греции в V— IV вв. до н.э., согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота.

Основателем атомизма считают Левкиппа. О его происхождении известно мало: он был родом то ли из Абдеры (город на северо-востоке Греции, расположенный на берегу Эгейского моря), то ли из Милета. Годы жизни точно не установлены — известно лишь, что это V в. до н.э. У кого учился Левкипп, доподлинно неизвестно, но некоторые предполагают, что он мог быть учеником Зенона. Однако очевидно, что на формирование атомизма Левкиппа влияние оказала философия Парменида. В основании космологической теории Левкиппа лежат два основания — пустота и полнота. Вероятно, именно Левкипп впервые назвал полноту атомом — atomos, «неделимым», точнее — «неделимой природой», так как atomos — это прилагательное, относящееся к подразумеваемому слову physis (естество, природа).

За Левкиппом признается авторство двух сочинений — «Великое мироустройство» и «Об уме». От обоих текстов сохранились лишь несколько фраз. В частности, из сочинения «Великое мироустройство» до нас дошел ряд ключевых терминов: atomoi — атомы, nasta — полнота, mega kenon — великая пустота, apotome — разделение, rhysmos — ритм, форма, diathige — расположение, trope — поворот, dims — вихрь. Этот же набор терминов мы встретим в текстах Демокрита. В сочинении «Об уме» Левкипп утверждает, что ни одна вещь не возникла случайно — все возникшее целесообразно и подчинено необходимости.

Учеником Левкиппа был Демокрит. По одним свидетельствам, Демокрит учился еще и у Анаксагора, по другим — Анаксагор не взял Демокрита себе в ученики. Рассказывают, что однажды Демокрит прибыл в Афины, где слушал Сократа. Интересно, что ни Платон, ни Аристотель не уделяют в своих сочинениях никакого внимания философии Демокрита. Говорили, что Платон хотел собрать все сочинения Демокрита и сжечь их. Диоген Лаэртский предположил, что такое пренебрежение Демокритом со стороны Платона свидетельствует о том, что тот понимал, что имеет дело с лучшим из философов.

Началами всего сущего Демокрит полагал атомы — atomoi/ atoma и пустоту — to kenon. Лишь атомы и пустота существуют в действительности, все остальное существует в силу того, что есть атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего, ничто не уничтожается, превращаясь в несуществующее. Атомы суть мельчайшие частицы, каждая из которых едина и обладает одинаковым количеством бытия. Атомы сами по себе не воспринимаемы — они лишь умопостигаемы. Число их бесконечно велико, как бесконечно велико и число возможных комбинаций атомов. Атомы имеют форму (rhysmos или schema). Взаимодействуя, они соприкасаются различным образом, в результате чего возникает то или иное взаимокасание (diathige), или строй (taxis). Способ касания и порядок расположения зависят от поворота атома (trope), или его положения (thesis).

Именно так, по мнению Демокрита, устроен космос. Атомы, находясь в движении и постоянно перемещаясь, соединяются произвольно, но — и в этом парадокс — их соединение подчинено необходимости выражать порядок космоса. При этом все те формы вещей, с которыми человек сталкивается в своем опыте, нуждаются в интерпретации, и смысл, извлекаемый из опыта освоения мира, не может быть гарантированно окончательным. Поясняя это, Демокрит приводит пример с медом: одним он кажется сладким, другим — горьким. Из этого философ делает вывод, что мед не сладкий и не горький сам по себе. Сладким или горьким он оказывается в представлении людей. Какие из представлений истинны, а какие — нет, неясно. Поэтому, если следовать трактовке Аристотеля, Демокрит утверждает, что ничто не может быть признанно истинным, т.е. истинное нам неведомо. С другой стороны, во фрагментах Демокрита мы видим различение правильного познания, которым, по его мнению, является умопостижение, и «темного» познания — чувственного. Именно разум свидетельствует нам о существовании атомов, в то время как в ощущении нам даны лишь обладающие теми или иными качествами тела. Однако ощущение подталкивает нас к познанию истинных причин всего, каковыми и являются атомы.

Итак, атомы движутся. Возможность движения атомов обеспечивается наличием пустоты. Пустота не есть ничто — скорее, она нечто, по нечто формально не определенное. Ее роль заключается в том, чтобы обеспечивать возможность движения. Для обозначения пустоты Демокрит вводит неологизм (сам придумывает слово), который образует от слова ouden (ничто), отбросив отрицание он. В результате получается den, не ничто, а нечто.

Последователями Демокрита были скептики и эпикурейцы, кроме того, мысль Демокрита при внимательном рассмотрении оказывается близкой софистической мысли.

Источник

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей – их множеству, движению и изменению. «Атом» – по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма – Левкипп (сер. V в. до н. э.) – считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) – философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же – место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) – результат взаимодействия атомов – не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) – гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание – результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество – совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Демокрит[86]

Демокрит[86] 62. Давид Prol. 38,14 Busse. И подобно тому как во Вселенной мы видим, что одни только управляют, как, например, божественные; другие и управляют, и управляются, как, например, человеческие,

Источник

Античный атомизм (Левкипп,Демокрит)

Учение Левкиппа и Демокрита — вершина античного материализма.

Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия.

Левкипп является автором основополагающей концепции. В дальнейшем, Демокрит развивает атомическое учение в систему, которая логически последовательна.

В античности атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Дело в том, что она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а так же с величайшими достижениями античной математики. Геометрические фигуры составленные из «атомов» Демокрита, были бы угловатыми и неровными. Демокрит различал атомы неделимые и амеры (не имеющие размера).

Преодоление трудностей древней атомистики было бы возможным только вместе с введение в античную науку элементов дифференциального и интегрального исчислений

Демокрит разработал свой научный метод познания, основанный на опыте, наблюдения и теоретического обобщения фактического материала. Ощущение, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, которые дополняются и исправляются тонкой работой ума.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум.

Софисты

Софи́сты (от др.- греч. — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека.

От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты или свидетельства.

Основными древними источниками о софистах являются Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Флавий Филострат и другие.

Все фрагменты и свидетельства о софистах собраны в труде Дильса — Кранца. На русский язык переведены единственный раз Маковельским. Перевод осуществлялся зачастую с немецкого языка, в настоящий момент считается устаревшим и подвергается критике.

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических взглядов.

Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[1].

Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.

Учение софистов (V- IV вв. до н. э.)

Софисты, развивали учение Демокрита. Один из основоположников этого учения Протагор делает отступление в сторону субъективизма. Он провозглашает человека мерой всех вещей, существующих. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом: «То ведь, что каждому городу представляется справедливым и прекрасным, то для него и есть, пока он так считает». А скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгия:

1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразимо.

Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как разнообразные достоинства человека: профессиональное мастерство, дар слова, умственные способности и т. п. — все, что обеспечивает человеку уважение и успех. В моральную оценку проникает утилитаристский мотив: все, что приносит пользу и выгоду, является справедливым.

Известно высказывание на этот счет софиста Антифонта (V в. до н.э.): «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать закона государства, в котором ты состоишь гражданином. Так человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы. Однако не только релятивизм определяет этику софистов. Вслед за Демокритом софисты скептически относятся к существованию богов, и первые проблему «зла в мире» используют для отрицания божественного вмешательства в людские дела.

Еще более значительным достижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идея равенства всех людей — знатных и простолюдинов, греков и варваров, свободных и рабов; «Тех, которые происходят от знатных родителей, мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем. В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины», — утверждал Антифонт.

Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным – в общезначимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *