атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Основные понятия атомно-молекулярного учение. Атом. Молекула. Химический элемент

Основными понятиями атомно-молекулярного учения «молекула», «атом», «химический элемент», «простые и сложные вещества».

Молекулы могут иметь электрический заряд. Такие частицы называют ионами. В этом случае отдельные молекулы индивидуально могут существовать только в растворенном или расплавленном состоянии, однако в любом состоянии они могут существовать вместе с противоположно заряженными частицами, чтобы тело в целом не имело электрического заряда. Кроме распространенных неорганических ионов, примером заряженных молекул является молекулы нуклеиновых кислот и белков.

Свойства молекул сохраняют и обусловливают такие свойства веществ, как агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, плотность, температуры кипения и плавления, электропроводность, диэлектрическая проницаемость, способность вступать в химические взаимодействия с другими веществами. Однако это не означает, что молекулы имеют эти свойства. Большинство физических свойств веществ присущи только совокупности молекул. Например, в отдельной молекулы не может быть температуры кипения или плавления, однако такие свойства молекул, как масса, размер, дипольный момент и способность взаимодействовать друг с другом, обусловливают температуру плавления и кипения, а соответственно, и агрегатное состояние в определенных условиях.

Зависимость свойств веществ от свойств молекул

Свойство вещества, что обусловлено свойством молекулы

Плотность веществ, температуры кипения и плавления

3. Способность притягиваться друг к друга

Плотность веществ, температуры кипения и плавления

5. Дипольный момент

Диэлектрическая проницаемость и магнитная восприимчивость

6. Способность к поляризации

Коэффициент преломления, диэлектрическая проницаемость

7. Электрический заряд

Агрегатное состояние, твердость, электропроводность

8. Способность поглощать и излучать свет

Молекулы состоят из атомов, которые соединены между собой химическими связями в определенной последовательности и определенным образом ориентированы в пространстве. Количество атомов в молекулах может быть от друга (например, одноатомные молекулы инертных газов или одноатомные ионы), двух (Н2, О2 и др.) до нескольких тысяч (молекулы полимеров, белков, нуклеиновых кислот).

Все молекулы одного вещества имеют одинаковый состав, размеры, массу и другие свойства. Молекулы разных веществ отличаются по составу, размерам, порядком соединения атомов (молекул изомерных веществ), свойствами.

При прохождении химических реакций молекулы разрушаются, образуя новые молекулы других веществ.

При прохождении химических реакций атомы не исчезают и не образуются из ничего, они могут перегруппировываться или переходить от одной молекулы к другой. В химических реакциях может меняться строение и состав электронной оболочки атома.

Для количественной характеристики атомов используют следующие величины:

Атомы с одинаковым протонным и нейтронным числом называют нуклидами. Нуклиды с одинаковым протонным числом, но разным нейтронным числом называют изотопами.

Каждый элемент имеет свое название и символ. Носителем свойств химических элементов является атом. Входя в состав различных веществ, атомы каждого элемента придают им свойств этого элемента. Например, оксид, сульфид и хлорид Натрия имеют некоторые общие свойства благодаря наличию ионов Натрия, а также и различие за счет ионов Кислорода, Серы и Хлора.

Основной количественной характеристикой элемента является заряд ядра его атомов, что совпадает с порядковому номеру этого элемента в Периодической системе. Не могут существовать различные химические элементы, атомы которых имели бы одинаковый заряд. На основании заряда ядра можно определить элемент.

Сейчас насчитывают 118 химических элементов, среди которых элементы с порядковым номером к 92 (за небольшим исключением) существуют в природе, а остальные получены искусственно.

Источник

Атомно-молекулярная теория

Содержание:

Атомномолекулярное учение – теоретический фундамент химии. Вещество – одна из форм существования материи. Вещество состоит из отдельных мельчайших частиц – молекул, атомов, ионов, которые в свою очередь обладают определенным внутренним строением.

На странице -> решение задач по химии собраны решения задач и заданий с решёнными примерами по всем темам химии.

Законы и понятия химии

Физика и химия являются основными науками о строении и свойствах материи. Еще несколько десятков лет назад великий русский ученый Д. И. Менделеев писал: «Недалеко то время, когда знание физики и химии будет таким же признаком и средством образования, как за сто, двести лет тому назад считалось знание классиков. Они (физика и химия — Авт.) составляют в наше время одно из средств успеха во всех отраслях знаний и их применений». На наших глазах оправдываются эти слова. Содружество двух наук привело к раскрытию строения атома, созданию атомной энергетики, полупроводниковой техники, к замечательным открытиям в области синтетических материалов (неорганических — искусственные алмазы, полупроводники и др.; органических — каучуки, пластмассы, волокна; элементоорганических — неорганические каучуки, силоксаны и т. п.).

Изучение химических явлений невозможно без основных представлений о строении вещества (атомно-молекулярное учение, учение о строении атомов и теория химической связи). Фундаментом при изучении свойств неорганических соединений служит периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, а при изучении свойств органических соединений — теория А. М. Бутлерова о строении органических соединений. Только глубокое осмысление этих основных теорий химии может привести к правильному пониманию многочисленных классов химических соединений, к твердому знанию их состава, строения и свойств.

При повторении химии особое внимание следует обратить не только на раскрытие взаимосвязи между элементами, но и на выявление зависимости их свойств от строения и состава. Понять причины протекания химических реакций невозможно без учета строения атомов, ионов, молекул, радикалов, без учета типов химической связи в исходных и конечных веществах. Важной стороной учения о химическом процессе являются понятия о равновесии и энергетике химической реакции. Изложению указанных вопросов отведено в пособии соответствующее место.

Подготовку к вступительным экзаменам по химии целесообразно начать со знакомства с «Программой вступительных экзаменов для поступающих в высшие учебные заведения СССР».

Программа состоит из двух разделов: «Общие указания» и «Объем требований». К сожалению, абитуриенты редко обращают внимание на раздел «Общие указания». Между тем его внимательное рассмотрение позволит правильно понять требования, предъявляемые к абитуриентам на вступительном экзамене. Например, в этом разделе указывается, что по химии экзаменующийся должен показать четкие знания основных химических законов, понятий и теорий. Что это значит?

При первоначальном изучении курса неорганической химии в средней школе рассматривается атомно-молекулярная теория, а затем — теория строения атома и некоторые представления о строении вещества. В свете теории строения атома ряд понятий атомно-молекулярной теории подвергся уточнению. Эти уточнения должны быть учтены в ответе.

При повторении курса неорганической химии целесообразно обратить внимание на развитие основных понятий.

В «Общих указаниях» отмечается, что экзаменующийся должен показать знание терминологии предмета. К сожалению, многие абитуриенты плохо владеют терминологией. Очень часто это объясняется невнимательностью, а порою тем, что терминологии не придается должного значения, и вот что получается. Не все абитуриенты, например, четко знают названия (номенклатуру) химических соединений. На экзамене предлагают написать формулу сернистого калия, а отвечающие пишут формулу сернистокислого калия (атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии) и даже сернокислого калия (атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии).

Далее. Необходимо четко знать, что называется окислителем, восстановителем. Не путать такие понятия, как валентность атома в соединении и заряд иона.

Например в соединении атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиивалентность элементов атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. В растворе это соединение диссоциирует на ионы атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. Ни о каких ионах атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииречи быть не может. Между тем, абитуриенты нередко говорят, что окислителем в этом соединении может выступать ион атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии.

Экзаменующийся должен показать знание общей характеристики важнейших элементов и их основных соединений, т. е. четко описать положение элемента в системе и на основе закономерностей, которые изучены в средней школе, показать знание свойств важнейших соединений этого элемента.

Рассказ о свойствах соединений, образуемых каким-либо элементом, целесообразно строить в определенной логической последовательности: положение элемента в системе, его электронная конфигурация, свойства простого вещества (тип связи), свойства его соединений (тип связи).

Одним из требований «Общих указаний» к абитуриентам является умение пользоваться периодической системой Д. И. Менделеева в пределах объема программы. Речь идет в данном случае не только о необходимости подробно знать строение и свойства атомов элементов первых трех периодов системы, но и об умении применить знание общих закономерностей к описанию свойств тех элементов, изучение которых не было предусмотрено программой по химии средней школы. Например, нужно уметь описать свойства мышьяка или олова, написать несколько характерных соединений хрома или какого-либо другого элемента дополнительной подгруппы. Разумеется, это можно сделать, исходя из знания свойств известных элементов.

Экзаменующийся должен показать понимание важнейших химических производственных процессов. От него не требуется знания деталей аппаратуры, лабораторных приемов, особенностей течения реакций и т. п. Надо знать химическую сторону производственных процессов, а также основные принципы, на которых строится осуществление и экономическая эффективность важнейших процессов.

Во втором разделе «Общих указаний» сказано, что от экзаменующихся требуется знание тех свойств важнейших веществ, на которых основано их применение в народном хозяйстве. Абитуриенты должны обратить внимание на такие разделы учебника по неорганической химии, как применение серной кислоты, применение соляной кислоты в народном хозяйстве и т. п.

И, наконец, в «Общих указаниях» подчеркивается, что экзаменующийся должен показать умение решать качественные задачи применительно к материалу, указанному в программе.

В настоящем пособии будут рассмотрены наиболее типичные задачи.

О предмете химии

В литературе по химии можно встретить следующие определения предмета химии:

«Химия — наука о химических элементах» (Д. И. Менделеев).

«Химия — наука о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения» (наиболее распространенное определение химии).

«Химия XX века — это наука о синтезе материалов с определенными свойствами» (определение химии, которое приводится в последнее время).

Нельзя сказать, что одно определение лучше, другое хуже, одно правильно, другое нет. Каждое из приведенных определений правильно, хотя и подчеркивает какую-то одну преимущественную сторону химической науки.

Обратите внимание на второе определение и на последовательность в перечислении объектов изучения.

Вещества. Их превращения. Явления, сопровождающие эти превращения.

Само вещество и его превращения изучает не только химия, но и другие науки, например, смежные с химией физика и биология. Значит, каждая из этих наук изучает не все и не всякие превращения вещества. Химию интересуют только те превращения, при которых происходит изменение состава вещества, приводящее к качественному изменению свойств веществ. Плавление льда или кипение воды изучает физика, а взаимодействие воды с натрием или серной кислотой изучает химия, потому что в первом случае меняется только агрегатное состояние вещества, но не состава, а во втором— исходные и конечные вещества отличаются составом и свойствами, не только физическими, но и химическими.

Ясно, что совершающиеся в химических процессах изменения находятся в прямой зависимости оттого, из каких элементов состоят взаимодействующие вещества.

Степень развития любой науки определяется тем, что дает она для практики, находят ли реализацию сделанные в ней открытия. XVIII век называют веком пара, XIX — веком электричества; по аналогии XX век назвали веком атомной энергии, синтетических (искусственных) материалов и раскрытия тайн жизни. Человечество издавна стремилось к овладению энергетическими ресурсами, и наиболее ощутимые успехи в этой области были сделаны физикой. Проблема создания материалов широкого ассортимента с заданными свойствами встает только в последние десятилетия.

Синтез новых материалов был бы невозможен без выявления специфических особенностей химии каждого элемента.

Развитие ракетной, ядерной, полупроводниковой техники было бы невозможно без создания новых материалов.

Третье из приведенных выше определение предмета химии подчеркивает именно эту сторону ее развития, наметившуюся в последние десятилетия.

Значение химии

По мере развития человеческого общества проявляется все возрастающая роль химии в овладении энергетическими и материальными ресурсами природы. Так, наряду с механической обработкой дерева и камня получила распространение их химическая обработка; выплавка металлов из руд, химический синтез и т. п.

От примитивного использования топлива для получения тепла человечество перешло к более широкому использованию древесины, угля и нефти, на основе которых получены не только новые виды топлива (например, газообразное), но и целый ряд других важнейших продуктов. В свою очередь, энергию химического процесса научились превращать в электрическую (гальванические элементы, аккумуляторы, топливные элементы). Наконец в настоящее время осуществляется широкое производство материалов с определенными, заранее заданными свойствами. Начинается активное вмешательство химии в деятельность живого организма.

Широкое промышленное использование достижений химии оказалось возможным лишь на определенной ступени развития человеческого общества, на определенной ступени развития производительных сил общества. Для осуществления химического синтеза, химической переработки материалов необходимы соответствующие установки и аппараты, приборы для контроля, автоматизация производства, достаточные энергетические мощности, предварительная подготовка сырья.

Атомно-молекулярная теория и важнейшие законы химии

Исторически изучение вещества шло последовательными этапами: от познания видимого, доступного органам чувств и простейшим приборам, к проникновению в мир частиц и явлений, познание которых возможно с помощью очень чувствительных приборов. Еще в древности была высказана мысль об атомном строении вещества. В начале XIX в. была разработана атомно-молекулярная гипотеза, согласно которой все вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Атом — наименьшая частица вещества.

Это познание вещества средствами химии можно представить схематически следующим образом:

тела природы —>-химические соединения —> молекулы —> атомы

В создании основ атомно-молекулярной теории важную роль сыграли исследования реакций окисления металлов, проведенные в XVIII в. М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье. Ими же был сформулирован закон сохранения массы реагирующих веществ.

Однако объяснение как этого закона, так и других понятий того времени (эквиваленты), возникших в результате изучения весовых количеств реагирующих веществ, оказалось возможным в XIX в. с позиции атомной теории Дальтона и молекулярной теории Авогадро. На базе атомно-молекулярной теории были сформулированы многие важные понятия химии (грамм-атом, грамм-молекула и др.). Химия стала самостоятельной наукой.

Главнейшей количественной характеристикой атомов химических элементов стал атомный вес.

Периодический закон и периодическая система химических элементов, открытые Д. И. Менделеевым в 1869 г., способствовали закреплению атомистических представлений в химии. Открытие Д И. Менделеева ознаменовало начало нового этапа в развитии учения о строении материи, в раскрытии сложного строения атома.

Спектральный анализ и открытие рентгеновских лучей, открытие инертных газов и явления радиоактивности, определение заряда и массы электрона привели к экспериментальному раскрытию сложного строения атомов.

Атомно-молекулярная теория

Атомно-молекулярное учение — это первое учение о строении вещества, разработанное на основе количественных представлений, главным образом, двух наук — физики и химии. Само название «атомно-молекулярное учение» подсказывает, что вопросы строения вещества рассматриваются здесь на уровне атомов и молекул. Это учение указывает на качественные различия в составе вещества (молекулы и атомы) и дает количественные характеристики (вес атомов и молекул), а для веществ в газообразном состоянии и объем грамм-молекулы.

Согласно этому учению, вещества состоят из атомов и молекул. Молекула сложнее атома. Молекула простого вещества состоит из атомов одного элемента, молекула сложного — из атомов разных элементов.

Молекулы — наименьшие частицы вещества, сохраняющие его состав и химические свойства.

Атомы — наименьшие материальные частицы элемента, отражающие его химические свойства в свободном состоянии.

В то же время атомы являются составными частями молекул, которыми последние обмениваются при химических реакциях.

Кратко сущность атомно-молекулярного учения сводится к следующему:

В результате химических реакций из одних веществ (молекул) образуются другие, что является одной из форм движения атомов.

Внешние условия (главным образом, температура и давление) влияют не только на агрегатное состояние вещества, но и на его состав и строение (а значит, и на некоторые физические и химические свойства).

Если бы мы имели возможность взвесить атомы и их вес выразить в граммах, то мы получили бы следующие значения:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Целесообразно выразить вес атомов относительно веса атома одного из элементов, например, самого легкого атома водорода. Тогда мы найдем относительные веса атомов, получившие название, атомных весов. Продолжительное время в качестве единицы относительных весов была принята атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиивеса атома кислорода (к. е).

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

В настоящее время за единицу относительных весов принимают атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиичасть массы изотопа углерода атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. По этой новой шкале атомный вес водорода равен 1,00797, а кислорода — 15,9994 углеродной единицы (у. е.).

Количество простого вещества, выраженное в граммах и численно равное атомному весу элемента, называется грамм-атомом.

Соотношение между весом атома и весом грамм-атома можно представить следующим образом:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Разделив грамм-атомный вес элемента на вес одного атома, получим число атомов в одном грамм-атоме, равное атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. В одной грамм-молекуле также содержится атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиимолекул. Это число называется числом Авогадро.

Состав данного вещества может быть выражен химической формулой. Различают простейшие и истинные (или молекулярные) формулы.

Простейшая химическая формула указывает на соотношение числа атомов в молекуле (или грамм-атомов в грамм-молекуле).

Истинная (или молекулярная) формула указывает на фактическое число атомов в молекуле (или грамм-атомов в грамм-молекуле).

Закон сохранения массы вещества. Расчёты по уравнению химической реакции.

С развитием атомно-молекулярного учения закон сохранения массы получил теоретическое обоснование. Действительно, какие бы новые молекулы вещества ни образовались при химических реакциях, число атомов в них будет равно числу атомов в исходных веществах (ведь атомы — это химически неделимые частицы). При этом не меняется и число атомов каждого элемента. Но так как и атомы одного и того же элемента имеют одинаковый вес, то и вес всех атомов в исходных веществах (молекулах) должен быть равен весу атомов в конечных продуктах реакции.

На основе закона сохранения массы вещества оказалось возможным производить расчеты по уравнениям химических реакций.

Пример 1. Смешано 7,3 г хлористого водорода с 4 г аммиака. Сколько граммов хлористого аммония при этом образуется?

Решение. При решении всякой задачи, связанной с расчетом весовых количеств реагирующих веществ, прежде всего должно быть написано уравнение химической реакции. В результате мы получаем соотношение между весовыми количествами интересующих нас веществ

Итак, напишем уравнение химической реакции. Над формулами реагирующих веществ будем писать цифровые данные из условия задачи, а под формулами — весовые количества тех же веществ в соответствии с уравнением реакции:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Теперь определим, какие количества атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиивступают в реакцию:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Таким образом, на полное взаимодействие 4 г аммиака потребовалось бы 8,5 г хлористого водорода. Согласно условию задачи вступило в реакцию только

7,3 г атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. Следовательно, аммиак был взят в избытке. Поэтому подсчет количества образовавшегося хлористого аммония нужно вести, исходя из веса вступившего в реакцию хлористого водорода

Для получения ответа на вопрос задачи надо составить следующую пропорцию:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

В случае необходимости можно было бы рассчитать и вес непрореагировавшего аммиака:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Осталось атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Вес оставшегося аммиака можно определить и другим путем: от суммы весовых количеств атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии, взятых согласно условию задачи, необходимо вычесть вес получившегося в результате соединения исходных веществ атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Нередко знание соотношения между числом грамм-молекул или весовыми количествами реагирующих веществ позволяет правильно определить продукты реакции. Например, при взаимодействии едкого натра и серной кислоты может образоваться кислая или средняя соль в зависимости от соотношения реагирующих веществ:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

В первом случае на одну грамм-молекулу серной кислоты приходится одна грамм-молекула едкого натра и в результате образуется кислая соль, во втором случае, когда в реакцию вступают две грамм-молекулы атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии, образуется средняя соль.

Пример 2. Какая соль и в каком количестве получается при полном взаимодействии 3,4 г сероводорода и раствора, содержащего 4 г едкого натра?

Решение. Определим соотношение между числом грамм-молекул реагирующих веществ:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Как видно, соотношение между числом грамм-молекул атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии, вступивших в реакцию, таково:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

(т. е. 1:1). В результате образуется 0,1 моль кислой соли.

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Ответ: 5,6 г атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Пример 3. Сколько граммов меди выделяется на железной пластинке весом 50 г, опущенной в раствор медного купороса, если в результате реакции пластинка становится тяжелее на 4 г?

Решение. Напишем уравнение реакции замещения меди железом:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Когда с пластинки в раствор переходит 56 г железа, одновременно на пластинке выделяется 64 г меди, т. е. пластинка становится тяжелее на 8 г. Составим пропорцию:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Закон эквивалентов

Еще до создания атомно-молекулярной теории было установлено, что простые и сложные вещества вступают в химические реакции в определенных весовых отношениях друг к другу.

Таким образом, в перечисленных выше соединениях на 1 г водорода приходится 3 г углерода и 8 г кислорода, а на 8 г кислорода — 1 г водорода и 3 г углерода.

Следовательно, если требуется связать 8 г кислорода в виде соединения, то для этого потребовалось бы 1 г водорода (атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии), или 3 г углерода (атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии), или 12 г магния (атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии) и т. д.

Разумеется, аналогичное рассуждение может быть применено и по отношению к любому другому элементу. В указанном случае о перечисленных выше весовых количествах можно говорить как о «равноценных» или эквивалентных, т. е. как бы заменяющих друг друга.

Определим, например, эквиваленты некоторых металлов по реакциям замещения:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Из расчетов видно, что 23 г натрия, 12 г магния, 9 г алюминия вытесняют один грамм водорода.

Грамм-эквивалентом элемента называется его весовое количество в граммах, которое соединяется с 1,00797 г водорода или замещает это количество водорода в соединениях.

Нетрудно установить связь атомного (грамм-атомного веса) и эквивалентного (грамм-эквивалентного) веса:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

где А — атомный вес, атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии— валентность элемента, атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии— эквивалентный вес.

И, наоборот, зная грамм-атомный вес, можно установить грамм-эквивалентный вес, если данный элемент обладает постоянной валентностью:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Так для указанных выше металлов:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Понятие эквивалента встречается также в курсе физики. Согласно закону Фарадея, атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииграмм-эквивалент выделяется на электроде при пропускании 96 493 кулонов электричества через раствор или расплав электролита.

Вопрос о нахождении эквивалентов сложных веществ см. в главе VI, § 1.

Пример 4. Определить грамм-эквивалент металла, если известно, что 6 г металла вытеснили при нормальных условиях 0,5 г водорода.

Решение. Один грамм-эквивалент металла вытесняет 1 грамм-атом водорода, который имеет вес 1 г. Следовательно:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

откуда грамм-эквивалентный вес металла 12 г.

Закон Авогадро и его следствия

В равных объемах различных газов при одинаковых’ внешних условиях содержится одинаковое число молекул (закон Авогадро).

Такая взаимосвязь между числом молекул (грамм-молекул) и объемом различных веществ справедлива только для газообразного состояния.

В таком случае одна грамм-молекула любого вещества в газообразном состоянии занимает при определенных условиях одинаковый объем.

Объем жидких и твердых веществ зависит не только от числа молекул (грамм-молекул) вещества, но и от природы вещества (характера химической связи и составляющих его элементов).

Принято считать нормальными условиями t = 0° С, или Т = 273º К, и р = 760 мм pm. cm., или 1 атм.

Одна грамм-молекула любого вещества, находящегося в газообразном состоянии, занимает при нормальных условиях объем 22,4 л (следствие из закона Авогадро).

Покажем также связь между грамм-эквивалентным весом и объёмом одного грамм-эквивалента водорода и кислорода.

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Гей-Люссак обратил внимание на то, что объёмы реагирующих газообразных веществ относятся друг к другу как простые целые числа.

Это легко объяснить с позиций закона Авогадро. Например, при окислении водорода хлором, согласно уравнению реакции

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

взаимодействуют по одной грамм-молекуле водорода и хлора и получаются две грамм-молекулы хлористого водорода. Напишем отношение объемов, занимаемых ими при нормальных условиях: 22,4 : 22,4 : 44,8 =1:1:2. Таким образом, отношение числа грамм-молекул и объемов реагирующих (начальных и конечных) газообразных веществ одно и то же. Следовательно, по отношению объемов можно судить о соотношении числа грамм-молекул, что позволяет также найти простейшую формулу соединения в газообразном состоянии.

Решение. Так как 3,2 мл составили объем непрореагировавшего кислорода, то можно найти объем прореагировавшей смеси: 20 — 3,2 = 16,8 мл. Для определения объема водорода и кислорода в этой смеси напишем уравнение реакции образования воды:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Из уравнения реакции видно, что в трех объемах смеси два приходится на водород и один на кислород. Следовательно, в 16,8 мл смеси на долю кислорода приходится

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

и на долю водорода

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Каков же процентный состав (по объему) исходной смеси? Нетрудно убедится, что водорода в смеси находилось 11,2 мл, а кислорода атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииТаким образом, п 20 мл исходной смеси содержалось атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиикислорода и атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииводорода.

Ответ: 11,2 мл атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии(или 56%) и 8,8 мл атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии(или 44% от объема исходной смеси).

Пример 6. При взаимодействии одного из окислов азота с углеродом получается двуокись углерода и азот. Объемы окисла азота, двуокиси углерода и азота относятся друг к другу, как 1 : 0,5 : 1 Найти формулу соединения.

Решение. Учитывая, что отношение объемов газообразных веществ — это есть вместе с тем и отношение числа их грамм-молекул, определим число грамм-атомов азота и кислорода в окисле азота, если

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

В соответствии с найденным соотношением числа грамм-молекул реагирующих веществ (коэффициенты в уравнении реакции) напишем уравнение реакции:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

откуда видно, что атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. Следовательно, формула соединения атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. Проверим по уравнению реакции

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Пример 7. Какая соль и в каком количестве получается при полном взаимодействии 44,8 л аммиака (условия нормальные) и 98 г ортофосфорной кислоты?

Решение. Найдем число грамм-молекул аммиака и ортофосфорной кислоты, вступивших в реакцию:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Следовательно, в реакцию вступили 2 грамм-молекулы аммиака и 1 грамм-молекула ортофосфорной кислоты:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Так как при таком соотношении образуется 1 грамм-молекула вторичного фосфата аммония, для получения ответа необходимо подсчитать грамм-молекулярный вес этого соединения. Грамм-молекулярный вес атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Если объем газа измерен при условиях, отличающихся от нормальных, его можно привести к нормальным условиям по формуле:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Иногда определяется также плотность газов, как отношение весов одинаковых объемов газов, измеренных при одних и тех же условиях.

Зная объем грамм-молекулы любого газа при нормальных условиях, можно выразить его плотность отношением грамм-молекулярных весов. Например, плотность двуокиси углерода по водороду

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

т. е. двуокись углерода в 22 раза тяжелее водорода.

Следовательно, грамм-молекулярный вес любого газа равен его удвоенной плотности по водороду:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Плотиость воздуха по водороду равна 14,5. Если бы воздух был индивидуальным веществом, а не смесью газов, его грамм-молекулярный вес был бы равен

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Через этот «грамм-молекулярный вес» воздуха или, точнее, удвоенную плотность воздуха по водороду, можно рассчитать плотности газов по воздуху. Так, аммиак оказывается легче воздуха:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

а двуокись углерода тяжелее:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Таким образом, молекулярный вес газообразного вещества можно определить и через плотность этого газа по воздуху:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Нахождение простейших формул химических соединений

В результате анализа удается установить, из каких элементов состоит данное соединение, а также весовое количество каждого из элементов, содержащееся в определенном количестве этого соединения, взятом для анализа. На основании этих данных можно определить простейшую формулу соединения.

Найти простейшую формулу соединения — это значит установить отношение числа атомов в молекуле (грамм-атомов в грамм-молекуле).

Рассмотрим на ряде примеров, как находится простейшая формула соединения.

Пример 8. Состав соединения следующий: атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии. Найти формулу соединения.

Решение. Вначале нужно определить число грамм-атомов кальция, углерода и кислорода и найти их отношение. Из условия задачи очевидно, что в 100 г соединения содержится соответственно кальция — 40 г, углерода — 12 г, кислорода — 48 г.

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Формула соединения: атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Пример 9. Соединение состоит из железа и углерода, причем на 14 в. ч. железа приходится 1 в. ч. углерода. Найти формулу соединения.

Решение. В 15 в. ч. соединения находится 14 в ч. железа и 1 в. ч. углерода.

Тогда в 15 г соединения число грамм-атомов железа будет составлять атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииили атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии, а число грамм-атомов углерода атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии.

Отношение между ними

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Формула соединения: атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Почему же в примере 8 мы сразу получили целые простые числа грамм-атомов кальция, углерода и кислорода, а в примере 9 — дробные атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

В первом случае весовое количество соединения совпало с его молекулярным весом, во втором случае — нет. В самом деле:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Грамм-молекулярный вес атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиисоставляет 180 г, а для определения формулы было взято 15 г соединения. Поэтому вначале и получились дробные числа, отношение же между ними таково же, как и в грамм-молекулярном весовом количестве.

Пример 10. Установить формулу соединения, состоящего из натрия, хлора и кислорода, если известно, что при нагревании 1 г этого соединения выделяется 0,45 г кислорода, а твердый остаток представляет собой поваренную соль.

Решение. Зная вес всего соединения и выделившегося кислорода, можно найти отношение числа грамм-атомов кислорода, приходящегося па одну грамм-молекулу образовавшегося атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии(Это, конечно, не означает, что рассматриваемое соединение состоит из атомно молекулярное учение основные законы и понятия химиии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии).

Число грамм-атомов кислорода в 1г соединения составляет атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Вес «атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии» в 1 г соединения: 1 г — 0,45 г = 0,55 г. Сумма грамм-атомных весов атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииЧисло «грамм-молекул атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии» в 1 г соединения атомно молекулярное учение основные законы и понятия химииОтношение числа грамм-атомов кислорода и числа «грамм-молекул атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии»:

атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Формула соединения: атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Найденные формулы являются простейшими.

Для установления истинных формул необходимо знание истинного молекулярного веса соединения.

Услуги по химии:

Лекции по химии:

Лекции по неорганической химии:

Лекции по органической химии:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии атомно молекулярное учение основные законы и понятия химии

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *