атомно молекулярное учение в химии 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
I . Актуализация знаний
В течение нескольких уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.
Наука о веществах и их превращениях. (химия)
Служит для проведения опытов. (пробирка)
Определенный вид атомов. (химический элемент)
Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
II . Изучение новой темы
Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».
Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?
Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.
Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
Из молекул состоят:
все органические вещества;
многие основания, кислоты.
В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
Теперь прочитайте § 8 ;
Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:
Все вещества состоят молекул.
Молекулы состоят из атомов.
Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
ДЕМОКРИТ
О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
«…Начала вселенной – атомы и пустота. Атомы не поддаются никакому воздействию, которое бы изменило их…»
«…деление материи останавливается на атомах и не идет в бесконечность.»
«… Атомы наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой, и таким образом они производят и все сложные тела, и их состояния и ощущения.»
Описание слайда:
ЭПИКУР
О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
«Вселенная вечна, так как атомы, из которых состоят все тела, вечны и неистребимы, поэтому из ничего не может возникнуть мир даже по Божьей воле»
«Атомы не в состоянии разрушить никакая сила»
«Атомы различных веществ различаются по форме, этим объясняется разнообразие в свойствах тел.»
Описание слайда:
ЛУКРЕЦИЙ КАР
О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
…Стало быть, ветры – частицы, незримые нами,
Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться
С водами мощных рек, обладающих видимым телом.
…Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
…И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора.
Описание слайда:
М. В. ЛОМОНОСОВ
О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
Атом – элемент
Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собою тел… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел
Описание слайда:
Д. ДАЛЬТОН
О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний должно привести к тому заключению, что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц или атомов, связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения. Мы также не в состоянии сотворить или разрушить атом.… Все изменения, которые мы можем производить, заключаются в разделении прежде связанных атомов и в соединении прежде разделенных атомов
1808 год
Описание слайда:
ВОПРОСЫ:
Что такое атом?
Что такое молекула?
Какие вещества можно назвать простыми и сложными?
В чем заключается сущность химической реакции?
Описание слайда:
СХЕМА РЕАКЦИИ
РАЗЛОЖЕНИЯ ВОДЫ
Описание слайда:
СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ
М. В. ЛОМОНОСОВА
Все вещества состоят из молекул.
Молекулы состоят из атомов.
Атомы и молекулы находятся в непрерывном
движении.
Молекулы простых веществ состоят из
одинаковых атомов.
Молекулы сложных веществ состоят из
разных атомов.
Описание слайда:
МОДЕЛИ ПРОСТЫХ
И СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ
Азот
Азотная кислота
Аммиак
Хлороформ
Хлор
Описание слайда:
АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ
При растворении сахара в воде … сахара
равномерно распределяются между …
воды;
… воды состоят из … кислорода и …
водорода;
В состав … сахара кроме … кислорода и водорода входят …
углерода;
Сладкий вкус раствора обусловлен … сахара.
Описание слайда:
ВОПРОСЫ:
Почему с точки зрения атомно-молекулярного учения недопустимо выражение «атомы воды»?
Почему с точки зрения атомно-молекулярного учения недопустимо выражение «молекулы воздуха»?
До возникновения учения об атомах алхимики в течение многих веков безуспешно пытались с помощью химических реакций превратить неблагородные металлы в золото. Как объяснить в свете атомно-молекулярного учения неосуществимость этой задачи?
Как с точки зрения атомно-молекулярного учения объяснить, что испарение воды представляет собой физический процесс?
Как атомно-молекулярное учение объясняет различия в химических свойствах веществ?
Как атомно-молекулярное учение объясняет прохождение любой химической реакции?
Как с точки зрения атомно-молекулярного учения объяснить процесс распространения запахов?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок №16. Атомно-молекулярное учение
Атомно-молекулярное учение развил и впервые применил в химии великий русский ученый Ломоносов. Сущность учения Ломоносова можно свести к следующим положениям :
Все вещества состоят из «корпускул» (так Ломоносов называл молекулы).
Молекулы состоят из «элементов» (так Ломоносов называл атомы).
Частицы — молекулы и атомы — находятся в непрерывном движении. Тепловое состояние тел есть результат движения их частиц.
Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных веществ из различных атомов.
Атомистическое учение в химии применил английский ученый Джон Дальтон. В своей основе учение Дальтона повторяет учение Ломоносова. Вместе с тем оно развивает его дальше, поскольку Дальтон впервые пытался установить атомные массы известных тогда элементов. Однако Дальтон отрицал существование молекул у простых веществ, что по сравнению с учением Ломоносова является шагом назад. По Дальтону, простые вещества состоят только из атомов, и лишь сложные вещества — из «сложных атомов» (в современном понимании — молекул). Отрицание Дальтоном существования молекул простых веществ мешало дальнейшему развитию химии. Атомно-молекулярное учение в химии окончательно утвердилось лишь в- середине XIX в. Молекула — это наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические свойства молекулы определяются ее составом и химическим строением. Атом — наименьшая частица химического элемента, входящая в состав молекул простых и сложных веществ. Химические свойства элемента определяются строением его атома. Отсюда следует определение атома, соответствующее современным представлениям: атом — это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного атомного ядра и отрицательно заряженных электронов. Согласно современным представлениям из молекул состоят вещества в газообразном и парообразном состоянии. В твердом состоянии из молекул состоят лишь вещества, кристаллическая решетка которых имеет молекулярную структуру.
Основные положения атомно-молекулярного учения можно сформулировать так:
Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки между молекулами еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.
Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость движения молекул возрастает.
Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей — в газах.
Молекулы состоят из атомов, которые, как и молекулы, находятся в непрерывном движении.
Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.
При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются.
У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решето находятся молекулы. Связи между молекулами, расположенными в узлах кристаллической решетки, слабые и при нагревании разрываются. Поэтому вещества с молекулярным строением, как правило, имеют низкие температуры плавления.
У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых требуется много энергии. Поэтому вещества с немолекулярным строением имеют высокие температуры плавления.
Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения. Физические и химические явления получают объяснение с позиций атомно-молекулярного учения. Так, например, процесс диффузии объясняется способность молекул (атомов, частиц) одного вещества проникать между молекулами (атомами, частицами) другого вещества. Это происходит потому, что молекулы (атомы, частицы) находятся в непрерывном движении и между ними имеются промежутки. Сущность химических реакций заключается в разрушении химических связей между атомами одних веществ и в перегруппировке атомов с образованием других веществ.
Разработка урока для 8 класса по теме Атомно-молекулярное учение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— дать представление об атомно – молекулярном учении, опираясь на знания учащихся, полученных в курсе физики и химии;
— систематизировать знания учащихся о развитии и создании атомно-молекулярного учения;
— научить учащихся анализировать физические и химические явления и уметь объяснять их сущность с точки зрения атомно-молекулярного учения.
— раскрытие роли работ М.В.Ломоносова, представителя российской науки, других ученых в становлении атомно-молекулярного учения
Оборудование: модели атомов, портреты ученых, стенд о М.В.Ломоносове в кабинете химии.
I . Актуализация знаний
Любуясь узором на стекле или глядя на снежинки, мы пытаемся понять как они устроены. Объяснить это можно только, зная внутреннее строение вещества. Мы сегодня этим и займемся, но сначала выясним, что вы помните из прошлых уроков.
А) проверка знания знаков химических элементов
— Учитель показывает карточки со знаками химических элементов, а учащиеся называют элементы.
Алюминий, барий, натрий, цинк, кальций и т.д.
— на доске написаны названия химических элементов, учащиеся выходят к доске и пишут знаки .
1. что такое химический знак?
2. что такое химическая формула?
3. что можно сказать о веществе по его химической формуле?
4. что такое атом? Молекула?
5. чем отличаются они друг от друга?
6. что такое химический элемент?
7. как взаимосвязаны понятия «химический элемент», «атом», «вещество»?
8. чем простое вещество отличается от сложного?
История станоления атомно-молекулярного учения
Химия развивалась, появились представления об атомах, как мельчайших частицах вещества
Атом в переводе с греческого – «неделимый»
Далее химики определили понятие химического элемента – не могут быть разложены на другие простые вещества или превращаться в другие простые вещества. Для элементов были введены химические знаки. С развитием химии и открытием трех заков:
(- закон постоянства Ж.Л.Пруста;
— закон кратных отношений Д. Дальтона
— закон объемных отношений (для газов) Гей – Люссака) кроме понятия атом как носитель свойств элемента, вводится понятие молекулы – сложной частицы, состоящей из нескольких атомов, являющейся наименьшей частицей вещества, обладающей его химическими свойствами.
2.вклад М.В.Ломоносова ( сообщение ученика)
Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII в. разработал учение
о молекулах и атомах:
• утверждал что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят неделимые элементы (атомы).
• Многообразие веществ объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.
• Предполагал, что некоторые молекулы могут состоять из одинаковых атомов.
В 1741 г. Ломоносов в своем труде Элементы математической химии изложил мысли, которые, по существу, являются основой современного атомно-молекулярного учения. Он писал, что все изменения тел происходят посредством движения. В основе этого движения лежат элементы (под этим термином следует понимать атомы), которые, соединяясь между собой, образуют корпускулы (молекулы). Элемент (атом) есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собой тел. В основе учения Ломоносова также лежали умозрительные заключения.
Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Д.Дальтона. В 1808 году английский химик Дальтон сформулировал атомистическую теорию.
• Утверждал, что все вещества состоят из атомов, мельчайших неделимых частиц, которые не могут быть ни созданы, ни уничтожены. Ввёл понятие атомного веса.
• Дальтон считал, что все атомы одного итого же элемента совершенно идентичны, например, имеют одинаковые массы.
• На основе химических законов (закон кратных отношений, закон эквивалентов и закон постоянства состава) создал атомистическую теорию, основанную на количественных соотношениях, возникающих при взаимодействии между химическими элементами. Основы используются до сих пор.
Открытие в XX веке изотопов и ядерных реакций внесло изменения в атомистическую теорию Дальтона.
4.основные положения атомно – молекулярного учения
А)учитель предлагает учащимся атомно – молекулярного учения побывать в роли ученых и самостоятельно сформулировать положения и записать их в тетрадь.
1. Каждое вещество состоит из мельчайших частиц ( Ломоносов называл их корпускулами, впоследствии они были названы молекулами).
2. Молекулы находятся в постоянном движении.
3. Молекулы состоят из атомов ( Ломоносов назвал их элементами)..
Б)Работа учащихся с учебником «Химия» Н.Е.Кузнецовой стр.40(прочитать материал на странице 40 и сравнить свои записи с текстом учебника и дополнить недостающее.
5. Выводы о значении атомно – молекулярного учения
( учащиеся делают записи в тетрадях)
Атомно-молекулярное учение- теоретическая основа химии.
Основные положения атомно-молекулярного учения сформулированы М.В. Ломоносовым
. Свое признание оно получило после работ Дж. Дальтона.
Согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходи перегруппировка атомов.
III .Подведение итогов урока
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо..
Презентация по химии «Атомно-молекулярное учение» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Атомно-молекулярное учение (М.В.Ломоносов, Дж.Дальтон)
АТОМ Мельчайшая частица вещества, несущая его свойства МОЛЕКУЛА ИОН Наименьшая химически неделимая частица вещества Частица, имеющая заряд
Частицыхаотически ___________________________ Междучастицамиесть ___________________________ Междучастицамиесть силы ___________________________ и ___________________________
Между частицами есть промежутки
Между частицами есть силы притяжения и отталкивания
Вещества молекулярного строения состоят из _______________ Вещества _______________строения состоят из атомов или ионов
Вещества молекулярного строения состоят из молекул Жидкости или газы, низкие Tпл Tкип Вещества немолекулярного строения состоят из атомов или ионов Твердые вещества, высокие Tпл Tкип
Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида размером и массой Совокупность атомов одного вида называется Химический элемент Знак Название первая(ые) буква(ы) их Латинских названий ( Я. Берцелиус 1814 г.)
Водоро́д — первый элемент периодической системы элементов; обозначается символом H. Название представляет собой кальку с латинского: лат. Hydrogenium (от др.-греч. ὕδωρ — «вода» и γεννάω — «рождаю») — «порождающий воду».
«аргон» (от др.-греч. ἀργός — ленивый, медленный, неактивный). Это название подчеркивает важнейшее свойство элемента — его химическую неактивность
1. В названиях отражены их важнейшие свойства. Фосфор Хлор Бром – несущий свет зелёный зловонный
2. В честь небесных тел. Селен Теллур от греч. Селена – Луна от греч. Теллурис – Земля
3. Заимствованы из мифологии ванадий в честь скандинавской богини красоты Ванадии
4. Географические названия полоний в честь Польши; дубний в честь города Дубна; скандий в честь Скандинавии; европий в честь Европы.
5. В названиях увековечены фамилии известных учёных кюрий, фермий, менделеевий, эйнштейний
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Номер материала: ДA-039786
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.