ацкурская икона божией матери фото
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ацкурская икона Божией Матери, нерукотворный образ I века.
Согласно грузинской летописи «Картли Цховреба» и другим источникам апостолы Симон, Андрей и Матфий вошли на проповедь Евангелия в Иверии через землю Дид-Адчары в Аджарии и принесли с собой бесценную святыню – нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, переданный для этой страны Самой Богоматерью. Летопись гласит что Господь Иисус Христос Сам повелел Ей: «пошли вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой, а с ним – изображение, которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». Пресвятая Богородица потребовала доску, умывши лицо Свое, приложила ее к нему, и на доске остался образ Владычицы с Предвечным Ее Сыном на руках. Она отдала этот образ апостолу Андрею и сказала: «Благодать и милость родившегося от Меня Господа да будут помогать и сопутствовать тебе. Я же буду молиться за тебя и за народ Мой». Он пал на землю пред Владычицей и со слезами благодарил Ее.
В Аджарии апостол Андрей самоотверженной проповедью и творением чудес обратил множество людей ко Христу и крестил их во имя Святой Троицы. На том месте, в Андриасцкаро, на котором он поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник, не пересыхающий по сей день [1]. Новые христиане просили апостола оставить святую икону в защиту им, но апостол не согласился, а велел сделать доску, величиной, как икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил ее на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске, которую апостол и отдал христианам, а сам отправился далее.
Достигнув города Ацкури (в древности: Сосангети, близ современного города Ахалцихе), столицы Самцхийской земли, апостол воскресил умершего сына вдовой царицы. Апостол положил икону на умершего и, воздев руки к небу, начал молиться, а по окончании молитвы взял отрока за руку и, подняв со смертного одра, отдал его матери живым. Царица, а за ней и ведущие люди страны приняли святое крещение, и только жрецы упорно стояли за поклонение их ложным богам Аполлону и Артемиде, вследствие чего в народе произошла распря. Для уничтожения ее, апостол предложил жрецам следующее: «Поставим мою икону в капище ваших богов между статуями их и запечатаем капище двумя печатями, моей и вашей, приставим стражей и станем молиться каждый своему богу, и Того, Кто превозможет и явит пред нами Свою силу, мы признаем Богом Истинным и поклонимся Ему все». Жрецы согласились и на другой день, когда отворили двери, статуи богов, между которыми поставлена была икона Владычицы, валялись на полу капища, разбитые вдребезги. После этого жрецы и их сторонники немедленно приняли от апостола святое крещение.
В XVI веке Имеретинский царь Баграт III перенёс икону из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, в Гелати, где им была основана епископская кафедра, а во второй половине XVI века – обосновался Абхазский Католикосат. Местопребыванием иконы был собор кафедрального Гелатского (Гаенатского) монастыря.
Использованные материалы
[1] Как говорит составитель грузинской летописи царевич Вахушт, сын царя Вахтанга V.
[2] По традиции – Ацкруская кафедра древнейшая в Грузии.
Икона Богородицы Ацкурская
Празднование
История
Предание говорит о том, что чудотворный Ацкурский образ – копия нерукотворной иконы Божией Матери, принесенный в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным. Как следует из сочинения «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), Пресвятой Богородице по жребию выпало удалиться в Грузию, но повелением Господа для проповеди христианства туда был послан апостол Андрей, который из рук Пречистой получил Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, которую Она приложила к Своему Пречистому Лику. От святой иконы в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса.
Наименование иконы произошло от названия селения Ацкури, в часовню которого был помещен нерукотворный список образа, созданный апостолом Андреем: он просто приложил обычную доску к Первообразу.
Ацкурская икона пользовалась широким почитанием среди императоров и простых жителей Грузии, многие специально приезжали в Ацкури, чтобы поклониться святому образу.
Однажды после сильного землетрясения в Грузии в 80-х годах XIII века чудотворный образ был обретен неповрежденным под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора.
Не раз при нападении персидских войск враги христианства похищали и увозили в свои края святую Ацкурскую икону Божией Матери, но каждый раз она возвращалась обратно в Ацкури.
В конце 60-х годов XVI столетия сын имеретинского царя Баграта III Георгий поместил икону в Гелатский монастырь, где она пребывала до начала XX века. Гелатский (Гаенатский) монастырь, основанный в VIII веке святым царем Давидом в честь Успения Божией Матери, находится в 4–5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети.
Ацкурская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрии» («Путеводительницы»), изображение Божией Матери, держащей на левой руке Божественного Младенца, находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Оклад сделан из червонного золота и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга.
С 1952 года чудотворная Ацкурская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственном музее истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили)
Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили)
Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавливался в Ацкури, чтобы поклониться святыне (Там же. Т. 2. С. 77-78). Один из анонимных авторов Картлис Цховреба рассказывает, что после сильного землетрясения в Грузии в 80-х гг. XIII в. А. и. была обретена неповрежденной под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора (Там же. С. 347). Предание о чудесах А. и. содержится и в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба (Там же. С. 478-482). При нападении иран. шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. персид. войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви и А. и. увезли с собой. Вскоре персам чудесным образом было указано, что похищение иконы является источником бед, постигших их страну, и А. и. с большими почестями была отправлена обратно. В местечке, получившем впосл. название Елавси (сияющий), А. и. просияла, по словам хрониста, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии» (Там же. С. 483).
Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати. Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137´ 142 см, средника 46´ 38,5 см, створ 118´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.
Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки ХI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.
Передние и внутренние поверхности створок киота покрыты серебряными пластинками. На внутренней поверхности створок, разделенных на 5 регистров, изображены сюжеты из цикла Страстей Господних и жития Пресв. Богородицы. Мастер тщательно имитировал чеканку Зарзмийской иконы Божией Матери XI в. В нижней части створок расположена надпись, извещающая о том, что имеретинский царь Соломон I сделал 2-й оклад из позолоченного серебра в 1774 г., упоминаются его супруга царица Тамара и сын Александр. К этому времени относится и выполненная в западноевроп. манере чеканка вокруг центрального образа: 2 парящих ангела с короной в руках и полуфигуры евангелистов, апостолов и отцов церкви.
Ист.: КЦ. Т. 1. С. 38-40. Т. 2. С. 77-78, 478-500, 523; Т. 4. С. 230, 707-717, 813-815; Бартикян Р. М. Приписываемый Мануилу, великому ритору Константинопольской патриархии (1-я пол. XVI в.), Панегирик государям Самцхе-Саатабаго Кваркваре II, Каихосро и Мзечабуку // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები. История, искусствоведение, этнография. Tbilisi, 1987. С. 37-118.
Лит.: Кондаков Н., Бакрадзе Д. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. С. 26. рис. 11; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 228. Табл. 112; Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. С. 323. Табл. 203; საყვარელიმე თ. XIV-XIX საუკუნეების ჟართული ოჟრომჭედლობა. თბილისი, 1987. С. 146-147.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Грузинские иконы Божьей Матери
Икона Божьей Матери «АЦКУРСКАЯ»
28 августа (15 августа по старому стилю)
Ацкурская икона Божией Матери находится в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы Богородицы. По одной из них, икона Богородицы принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.
С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день.
По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону Божией Матери. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону Богородицы в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску.
Икона Божией Матери «ГАЕНАТСКАЯ»
28 августа (15 августа по старому стилю)
Названа по Гаенатскому (Гелатскому) монастырю близ Кутаиси. Название монастыря произошло от греческого «genathlakon» (рождение) и связано с главным храмом монастырского комплекса, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря – Генати, в настоящее время – Гелати.
По преданию, чудотворная икона принадлежала святой царице Тамаре. Вполне возможно, что Гаенатская икона и ГЕЛАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.
Икона Божией Матери «ГЕЛАТСКАЯ»
Находится в Гелатском (Гаенатском) монастыре. Вычеканена из позолоченного серебра. Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси – древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Согласно преданию, икона Божией Матери принесена в монастырь царём Багратом и царицей Еленой.
Гелатский монастырь – крупнейший центр культуры, истории и научно-педагогической деятельности в Западной Грузии, а также выдающийся памятник грузинского зодчества, основанный святым благоверным царем Грузии Давидом IV Строителем, в честь присоединения к грузинскому государству – Кахетии и победы над сельджуками в долинах Алгетки и Храми.
Вполне возможно, что Гелатская икона Божией Матери и ГАЕНАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.
Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ»
4 сентября (22 августа по старому стилю)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.
Описание Грузинской иконы Богородицы:
Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.
В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.
Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей матери, установил день её празднования – 22 августа.
Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.
Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери.
Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Бодбе»
Местночтимая
(Чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы была изрезана скальпелем в советские годы)
Монастырский и епископальный комплекс святого Георгия в Бодбе построен царём Мирианом в честь успения просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины. Находится в одном из исторических регионов Грузии – Кахетии.
Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Мартвили»
Мартвили – город в Грузии, на Колхидской низменности, в 32 км от железнодорожной станции Абашa.
Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Сванетии»
Местночтимая
Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта.
Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ «Ты Лоза»
В названии этой иконы Божия Матерь ассоциируется с виноградной лозой. Икона новописанная, но уже прославилась как чудотворная.
Икона Богоматери «ГРУЗИНСКАЯ из Хоби»
Икона Богородицы «СИОНСКАЯ»
Описание Сионской иконы Богоматери
Находилась икона в древнем Сионском соборе города Тифлис (ныне Тбилиси), построенном в IV веке царём Вахтангом Гургусланом. Несколько раз за всю многострадальную историю Грузии Сионский собор подвергался разорению, а в 1518 году шах Измаил во время разорения Тифлиса приказал все святыни, в том числе и Сионскую икону Божией Матери, бросить в реку Куру. Течением икону унесло в предместье города Навтлуг, где она была обнаружена и взята из воды. Ныне списки (копии) древней Сионской иконы распространены по всей Грузии, есть икона и в возрождённом Сионском соборе.
Сионский кафедральный собор в честь Успения Божией Матери, или просто Сиони, – современная резиденция католикоса Грузии. Здесь хранится величайшая святыня Грузии — крест святой Нины, сделанный из двух кусков виноградной лозы и перевитый, по преданию, собственными волосами просветительницы Грузии.
Икона Богородицы «ХАХУЛЬСКАЯ»
Местночтимое празднование 28 августа (15 августа по старому стилю)
Святыня Кутаисского Гелатского монастыря, основанного в VIII веке в честь Успения Богоматери святым царём Давидом (память 8 февраля по новому стилю). Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Икона Богоматери ХАХУЛЬСКАЯ украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы грузинской царицей Тамарой.
Одно из преданий рассказывает, что царица Тамара однажды собиралась к Литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у её терема милостыню. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде её не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления — царскую повязку, и возложила её на образ Богородицы.
Икона Богородицы «ЦИЛКАНСКАЯ»
28 августа (15 августа по старому стилю)
Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения – Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы – одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.
Образ Пресвятой Богородицы Цилканской
Триптих. 1995 г, береста.
Богородица Мгвимеви
9 век
Тбилиси
Ketevan
Рубрики: | Грузия Религия |
Метки: Грузия иконы Богородица Мария религия
Процитировано 8 раз
Понравилось: 4 пользователям
Ацкурская икона Божией Матери
Ацкурская икона Божией Матери находится в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы. По одной из них, икона принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.
С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день.
По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску. Позже с древней святыни была сделана копия в виде металлического складня.
День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).
Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавливался в Ацкури, чтобы поклониться святыне (Там же. Т. 2. С. 77-78). Один из анонимных авторов Картлис Цховреба рассказывает, что после сильного землетрясения в Грузии в 80-х гг. XIII в. А. и. была обретена неповрежденной под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора (Там же. С. 347). Предание о чудесах Ацкурской иконы Божией Матери содержится и в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба (Там же. С. 478-482). При нападении иранского шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. персидские войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви и Ацкурскую икону Божией Матери увезли с собой. Вскоре персам чудесным образом было указано, что похищение иконы является источником бед, постигших их страну, и Ацкурская икона Божией Матери с большими почестями была отправлена обратно. В местечке, получившем впоследствии название Елавси (сияющий), Ацкурская икона Божией Матери просияла, по словам хрониста, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии» (Там же. С. 483).
Из-за опасности нового нашествия персов Ацкурская икона Божией Матери была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персидский правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, который погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Некоторое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что Ацкурская икона Божией Матери нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил Ацкурскую икону Божией Матери в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в монастырь Гелати. Через некоторое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском монастыре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.
Ацкурская икона Божией Матери с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137х142 см, средника 46х38,5 см, створ 118х35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.
Стилистические особенности и надписи на Ацкурская икона Божией Матери относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию грузинской чеканки ХI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние восточных мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Восточной Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в которой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.
Передние и внутренние поверхности створок киота покрыты серебряными пластинками. На внутренней поверхности створок, разделенных на 5 регистров, изображены сюжеты из цикла Страстей Господних и жития Пресвятой Богородицы. Мастер тщательно имитировал чеканку Зарзмийской иконы Божией Матери XI в. В нижней части створок расположена надпись, извещающая о том, что имеретинский царь Соломон I сделал 2-й оклад из позолоченного серебра в 1774 г., упоминаются его супруга царица Тамара и сын Александр. К этому времени относится и выполненная в западноевроп. манере чеканка вокруг центрального образа: 2 парящих ангела с короной в руках и полуфигуры евангелистов, апостолов и отцов церкви.