Аудиофильская магнитола в авто
Автозвук. Выбираем головное устройство.
Головное устройство. Что это? Какое влияние оно оказывает на конечный звук? Какого производителя выбрать? На какие характеристики обращать внимание? И какие регулировки должны быть?
Я очень часто общаюсь с неофитами автозвука и заметил интересную тенденцию. Почти никто не представляет истинного вклада «головы» в общее звучание системы. А самое парадоксальное то, что каждый раз это значение преувеличивается.
Сразу оговорюсь, что речь пойдет в основном о компромиссных вариантах. Потому как в идеальных системах (а они бывают?) все должно быть максимально хорошо. Посему речь пойдет о моём практическом подходе «лучше меньше, да лучше». В чем он заключается?
Нам всю жизнь приходится чем-то жертвовать. В музыкальной системе всегда стоит дилемма под названием «цена – звук». То, что вы обычно объясняете нежеланием вмешиваться в конструкцию или тем, что вам не нужен идеальный звук, на поверку оказывается банальной экономией.
Исходя из моего принципа, стараемся тратить меньше, а получать максимум возможного. А как потратить меньше, но при этом не продешевить? Покупать, только нужное и максимально хорошее. Заметьте, не абсолютно хорошее, а подходящее, к конкретному случаю.
Итак. Головное устройство.
В обиходе чаще встречается название «автомагнитола». Как правило, это устройство со встроенным усилителем мощности, тюнером, проигрывателем компакт дисков музыкальных файлов или кассет (характерно лишь для ретро устройств). Встречаются модели без усилителя мощности, например Pioneer DEX-P99RS. В последнее время в головном устройстве можно встретить звуковой процессор.
Чаще всего апгрейд автозвуковой системы начинается с замены магнитолы. Почему именно так? Почему не с акустики? И почему следом за акустикой чаще всего меняется магнитола?
Я вижу два основных момента. Во-первых, незнание вклада акустики и магнитолы в конечный звук. Во-вторых — это красиво. Вы же любите смотреть на интересные картинки, проплывающие на цветном дисплее, вместо монохромного? И верить в не менее красивые цифры в технических характеристиках? Может вам просто нравится шрифт написания бренда на передней панели?
В любом случае ответ прост. Она всегда на виду. А глухим к музыке людям приятней поддаваться гипнозу красоты изделия и магии бренда. Знаете, почему магнитолы Nakamichi являлись легендарными, но были популярны, только в серьезных установках? Цена? Внешний вид! Мириться с дешевым пластиком, минимумом информации на монохромном дисплее, цвет которого можно было выбрать из двух вариантов (зеленый или оранжевый) только при покупке, могли только люди способные услышать красоту звучания. Остальным же хватало, внешнего вида и «навороченности» Пионеров и Сони.
Тем не менее, самый большой прирост качества звука можно достигнуть, поменяв колонки.
Не буду грузить теорией, приведу простой пример. Думаю, почти все знакомы с простой компьютерной акустикой. Представим, что нас не устраивает ее звук. А есть те, кого он устраивает? Действуем, согласно распространенному апгреду автозвуковой системы. Покупаем хороший усилитель. Ватт сто на канал, нет мало, лучше двести! Ау, любители циферок! Конечно, колонки взорвутся. Особенно если ручку крутануть к максимуму. А мы аккуратно.
ОК! Акустику поменяли. А звук все равно не тот! Ахтунг! Саркози обманул! Надо было менять магнитолу!
Не торопитесь! Если вы действительно хотите большего прироста качества, надо менять не магнитолу, а усилитель мощности. Со встроенного на отдельный. Вот где качество повысится! В разы.
Конечно, не все так однозначно. Встроенные в магнитолу усилители тоже бывают разные. Была одна система, где я добился отличного звука не прибегая к отдельному усилителю. Но это отдельная история, с которой советую вам ознакомиться.
Хороший отдельный усилитель мощности в любом случае лучше хорошего встроенного. Но если у магнитолы нет линейных выходов, покупать ли нам новую дорогую? Или сгодится попроще, но с линейными выходами и усилитель на сдачу? Тут опять на первый план выходит финансовый вопрос. Хороший усилитель мощности начинается примерно с 100$ на канал. Умножайте на необходимое количество каналов, вычитайте из предполагаемого бюджета и смотрите, что остается на магнитолу. Если вам хватает на приличную, пусть не такую «крутую» магнитолу, какую хотели, все равно такой вариант будет лучше, чем встроенный усилитель «крутой» магнитолы.
Почему можно обойтись более простой магнитолой? Ведь она тоже влияет на звук? Давайте разбираться.
В системе «магнитола плюс колонки» звук зависит от встроенного усилителя, в то время как в системе с отдельным усилителем вклад магнитолы ничтожно мал. В этом случае звуковой почерк складывается из способности усилителя мощности к совместной работе с акустикой и потенциала самой акустики. Влияние головного устройства сводится к звучанию его проигрывателя и предварительного усилителя. На фоне общего вклада этими нюансами можно пренебречь, ведь заметить их сможет только тот, кто в этой статье не нашел для себя ничего нового.
Хочу заметить, что разговор идет о качественных аппаратах. Конечно есть определенная граница ниже которой, звук магнитол непростительно плох. Но ставить такие магнитолы в любую музыкальную систему опрометчиво.
Добились максимума от связки усилитель мощности — акустика? Отлично. Но как понять, что это правильный вариант?
Звучание подходящей пары «усилитель — акустика» должно быть прозрачным. То есть таким когда сигнал приходящий от магнитолы усиливается без искажений и не привносит «отсебятины».
Вот на этом этапе можно смело менять и магнитолу. Ведь плацдарм хорошего звука уже создан. И общая картина будет уже зависеть от звучания предварительного усилителя и проигрывателя головного устройства. В противном случаю эти нюансы потонут в навязанном характере неправильного звена усиления.
До этого момента покупка дорогой магнитолы это неверная инвестиция в звук.
Какой функционал должен быть у правильной магнитолы? Достаточно минимальных настроек. Тем более многие, скорее вредят звуку. Почему? Есть ответ и на этот вопрос. Повторюсь в очередной раз. Хорошая, действительно хорошая магнитола в плане звука, а не мигающая, как китайский бумбокс поделка, должна хорошо играть в «в нуле». То есть с полностью отключенными регулировками.
Наличие встроенного процессора позволяет выстроить идеальную звуковую сцену. Гнаться за ней — удел профессионалов готовящих системы для соревнований. Для прослушивания музыки важней легкость и естественность звучания.
И обязательно слушайте! Никакие цифры не скажут вам о звучании ничего. Тем более магнитолы. С техническими характеристиками у любой магнитолы все в порядке. Причем, слушать надо именно ту связку, которая будет установлена в автомобиль. Акустика и усилитель, встроенный или отдельный, зависит от состава системы.
Так что прежде чем тратить деньги, вспомните о моем принципе. Правильно распределите бюджет и получайте максимальный результат. Тогда звуки обретут душу, музыкальные инструменты — жизнь. Двоичный код преобразуется в электрический сигнал, а акустика превратит звуковые колебания в Музыку.
FLAC вам в руки! Действительно ли lossless-магнитолы хорошо звучат?
Новое слово в кар-аудио – поддержка аудиофильского lossless-формата FLAC в автомагнитолах начального уровня. Крутым аудиофилом отныне может представить себя каждый – за смешные 3-4 тысячи рублей! Но вот способен ли среднестатистический автовладелец РЕАЛЬНО ощутить разницу между FLAC и высокобитным MP3? Колеса.ру проверили это на практике – автомобильный аудио-эксперт прослушал несколько популярных моделей магнитол, умеющих играть lossless, и вынес свой вердикт.
Отличия «резаной» музыки от «цельной»
Для введения в курс дела начнем с простейшей справки, которую знатоки аудиоформатов могут смело пропустить… Большинство из нас сегодня слушает музыку в машине в формате MP3. Это удобно – огромная фонотека помещается в кулаке, не боится царапин, ударов, грязи, элементарно пополняется и редактируется на домашнем компьютере и т.п. Формат MP3 устраивает почти всех – кроме тех, кто «загоняется» из-за его внутренней сущности…
А сущность состоит в том, что при сжатии музыкального потока из него по специальному алгоритму вырезаются те звуки и частоты, которые, как считают создатели алгоритма, ПОЧТИ не влияют на восприятие музыки слушателем. Вот это «почти» – и есть причина компромиссности формата MP3… На музыке клубных жанров разница едва заметна, но на хорошем качественном роке, инструментале, серьезном вокале и классике, проигрываемых через приличную акустическую систему, различие между «резаным» форматом MP3 и «нерезаным» исходником WAV способны ощутить многие.
MP3 не передает глубины и полноты звучания музыки, воспринимается как «бедный родственник» по сравнению с несжатыми форматами аудио. Это все, конечно, субъективные характеристики, и не каждый в силу физиологических особенностей слуха способен их вообще «распробовать», но факт есть факт – MP3 и прочие кодеки, сжимающие звук с потерями (WMA, AAC и другие), ухудшают качество музыки в угоду удобству её использования.
Альтернатива – форматы «без потерь», то, что принято называть lossless. Такие кодеки, как FLAC и APE, тоже сжимают музыку, но при воспроизведении оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния – в отличие от MP3, из которого сжимающие алгоритмы удаляют «лишние ноты» на свое усмотрение и без вашего ведома.
FLAC в автомобилях
Еще недавно послушать lossless в машине можно было в основном только на мультимедийных центрах на Android, поскольку для Android естественна возможность установки различных программ-плееров, читающие все форматы. Но качество звучания было под вопросом, ибо большинство производителей Android-магнитол – с сомнительной китайской родословной и белым пятном на месте истории бренда… Плюс серьезными ограничениями к распространению этих устройств являются высокая цена и двухдиновый формат, который тоже устраивает не всех.
И вот года полтора назад начали появляться первые FLAC-модели в сегменте бюджетных магнитол известных брендов – с хорошим качеством, однодиновой компоновкой и привычным «магнитольным» дизайном. Сегодня этот сегмент рынка фактически состоялся – ассортимент недорогих FLAC-устройств под всем известными марками типа Sony, Pioneer, Kenwood и т.п. уже изрядный. Соответственно, можно попытаться сделать некоторые выводы.
Главным из них будет ответ на вопрос – стало ли внедрение поддержки FLAC в массовые недорогие аппараты прорывом в эволюции кар-аудио, или lossless актуален лишь для серьезных, дорогих автомобильных аудио-систем, и простой пользователь в недорогом авто со штатной акустикой никаких внятных плюсов от FLAC не получит?
Что тестируем
Сегодня стоимость наиболее доступных автомагнитол с поддержкой FLAC крайне демократична, и эти гаджеты доступны любому – в начальном сегменте цены на них стартуют с отметки в 3 тысячи рублей. Посему подобная аппаратура наводит многих владельцев бюджетных автомобилей на мысль, что и в недорогой машине, со штатной ширпотребной акустикой можно существенно улучшить качество звучания, просто заменив магнитолу и используя высококачественный музыкальный исходник – FLAC вместо MP3.
Однако у тех, кто имеет достаточно глубокие познания в аудио-технике, возникают сомнения… Да, FLAC звучит безусловно лучше. Чисто академически с этим не поспоришь. Однако исходника как он есть мало – нужен хороший цифро-аналоговый преобразователь в автомагнитоле, качественный усилительный тракт, хорошая и правильно установленная акустика… Что из этого имеется в бюджетном автомобиле и бюджетной магнитоле? Да, скорее всего, ничего…
Соответственно, ставим вопрос ребром – если мы на недорогой машине, без финансовых вложений в замену штатной акустики и усилителей, без затрат на дополнительную шумоизоляцию и прочий «фарш» просто «махнем» родную MP3-магнитолу на устройство с поддержкой FLAC – даст ли это нам сколь-либо заметное невооруженным и нетренированным ухом улучшение качества звучания?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, Колеса.ру взяли на тест три автомагнитолы, умеющие воспроизводить музыку формата FLAC, типичное бюджетное авто с дешевой штатной акустикой… и пригласили опытного эксперта по кар-аудио, попросив его поочередно прослушать на каждом устройстве два одинаковых аудиофайла – трек в формате MP3 320 кбит/с и тот же самый трек в формате FLAC.
Условия тестирования
Автомобиль:
Volkswagen Polo, штатная аудиосистема с четырьмя 6-дюймовыми динамиками с бумажными диффузорами и частоторасширяющими конусами