аудиовизуальные технологии обучения географии
Использование мультимедиа технологий на уроках географии.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование мультимедиа технологий на уроках географии
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности.
Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Образовательный аспект : восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект : развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для анонсирования темы
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
Как сопровождение объяснения учителя
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля знаний
Варианты использования компьютерных технологий в обучении географии:
1.Защита исследовательских и проектных работ
4. внеурочная работа
5.Презентации к урокам
6. Интеллектуальные игры
7.Творческие работы учащихся
Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении географии
Организация познавательной деятельности учащихся на уроке: передача учебной информации, мотивация обучения, показ, сопоставление процессов и явлений, демонстрация наглядных материалов.
Проверка результатов обучения: практика, тесты.
Организация самостоятельной работы учащихся: самостоятельное приобретение знаний и умений, подготовка докладов и сообщений, осуществление дифференцированного подхода, углубленное изучение географии
Можно выделить следующие особенности данной технологии
качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
Психологические особенности учащихся данного класса
Цели и результаты обучения
Структуру познавательного пространства
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
На пути внедрения этих технологий возникают проблемы:
преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.
Технология применения аудиовизуальных средств обучения на уроках географии
Разделы: География
Обучение по новым программам, составленных с учетом применения аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, требует более широкого внедрения в учебный процесс средств наглядности географического содержания.
А как показать в динамике? Используя видеотехнику, я включаю видеоинформацию на уроках. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной. Работая в рамках лаборатории, я вижу, что качество знаний учащихся составляет 51–56 %, что является неплохим результатом для общеобразовательных классов и 70–86 % в гимназических и профильных классах.
Создаю и игровые моменты, когда имеющийся видеоматериал используется для постановки познавательных задач.
Рассматривая тему “Природные зоны Африки” (география 7-й класс), я ставлю такую задачу: “Используя видеофильм “Сафари без оружия” определите типичных представителей растительного и животного мира Африки”.
Изучая тему “География религий” (география 10-й класс), я предлагаю учащимся в течение урока посмотреть видеофрагменты “Архитектурные особенности культовых сооружений” и ответить на вопрос: “На плакате изображены силуэты культовых сооружений. Определите, к какой религии они относятся?”
Предложенные мною приемы использования АВСО и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. Применение их на уроке требует от учителя знания особенностей принимающей информацию аудитории и наличия опыта работы у учителя с экранно-звуковыми пособиями. АВСО сегодня являются одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию географической подготовке школьников.
Методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения на уроках географии: 6 класс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Микитенко, Светлана Александровна
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Микитенко, Светлана Александровна
Глава 1. Современные интерактивные аудиовизуальные средства обучения (ИАСО).
1.1. Психолого-педагогические основы применения ИАСО.
1.2. Анализ существующих интерактивных аудиовизуальных пособий но географии.
1.3. Использование ИАСО в практике современной школьг.
Глава 2. Методика работы с интерактивными аудиовизуальными средствами обучения (ИАСО) на уроках географии.
2.1. Методическая модель использования ИАСО па уроках географии в 6 классе.
2.2. Методические условия эффективного применения ИАСО па уроках географии.
2.3. Результаты опытпо-эксиеримеиталыюй работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методика комплексного использования аудиовизуальных средств экологического содержания на уроках географии России 1998 год, кандидат педагогических наук Колпакова, Марина Ивановна
Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при обучении физике: на основе применения электронной интерактивной доски 2010 год, кандидат педагогических наук Долгая, Татьяна Игоревна
Методика использования средств эмоциональной выразительности в интерактивном обучении географии 2005 год, кандидат педагогических наук Шувалова, Ольга Евгеньевна
Теория и практика применения аудиовизуальных средств обучения в вузовском курсе «Методика преподавания русской литературы в национальной школе» (на материале национальных групп педвузов МССР) 1984 год, кандидат педагогических наук Денисова, Эмилия Ивановна
Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида 2010 год, кандидат педагогических наук Подвальная, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения на уроках географии: 6 класс»
Актуальность темы исследования. В окружающем нас мире мы постоянно наблюдаем все убыстряющиеся темпы внедрения достижений науки и техники в повседневную жизнь и деятельность современного человека. Глобальный процесс компьютеризации охватил все сферы общества. Под влиянием этих процессов оказалась и система образования. Происходит техническое переоспащеиие учебных заведений, устаревшие киноаппараты заменены телевизорами и видеомагнитофонами, идет активное внедрение и использование в образовательном процессе компьютера и информационных технологий.
Развитию технических средств обучения, их роли и месту в методике обучения географии всегда уделялось много внимания. Этой проблеме были посвящены работы Ю.Г. Барышевой, М.Б. Вестицкого, В.П. Голова, И.И. Дриги, Г.И. Pax.
1. Разработанные для пего носители информации учебной направленности сочетают в себе аудиальпую и визуальную информацию и являются в учебном процессе источником знаний.
2. Программное обеспечение позволяет решать в процессе учебной деятельности разнообразные практические задачи, закреплять, контролировать, систематизировать учебный материал.
Общие подходы к проблеме внедрения в учебный процесс компьютера как интерактивного аудиовизуального средства обучения изложены в исследованиях Е.И. Машбица, Б.С. Гершупского, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызиной, Е.С. Полат, В.П. Беспалько, Н.В. Апатовой, Г.К. Селевко. В этих работах отмечаются широкие педагогические возможности применения компьютерной техники, рассматриваются её особенности и значение как средства учебио-воспитательпой деятельности.
Развитие и становление глобальной сети Интернет усилило возможность использования компьютера в процессе обучения географии (A.M. Шейнис, Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко).
Создание «Школьной геоииформациониой системы» и различных электронных атласов затронуло существующую методику работы с географической картой, изменились и сами карты (A.M. Берляпт).
Вследствие этого сложились противоречия:
— между компьютеризацией как глобальным процессом и недостаточной разработанностью методики применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения на уроках географии;
— между использованием электронных пособий и учебных программ в процессе преподавания географии и отсутствием системы их классификации (на основе обучающих и воспитывающих свойств), позволяющей осуществлять подбор пособий к конкретному уроку, исходя из его целей и задач.
Вся совокупность изложенных противоречий составила проблему нашего исследования, определила его актуальность и выбор темы: «Методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения на уроках географии (6 класс)».
Цель исследования заключается в разработке методической модели применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения при изучеиии курса географии в 6 классе.
Объектом исследования является процесс обучения географии в 6 классе.
Предмет исследования: методика применения иптерактивиых аудиовизуальных средств обучения в курсе географии 6 класса.
Гипотеза исследования: методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения в процессе обучения географии в 6 классе будет эффективна, если:
— разработана методическая модель организации процесса обучения географии в 6 классе па основе применения иптерактивиых аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающая их систематическое и последовательное использование и учитывающая уровень овладения компьютером как учителя, так и ученика;
— разработана классификация иптерактивиых аудиовизуальных средств обучения па основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся, позволяющая осуществлять их подбор к конкретному уроку, исходя из его целей и задач;
— обучение географии в 6 классе будет организовано па основе современных технологий обучения, позволяющих придать учебной деятельности учащегося последовательность, самостоятельность и творческо-поисковый характер.
Для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Выявить научно-теоретические, психолого-педагогические и методические основы применения интерактивных аудиовизуальных средств в процессе обучения географии в б классе.
2. Разработать и теоретически обосновать методическую модель построения процесса обучения географии в 6 классе па основе применения интерактивных аудиовизуальных средств.
3. Разработать классификацию интерактивных аудиовизуальных средств обучения па основе их функциональных свойств и но способу учебной деятельности учащихся.
4. Проверить эффективность разработанной методической модели построения процесса обучения географии в 6 классе па основе применения интерактивных аудиовизуальных средств в ходе опытно-эксперимеиталыюй работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория технологического подхода в образовании и современные представления о педагогических технологиях (Ю.К. Бабапский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязипский, Г.К. Селевко, П.И. Пидкасистый, В.К. Дьяченко); теоретические основы программированного обучения (Б.Ф. Скипиер, Н.А. Краудер, А.А. Кыверялг, А.В. Батаршев, 0.10. Заславская, И.В. Левченко); идеи личпостпоориептироваипого подхода в обучении (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, И.А. Зимняя); исследования в области психологических основ формирования и развития понятий, мышления, механизмов усвоения учебного материала (С.Л. Рубинштейн, ГШ. Кабапова-Меллер, Л.С. Выготский, II.A. Мепчииская, X. Гейвии, В.П. Зипчепко, Л. Секей, Л.М. Фридман, Ф. Клике, Дж. Дыои); подходы к применению компьютера в процессе обучения (Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Н.М. Розеиберг, Б.С. Гершупский, И.В. Гребиев, Л.И. Земцова, Г.И. Дацюк, Н.В. Апатова); теоретические и методологические основы обучения географии и использования в процессе обучения технических средств (Н.Н. Баранский,
Т.П. Герасимова, И.И. Баринова, И.В. Душипа, А.В. Дарипский, В. Дорн, Я. Вальтер, В.Н. Гожих, В.П. Голов, М.Б. Вестицкий, И.И. Дрига, Г.И. Pax, Ю.Г. Барышева); идеи применения в процессе обучения географии компьютера и компьютерных технологий (А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис, Н.Н. Петрова, Д.В. Ыовепко, B.C. Тикуиов, Ю.Г. Барышева).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
— теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической и научно-теоретической литературы; анализ разработанных для преподавания географии электронных изданий, конструирование модели построения процесса обучения географии в 6 классе па основе применения интерактивных аудиовизуальных средств и разработка методических основ её реализации с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования; эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с учителями и учащимися, диагностирование, анкетирование, проведение контрольных срезов;
— статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.
Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 годы и включало три последовательных этапа.
Московской области, были определены направления и уровень использования ИАСО. Проводилось анкетирование учителей географии ЮВАО города Москвы. В этом этапе исследования приняли участие 420 школьников и 78 учителей.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— проведены анализ и оценка имеющихся в настоящий момент подходов к применению интерактивных аудиовизуальных средств обучения и их возможностей в процессе обучения географии; разработана методическая модель построения процесса обучения географии в 6 классе иа основе применения иптерактивиых аудиовизуальных средств; предложена классификация современных интерактивных аудиовизуальных средств обучения, в основу которой положены обучающие свойства носителей интерактивной аудиовизуальной информации.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических основ географического образования, связанных с формированием системы понятий курса, учебных умений и навыков на основе интерактивного обучения. Выявлены идеи, положенные в основу разработки методической модели построения процесса обучения географии в 6 классе с применением интерактивных аудиовизуальных средств. Обоснованы целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативио-оцеиочпый компоненты. Выделены методические условия эффективного применения ИАСО в процессе обучения географии: логика построения урока; методы обучения; конкретные методические приемы предъявления информации; системность использования ИАСО; наличие необходимых электронных изданий (интерактивные аудиовизуальные пособия) и умение отбирать их, исходя из целей и задач обучения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики построения процесса обучения географии в 6 классе на основе применения интерактивных аудиовизуальных средств; создании, апробировании и внедрении электронной версии уроков географии по основным темам курса 6 класса. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания школьной географии, в методической подготовке студентов географических факультетов педагогических вузов, а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей географии.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе авторского преподавания курса географии в ГОУ СОШ с углубленным изучением физики и математики № 1958, учителями географии ГОУ СОШ № 214, 438, 949, 1891 г. Москвы и гимназии № 18 г. Королева Московской области; во время выступлений на межвузовской научно-практической конференции «Учитель XXI века: профильное обучение и перспективы школьной географии» (Москва, 2005), на московском марафоне учебных предметов (Москва, 2006); на Фестивале педагогических идей (2006), на заседаниях методических объединений учителей; па методологических семинарах ГОУ СОШ с углубленным изучением физики и математики № 1958; а также в публикациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием теоретико-методологических положений при обосновании модели построения процесса обучения па основе использования ИАСО; разнообразными методами, репрезентативной выборкой учащихся экспериментальных и контрольных классов, количественными и качественными методами оценки результатов опытпо-эксперимепталыюй работы; практическим доказательством основных теоретических положений экспериментов; апробацией онытпо-эксперимептальпых данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научно-теоретические, психолого-педагогичсские и методические основы применения интерактивных аудиовизуальных средств в процессе обучения географии в 6 классе.
2. Методическая модель процесса обучения географии в 6 классе па основе применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающая их систематическое и последовательное использование и учитывающая компьютерную компетентность, как учителя, так и ученика.
3. Классификация интерактивных аудиовизуальных средств обучения на основе их функциональных свойств и по способу учебной деятельности учащихся.
4. Позитивные результаты исследования, полученные в ходе внедрения и апробации методической модели построения процесса обучения географии в 6 классе па основе применения интерактивных аудиовизуальных средств.
Повышение интереса к обучению географии за счет информационно-компьютерных технологий. Повышение мотивации к учению
Содержание.
Список литературы.
Приложения (у автора)
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
(Мудрая китайская пословица.)
1. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения географии.
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепция предлагается решить следующие задачи:
В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).
Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла.
Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.
2. Мультимедиа – новые информационные технологии.
2.1. Мотивация использования новых технологий на уроках географии.
Что необходимо делать для накопления географических знаний.
Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.
В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках географии и кубановедения, а также компьютерных технологий.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Второй год использую на уроках географии мультимедиа технологии. Мультимедиа в переводе с английского языка «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки).
На наш взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Как добиться этого? Как органично включить компьютер в канву урока?
Опробовав разные варианты, выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке ( один компьютер на класс, изображение с которого выводится на интерактивную доску). Такая форма использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.
Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Демонстрация презентаций к урокам по темам: « Тихий океан» – 7 кл, « Реки» – 6 кл., « Внутренние воды России» – 8 кл., «Южная Америка» – 7 кл. и т.д.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ.
Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.
Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
2.3. Компьютер – как средство повышения эффективности процесса обучения в школе.
Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников. В опросе участвовали учащиеся 6-х,8-х,9-х и 10-х классов, всего — 263 человека. Им предлагались следующие вопросы:
Анкета для учащихся
Из общего числа опрошенных 81,8 отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагали использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, интерактивные карты (атласы), СД-диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.
Широкие возможности имеют мультимедиа учебники по всем курсам географии (с 6 по 10 класс) (разработчик 1С).
CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» кроме материалов основополагающих знаний по изучаемому курсу содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся в виртуальный дневник, где отслеживается динамика успеваемости.
Диски серии «Электронные уроки и тесты. География в школе.» помогают мне при подготовке к урокам и содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащимися.
Мультимедиа курсы и интерактивные программы являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Основными условиями являются учет индивидуальных особенностей обучающегося, его уровня компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей и целей обучения.
Использование медиаучебников позволяет учителю дифференцированно подходить к оценке умений и навыков учащихся разных способностей и уровней обученности.
Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые, позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона или же становятся непосредственными составителями синоптических карт, диограмм осадков, и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Так, если можно найти описание какого-либо объекта в книге, то спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится и для учителя и для ученика помощником.
На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения изученного материала.
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы и т. д.
2.4. Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций.
Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях географией. В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:
Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний.
Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету.
Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.
При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.
Также презентации своих проектов дети реализуют на уроках, например, при изучении рельефа страны в 8 классе мы останавливаемся на зависимости рельефа от строения земной коры и проводим параллель с изменениями рельефа во времени. Творческий проект « Изменения рельефа Краснодарского края» Завгородняя Алина и Низовских Оксана, учащиеся 8-го «Б» класса приурочили защиту своего проекта к неделе «Географии».
В будущем с учащимися 9-х классов планируем разработать проект «Мое собственное дело» при изучении раздела регионального компонента «География Кубани : Население и хозяйство Краснодарского края». Создавая свое предприятие, учащиеся будут готовить пакет документов, необходимых для его открытия, разрабатывать структуру предприятия, бизнес –план, рекламную кампанию.
Силами учащихся 8-10 классов были созданы проекты по истории культуры XVIII – н. XX вв, кубановедению, географии. В процессе работы над проектом они широко использовали интернет, различную справочную и научную литературу.
Собранный ими материал представляет несомненный интерес и может быть использован на уроках географии, истории и кубановедения.
Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Новые информационные технологии обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.
Применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия. Однако, при случайной работе на компьютере интерес к традиционным формам работы на уроке снижается..
Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
3. Результативность инновационных технологий обучения.
Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают
участие в школьных, городских, зональных, краевых олимпиадах по географии, конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты.
Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов: