аутогенная тренировка это метод саморегуляции предполагающий

Аутогенная тренировка это метод саморегуляции предполагающий

Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание.

Это привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния (Kraft). В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление» (18-е издание).

В последние 30 лет аутогенная тренировка получила широкое распространение, руководства по ней (20-е издание) переведены на английский, французский, исландский, итальянский, норвежский, португальский, испанский и чешский языки. Признание этого метода как одного из главных способов психотерапевтического воздействия привело к его включению в 1981 г. в программу постдипломного образования врачей в ФРГ. Согласно этой программе, для получения квалификации психотерапевта требуется представить доказательства знания и собственного опыта применения аутогенной тренировки, равно как и психоанализа. Число учебных часов, посвященных изучению этого метода, несколько различается в разных вариантах программы (Kraft).

Теоретические основы и принципы аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка с помощью концентрированного саморасслабления путем самовнушения приводит к достижению аутогипнотического состояния. На основе определенной последовательности упражнений, повторяемых регулярно, достигается желаемое расслабление. Физиологической точкой приложения аутогенной тренировки служит вегетативная нервная система. С помощью аутотренинга достигается переход от симпатикотропных к парасимпатикотропным реакциям.

Процессы этого перехода легко наблюдать (брадикардия, спокойное равномерное дыхание). Физическое расслабление, торможение преобладающих симпатических реакций и достаточная активизация парасимпатической иннервации приводят в итоге к психической релаксации. И наконец, исходя из опыта гипноза, с помощью так называемых «формул самовнушения», можно достигать эффектов, которые тоже способствуют саморасслаблению. Это известно как «гипнотическое последействие».

В результате регулярных тренировок совершенствуется психовегетативная саморегуляция, и в ситуациях стресса обученный человек способен воздействовать на чрезмерные реакции.

аутогенная тренировка это метод саморегуляции предполагающий

Практика основной ступени аутогенной тренировки

О широком распространении аутогенной тренировки говорит обилие выпускаемой инструктивной литературы по этому вопросу (Schulz, для детей и подростков: Biermann, Kruse, Eberlein).

В принципе не стоило бы рекомендовать самостоятельное обучение аутотренингу, лучше осваивать метод под руководством психотерапевта, имеющего достаточный опыт его применения. Аутотренингу можно обучать индивидуально или в группе. Индивидуальное обучение соответствует традиционным отношениям между врачом и пациентом. Оно показано в тех случаях, когда аутотренинг сочетается с рядом других психотерапевтических воздействий. Крафт (Kraft) на основании собственного богатого опыта в области аутогенной тренировки сообщает о феноменах переноса и контрпереноса, наблюдаемых при индивидуальном обучении.

Аутотренинг в группах, как показывает практика, способствует обучению, так как сообщения разных участников о своем опыте усвоения упражнений могут влиять на эффективность обучения всей группы. Если речь идет о больных, то в группе должно быть не более 6—8 человек; если же обучаются здоровые люди, возможны группы из 15—20 человек.

Цели аутогенной тренировки — расслабляющий эффект, создающий чувство отдыха, переход от эрготропных к трофотропным способам реагирования, «резонансное торможение аффектов (чрезмерных)» —достигаются в основной ступени с помощью шести стандартизованных упражнений. В результате таких упражнений происходит поэтапное приближение к трофотропному реагированию. При этом человек
• научается достигать ощущения тяжести в конечностях (расслабление произвольной мускулатуры);
• научается достигать ощущения тепла (расслабление гладкой мускулатуры, соответствующее расширение сосудов);
• тренирует дыхание («пассивное» ощущение ритма дыхания, который в определенных границах становится экономичным в смысле трофотропного реагирования);
• тренирует сердечную мышцу (механизмы аналогичны используемым при тренировке дыхания);
• выполняет упражнения по тренировке солнечного сплетения (регуляция желудочно-кишечного тракта; усиление моторики желудка и кишечника, стимуляция пищеварения);
• учится создавать ощущение прохлады в области лба (ограничение вызываемых тренингом ощущений областью туловища, «голова остается свободной», обучающийся сохраняет способность управлять происходящим). (По Kraft. с изменениями.)

Источник

Методы психической саморегуляции: спаси себя сам

аутогенная тренировка это метод саморегуляции предполагающий

У каждого человека саморегуляция психической деятельности происходит естественным образом, т.е. без лишних волевых усилий и каких-либо действий с его стороны, направленных на снятие напряжения. Однако зачастую получается так, что стресс превышает защитные механизмы психики, и тогда она уже не в силах справиться с ним самостоятельно.

Это приводит к несоизмеримой негативной реакции: вспышкам гнева, истерикам, агрессивности, уходу в себя и т.д. Если такая реакция происходит постоянно, со временем наступает полное нервное истощение организма, которое проявляется в депрессии, апатии, стойком пониженном настроении, нежелании заниматься любимыми вещами, снижении интереса к жизни, потере способности наслаждаться жизнью, неспособности выстраивать нормальные взаимоотношения с людьми, изоляции и многих других негативных последствиях.

Поэтому сегодня мы расскажем о том, как не допустить подобных патологических состояний и научиться справляться со стрессом самостоятельно, используя лучшие методы саморегуляции.

Важно отметить, что эта статья написана для тех, у кого негативные эмоциональные состояния проявляются не в тяжелой степени. Если вы страдаете от тяжелой клинической депрессии и других расстройств эмоционального спектра, вам требуются более серьезные методы борьбы со стрессом, поэтому обязательно обратитесь к нужному специалисту.

Итак, из этой статьи вы узнаете:

Если вы хотите взять свои психические состояния под максимальный контроль, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», которая научит вас самым эффективным техникам управления своими эмоциями и расслабления.

Начнем же мы ответа на вопрос, что такое негативные эмоциональные состояния и какими они бывают.

Негативные эмоциональные состояния

Каждый человек испытывает эмоции. Они помогают нам ориентироваться в окружающей среде: позитивные эмоции позволяют определить полезные раздражители, а негативные – выработать защитную реакцию в ответ на опасные, вредные раздражители.

К негативным эмоциональным состояниям относятся страх, грусть, обида, гнев, отвращение, беспокойство, чувство вины и т.д.

Таким образом, сами по себе негативные эмоциональные состояния не являются патологией. Однако в случае, если они становятся дезадаптивными, это говорит о том, что естественная психическая саморегуляция организма развита недостаточно.

Естественная саморегуляция

От природы у каждого человека есть естественная (или непроизвольная) саморегуляция состояний, т.е. наша психика может самостоятельно бороться со стрессом и восстанавливаться.

Однако не у всех людей естественная саморегуляция психических состояний осуществляется в достаточной мере: некоторые люди способны справиться даже с самым сильным стрессом без особых усилий, а другие сделать этого не в состоянии. Почему же так происходит?

На то, в какой мере осуществляется естественная саморегуляция психических состояний, влияют три основных фактора:

Давайте рассмотрим каждый из вышеперечисленных факторов более подробно.

Особенности строения психики

Для определения особенностей строения психики используют понятие «темперамент» – это тип высшей нервной деятельности, т.е. совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов, которые отличаются между собой по темпу, ритму и интенсивности.

Выделяют четыре основных вида темперамента:

Сангвиники и флегматики легко справляются со стрессом, а меланхолики и холерики – нет. При этом меланхолики больше подвержены грусти, печали, апатии, а холерики отличаются повышенной агрессивностью.

Образ жизни

Фраза «в здоровом теле здоровый дух» известна каждому. Основные принципы правильного образа жизни – умеренность, польза, регулярность. Это правильный подход к питанию, физической активности, сну, избегание стрессовых ситуаций и контроль над состоянием своего здоровья.

Если ваше тело находится в болезненном состоянии, ваша психика просто не может справляться со стрессом, потому что у нее недостаточно ресурсов. А вот физически здоровый человек имеет гораздо больше сил на то, чтобы справиться со стрессом.

Образ мышления

Мы воспринимаем реальность такой, какой мы ее себе представляем. А то, как мы ее воспринимаем, напрямую влияет на наше эмоциональное и физическое состояние.

Когнитивные искажения могут стать причиной возникновения и развития негативных состояний даже в том случае, если человек абсолютно здоров как физически, так и психически. Иррациональные установки (убеждения) заставляют нас испытывать стресс даже в тех случаях, когда никакой реальной угрозы нашему состоянию не существует, либо делают ее несоразмерной реальному положению дел. А вот рациональные когнитивные установки позволяют нам эффективно справляться даже с самыми трудными жизненными ситуациями.

Чтобы изменить образ своего мышления, необходимо:

Именно из-за различий в строении психики, образе жизни и мышления одним людям не требуется прилагать никаких волевых усилий для того, чтобы прийти в норму, а другим людям просто необходимо делать это, чтобы обеспечить себе эмоциональную стабильность и психическую устойчивость.

Перечень сигналов, по которым можно распознать, что ваша психика не способна естественным путем справиться со стрессом, следующий:

Если вы заметили у себя данные симптомы, вам необходимо изменить образ своей жизни и своего мышления, а также научиться волевой (или произвольной) саморегуляции.

Волевая психическая саморегуляция

Волевая психическая саморегуляция – это осознанное, целенаправленное воздействие на свои психические состояния с целью приведения их в порядок. Волевая регуляция психических состояний дает возможность справиться с дезадаптивными эмоциями, привести в норму свою нервную систему, стать более спокойным, стабилизировать настроение, повысить активность и т.д.

Волевая психическая саморегуляция подразумевает использование правильных методов расслабления, которых существует огромное количество. Давайте рассмотрим основные из них.

Простейшие методы расслабления

Это те способы саморегуляции, которые доступны любому человеку и не требуют специфических знаний и техник. К таким методам саморегуляции относятся:

В большинстве случаев для снятия напряжения достаточно использовать данные методы саморегуляции, однако в некоторых случаях они не работают.

Тогда необходимо использовать более сложные методы психической саморегуляции, основными из которых являются:

Рассмотрим все вышеперечисленные способы психической саморегуляции более подробно.

Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация

В 1930-х годах американский психоневролог Эдмунд Джекобсон выявил, что возникновение негативных эмоциональных состояний тесно связано с повышением напряжения в основных мышечных группах тела.

Это открытие навело его на мысль, что возможен и обратный эффект, т.е. мышечная релаксация способна снять эмоциональное возбуждение и способствовать расслаблению психики. На основе полученных выводов Джекобсон создал серию простых физических упражнений, которая получила название «техника прогрессивной нервно-мышечной релаксации».

Сущность этой техники заключается в последовательном напряжении и расслаблении основных групп мышц в течение 5 секунд в следующем порядке: мышцы конечностей (ноги, руки), туловище, плечи, шея, голова, лицо. Такая тренировка занимает от 18 (при однократном выполнении упражнений) до 40 (при двукратном выполнении каждого упражнения) минут.

Для проведения сеанса нервно-мышечной релаксации рекомендуется использовать аудиозапись с инструкциями тренера, который будет говорить вам, что нужно делать: на чем сконцентрировать свое внимание, когда напрячь мышцы и расслабить их и т.д.

Перед сеансом проведения прогрессивной нервно-мышечной релаксации необходимо найти спокойное и не слишком освященное место, снять одежду, которая сдавливает какие-либо части вашего тела, принять удобное положение и закрыть глаза (все упражнения необходимо выполнять с закрытыми глазами), а затем последовательно сосредотачивать свое внимание на напряжении и расслаблении всех групп мышц своего тела [А. Кузнецова, 2007].

После такой тренировки вы не только избавитесь от эмоционального напряжения, но и будете готовы к новым свершениям.

Идеомоторная тренировка

Суть идеомоторной тренировки заключается в формировании устойчивой связи между воображаемым и реальным действием.

В основе данного метода лежит представление о том, что достаточно лишь представить какое-то движение в своем воображении, чтобы получить эффект, равный реальному выполнению этого движения.

Важно отметить, что главным условием эффективности идеомоторной тренировки является наличие реального двигательного навыка, т.е. если вы не имеете опыта выполнения какого-то действия на практике, получение результата от осуществления этого действия в ходе мыслительного процесса невозможно.

Идеомоторная тренировка подразумевает последовательное выполнение точно таких же действий по расслаблению, как и нервно-мышечная релаксация, только не на практике, а в мыслях.

Вам необходимо занять удобное положение, закрыть глаза, начать следить за своим дыханием, а потом перейти к уже знакомому вам последовательному напряжению и расслаблению групп мышц своего тела, мысленно представляя каждое движение, которое для этого необходимо выполнить.

Аутогенная тренировка

Данный метод психической саморегуляции предполагает использование самовнушения, в основе которого лежит пассивное самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление изменений этих процессов в нужном русле – это может быть успокоение, потепление, облегчение и т.д.

Аутогенная тренировка осуществляется с помощью самоприказов – вербальных (словесных) формулировок. Цель аутогенной тренировки заключается в формировании устойчивых связей между самоприказами и определенными внутренними состояниями. Иными словами, требуется сформировать условный рефлекс, чтобы впоследствии самоприказ приводил к сиюсекундному возникновению того или иного позитивного внутреннего ощущения.

Традиционная аутогенная тренировка по Шульцу предполагает последовательное выполнение шести групп высказываний, во время которых вы повторяете себе, что вы спокойны, ваши ноги и руки тяжелые и теплые, сердце бьется спокойно и ритмично, вы дышите глубоко и равномерно, ваше солнечное сплетение излучает тепло, а ваш лоб прохладен [А. Кузнецова, 2007].

Каждую группу фраз необходимо последовательно повторять по несколько раз в течение нескольких дней, чтобы добиться нужного результата.

Сенсорная репродукция образов

В основе данного метода психической саморегуляции лежит воспроизведение в своем сознании образов, которые ассоциируются с отдыхом и спокойствием, а потом приводят к расслаблению.

Перед проведением сеанса сенсорной репродукции образов, как и в предыдущих техниках саморегуляции, необходимо занять удобное положение, закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании.

После этого необходимо начать представлять сюжеты, которые будут способствовать релаксации. Они могут быть абсолютно разными, но в традиционном сеансе сенсорной репродукции образов используется сценарий прогулки по теплому летнему лесу.

В сокращенном виде текст такого сценария можно представить следующим образом:

Также в качестве неспецифического метода психической саморегуляции можно использовать медитацию, которая представляет собой метод успокоения ума с помощью концентрации на каком-то объекте: в традиционной практике им является дыхание. Более подробно о медитации вы можете прочитать в наших статьях «Медитация для начинающих» и «Как научиться медитировать: доступным языком о самом главном».

Используя все вышеперечисленные приемы саморегуляции психической деятельности на регулярной основе, вы непременно научитесь справляться с дезадаптивными негативными психическими состояниями.

А если вы хотите вывести процесс управления ими на еще более продвинутый уровень, рекомендуем вам записаться на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», на которой вы сможете более подробно ознакомиться с техниками, упомянутыми в этой статье, и освоить другие эффективные приемы саморегуляции.

Желаем вам удачи и искренне верим в то, что вы сможете найти подходящие вам способы психической саморегуляции и научиться справляться даже с самым серьезным стрессом! А чтобы знания усвоились лучше, пройдите небольшой тест:

Источник

Реферат на тему «аутогенная тренировка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Оглавление

Введение

Отрицательное влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывают усталость, проблемы на работе и в отношениях с близкими. Для того, чтобы избавиться от этих последствий люди используют различные способы отдыха – сон, хобби, смена деятельности, смена обстановки, физические упражнения и спорт.

С помощью аутогенной тренировки можно быстро и без помощи извне за 5-10 минут восстановить работоспособность, улучшить настроение, повысить концентрацию внимания и т.д., не дожидаясь, когда усталость, тревога или любое другое неблагоприятное физическое или моральное состояние начнет проходить само по себе.

Методы аутогенных тренировок являются универсальными, позволяющими человеку подобрать индивидуальную адекватную реакцию для воздействия на свой организм, если необходимо устранять возникающие проблемы, которые могут быть связаны с каким-либо неблагоприятным состоянием с физической или психической стороны.

Цель работы – охарактеризовать механизм работы аутогенной тренировки.

— изучить литературу по рассматриваемой теме;

— представит основные этапы создания аутогенной тренировки;

— охарактеризовать механизм действия аутогенной тренировки.

1. История создания аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка является одним из методов психологии, методом самовнушения, который был предложен в 1932 году Шульцем. Привлекательными в этом методе является простота лечебных приемов, которые сочетаются в выраженной эффективностью психологических воздействий, которые способствуют нормализации деятельности высшей нервной системы, коррекция отклонения в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышает эффективность лечения.

Эмоционально-вегетативные функции, достигаемые посредством аутогенной тренировки, оптимизируют состояние покоя и деятельности, повышая возможности реализации психофизиологических резервов организма, и давая возможность использовать ее в различных областях медицины. С аутогенной тренировкой связывают вопросы управления и адаптации поведения. 1

Широкое распространение получило мнение, что аутогенная тренировка является ответвлением гипноза, успокаивающим средством, которое имеет общий седативный эффект. Сегодня описана масса различных модификаций методов, применяемых при аутогенных тренировках, направленных на психофизиологическую активацию, стимулирующую нервно-эмоциональное напряжение в определенном состоянии.

Методы аутогенной тренировки сейчас активно включаются в психотерапию с полным сохранением самоконтроля и личностной инициативы. Приобретенные при проведении курсов навыки сохраняются на протяжении всей жизни. Активный характер аутогенных тренировок подчеркивает ее преимущество перед гипнозом, когда пациент пассивен, а лечебный эффект зачастую сопровождает чувство зависимости от врача.

В 50-х годах интерес к методам аутогенной тренировки неукоснительно возрастает. Сегодня миллионами людей с успехом применяется данный метод. В 1963 году на IV всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, аутогенную тренировку включили в состав комплексной психотерапии. Двумя наиболее значимыми областями применения данной группы методов служит клиническая психология и психогигиена.

Наиболее эффективным данный метод является для лечения невротических состояний, функциональных расстройств, заболеваний, которые связывают с нарушением кортико-висцеральной регуляции. Аутогенные тренировки помогают снизить нервно-эмоциональное напряжение, чувство тревоги, эмоциональный дискомфорт, помогает нормализовать основные физиологические функции. Аутогенные тренировки улучшают настроение, нормализуют сон, повышают уровень функционирования и произвольной регуляции разнообразных систем организма, активируя личность больного, осуществляя органическое лечение более продуктивно. 2

2. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции

Базисный элемент аутогенной тренировки – тренированная мышечная релаксация, которая служит базой для реализации специфических приемов аутодидактики и аутосуггестии. Выделено две главных разновидности реагирования на эмоционально важные стимулы: психосоматическая реакция, когда реагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное – разрядка направлена на внешнюю сферу. Первым типом обеспечивается бесперебойное функционирование механизмов регуляции организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекция возникающих отклонений являются основной целью психотерапевтических приемов и механизмов аутогенной тренировки.

Существенная связь наблюдается между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Переходное состояние связывают с расслаблением. Расслабление вызывают самовнушением, и оно является основанием, на котором основывается дальнейший процесс самовнушения. Механизмы, которые применяются при аутогенной тренировке, снижают значимость соматического компонента негативных эмоциональных переживаний. Через специфическое воздействие на корковые интегративные процессы, приводящие к восстановлению внутреннего равновесия, а если метод используется на протяжении длительного времени, регуляция функций выходит на качественно новый уровень, которым обеспечивается оптимальное реагирование.

В целом физиологические эффекты и механизмы нервной регуляции определенных функций являются весьма сложными и малоизученными.

Мышечная релаксация и покой, возникающие при аутогенной тренировке, сопровождаются ослабленным тонусом мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности. 3

Центральное место при характеристике механизмов аутогенной тренировки принадлежит вопросам изучения саморегуляционных процессов непроизвольных функций организма. Важное условие при овладении методами аутогенной тренировки – управление расслаблением мышц, то есть управление целенаправленной двигательной активностью.

Сеченовым И.М. была обоснована рефлекторность всех психических актов и вытекание всех сознательных движений из этих актов, то есть отражение этих произвольных действий. Процесс движения подчинен воле, а так же его сопровождают ощущения, которые отражаются в сознание, а также являются заученными под воздействием создаваемых жизнью условий. А обучающий характер – одно из главных условий реализации принципов аутогенных тренировок. Многие феномены обучения еще плохо исследованы и вызывают удивление и чувство, что прикоснулся к загадке.

Работы Сеченова по отражательной роли мозга были поддержаны и развиты в трудах Павлова и его учеников. Обоснование ими принципов невризма, детерминизма, учения об условных реакциях дали возможность рассуждать о произвольности и непроизвольности реакций, с точки зрения условных реакций.

Они же доказали, что основой произвольных движений служит корковый анализ и синтез афферентных сигналов, которые идут от экстерорецепторов и интерорецепторов. Механизм волевых движений – условный, ассоциативный процесс подчинен всем законам высшей нервной деятельности. Павловым была подчеркнута роль речи и образных представлений для установления двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками коркового отдела анализатора. 4

Идеомоторная трактовка является одним из основных компонентов, входящих во многие модификации аутотренинга.

Мышечное напряжение – один из компонентов страха и прочих негативных эмоций. Ответом на эмоциогенные раздражители является регистрация вегетативных, биохимических или моторных изменений. Например, негативные эмоции чаще всего сопровождаются активной деятельностью скелетной мускулатуры, а расслабляются мышцы при получении позитивных эмоций, в состоянии покоя и уравновешенности. Это объясняет физиологический смысл волевого расслабления мышц, тренировка этого процесса, а также самовнушение на фоне релаксации, которая вызывает фазовые изменения в коре.

Сложный сигнал или образ, который вызывается повторением в тренировке, способствует образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации ожидаемых сдвигов, повышение степени саморегуляции.

При изучении аутогенных тренировок, следует принимать во внимание теорию функциональных систем Анохина, их воздействие на организм и личность. Эта теория является продолжением учения Павлова и привносит качественно новые понятия, включающие специфические механизмы динамической активности в единую систему поведенческого акта. Анохиным было обосновано, что вся сумма отдельных эффекторных проявлений или их сочетаний не составляет поведенческий акт. Только их согласованность при интегративной работе мозга способна определить суммарное выражение и феномен акта поведения. То есть поведенческий акт определяет не конкретный результат, на достижение которого и направляется этот акт.

3. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации

Словесным сигналом или образом, вызванными словами, в случае систематического повторения в ходе аутогенных тренировок, происходит образование условных кортико-висцеральных реакций.

Тренировочная мышечная релаксация – одновременно пусковой и базисный элемент аутогенной тренировки. 5

В процессе релаксации можно наблюдать снижение артериального давления (АД), замедление сердечной деятельности, замедление частоты и глубины дыхания. Постепенно человек приобретает навык волевого управления сердечной деятельностью.

Также наблюдается снижение активности перестальтики ЖКХ, а это сопровождается болевыми ощущениями, усилением кровотока и желудочной моторики, снижением кислотности желудочного сока.

Зачастую релаксацию сопровождает сонливость, переходящая в состояние сна.

Электрическая активность мозга разнится у разных людей – у одних она близка к наблюдаемой при бодрствовании, у других обладает особенностями просночного состояния, а у третьих может быть схожа с напряженным бодрствованием.

При мышечном расслаблении, чаще всего регистрируется изменение ЭЭГ, демонстрирующее преобладание в коре процессов торможения, а при максимальном сосредоточении внимания, процессы ЭЭГ указывают на состояние концентрации внимания и бодрствование коры.

При расслаблении объем кровотока возрастает.

Также при релаксации изменяется лабильность нейронов, что является результатом формирования новых свойств и возникновения парадоксальных реакций.

Состояние релаксации является промежуточным звеном между состояниями бодрствования и сна, своеобразное гипнотическое фазовое состояние. Его вызывает самовнушение и состояние торможения при этом в отдельных областях может сочетаться с концентрированным возбуждением в остальных областях. Процессы торможения распределены по коре избирательно. Из-за этого формируется контроль за переживаниями и дальнейшим процессом самовнушения.

Каждое движение включает рецепторный и моторный компонент.

Релаксация является крайне специфическим процессом, когда значительные изменения претерпевает соотношение рецепции и моторики, и их отражение в сознании. Ретикулярная формация (РФ) принимает все раздражения от экстеро- и интерорецепторов, и осуществляет их переработку, а также активирует специфическим образом кору, в зависимости от типа поступающего раздражения. РФ несет самую непосредственную связь с висцеральным мозгом, который интегрирует раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека, которыми определяются психологические феномены состояния и самочувствия человека.

Корковой деятельностью оказывается некоторое влияние на активационно-регуляторный механизм субкортикальной структуры, который обеспечивает ее же функционирование.

В процессе эволюции сформировались связь коры с вегетативной, висцеральной, эндокринной, эмоциональной системами, посредством системы прямых и обратных связей. Это дало возможность предположить, что при воздействии на одну из таких систем обязательно вызовет некоторые изменения функционирования остальных систем.

При расслаблении мышц из-за воздействия различных факторов, наступает снижение эмоциональной реактивности и ослабление симптоматики неврозов.

Аутогенной тренировкой предполагается, что сознание будет активно вовлекаться в процесс терапии, и будет проходить именно через активацию сознания. Эта методика имеет цель максимального использования стимуляции резервных возможностей интегративной деятельности коры, на основании изменений в субкоординационных нервно-регуляторных корково-подкорковых механизмов.

Некоторое количество людей, принимавших участие в эксперименте, научились через самовнушение изменять ЧСС, усиливать визуализацию представлений, просыпаться в четко оговоренное время, оказывать влияние на скорость восприятия и время простой реакции.

В ходе аутогенной тренировки можно достичь даже глубокой анестезии.

4. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений аутогенной тренировки

Основным нейропсихологическим эффектом, связанным с развитием способностей к образному представлению, улучшению памяти, усилению рефлексивных возможностей организма, саморегуляционных способностей в отношении произвольных функций и развитие навыков сознательного управления непроизвольными функциями организма.

Особенно ярко можно проследить влияние аутогенных тренировок на механизм памяти. В ходе аутогенных тренировок возрастает способность запоминания иностранных слов, проявляется гипермнезия.

Посредством аутогенных тренировок можно целенаправленно вызывать у себя состояние гипноза, с сохранением связности речи и автоматическим письмом. Также возможно погрузиться в состояние общей каталепсии.

Аутогенные тренировки способны повышать скорость сенсомоторной регуляции, способствуют концентрированию внимания, повышают эмоциональную устойчивость, стабилизируют настроение и поведенческие реакции, нормализуют сон, снижают тревожность, внутреннюю напряженность, развивают уверенность в себе, улучшают социальную адаптацию и общительность.

Посредством аутогенных тренировок можно увеличить способность человека к психофизиологической мобилизации резервных возможностей человеческого организма.

Короткий промежуток отдыха при аутогенном расслаблении приводит к быстрому восстановлению сил и снижению развития утомления в ситуации значительных физических нагрузок.

При рассмотрении эволюционного становления внешних психических функций и разума, которые реализуются в основном во коммуникативных и регуляторных механизмах, это не могло вызвать изменения структуры или функции связей во внутренней гомеостатической регуляции.

Практическая направленность перспективной медицины направлена на решение проблем адаптивного реагирования и сознательно управлять этими процессами. Возможно, что неуправляемых функций не существует, есть только функция, при которой задача произвольного воздействия на собственный организм не ставилась.

Проявление работы самовнушения при аутогенной тренировке можно объяснить тем, что оно проходит в состоянии полного расслабления и сопровождается развитием легкого фазового состояния гипноза. В этом состоянии следовой раздражитель может приобретать большую силу воздействия. Также значение придается тому, что самовнушение может многократно повторяться с целью регуляции непроизвольных вегетативных функций, требуется вызывать представления, направленные на эту функцию, повторно. Также повторяется путь от представления к ВЦ, регулирующим функцию. Этот механизм является одним из главных в патогенезе невроза.

Во время аутогенной тренировки снижается поток интеро– и экстерорецепции импульсов, которые поступают в РФ, что вызывает ослабление оказываемого ею тонического влияния на кору ГМ и к снижению уровня бодрствования. В зависимости от солдержания самовнушения кора оказывает тормозящее или возбуждающее действие на РФ. В результате повышается или понижается активность функциональных систем ГМ.

Психика человека имеет свое гомеостатическое состояние, стабильность которого обеспечивается осознаваемым целенаправленным самовоздействием и с помощью некоторых неосознаваемых механизмов.

Такое большое внимание к изложению теоретических основ и механизмов необходимо для понимания сути процессов происходящих в ходе АГТ и для осознанного и более эффективного применения метода.

5. Классическая методика И. Шульца

Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект.

Тренировку можно проводить в любое время дня.

Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, пр неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.

Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:

1) упражнение на вызывание ощущения тяжести.

Когда ощущение возникает легко и проявляется отчетливо, упражнение усвоено.

2) упражнение на вызывание ощущения тепла.

Сначала следует вызвать ощущение тяжести, потом 5-6 раз сказать: “моя правая рука теплая” и 1 раз: “Я совсем спокоен”.

3)управление ритмом сердечной деятельности.

4) овладение регуляцией ритма дыхания.

Предварительно выполняют 1,2, 3 упражнения, затем 5-6 раз повторяют: “Дышу спокойно и ровно” и 1 раз “ Я совсем спокоен”.

5) Упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области.

Сначала 1-4 упражнения, затем 5-6 раз сказать: “ Мое солнечное сплетение излучает тепло” и 1 раз: “ Я совсем спокоен”.

6) упражнение направленное на вызывание ощущени прохлады в области лба

Сначала 1-5 упражнения, затем 5-6 раз повторить: “ Мой лоб прохладен” и 1 раз: “ Я совсем спокоен”.

Когда эти упражнения хорошо освоены, некоторые формулы можно заменять: “ Спокойствие…”, “ Тепло…”, “Тяжесть…”, “Сердце и дыхание спокойны”,

“ Лоб прохладен”, “Солнечное сплетение теплое”.

Каждое новое упражнение тренинга повторяют для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.

Для достижения высшей ступени рекомендуется:

1) упражнения при которых предлагается закрыть глаза и отводить глазные яблоки вверх и смотреть не открывая глаз в точку, расположенную в средней части лба.

2) Упражнение на визуализацию предствлений, цвета, образов

3) Вызывание грозоподобного состояния интенсивного погружения, во время которого абстрактные понятия вызывали бы соответствующие зрительные образы.

4) Вызывание состояния сновидного расщеплени сознания во время которого человек сам себе задает вопросы и получает ответы в виде зрительных сновидных образов.

Проведение аутогенной тренировки по Шульцу требует много времени. Для сокращения временных затрат можно сочетать внушение с самовнушением. Врач говорит: “ Вы сейчас спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках, руки станут тяжелыми и теплыми”. Затем он предлагает пациенту вызвать соответствующие представления. Процесс лечения удается ускорить, затрачивая 6 недель.

6. Применение в клинике

1. пограничные состояния и неврозы

Термин “невроз” объединяет широкий круг страданий, имеющих функциональную природу и связанных с нарушениями деятельности нервной системы без органических структурных нарушений. Неврозы возникают на почве патогенетических конфликтов.

Лечебное воздействие аутогенной тренировки лучше реализуется при лечении неврастении, особенно при терапии психогенных сексуальных расстройств.

Повышенная эмоциональная лабильности обычно не требует длительных курсов АГТ. При эмоциональной лабильности возникают два типа нарушений: снижение устойчивости доминантных состояний и склонность к отрицательным эмоциям. Человек не способен испытывать две разнонапрвленные эмоции одновременно, поэтому показаны упражнения, которые тренируют эмоционально волевые процессы, приемы отвлечения и переключения внимания.

При психотерапии истерии не следует затрагивать истерические формы реагирования, имеющие для пациентоа большую значимость и болезненно – адаптивный характер. Эта категори больных тяжело расстается с болезненными синдромами, что следует учитывать в процессе АГТ. Сочетание гипноза с элементами аутотренинга в ряде случаев позволяет стабилизировать ремиссию и предотвратить рецидивы истерии.

3. Невроз навязчивых состояний

Навязчивые явления могут транзиторно прооявляться и у больных с психоневротическими нарушениями, и у здоровых людей при усталости, неуверенности и, чувстве боязни. 6

При навязчивых состояниях хорошее действие оказывают методы отвлечения, психологической десенсибилизации при 1-3 мес. курсе. АГТ противопоказана при дисморфофобиях, клаустрофобиях и боязни людных мест.

Некоторые ученые отмечают, что у больных алкоголизмом снижаются волевые качества и считают, что терапия заболевания должна включать тренировку различных сторон психики. Требуется воссоздать разрушенные заболеванием такие свойства личности, как уверенность в себе и своих силах, упорство и настойчивость в достижении целей.

Коллективная психотерапия алкоголизма проводится по методике эмоционалино-стрессовой гипнотерапии, на начальных этапах АГТ действительно могут вызвать “гипноидное состояние. Однако по мере достижения ремиссии целесообразно преходить к активным формам аутотренинга, целью которых является подавление влечения к алкоголю, переключение стремлений и интересов, мобилизация волевых усилий, закрепление отвращения к алкоголю.

Также достаточно эффективным считается применение АГТ при лечении других токсикоманий, злоупотреблений барбитуратами, транквилизаторами, при никотиноманиях.

6. соматические заболевания

Прежде всего наиболее эффективно применение АГТ в лечении кортико-висцеральных нарушений ( гипертония, ИБС и др). В этиопатогенезе заболеваний сердечно- сосудистой системы определяющее значение имеет нервный фактор, а именно – перенапряжение нервной системы и кортико-висцеральные нарушения. Действие этого фактора можно нейтрализовать путем АГТ.

При психотерапии СЗ следует выделить психоневрологический синдром, сопутствующий заболеванию, определить методы и, использование которых будет наиболее успешным. Действие АГТ не ограничивается только узкими психологическими эффектами, оно имеет целенаправленное воздействие на физиологическое состояние органов и тканей, реализуемое посредством вегетативно-сосудистой саморегуляции, составляет второй компанент активной психосоматической терапии с помощью АГТ.

7. Применение АГТ в хирургии

Важность учета предоперационного состояния больного, необходимость выявления и коррекции невротических реакций, особенно тревоги и страха, а также депрессивных тенденций для исключения постоперационных психических расстройств известна. Нервно- эмоциональные нарушения могут существенно ухудшать прогноз и повышать постоперационную летальность. Применением методов АГТ можно избежать перечисленных отрицательных эффектов в лечении хирургических болезней.

Простота и доступность приемов АГТ, их эффективность, позволяют рекомендовать метод к использованию в хирургии.

Заключение

За свою тысячелетнюю историю медицина превратилась в самостоятельную науку, ряд достижений которых ошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее время побеждены многие заболевания, ранее унесшие тысячи жизней, сделаны сотни фундаментальных открытий, получено много новых препаратов. Но… в области психотерапии по – прежнему остается много неизвестного, гипотетичного и эмпирического. И в этой области медицина все еще остается искусством. А как в любом искусстве, настойчивость, выдержка, увлеченность, глубокие знания и интуиция составляют непременное условие успеха.

Литература

1. Леви В. Л. Искусство быть собой. — Москва: Знание, 2007. — 208 с.

2. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2009. — 752 с.

3. Шойфет М. С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. — Москва: Вече, 2010. — 678 с.

4. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка = Ubungscheft fur das autogene Training / пер. с нем. Сергея Дземешкевича. — М : Медицина, 2005. — 32 с. — 30 000 экз.

5. Томас К. Переживание образов высшая ступень аутогенной тренировки: пер. с нем. — М : Эйдос, 2004. — 77 с. — 20 000 экз.

1 Леви В. Л. Искусство быть собой. — Москва: Знание, 2007

2 Леви В. Л. Искусство быть собой. — Москва: Знание, 2007

3 Шойфет М. С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. — Москва: Вече, 2010

4 Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2009

5 Шойфет М. С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. — Москва: Вече, 2010

6 Томас К. Переживание образов высшая ступень аутогенной тренировки: пер. с нем. — М : Эйдос, 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *