аверкиево храм живоначальной троицы
Подарок для «Девочки с персиками»: история храма в Аверкиеве
Храм Живоначальной Троицы в Аверкиево
Сто лет назад в Ногинском (нынешнем Павлово-Посадском) районе в память о Вере Мамонтовой, знаменитой «Девочке с персиками», был построен храм. Так ее муж Дмитрий Самарин хотел сохранить память об этой удивительной женщине и их истории любви. В итоге в храме Живоначальной Троицы в Аверкиеве соединились творчество Поленова и Васнецова, заслуги Саввы Мамонтова и вера в то, что архитектура может пережить людей и пронести их чувства через века. Здание не сгубило даже использование под склад химикатов в советское время. Но сегодня ему все равно нужна помощь. Как сохранить любовь и память – корреспондент m24.ru узнал, отправившись в деревню Аверкиево и поговорив с инициативной группой храма.
Большая любовь
В 1887 году на веранде в усадьбе Абрамцево Валентин Серов рисовал портрет девочки, то и дело уговаривая двенадцатилетнюю Веру сидеть смирно. Девочка, перед которой на столе лежали фрукты, была дочкой хозяина Абрамцева, Саввы Мамонтова. Ее отец был известен многими заслугами, но, пожалуй, самой яркой его чертой был дар организовывать вокруг себя людей, видеть таланты и опережать свое время. Он будет поддерживать «непонятного» многим Врубеля, поможет раскрыться таланту Шаляпина, даст опору многим людям искусства. А семейная усадьба «Абрамцево» станет для них творческой мастерской. Здесь рисовали, ставили спектакли, строили, производили керамику и другие изделия. Вот и Серов – одновременно гостил и делал портрет Верочки.
С момента создания картины пройдет тринадцать лет, Вера Мамонтова вырастет в красавицу и встретит свою любовь. Это будет Дмитрий Самарин, дворянин, предки которого были связаны службой еще с Иваном Калитой и Дмитрием Донским. Избранник Веры тоже проявлял себя на службе и в общественной деятельности. К примеру, с 1908 по 1917 год его бессменно будут выбирать предводителем московского дворянства, что говорило о большом уважении.
Любовь Веры и Дмитрия была взаимной, но… родители Самарина отказались благословить брак. Может быть, их смущали разные сословия молодых – купеческое и дворянское. А может, то, что дела отца Веры, Саввы Мамонтова, в тот момент шли под откос. Его обвинили в растратах денег на строительство Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и отдали под суд. На самом деле, обвинение было ложным, его целью было разорить Мамонтова. И время потом реабилитирует все его заслуги – построенная им железная дорога уже в 1914 году станет спасительной для России, а Абрамцево, отель «Метрополь», частная русская опера навсегда войдут в историю культуры. Но это будет потом…
«Родительское слово для Дмитрия Самарина было очень важно. Он только Веру видел своей женой, но покорился воле родителей, надеясь, что она переменится», – рассказывает член инициативной группы аверкиевского храма Юлия Таирова, – «Веру, чтобы развеяться, отправляют в Рим, он пишет ей письма… Через два года умирает его отец, и мать, видя, что сын по-прежнему любит Веру и страдает, дает ему благословение. Все друзья за них очень рады, Васнецов пишет матери Веры, мол, наконец-то эти мучения закончились и Верочка обретет свое счастье, потому что человек, которого она выбрала – ее вторая половинка».
Память о Вере
Молодые проживут вместе пять счастливых лет, родят троих детей. Вместе с детьми 27 декабря они отправятся в Абрамцево, и поездка эта обернется трагедией. В дороге Вера простывает, и за три дня буквально сгорает от пневмонии. Ее хоронят в Абрамцево, и все художники, философы и просто друзья семьи, недавно поздравлявшие с семейным счастьем, будут провожать ее в последний путь. Самарин переживет жену на 25 лет, ни с кем больше не свяжет свою жизнь. Зато решит построить храм в память о жене и ее матери, ушедшей через год после Веры.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
К работе над храмом Живоначальной Троицы в Аверкиеве привлекли людей, вышедших из абрамцевских мастерских или связанных с кругом Мамонтовых. Архитектором станет Василий Башкиров, неоднократно строивший дома по эскизам Васнецова, в том числе вместе с Калмыковым создавший фасад Третьяковской галереи. Иконостас для будущей церкви оформили рисунками брата Веры, Андрея Мамонтова. Детали на фасаде и орнаменты на церковной утвари создавались абрамцевскими мастерами по эскизам Поленова.
С Севера с любовью
Все орнаменты в церкви очень простые: ягодки, растительные узоры, резьба по дереву. Но в то же время они являются своеобразным напоминанием о важной заслуге семьи Мамонтовых – «открытии» русского севера. Савва Иванович не только строил железную дорогу от Вологды до Архангельска, но и готов был «заразить» своей любовью к северу всех вокруг, рассказать об этом крае и показать, насколько он важен для России. Он организовал специальную поездку на север для министра финансов Сергея Витте. Потом отправил в эти же края Коровина и Серова, чтобы они после путешествия создали павильон «Крайний Север» для Нижегородской промышленной и художественной ярмарки. Не говоря уже о работе по изучению культуры, быта и фольклора русского Севера.
Панно Коровина позже украсят вестибюль Яровславского вокзала. А в Абрамцево расцветет целое художественное направление, использующее эти простые детали. Знаменитые художники начинали, у них появлялись ученики, и дело настолько выросло, что в Москве в Петровском пассаже можно было увидеть магазин «Изделия сельца Абрамцево».
Забвение
Храм открылся для прихожан ровно сто лет назад, осенью 1915 года. В 1930-х годах, как и многие другие церкви, был закрыт. Его приспособили сначала под клуб, потом под зернохранилище и склад ядохимикатов.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Постепенно у здания обрушилась кровля, на крыше после дождей стояла вода. К 1980-м годам оно было в руинированном состоянии. «Мы школьниками лазили в храм и исследовали его. Ходили слухи, что здесь есть подземный ход через всю область, или сокровища. Нам, пионерам, было любопытно. Но находили мы только остатки фресок», – рассказывает священник Андрей Филиппенко. Вряд ли тогда, мальчиком ища в полуразрушенном здании клад, он мог представить, что в 1993 году здание начнут восстанавливать, а еще через десять лет именно он станет здесь священником и возьмет на себя заботы по спасению храма.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Вера, надежда, любовь
Усилиями благотворителей удалось починить кровлю, купить колокола, вставить в стены железобетонные протезы. Но законсервировать здание не получилось. Кое-где нужно укрепить раствор и кладку. «Самая большая сложность в том, что нужно делать все и сразу, нельзя обойтись «заплатками», – объясняет Андрей Филиппенко. – «Но когда мы его восстановим, можно будет с помощью абрамцевского музея и местных мастеров воссоздать все убранство, вернуть на места старинные иконы».
Аверкиевская инициативная группа пишет письма в инстанции и как может привлекает помощь. Параллельно приходится справляться с местными конфликтами: то поле, принадлежащее храму, хотят урезать, то деревянный дом рядом с церковью подожгут. Но люди продолжают работать, и работа дает плоды. Уже девять раз в Аверкиеве проходил фестиваль колокольного звона, время от времени заезжают экскурсии. И Юлия Таирова рассказывает про эту историю любви и попытку искусством оставить память о ней в веках. Один век уже отсчитан.
Храмоздатели
Историческая справка
Строительство Троицкого храма деревни Аверкиево Павлово-Посадского района Московской области и храмоздатели.
В 1910 году дворянин, меценат, видный политический деятель – Александр Дмитриевич Самарин начинает строительство Троицкого храма в память о своей почившей супруге Вере Мамонтовой – дочери Саввы Ивановича Мамонтова – известного представителя русского купечества второй половины XIX века.
Семья Самариных, являясь верными чадами Русской Православной Церкви более шести веков, преданно служила Российскому государству.
Предок Самариных – Нестор Рябец — был воеводой у Святого Благоверного Князя Даниила Московского.
Его внук — Иван Радионович Квашня — командовал полком на Куликовом поле и вместе с Преподобным Сергием Радонежским принял духовное завещание, умирающего Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского, и засвидетельствовал его.
В 1613 г. Самарины находились в первых рядах Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова. Михаил Михайлович Самарин был членом первого Петровского Сената, а его сын Николай Михайлович Самарин — прокурором и вице-президентом Коммерц — Коллегии.
Известный славянофил — Юрий Федорович Самарин — был одним из авторов реформы 1861 г.
Самарины сохраняли в чистоте православный образ жизни и в деятельности своей выражали мысли и чаяния восемнадцати поколений предков. Александр Дмитриевич Самарин являлся одним из видных государственных деятелей XIX века, стоящий по значимости в одном ряду с такими известными людьми как Победоносцев Константин Петрович и Столыпин Петр Аркадьевич.
На территории имения семьи Самариных в Богородском уезде находилось 16 деревень: Аверкиево, Алферово, Андреево, Бразуново, Данилово, Дергаево, Крупино, Левкино, Митино, Новая, Перхурово, Пестово, Сумино, Часовня, Шебаново. В последней трети XIX и в начале XX столетий в Богородском уезде предводителями уездного дворянства избирались представители рода Самариных.
В 1900 году Александр Самарин знакомится с Верой Мамонтовой, а в январе 1903 года она выходит за него замуж по взаимной и глубокой любви.
Иван Федорович Мамонтов, – дед Веры Мамонтовой, стоял у истоков железнодорожной империи Мамонтовых. В 1859 г. он стал одним из главных учредителей «Общества Московско-Ярославской железной дороги». Его сын – Савва Иванович – унаследовал семейное дело, став эффективным руководителем работ по строительству железных дорог, крупным промышленником и предпринимателем. Им были построены Московско – Ярославско – Архангельская и Донецкая железные дороги. В 1897 г. Мамонтовым было создано Товарищество «Московского акционерного общества вагоностроительного завода», а его деятельность по освоению русского Севера открыла новые горизонты перед Россией.
Савва Иванович будучи известным благотворителем собрал талантливых художников в Абрамцевский кружок передвижников, которые своим творчеством прославили Россию за рубежом. Им двигала любовь к Родине, к народу, к окружавшим его родным и друзьям.
Именно членом этого кружка, – ныне всемирно известным художником Валентином Александровичем Серовым и была написана в 1887г. картина «Девочка с персиками», на которой запечатлена 12-ти летняя Верочка Мамонтова в летние дни в Абрамцево.
Но семейное счастье Самариных было недолгим, в декабре 1907 в семью приходит беда – скоропостижно умирает Вера от воспаления легких.
Александр Дмитриевич безутешен, он в одиночестве растит троих детей и не расстается с портретом Веры Саввишны кисти Васнецова получившим название «Девушка с кленовой веткой» написанным за два года до их свадьбы.
В 1910 г. крестьяне трех деревень Аверкиево, Бразуново и Дергаево обратились к Александру Дмитриевичу Самарину с просьбой помочь им построить храм.
Ощущая всей полнотой своей души единство со своей супругой, утверждая его, любящий супруг решается на постройку храма. Благочинный Богородского уезда – протоиерей отец Константин Голубев получает разрешение в Консистории и начинается строительство.
Проект выполняет архитектор В.Н. Башкиров в стиле храмовой архитектуры XVII века. Строительство продолжалось с 1910 по 1914 гг. 12 января 1915 года — освящен главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, 21 и 22 ноября 1915 г. состоялось освящение двух других престолов — во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского — духовного покровителя Александра Самарина и Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Чин освящения возглавил епископ Можайский Преосвященный Димитрий. На торжественной службе присутствовали: Федор Дмитриевич, Сергей Дмитриевич, Александр Дмитриевич Самарины с родственниками и друзьями, Богородский исправник князь Ватбольский, земский начальник Д. А. Полковников, Благочинный протоиерей Константин Голубев, священнослужители: иерей А. Цветков, иерей Николай Фелицын, иерей Николай Синьковский. Настоятелем храма был назначен отец Александр Ильинский, протодиаконом – отец В. Ризположенский.
В отделке Троицкого храма принимали участие многие члены Абрамцевского кружка, созданного Саввой Ивановичем и Елизаветой Григорьевной Мамонтовыми. Храм украшали майоликовые изразцы, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам М.Врубеля. Внутреннее убранство храма – иконостас, киоты для икон, храмовая утварь и др. выполнялись в Абрамцевской столярной мастерской, которая была создана в 1876 году. Орнаментальные работы внутри Троицкого храма были выполнены по эскизам Андрея Саввича Мамонтова, умершего в июле 1891 года и переданными семьей Мамонтовых.
Александр Дмитриевич Самарин, как любящий муж и зять, использовал в Троицком храме весь накопленный за долгие годы творческий багаж семьи Мамонтовых и их друзей-единомышленников, дополнив его своим бережным отношением к Православной святыни.
В 30-е годы прошлого века Троицкий храм был варварски разграблен и стал использоваться, как склад для удобрений и ядохимикатов. Из-за убийственной эксплуатации и отсутствия ремонтных работ, разрушившейся кровли и высокой влажности, постепенно разрушались его стены. В 1994 году храм передан Русской Православной Церкви практически в руинированном состоянии. Начались богослужения.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священнослужителей, которые служили в Троицком храме – Благочинного протоиерея Константина Богородского(Голубева) и иерея Николая Фелицына к лику Новомученников и Исповедников Российских. В годы гонений и репрессий они одними из первых встали на защиту Русской Православной Церкви. С 2007 года Троицкий храм проводит фестиваль колокольного звона, собирающий лучших звонарей со всей России и фольклорные коллективы Подмосковья. И плывет над лесом звон колоколов, как молитвенная память о храмоздателе — Александре Дмитриевиче Самарине — подвижнике новейшего времени и его любимой жене Вере — той самой «Девочке с персиками» с известной всему миру картины.
Троицкий храм д. Аверкиево
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Балашихинская епархия
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО БАЛАШИХИНСКОЙ ЕПАРХИИ
№ 1 от 19 апреля 2021 г.
В связи с Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода 13 апреля 2021 года (Журнал № 4) образована Балашихинская епархия в составе новообразованной Московской митрополии Русской Православной Церкви.
Показать полностью.
Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским определено быть епископу Балашихинскому Николаю, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Для осуществления управления Балашихинской епархией создается епархиальное управление. Секретарем Балашихинского епархиального управления назначается протоиерей Алексий Михаленя (Михаленя Алексей Владимирович), настоятель Богородицерождественского храма г. Балашихи.
На территории Балашихинской епархии образуются следующие церковные округа:
1. Балашихинский,
2. Богородский,
3. Ликино-Дулевский,
4. Лосино-Петровский,
5. Орехово-Зуевский,
6. Павлово-Посадский,
7. Шатурский,
8. Щелковский.
+Николай, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Виталий Шумилов
В последнее время необыкновенно широкое распространение получила новая неканоническая иконография сюжета «Святое семейство», в котором изображен святой Иосиф Обручник, нежно обнимающий Деву Марию. Согласно православному догматическому богословию Деву Марию мы исповедуем как Приснодеву: Деву до рождества, во время рождества и после рождества Богомладенца Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют три звезды на мафории Богородицы. Подобно учит и католическая церковь.
Показать полностью.
Однако протестантские «церкви» и производные от них секты утверждают, что после рождения Младенца Христа у Иосифа и Марии были другие дети. Надо ли говорить православному человеку, что это кощунство?! Именно в протестантских иллюстрациях к Евангелию впервые появилась иконография, о которой здесь идет речь. Замысел этой иконографии понятен и даже благороден – сохранение и укреплении семейных ценностей в обезумевшем современном обществе. Однако нежные объятия праведного Иосифа и Девы Марии в этом сюжете – двусмысленны, в отличие, например, от объятий Иоакима и Анны в сюжете «Рождества Богородицы», где они уместны и естественны.
И, тем не менее, еретические иконы Святого Семейства уже наводнили православные церковные лавки и стремительно распространяются по домам православных христиан. В доказательство массовости этого явления достаточно заглянуть в интернет, там продается огромное количество подобных икон, причем, самого низкого качества. Никакой нормальный иконописец не возьмется писать эту ересь.
Мы не можем изменить ситуацию в целом, но мы можем не участвовать в этом разрушительном процессе, можем хотя бы не приобретать и не помещать подобные иконы в домашних иконостасах.
Троицкий храм д. Аверкиево запись закреплена
Ульяна Меньшикова
Последний раз выскажусь.
Половина моей ленты рвет на себе волосы, расцарапывает лица и готовятся к прорыву баррикад у закрытых храмов.
Мы очень все расслабились и привыкли за эти годы к тому, что вот тебе храм, вот тебе любая треба по он-лайн, вот тебе всё. Умолись.
Показать полностью.
— Как я без службы?! Ааааа!
— Как я без Христа, я так его люблю?! Как я без его Тела и Крови?! Оооо!
— Я,я,я.
Вы окститесь, люди мои дорогие.
Вы в курсе, почему на лето в храмах сокращают половину штата? Расскажу. Вы на огородах-дачах-Испаниях-Мысе доброй надежды.
А служба служится, а паникадила горят, а батя проскомидию совершает, а певчий поет, а свечница стоит за ящиком продает, а техничка пол моет. Храм стоит. Живет. Молится. Только вас там никого нет (Подмосковные дачники не в счет, где везде есть храмы, но вы летом у настоятеля спросите, как они зиму живут без прихожан).
Вот прямо сейчас, во время карантина, кто-то из вас позвонил в храм и спросил в чем есть нужда? Чтобы чуточкой помочь. Чтобы цветов к иконе купили, за свет заплатили. Или, может быть вы длинной зимой звонили-писали настоятелю дачного храма, как они там, есть ли чем топиться? Нет. Не звонили.
Я со многими регентами и певчими общаюсь сейчас. Почти все поют даром. Потому, что понимают, что храм пуст и в кассе пусто, а служить надо. И никто это за подвиг не считает. Раз такая история вокруг, пока будем вот так (главное, чтобы когда все наладится настоятели нн решили, что теперь так всегда будет).
Чем демонстративно страдать в соцсетях, быть может пора понять, что вы член общины и всем прочим не легче и как-то по мере сил помочь вашему любимому храму? При деле и карантин веселее пройдет и Христа порадуете добрым делом.
Не стройте Колизея, львы еще не проголодались. И мы еще слишком сыты для мученичества.