авсюнино храм петра митрополита
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино
Размер: 31 х 26 х 2,2 см
Дерево, две доски, две врезные встречные профилированные шпонки, неглубокий ковчег, паволока не просматривается, левкас, темпера.»> Пророк Илия в пустыне, с житием в 12 клеймах
Вторая четверть – середина XIX века. Гуслицы (?).
Размер: 31 х 26 х 2,2 см
Храм свт. Петра митрополита, д.Авсюнино запись закреплена
С Праздником вас, братия и сестры!
Мощи святителя перенесли из г. Меглина в г. Тырнов в 1206 г. В 18 лет Иларион оставил мир и вел строгую иноческую жизнь. Был игуменом, много заботился о чистой жизни иноков.
В 1134 г. поставлен во епископы и повел борьбу с распространившейся в Болгарии богомильской ересью. Еретики учили, что добро и зло являются самостоятельными началами, между которыми идет борьба. Также неустанно и успешно боролся св. Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Мирно скончался (1164).
Единая вера в подмосковных Гуслицах: Возрождение храма Святителя Петра Митрополита
Единоверческая церковь Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото: Телеканал «Царьград»
Маленький храм на окраине подмосковной деревни Авсюнино. Церковь Святителя Петра Митрополита. Мало ли таких святынь на Земле Русской? Тысячи. Уцелев в годы гонений, сегодня многие из них погибают от нашего бесчувствия, неверия и забвения традиций предков. Врастают в землю, осыпаются, а порой – просто разбираются на кирпичи. Авсюнинскую церковь, возведённую на рубеже XIX–XX столетий, спасти удалось.
Сегодня в её стенах вновь слышны церковные песнопения и возносятся священнические молитвы. Хотя совсем недавно казалось, что храм утрачен. В 20-х годах прошлого столетия богослужения здесь прекратились, храм был закрыт, разорён, переделан под клуб, а четверик с алтарём святотатственно использовался под туалет и хранилище дров. Об этом с особым возмущением и нескрываемым волнением рассказывает местный настоятель – отец Алексий Гугливатый.
Отец Алексий Гугливатый. Фото: Телеканал «Царьград»
Совсем ещё молодой священник, выпускник знаменитой московской Сретенской духовной семинарии отец Алексий был назначен сюда, в Авсюнино, всего три года назад. Тогда многие скептически ухмылялись: куда там, столько лет никто за эти развалины не брался, а уж этому юному батюшке и подавно не справиться! И действительно, те, кто застал состояние храма Святителя Петра Митрополита трёхлетней давности, небезосновательно утверждали: уж лучше бы он вовсе разрушился, легче построить новый, типовой.
Но поруганная святыня всегда остаётся святыней. И об этом прекрасно знал отец Алексий, оказавшийся хорошим учеником владыки Тихона (Шевкунова), основателя и многолетнего ректора Сретенской семинарии, не только в богословских и церковно-исторических науках, но и в деле. прораба. Конечно, не каждый выпускник духовных школ задумывается о том, что весь его дальнейший жизненный путь будет состоять не только из духовной брани и духовных побед. Что ему нужно будет не только предстоянть в алтаре пред Престолом Божиим, но и возрождать, созидать эти самые алтари. Зачастую своими собственными руками: в строительных перчатках или без.
Историю своего храма отец Алексий рассказывает так, будто он сам здесь родился и вырос. Воодушевлённо и с искренним интересом. Начинает с XIX века. Времени, когда во всём Государстве Российском после столетия западнических реформ началось возвращение к корням, старомосковским и даже древнерусским традициям. В первую очередь – в архитектуре, церковном зодчестве, иконописи и даже в богослужебной традиции.
Так, ещё в 1800 году в Русской Церкви было учреждено уникальное направление: единоверие. Единоверческие храмы полностью следовали старообрядческим, дораскольным богослужебным традициям при сохранении церковного единства. Отец Алексий подчёркивает – Авсюнинский храм связан сразу с несколькими известными монастырями Москвы:
Действительно в XIX – начале XX столетия здесь, в Авсюнине, активно проходило обращение в единоверие многих старообрядцев, разделившихся с Русской Церковью ещё в годы трагедии церковного раскола во второй половине XVII – XVIII веке. Здесь, в Восточном Подмосковье, исконно старообрядческой гуслицкой местности, старообрядцев всегда было очень много. Об этом телеканалу «Царьград» рассказал прибывший на богослужение в Авсюнино настоятель дружественного московского единоверческого прихода храма Святителя Николы в Студенцах священноигумен Пётр (Васильев). Отец Пётр стоял у истоков возрождения единоверческих святынь ещё на рубеже 1980-90-х годов, а сегодня испытывает подлинно отеческие чувства к гуслицким общинам:
Деревня Авсюнино находится в районе, именуемом Гуслицы или Гуслица, который исторически является старообрядческой местностью. Здесь всегда жило очень много старообрядцев, причём самых разных согласий. Были и различные беспоповцы, в основном поморцы, и представители Белокриницкой иерархии, причём как окружники, так и неокружники. Ну а после учреждения единоверия многие из них воссоединились с Русской Церковью. К сожалению, в советское время действующих единоверческих храмов здесь не сохранилось. Но, слава Господу Богу, в 1990-е годы появились те, кто начал радеть об их восстановлении. Обязательно стоит вспомнить Устинью Григорьевну Андриянову, благодаря усилиям которой сначала образовалась община в Куровском.
Священноигумен Пётр (Васильев). Фото: Телеканал «Царьград»
Городок Куровское совсем рядом с деревней Авсюнино. Стараниями приснопамятной Устиньи Григорьевны, которую здесь добрым словом поминает каждый, были возведены два куровских единоверческих храма – Спасо-Преображенский и преподобного Иоанна, списателя «Лествицы» (Лествичника). Сегодня настоятелем этих двух храмов также является отец Алексий Гугливатый, вкладывающий немало труда и в эти святыни.
Работы же в авсюнинском храме Святителя Петра Митрополита впереди – великое множество. Так, если моленная часть авсюнинского храма уже восстанавливается, то четверик с алтарной частью в любой момент может разрушиться, а его реставрация – задача крайне трудоёмкая и затратная.
Отец Алексий не унывает, но надеется на помощь неравнодушных православных христиан, а в первую очередь – молитвы Небесного покровителя этой церкви:
Своими силами нам не справиться. Силами даже церковных округов Ликино-Дулёвского и Орехово-Зуевского, силами благочиний, справиться с такой сложной задачей не представляется возможным. Мы уповаем на Божию волю, Божий промысл, на молитвенное заступничество Святителя Петра и надеемся, что Господь, видя нашу веру, видя наши прошения и моления, даст нам помощь в том виде, в котором необходимо.
Зримым символом Божией помощи является то, что меньше чем за год удалось возродить Авсюнинский святой источник, от которого в разные времена было явлено немало чудес и исцелений.
Авсюнинский святой источник. Фото: Телеканал «Царьград»
Игорь Борисович Голубев, сотрудник Мосводоканала и один из активных прихожан-единоверцев города Куровское и деревни Авсюнино, собственными усилиями возвёл часовню над этой авсюнинской святыней. А отец Алексий Гугливатый возродил традицию крестных ходов к чудотворному источнику. Игорь Борисович уточняет:
Старообрядцы всегда почитали этот источник, и он, конечно, был в не очень приглядном состоянии. И после того когда наш батюшка настоятель отец Алексий произнёс речь о том, что, может, найдётся какой-то благодетель и позволит прихожанам возродить этот источник, вот тут у меня как раз и зародилась мысль: почему кто-то должен помогать? Почему мы сами не можем это сделать? Как в прежние времена наши предки восстанавливали монастыри, строили храмы.
Игорь Борисович Голубев. Фото: Телеканал «Царьград»
Конечно, возрождение храма – задача куда более сложная. Но, как любит повторять отец Пётр (Васильев), «невозможное человекам возможно Богу». И есть надежда, что уже в недалёком будущем единоверческий храм Святителя Петра Митрополита, подобно Авсюнинскому святому источнику, возродится в своём былом великолепии. А посильную помощь в этом может оказать каждый, для чего можно связаться с настоятелем единоверческих церквей города Куровское и деревни Авсюнино отцом Алексием Гугливатым, который ежедневно особо молится о тех, кто помогает ему в этом нелёгком деле. Как говорится, рука дающего – не оскудеет!
Настоятель и прихожане храма Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото предоставлено отцом Алексием Гугливатым.
Храм Петра, митрополита Московского. Авсюнино
Конфессия: | Единоверие |
Адрес: | Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Авсюнино |
Год постройки: | 1903 — 1905 |
Храмовой день: | 6 сентября/3 января, свт. Петра, митрополита Московского |
Настоятель: | иерей Алексей Гугливатый |
Телефон: | +7 (916) 725-31-62 |
Единоверческий храм во имя Петра, митрополита Московского Русской Православной Церкви.
В 2016 году здание церкви и школы передано Русской Православной Церкви. В июле 2016 г приход переобразован в Единоверческий. Настоятелем был назначен клирик Единоверческого Спасо-Преображенского прихода г. Куровское — священноиерей Алексей Гугливатый.
Источники: О. Пэнэжко «Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района».
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Авсюнино
Петра Митрополита церковь
Храмы Московской области
Церковь Святителя Петра Митрополита Московского
Церковь Святителя Петра Митрополита Московского в с. Авсюнино была построена по инициативе архимандрита Павла Прусского (Петра Ивановича Леднева, 1821-1895), настоятеля единоверческого Никольского монастыря в Москве, религиозного публициста, миссионера. Он родился в Сызрани, в семье старообрядца Федосеевского согласия. Был наставником Федосеевской общины.
В 1846 г. посетил Преображенское кладбище.
В 1852-1867 г. был настоятелем влиятельного в то время Войновского монастыря в Эккертсдорфе на Мазурских болотах. Создал там обширную библиотеку.
Около 1856 г. Павел изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новожёнов на исповедь и общее моление.
В 1858 г. был вызван на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.
В 1868 г. основал в Йоханнесбурге типографию. Был в Белой Кринице, поблизости от которой, в с. Климоуцы, основал поморскую общину. Вернулся в Пруссию.
В 1868 г. был присоединён к Русской Православной Церкви епископом Леонидом, викарием Московской епархии.
Во всех построенных им школах был попечителем, платил за отопление, освещение и учебные пособия. Устроил школу в д. Губино и подарил её миссионерскому братству святителя Петра Митрополита Московского.
В 1893 г. в Авсюнине возведено каменное здание церковноприходской школы, впоследствии она носила имя архимандритов Вениамина и Павла. Школа устроена на специальный капитал, завещанный архимандритом Вениамином, первым председателем братства Святителя Петра Митрополита Московского.
В 1909 г. в школе было 22 учащихся. Она содержалась на средства братства, заведовал ею господин Клюев.
В 1905 г. по проекту архитектора Николая Александровича Тютюнова (1833-1916) к её каменному зданию пристроена церковь, соединявшаяся со школой тремя дверями в своей западной стене. Церковь-школа освящена
23 мая 1906 г. епископом Серафимом Можайским. На освящение прибыли члены братства, в том числе протоиерей Иоанн Звездинский, настоятель Московской единоверческой Троицкой церкви, отец мученика за веру архиепископа Дмитровского Серафима (расстрелян в 1937 г.)
В 1895 г. законоучителем Авсюнинской церковноприходской школы Богородского уезда состоял Александр Павлович Миролюбив.
В 1891 г. он окончил Московскую Духовную семинарию со свидетельством 2-го разряда. В том же году определён учителем в Царёвскую церковноприходскую школу Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1910 г. окончил миссионерские епархиальные курсы в Москве.
С 1912 по 1914 г. состоял духовным следователем. В 1914 г. перемещён в Коломну к Вознесенскому храму. Состоял законоучителем Коломенской женской школы.
В 1930-х гг. переведён к коломенской Богоявленской церкви. 20 августа 1937 г. священник Александр Павлович Миролюбов был арестован по обвинению в участии в деятельности контрреволюционной монархической организации, заключён в Коломенскую тюрьму, в сентябре того же года переведён в Таганскую тюрьму в Москве, 9 октября приговорён к расстрелу и 14 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Храм был закрыт в 1930 г. Сейчас в школе клуб, церковь используется как дровяной сарай.
В д. Авсюнино Дороховской волости сохранились здание фабрики Миловановых и два принадлежавших фабрикантам дома. В 1916 г. бумаготкацкая и красильно-аппретурная фабрика Торгового дома Н.П. Милованова была оборудована паровой машиной, трудились 190 рабочих. Фабрика расположена за домами Миловановых.
Слой штукатурки при последнем ремонте скрыл возраст здания.
Пётр Игнатьевич Милованов (1905-1938), «сын владельца красильного производства», работавший счетоводом на заводе в Орехово-Зуеве, 11 февраля 1938 г. был арестован и 20 марта того же года расстрелян по обвинению в «террористической агитации».
В Авсюнине, кроме единоверческой церкви-школы, с незапамятных времен существовала молельня, прихожане которой при опубликовании «Окружного послания» не приняли его и стали называться «неокружниками».
С 1885 г. в Авсюнине существовала старообрядческая молельня и окружников. Молельня была закрыта решением Мособлисполкома от 28 декабря 1929 г.
В храме свт. Петра митрополита деревни Авсюнино впервые за 100 лет совершена Божественная Литургия
д. Авсюнино, 8 сентября 2021 г.
5-6 сентября сего года в единоверческом храме свт. Петра митрополита д. Авсюнино совершались торжества по случаю Престольного Праздника храма.
По благословению Его преосвященства епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая в воскресенье 5 сентября из храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Рудне-Никитское в храм свт. Петра митрополита д. Авсюнино был перенесен чудом сохранившийся храмовый образ свт. Петра митрополита, находившийся до революции в иконостасе храма свт. Петра митрополита д. Авсюнино.
По совершении Всенощного бдения священнослужители и молящиеся собрались за трапезой и братским общением.
В понедельник, 6 сентября 2021 г в храме свт. Петра митрополита были совершены богослужения полунощницы, часов и Божественной Литургии. Настоятелю храма свт. Петра митрополита д. Авсюнино сослужил настоятель единоверческой общины храма свт. Николы в Студенцах г. Москвы священноигумен Петр (Васильев).
По отпусте Литургии началось совершение молебна свт. Петру митрополиту. По 6-й песни канона и прочтении Евангелия начался крестный ход под своды руин четверика храма свт. Петра митрополита, где было отслужено водосвятие и окончание молебна. На молебен к служащему духовенству присоединился настоятель единоверческого храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» с. Семино Городецкой епархии Нижегородской митрополии иерей Михаил Тронин.
После исходных поклонов под сводами разрушенного храма свт. Петра митрополита настоятель иерей Алексей Гугливатый обратился к молящимся с поздравительным словом в честь Торжества престольного праздника храма после чего священнослужители, гости и прихожане храма были приглашены на праздничную трапезу.