Авто 1965 года ссср

История советского автопрома 60-х годов

1960-е годы были наиболее плодотворной эпохой в истории советского автопрома. Без преувеличения можно сказать, что модели, созданные в эти годы, стали ориентиром для отечественных производителей на много лет вперед.

Основные тенденции развития советского автопрома в 1960-е

В 1960-е годы наметился рост производства легковых автомобилей. Если в начале 60-х большее внимание уделялось грузовым машинам и армейской технике, то к концу данного периода ситуация поменялась.

Все выпускаемые в СССР автомобили в 1960-е гг. были в большей или меньшей степени копиями зарубежных моделей

Кроме того, производители получили возможность использовать для «гражданских» нужд прогрессивные алюминиевые сплавы, которые раньше отправлялись исключительно на нужды авиационной промышленности. В моторах ГАЗ-21, ГАЗ-53, к примеру, использовались не только алюминиевые, но даже магниевые сплавы.

Именно в 60-е годы появилась потребность в создании простого, экономичного и дешевого легкового автомобиля. Таким «народным автомобилем» стал Запорожец, выпущенный в эти годы. Нужно сказать, что на момент выпуска Запорожец был вполне современной моделью. В этот период заднемоторная компоновка находилась на пике славы во всем мире, также были достаточно распространены двухдверные кузовы. То есть модель соответствовала техническим характеристикам того времени. Но все выпускаемые в СССР автомобили на тот момент были в большей или меньшей степени копиями зарубежных моделей. Оригинального автомобиля Советский Союз тогда еще не производил.

Большим успехом стало освоение автоматической сборки V-образных 8-цилиндровых двигателей на ЗИЛе. Это произошло впервые не только в отечественном, но и в европейском машиностроении

Кроме того, была еще одна тенденция. Почти все автомобили СССР на момент выпуска были современными, но уже буквально к выходу второго поколения безвозвратно устаревали. Слабость технических служб была характерной особенностью автопрома 60-х годов. Лишь в 70-е годы этот недостаток постепенно стали устранять. Многие автомобильные заводы, имея все возможности для выпуска большого количества машин, тем не менее, не могли наладить их производство из-за неразвитости своих экспериментальных цехов и конструкторских бюро.

Однако случались в 60-е годы и настоящие технологические «прорывы». К примеру, большим успехом стало освоение автоматической сборки V-образных 8-цилиндровых двигателей на ЗИЛе. Это произошло впервые не только в отечественном, но и в европейском машиностроении. С конвейера сходило ежечасно около 50 таких весьма сложных конструкций.

Как уже отмечалось, в конце 60-х возрос спрос на легковые автомобили. Его не могли удовлетворить лишь ЗАЗ и АЗЛК. Для увеличения объемов производства привлекались предприятия оборонной и авиационной промышленности. Так, в Ижевске в рамках производственного объединения «Ижмаш» был построен автомобильный завод, который с 1967 года приступил к выпуску модели Москвич-412.

Широкому производству отечественных автомобилей мешала и обширная производственная номенклатура. Например, Московский ЗИС (Завод имени Сталина), наряду с грузовыми и легковыми автомобилями с успехом выпускал холодильники, велосипеды, автобусы, двери для автомобилей «Москвич» и много других изделий. В 60-е годы произошло разделение специализаций: выпуск велосипедов перевели в город Жуковку, ведущие мосты автомобилей повышенной проходимости стал выпускать филиал в Брянске и т.д.

Ключевые модели 60-х годов

Запорожец. В 1960 году сошел с конвейера народный автомобиль Запорожец. Изготавливал его завод «Коммунар» в городе Запорожье, входивший в объединение «АвтоВАЗ». Под маркой Запорожец фактически выпускались два разных поколения машин, которые были связаны технической преемственностью. Одно время эти машины даже сходили с конвейера параллельно. Необычная для СССР конструкция Запорожца часто встречала иронию у автолюбителей. ЗАЗ-965 называли «горбатым» за характерную форму кузова, а ЗАЗ-966 «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников.

Основным прототипом данной модели был итальянский Fiat 600. У него советский автомобиль унаследовал дизайн кузова, независимую пружинную заднюю подвеску, рулевой механизм и трансмиссию. Базовым же образцом модели был Москвич-444, однако его конструкция была существенно переработана.

В СССР автомобиль Запорожец был очень популярен, прежде всего, из-за своей относительной дешевизны. Кроме того, машины отличались хорошей проходимостью, а также простотой в ремонте и обслуживании.

Этот автомобиль отличался стильным и вполне современным для тех лет дизайном кузова. В 1967 появился Москвич-412 с совершенно новым 1,5-литровым двигателем по типу BMW. Москвич-412 имел успех и на внешних рынках, и в международных спортивных состязаниях.

В мае 1967 был выпущен миллионный автомобиль Москвич. Им оказался Москвич-408.

Волга. С 1962 по 1970 год серийно производился автомобиль ГАЗ-22-Волга. Выпускал его завод в городе Горький. ГАЗ-22 представлял собой автомобиль среднего класса с пятидверным несущим кузовом универсал. Модель имела различные модификации. С 1965 года наряду с базовой моделью ГАЗ-22 часть универсалов стали выпускать как ГАЗ-22Г. Эта разновидность отличалась более привлекаткльным дизайном и поставлялась на экспорт, в том числе, в капиталистические страны. Британский журнал The Motor в 1964 году хоть и обвинил автомобиль в старомодности, не мог не отметить его положительные стороны: вместимость, запас прочности и неплохую проходимость.

Нужно сказать, что, несмотря на популярность автомобиля Волга, в СССР выпускалось не очень большое количество машин данной марки. Дело в том, что этот автомобиль не был товаром народного потребления, приобрести его в личное пользование было практически невозможно. Почти все выпущенные экземпляры отправлялись на нужды государственных организаций: в таксопарки, торговые организации, службы скорой помощи.

Таким образом, 1960-е годы стали важным этапом в развитии советского автопрома. В это время рос спрос на легковые автомобили среди населения, а развивающаяся промышленность предлагала покупателям все новые и новые модели, удовлетворявшие потребностям своего времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *