Авто для шоссейно кольцевых гонок

FAQ по любительскому автоспорту.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Уж очень много народу набежало, которые пока, увы, не так близко знакомы с автоспортом, как подписчики-«старички». Так что, опубликую вот такую статейку. Некоторая инфа (цены, например) уже несколько поменялась — всё-таки статья была написано уже пару-тройку лет назад, но в целом мало что изменилось.

Надеюсь, что хоть кто-то после прочтения поедет впервые на трек ; )

Садимся поудобнее и поехали!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

FAQ по любительскому автоспорту.

Любительский автоспорт для новичков.

Признайтесь, как часто после прочтения очередной статьи о гонках вам хочется самому одеть шлем, забраться за руль болида, увидеть зеленый сигнал стартового светофора — и уж показать этим выскочкам, как надо ездить? Но всякий раз находятся отговорки, чтобы этого не делать — нет времени, негде взять «боевую» машину или экипировку, да и дорог, говорят, автоспорт… На самом деле для того, чтобы ощутить себя гонщиком, и гоночная лицензия не нужна, и многомиллионный контракт заключать не обязательно. Все что потребуется — желание, автомобиль… и немного денег.

Устраивая гонки по городу, играя «в шашки» на магистралях, мы думаем, что держим ситуацию под контролем и ничего страшного не случится — потому что не случалось вчера и позавчера. Но каждую секунду дорога меняется, и множество факторов учесть невозможно — будь то выезжающий из двора мусоровоз или даже маленькая безобидная кочка, на которую попадет нагруженное в повороте колесо. Именно способность просчитывать как можно большее количество факторов отличает профессионального гонщика от уличного.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Сомневаетесь, что профессионалы лучше управляют автомобилем?

Соревнования, проведенные между профессионалами и стритрейсерами в 2007 году с помощью Федерации Автомобильного Спорта г. Москвы и одной из «уличных» команд RID project, показали: навыки, полученные на специальных трассах, вряд ли получится приобрести на кольцевых автомобильных дорогах вокруг Москвы или Санкт-Петербурга. Сергей Крылов, Тимур Садрединов и Иван Самарин, защищавшие ряды профессионалов, объехали своих противников сначала в соревнованиях по ралли-спринту, используя точно такую же «восьмерку», как и их соперники, а затем показали лучшие времена в соревнованиях на прокатных картах. Правда, третий этап — экзамен на знание ПДД, Иван и Тимур, не имевшие на тот момент водительских прав, «завалили». Но это не помешало им выиграть в общем зачете.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Словом, надо учиться. Где?

Да прямо на гоночных трассах!

Прежде всего служат тому трек-дни, когда любой желающий может опробовать себя и свою машину на настоящем «кольце». Выезжать на трассу можно на чем угодно, лишь бы транспортное средство было исправно. На трек-днях можно запросто увидеть, как Bugatti Veyron обгоняет старенький «заряженный» Ford Escort, а за ними проносится Smart Fortwo с имплантированным в него мотоциклетным двигателем.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Промежуток между катанием по трассе с самим собой и различными профессиональными монокубками, занимают соревнования на самое быстрое прохождение круга – тайматтак (timeattack). Такие гонки очень похожи на квалификацию обычных кольцевых гонок, когда пилот проезжает несколько кругов, а в зачет идет его лучшее время.

Позволить себе подобное увлечение может каждый: стоимость трек-дня на знаменитой британской трассе Донингтон парк колеблется от 4 до 8 тысяч рублей (100—200 евро) за целый день, плюс 800 рублей (20 евро) за страховку жизни и здоровья.

Если в Европе трек-дни существуют уже несколько десятилетий, то у нас они появились чуть больше пяти лет назад, после реконструкции трассы в подмосковном Мячкове. Даже после появления других трасс, Мячково осталось основным «мерилом» мастерства: проехать круг быстрее двух минут для многих вчерашних стритрейсеров стало делом чести. Если на прохождение круга гонщикам класса Туринг российского чемпионата RTCC требуется минута и 46—47 секунд, а класса Туринг-лайт — около 1.56—1.58, то в трек-днях участвуют автомобили, способные проезжать круг за то же время, что и Формула Русь — 1.41!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Вот только покататься целый день за такую же сумму, как в Англии, у нас не получится. Абонементов на целый день нет, а минимальная стоимость одной сессии — 1500 рублей. В эту сумму входят два заезда общей длительностью 20 минут и аренда датчика для замера времени прохождения круга. Помимо этого придется доплатить за аренду шлема (если у вас нет своего) — 100 рублей. Приехать, когда вздумается, не получится: покатушки по треку проводят не каждый день, и не всегда это выходные.

В ближайшем Подмосковье есть еще одна трасса — Автодром Лидер. Строилась она, правда, для картов и мини-мото, но стала популярна благодаря низким ценам вкупе с соревнованиями тайматтак. Стоимость десятиминутной сессии на Лидере в день свободных заездов (как правило, это два дня в будни) — 400 рублей, а за дополнительные 100 рублей можно арендовать датчик хронометража. В день соревнований один пятикруговой заезд будет стоить 400 рублей. За шлем придется заплатить такую же сумму, что и в Мячково. Почти на любом автомобиле трасса проходится на второй передаче, поэтому можно сконцентрироваться на управлении и изучении траектории. Это большой плюс для новичков.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Чемпионат по «атакам на время» на Лидере состоит из нескольких этапов, проходящих на двух конфигурациях трассы, хотя совсем недавно были достроены несколько перемычек между различными участками трассы, благодаря которым количество вариаций трассы приближается к десятку, но пока это лишь в теории. Уровень участников, за редким исключением, не выше среднего, что заметно по неправильным траекториям и боязни нажимать на педаль газа. Автомобили в большинстве своем стандартные. Деление на классы происходит по мощности и объему доработок. В зависимости от марки и модели шин возможен перевод на класс выше, а то и на два.

Если говорить о стоимости любительских соревнованиях на «кольце», то на следующей ступени после участия в чемпионатах «одной трассы» — Российский клубный чемпионат «горячих» хэтчбеков (RHHCC, Russian Hot Hatch Club Championship). Поскольку чемпионат клубный, личный зачет в нем играет не главную роль. Из названия ясно, что к участию допускаются автомобили с кузовом хэтчбек, не только такие «горячие», как Ford Focus ST, Mazda 3 MPS, Opel Astra OPC, но их гражданские «братья». А с прошлого года допускаются и автомобили с другим типом кузова — главное, чтобы в модельном ряду был и хэтчбек.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Помимо стартовых взносов (3—4 тысячи рублей за каждый этап, которых в 2012 году было аж 10), на выездных этапах в Смоленске или Нижнем Новгороде приходится раскошеливаться на питание и проживание. А тем, чей автомобиль побаивается обычных дорог, нужен автовоз (около 4 тысяч рублей).

Если Смоленское кольцо доступно для автолюбителей лишь во время любительских соревнований, а вот на трассе в Нижнем Новгороде можно покататься в любой удобный день. Стоимость целого дня катания в будни всего 1500 рублей. В выходной за такую же сумму можно получить только один 20-минутный заезд.

На вершине timeattack соревнований находится чемпионат, созданный кольцевым гонщиком Максимом Травиным под названием Max Power Cars. Если в RHHCC участники обычно соревнуются на тех же автомобилях, на которых ездят каждый день по городу, то в чемпионате Травина большинство машин серьезно подготовлены: каркас безопасности, плоское днище, амортизаторы с выносными бачками, слики. Поскольку такие автомобили не могут пройти государственный технический осмотр (во всяком случае, легально), то многие не скупятся на покупку собственных «техничек» и лафетов для транспортировки «боевых» коней. В самом высоком «безлимитном» классе разрешено абсолютно все, лишь бы вес был выше минимальных 700 кг.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В этом году наиболее ожидаемым был этап, проходивший на одной из самых быстрых и сложных российских трасс — Казань-ринг. Она представляет собой несколько длинных прямых (самая длинная — 832 метра), соединенных двенадцатью поворотами разной степени сложности с перепадом высот 30 метров. Тех, кто приехал на трек-день впервые, ожидает приятная скидка: один десятиминутный заезд обойдется всего в 600 рублей. Для постоянных участников цена поднимается до тысячи рублей за два заезда по 10 минут, плюс аренда датчика хронометража — 500 рублей на весь день.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Более того, наконец-то была достроена трасса под Волоколамском. А помимо нее в Подмосковье ждут еще одну – «Холмы». По обещаниям организаторов Обнинской трассы, аренда целого дня (9 часов) в разгар сезона (с апреля по сентябрь) будет стоить около 750 тысяч рублей за формульную конфигурацию Гран-При. В эту сумму входят падок, аренда офиса организатора заездов, брифинг-зала, наличие на треке машины скорой помощи, спасателей МЧС и прочего. Moscow Raceway, что под Волоколамском, со всеми «опциями» обходится примерно в 1 млн. рублей.

А что на Северо-Западе? У жителей северной столицы тоже появилась своя трасса под Шушарами. Несмотря на временно отсутствующие зоны безопасности, поребрики и боксы, трасса принимает всех желающих. В зависимости от дня недели одна сессия (15 минут) стоит от 500 до 1000 рублей. А местные соревнования куда интереснее обычных трек-дней! Участники на почти стандартных автомобилях устраивают целое шоу с контактной борьбой и одновременным стартом пяти-шести машин. Несмотря на отсутствие каркасов безопасности, соревнования проходят без эксцессов. На царапины здесь не принято обращать внимание, а бампера являются расходным материалом.

Кстати, все повреждения, полученные на территории трека, придется оплачивать из своего кармана — ни обязательный полис ОСАГО, ни КАСКО там не действуют.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Куда ехать российскому кольцевику-любителю, мы выяснили. А на чем?

Европейцы знают толк в экономии, поэтому выбирают автомобили попроще и постарше. В очереди на трек обычно стоят BMW третьей серии в кузове Е30 и Е36 и Гольфы девяностых годов. За тысячу евро (40 тыс. рублей) можно запросто купить исправный автомобиль, который, если что, будет не жалко повредить в пылу борьбы со временем. Самые опытные в конце концов переходят на технику посерьезней: атмосферные Porsche 911 GT3 в кузовах 996 и 997 — одни из самых любимых «игрушек» людей с большими кошельками. Люди с меньшими возможностями выбирают Caterham, Lotus Elise и Exige.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В России года четыре назад вы вряд ли увидели бы Porsche 911 GT3 и Lotus Elise на «кольце». Но сейчас участники все больше идут по европейскому пути и покупают «трековые» машины, которые также можно использовать каждый день. Если «дорогой» KTM X-BOW, чья стоимость в Германии около 55 тысяч евро (около 2,2 млн. рублей), в России еще не получил популярность, то два английских Ariel Atom уже два года покоряют российские трассы. В самой простой версии «формулы без крыльев» стоит хондовский мотор K20Z, который при помощи приводного нагнетателя развивает 300 л. с. При такой мощности и весе менее полутонны сотня набирается всего за 2,7 секунды! На своей родине такой Atom обойдется покупателю всего в 25 тысяч евро (один миллион рублей). Участвовать на нем в классе «анлимитед» чемпионата Max Power Cars можно лишь при условии довеса до 650 кг.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Благодарить за хоть какое-то развитие автоспорта — появление новых трасс и обустройства старых, стоит тех владельцев «пулялок», которые, выбирая между трек-днем в Мячково и бессмысленными заездами по прямой на Воробьевых горах, останавливаются на первом! Именно они приносят автодромам совсем немалую часть всей прибыли, а видя интерес москвичей к такому времяпрепровождению, этим начинают интересоваться и в других городах. Кто-то даже строит трассы на свои деньги, как питерские гонщики-любители. Появление же новых трасс влечет за собой развитие автоспорта вцелом, так что будем надеяться, что в этом году участников будет еще больше.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Чем закрученнее трасса, тем меньшую роль в хорошем времени на круге играет мотор. Шины — вот ключ к победе! Среди популярных марок и моделей корейские Federal RS-R595 и FZ201, Hankook Ventus RS-3 и Kumho Ecsta XS KU36, японская Yokohama Advan A048 – лучший выбор для тех, кто привык ездить быстро и долго, а не покупать новый комплект после каждого трек-дня. Но начинать стоит с более дешевых шин — все равно не обойдетесь без лишних скольжений, которые быстро спишут в расход и без того «расходный материал».

Самое важное для трек-дней свойство шин — обозначенный на боковине как Treadwear, коэффициент износостойкости. Чем он меньше, тем быстрее стирается резина, но тем лучше она «липнет» к полотну. Если Treadwear меньше 140 единиц, иначе как спортивной шину не назвать. Выиграв во времени на треке, вы наверняка пожалеете о таком выборе на обычной дороге. Особенно в дождь. Как правило, такая резина не имеет нормальных канавок для отвода воды.

Скинуть драгоценные секунды, одновременно уменьшив износ шин, можно научившись работать с давлением в них так, как это делают профессиональные гонщики. Правых и левых поворотов не бывает поровну, а значит — нагрев покрышек будет происходить по-разному и давление в нагретых шинах тоже вырастет на разные величины. Поэтому после первого заезда есть смысл приспустить горячие колеса до заводских значений, а затем следить за равномерностью износа. Если сильнее стирается центр протектора — шина перекачена, если боковина — то давление недостаточное.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В остальном большинство автомобилей просят на треке лишь минимального «тюнинга». Тормозные колодки стоит поставить высокотемпературные — такие модели представлены в линейках компаний Ferodo, Brembo и других, цены на которые зависят от вашего автомобиля. Они не столько сокращают тормозной путь, сколько обеспечивают предсказуемость торможения. Правда, только в прогретом состоянии. При каждодневной езде по городу этот нюанс необходимо учитывать и, первое время, держать дистанцию больше обычной. Неплохо и заменить тормозную жидкость на высокотемпературную. Это будет самой дешевой доработкой – полулитровая бутылочка Motul стоит 500 рублей. Правда, и менять ее придется чаще (3—4 раза в год) ввиду большей гигроскопичности — свойства поглощать воду.

Полезно и сократить интервал замены моторного и трансмиссионного масел до 4—5 тысяч километров. За десятиминутный заезд температура масла в двигателе подскакивает до 120—130 градусов Цельсия, и не помешает применение более вязких сортов, а также установка масляного радиатора. Но с «трансмиссионкой» такой трюк вряд ли пройдет — более вязкое масло быстрее убьет синхронизаторы.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

А все остальное… Стоит ли увеличивать мощность, ставить другие амортизаторы и пружины или облегчать автомобиля — решать вам. Но помните о балансе, чтобы из вашего автомобиля не получилась неуправляемая четырехколесная ракета. Старая гоночная истина гласит: совершенствовать машину надо «от дороги», начиная с шин и тормозов, затем взявшись за подвеску, потом — за трансмиссию… И лишь в конце этого пути лежит мотор!

Источник

Выбираем машину для любительских гонок

Заниматься профессиональным автоспортом в Беларуси — хлопотное дельце. Даже если на соревнованиях вы постоянно будете на пьедестале, вряд ли у вас получится отбить все расходы на содержание гоночной машины. Другое дело — любительские покатушки, такие как трек-дни, проходящие в Липках и Стайках. Для подобных заездов подойдет обычный гражданский автомобиль, который без проблем своим ходом доедет до полигона. Организатор любительских гонок URacing Юрий Бычек считает, что на нашей «Автобарахолке» без труда можно найти машину, пригодную как для трек-дней, так и для ежедневных поездок по городу. Хотя, конечно, рассматриваемые в этой статье модели будут скорее иметь уклон в сторону автоспорта.

— Чтобы выбрать вариант для участия в трек-днях, необходимо сразу определиться с бюджетом на такое авто и с его назначением (будет эта машина второй или основной), а также с типом привода и двигателя. Если с бюджетом все понятно, то от назначения зависит, насколько далеко можно уходить в плане доработок. Тип привода и двигателя зависит от ваших личных предпочтений. На трек-днях для каждого из типов привода ведется отдельный зачет, — рассказал Юрий.

Тип привода

По словам эксперта, лучшее время обычно у полноприводных авто. Задний привод также может показывать выдающиеся результаты, но за счет более сложного выхода напрямик заднеприводные машины чуть медленнее. Передний привод в этом плане может похвастаться самыми интересными и быстрыми авто за небольшие деньги, а также легким общим весом и минимальными потерями в трансмиссии.

— В копилку плюсов AWD я бы еще записал меньшую требовательность к качеству шин за счет максимального использования сцепления всеми колесами, — отметил организатор соревнований.

Какой мотор выбрать?

Для выбора правильной машины следует понимать и разницу в типах двигателей (атмосферных и турбированных). Среди преимуществ моторов без нагнетателей можно отметить максимальную отзывчивость на педаль газа, линейность в ускорении, отличные переходные режимы (это когда 50% нажатия на педаль — это 50% от мощности авто). К минусам «атмосферников» можно отнести дороговизну и сложность доработок.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В свою очередь, турбомоторы имеют высокие показатели мощности и момента, а также отличную «середину», но характеризуются задержкой срабатывания (турболаг) и сложностью в контроле поступаемой мощности (из-за более смазанных переходных режимов, когда при нажатии 50% педали газа машина едет не на 50% мощности). Стоит также помнить о меньшей надежности и дороговизне ремонта.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Коробка передач

— К плюсам «механики» можно отнести ее надежность, простоту конструкции и распространенность деталей для замены. Еще у МКП минимальные трансмиссионные потери и легкий вес. На «автомате», в свою очередь, никогда не ошибешься при выборе передачи. В минусы АКПП можно записать сложность конструкции, ее дороговизну, а также большие потери в трансмиссии, редко встречающуюся блокировку дифференциала для таких коробок и, конечно, «тормознутость» и нерасторопность старых «автоматов», — отметил специалист.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В этом ценовом диапазоне Юрий выбрал бы BMW 318ti в кузове Е36 (Compact) или Honda Prelude V (H22). Парень подчеркивает, что здесь и далее — его субъективный выбор, основанный на опыте участия и организации любительских соревнований.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

— При данном бюджете сложнее всего выбрать правильный автомобиль, но такие примеры есть. BMW Е36 — один из самых распространенных в Беларуси среди автоспортсменов. Его используют, кажется, уже во всех дисциплинах, будь то ралли, кольцевые гонки, гонки на время, дрифт или даже драг-рейсинг. У кузова много модификаций (купе, кабрио, седан, универсал, хетчбэк), линейка двигателей тоже большая (от 1,6 до 3,2 литра), — рассказал Юрий.

Чаще всего в Беларуси покупают «тройку» с двумя дверями и рядной «шестеркой» под капотом. Но, как видите, наш собеседник остановил свой выбор не на ней и обосновал это.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

— Главная проблема BMW E36 — его состояние. Найти живой экземпляр с адекватным ценником очень сложно, а в кузове купе — практически невозможно. Очаги коррозии присутствуют даже на самых живых авто. Именно из этих соображений я бы выбрал кузов хетчбэк. Compact в отличие от других моделей 36-го семейства выпускались до 2000 года. Они до сих пор находятся после «одного-двух» владельцев в РБ и имеют сравнительно небольшие пробеги. Желательно найти рестайлинговый образец (от 1997 года), в котором помимо приятных внешних отличий (вроде белой оптики и другой формы «ноздрей») была более интересная гамма двигателей (технически гораздо более продвинутых) и использовалась другая коробка передач — от немецкой компании Getrag. Также кузов компакт одновременно самый жесткий и самый легкий из линейки: разница в весе с кузовами купе и седан — от 150 до 200 кг в зависимости от комплектации, — поделился своим мнением Юрий.

Среди преимуществ «Компакта» наш собеседник отметил наличие деталей для ремонта/доработок, надежность моторов М42В18 и М44В19, практически идеальную развесовку и простую подвеску (сзади у Compact используются элементы от предыдущей «тройки» Е30).

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

— Данный автомобиль очень прост как в обслуживании, так и в управлении. Для него существует множество вариантов доработки, и за сравнительно небольшие деньги он подарит много позитивных эмоций владельцу. Такие машины уже очень давно участвуют в наших мероприятиях и показывают отличные результаты в классе FWD. Надежность, простота конструкции и обилие спортивных запчастей для доработки делают Prelude отличным вариантом для бюджетного входа в трек-дни, — рассказал Юрий.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Юрий считает, что RX8 — один из самых интересных автомобилей для трек-дней. Под капотом японского купе с четырьмя дверями работает двухсекционный роторный двигатель объемом 1,3 литра. Отдача движка — до 235 л. с. (в вариантах High Power, Sport и R3). Сразу после дебюта мотор стал предметом жарких споров по поводу его надежности.

— Роторные двигатели очень оборотисты и имеют линейный прирост мощности с ростом оборотов, в машине используются несколько систем изменяемой геометрии впуска, за счет которых она сравнительно неплохо едет на средних и низких оборотах, а также раскрывается в полную мощность уже после 7000 об/мин. Отсечка в автомобиле расположена на 9500 об/мин. Мотор по характеру напоминает мотоциклетный. Размеры данного двигателя, а также очень малый вес позволяют расположить его глубоко под капотом — из-за этого компоновку данной Mazda называют передне-среднемоторной. Вопреки мифам двигатели эти достаточно надежны при использовании в профессиональном спорте (чего нельзя сказать об их ресурсе), особенно в рестайлинговых вариантах, где была сильно переработана система зажигания и смазки, благодаря чему мотор стал спокойно «выходить» более 100 000 км при агрессивном использовании, — поделился опытом организатор гонок, отметив, что Mazda RX8 отлично подходит для трек-дней в том числе благодаря жесткости кузова, отличной подвеске, блокировке дифференциала и заднему приводу.

Источник

Почему в России непопулярны кольцевые гонки, на примере этапа СМП РСКГ на новом автодроме Игора Драйв

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Для меня каждый визит на автодром — как путешествие в далекую страну, или даже параллельный мир.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Мощные, пахнущие горячей резиной и высокооктановым топливом машины, громкий выхлоп.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Крепкие руки катают колеса, вставляют воздуходувки в салон и радиаторы.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Сосредоточенные взгляды в никуда — пилоты готовятся к старту на гриде.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Тревожный рев раскрученного двигателя в конце скоростной прямой. Острая борьба на трассе, выбор идеальной траектории и точки торможения.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В СМП РСКГ — 8 классов, около сотни пилотов и два десятка команд. Юниоры ездят на 110-сильных Polo и Калина, в классе S1600 рубятся 140-сильные Granta, Polo, Rio и прочие «солярисы», в Туринг-лайте их мощность уже 160 л.с.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В 250-сильном Супер-продакшн гоняют на Civic, Scirocco, Vesta и даже BRZ.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В Туринге под капотом уже 350 л.с., тон задают Vesta TCR, RS3 LMS, i30N TCR Golf GTI и т.д.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Есть еще классы спортпрототипов (например, MitJet 2L),

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

и «джентельменский» GT4, где выступают на самых дорогих и мощных автомобилях, типа Mercedes-AMG GT, Porsche 718 Cayman и даже KTM X-Bow.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Казалось бы, все вышеперечисленное — уже гарантия зрительского интереса. А ведь место тоже уникальное — новейший мультифункциональный автодром Игора Драйв под Питером, построенный по проекту знаменитого Германа Тильке.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

На данный момент комплекс сертифицирован по категории Grade 2, что дает ему право принимать все виды международных гоночных серий FIA, кроме «Формулы-1».

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Если все пойдет хорошо и будут расширены, новые трибуны, боксы, медиацентр и зоны хоспиталити, то получить Grade 1 и провести тут заезды F1 — не проблема. На автодроме после завершения всех работ будет десять трасс для ШКГ, дрифта, ралли-кросса, мотокросса, картинга, парных гонок. Уже работает центр контраварийной подготовки.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Вместе с тем, даже несмотря на соответствующую увеличенной социальной дистанции разметку, трибуны на фактически открывающей автодром гонке оказались почти не заполнены — учитывая тот факт, что организаторам было разрешено продать не более 1% билетов, то есть всего 2000 штук.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Но в любом случае, бессмысленные с точки зрения многих кольцевиков соревнования по дрифту собирают гораздо больше зрителей. Да и несмотря на наличие супер-крутых трансляций на МатчТВ и в интернете, их смотрят меньше, чем дрифт или дрэг.

Причин, как мне видится, несколько.

1. Кольцевые гонки в целом не настолько зрелищные. Хотя обгонов в РСКГ заметно больше, чем в F1, случается контактная борьба, но это не идет ни в какое сравнение с прыжками с трамплинов в ралли-кроссе или долгих заносах в дрифте.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

2. Просмотр гонки требует подготовки. Чтобы понимать весь накал борьбы, нужно осознавать суть гоночного процесса, иметь хотя бы базовые представления о технике пилотирования и регламенте соревнований, системе подсчета очков и так далее. «У меня лапки, мне такое сложно».

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Этот пункт пересекается с первым — у большинства людей в выходные есть возможность поехать куда-либо только с детьми. «Кольцо» для них может быть скучно, если родители — не фанаты.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

3. В России не умеют и не хотят уметь ездить. Я сейчас говорю даже не о развитии автоспорта на любительском уровне, а просто об отсутствии культуры управления автомобилем.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В автошколах учат не рулить, а сдавать экзамен (желательно, за дополнительную плату). На курсы контраварийки приходят в основном те единицы, кто уже расколотил свой автомобиль, и понял, что дело в нем самом. Вот почему процесс пилотирования автомобиля в глобальном плане глубоко недооценен. Очевидно, что гонщики получают больше эмоций, чем зрители. Но что мешает у них учиться? И не надо пенять на то, что скоро автомобили будут ездить сами, везде куча камер и водительские навыки более не нужны. Это просто оговорки, снова «у меня лапки».

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Прорвавшись через эти тернии — оказываешься в том самом сказочном параллельном мире, который я описал в первом параграфе.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Понимаешь, что автоспорт в России все же жив, пусть в огромной степени и благодаря марке Lada, задающей для всех высокую планку и в боксах, и на трассе. Могли ли мы когда-то представить себе, что Lada будет ехать круче немецких болидов? А она едет.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Трансляции помогают лучше разобраться в ходе гонки. Но только вживую можно ощутить запах, звук болидов, а в некоторых случаях — прикоснуться к ним.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Глядя на мокрые от пота комбинезоны пилотов после финиша, осознаешь, как это непросто — мчаться во весь опор даже 15 минут в плотном окружении из соперников на аналогичной по предельным возможностям технике.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В паддоке можно пообщаться со знаменитыми гонщиками самых разных поколений, которые присутствуют тут как зрители, тренеры, или официальные лица. Вся история автоспорта — перед твоими глазами, и если есть о чем говорить, можно поговорить. Или просто взять автограф и сделать селфи.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Ощущение причастности здесь охватывает с головой, и рука сама тянется к календарю — чтобы запланировать поездку на один из следующих этапов. 8-9 августа этап РСКГ примет Kazan Ring, а 22-23 августа — Moscow Raceway.

Текст и фото: Артем Ачкасов. Фотографии сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II

А вы что думаете на счет кольцевых гонок в России? Обретут они популярность или останутся уделом профессионалов и фанатов? Делитесь мнениями в комментариях!

Комментарии 480

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Спасибо за статью. Но про «у меня лапки» это ужасно. Зритель голосует рублем, на РСКГ вход часто бесплатно, на дрифт пару тысяч и на дрифт ходят, потому, что это зрелищно, а кольцо уныло. Как и в любом шоу тут нужны звезды, когда был ДТМ и ВТСС люди ходили, на открытие Москоу Райсвей был ПОЛНЫЙ стадион! Значит интерес есть, но нужно работать над качеством, потому, как смотреть на то как машинки едут по кругу ничего не понимая, что происходит это уныло. А придумывать ничего не надо, бери пример с наскар и вперед. Делай звезд, приглашай их на телевидение и все будет. Вот пример с шахматами, где Карякин стал медийным т.к. тупо ходил во все тв передачи.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Про Лопки- отдельный респект!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Гонки перестали быть хорошей рекламой, только и всего. Зрительский порог для просмотра соревнований весьма высок. Для участия, впрочем, тоже.

Необходимо поменять формат. Изначальный смысл автомобильных соревнований был в ином, то были соревнования на выносливость, потом уже на время. Если гонки вновь вернутся к прежней идее испытательного полигона, имхо, это вновь сделает их отличной рекламной площадкой.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Дрифт и драг — это зрелище, остается только «хлеба» добавить, Так же стоит отметить высокую «дружелюбность» дрифта. Пилоты в большинстве своем достаточно медийные и достаточно времени уделяют зрителям. Не стоит обделять вниманием и то, что дрифт имеет хороший статус на любительском уровне. А что «кольцо»? Интересно только тем, кто внутри «тусовки». Кольцевики народ по сути закрытый. Любительский уровень на столько любительский, что вход в тот же MCGP близок к 1м рублей. Даже возьми тайм атак, автодромы готовы 3 шкуры содрать. Касаемо Игоры — могу ответственно заявить, что это автодром не для народа, как и Сочи. Врятли они будут принимать любительские соревнования.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Да откуда гонкам быть популярными если:
А. Реальных людей увлекающихся гонками в жизни 0.001%. Это дорого, даже старых хлам для тренировок в Россию не привезти
Б. Нет трансляций в центральных каналах
В. С трибун смотреть реально скучно
Г. Цены на билеты
Д. Удаленность автодромов.
Е. Тем кому это действительно интересно — мальчишкам, на автодром не попасть! Только с помощью родителей.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

ну, вот кстати на Цунами Пикнник в этом году сделали бесплатный вход0

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Никогда не понимал дрифт. Зрелищно, спору нет, но какой практический толк? Хочешь ехать быстро — это кольцо, без вариантов. Ну, кроме ралли, но это для совсем экстремалов )

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Несколько раз я ездил на штурманском месте с средне-быстрыми по финским меркам раллистами. На авто группы N. Зимой. Очень круто, как аттракцион. Но в какой то момент понимаешь что вокруг сосны и бревна на обочине лежат штабелями… Ездил также на автомобиле dtm гоночное такси, там конечно все резче и перегрузки больше, но понимаешь, что трасса с широкими зонами безопасности и тд. Не страшно, в отличие от ралли…

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Автоспорт должен быть безопасным, имхо. Лично я перестал смотреть F1 после гибели Сенны.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

К сожалению такой ценой обошлась революция безопасности в Ф1. После Сенны никто не погиб при куда более страшных авариях. Бьянки не в счет — это несчастный случай.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Да, есть фильм об этом. The One.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

LADA, задающая высокую планку🙄🙄🙄 Еще бы — Lada Rosneft генеральный спонсор Чемпионата…🙈🙈🙈 и этим все сказано. Либо автор не в теме, либо заказная статья

Авто для шоссейно кольцевых гонок

130 км/ч — это очень быстро. Для машины, которая едет на давлении колёс 0.7 при профиле колеса 20 см, по полевой грунтовке шириной ровно в колею машины. Это отличная скорость для трофийной машины на перегоне. Для тачки мощностью 300 лс, заточеной под асфальт 130 км/ч — это не скорость.
Скучно, да. Заезд длится пару десятков секунд, повторяет один другой. И если смотреть не смонтированный ролик, а трансляцию, то видно, что скорости как раз небольшие.
Я же не говорю, что нет системы))) Я в общем и целом в курсе — как оценивается езда. Я говорю о том, что система в чем-то сродни фигурному катанию, в котором сейчас вон, даже ввели номинацию за лучший костюм…

Лучше поздно чем никогда, но хочу поправить. Мощность в RDS GP около 700 у всех, у некоторых 1000 и больше. И мастерство топовых пилотов — это высочайший уровень владения автомобилем. Кстати некоторые идут в дрифт из профессионального кольца. Некоторые — наоборот. Но то, что это один из самых техничных видов спорта — факт.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Сколько стоит билет на трибуны?

В РСКГ бесплатно всем, на ралли-кросс бесплатно всем

Авто для шоссейно кольцевых гонок

В основном да, причины таковы, но они не основные.
Смысл в том, что на самом деле государство душит любительский автоспорт. Машины тюнинговать нельзя — 12.5.1. Доступных треков у нас, например, в восточной части страны — по пальцам пересчитать, вон недавно паренек из Владивостока писал, как у них доступный трек отжали.
А в этом РСКГ смотреть как фейковые Лады (там от Лады только некоторые элементы кузова, и то большинство просто стилизовано под Ладу) гоняются с такими же фейковыми кредитопомойками (Поло/Рио/Солярис) — так себе удовольствие.

Могу ответить за класс Национальный в РСКГ: Калины максимально приближены к заводским компонентам и деталям!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Я гонки и машины люблю, но у нас в Саратовской области ни чего такого нет. Поэтому и думаем куда податься в отпуск — катнуть в нижнем новгороде или казани, которым повезло иметь свой трек.

Мы к Вам в Саратов на автокросс приезжали!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Нет зрителей, потому что нет рекламы! узнаешь об этом только вот как сейчас из статьи на Drive2! Не хотят и не надо! Обойдемся без них! А так бы съездил, посмотрел!

Авто для шоссейно кольцевых гонок

да, майки и кепки UFC гораздо популярнее таких же но с авто-брендами… Дрифтеры (кроме тех, кто по какой то причине перешел из кольца или ралли в дрифт) в кольце не покажут ничего (кроме разбитого авто), про дреговиков и так понятно.

Кольцевики в дрифте тоже мало что покажут, на фоне дрифтеров. Все же каждый профи в своем деле.

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Авто для шоссейно кольцевых гонок

Пустые трибуны в автоспорте это норма, если это только не NASCAR или не F-1.
Зрительский спрос на любое мероприятие зависит от его популярности и правильной подачи («упаковки»). Кольцевые гонки не популярны среди зрителей в России, так как нет «фетиша», нет автомобильной культуры, нет «фана» и нет нужно количества фанатов.
Гонки зачастую проводятся ради гонки, без должной рекламы и освещения события. Толпу собирает хорошо подготовленное шоу и предварительная «накачка» на тв, радио, соц.сетях. А для этого необходим хороший бюджет. В большинстве своем организаторы не заинтересованы в лишних тратах, зачем? Соревнование же все равно пройдет, со зрителями или без них.
Много кто слышал про шахматные турниры или первенство по конному спорту, самбо, дзюдо в своем городе? А подобные мероприятия проходят в большинстве городов.
Не маловажную роль в наполнении зрительских трибун играет вовлеченность населения и доступность входного ценза.
К примеру возьмем футбол — ребенку купили кеды, майку и мяч, как правило рядом с домом есть школьный стадион либо поляна на которой можно «зарубиться» со сверстниками траты минимальные, но при этом ребенок уже ощущает себя приобщенным к большому спорту — футболистом. Футбол собирает миллионы болельщиков по всему миру на своих аренах.
А что бы попасть в автоспорт — нужны деньги и деньги не малые. Необходим хороший тренер, дорогая экипировка, карт, машина которая может перевозить ЗИП и тянуть прицеп с картом в другие города. Немаловажно наличие картинговой трассы в том городе где вы проживаете, трассы которая функционирует круглый год, а не только летом, так как перерыв на зиму сильно скажется на мастерстве. Ребенок растет ежегодно, комбез, обувь и шлем в первые 5 лет придется покупать ежегодно, возможно раз в 2 года, если брать экипировку на «вырост». Некоторые запчасти на карт стоят порой дороже чем на гражданское авто. И самое главное у родителей должно быть время и интерес, что бы всем этим заниматься.
Отсюда и получается, что проще и дешевле собрать ребенку авоську и отправить на стадион гонять мяч. Даже если киндер не попадет в большой спорт, то он в любом случае останется приверженцем и фанатом футбола. А как мы знаем — эмоции и детские воспоминания — самые сильные.
Отсюда и получается, что футбольные трибуны всегда под завязку, а кузовные автомобильные гонки интересны лишь единицам.

Откуда я это знаю? 20 лет отдал автоспорту, 10 лет занимался организацией спортивных мероприятий таких как ледовый трек, автомобильные кольцевые гонки, гонки на выживание, тайм-аттак и драг-рейсинг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *