Авто джима керри в маске
Машины в фильме Маска — на чем ездили герои знаменитой кинокомедии
Фильм «Маска» – одна из культовых американских комедий, а также картина, подарившая всемирную славу Джиму Керри. И хотя этот фильм нисколько не об автомобилях, в нем можно встретить несколько интересных очень моделей авто. Так что на машины в фильме «Маска» тоже можно посмотреть.
Самым примечательным автомобилем киноленты можно смело назвать Studebaker 1951 года, которого подсунули в автосервисе герою Джима Керри. Это раритетный седан, довольно распространенный в середине прошлого столетия в США. До наших дней хорошо сохранившихся моделей осталось не так уж и много. Самое интересное то, что в разных сценах эта машина появляется в разных вариантах кузова. Так что определить конкретную модель почти невозможно. Скорее всего, это Studebaker Champion, но также возможны варианты в лице Studebaker Commander и Studebaker Land Cruiser.
Какой же фильм середины 90-х обойдется без Honda Civic. Эта бюджетная модель была очень популярна на западе в конце прошлого столетия. В фильме «Маска» была использована модель 1986 года.
В одной из сцен ненадолго появляется еще одна звезда 90-х — Cadillac DeVille Convertible 1970 года выпуска. Это самый популярный кадиллак в истории бренда, на которого приходится около 70% всех продаж фирмы Cadillac.
Кроме DeVille Convertible в фильме появляются еще несколько кадиллаков. Например, Cadillac Coupe DeVille 1972 года.
А в сцене погони можно увидеть Cadillac Fleetwood Brougham Stretched Limousine 1979 года. Такое количество моделей этой фирмы лишний раз напоминает о том, что кадиллаки в то время были крайне популярны в США.
В фильме также смог ненадолго засветиться Porsche 911SC Cabriolet 1983 года. Этот двухдверный кабриолет является визитной карточкой немецкого концерна.
А вот в качестве полицейских машин были использованы уже не такие старые Chevrolet Caprice 1986 года. Полиция США на самом деле использовала эту модель, ведь она была относительно дешевой и надежной.
Ну а в качестве машины для такси была снята Checker Marathon 1974 года. Это очень известный в Америке автомобиль, повсеместно использовавшийся в большинстве штатов и городов водителями такси.
В фильме не было использовано каких-либо суперкаров и дорогих люксовых авто. Вместо этого «Маска» показывает нам, на чем катались обычные американцы в середине 90-х годов.
Какой модели был прокатный авто-развалюха у Стенли Ипкиса из «Маски»?
Сегодня мы с вами обратимся к кинематографу.
Те, кто читал эту статью ранее, могут перечитать — внесены изменения в связи с вновь открывшимися в процессе расследования фактами))
Кто из вас смотрел фильм «Маска» («The Mask») 1994 года с Джимом Керри и Кэмерон Диаз в главных ролях?
Я думаю, что многие.
А кто помнит, какой Стенли Ипкису дали прокатный автомобиль-развалюху?
Я думаю, найдется немного людей, кто сможет назвать хотя бы марку авто.
А модель, кузов, двигатель и все остальное? Таких наверняка единицы.
И, мне кажется, надо восстановить справедливость и показать, что же это за красивейший автомобиль.
И когда он просто развалился на мосту, мне стало его так жаль…
Давно я намеревался узнать побольше об этом авто, да все никак…
И вот время пришло и я занялся поисками.
К сожалению, каким бы огромным не был интернет, совершенно конкретной информации именно об автомобиле из фильма мне найти не удалось.
На одном из иностранных сайтов, мне удалось только обнаружить дискуссию о том, какой же модели этот Studebaker. Да-да, это таки Studebaker.
Но дальше оказалось не все так просто. Studebaker выпускал множество моделей и их модификаций в разных кузовах. Причем каждый год их облик менялся. Иногда до неузнаваемости. При этом модификации одного года отличались иногда совсем незначительно, практически были как близнецы.
Не верите? Окей.
Предлагаю варианты.
Почему?
У него лобовое стекло с перегородкой. Плюс присутствуют вторые «ноздри» и клыки бампера не такие. Еще ободки фар в цвет кузова.
Почему?
Опять ноздри, клыки и форточка на окне задних дверей. А у нас ее быть не должно.
Почему?
Ноздрей нет, хорошо, но бампер-то стал уже двойной. Не годится.
А если этот?
Бинго! Это он и есть!
Таки да. Это Studebaker Commander State 1951 года.
Только в фильме он без эмблемы на капоте и молдингов впереди. Короче, без хрома. И клыки именно такие, как надо — немного выгнута вперед верхняя часть.
На одном загранишном сайте я наткнулся на дискуссию по поводу именно этого авто. Один утверждал, что это Studebaker Champion 1951 года, другой, что это Studebaker Commander 1950 года, ну а третий вообще говорил о Studebaker Land Cruiser.
И все они ошиблись:) Их было два! Но об этом чуть позже…
С годом тоже все достаточно просто — в 1950 у Commander тоже еще была перемычка на лобовом, а в 1952 году была полностью обновлена передняя часть.
Я сам не сразу окончательно определился между 1951 Studebaker Champion Custom 4-door sedan и 1951 Studebaker Commander State 4-door sedan. Ведь если убрать хромированные декоративные элементы, их родная мать не отличит! Ну… почти…
Мы отличим, вернее, я вам помогу в этом))
Но все-таки отличия у них есть. Или сначала сами сыграете в игру «Найди 6 отличий»)))
Ниже не смотрите! Там правильные ответы!
1 — эмблема на капоте
2 — молдинги сверху передних крыльев
3 — боковое зеркало
4 — хром-накладка на задней двери
5 — ободки фар (в цвет кузова и хром)
6 — хром накладка на порог (видно хорошо ВОТ ТУТ)
Кто нашел, тот молодец:)
И даже, учитывая, что авто в фильме появляется только в двух эпизодах и при плохом освещении, все-таки можно определить, что это именно 1951 Studebaker Commander State 4-door sedan в кузове HW-5.
Причем ни в 1950 году, ни в 1952 году именно эта модель именно в этом кузове не выпускалась!
Тут хочу вставить небольшую приписку…
Это и есть то обстоятельство, о котором я говорил:)
Дополнительно отыскав сам фильм и скрины в хорошем качестве, теперь можно сказать определенно точно — в фильме снималось две машины: одна была все время, вторая — разваливается в эпизоде на мосту!
Обратите внимание на Фото 3. Машина въезжает на мост.
У нее:
— левая фара горит значительно слабее, но горит
— есть антенна слева
— «пуля носа» имеет 3 ребра крепления
— капот прикручен как положено
— наружные ручки дверей хромированы
— нет «ноздрей» (это характерно для моделей 1951 года)
— радиаторная решетка (вернее их там две половины) заподлицо — это видно на Фото 1 и 3
Это и есть Studebaker Commander State 4-door sedan 1951 года.
Фото 4. Машина разваливается.
У нее:
— левая фара практически не горит, еле-еле желтеет
— антенны уже нет
— «пуля носа» имеет 4 хорошо заметных ребра
— капот уже открутили с креплений, ведь ему же надо упасть
— наружные ручки дверей черные (на этих фото не видно, просто уже некуда добавить)
— можно заметить ноздри (это однозначно 1950 год)
— радиаторная решетка утоплена во внутрь (хоть и в тени, но видно)
А это уже Studebaker Land Cruiser 1950 года!
Мало доказательств? Пожалуйте! Доказательство первое
1 — место крепления зеркала
2 — черная и хром ручка
3 — при отъезде от клуба заднее окно открыто полностью, а потом — раз — и уже открыто только на треть))
Ну и последний убийственный довод здесь: Доказательство второе
4 — на задней двери форточки нету сначала, а потом откуда-то появилась)))
Это доказывает, что развалилась совсем другая машина, а именно — Land Cruiser. Ибо перемычка на задней двери была только у него.
Ну а чтобы эти два авто были максимально похожи, с них были сняты все декоративные хромированные детали, какими, собственно, они и отличаются.
Истину насчет «пули» сейчас установить уже не так просто — заводских или фото с салона уже в хорошем качестве не отыскать. А те машины, что сохранились, восстанавливались их хозяевами кто как мог. Историческая достоверность сохранялась далеко не всегда. Поэтому установить, на какой марке и какого года стояла какая «пуля» очень сложно.
Из увиденного мною могу предположить, что в 1950 году ставились «пули» с 4 ребрами, а в 1951-ом — с 3-мя.
Поэтому разваливается, соответственно, более старая машина.
Спасибо недремлющим комментаторам, которые не дали спокойно спать и практически заставили продолжить расследование)))
В 1951 году Studebaker Commander выпускался в двух модификациях: Regal и State. Но был еще и Land Cruiser (нехорошо воровать чужие названия, товарисчи японцы).
Regal мог быть в 4-х кузовах: 2-х и 4-х дверный седан, 2-х дверное купе (starlight coupe) и 2-dr coupe 3p, что обозначало 3-passenger (то есть 3 пассажира). Причем в последнем кузове было выпущено одно единственное авто!
Выглядело оно приблизительно так, хотя это Champion, но отличался он не сильно — в основном молдингами на передних крыльях и эмблемой на капоте.
State шел в тех же кузовах, за одним исключением — вместо 2-dr coupe 3p был кабриолет с откидным верхом 2-dr convertible.
И только Land Cruiser был в единственном кузове 4-х дверный седан.
За год было выпущено:
Regal — 19130 шт.
State — 40444 шт.
Land Cruiser — 38055 шт.
Всего: 97629 шт.
Да и цены были интересные))
Например, наш Studebaker Commander State 4-door sedan стоил 1.939$ (выпущено 21 134 шт.), а кабриолет Champion Regal convertible — 2.034$ (4 742 шт.).
Так что это достаточно редкие автомобили…
То есть Commander в 1951 году имел всего 9 кузовов. Правда, двигатель стоял везде один и тот же — V8 рабочим объемом 3.8 литра и мощностью в 120 л.с.
Но какой красавец Commander в кузове Starlight Coupe!
А этот фантастический вид назад?! Да это просто кабина самолета!
Да и «нос» определенно что-то напоминает неземное…
Это хоть и модель 1952 года, но двери у них открывались одинаково))
Жаль, лимит фоток… какую бы последнюю вам показать? много не вместилось((
Да! «Попы» еще не было! Как же я так?! А она, по-моему, бесподобна!
Вот так вот! Фууух…
Мне немного полегчало. Высказался)))
По-моему, прекрасный автомобиль, а такая нехорошая роль ему досталась…
P.S.
Большущее спасибо всем комментаторам!
Благодаря вам в статью внесены изменения и дополнения по ходу дела))
Из комментов перенесу сюда:
желающие могут посмотреть серию «Автокоролей пустыни» о реставрации купе Studebaker Champion ’1950.
И еще короткий рассказ:
За кадром «Маски»: Как Камерон Диас добивалась главной роли, а Джим Керри превратил фильм ужасов в комедию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Камерон Диас не мечтала об актерской профессии – с 16 лет она работала моделью и добилась в этой сфере немалых успехов. Сотрудничество с модельным агентством «Elite» было очень плодотворным: Камерон снималась в рекламных роликах, участвовала в фотосессиях для модных журналов, работала в Японии, Австралии, Франции, Алжире и Мексике. За день съемок она получала до 2-х тысяч долларов.
Однажды на столе у своего менеджера Камерон Диас случайно увидела сценарий фильма «Маска» и загорелась желанием попробовать свои силы в актерской профессии. Однако в образе соблазнительной певицы ночного клуба и любовницы мафиози Тины Карлайл режиссер видел эффектную красавицу с пышными формами – как звезда «Playboy» Анна Николь Смит или первая темнокожая Мисс Америка Ванесса Уильямс, которым изначально и предлагали эту роль.
21-летняя модель Камерон Диас проходила пробы 12 раз, прежде чем ей удалось убедить режиссера в том, что эта роль должна достаться именно ей. У нее не было ни актерского образования, ни опыта съемок в кино, но ее улыбка сбивала с ног, а непосредственность, обаяние и органичность давали фору многим профессиональным актрисам. И ее утвердили всего за неделю до начала съемок! Правда, ей пришлось взять несколько уроков актерского мастерства и научиться танцевать, что было необходимо для роли. Костюмерам тоже нужно было потрудиться – модельные параметры Камерон не соответствовали образу Джессики Рэббит из фильма «Кто подставил кролика Роджера», как режиссер представлял себе главную героиню. И специально для Камерон сшили наряды, максимально подчеркивавшие ее формы.
Актрисе-дебютантке удалось освоить большинство придуманных для нее танцевальных движений, а помощь дублерши понадобилась лишь в самых сложных акробатических трюках. А вот выдающимися вокальными данными она не обладала, поэтому ей пришлось просто открывать рот под фонограмму, а песни вместо нее исполнила ирландская певица Сьюзан Бойд.
Актерский дебют Камерон Диас оказался очень успешным – «Маска» вошла в десятку лучших фильмов 1994 г. и стала удачным стартом ее кинокарьеры, возведя Камерон Диас в ранг голливудских звезд первой величины. Впоследствии ее называли одной из самых востребованных и высокооплачиваемых актрис Голливуда.
Однако своим невероятным успехом у зрителей «Маска» в первую очередь была обязана исполнителю главной роли – Джиму Керри. Именно благодаря первоклассному комику этот фильм не стал таким, каким планировался в проекте. Режиссер Чак Рассел рассказывал, что изначально представлял себе «Маску» как достаточно жесткий фильм ужасов, созданный на основе одноименного комикса, где натуралистично изображались сцены насилия и было много крови. Маска делала своего носителя безумным и кровожадным. Главный герой должен был стать альтернативой Фредди Крюгеру из «Кошмара на улице Вязов», вышедшему из моды к тому моменту. Но Джим Керри превратил своего героя из кровожадного злодея, совершавшего преступления в маске, в обаятельного и комичного персонажа.
В «Маске» можно увидеть множество сцен из известных мультфильмов. Поскольку главный герой по сюжету был фанатом мультипликационных персонажей, он перевоплощался то в Тасманского Дьявола, передвигаясь, как торнадо, то в Багза Банни, умирая на руках у гангстеров, то в Волка из мультфильмов Тэкса Эйвери, поведение которого герой копировал во время танца Тины (выпученные глаза, вывалившийся язык и т. д.).
Для создания такого «мультяшного» персонажа нужно было использовать спецэффекты и компьютерную графику, но актер в этой роли должен был многое отыгрывать и сам. Для этой задачи Джим Керри подходил идеально – канадский комик, перед тем, как дебютировать в кино, начинал в комедийных клубах, а популярность ему принесло телевизионное скетч-шоу «В живом цвете». В результате «Маска» стала настоящим бенефисом Джима Керри. Актер был настолько пластичным и двигался так «по-мультяшному», что это позволило создателям фильма сэкономить на спецэффектах – многие сцены он отыгрывал сам, и в компьютерной доработке просто не было необходимости. Его накладной грим зеленого цвета наносили очень тонким слоем, чтобы зрители могли оценить невероятное богатство его мимики.
Результат получился впечатляющим – тандем Джима Керри и Камерон Диас сразил зрителей наповал, и фильм при бюджете в 23 млн собрал в мировом прокате больше 350 млн долларов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Любимое кино. Маска
Когда комиксный герой обретает суперспособности, он обычно использует их во благо или во зло человечества, становясь супергероем или суперзлодеем. Но кто сказал, что суперталант нельзя использовать для развлечения?
Когда комиксный герой обретает суперспособности, он обычно использует их во благо или во зло человечества, становясь супергероем или суперзлодеем. Но кто сказал, что суперталант нельзя использовать для развлечения? В 1994 году в прокат вышел комиксный блокбастер, герой которого не спасал мир и не служил человечеству. Он получал удовольствие и покорял зрителей не беззаветной храбростью, а феерическим «отжигом». Этого персонажа играл только-только ставший звездой комик Джим Керри, а фильм о суперклоуне назывался «Маска».
C тех пор как комиксы о Супермене задали тон супергеройским повествованиям, сценаристы десятилетиями придумывали доблестных «суперов», стоящих на страже свободы, демократии и Американского Образа Жизни (что бы это ни значило). Однако когда кровавая и бесславная война во Вьетнаме подточила идеализм западной массовой культуры, в 1970-х на смену комиксным героям начали приходить антигерои. Эти персонажи вроде Росомахи и Карателя были более заинтересованы в достижении своих целей (выживания, мести и так далее), чем в следовании строгим моральным нормам. И они не питали особого уважения к государству, не способному справиться с ростом реальной и фантастической преступности.
Колоссальная популярность первых комиксных антигероев привела к появлению в комиксах все более циничных и жестких центральных персонажей, некоторые из которых заходили на суперзлодейскую территорию. Подобно героям криминальных лент, они завоевывали уважение и любовь публики своей экстремальностью. И сценаристы состязались в том, кто придумает большего «экстремиста».
В середине 1980-х в это соревнование включился Майк Ричардсон, художник по первой профессии, который в 1980 году открыл в родном штате Орегон магазин комиксов и прочих товаров для фанатов поп-культуры. Его бизнес развивался столь успешно, что в 1986 году Ричардсон создал издательство комиксов Dark Horse Comics, «фишкой» которого было право авторов на свои творения. В то время как издательства вроде DC Comics и Marvel требовали, чтобы их художники и сценаристы передавали авторские права нанимателям (это позволяло десятилетиями публиковать популярные комиксы, периодически меняя их творческие команды), Ричардсон видел себя публикатором чужих произведений, а не их продюсером. Это позволило ему привлечь в издательство многих талантливых творцов, заинтересованных в создании авторских комиксов. В частности, с Dark Horse Comics часто сотрудничал Фрэнк Миллер, автор «300 спартанцев» и «Города грехов» (оба эти комикса были изданы Ричардсоном).
Кадр из фильма «Маска»
Среди первых комиксных публикаций студии был придуманный Ричардсоном комикс «Маска». Он начал издаваться в 1986 году, но вскоре был прикрыт, так как Ричардсон не сработался со сценаристом и художником Марком Бэджером. Три года спустя, в 1989-м, «Маска» была «перезагружена» художниками Крисом Уорнером и Дагом Манке, а также сценаристом Джоном Аркуди. Вместе они создали ту «Маску», которую сейчас знают и любят ее поклонники.
В центре событий комикса была волшебная древняя маска из нефрита, которая превращала своих носителей в сверхсильное существо с огромной зеленой головой и анархическим чувством юмора. В этом облике владельцы Маски могли творить все, что им заблагорассудится. И, как правило, они использовали магию, чтобы жестоко и изобретательно мстить своим врагам. Даже если поначалу их цели были благородными, Маска рано или поздно направляла их по кровавой дорожке и заставляла их покушаться на жизни родных и близких.
Сперва «Маска» публиковалась в антологиях Dark Horse Comics, а затем была издана как отдельный мини-сериал, который стал одним из комиксных бестселлеров 1991 года. Между прочим, это был год рождения Дэдпула, еще одного популярного комиксного антигероя, который продолжил традицию Росомахи и Карателя на новом уровне экстремального юмора и насилия. Правда, придуман Дэдпул был как суперзлодей, но он быстро превратился в «положительного» персонажа. Что позволило ему в 2016 году стать героем сольного комиксного блокбастера «Дэдпул».
Кадр из фильма «Маска»
Успех «Маски» привлек к комиксу внимание голливудцев. Разумеется, это было слишком кровавое произведение для экранизаторов «семейной» классики вроде «Бэтмена» и «Супермена», а вот студия New Line Cinema всерьез увлеклась «Маской». Ее главным хитом в 1980-е был хоррор-цикл «Кошмар на улице Вязов», и так как к началу 1990-х он вышел из моды, основатель студии Роберт Шей искал замену Фредди Крюгеру. «Маска» казалась ему перспективным вариантом. Сюрная, мрачно-смешная и при этом жесткая и экстремальная сага позволяла в случае успеха регулярно выпускать комедийные хорроры о новых владельцах Маски и их злоключениях. При этом популярность комиксов обеспечивала «Маске» начальную аудиторию, а бурно развивавшиеся в то время компьютерные эффекты могли воссоздать на экране то графическое безумие в стиле Эйвери, которое сделало комикс хитом.
В плане Шея, однако, была существенная прореха. Чтобы задействовать в «Маске» продвинутые компьютерные эффекты, нужно было заплатить кругленькую сумму, значительно превосходящую скромные бюджеты «Кошмаров». Соответственно, на выходе должна была получиться картина, которая бы заработала многократно больше, чем «Кошмары» конца 1980-х и начала 1990-х. А это значило, что экранизацию «Маски» надо было снимать в расчете на подростковый рейтинг PG-13, слишком мягкий для поклонников слэшеров («Кошмары» балансировали на грани рейтингов R и X, то есть были на полторы ступени выше предполагаемой «Маски»). Конечно, вдохновившись суперсборами «Терминатора 2», можно было рискнуть с рейтингом R. Но без Шварценеггера и Кэмерона это был слишком большой риск.
Эта загвоздка быстро поставила студию в тупик. Нанятые New Line Cinema сценаристы не смогли создать устроивший Шея «мягкий» хоррор, и продюсер обратился за помощью к своему хорошему знакомому Чарльзу Расселлу, режиссеру третьей, самой коммерчески успешной серии «Кошмара на улице Вязов», которая называлась «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна». Напомним, что это была лента, в которой дебютировала будущая звезда независимого кино Патрисия Аркетт. Шей знал, что Расселл – человек нестандартного мышления, и он надеялся, что режиссер предложит какое-нибудь интересное и неожиданное решение.
Подобно Джону Хьюзу, другому знаменитому создателю молодежных лент, Расселл был выходцем из Чикаго, который вынужденно перебрался в Голливуд, так как в его родном городе кино почти не снималось. Он начал кинокарьеру в 1980 году как помощник продюсера и проработал на продюсерских должностях всю первую половину 1980-х. И хотя после выхода в 1986 году «Кошмара на улице Вязов 3», его режиссерского дебюта, Расселл переключился на работу постановщика и сценариста, он продолжал мыслить как продюсер. Так что Шею не пришлось долго объяснять свою дилемму.
Кадр из фильма «Маска»
Расселл был не слишком заинтересован ее решать. В то время он пытался организовать съемки экранизации романа Уильяма Гибсона «Нейромант», основополагающей книги жанра «киберпанк». Но так как проект не складывался, режиссер вынужден был принять предложение Шея. Все лучше, чем сидеть без дела и жалеть себя! К тому же его самого увлекла «Маска», и он подумывал о том, что с ней можно сделать в кино, еще до того, как получил приглашение New Line Cinema.
Чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос, и именно так поступил Расселл, когда занялся «Маской». Вместо того чтобы биться над вопросом, как превратить «Маску» в «мягкий» хоррор и сохранить аудиторию слэшеров, Расселл спросил себя: «Что привлекает меня в этом комиксе? Убийства полицейских? Кровавые расправы? Или все же юмор в стиле Текса Эйвери и раскованность и непредсказуемость носителей Маски?»
Когда Расселл понял, что юмор «Маски» важнее крови, режиссер решил, что проект нужно переосмыслить как экшен-комедию, а Маску превратить из артефакта, который делает людей «Джокерами», в магический предмет, который проявляет сокровенные желания и истинную сущность владельца. Из хорошего человека с чувством юмора такая Маска сделает «запредельного» шутника в духе мультфильмов Эйвери, а из прирожденного злодея – опаснейшего негодяя, победа над которым станет апофеозом картины. Такое решение позволяло сохранить шутки комикса и снять фильм с подростковым рейтингом, способный стать блокбастером. Жанровых компромиссов не требовалось – от экшен-комедий никто не ждал «кровищи» хорроров про Фредди и Джейсона.
Многие продюсеры на месте Шея вежливо послали бы Расселла куда подальше. Где это видано, чтобы приглашенный режиссер предлагал полностью переосмыслить уже запущенный проект! Но третий «Кошмар» убедил Шея, что на Расселла можно положиться. Поэтому студия хоть и не сразу, но одобрила новый курс.
Кадр из фильма «Маска»
Придумывая свое видение «Маски», Расселл вдохновлялся ироническими ностальгическими лентами вроде «Кто подставил кролика Роджера». Поэтому, хотя на экране вроде бы современная Америка, в ночном клубе «Маски» поют и танцуют в стиле 1940-х, а герои одеваются скорее в стиле 1960-х, чем 1990-х. Чтобы подчеркнуть, что действие развивается в условных США, режиссер перенес действие «Маски» в вымышленный мегаполис Эдж-Сити. Привязанность постановщика к «суперзвуку 1940-х» объяснялась тем, что его семья была связана с ночными клубами довоенного Чикаго (то есть в разгар эпохи «сухого закона»), и Расселл вырос на музыке, которую использовал в фильме.
Главным героем «Маски» Расселл сделал Стэнли Ипкисса – первого владельца Маски в комиксах, который в оригинале быстро погибал от рук его девушки, когда та осознавала, что Маска превратила Стэнли в чудовище. В комиксах основным владельцем Маски был полицейский детектив Кэллуэй, «унаследовавший» артефакт после гибели Стэнли. Но коп показался Расселлу менее интересным главным героем, чем Стэнли – невротичный слабак, не способный за себя постоять до знакомства с Маской. В фильме он превратился в поклонника мультфильмов Эйвери, «потерял» девушку (в комиксах она у него есть до начала событий, а на экране он покоряет сердце героини в течение картины) и получил очаровательного песика. Стэнли работает банковским клерком, живет в маленькой квартирке, и шишки сыплются на него со всех сторон. Его покладистостью пользуются все подряд – от сослуживцев до работников автомастерской.
Кто мог сыграть такого героя? Это был вопрос вопросов. Конечно, для изображения его сверхъестественных проделок предполагалось использовать спецэффекты, но актер в роли Стэнли многое должен был сыграть сам. Кроме того, ему предстояло перевоплотиться в «запредельного» комика, который то сооружает из надувного шарика автомат, то превращает свое тело в гибкую резину, чтобы уклониться от пуль, и публика должна была поверить, что персонаж в самом деле на все это способен. Обычный актер для такой роли не подходил. «Маске» нужен был клоун высшего класса. При этом он должен был быть достаточно молод и привлекателен, чтобы одновременно быть героем-любовником. Пусть и комичным, а не драматичным.
Выбор актеров, на все это способных, был столь невелик, что Расселл и Ричардсон, ставший одним из продюсеров фильма, не сговариваясь, предложили студии одну и ту же кандидатуру – Джима Керри. Этот канадский комик, начинавший в комедийных клубах, перебрался в США в начале 1980-х и уже в середине десятилетия стал получить роли в кино. Однако публика узнала и полюбила его, лишь когда в 1990 году он начал выступать в телевизионном скетч-шоу «В живом цвете», где в основном играли темнокожие комики. Керри был там одним из немногих белых актеров, но выделялся он не этим, а своей неподражаемой комической манерой, которая безо всяких спецэффектов делала его ожившим мультперсонажем – неестественно пластичным, гротескным и уморительно смешным даже в слабо написанных номерах.
Кадр из фильма «Маска»
«В живом цвете» не предоставляла Керри возможности показать свою «человечную» сторону, но Расселл и Ричардсон видели актера в телевизионных интервью, и они знали, что он может быть не только причудливым клоуном, но и обаятельным и вежливым канадским парнем, способным понравиться привлекательной девушке. Правда, у него в резюме не было главных экранных ролей. Но Шей вновь положился на мнение постановщика – тем более что оно было поддержано создателем комикса. Керри был нанят менее чем за 500 тысяч долларов. Всего через несколько лет после «Маски» он получал уже многомиллионные гонорары.
Приглашение Керри во многом определило будущую картину. Фильм и ранее разрабатывался в расчете на комика с его специфическими талантами, а после найма актера картина и вовсе превратилась в экранный бенефис Керри, подчеркивающий все его сильные стороны. Поэтому комик играл Стэнли с огромным удовольствием. Вместе с Расселлом над окончательным сценарием работал начинающий голливудский автор Марк Уэрб, будущий соавтор триллера Джона Ву «Без лица». Его имя в титрах было единственным, но фактически Уэрб и Расселл были соавторами.
Как это ни удивительно, найти девушку на роль Тины Карлайл – певицы ночного клуба, любовницы мафиози и возлюбленной Стэнли (герои знакомятся, когда Тина приходит к Ипкиссу в банк) – оказалось сложнее, чем нанять исполнителя главной роли. Сценарий требовал Джессику Рэббит из «Кто подставил кролика Роджера», только помоложе и во плоти. Актриса в роли Тины должна была сражать мужчин с одного взгляда. И оказалось, что в Голливуде таких женщин немного. Особенно среди тех, кто был студии New Line Cinema по карману.
Во время кастинга Расселл и его ассистенты отсмотрели буквально всех, кого в принципе можно было нанять – известных и неизвестных, опытных и дебютирующих, актрис и моделей, белых и черных. Одной из «финалисток» поиска Тины была звезда «Плейбоя» Анна Николь Смит, другой – первая темнокожая Мисс Америка Ванесса Уильямс. Также всерьез рассматривалась кандидатура Кристи Свэнсон из фильма «Баффи – истребительница вампиров» (не путать с одноименным сериалом с Сарой Мишель Геллар). Однако никто не нравился Расселлу настолько, чтобы он мог ее со спокойной совестью нанять.
Кадр из фильма «Маска»
Наконец, сотрудница модельного агентства привела на кастинг 21-летнюю Кэмерон Диас. Та не была особенно заинтересована в кинокарьере, поскольку ей как раз предстояло ехать работать в Париж. Зачем синица в небе, если есть журавль в руках? Но после пяти лет в модельном бизнесе Диас было интересно попробовать что-нибудь новенькое. И как только она вошла в студию, ассистенты по кастингу поняли, что к ним пришла очень сильная претендентка. Хотя у Диас не было никакого актерского опыта, ее внешность и улыбка буквально сбивали с ног.
Тогда никакого решения по поводу девушки принято не было, и она спокойно улетела в Париж. Но чем дольше продолжался кастинг, тем яснее становилось, что никого красивее и обаятельнее студии не нанять. Поэтому Расселл убедил Диас вернуться в Америку, и он устроил еще несколько проб, сольных и парных с Керри, чтобы удостовериться, что девушка в самом деле подходит для фильма.
Шей вновь оказался в ситуации, когда ему надо было либо согласиться с режиссером, либо прислушаться к своим продюсерским инстинктам. Последние говорили ему, что безответственно давать непростую главную роль неопытной в голливудских делах модели. Кроме того, Шей представлял себе Тину фигуристой, а у Диас была скромная «модельная» грудь, не чета формам Джессики Рэббит. Но раз уж продюсер решил положиться на Расселла, то он был согласен и в этот раз пойти на поводу у режиссера. Естественно, Диас пришлось пройти ускоренные актерские курсы и научиться танцевать, чтобы в полной мере вписаться в роль. Также ей сшили костюмы, подчеркивающие формы, которыми ее наделила природа. Окончательное решение по поводу Диас было принято всего за неделю до начала съемок.
Наем прочих актеров прошел куда проще. Стильного бандита Дориана Тайрелла, зловещего любовника Тины и главного злодея ленты, сыграл начинающий актер Питер Грин, параллельно засветившийся в роли Зеда в «Криминальном чтиве». Ранее на эту роль прочили англичанина Гэри Кэмпа, бывшего гитариста и автора песен распавшейся поп-группы Spandau Ballet. Чарли Шумакера, лучшего друга Стэнли, изобразил эстрадный комик Ричард Джени. Полицейского детектива Митча Кэллуэя, у которого в фильме куда меньшая роль, чем в комиксах, сыграл Питер Ригерт, некогда дебютировавший в культовой студенческой комедии «Зверинец». Наконец, политический комментатор и актер Бен Стайн из фильма «Феррис Бьюллер берет выходной» сыграл психолога Артура Ньюмана, а Эми Ясбек из пародийной комедии «Робин Гуд: Мужчины в трико» получила роль журналистки Пегги Брандт.
Кадр из фильма «Маска»
Съемки «Маски» проходили отчасти на студии Warner, а отчасти в реальных заброшенных зданиях Лос-Анджелеса, которые столь живописны, что их можно увидеть во многих знаменитых лентах. Так, автомастерская, где пытаются заставить Стэнли оплатить ненужный его машине дорогой ремонт, – это бывшая пожарная часть в Лос-Анджелесе, которая также была офисом главных героев «Охотников за привидениями». Банк, где работает Стэнли, – заброшенный офис Bank of America, снимавшийся в «Привидении», «Семи» и «Человеке-пауке 2». Вход в клуб Coco Bongo, где поет Тина, – это вход в ночной клуб легендарной гостиницы Ambassador Hotel, где до Второй мировой войны проводились церемонии «Оскара» и где в 1968 году был убит Роберт Кеннеди, брат президента Кеннеди. Интерьер клуба снимался в гостинице Park Plaza Hotel, также сыгравшей в «Бартоне Финке» и «Чаплине».
Как уже говорилось, чтобы сыграть клубную певицу и «зажечь» в компании Керри, Кэмерон Диас научилась танцевать в довоенном стиле. Расселл был очень горд тем, что его звезды сами исполнили большинство придуманных для них па, и помощь дублеров понадобилась лишь для самых сложных акробатических трюков. Хотя Диас заодно брала уроки пения, ей пришлось лишь раскрывать рот под фонограмму хита 1929 года Gee, Baby, Ain’t I Good to You, которую записала актриса озвучания и певица Сьюзан Бойд. Керри, напротив, сам спел песню Cuban Pete («Кубинец Пит») из одноименной музыкальной комедии 1946 года, которая прославила кубино-американского актера и музыканта Деси Арназа.
Супергеройское альтер эго Стэнли было создано с помощью грима и компьютерных эффектов. Латексный накладной грим зеленого цвета, который носил на лице Керри, был настолько тонким, насколько это было возможно, чтобы зрители оценили пластичность актерской физиономии. Желтый костюм, который Стэнли надевает для похода в клуб, был вариацией на тему костюма, который сшила мама Керри, когда ее сын начал выступать на сцене. Огромные зубные протезы, которые актер носил в образе превращенного Стэнли, мешали ему говорить, но Керри научился это преодолевать, и он снимался с протезами куда больше, чем поначалу предполагалось (гримеры думали, что Керри будет появляться с ними лишь в «немых» сценах).
Кадр из фильма «Маска»
За компьютерные эффекты в фильме отвечала студия Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, нанятая, потому что никто лучше нее в Голливуде в то время не разбирался в компьютерных трюках. Работавший над картиной ведущий аниматор Стив Уильямс до «Маски» трудился над эффектами «Терминатора 2» и «Парка Юрского периода». Поскольку это были самые продвинутые графические эффекты того времени, каждый кадр влетал студии в копеечку. Поэтому природная «мультяшность» Керри сэкономила New Line Cinema немало средств – в спецэффектных сценах компьютерная графика заменяла лицо и тело актера на несколько кадров позже, чем это было бы в случае менее комедийно одаренного исполнителя. Плюс Керри, как до него Боб Хоскинс в «Кто подставил кролика Роджера», с легкостью играл с предметами и объектами, которых в реальности не было на съемочной площадке. Например, в сценах, где Стэнли с трудом сдирает с себя «упирающуюся» Маску, в пальцах актера ничего не было. Маска была позднее дорисована компьютерщиками.
В начале съемок картины предполагалось, что принадлежащий Стэнли песик Майло (на самом деле собаку звали Макс) будет второстепенным персонажем. Но дрессированный терьерчик оказался столь умным и обаятельным, что его роль заметно расширилась, и он стал четвертым главным героем – после Стэнли, Тины и злодея Дориана, но до полицейского Кэллуэя. Отчасти поэтому в кульминации ленты Майло на время надевает Маску и помогает своему хозяину сражаться с бандитами.
Кстати, заметьте, что Дориана раздухарившийся Стэнли побеждает без Маски. Расселл хотел показать, что к концу ленты персонаж становится столь героичен и уверен в себе, что Маска ему нужна, лишь когда ему противостоит армия вооруженных преступников. С одним злодеем бывший слабак Ипкисс может справиться голыми руками.
Коммерческий успех «Маски» на время сделал ее второй по сборам супергеройской картиной после «Бэтмена». Критики оценили фильм почти столь же высоко, как зрители (и куда выше, чем «Эйса Вентуру» и вышедшего в декабре «Тупого и еще тупее»), а Киноакадемия номинировала картину в категории «лучшие визуальные эффекты», где «Маска» проиграла «Форресту Гампу».
К несчастью для New Line Cinema, новообретенная звездность Керри сделала его слишком дорогим и капризным для съемки потенциальных сиквелов, а снимать их без Керри в то время казалось глупостью. Вместо этого в 1995 году был запущен мультсериал «Маска». Сиквел под названием «Сын Маски» вышел лишь в 2005 году, и в нем не было никого из звезд первой картины. Сейчас эта лента считается одним из худших дорогостоящих проектов в голливудской истории.
К счастью, полное фиаско «Сына Маски» никак не сказалось на исходной картине. Сейчас «Маску» вспоминают не так часто, как раньше, но за двадцать лет эта лента ничуть не устарела – даже в плане спецэффектов. Это все еще великолепная мистическая экшен-комедия с потрясающей игрой Керри, феерическим обаянием Диас и блестящими сверхъестественными приколами. И если бы не «Маска», то мы бы вряд ли увидели «Дэдпула», многим ей обязанного. Кроме того, если бы «Маска» провалились, то Шей вряд ли бы несколько лет спустя вложился в куда более рискованный проект под названием «Властелин Колец». Так что, пересматривая эпопею Питера Джексона, помните – она состоялась благодаря тому, что Шей поверил в Расселла, Керри и Диас. И они полностью оправдали доверие.