Авто экспедиция на байкал
Как съездить на Байкал на машине
В планах посетить Байкал на машине? Мы собрали ценные практические советы и отзывы автопутешественников, которые помогут вам организовать поездку летом 2021 и дадут представление о том, что вас ждет в дороге.
Поездка на машине на Байкал — это всегда маленькое приключение, а уж если старт предстоит из Москвы или Санкт-Петербурга, то это целое путешествие. Планируя свой маршрут, нужно учитывать, что к легендарному озеру можно попасть из трех ближайших городов — Иркутска, Северобайкальска и Улан-Удэ.
Как доехать на машине до Байкала
Из Москвы
От Москвы до Байкала расстояние более 5 000 км (5200-5300 км в зависимости от выбранного маршрута). Путь пролегает по трассам федерального значения М-7 «Волга» и М-53 (P255) «Сибирь» — через Нижний Новгород на Казань, Уфу, Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Второй вариант — из Москвы через Киров на Екатеринбург, Тюмень и далее по тому же маршруту. За это время путешественники сменят пять часовых поясов.
Из Санкт-Петербурга
На автомобиле до Байкала из Санкт-Петербурга можно проехать через Тихвин (A114) на Вологду, далее на Киров, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск. Расстояние — около 5 800 км. Второй популярный вариант маршрута — по М-10 на Москву, оттуда любым маршрутом, приведенным выше.
Из других городов России
Из Екатеринбурга на Байкал на машине лучше всего ехать по федеральным трассам P-351 через Тюмень, P-402 на Ишим, Омск и P-254, P-255 на Кемерово и Красноярск. Расстояние до Иркутска — около 3500 км.
Расстояние Новосибирск-Иркутск составляет около 1850 км. Основная трасса — P-255 на Кемерово, Красноярск.
Из Красноярска расстояние до Иркутска — почти 1100 км, основная трасса М-53 (P-255). По отзывам за 2020, дорога хорошая, но местами ведутся ремонтные работы.
Вам будет интересно узнать:
(Фото: marla_rochester / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)
Дорога на Байкал по отзывам о поездках
Учитывая дальнее расстояние и длительность поездки, следует убедиться в исправном техническом состоянии автомобиля. Главная неприятность — это плохие участки дорог, что опасно для подвески и покрышек. Вероятность мелких поломок есть всегда, так что запаску, запчасти и трос обязательно нужно взять с собой.
По мере удаления от Москвы расстояния между городами увеличиваются. Из-за разницы в часовых поясах два часа «пропадают» в Уфе, затем по одному часу в Омске, Красноярске и Тулуне. А каждый час в такой поездке весьма ощутим, так что о ночлеге желательно побеспокоиться заранее. Не на всех участках есть мотели, возможно, придется отклоняться от заданного курса. По отзывам туристов, кто-то, чтобы не тратить время и поскорее добраться до озера, спит в автомобиле, а некоторые туристы не спешат и заезжают в крупные города, чтобы посмотреть на достопримечательности. Обязательный ритуал — памятное фото возле монумента Европа-Азия. Мы же советуем не рисковать и полноценно ночью отдыхать, останавливаясь в отеле, так как дорога на Байкал на машине достаточно утомительная.
Путешественники, съездившие на Байкал на машине, в своих отзывах отметили, что в целом состояние федеральных трасс удовлетворительное, хотя сложные участки встречаются. Дорога с Екатеринбурга до Тюмени удручает своим трафиком — много фур, обгон проблематичен. Ближе к Тюмени уже хорошая свободная дорога по две полосы в каждую сторону.
В районе Омска дорога хорошая, а вот у Ишима есть плохой участок. Самым худшим участком водители единогласно назвали Ишим-Абатское. Возможно, что в этом сезоне дорогу уже отремонтируют. До Новосибирска трасса незагруженная, ровная и однообразная: березовые рощи, степи и полное отсутствие населенных пунктов на сотни километров.
Полезные советы:
(Фото: Geoff S. / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)
Советы туристов о путешествии на Байкал на автомобиле
Когда ехать на Байкал. Большинство местных жителей и бывалых путешественников уверяют: лучшее время для путешествия на Байкал — это с середины июля до середины августа. Туристов много, зато хорошая погода, и ночи стоят теплые. Другой период, популярный у путешественников — это ранняя весна, когда уже не так холодно, но в то же время можно застать знаменитый своей голубизной озерный лед.
Что взять с собой. Даже летом на Байкале возможен сильный перепад температур (разница 10-15°С), а погода может быть просто непредсказуемой. Так что крем от загара, аптечку и теплые вещи (осенние куртки, свитера, теплые носки) обязательно нужно взять с собой. В аптечку — лекарства от аллергии и простуды, от диареи, обезболивающие средства. Если вы планируете жить в палатке и отдыхать дикарями, тщательно продумайте экипировку и не забудьте все необходимые в походных условиях вещи.
Бензин. Самый распространенный заправочный бренд в Сибири — «Газпромнефть». Особенность сибирских дорог — заправки здесь не так часто встречаются, примерно каждые 50 км. После Красноярска расстояния еще больше, поэтому лучше заливать полный бак и периодически пополнять, держа запас горючего километров на 200.
ДПС. Тут закономерность простая — чем дальше в Сибирь, тем меньше передвижек. Уже за Омском число блюстителей порядка существенно редеет. Но это вовсе не означает, что можно нарушать: камеры видеонаблюдения все фиксируют.
Еда и ночлег. Плотность кафе, заправочных станций, гостиниц и мелких магазинов на трассе довольно высокая. Голодными путники не останутся, холодными тоже. Ночевать дешевле в придорожных мотелях, чем в городах. Можно найти вполне приличный 3-местный номер за 1500 руб. с бесплатной стоянкой. Можно сэкономить и спать в машине на стоянках дальнобойщиков, но в таком режиме легко провести 1 ночь, а не 5-6 суток.
Деньги. Желательно брать с собой наличные, безналичный расчет не слишком распространен, а банкоматы только в городах.
Атласы и GPS. Отправляясь в такое далекое путешествие на автомобиле, желательно иметь и бумажную карту, и GPS-навигатор. Маршрут незнакомый, запутаться и сбиться с пути легко. Полагаться полностью на GPS-навигатор нельзя, очень многие путешественники отмечают, что обманывает техника, многие объекты распознает неверно. Конечно, многое зависит от карт, которые загружены.
Клещи. Пик активности клещей — май и июнь. В августе они тоже есть, но уже не такие активные. Основные меры предосторожности — закрыть участки тела одеждой, носить головной убор, особенно при пересечении лесной местности. Можно обрабатывать средствами от клещей одежду, палатку и спальные мешки.
Дороги на Байкале. Они местами крайне плохие. На острове Ольхон — грунтовка и сильная колейность. Путь от Иркутска до Ольхона по дороге Р-418 (Иркутск — Качуг) через Еланцы до паромной переправы Сахюрты займет не менее 6 часов. Летом большие очереди на переправе, особенно в выходные дни. Все части озера связаны между собой слабо, и кратчайший путь приходится по воде.
Что посмотреть. Озеро Байкал — это не только популярные Ольхон и Листвянка. Прочтите, какие еще есть интересные места Байкала.
Самостоятельное путешествие на Байкал на машине — дело трудное. Дорога дальняя, сложная, местами ухабистая, но это хорошая возможность увидеть всю красоту России своими собственными глазами. К тому же автомобиль дает свободу: только вы формируете свой график поездки и выбираете маршрут, а это делает путешествие значительно более интересным и насыщенным.
Другие интересные места отдыха:
ОЧАРОВАНИЕ БАЙКАЛА
Выезд из Иркутска в Листвянку, на берег Байкала. Оттуда в Бугульдейку. Знакомство с местной кухни и переезд в поселок Сахюрта. Переправа по льду на остров Ольхон. Оттуда на остров Огой, мекку местных буддистов. Переезд на мыс Хобой и оттуда – обратно в Иркутск. Пещеры и перевалы, бескрайние просторы, дикий колорит, прозрачный как стекло байкальский лед, экстремальные маршруты и легендарные «места силы». Впечатления и кадры, которые останутся с вами навсегда.
МАРТ
СТОИМОСТЬ: 160 000 РУБЛЕЙ
ПРОГРАММА ТУРА
Рекомендуемая авиакомпания S7 (Из-за вечернего рейса Иркутск-Москва)
ДЕНЬ 1
09:00 Встреча с табличкой в аэропорту города Иркутск
09:15 Брифинг, формирование экипажей
09:30 Трансфер в поселок Листвянка на берег Байкала (автомобилем управляет инструктор, не рекомендуем садиться за руль сразу после ночного перелета)
11:00 Заселение в гостиницу завтрак, свободное время
14:00 Обед
15:00 Посещение Байкальского краеведческого музея
16:30 Выезд на обзорную площадку «Камень Черского»
18:00 Прогулка по льду, фотосессия около ледовых скульптур (если позволят погодные условия)
20:00 Ужин
ДЕНЬ 2
07:00 Завтрак
08:00 Переезд в поселок Бугульдейка (включая внедорожный участок протяженностью 120 км)
14:00 Обед в поселке (знакомство с национальной кухней)
15:00 Переезд в поселок Сахюрта. Посещение мраморного карьера, осмотр наскальных рисунков, фотосессия на смотровой площадке с видом на зимний Байкал
18:30 Переезд по ледовой переправе на остров Ольхон
20:00 Заселение в гостиницу
21:00 Ужин
ДЕНЬ 3
ДЕНЬ 4
08:00 Завтрак
09:00 Выезд на ледовую переправу. Маршрут до Иркутска
14:30 Обед
15:30 Прибытие в аэропорт Иркутска (или трансфер в гостиницу Иркутска)
17:30 Вылет в Москву (рейс S7)
РЕПОРТАЖИ С МАРШРУТА
OЧАРОВАНИЕ БАЙКАЛА
Нашим первым маршрутом из цикла Defender Expeditions 2021 года стало зимнее путешествие по Байкалу. В феврале-марте чистейший, бездонно прозрачный лед абсолютно надежен и производит незабываемое впечатление. Величественная сибирская природа, бескрайние просторы, легендарные «места силы» и колорит древних традиций складываются в уникальную галерею впечатлений, которым мы хотим поделиться с вами:
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Кто организует экспедицию?
Экспедиции организует давний партнер Land Rover – туроператор ООО «Автотур», https://autotour.vip/
Кто управляет автомобилем?
Автомобилем управляют участники, сменяя друг друга за рулем. Колонна сопровождается командой профессиональных инструкторов, которые помогут Вам советом или примером в трудной ситуации, но за рулем будете Вы.
Какой минимальный возраст участника?
21 год для водителя и 12 лет для пассажира
Могу ли я отправиться в экспедицию, не имея водительского удостоверения?
Что входит в стоимость?
Что не входит в стоимость?
Какие права нужны?
Необходимы действующие на момент экспедиции права категории В
Каким автомобилем я буду управлять?
Defender. В некоторых случаях возможна замена на автомобиль Land Rover аналогичного или более высокого класса.
Сколько человек в автомобиле?
В автомобиле находятся 4 человека.
Максимальное количество участников в группе?
До 17-25 человек, в зависимости от экспедиции.
Если я еду один, будет ли мне предоставлен отдельный автомобиль?
В базовую стоимость входит совместное использование одного автомобиля четырьмя участниками. Отдельный автомобиль может быть предоставлен за дополнительную плату.
Нужно ли иметь какую-либо дополнительную подготовку для управления автомобилем в условии бездорожья?
Дополнительная подготовка не требуется. Все необходимые обучения проведут для Вас персонально наши инструкторы Land Rover Experience. Перед экспедицией мы рекомендуем Вам пройти внедорожный тест-драйв в центре Jaguar Land Rover Experience: https://www.landrover.ru/experience/moscow/index.html
Нужно ли иметь какую-либо дополнительную физическую подготовку для участия в экспедиции?
Можно ли брать с собой детей?
Да, с собой можно брать детей старше 12 лет. Дети младшего возраста по соображениям безопасности не допускаются.
Какая погода в это время года? Нужна ли специальная одежда?
За 2 недели до путешествия Вам будет отправлена данная информация по электронной почте. Консультацию по этому поводу вы можете получить по почте и телефону.
Можно ли брать с собой фото и видео камеру?
Нужно! Однако возможны некоторые ограничения их использования при посещении специальных объектов и в приграничных областях. В таких случаях мы обязательно проинформируем Вас об этом.
Мы хотим прилететь раньше или остаться на несколько дней после экспедиции.
Это возможно. Просто предупредите нас об этом, чтобы мы встретили вас в определенном месте.
Мне нужно содействие в оформлении билетов. Можете ли вы помочь.
© JAGUAR LAND ROVER LIMITED 2021: Registered office: Abbey Road, Whitley, Coventry CV3 4LF. Registered in England No: 1672070
Важное примечание по изображениям и комплектациям.
Мы переживаем сложный период. Из-за пандемии COVID мы были вынуждены отменить или отложить создание новых изображений наших актуальных моделей. Кроме того, все большее влияние на спецификации, опции и сроки их внедрения оказывает глобальный дефицит микросхем. Просим вас учесть, что в сложившихся беспрецедентных обстоятельствах обновление многих изображений для 2022 и 2023 модельного года невозможно. Фактические функции, опции, отделка и цветовые сочетания будут отличаться от представленных на многих изображениях. Мы настоятельно рекомендуем клиентам не полагаться только на маркетинговые спецификации и изображения и уточнять сведения о комплектациях 2022 и 2023 модельного года у официального дилера.
Компания Jaguar Land Rover Limited стремится постоянно совершенствовать характеристики, дизайн и производство своих автомобилей, а также их запасных частей и аксессуаров. Мы оставляем за собой право вносить изменения без предварительного уведомления. В зависимости от модельного года, определенное оборудование может быть как стандартным, так и опциональным. Информация, технические характеристики, описания двигателей и цвета, приведенные на этом веб-сайте, соответствуют моделям, поставляемым в страны Европы, могут отличаться в зависимости от рынка и изменяться без предварительного уведомления. Некоторые представленные автомобили оснащены опциональным оборудованием и аксессуарами, устанавливаемыми в дилерском центре, которые могут быть доступны не на всех рынках. Наличие и стоимость уточняйте у официального дилера.
Ожидается, что функция Smart Settings будет выпущена в составе будущего беспроводного обновления программного обеспечения.
В процессе разработки программного обеспечения, планировании выпусков программного обеспечения, а также в предполагаемых сроках выпуска возможны изменения.
Путешествие по Байкалу в поисках льда
В чем залог хорошего путешествия? Конечно же приятная компания, скажет один. Или родные люди, которые ждут тебя с накрытым для долгожданного гостя столом, ответит другой. Для третьего важно будет что-то другое. Я же всегда считал, что залог хорошего путешествия — это уникальность того места, куда ты отправляешься. Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос у нас ушло ровно 8676 километров и 694 литра дизельного топлива… Поехали.
Байкал — самое глубокое озеро на Земле, котором сосредоточена 1/5 часть запасов всей пресноводной воды на нашей планете. Весной 2016 года состоялось наше первое с ним знакомство, которое оставило смешанные чувства по началу и непередаваемое послевкусие восторга уже после того, как мы вернулись из той поездки домой. И именно с того момента появилось жгучее желание вернуться на Байкал… зимой, когда вся его поверхность — это сплошной лёд толщиной в несколько метров!
Возможно для многих будет открытием, но именно календарной зимой на Байкале по сути делать нечего, т.к. промерзает лёд на нём лишь к концу зимы. Самым оптимальным временем для того, чтобы покататься по льду этого озера является промежуток с начала марта до, примерно, середины апреля. Именно тогда лёд набирает максимальную толщину и считается безопасным для передвижения по нему на своём автомобиле. Но и тут не всё так просто. И немного жути я не могу не нагнать. Байкал — огромен. И если для льда толщиной в полтора метра ваш автомобиль можно сказать не заметен, то сам лёд постоянно «дышит» под воздействием смены температур в течение суток и подводных течений, он постоянно двигается незаметно для вас, и порой во время этого движения за считанные секунды могут образовываться трещины толщиной до метра и протяженностью в несколько километров. К этому нужно быть готовым сразу, как только вы въезжаете на лёд Байкала. Тут не стоит пристегивать ремни безопасности и нужно всегда держать документы, деньги и прочие важные вещи под рукой, чтобы в случае опасности можно было быстро выскочить с ними из автомобиля.
Часть 1. Трое суток в пути
Мы отправились в долгожданное путешествие в середине марта. За окном хоть и весна, но теплее от того не стало. Зима ещё полностью в своем владении и не торопится уступать свои права. В машине зимой спать не так комфортно, как летом, поэтому маршрут мы распланировали заранее, чтобы к ночи доезжать до очередной гостиницы на ночлег.
Из Сургута мы доезжаем до Омска, из Омска до Ачинска, из Ачинска до Иркутска. Примерно по 1250 километров на каждый день пути. В целом, кроме полного отсутствия по трассе нормальных кафе от Ачинска до Иркутска, рассказывать особо не о чем. Заправка исключительно на Газпромнефть. На круизе 110 км/ч. Дорога в целом хорошая, погода тоже не подвела. Вот только в Instagram по хэштегу #байкал начали вываливаться сообщения о том, что начались аномальные для этого времени года осадки и весь лёд покрывается основательным слоем снега. Но читали не раз, что за день-два снег полностью сметается ветром, поэтому особого значения этому не придавали.
Утро четвертого дня дороги началось около 6 утра и нашей первой, да и наверное, основной целью стал остров Ольхон, до которого от Иркутска чуть больше 300 километров. И если в летнее время, преодолев это расстояние, нужно быть готовым отстоять многочасовую очередь на паром, то зимой все намного проще. Достаточно добраться до размеченной ледовой переправы следуя указателям. Последний раз заправившись в Иркутске на Газпромнефть до полного бака, забиваем в навигаторе координаты Хужира (53°11′36″ с. ш. 107°20′38″ в. д.) — крупнейшего на Ольхоне поселка, расположенного в самом его центре и спустя три часа мы встречаем тот самый указатель, который расположился по левую сторону от последней заправки перед поселком Сахюрта. Сам выезд на ледовую переправу оборудован небольшим постом со шлагбаумом, который постоянно открыт и необходимости регистрироваться или спрашивать разрешения на проезд тут нет. Просто проезжаем и…
Часть 2. Первая встреча со льдом
Я не скажу, что в зимнее время дома мы обделены гололедом на дорогах, но первую в жизни поездку на автомобиле по льду озера просто не передать словами. Настолько необычное ощущение — ты понимаешь, что под тобой сотни метров глубины и при этом нет никакого ограничения в выборе направления. Вес твоего автомобиля переваливает за 2 тонны, что вселяет некоторую неуверенность и страх, и в то же время логически ты понимаешь, что для льда, толщиной больше метра этот вес практически не заметен.
Лёд! И его тут много! Очень много! Наши опасения немного рассеялись и мы отправились заселяться в гостиницу. В этой поездке мы решили последовать по стопам телепередачи «Орёл и Решка» и забронировали номер в самом лучшем отеле на Ольхоне (прим. — по версии «Орёл и Решка») Baikal View.
А вот и Хужир, и тут уже рукой подать до скалы Шаманка — одной из девяти святынь Азии, той самой, из-за которой тут отбоя нет в китайцах. Под дрожь земли местных дорог мы добираемся до одного из мысов, с которого скала Шаманка предстает во всем красе…
Воображение в голове начиная с первого дня мысли о поездке на зимний Байкал рисовало совершенно иную картину. И понятно было, что снег этот за один-два дня не сдует даже ветер Сармы — самого мощного ветра на всём Байкале. На этой грустной ноте мы отправились заселяться в отель с твердым убеждением, что хуже быть уже точно не может, а значит завтра будет только лучше!
Часть 3. Климат целого континента в пределах одного острова?
Утром следующего дня мы отправились обратно в обратную сторону в поисках льда.
Вернувшись обратно на ледовую переправу достаточно просто перевалиться через край размеченной трассы и всё… Дорог тут больше нет. Есть только направления! И самое главное, что не нужно обладать полноприводным автомобилем, чтобы отправиться в любом из этих направлений. Очень необычно и очень круто!
Ну вот как? Как тут можно удержаться? Об этом я мечтал с момента самой первой идеи о поездке на Байкал зимой… Понеслась!
Вдоволь исцарапав шипами лёд мы отправились обратно на Ольхон с идеей попробовать добраться до северного края острова и по пути заглянуть на пару-тройку мысов. И вот эта поездка отпечаталась почему-то в моей памяти больше всего. Не спеша добрались до Хужира и отправились дальше на север.
Пробрались сквозь гущу леса, в шутку назвав её «шалтай-болтай дорогой», которая качает не по детски! Пески и вовсе обошли стороной по льду. Почему бы и нет? И вот над головой потихоньку начинают сгущаться тучи. Солнца уже практически не видно. Чем ближе к северу, тем сильнее переметены дороги. Колея все менее и менее заметна, а ведь остается каких-то 5-7 километров, но нет. Словно последнее предупреждение, машину сносит с колеи в сугроб и вперед уже ехать невозможно. Задним ходом кое-как выбираемся обратно на дорогу. Выходим осмотреться. Ветер стал уже порывистым, чуть не сшибает с ног. Дальше дороги нет. Кое-где проглядываются следы, но свежими их не назвать. Перспектива застрять окончательно и махать несколько часов лопатой, ну никак не привлекает. Возвращаемся, так и не «покорив» север.
Но разочарования нет совсем. Где ещё увидишь такое — всего каких-то 40 километров и из спокойной солнечной южной зимы мы попали в суровый крайний север. Всего через несколько километров ветерстих, а еще через десять-пятнадцать засветило закатное солнце, которое так и манило запечатлеть на его фоне мыс Бурхан.
И вот в последних лучах солнца мы наконец доезжаем до забора, ограждающего мыс, я бросаю всё и без задних ног несусь успеть поймать это мгновение… и таких как я тут без малого человек сто, не меньше. «Откуда они тут взялись и почему их не было видно раньше?» — проносится немой вопрос в голове. Впрочем, уже не важно.
Часть 4. Так в чем же залог хорошего путешествия?
Моё состояние всех последующих дней можно описать кратко: …вырезано цензурой… оленина не зашла… вырезано цензурой….
В обед заканчивается наше пребывание в этом отеле, нужно выселяться. Взяв остатки сил усадил своё тело за руль и автопилотом отправил его вместе с женой на базу отдыха Алтан, расположенного на побережье Малого Моря. Тут нам предстоит провести оставшиеся пару дней нашего отпуска на Байкале.
А зачем делать крюк и возвращаться по дороге, когда можно добраться до него по прямой? Какой бы несуразной с первого раза мысль не показалась, на поверку она оказалась просто отличной! Сэкономили несколько часов дороги, да плюсом ещё заскочили на остров Огой, с южного берега которого можно запечатлеть просто космический ракурс!
А вот и берег! И вот мы уже вбираемся на территорию Алтана. Множество автономных домиков на его территории смотрятся довольно стильно. Из плюсов это всё. Крайне поразил неприветливый персонал. Захотел покушать? Да не вопрос. Только знайте, что ради пары тарелок супа повар специально для вас приедет через полчаса и через час вы сможете отобедать куриного бульона. И невербально вы прочувствуете насколько огромное вам делают одолжение. Что-то более изысканного в свете последних событий особо и не хотелось, впрочем, как выяснилось позднее больше половины меню ресторана просто недоступно. Не сезон!
После того, как мы провели время летом в соседней базе, которая к великому нашему сожалению ещё не открылась, мы были просто обескуражены.
Тем не менее как и в прошлый раз отдых на Малом Море получился каким-то умиротворенным. Никуда не спешили. Катались по окрестностям безо всякой цели. Изучали лёд Байкала — ведь он везде разный.
Где-то испещрён трещинами.