Авто это актив или пассив
Активы и пассивы
Активы — что это?
Мы не бухгалтеры, не аудиторы, поэтому активами мы будем называть то, что со временем приносит прибыль. А пассивами то, что эту самую прибыль не приносит, а может быть и вовсе убыточно.
Ваш дом — это актив
Даже если не брать инвесторов, классическим примером актива может служить квартира, в которой вы живёте. Покуда ваш дом не стоит посреди пустыни, стоимость квартиры всё равно со временем растёт. По меньшей мере, соразмерно инфляции. Хотя, скорее всего, даже немного быстрее.
Кроме того, вы можете её сдавать, а жить при этом в другой квартире, которую вы будете снимать за меньшие деньги. Таким образом, помимо роста стоимости самой квартиры, вы будете регулярно получать какую-то дополнительную прибыль. Квартира – это актив.
Ваша машина — это пассив
А вот машина, на которой вы ездите – это пассив. Даже если вы купите совершенно новый автомобиль в салоне, покатаетесь на нём пару дней и захотите его продать, назад вам удастся получить уже меньшую сумму денег.
Вычтите отсюда стоимость страховки, расходы на бензин, техническое обслуживание, стоимость восстановления после возможных аварий – получите сумму, гораздо меньшую изначальной стоимости автомобиля. Автомобиль – это пассив.
Бизнес — актив или пассив?
Впрочем, в жизни, как обычно, всё немного сложнее. Гипотетически, автомобиль может быть и активом, если вы используете его надлежащим образом.
Если вы хорошо знакомы с автомобильным рынком, вы можете найти на нём качественную, но недооценённую машину. Может быть вам даже удастся ещё немного сбить цену, поторговавшись. При необходимости вы можете восстановить такой автомобиль, подготовить его к продаже, и, собственно, реализовать за большие, чем все ваши затраты (включая временные) деньги.
В целом этот процесс называется бизнесом. И прибыльный бизнес – это, конечно же, актив. С другой стороны, бизнес может быть и убыточным – и тогда, это будет пассив.
Образование может быть активом…
Образование может быть активом, если, используя полученные знания, вы заработаете больше денег, чем потратите на его получение. А может быть и пассивом, если полученные дипломы и сертификаты будут дома, стопочкой лежать на полке и пылиться.
Активы — путь к богатству
И так далее. Всё ваше имущество и всё, на что вы меняете свои деньги, можно условно разделить на активы и пассивы. Совокупность всего этого сама по себе как бы является вашим инвестиционным портфелем. Какие-то элементы приносят деньги со временем, т.е. являются активами – какие-то приносят убыток, т.е. представляют собой пассивы.
Пассивы есть у всех, без них не обойтись, однако ключевым отличием богатых людей от бедных является то, что люди богатые стремятся владеть как можно большим количеством активов. Так, чтобы результирующее значение денежных потоков на конец отчётного периода было положительным. Прошёл год, что-то заработали. Следующий год прошёл – ещё что-то заработали.
Так, богатые становятся ещё богаче, а бедные – ещё беднее. Отличие – в мышлении!
Ваши деньги должны работать!
Конечно, здесь можно удариться в философию и сказать, что не всё на свете измеряется деньгами. Кто-то, быть может, продал всё, что у него было, купил велосипед, рюкзак и… ездит теперь человек по свету и богатеет духовно.
Впрочем, всё это крайности. Полноценное богатство – должно быть как духовным, так и материальным. И говоря о материальной стороне вопроса – ваши деньги должны работать. То есть вам нужно стремиться владеть как можно большим числом активов.
Достичь этого можно, выбрав качественные инвестиционные инструменты и создав из них полноценный, эффективный инвестиционный портфель, который будет ожидать вашим ожиданиям по… инвестиционному горизонту, по уровню риска.
Я с радостью расскажу вам о том, как составить такой портфель на консультации. Вот, как она проходит.
Почему дорогой автомобиль — плохой друг и помощник
Еще с марта на улицах города появилось огромное количество авто премиум-класса с надписями «продаю» на заднем стекле. Дорогие БМВ, навороченные Ауди и Мерседесы самых полных комплектаций. Именно от них владельцы решили избавиться в первую очередь, когда грянул кризис. Но дорогие авто не выручили хозяев в трудную минуту. Объясняем, почему на автомобиль нельзя рассчитывать как на актив.
Не актив
То, чем вы владеете, можно разделить на две категории: актив и пассив. Актив — это то, что приносит вам деньги. Пассив — то, что деньги отнимает. Например, квартира, в которой вы живете, — это пассив, ведь вы постоянно тратите деньги на ее ремонт, обслуживание, коммуналку. А квартира, которую вы сдаете, — актив, ведь даже если вы тратите на ремонт, обслуживание и коммуналку, получаете все равно больше. Надеемся. Если нет, то вам стоит пересмотреть договор аренды.
Но как понять, машина — актив или пассив? Например, вы водитель КАМАЗа. Вы можете работать и зарабатывать деньги только благодаря машине. Она, конечно, съедает много денег на бензин, обслуживание и страховку, но она же их и компенсирует! В этом случае машина, конечно, актив.
Или вы водите Мерседес GLS 2020 за 8 миллионов. Вы, конечно, не работаете на нем в прямом смысле слова, но все же он помогает произвести впечатление на партнеров и клиентов, создает нужный образ преуспевающего бизнесмена в глазах подчиненных, да и вообще «понты дороже денег», гласит народная мудрость. Разубеждать вас не будем, но все же в этом случае автомобиль — пассив, а не актив.
Неликвид
Но не все пассивы одинаково бесполезны, как можно подумать. Есть пассивы, которые в случае кризиса легко превратить в актив. Например, жилье в центре города: в критической ситуации вы можете сдать его в аренду, а сами снять квартиру подешевле где-то на окраине. Не очень дорогую и не очень большую квартиру можно быстро продать: самыми востребованными (ликвидными) на рынке обычно считаются однушки с хорошим, но не очень дорогим ремонтом.
То же и с машинами. Какую машину проще всего продать в кризис? Не очень дорогую, не очень редкую рабочую лошадку. Такие авто, как Лада, Рено, Шевроле разбирают, как горячие пирожки: их берут, чтобы таксовать, ездить на дачу и работать менеджером по продажам. «Лучше так, чем пешком», — рассуждает большинство.
А вот попробуйте продать в разгар кризиса Миникупер, Инфинити или Бентли. Во-первых, в кризис резко сокращается число людей, которые могут позволить себе потратить даже пару миллионов. Во-вторых, те, у кого есть деньги, не спешат в сложные времена расставаться с ними ради нового авто. А ведь, покинув салон, ваш автомобиль уже в первый день потерял примерно 30 % стоимости. За годовалую машину вам повезет выручить хотя бы 60 % цены. При этом покупателя придется еще и поискать. И не факт, что он быстро найдется.
Закрыть под замок
Итак, грянул кризис, денег нет, машина не продается, потому что кризис у всех, а не только у вас. Что делать? Написать на заднем стекле «продаю», свой номер телефона и продолжать ездить по городу в ожидании покупателя? «Я не могу ее сейчас продать, так пусть хотя бы послужит на дорожку», — думаете вы. Но не факт, что это лучший путь.
Посчитайте, сколько вы тратите на обслуживание дорогого авто. Вероятно, у него не самый экономичный расход топлива, так? Плюс не самые дешевые расходники. Фильтры, резина, замена масла — все это для владельцев автомобилей премиум-класса стоит намного дороже, чем для счастливых обладателей лады-седан-баклажан. Так стоит ли гонять машину по городу, если с деньгами действительно туго?
Может оказаться, что пересесть на такси бизнес-класса обойдется дешевле, чем продолжать разъезжать на собственном авто бизнес-класса. Думаете, это абсурд? Зависит от того, как часто вы пользуетесь автомобилем. Внимательно все посчитайте и делайте выводы.
А если кредит?
Бывает и так: дорогой автомобиль вы взяли в кредит, но в кризис нагрузка на кошелек стала непосильной. Хочется скорее продать автомобиль, но жалко потраченных на кредит денег. Ведь получается, что целый год вы платили просто проценты банку, а теперь еще и продаете себе в убыток. Но чем дольше вы будете тянуть с продажей и чем больше завышать цену, тем сильнее загоните себя в долги. Давайте посчитаем на примере.
Предположим, год назад вы купили авто стоимостью 3 млн рублей. Своих денег у вас было 500 000, а 2,5 миллиона вы взяли в кредит под 6,9 % годовых на 5 лет. За год вы заплатили в банк 706 800 рублей. При этом банку вы остаетесь должны… 2,4 миллиона рублей. То есть почти столько же, сколько и в начале. Конечно, вам хочется при продаже как минимум отбить долг банку и вернуть свой первоначальный взнос в 500 000. Только вот никто не хочет покупать подержанный автомобиль за 2,9 миллиона рублей.
Как быть? Может показаться, что снижать цену на автомобиль глупо, ведь тогда вы не вернете даже свой первоначальный взнос, а всю прибыль отдадите на погашение кредита. Но каждый месяц поиска покупателя вам придется платить взнос по кредиту — 58 900 рублей. При этом пробег на автомобиле будет расти, а цена его — снижаться. Так что же выгоднее — снизить цену до 2,4 миллионов и продать авто сразу или ждать 4 месяца, продать в итоге за 2,6 миллиона, но заплатить 235 600 банку?
Так что никогда не сбрасывайте со счетов действующий кредит. Чем быстрее вы его закроете — тем лучше.
И не друг, и не враг, а так
Так для чего же мы написали статью? Убедить вас, что все автомобили — зло и покупать их не надо? Вовсе нет. Просто, покупая автомобиль, вы должны четко понимать:
Если ответы «Актив, ликвидный, выгоднее, на свои», то тут и думать нечего — нужно брать. Если же все не так однозначно, стоит дважды подумать перед покупкой. Помните: дорогой автомобиль не выручит вас в кризис, не стоит рассчитывать на него в трудной ситуации.
🚗 Машина – это пассив.
мой канал в ТГ https://t.me/vardashkinblog
Недавно я проводил опрос (https://t.me/vardashkinblog/1142), в котором просил вас, автомобиль для вас средство необходимое или больше благо? Практически 30% сказали, что для них он не обязателен.
Я не буду глубоко вдаваться в теорию, что нужно вести свой бух. Учет доходов и расходов, различать активы и пассивы, плохие кредиты отличать от хороших кредитов, просто для тех кто не понимает пускай это будет аксиомой…
Машина – это пассив!
Недавно я нарвался на большой ремонт своего автомобиля. Буквально вчера забрал его из сервиса. Машина 2013 года, пробег 100к (к слову, это мой первый автомобиль, который я покупал в салоне новый и не в кредит) и вот у меня сломалась турбина, а пока я из области Москвы выбирался 150км в аварийном режиме полетел и двигатель. В итоге счет в 250 тысяч за тотальный ремонт двигателя и замену турбины.
И тут я задумался, а нужен ли мне автомобиль вообще и речь не о замене старого на новый, а речь об отказе от авто. Я живу в Москве и в область практически не выбираюсь. В Москве есть все условия: каршеринг, метро, такси итд. И я решил посчитать, во сколько мне обойдется авто в 2020 году.
Разделил расчет на обязательные траты (с учетом знания болячек своего авто) и рисковые, но не обязательные. (таблица с расчетами прикреплена картинкой к посту).
Получилось 157 тысяч рублей с учетом того, что мне пора менять все тормозные диски, часть колодок и докупить летнюю резину, при цене авто в 550к судя по сайтам, на которых БУ авто продают. Так же на фоне серьезного ремонта двигателя, появились дополнительные риски по ремонту АКПП и выхлопной системы, учитывая, что я прошел 150км в аварийном режиме. Ремонт АКПП при отлете гидроплиты встанет не меньше, чем в 150 тысяч, я оценил риски очередной поломки в 25% и прибавил 25% от рисков к обязательным тратам. ИТОГ около 200 тысяч рублей мне придется подготовить в 2020 году на обслуживание своей брички, при том, что 5 дней в неделю она стоит, а езжу я на ней в ТЦ, который находится в 2-3км. от дома.
В итоге было принято решение авто продать и вообще не покупать новое. Я посчитал свои вероятные расходы на такси и каршеринг за год и вышло всего около 30 тысяч. Да и машина уценивается год от года. Я вложу деньги от продажи в максимально безрисковые бумаги, ETF на золото, куплю гос долг и немного акций, скорее всего в ближайшие 2 года такие вложения превратят 550 тысяч в 700-750 а может даже и больше. Я не хочу, чтобы мои деньги таяли.
Не знаю странно это или нет, но я даже слегка прослезился, когда принял решение, потому что с 23 до 29 лет я с этой машиной повидал многое, это история и я оказался немного сентиментальным. Расстаться с ней будет тяжело, но я считаю, что в долгосрочной перспективе поступаю, верно, ведь в ближайшие 2 года мои вложения не только перестанут обесцениваться, я еще и сэкономлю около 150 тысяч в год.
Если для вас авто не так важно, может быть стоит задуматься?
@vardashkinblog