Авто гордость и предубеждение
Гордость и предубеждение 1/2 — перевод статьи из Performance Car 07/1989.
Предлагаю вашему вниманию перевод текста достаточно необычных субъективных испытаний из британского журнала Performance Car за июль 1989 года. К сожалению, перевод придётся опубликовать в двух частях (не люблю разбивать записи на части) в силу превышения ограничения по количеству символов. Фотографий в статье практически не было, поэтому я дополнил запись найденными на Интернете. Конструктивная критика, предложения и поправки приветствуются, жалобы нет.
ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ
Групповые сравнительные испытания проводятся сплошь и рядом, однако, редко когда мы заходили так далеко, как в этот раз. Сценарий для них явился плодом работы больного сознания Джереми Кларксона. Самым обыкновенным восьмерым яппи дали возможность попользоваться восемью желанными седанами бизнес-класса, с целью обнаружения глубинных предрассудков, взращенных в людях маркетологами, и случаев необоснованных гордыни или восхищения. Перед тем как сесть за руль, каждый из испытателей (или испытуемых? — прим. пер.) должен был предугадать автомобиль-победитель, исходя лишь из своих умозрительных представлений о нем. А затем мы выяснили изменился ли их первоначальный выбор после дня, проведенного с этими автомобилями.
Обычно, когда Дженкинсу из отдела маркетинга выделяют £20000 на приобретение машины, он бежит к ближайшему дилеру BMW чтобы выяснить что за комбинацию из цифр и букв на крышке багажника он получит у него за эти деньги. Благодаря мастерскому двойному удару, состоящему из цветных рекламных публикаций в воскресных газетных приложениях и нескончаемому потоку дифирамбов от автомобильной прессы, BMW считается оптимальным выбором для тех, кто находится в поиске бизнес-седана. В то время как Дженкинс обсуждает с облаченным в четкий костюм продавцом электрохромные зеркала заднего вида, ему не приходит в голову попробовать предмет своего вожделения на дороге. И он не одинок в этом, BMW признает, что “более половины” покупателей их продукции не проводит тест-драйва. Наше собственное неформальное расследование показывает, что цифра, скорее, ближе к 75%… И вот, Дженкинс получает свой новый автомобиль и, что вполне закономерно, он оказывается весьма впечатлён им. В конце концов, автомобиль довольно быстр и в нем достаточно устройств, чтобы заняться их обсуждением в долгой поездке. Дженкинс сделал хороший выбор: он доволен, его компания довольна и BMW, в особенности, довольна. Проблема в том, что существует много других автопроизводителей, которые не так уж довольны. Ведь, может быть, ну вот вдруг, если бы Дженкинс подошел к вопросу покупки нового автомобиля так же тщательно, как к проверке нового клиента или приобретению нового дома, он выбрал бы что-то другое.
Ну что, приступим. Для начала мы разослали вопросник 48 потенциальным покупателям седана за £20000, планирующим приобрести его в течение следующего года.
В соответствии с правилами игры они были проинформированы о том, что автомобиль будет приобретен и проходить техобслуживание за счет их компании-работодателя. От участников же требовалось ранжировать восемь моделей в порядке их предпочтения, основываясь на рекламе и на том, что они о них слышали или читали в журналах, дожидаясь своей очереди у стоматолога.
Вот это поворот! Почти во всех случаях BMW 525iSE очутилась во главе списка. А что же другие? Перед испытаниями автомобилей, по результатам опроса упомянутых 48 участников, порядок нашей подборки выглядел следующим образом:
1. BMW 525iSE
2. Saab 9000 CD Turbo
3. Audi 90 quattro
4. Honda Legend
5. Alfa Romeo 164 Lusso
6. Ford Sierra Cosworth
7. Jaguar XJ6 2,9
8. Rover Vitesse
Практически все респонденты поместили BMW на первое место, а с Rover’ом всё произошло ровным счетом наоборот — все, за исключением одного человека, поставили его на последнее место. Когда мы проинформировали об этом представителей марок, в Rover’е были буквально ошеломлены результатом, а в BMW же задали риторический вопрос: “Ну, а что вы ожидали?”
После опроса пришло время критической проверки: дать ребятам покататься на этих автомобилях по одному и тому же маршруту в один и тот же день, и попросить их повторить вышеупомянутое упражнение, уже принимая во внимание полученные впечатления. Поменяется ли расклад?
Все производители, кроме одного, подтвердили правильность выбора нашей целевой аудитории. В Jaguar’е заявили что ее средний возраст ниже требуемого лет на 20 и, соответственно, они не видели для себя смысла в проведении эксперимента.
В Ford’е лишь вздохнули и высказали сомнение в том, что Cosworth уцелеет к концу дня. Признаться, мы тоже смотрели на это весьма пессимистично.
Цены при подборе автомобилей варьировались от £19200 до £20500 — однако, к моменту испытаний реальные цифры заметно поднялись. Например, Saab, оснащенный лишь несколькими опциями, стоил уже £25000.
Audi, с другой стороны, упала на £1200 и оказалась почти самой доступной за исключением Jaguar’а (уже в который раз обращает на себя внимание удивительная конкурентоспособность Jaguar’а в домашних матчах — прим. пер.). В ретроспективе нам кажется, что стоило взять 100 quattro.
Тем не менее, нам удалось собрать очень пёструю компанию: три британских автомобиля, японский, итальянский, шведский и два немецких. Три из них были заднеприводными, один полноприводным и четыре переднеприводными. Два варианта турбированных 4-цилиндровых 16-клапанных двигателей, один 5-цилиндровый и пять 6-цилиндровых.
По идее, среди них должен был бы быть Carlton GSi (Omega — прим. пер.) и, возможно, Mercedes, но их не было и если вы хотите знать почему, то наше объяснение наведет на вас большую скуку, поэтому, не спрашивайте.
Итак, лишний раз подтвердив для себя хитроумие маркетологов, пришло время посадить восьмерых, отобранных из 48-и, человек за руль: вот, мы и узнаем, поменяют ли они свое мнение или изначальная предрасположенность, основанная на предполагаемых ценностях, перевесит объективные технические качества, которые проявятся при вождении? Упадет ли BMW? Поднимется ли Rover? И на что же обратят внимание обычные пользователи, которые покупая автомобили, голосуют кошельком, пусть и не собственным?
Автожурналисты, имея за плечами большой опыт вождения (и являясь отъявленными циниками), могут быстро откинуть в сторону болтовню PR отдела и добраться до сути. Они знают что хорошо с технической точки зрения, а что плохо.
Ну, по меньшей мере, те, кто может отличить амортизатор от мясного пирога…
Большинству водителей без разницы хорошо ли сочетаются между собой передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости; что их интересует, так это хорошо ли работает отопитель.
Нашим испытателям от 32 до 38 лет и у всех них есть кое-что общее. Они были не прочь потратить субботний день на наше мероприятие и пропустить игру Англии против Уэльса в Кардифф Армс Парке (речь идет о регби — прим. пер.).
Мало у кого из них было ясное представление о технической составляющей выбранных автомобилей. В настоящее время они передвигаются на BMW 325i, Golf’ах GTI и подобных машинах, потому что это комильфо в их профессиональной среде.
Подчеркнем, что от принятия участия в эксперименте мы заведомо отстранили текущих владельцев восьми упомянутых автомобилей, в силу их заведомой предубежденности. Ну кто не поставил бы только что купленный им автомобиль на первое место — даже если бы после пробных поездок на других, он лично для себя увидел бы ситуацию в ином свете?
Некоторые из участников женаты, остальные же скоро будут. Это подразумевает грядущий десант новорожденных и необходимость в полноценном седане. Что, в свою очередь, с большой долей вероятности приведет их к выбору одного из этих автомобилей.
Это те самые потенциальные покупатели, которых производители машин из нашего списка хотели бы завлечь любой ценой — если судить по перечню возрастов и профессий.
Другими словами, они не носят вязанные свитеры с замшевыми накладками на плечах. Они не знают что такое FSO (Fabryka Samochodów Osobowych, польский автопроизводитель — прим. пер.) и, в то же время, они не обсуждают то, как их достал аэропорт Малаги и поэтому этим летом они направятся на Пальму.
Энтони ффренч-Констант — архитектор — 34
Дик Хэсзард — биржевой брокер — 32
Дрю Карр Эллисон — застройщик — 32
Найджел Гленни — маркетолог — 35
Мартин Бёрк — дипломированный землемер — 38
Саймон Тёррифф — директор компании — 33
Корри Тэйлор — консультант ПО — 34
Том Стюарт — (ненадолго) безработный — 35
Что еще было немаловажно для нас — они не из тех, кто боится открыть рот. Не заморачиваясь с условностями, они прямо говорили что думали. Нельзя сказать что мы согласились со всем услышанным, но было очень увлекательно послушать что имели сказать по поводу автомобилей реальные, а не некие теоретические, “бумажные”, люди. Некоторые вещи, на которые журналисты, будучи энтузиастами, не обращают внимания, им показались вопиющими.
В то же время, казалось бы, архиважные недостатки вроде турбоямы или силового подруливания, были полностью проигнорированы.
Возможно, наш проект можно прорезюмировать наилучшим образом словами Энтони ффренч-Константа, который, выбравшись из кожано-деревянного Jaguar’а, не стесняясь, заявил: “Вот ведь пустая трата орехового дерева”…
Мы расположились в Минстер Лоуэлле, неподалеку от Уитни в Оксфордшире, в трактире 15-го века под названием White Hart. Составленный нами 32-километровый маршрут испытаний включал в себя практически все типы дорог, кроме автострады — как вы понимаете, мы не ставили перед участниками задачу выяснения максимальной скорости автомобилей.
Путь пролегал через многие пряничные деревушки Котсуолда, по участку, получившему название “этап Килдер Форест”, и по отрезку петлявшей второстепенной дороги, которая практически все время была свободна от других автомобилей. Бёрфорд обеспечил нам погружение в городское движение, а фазаны и лошади Уичвудского леса дали возможность испытать работу ABS.
Разнообразные стыки и ухабы не щадили подвеску и тут мы должны принести извинения властям графства Оксфордшир за ущерб, нанесенный дорожному покрытию Hond’ой, чье днище без конца вступало в контакт с дорогой даже на весьма небольших скоростях.
Audi 90 Quattro — начальное место, 3-е; конечное, 5-е.
Перед началом заездов присутствие Audi оказало на всех довольно оживляющий эффект. Все знали о ее привлекательной внешности и слышали о шильдике quattro. Относительно скромный 2,2-литровый рабочий объем ее двигателя не вызвал отторжения. Тот факт, что она являлась принцессой на балу королев, также прошел незамеченным.
Никто не обратил внимания на ее довольно небольшие, по сравнению с другими, внутренние габариты — хотя Стюарт, в своей неподражаемой лётной манере разговора, заметил, что размер багажника показался ему смехотворным.
Бёрк описал Audi как автомобиль из Scalextric’а, но которому недостает динамики. При этом он пожаловался что его активные испытания на этапе Килдер Форест были испорчены впереди шедшим Nissan Prairie (тихоходный минивен — прим. пер.).
Ему, как и остальным, не понравился двигатель. Тёррифф сказал что ему просто не хватает мощности, в то время как Гленни посчитал, что Audi в самый раз пошли бы лошадиные силы Saab’а.
Никому не пришлись по душе сиденья и, что удивительно, лишь один человек обратил внимание на прекрасное качество сборки — ффренч-Констант заявил что автомобиль прелестно сделан и у него исключительно хорошие боковые зеркала. В большинстве своем водители сошлись во мнении, что Audi слишком шумная и недостаточно быстрая.
Но что насчет управляемости? Лишь Тэйлор и Стюарт вспомнили о наличии полного привода. Остальным это оказалось до лампочки. Наиболее памятные реплики включали в себя: “Мне хотелось бы высказаться грубо насчет этой машины, но я не могу” и “Нелепые кнопки электрических стеклоподъемников”.
Saab 9000 CD Turbo — начальное место, 2-е; конечное, поделённое 2-е.
Никто особенно не восторгался его внешним видом, но отличная реклама с участием истребителя Gripen обеспечила Saab’у предварительное второе место. И, что достаточно поразительно, он сохранил его за собой и после поездок.
Любого серьезного водителя будет всегда выводить из себя 16-клапанный турбодвигатель Saab’а, щедро отваливающий мощность лишь после промежуточного моциона в режиме “гуляем по парку”. Если только не держать стрелку тахометра в оптимальном диапазоне шкалы, эта 2-уровневая динамика раздражает даже с МКПП, а с АКПП дела обстоят еще хуже. Дающее при этом о себе знать силовое подруливание весьма отвратительно.
В нашем распоряжении находился автомобиль с МКПП, но лишь двое водителей, Стюарт и Тэйлор, пожаловались на турбояму, а ффренч-Константу подобная подача мощности вообще пришлась по душе — сначала ни о чем, а потом гонка.
Абсолютно всех покорила мощность двигателя. И абсолютно все имели сказать что-то положительное по поводу большинства других моментов — кроме Карр Эллисона, который не сумел совладать с обогревателем.
Мы пытались донести до него, что он имеет дело с очень сложной и дорогой системой контроля климата, созданной работать одинаково эффективно как в Заполярье, так и в Аризоне летом, но его лицо выражало полное безразличие. “Мне наплевать, ” сказал он, оставаясь неубеждённым. “Я все равно так и не смог выключить эту чертову систему”.
При этом, приборная панель удостоилась всеобщей похвалы, Бёрк сравнил интерьер с антикварным магазином, а ффренч-Констант (который описал Jaguar как бесполезную трату ореха) нашел Saab намного более достойным использования деревянной отделки. Менее красноречивые участники просто сказали что Saab им очень нравится. Хэсзэрд вообще заявил, что уже задумался о покупке 9000-го.
Лучшие комментарии: “Для приведение в действие тормозов потребуются портовые буксиры” или “А можно использовать органы управления для игры во Властелина разума (настольная игра с разноцветными фишками на раскрытие загаданного кода — прим. пер.)?”.
Honda Legend — начальное место, 4-е; конечное, 8-е (последнее).
До проведения поездок испытатели поставили этот автомобиль на 4-е место. После них Honda приземлилась в самом конце списка, потому что все, кроме Карр Эллисона, поместили ее в своих индивидуальных табелях на последнее место. Тёррифф сказал что вождение Hond’ы сродни нахождению в гостях у престарелой пары и приводил доводы в пользу того, что Legend’е не стоит покидать свой родной японский рынок.
Никому не пришелся по вкусу салон коричневого цвета, никто не поверил в натуральность кожи; но больше всего досталось рулевому управлению, которое выбесило большинство участников испытаний.
Вежливые парни, вроде Тэйлора и Гленни, отметили его излишнюю легкость и низкую информативность. Другие назвали автомобиль сранью и когда их спросили о причине столь нелестной оценки, они пустились в рассказ о том, как Honda при проезде какого-то злого ухаба билась днищем о дорогу, о том, как по-жестяному звучал двигатель, и о полной непонятных кнопок приборной панели. Однако, упомянули ли они подвеску на двойных поперечных рычагах, бархатную подачу мощности 2,7-литровой “шестерки” или очевидное качество сборки? Нет, не упомянули.
Мы, признаться, оказались немного расстроены столь слабым выступлением Hond’ы. Ладно, предположим, что езда для бизнес-седана жестковата и, может быть, качество пластмассы на приборной панели не очень, но, за исключением этого, Legend это очень надежный, ладный и легкий в сожительстве с ним, автомобильный компаньон.
Может быть, кто-то обнаружил хоть что-то хорошее в ней? Ну, Бёрку понравились сиденья, оснащенные электроприводами, и КПП, Тэйлору Honda показалась хорошим семейным автомобилем, и это, пожалуй, все. Гленни предпочел бы ей мопед. Лучшие комментарии: “По мне, так это подобно проведению половины дня в чьей-то заднице” (Пардон? — ред.) или “Грабеж средь бела дня”.
Гордость и предубеждение
Сюжет картины разворачивается в начале девятнадцатого века. В английскую деревню Меритон приезжают богатые холостяки мистер Бингли и мистер Дарси. Чета Беннетов возлагает большие надежды на визит столь знатных господ, поскольку видят в мужчинах выгодную партию для незамужних дочерей. Вот только гордость, предубеждение и недопонимание преграждают путь к заветному счастью.
Гордость и предубеждение является черно-белой экранизацией знаменитого романа Джейн Остин. В соответствии со стилем эксцентричных комедий рекламная кампания этого фильма предупреждала: Холостяки, берегитесь! Пять великолепных красоток устроили безумную охоту! У руля проекта встал режиссер Роберт З. Леонард, известный по мелодрамам Великий Зигфилд и Развод.
События в книге происходят в Англии в конце восемнадцатого — начала девятнадцатого веков. Однако действие фильма разворачивается в более позднее время. Этому анахронизму есть несколько объяснений. Дело в том, что стиль периода Регентства посчитали слишком простым, поэтому выбор создателей пал на платья в роскошном викторианском стиле 1830-х годов.
Правда, бытует мнение, что студия просто не желала вкладывать огромный бюджет в рискованное предприятие, поэтому были задействованы костюмы, оставшиеся от картины Унесенные ветром.
Metro-Goldwyn-Mayer представляла этот фильм как романтическую комедию, в то время как оригинал является острой социальной сатирой. В результате были добавлены танцевальные сцены, смещены акцента в сюжетной линии, а резкие высказывания Элизабет подверглись правкам. Лента удостоена почетной премии Оскар за лучшую работу художника.