Авто кошмар на улице вязов
«Кошмар на улице Вязов»: режиссер вдохновился реальным медицинским случаем
Оказывается, идея снять такой фильм посетила режиссера Уэса Крейвена после того, как он прочитал в американской прессе целую серию заметок о таинственных смертях беженцев из Юго-Восточной Азии. Молодые и здоровые люди «кричали во сне, а потом умирали», говорилось в статьях. В одной говорилось, что незадолго до смерти человек боялся спать из-за ужаснейших ночных кошмаров.
Сотни смертей
Большинство умерших жили рядом. Они умирали один за другим в течение короткого времени, что делало ситуацию еще более ужасной: соседи боялись происходящего и не понимали, что именно убило вполне здоровых молодых людей. Средний возраст умерших – 33 года. Почти во всех случаях ситуация развивалась по одному сценарию: внешне здоровые и крепкие люди умирали во сне.
Феномен таинственной ночной смерти ставил и врачей в тупик. У них не было версий, объясняющих, почему умерли эти молодые люди. «Я точно знаю, от чего они не умирали, — говорил прессе Майкл Макги, судмедсксперт, который в конце 1980-х годов занимался выяснением обстоятельств смерти первых четырех умерших. – Им не стреляли в голову, их не зарезали, они не падали с крыши, не были отравлены. Мы сделали вскрытие каждого умершего и не понимаем, что с ними случилось».
Ведется расследование
Но скоро умерших стало больше, а у врачей появились все же какие-то версии. В результате вскрытий они обнаружили некоторое сходство. У всех 18 следующих жертв миокард был увеличен, а у 17 обнаружена патология, которая мешала сердцу нормально сокращаться. Из-за этого оно работало аномально и с перебоями, а в какой-то момент просто «ломалось».
После этого медики взялись за изучение семейных историй и анамнеза умерших: они опрашивали родных и близких, пытаясь узнать хоть что-то о тех, кто стал жертвой таинственного азиатского смертельного синдрома. Обнаружились еще и другие проблемы – почти все умершие имели какие-то проблемы со сном и дыханием.
Так, например, у одной из девушек, за 2,5 года до смерти в США, был зафиксирован странный приступ. Родители не могли ее разбудить, но она странно дышала и не приходила в себя. Необычное дыхание было характерно и для другого умершего, 25-летнего мужчины, который испытывал необычный приступ на фоне сильной слабости, из-за которой он не мог подняться с кровати. Утром он испытал это странное состояние, а уже в обед умер.
Таких историй становилось больше и больше, постепенно у врачей стала вырисовываться картина, которая позволила им сделать выводы о том, что же все-таки произошло с выходцами из Азии в США. Они заключили, что в данном случае точно играла свою роль наследственность – случаев, затрагивающих членов одной семьи, было немало. Именно это объясняло, что умирали люди, жившие в лагерях азиатских беженцев, – там часто оказывались целыми семьями. Большинство из них, как выяснилось позже, были беженцами из Камбоджи – они прибыли в США, чтобы спастись от режима диктатора Пол Пота.
Загадка раскрыта
В дальнейшем стало ясно, что все дело в мутации гена SCN5A, из-за которой у людей возникал синдром Бругада – патология, нарушающая сердечный ритм. Мутация передавалась по наследству и, скорее всего, была виновна в синдроме внезапной ночной смерти. Ее же связывают с некоторыми случаями внезапной младенческой смерти.
Беженцы из Азии умирали, скорее всего, из-за того, что переживания, связанные с жизнью в Камбодже и последующее бегство, стало причиной развития посттравматического стрессового синдрома. Из-за него люди, даже покинув Камбоджу, испытывали сильнейшую тревожность, стресс и постоянные ночные кошмары. Сердце, ослабленное из-за мутации, не выдерживало и останавливалось.
Сейчас синдром Бругада не считается смертельным состоянием и, если он своевременно обнаружен, является не более чем особенностью организма – прием определенных лекарств приводит к тому, что сердце работает нормально, а не на пределе.
Уэс Крейвен прочитал об этом феномене в 1981 году – тогда еще не было ясно, почему люди умирают сотнями. Но эта история стало тем недостающим кирпичиком, без которого образ Фредди Крюгера был бы неполным. Остальные элементы были найдены постепенно. Имя злодей получил в честь хулигана, который в детстве часто бил будущего режиссера и сценариста: Крейвен запомнил имя обидчика и прославил его в фильме. Другой важный момент, без которого фильм тоже не был бы таким, каким мы знаем: встреча юного Уэса с бездомным, который напугал мальчика, пристально посмотрев и сказав, что он «всё еще наблюдает за ним». История запомнилась Крейвену на всю жизнь.
И, наконец, знаменитый красно-зеленый свитер Фредди Крюгера. Одеть его таким образом Крейвен решил после того как прочитал в Scientific American о том, что такое сочетание цветов является одним из наиболее раздражающих.
История фильма. Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street (1984)
Этот фильм такой же атрибут моей юности, как штаны-бананы, жевательная резинка с кусочком грифеля от цветного карандаша и челка a la Карлсон.
Производство: США.
Режиссер: Уэс Крэйвен.
В ролях: Хэзер Лэнгенкэмп, Рони Блейкли, Джон Сэксон, Аманда Уайсс, Роберт Инглунд, Джонни Депп, Чарльз Флайшер, Джозеф Випп, Хсу Гарсиа, Лин Шэй.
Старшеклассников одной из школ Спрингвуда, преследует один и тот же кошмарный сон в котором за ними гонится и кромсает на куски изуродованный человек в шляпе и с ножами на своей перчатке. И тот, кого убили во сне — умирает в реальности… Оказывается много лет назад, герой сна — Фредди Крюгер был маньяком, совершившим несколько зверских убийств детей. Их родители, не дожидаясь суда, линчевали Фредди, спалив заживо в котельной. И теперь Фредди пришел отомстить…
Однажды Уэс Крейвен прочитал в одной из местных газет Los Angeles Times статью, рассказывающую о нескольких подростках из Калифорнии, которым снились настолько страшные сны, что они отказывались спать. Их родители, следуя предписаниям врачей, стали давать детям специальные лекарства. Однако вскоре дети один за другим умерли во сне. Тогда-то Крейвен и взялся за написание сценария.
Первым встал вопрос: «Как его назвать?» Недолго думая, Крейвен дал маньяку имя человека, который терроризировал его в младших классах. Прототипом (по крайней мере, характера злодея) стал некий бездомный мужчина, пугавший Крейвена в детстве.
Некоторое время спустя — на дворе был 1981 год — сценарий был готов. Крейвен предлагал его одной компании за другой.
Фильм спонсировала кинокомпания Media Home Entertainment во главе с режиссёром Чарльзом Бэндом, однако впоследствии Крейвен не вспоминал Бэнда словами благодарности.
Дистрибьюторы отказались финансировать фильм — актёрский состав и съёмочная группа почти две недели снимались, не получая при этом ни цента. Но никто не покинул съёмочную площадку. И фильм был снят за 30 дней. Картина стала настолько успешной, что до сих пор приносит прибыль своим создателям — было снято 7 продолжений, один телевизионный сериал, выпущено большое количество комиксов, книг, игрушек и прочей продукции. Поэтому компанию New Line в шутку называют «домом, который построил Фредди».
Роберт Инглунд получил роль Фредди Крюгера потому, что поссорился со своей подружкой.
Желая досадить строптивой особе, он раскрасил лицо театральным гримом и не смывал его в течение нескольких дней.
Подружка ушла, но Энглунда увидел Уэс Крейвен.
Первая же часть фильма сделала его мегазвездой. Толпы поклонниц преследовали Инглунда повсюду, вопя «Фредди, разрежь меня!».
Однажды актёр не без удивления обнаружил себя в списке самых сексуальных киногероев 1984 года.
Среди других фильмов с участием Роберта Инглунда можно отметить фильмы ужасов «Съеденные заживо», «Призрак Оперы» (1989), «Пляска смерти», «Ночные кошмары», «Давилка», «Исполнитель желаний», «2001 маньяк».
Пробы на роль Нэнси прошло около 200 актрис, включая Деми Мур, Дженнифер Грей, Трейси Голд и Кортни Кокс. Последнюю Крейвен через несколько лет снял в своей знаменитой квадрологии «Крик». В итоге Ненси сыграла Хизер Ландженкамп.
Джонни Депп дебютировал в кино в роли Глена. Джонни Депп попал на пробы фильма совершенно случайно, придя за кампанию вместе со своим другом Джеки Эрл Хейли. Увидев Джонни, Крэйвен предложил ему почитать роль Глена.
Доверившись своей интуиции, режиссёр Уэс Крейвен рискнул доверить одну из главных ролей парню, не имеющему никакого актёрского опыта, и был удивлен тем, насколько свободно тот держался перед камерой.
Чарли Шин очень хотел исполнить роль Глена, но студия не могла платить ему гонорар, которого он хотел.
В роли Рода Лейна в титрах фильма значится актёр с именем Ник Корри. Но этот актёр широко известен как Хсу Гарсиа.
В сцене, где волосы Нэнси седеют, появляется медсестра, которую играет жена Крейвена — Мими.
Для съемок смерти Тины, в которой тело девушки летает по комнате, построили специальную вращающуюся декорацию — когда комната вращалась, актриса переползала на следующую стену. Камера была закреплена на одной стене и следовала за актрисой по мере её движения вместе с комнатой.
Оператор был привязан к креслу, что позволило управлять камерой во время вращения декорации. Интересно, что в сцене, когда Тина тянется к Роду, сидящему на полу, на самом деле актёр Хсу Гарсия висел вверх ногами, а его волосы были специально уложены, чтобы они не свисали.
Эффект съёмок был настолько потрясающим, что у актрисы Аманды Уисс, сыгравшей Тину, практически сразу же начались сильные приступы головокружения.
Вдохновением для съёмок послужил фильм 1951 года «Королевская свадьба» («Royal Wedding») — первый фильм в истории кино, снятый с использованием вращающихся декораций.
Никто точно не знает, что же было использовано для создания эффекта «затягивающих ступенек» в сцене, когда Нэнси не может подняться по лестнице. Актриса говорит, что «это был грибной суп или что-то вроде того», Крейвен — «овсяная каша», а Жак Хайткен утверждает, что в этой сцене использовали жидкое тесто. Во всяком случае, единой версии не существует.
Ванна Нэнси была установлена над бассейном. Во время съёмок актриса Хизер Ленгенкамп провела в этой ванне 12 часов, как и актёр Джим Дойль — дублёр Фредди (а точнее, его руки).
Во время съёмок было использовано примерно 1893 литра заменителя крови.
По замыслу режиссёра Фредди должен был сниматься в плаще, но из-за небольшой неразберихи на съёмочной площадке плащ был утерян. Положение спас свитер, принадлежавший одному из осветителей. Этот свитер был подарен осветителю его невестой, связавшей его как подарок к свадьбе. Надетый на главного героя, свитер с его сочетанием цветов и маской главного героя являл настолько жуткое сочетание, что был оставлен в фильме и далее. Крейвен аргументирует выбор так: «Я где-то читал, что это — самое трудноусваиваемое для человеческого глаза сочетание цветов».
Первоначально Крейвен хотел, чтобы фильм закончился хорошо — Нэнси осознаёт, что всё, произошедшее с ней, всего лишь сон. Однако глава «New Line Cinema», Боб Шей, настоял на плохом конце. В итоге, было снято несколько версий финала:
Прокатная версия фильма включала следующую концовку: Ненси садится в машину к друзьям, поднимается «полосатая» крыша, машина увозит ребят, Мардж видит детей, поющих считалочку, а затем Крюгер затаскивает её в дом через окно.
Альтернативные финалы:
1. Ненси садится в машину к друзьям, они уезжают, Мардж видит детей, поющих считалочку, а затем Крюгер затаскивает её в дом через окно.
2. Ненси садится в машину к друзьям, они уезжают, Мардж видит детей, поющих считалочку, фильм заканчивается.
3. Ненси садится в машину к друзьям, поднимается «полосатая» крыша, машина увозит ребят, Крюгер затаскивает Мардж в дом через окно, дети поют считалочку, Фредди за рулём машины.
4 апреля 2007 года, британец Джейсон Мур был приговорён к тюремному заключению после того, как напал на своего друга перчаткой с когтями, очень напоминающей ту, что носит Фредди. По признанию психиатров, тридцатисемилетний Мур просто одержим Фредди и его кровавыми деяниями. Он пересматривал фильм множество раз, и даже непосредственно перед нападением. Детектив, расследующий это дело, заявил, что орудие Мура — «самое страшное орудие из тех, что он когда-либо видел».
Впоследствии было снято еще 6 фильмов в продолжение истории.
А также в 2010 году на экраны вышел ремейк оригинальной картины 1984 года.
Вторая часть «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» вышла на экраны в 1985 году.
События третьего фильма «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (1987) происходят через шесть лет после первого появления Фредди Крюгера. Он стал намного сильнее, подпитываясь душами детей с улицы Вязов. Теперь он обратил внимание на семерых детишек, заключенных в психиатрической лечебнице. Положение усугубляется повальными «самоубийствами», которые, разумеется, являются проделками Фредди. Разрешить ситуацию и объяснить что происходит может лишь Нэнси Томпсон, которая вернулась в родной город в качестве врача-практиканта…
В четвёртой картине «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» (1988)
Кристин погибает от рук Фредди, но успевает передать свою тайну подруге. Элис становится сильным воином, способным противостоять Фредди. Друзья девушки становятся следующими жертвами убийцы, и вот уже её брат погибает во сне.
В «Кошмаре на улице Вязов: Дитя сна»
Элис, знакомая нам по предыдущей части фильма, снова видит странные сны. В одном из них она увидела воскрешение зловещего убийцы с лезвиями на руке. После смерти её парня, Дэна, Элис узнаёт, что у неё будет ребёнок. Зловещий план Фредди заключается в том, чтобы превратить дитя в подобие себя, подкрепляя его душами убитых друзей и подруг Элис. Ей предстоит сложная борьба не только за свою жизнь, но и за жизнь своего сына.
В шестой картине «Фредди мёртв: Последний кошмар» (1991)
Миссия Крюгера почти закончена. В живых остался только один подросток, на которого у него особые надежды, ведь ему нужны новые души. Много душ. Попав в приют для бездомных, мальчик Джон находит единомышленников в борьбе с когтистым монстром, хозяйничающим в чужих снах. Чистая страница открыта. Психиатр Мегги, работающая с ребятами, оказывается дочерью Фредди. И теперь она должна остановить своего отца, поняв, что же превратило его в бездушного монстра.
В «Новом кошмаре Уэса Крейвена» (1994)
Фредди Крюгер шагнул прямиком со страниц киносценария в реальную жизнь. Во время съемок продолжения культовых похождений знаменитого маньяка, повелителя сновидений, начинают происходить странные вещи. Несчастные случаи следуют один за другим. Погибает мастер по специальным эффектам Чейз Портер — муж исполнительницы главной роли в первом и третьем фильмах Хизер Ленгенкамп. А затем Фредди похищает сына Хизер, Дилана. Но ничто не способно остановить любящую мать — не мешкая, Хизер спускается в царство Сна, принимая вызов дьявола-убийцы.
Новый фильмы 2010 года — «Кошмар на улице Вязов» — является ремейком оригинальной картины Уэса Крейвена. Над этим фильмом работал режиссер Сэмюэл Байер. Это его первая крупная работа. В роли Фредди снялся Джеки Эрл Хэйли.
Ещё во время съёмок первого ремейка, продюсеры проговорились, что они рассчитывают снять как минимум трилогию, а несколько месяцев спустя в Интернете появилась официальная информация о том, что с исполнителем роли Крюгера подписан контракт на три фильма, а с Руни Марой (исполняющей роль Ненси Холбрук) — на два. Однако на данный момент никакой информации даже о работе над сценарием сиквела нет.
«Кошмар на улице Вязов» — от худшего фильма к лучшему
Осень 2019 – знаковое время для всех поклонников Фредди Крюгера. В ноябре 1984 года – ровно 35 лет назад – вышла самая первая часть легендарной хоррор-франшизы «Кошмар на улице Вязов». А 25 лет назад, в сентябре 1994-го, вышла последняя из классических частей, после чего истории про Крюгера начали переделывать и скрещивать с другими сюжетами. Без этих экспериментов франшиза насчитывает семь полнометражных фильмов и один сериал по их мотивам. Как и в случае с серией «Пятница, 13-е», фильмы не обязательно смотреть в хронологическом порядке, и без гайда здесь не обойтись. «Кошмары на улице Вязов» от худшего к лучшему — перед вами.
И кстати: именно в этот день, 22 ноября 1963 года случился настоящий кошмар на улице Вязов: на одноименной улице в Далласе убили Джона Кеннеди.
«Кошмар на улице Вязов» (2010)
Ремейк культового хоррора с отличным Джеки Эрл Хейли (Роршах из «Хранителей») получился достаточно пресным, несмотря на то, что создатели явно не были настолько ограничены в бюджете, как Уэс Крэйвен когда-то. В отличие от оригинала, новая версия предлагает очень мало визуально цепляющих моментов, и сама концепция маньяка, рыскающего по снам своих жертв, в фильме выглядит очень и очень блеклой. Такое впечатление, что сценаристам не хватило фантазии придумать что-то действительно запоминающееся, и вместо этого они уныло размазывают по хронометражу сюжет с тинейджерскими страданиями, а также совершенно необязательную побочную линию, согласно которой Крюгер, возможно, не был педофилом – и значит, был казнен родителями жертв по ошибке.
«Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» (1985)
Сиквел традиционно – и заслуженно – считают самым слабым фильмом из классической линейки. Его главная проблема заключалась в двигающей сюжет базовой идее: Фредди стремился заполучить тело главного героя Джесси, чтобы вернуться в реальный мир и продолжить там свое черное дело. Учитывая, что во снах Крюгер имел явно больше возможностей для убийства несчастных тинейджеров, такое стремление выглядело довольно-таки странно. Эта сценарная невнятность не была пропущена критиками, которые разругали сиквел в пух и прах, что, однако, не помешало фильму собрать немалую кассу и быстро стать культовым, причем в довольно неожиданной среде: «Месть Фредди» вскоре после выхода один критик назвал «самым гейским хоррором вообще», указав на то, что многие сцены фильма содержат вполне отчетливо обозначенные отсылки к гомосексуальности — и позднейшие фанатские теории нашли тому массу подтверждений. Так, например, в одной из сцен Джесси встречает своего физрука не где-нибудь, а в гей-баре. Да и сцена последующего убийства этого самого персонажа тоже вызывает ассоциации с извращенным гомоэротизмом. Кроме того, «Месть Фредди» — редкий слэшер, в котором главным героем – и «последней девушкой» — оказывается персонаж мужского пола. К слову, как выяснилось намного позже, актер Марк Паттон, игравший Джесси — действительно гей.
«Фредди против Джейсона» (2003)
В отличие от местами красивого, но бездушного ремейка, этот кроссовер однозначно заслуживает большего внимания со стороны фанатов Фредди. Его сценарий очень грамотно обыгрывает главную особенность нашего маньяка — способность убивать людей во сне. Импортированный в Голливуд из Гонконга режиссер Ронни Ю («Формула 51», «Невеста Чаки») снял непритязательный, но динамичный и кровавый молодежный хоррор, лишенный малейшего налета какой-либо серьезности, но зато с большим количеством убийств, драк и погонь, в котором чернейший юмор Фредди Крюгера находит свое наилучшее применение. Кроме прочего, в сюжете отлично раскручена линия соперничества Крюгера с другим великим убийцей из восьмидесятых – Джейсоном Вурхизом, который периодически «отбирает фраги» у своего соперника, убивая беззащитную молодежь во сне.
«Кошмар на улице Вязов 5: Дитя Сна» (1990)
Пятая часть франшизы вышла в целом не хуже соседних частей, но она имеет один существенный для слэшера недостаток: слишком мало смертей. Зато все они оформлены весьма креативно, взять хотя бы эпическую драку одного из героев – художника комиксов – с Супер-Фредди, или тошнотворный обед одной из героинь. Тем не менее, мутный сюжет с ребенком главной героини, которого Крюгер использует для проникновения в чужие сны, равно как и излишний драматизм делают эту часть далеко не самой выдающейся главой в истории улицы Вязов.
«Кошмар на улице Вязов 3: Воины Сна» (1987)
После разруганной критиками второй части Уэс Крэйвен понял, что есть только один способ продолжить историю Фредди Крюгера — сделать это самостоятельно. Поэтому в третьей части он был не только одним из авторов сюжета, но и соавтором сценария. Возвращение Крэйвена во франшизу помогло: триквел, снятый примерно за те же деньги, что и «Месть Фредди», собрал значительно больше денег в прокате и был теплее встречен критиками. Сценарий действительно отлично обыгрывал идею с «воинами снов» — тинейджерами, обладающими в своих (и чужих) снах сверхспособностями, помогающими им бороться с Крюгером. Режиссер Чак Рассел («Маска») сохранил достаточно мрачную атмосферу первой части, но при этом добавил в образ Фредди больше черного юмора – эти черты в последующих частях будут только усиливаться, сближая франшизу с комедийными хоррорами. Не в последнюю очередь успеху фильма способствовала отличная актерская команда, в которой можно отметить Патрицию Аркетт и Лоуренса Фишберна. Помимо запоминающихся персонажей и отличных спецэффектов стоит отметить музыку Анджело Бадаламенти (композитор «Твин Пикса») и отличную титульную песню Dokken. А еще триквел стал первым фильмом франшизы, по мотивам которого сделали видеоигру — она вышла на ПК и NES.
«Фредди мертв: последний кошмар» (1991)
Предпоследняя из классических частей на первый взгляд может показаться вопиющим недоразумением. Здесь довольно-таки невнятный сюжет, густо замешанный на семейных связях, наскоро приделанное к финальной разборке 3D, и откровенно комичные «демоны сна», с которыми, как мы выясняем, Крюгер в свое время заключил сделку, чтобы получить возможность оставаться маньяком-убийцей и после смерти. Тем не менее, шестая часть обладает своим обаянием, заметно выдяеляющим ее на фоне той же пятой. И немалая часть этого обаяния заключена в атмосфере нарастающего абсурда, который все более плотно окружает героев, попавших в родной город Крюгера. Конечно, это уже вовсе не чистый хоррор, а скорее черная комедия – но очень стильно оформленная, даже в мелочах. Стоит вспомнить хотя бы камео Джонни Деппа и последующее убийство в видеоигре, когда Фредди использует джойстик, прикрепленный к своей знаменитой перчатке с лезвиями – да, весело и не страшно, но страшной франшиза перестала быть к этому времени уже давно.
«Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» (1988)
Самый коммерчески успешный фильм во всей франшизе, и в некоторых отношениях наивысшая точка ее развития. Во-первых, начиная с этой части Фредди Крюгер окончательно превращается в главную звезду серии, а практически каждое убийство сопровождается комическими эпизодами. Во-вторых, фильм сам по себе интересен как сферический молодежный хоррор 1980-х в вакууме: здесь есть аутентичный саундтрек, креативные – и очень длительные – сцены смертей, а также огромная доза экшна, за который отвечает, что интересно, главная героиня. Добавьте к этому неувядающую харизму Роберта Энглунда и простой, но предельно насыщенный изобретательными убийствами сюжет про осознанные сновидения – и получите классику слэшеров в ее лучшем виде.
«Новый кошмар Уэса Крэйвена» (1994)
Второй фильм франшизы, снятый Уэсом Крэйвеном, и ее же закрывший — по крайней мере, в классическом варианте. Здесь, правда, не все так однозначно: формально последней канонической частью можно считать шестую, но фильм Крэйвена весьма элегантно решает вопрос с многообразным прошлым франшизы. В сюжете седьмой части в центр внимания помещена история актрисы Хизер Лангенкамп (она играла главную героиню самого первого фильма и появлялась в триквеле), сына которой начинает преследовать монстр из всем известного хоррора про улицу Вязов. Тем самым Крэйвен одновременно сделал невозможным традиционную сиквелизацию франшизы, и получил возможность опробовать очень необычный для своего времени подход, затрагивающий тематику взаимодействия жизни и искусства. Эту же подход он через пару лет – с намного большим успехом – использовал в «Крике», а «Новый кошмар» в таком контексте кажется не только точкой в истории Фредди Крюгера, но и генеральной репетицией перед обновлением слэшеров как особого поджанра ужасов. Вместе с тем в седьмом фильме Крэйвен в чем-то возвращается к корням, превращая Фредди Крюгера в сверхъестественного монстра, а не мрачного юмориста, ставшего персонажем поп-культуры. Поэтому здесь мало убийств, но очень много саспенса и, как всегда в серии, впечатляющих спецэффектов.
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
Подобно «Хэллоуину», самый первый «Кошмар на улице Вязов» стал образцом слэшера, но – в отличие от фильма Карпентера – воспроизвести его особенности подражателям оказалось не под силу. При этом любопытно, что фильмы с похожим сюжетом о проникновении снов в реальность и наоборот выходили аккурат за год-два до крэйвеновского «Кошмара» — взять хотя бы «Убийцу» (1982) или «Бегство от сна» (1983) – и они были вполне достойными представителями жанра. Но выстрелил и остался в массовой культуре именно «Кошмар на улице Вязов» — надо полагать, во многом благодаря личному обаянию Роберта Энглунда и простому, но предельно эффектному сценарию самого Крэйвена, а также тому, что именно этот фильм идеально вписался в «золотую эру» слэшеров, обозначив ее зенит. Крэйвен, до того малоизвестный постановщик более-менее стандартного эксплотейшна, моментально превратился в звезду ужасов, и в последующем только подтверждал этот статус, до конца жизни работая в прославившем его жанре.
P.S. «Кошмары Фредди» (1988-1990)
В конце 1980-х, когда популярность франшизы достигла своего пика, продюсеры решили капитализировать хоррор-бренд, запустив телевизионный спин-офф с участием Фредди Крюгера. Сериал оказался не столь долговечным, как предполагалось, но причиной тому было скорее ошибочное позиционирование, чем низкое качество самого шоу. В отличие от фильмов, здесь Фредди выступал не в качестве главного злодея, а ведущего — создатели сериала посчитали, что нет смысла повторяться, бесконечно заставляя Крюгера убивать новую пачку тинейджеров каждый сезон. Поэтому была придумана довольно замысловатая схема: каждый эпизод состоял из двух историй, происходящих в родном для Крюгера Спрингвуде (и, само собой, на улице Вязов), причем во второй истории главным персонажем выступал какой-либо второстепенный (или даже эпизодический) персонаж первой. Над сериалом работали в основном второстепенные, но довольно заметные в жанре режиссеры, так что любому поклоннику хорроров восьмидесятых, не говоря уже о любителях посмотреть на Фредди Крюгера, необходимо познакомиться с этим проектом поближе.