Авто космонавт деген не
Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?
В день 60-летия первого полета человека в космос нельзя не вспомнить про большую любовь Гагарина не только к полетам, но и к езде. О машинах Юрия Алексеевича рассказано уже не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их дальнейшую судьбу: живы ли, в каком состоянии и где находятся.
Тот самый автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», после полета продолжал работать на «Байконуре» и возить космонавтов. Ведь он был единственный в своем роде — со специально оборудованным салоном, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако после гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.
Долгое время автобус простоял в дальнем углу «Байконура», затем пропал из вида, и только в середине восьмидесятых обнаружился на задворках одного московского НИИ в весьма плачевном виде. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда, уже в 1989-ом — в мемориальный музей города Гагарин, причем зачем-то своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире — и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.
Лишь несколько лет назад силами реставраторов из Санкт-Петербурга его привели в надлежащее состояние, и теперь у машины все хорошо. Она находится в собственности музея, живет в гараже и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции. Так что если вам повезет увидеть ее живьем, да еще и попасть внутрь — искренне завидуем.
Намного проще увидеть черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета министров СССР после своего полета. Машина выставлена в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь, понятное дело, не попасть, но даже через стекло можно увидеть особую голубую отделку интерьера — хотя в остальном это была совершенно обычная «Волга».
Именно ее Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Мол, машина постоянно ломалась, и когда об этом узнали на ГАЗе — забрали ее на завод и перетряхнули всю технику чуть ли не за ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.
Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были сделаны именно в таком исполнении — небесно-голубого цвета и с бежевым тентом. Так вот, сегодня сразу двум из них приписывают статус того-самого-автомобиля!
Первый был выставлен на торги год назад аукционным домом «Литфонд» с ожидаемой ценой почти в три миллиона долларов, но покупателя так и не нашел. Согласно информации от продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, судя по всему, он хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина пребывает в оригинальном состоянии и родной краске — разве что перешит салон.
Однако есть и второй точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного. Представители экспозиции говорят, что именно этот автомобиль на самом деле вез Гагарина, упоминая, впрочем, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо еще подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, этот спор когда-нибудь будет достоверно разрешен, а пока давайте считать, что два кабриолета Гагарина — намного лучше, чем ни одного.
Наконец, самая знаменитая машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. На самом деле Matra Djet разработана гонщиком и конструктором Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупит в 1964 году, и именно с этого момента начнется интереснейшая история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными машинами вроде Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.
В 1965 году Гагарин посещает авиасалон в Ле-Бурже и надолго застывает возле изящного, приземистого среднемоторного купе. Намекал ли он как-то на желание обладать такой машиной, или же французы сами проявили инициативу, история умалчивает — но уже через месяц, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Алексеевича отправляется из Парижа в Москву. Причем своим ходом — под управлением механика «Матры» и с грузом запчастей на борту!
Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы же абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как тот ЗИЛ или салон «Волги»? Это очень красивая и романтичная… неправда! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, gris platine irisé согласно заводской номенклатуре. И не только было, но и есть!
После гибели Юрия Алексеевича в Москву приехал Кястусис Индзюлас — видный автомобильный энтузиаст литовской ССР, председатель местного объединения любителей антикварных машин RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарину продать любимое купе мужа, которое по сей день и хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе. На фотографиях — та самая машина и тот самый Кястусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотят сделать музей, но не хватает денег. Говорят, наш Музей космонавтики который год упрашивает коллекционера продать уникальную «Матру», но переговоры пока не увенчались успехом.
На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса
Машины для личного пользования первыми космонавтами покупались в основном на свои денежные премии. Иногда авто им дарили. Что стояло в гараже у Юрия Гагарина и других пионеров околоземной орбиты, далее.
Автомобили Юрия Гагарина
Первый покоритель космоса любил не только полеты, но и автомобили. Он ездил на нескольких ГАЗах, модифицированном ЗИЛе, Citroen, Pontiac, Rolls-Royce и даже спорткаре Matra. Гагарину нравилась скорость, но он старался никогда не лихачить.
ГАЗ-69
Первый полет в космос ознаменовался вручением Гагарину первого автомобиля — внедорожного ГАЗ-69. В то время у космонавта еще не было водительских прав, поэтому за рулем находился персональный водитель — сержант из авиационной части. При получении персонального ГАЗ-69 Гагарину сообщили, что ему еще полагается персональная «Волга», а также служебный автомобиль «Чайка».
ГАЗ-21
Спустя два месяца после возвращения на Землю первый космонавт сдал экзамены в ГАИ, получил водительское удостоверение и обзавелся черной «Волгой». Доподлинно неизвестно, как ГАЗ-21 с номером «78-78 МОД» оказался у покорителя космоса. Самая распространенная версия — космонавт купил машину на свою премию. Другие источники утверждают, что за высокое достижение авто ему подарило правительство СССР. В любом случае это была не стандартная «Волга», а машина со спецкомплектацией — более качественной отделкой салона, дополнительными хромированными деталями и другими опциями. Этот автомобиль по сей день находится в московском Музее космонавтики. Интересно, что у Гагарина была и другая «Волге» — бежевая с номером «12-04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Но о судьбе этой машины ничего неизвестно.
ЗИЛ-111
Первого космонавта приглашали на огромное количество официальных встреч. На них его привозили на роскошном (для СССР) лимузине ЗИЛ-111В. Визуально авто можно было перепутать с «Чайкой», но отличия все же были — в основном по технической части. Кроме того, машина имела откидывающийся верх. На парадах Юрий Гагарин появлялся тоже на этой машине. Серо-голубой модифицированный ЗИЛ-111 был мелкосерийным авто, за восемь лет выпуска таких собрали всего 112 штук.
Pontiac Tempest
В Зеленогорском автомузее можно увидеть красный Pontiac Tempest, который по слухам подарили Гагарину во время его визита в Соединенные Штаты, хотя первый покоритель космоса там не был. Tempest относится к первому поколению «понтиаков», а сконструировал его не кто иной, как Джон ДеЛориан. В целом, это очень интересный и необычный автомобиль с трансмиссией, перенесенной к задним колесам с целью лучшей развесовки.
Citroen DS19
В сети можно найти фотографию, где космонавт сидит за рулем этого авто. Считается, что машину пионеру космоса подарил Шарль де Голль. Переднеприводная иномарка, представленная в 1955 году, выглядела довольно футуристично и была необычной в техническом плане — особенно выделялась гидропневматическая подвеска.
Matra Djet V
Matra Djet, выпускаемая одноименной аэрокосмической компанией, стала первой серийной среднемоторной спортивной машиной. «Матру» отличала передовая для своего времени конструкция: нестандартная рама, независимая подвеска, дисковые тормоза, кузов из композитных материалов. Хотя мотор развивал всего 65, а в более современных модификациях 90 л. с., легкая машина была очень скоростной. Гагарин увидел Djet V на авиасалоне в Ле-Бурже, а несколько позже (в 1965 году) ему подарили этот автомобиль. Правда ездил космонавт на нем не часто, в основном по той причине, что споркар был чересчур ярким и заметным.
Chevrolet, Oldsmobile и Rolls-Royce Silver Cloud
В течение двух лет после полета Гагарин побывал в трех десятках стран. В Польше его перевозили в открытом Chevrolet, во время посещения Кубы космонавт ездил в Oldsmobile. По Великобритании Юрий Гагарин передвигался на кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с номерным знаком YG-1 и чуть менее роскошном Bentley S2.
Машины Германа Титова
Герман Титов, полетевший в космос вторым, получил от руководства страны новенькую «Волгу». Интересно, что машина для космонавта (впрочем, как и у остальных его коллег) была зарегистрирована в Звездном городке и получила специальный номер — буквенный код «ММО» и набор цифр, соответствующий порядковому номеру полета. Говорят, космонавт очень дорожил этой машиной.
Автопарк Алексея Леонова
Одной из машин Алексея Леонова была все та же «Волга», приобретенная на премиальные деньги. Авто комплектовался 2,5-литровым двигателем мощностью 75 л. с., трехступенчатой механической коробкой передач. Машина разгонялась до 130 км/ч, имела печку и радиостанцию.
Автомобили Валентины Терешковой
Первая в мире женщина-космонавт имела в отряде космонавтов позывной «Чайка». Возможно, поэтому Валентине Терешковой презентовали единственный в своем роде автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» белого цвета. Все остальные машины этой марки сошли с конвейера окрашенными в черный цвет.
Истории о личном транспорте первых космонавтов по большей части являются легендами. Собственно, космонавты не сильно нуждались в нем, ведь в их распоряжении всегда были служебные средства передвижения.
Автомобили советских космонавтов: на чем ездили Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие
В Международный день полёта человека в космос самое время вспомнить, на чем знаменитые космонавты передвигались по земле, ведь их автомобили зачастую становились предметами восхищения.
Сегодня знаменательный день: ровно 60 лет назад началось покорение космоса человеком. Произнеся всего одно слово «Поехали!» и вырвавшись за пределы мезосферы, Гагарин навсегда изменил человеческую историю. Конечно, его вклад в это достижение куда меньше, чем вклад инженеров и конструкторов, но символом начала новой эры стал именно Юрий Алексеевич. В годовщину знаменательного полета мы решили вспомнить, на чем ездил легендарный космонавт, а заодно рассказать об автомобилях других советских покорителей космоса.
Юрий Гагарин
Matra Djet, ГАЗ-69
Открывает нашу сегодняшнюю подборку «Космонавт №1»: он не пробыл в космосе и двух часов, но эти 108 полетов навсегда изменили мир. Имя Юрия Гагарина известно всем, и он входит в число самых известных россиян в истории. Между тем, в жизни он был тихим и скромным человеком, который, и правда, очень любил автомобили. После знаменательного полета Гагарин объездил почти полмира и везде его встречали как героя.
Он приветствовал толпу из открытого Chevrolet в Польше, во время посещения Кубы махал рукой из Oldsmobile. В Соединенном королевстве из аэропорта покорителя космоса встречал великолепный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud. На авиасалоне в Ле-Бурже ему понравился Matra Djet, и автомобиль Юрию подарили, правда, по Союзу космонавт ездил на нем редко. Отметим, что первым личным автомобилем Юрия был ГАЗ-69, который он получил от государства вместе с водителем. Дело в том, что космонавт не имел прав, но, получив их, сразу же сам сел за руль. Позже ему подарили «Волгу».
Герман Титов
«Волга»
Герману Титову не было суждено стать первым человеком, побывавшим в космосе, и, конечно, он не может потягаться в славе с Гагариным. Между тем, первый в истории длительный полет, продолжавшийся более суток, совершил именно он, навсегда увековечив свое имя в истории.
Тогда многие космонавты, побывавшие в космосе, получали в подарок от правительства новенькие «Волги» — золотую мечту каждого советского гражданина. Титов, конечно, не стал исключением и, также как Гагарин, стал обладателем «Волги». Регистрация машин космонавтов проходила в Звездном городке, и авто получали спец спецномера — код «ММО», перед которым была цифра порядкового номера полета. У Титова был номер 0002 ММО.
Андриян Николаев
ЗИС-110
Николаев, третий советский космонавт, вместе с П. Р. Поповичем стал первым, кто принял участие в военном эксперименте в космосе. Гагарин и Титов побывали в космосе раньше, но они все время оставались пристегнутыми, в то время как Андриян Григорьевич впервые свободно парил в невесомости. Заметим, что в селе Шоршелы располагается целый мемориальный комплекс, посвященный покорителю космоса, и его значимой реликвией является «ЗИС-110». Этот автомобиль 1950 года выпуска космонавт особенно ценил, и именно на нем, под приветствие земляков, Николаев с триумфом проехал по улицам Чебоксар осенью 1962 года.
Валентина Терешкова
ГАЗ-13 «Чайка»
Когда у Королева родилась идея о том, что в космос можно отправить женщину, никто еще не догадывался, кто именно удостоится такой чести. Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова — ее выбрали в том числе из-за умения выступать публично и поддерживать разные общественные инициативы.
За все заслуги Терешковой был подарен ГАЗ-13 «Чайка» ослепительно белого цвета (единственный экземпляр, окрашенный в белый на заводе). Именно на «Чайке» она приехала на встречу с Владимиром Путиным, состоявшуюся в преддверии годовщины ее полёта. Роскошным по тем временам автомобилем также удостоили Фиделя Кастро и Галину Уланову.
Алексей Леонов
«Волга» и Chevrolet Tahoe
Леонов с детства проявлял творческие способности и даже мечтал поступить в академию художеств в Риге. Но учиться в столице Латвии мальчику и его семье было не по карману, поэтому Алексей выбрал карьеру летчика. Это решение стало судьбоносным, а Леонов смог навеки вписать свое имя в историю. Первый человек, оказавшийся в открытом космосе, покинул земную стратосферу одиннадцатым по счету. Именно поэтому на наградной «Волге» Леонова был номер 011. Несколько лет назад появилась информация о том, что космонавт также являлся владельцем американского внедорожника Chevrolet Tahoe. Покупатель автомобиля определил, что первым владельцем его машины по ПТС был всемирно известный космонавт.
Автомобили первых космонавтов
Первым полетел в космос Юрий Гагарин. Через пять дней после этого знаменательного события генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым было подписано Постановление Президиума ЦК КПСС (с грифом «Совершенно секретно»; этот документ рассекретили совсем недавно) под названием «О подарках тов. Гагарину Ю. А. и членам его семьи». У документа было два приложения. В одном из них говорилось о предоставлении герою 4-хкомнатной квартиры, во втором – о передаче в безвозмездное пользование первому космонавту автомашины «Волга».
Интересная деталь: говорят, что Гагарин был не только классным летчиком, но и заядлым автомобилистом. По слухам, еще до своего полета в космос он приобрел «ЗиМ ГАЗ-12» с 6-цилиндровым мотором. Но, скорее всего, история эта не соответствует действительности. Гагарин был человеком скромным (отчасти, из-за этой его черты характера он и стал первым космонавтом) и вряд ли он считал возможным «шиковать», разъезжая по части на шикарном длиннобазном седане. А вот что известно достоверно – это то, что экзамены на права он сдал «на отлично».
К черной «Волге», подаренной «партией и правительством», вскоре присоединилась еще одна – ГАЗ-21 бежевого цвета с символическим (сейчас бы про него сказали, что он «блатной) номером 12-04 ЮАГ. Эту машину Гагарин купил сам. Впрочем, чаще первого космонавта видели на служебной «Чайке», на которой Юрий Алексеевич ездил вплоть до своей трагической гибели в начале 1968 года.
Герман Титов, отправившийся на орбиту вторым, и последующие члены первого набора космонавтов, покорившие космос вслед за Юрием Гагариным, также получали от руководства государства автомобили марки «Волга». Интересная деталь: с некоторого времени машины для космонавтов регистрировались в Звездном городке и получали спецномер – буквенный код «ММО» и цифровой, соответствующий порядковому номеру полета. Говорят, что некоторые космонавты очень дорожили этим и при смене машины ходатайствовали перед ГАИшным начальством о сохранении за собой особенного номера.
Позже на автомобили, принадлежащие космонавтам, стали выдавать номера серии «Т***МР77». Так, умершему на днях Георгию Михайловичу Гречко был «присвоен» автомобильный номер 0034ММО, а после смены номеров – Т034МР77. На автомобилях с «космическими» номерами ездили не только сами владельцы, но и их родственники. В настоящее время признать героя космоса за тонированными стеклами «Мерседеса» или «Ленд Крузера» с номером Т***МР77 проблематично. Да его там, скорее всего и нет. Точного соответствия номера фамилии владельца уже давно не существует и сегодня в «блатном» авто с номерами, например, Виктора Савиных или Валерия Рюмина можно увидеть кого-угодно, только не покорителя космоса.
Космонавт
Космонавт жонундо маалымат. Куюндай жалындаган кубаттуу алп ракеталар жердин алгачкы жасалма спутниктерин, ай жана планета аралык автоматтык станцияларды учуу аянтынан космос мейкиндигине карай алып учат. Мына ушундан кийин гана адамдар космос орбитасына уча башташты. Аларды космонавттар деп аташкан. Биринчи космонавт Юрий Алексеевич Гагарин болгон. Ал 1961-жылы тарыхта биринчи жолу жерди айланып учкан. Космонавт эмне деген кесип? Бул кесип адамдан кандай сапаттарды талап кылат? Адам космоско учканда мурда көнбөгөн шарттарга дуушар болот.
Бака-шака түшкөн көчөсүз, ар кандай мукам добушсуз же жыпар жыттуу токойсуз узак убакытка космос кемесинин кабинасында отура берсеңер көңүлүңөр чөкпөйбү? Мына ушулардын бардыгына туруштук берүү үчүн космонавтка эң мыкты ден соолук, зор чыдамдуулук керек. Болочок космонавттар учууга узак жылдар бою даярданышат. Алар спорттун ар кандай түрлөрү менен машыгып, учактан парашют менен секиришет. Учуу мезгилинде абанын температурасы менен басымы өзгөрүлө турган болсо, космонавт өзүн кандай сезе тургандыгын термобарокамералардын жардамы менен сынашат. Космонавт сурдо камера деп аталуучу жалгыз орундуу камерада далайга чейин жашайт. Кеменин учуу мезгилиндеги, айрыкча жерге конуу учурундагы күчтүү жүккө (басымга) космонавт кантип чыдайт? Аны билүү үчүн космонавт центрифугаларга жана ондогон башка аппараттарга салып айлантуу жолу менен сыналат. Ошентип космонавт тез реакция жасоого, коркунучту жеңе билүүгө, учуу мезгилинде кездешүүчү өтө кыйын шарттарда туруктуулукту көрсөтүүгө тарбияланат.
Космонавт жонундо ыр Эсимде, ошондо күн жылтылдап турганы, Кандай сонун апрель эле! Жүрөктө кубаныч менен сыймык жанып турду эле, Космостон учуп келди Гагарин! *** Кыялданчу элек ал жөнүндө, Космос, Гагарин, Салижан. Жерибиз тажадыго жалгыздан, Айткым келет учуп чыгып космоско, Салам жерим, кичинекей үй-жайым. *** Болгум келет космонавт, Чексиздикте сүзүп жүргөн. Болгум келет учуучу, Элдин баары суктанган.