Авто лак на водной основе
О пользе воды. Лаки на водной основе
13 июля 2018, Николай ПИМЕНОВ
На водной основе – это современно
Лаки – это растворы натуральных, либо синтетических смол. В качестве растворителей в лаках используют углеводороды, ацетон, этанол, олифу и даже эфирные масла.
Находясь в жидком или полужидком состоянии, лак наносится тонким слоем на ранее положенную на металл кузова грунтовку и краску.
Высыхая, слой лака образует прочную прозрачную защитную пленку. Покрывая блестящим или матовым слоем эмаль на кузове, лак довершает создание образа, разработанного дизайнером. Образование полимерной пленки при нанесении лака, если рассматривать традиционные лаки, происходит за счет испарения растворителя и отвердевания его полимерной основы – термопластичных полимеров.
Однако предел, ограничивающий содержание органических растворителей в литре приготовленной базовой краски, двухкомпонентной эмали или же лака, сегодня в Европе не должен превышать 420 г/л. В отличие от Европы российские потребители ЛКМ в настоящее время еще не ограничены жесткими экологическими требованиями при выборе систем покрытий. Пока не принят даже Технический регламент ЕАЭС на лакокрасочные материалы, а именно технические регламенты по безопасности должны быть главным регулятором допуска продукции на рынок. Но рано или поздно придется европейские нормы взять на вооружение и нам.
Для выдерживания евростандарта VOC ученым потребовалось в ЛКМ увеличить долю сухого остатка и снизить количество растворителя в эмалях и лаках, понизив тем самым VOC или концентрацию летучих органических соединений.
Но безгранично уменьшать количество растворителя в лаке невозможно. Поэтому, чтобы добиться экологичности автолаков и снижения VOC, пришлось заменить растворитель на воду. Вода, безусловно, используется не водопроводная, а прошедшая специальную обработку.
Водорастворимые лаки, основой которых являются термореактивные полимеры, в настоящее время используются все шире и шире. В США водорастворимые лаки очень популярны, а, например, в штате Калифорния другими видами лаков вообще пользоваться запрещено.
В таких лаках не нужны растворители, низкую вязкость им обеспечивают олигомеры. Отвердевание лаковой пленки происходит в результате образования полимера, полученного из олигомера в ходе химической реакции полимеризации или поликонденсации. В реакции участвуют специальные вещества, отвердители или катализаторы.
Автопроизводители успешно сегодня применяют лаки на водной основе при окраске автомобилей. Надо отметить, что многочисленные тесты, проводившиеся по разным методикам и в режимах различных нагрузок, показали, что практически на всех этапах исследований водорастворимые лаки не уступали по эффективности и эксплуатационным качествам традиционным. А при использовании специальных устройств для сушки поверхности время высыхания удавалось уменьшить до уровня, сопоставимого с временем высыхания традиционного лака. Однако среди наших автомаляров бытует мнение, что время высыхания, а также твердость и другие защитные качества у традиционных лаков значительно выше тех, что могут обеспечить водорастворимые. Традиционные автолаки, безусловно, сегодня используются в России гораздо чаще еще и по той причине, что основная масса автомастерских и СТО только с ними всегда и работала.
Но главной причиной, пожалуй, существующей ситуации является цена. Причем сам водорастворимый лак стоит не дороже традиционного, а вот отвердитель для стандартного лака стоит гораздо дешевле. Дело в том, что обычный отвердитель очень чувствителен к влаге, и он сразу вступает в реакцию с водой, содержащейся в лаке, а только потом с самой смолой. Поэтому для использования в водорастворимом лаке отвердитель необходимо дополнять специальными дорогостоящими компонентами, иначе качественной реакции полимеризации может не произойти.
Еще одной причиной популярности «классики» является то, что для работы водорастворимыми лаками требуются некоторые специальные условия. Причем речь не идет о специальных инструментах, краскопультах или окрасочных камерах. Но в помещении необходимо обеспечить температуру в диапазоне от 15 до 30 °C и влажность до 65%, и можно приступать к работе с лаком.
Технология нанесения обоих типов лаков практически одинакова. Главное отличие в виде самого лака во время нанесения. Пока водорастворимый лак не высох, он выглядит матовым. Это мешает в определенной степени быстро оценить качество нанесения. Но за водорастворимыми лаками будущее, поскольку ужесточения экологических норм не избежать, они будут в дальнейшем только более строгими.
Купить качественный лак на водной основе у нас не проблема
Компания Mipa была основана в 1948 г., а с 2001 года получила название Mipa AG. Сегодня производственные мощности компании, кроме родной Германии, действуют и в Швейцарии, и в Австрии.
Для наложения внешних слоев Mipa предлагает водорастворимый лак Mipa 2K-Clear coat C210. Используя традиционный метод нанесения ЛКМ с незначительными изменениями, этот продукт позволяет получать поверхность, отличающуюся сильным блеском, отличными защитными характеристиками и долговременной адгезией.
К полировке лака Mipa 2K-HS CC 4 можно приступать сразу после сушки в печи. Это покрытие обладает стабильными характеристиками, на которые не влияют ни экстремальные температурные перепады, ни химические или механические воздействия.
Лак на водной основе Mipa 2K-HS CS 85 особенно устойчив к появлению трещин и царапин, в нем используется технология Reflow. Дело в том, что крошечные царапины могут появляться на поверхности кузова автомобиля по различным причинам, даже в результате интенсивного воздействия грубой щетки во время мойки автомобиля. Со временем число таких царапин растет и приводит к потускнению краски, утрате привлекательного вида. Но по технологии Reflow в лак вводятся дополнительные компоненты, делающие внешний слой лака более эластичным. В результате, под действием тепла, даже солнечной радиации, царапины просто исчезают или по крайней мере становятся невидимыми для человеческого глаза.
Созданный на базе нанотехнологий водорастворимый лак Mipa 2K-HS-CS-44 имеет очень высокую твердость, устойчив к появлению незначительных царапин и образованию микротрещин. Этот лак используют и для полной, и для частичной обработки кузовов легковых автомобилей, рам мотоциклов, элементов грузовых автомобилей и отдельных деталей.
Еще одна компания, представленная на российском рынке, AkzoNobel Car Refinishes, является международным концерном, продукция которого представлена более чем в 80 странах. На предприятиях AkzoNobel трудится более 60 000 работников. Штаб-квартира в Арнеме (Нидерланды) действует с 1994 г., после слияния двух мощных предприятий – Akzo и Nobel.
Проанализировав потребности СТО, специализирующихся на кузовном ремонте, специалисты компании разработали бесцветный лак Sikkens Autoclear LV Superior. Система двухкомпонентных лаков полностью соответствует европейским нормам VOC. В Autoclear LV Superior используется 3 вида лака, один отвердитель и 3 различных разбавителя. Входящие в состав системы компоненты можно комбинировать, получая при этом лаки с различными свойства. Например, в зависимости от выбора разбавителя и температуры сушки, время полного высушивания может занимать от 12 минут до 8 часов. AkzoNobel рекомендует использование Autoclear LV Superior всем автоцентрам соответствующего профиля.
Компания Spies Hecker, образованная в 1882 году в Германии – это один из крупнейших производителей ЛК и подготовительных материалов с годовым объемом сбыта около 20 тыс. тонн. Компания Spies Hecker также производит оборудование для приготовления красок, а именно механизированные стенды для перемешивания компонентов, дозаторы, высокоточные электронные весы и каталоги с цветовыми решениями. Кроме того, предлагается широкий выбор приспособлений, необходимых для производства ЛКМ: тест-карты, мерные линейки, тара и т. д.
Важнейшим вопросом в работе предприятия, занимающегося малярными работами, является выполнение ремонта в кратчайшие сроки с максимально высоким качеством и соблюдением норм охраны окружающей среды. Компания предлагает большой ассортимент лаков собственной разработки. Спросом у профессионалов пользуется лак HS Optimum Plus 8650 с высоким содержанием твердых веществ и полностью отвечающий требованиям по содержанию летучих веществ VOC. Лак HS Optimum Plus 8650 может с успехом применяться даже там, где невозможно создать высокую температуру для сушки в окрасочно-сушильной камере. При использовании специальной добавки лак эффективно применяется для окраски жестких и полужестких пластиков. Время сушки при температуре 60 °C всего 10 – 35 мин., в зависимости от выбранного типа отвердителя.
В 2016 г. концерн BASF приобрел компанию Chemetall, являющуюся одним из ведущих мировых поставщиков материалов для прикладной обработки металлических, пластиковых и стеклянных поверхностей в широком спектре отраслей. Продукты и решения Chemetall удачно дополнили портфель продуктов, производимых BASF, было создано подразделение лакокрасочных покрытий BASF Coatings Service, которое сегодня превратилось в глобального эксперта по разработке, производству и маркетингу инновационных покрытий для автопроизводителей. Продукция BASF CS используется в автомобилестроении, авиационно-космической отрасли, в металлообработке. Разработки BASF Coatings Services сегодня эффективно используют и крупные специализированные автоцентры, и небольшие мастерские.
Серия Glasurit включает в себя линейку бесцветных лаков, на некоторых хотелось бы остановиться особо. Лак Glasurit 923-447 HS Clear, изготовленный с использованием нанотехнологий, образует покрытие, устойчивое не только к царапинам, но и ударам щебня, воздействию солевых смесей. Дополнительным преимуществом, важным для любого автомаляра, является короткое время высыхания.
Универсальное прозрачное покрытие Glasurit HS 923-335 Multi Clear VOC, отвечающее требованиям директив VOC, предназначено для самой широкой группы автосервисов, заинтересованных в материалах отличного качества по разум ной цене. Лак характеризуется прежде всего отличной адгезией, красивым, ярким блеском и усилением глубины цветов покрытых им базовых слоев эмали.
Лак Glasurit 923-135 HS Racing Clear VOC позволяет максимально быстро устранять незначительные повреждения покрытий, благодаря эффективной сушке даже при комнатной температуре. Благодаря короткому времени сушки Glasurit 923-135 HS можно использовать для покраски отдельных деталей кузова, поскольку те могут устанавливаться на автомобиль сразу после короткого времени высыхания. Этот продукт серии Glasurit, как и все, описанные выше, соответствует Европейским нормам содержания VOC.
Хотя разделение современных составов и материалов на краски и специальные автолаки достаточно условно, все-таки лаки имеют свои особенности. В их состав часто вводят компоненты, значительно повышающие защитные качества, увеличивающие ресурс покрытия, меняющие вид базовых эмалей. Поэтому, решив красить автомобиль, совсем не лишним будет для владельца разобраться, каким лаком будет покрываться его машина.
Автомобильный лак, типы, характеристики
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы подробно разберёмся, что такое автомобильный лак, какие типы лаков бывают, какие имеют характеристики.
Система заводского защитного покрытия автомобиля состоит из нескольких слоёв. Первым идёт первичный антикоррозионный грунт, который наносится электростатическим способом. Далее идёт грунт, сглаживающий все мелкие неровности. Потом идёт финишное покрытие, состоящее из базового пигментного слоя, за которым следует прозрачный слой лака. Он обеспечивает защиту базы, долговечность, устойчивость к царапинам. Этот слой защищает краску от выцветания, вызываемого ультрафиолетовыми лучами солнца, придаёт ей блеск и глубину.
Содержание статьи:
Что такое автомобильный лак?
Автомобильные лаки были впервые разработаны в конце 1970‑х годов, когда систему окраски разделили на две части: пигментный базовый слой и бесцветный прозрачный слой. К 1980‑м годам система окраски с использованием прозрачного слоя стала популярной.
Устойчивость к коррозии обеспечивает не только прозрачное покрытие, а все слои ЛКП, включая специальный грунт.
Основные требования к автомобильному лаку: хорошая адгезия к базовому слою, блеск, ровное растекание по поверхности, защита от внешних воздействий, отсутствие пожелтения, эластичность даже при ‑20°C.
Лак обычно дешевле, чем многие краски, поэтому увеличивает толщину ЛКП, не добавляя много к общей стоимости.
Грубо говоря, лак — это краска без пигмента. Он состоит из нескольких химических компонентов:
На всех ли машинах есть лак?
Не на всех автомобилях имеется лаковый слой. Финишное не лакированное покрытие называется однослойной краской. Лакированное покрытие называется двухслойной краской или ЛКП. Сейчас 95% продаваемых машин покрыты лакированной краской.
Есть машины, не имеющие верхнего прозрачного слоя. Это некоторые цвета без эффекта «металлик» и «перламутр». К примеру, белый — один из самых последних цветов, которые стали лакировать. Это, как правило, делается для экономии средств, а также из-за прощающего характера белой краски. Она дешёвая, на ней не видны мелкие дефекты, а процесс старения менее заметен, по сравнению с любыми другими цветами. Как правило, белый цвет без прозрачного слоя можно встретить на грузо-пассажирских машинах. Конечно же, такой цвет, как «белый перламутр» к этому не относится. Он лакируется, как все «металлики» и «перламутры».
Толщина плёнки автомобильного лака
Формирование прозрачной плёнки достаточной толщины важно для обеспечения долговечности финишного слоя. Слишком тонкая плёнка может привести к преждевременному её разрушению, отслоению, общему ухудшению внешнего вида. Слишком толстая плёнка может привести к дефектам при окрашивании (к примеру, всплытию растворителя), худшей эластичности. Опять же всё зависит от типа и качества автомобильного лака, его состава, объёма твёрдых компонентов. Эти показатели мы рассмотрим ниже.
Толщина прозрачного слоя может сильно варьироваться в зависимости от панели и производителя авто. Чаще всего рекомендуется наносить автомобильный лак общей толщиной в диапазоне от 30 до 80 микрон. Он должен иметь достаточную толщину для защиты, а также как запас для дальнейших абразивных полировок. При полировке важно следить за тем, какое количество прозрачного слоя удаляется. Для этого можно применять толщиномер (см. статью “использование толщиномера перед полировкой”). Каждый раз при абразивной полировке удаляется примерно 2–3 микрона лакового слоя. В слишком тонкой плёнке остаётся недостаточно ультрафиолетовых поглотителей, чтобы блокировать УФ-лучи, что снижает долговечность ЛКП. Если удалить слишком много лака, это может привести к постепенному обесцвечиванию ниже расположенного пигментного слоя, отслоению, разрушению лакокрасочного покрытия.
Твёрдость автомобильного лака, уровень блеска
Твёрдость автомобильного лакокрасочного покрытия может зависеть от ряда факторов: от состава продукта, количества используемого отвердителя, способа нанесения, влажности воздуха во время отвердевания, от типа сушки, от того, производилась ли абразивная полировка сразу после отвердевания.
Уровень блеска
В большинстве случаев при покраске кузова применяются глянцевые автомобильные лаки. Однако, как альтернативный вариант, существует матовый автолак. Его можно наносить как есть или смешивать с обычным, получая различный уровень блеска.
Lexus с матовым лаком
Уровень блеска у разных автомобильных лаков может отличаться. В основном, он определяется соотношением смолы, затвердевающей после высыхания.
Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
При нанесении автолак должен быть совместим с базовым слоем, на который он наносится, не должен его растворять. Качественные автолаки известных производителей удовлетворяют этим требованиям. Дешёвые марки, разбавленные не специальным разбавителем, могут влиять на базовый слой, вызывая различные дефекты.
Сначала рассмотрим автомобильные лаки по способу нанесения и отверждения, не касаясь подробностей хим. состава, а уже ниже рассмотрим классификацию автолаков по химическому составу.
Типы автомобильных лаков по химическому составу
Химикаты автомобильных лаков несколько отличаются в зависимости от различных потребностей рынка. Почти все системы основаны на акриловых смолах.
По поводу состава и химической структуры автомобильных лаков существует много неясностей. Более подробно о том, что такое полиуретановый, акрил-уретановый и акриловый автолаки, чем они отличаются, мы разберёмся в конце этой статьи.
Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
С 2004 года директива ЕС ограничила содержание летучих органических соединений VOC в лакокрасочной продукции. Производители стали изготавливать свои продукты в соответствии с требованиями экологических норм. Так появились лакокрасочные материалы с более низким содержанием растворителей и высоким содержанием твёрдых веществ. Можно выделить три категории лакокрасочной продукции по содержанию в них твёрдых компонентов. Не существует официальных принципов, предписывающих отличать одну категорию от другой, однако, общеизвестное правило выглядит следующим образом:
Допустим, мы используем автомобильный качественный лак зарекомендовавшего себя бренда. Давайте разберёмся, что представляют собой различные лаки с разной концентрацией твёрдых компонентов, как они наносятся, какую плёнку дают после отвердевания.
Как отличаются лаки с разным содержанием твёрдых компонентов при нанесении?
Автомобильные лаки содержат смолу, добавки, растворитель, отвердитель. Объём твёрдых частиц — это объем лака после испарения растворителя и затвердевания.
Коэффициент смешивания лаков
Двухкомпонентные автомобильные лаки требуют смешивания двух компонентов перед их распылением. Это сам лак и отвердитель. Также обычно на упаковке можно найти рекомендации для добавления разбавителя.
Если Вы покупаете лак в магазине, где производится подбор цвета красок, то там обычно могут налить нужное Вам количество лака и дать отдельно нужное количество отвердителя с разбавителем.
Соотношение смеси для двухкомпонентной системы — это соотношение количества смолы и катализатора, необходимых для получения полного отверждения системы. Эти соотношения определяются хим. веществами, входящими, как в состав смолы, так и в состав катализатора, должны соблюдаться, иначе могут возникнуть трудности с отверждением.
Если лак смешать с большим количеством отвердителя, то это может привести к повышению его твёрдости, но также к увеличению хрупкости, снижению ударопрочности. Мало отвердителя приведёт к снижению отверждения и общей прочности. Оба фактора влияют на долговечность лакокрасочного слоя и при нарушении пропорций снижаются эксплуатационные характеристики.
Коэффициент смешивания может выражаться по весу (by weight), объему (by volume). Из-за различий в плотности смолы и катализаторов соотношение по массе и по объему во многих случаях будет разным. Наиболее часто коэффициент смешивания выражается по весу. Тогда правильное количество компонентов измеряется на весах, потом смешивается вместе.
Ассортимент отвердителей и разбавителей позволяет осуществлять процессы от точечного ремонта до полной перекраски при широком диапазоне температур и условий в кузовных мастерских.
Чем отличаются лаки с разным коэффициентом смешивания?
У разных лаков могут быть различные коэффициенты смешивания (10:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1).
Как уже упоминалось выше, это пропорция смешивания, к примеру, 4:1 означает 4 части смолы на 1 часть отвердителя.
В зависимости от рецептуры продукта требуется определённое количество активатора, чтобы образовались полимерные связи.
Для полиуретана обычно требуется много изоцианата, для активации, поэтому коэффициент смешивания у него обычно с большой долей активатора относительно смолы, чем у других систем: 3:1, 2:1 или 1:1.
Результат распыления у продуктов с разными коэффициентами смешивания может быть похожим. Поэтому, как правило, нужно изучать характеристики самого автолака.
Керамолак
В начале 2000‑х компания Мерседес решила создать лак с улучшенной устойчивостью к царапинам для своих автомобилей представительского класса. После изучения различных разработок, было принято решение использовать технологию лака, которая компания PPG применяла для лакирования деревянных полов. Хороший блеск, повышенная абразивная стойкость этого покрытия были получены введением наночастиц диоксида кремния (SiO2). Эти знания легли в основу разработок нового автомобильного керамолака CeramiClear.
Во время работы над новым автолаком решались задачи улучшения долговечности, прозрачности, повышения адгезии, возможности полировки нанесённого керамолака.
Компания PPG обладает 22 патентами на технологии, использованные при создании автомобильного керамолака CeramiClear, которые в основном состоят из трёх изобретений:
Спецразработка компании PPG керамолак CERAMICLEAR для компании Mercedes ‑Benz — это своего рода модефицированный полиуретановый лак. Он очень прочный, при этом эластичный, что не делает его хрупким, обеспечивая лучшую защиту от сколов. Он устойчив к появлению царапин, обладает способностью самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин в процессе последующего нагрева поверхности. Впервые керамолак анонсировали в 2003 году. В следующем году появилась усовершенствованная версия CeramiClear для использования с системой Global Refinish System, получившая впоследствии Золотую награду на Международном Гран-при за технические инновации в автомобильном сегменте Европы.
В этой системе используются наночастицы диоксида кремния. Микроскопические частицы свободно плавают сначала в жидком прозрачном слое, а затем во время сушки внутри специальной камеры при температуре около 140 градусов Цельсия поднимаются на поверхность. Частицы соединяются друг с другом таким образом, что создаётся чрезвычайно плотная и гладко структурированная сеть, значительно более устойчивая к царапинам, чем обычное ЛКП. Твёрдые наночастицы распределены по всему слою, но по большей части сконцентрированы в верхней части CeramiClear.
По словам представителей Мерседес, наночастицы в три раза повышают устойчивость к царапинам, обеспечивают заметно улучшенный блеск на длительный период времени.
Машины с CeramiClear гораздо легче мыть из-за более высокого поверхностного натяжения. Большую часть грязи легче смывать. Остаётся меньше мелких царапин после мойки.
Был также разработан керамолак для ремонта автомобилей, покрытых CeramiClear, обеспечивающий примерно такой же уровень защиты, как и заводской керамолак. Керамолак можно распылить на уже нанесённое обычное ЛКП. После распыления керамолака есть «окно» 12–24 часа, после чего происходит полное затвердевание. Внутри этого «окна» можно отшлифовать ЛКП на мокрую, потом отполировать. В этот промежуток между нанесением и полным затвердеванием керамолак ведёт себя как обычное лакокрасочное покрытие. Рекомендуется полировать через 2–3 часа после покраски.
Технология лаков устойчивых к царапинам
Керамолак компании PPG не единственный стойкий к царапинам лак. Существуют лакокрасочные покрытия, не содержащие наночастиц диоксида кремния, но также способные противостоять царапинам и самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин. Устойчивость к царапинам связана с перекрестно сшитой плотной полимерной матрицей, а также за счёт высокотемпературной сушки для дальнейшего повышения твёрдости.
По сути, простой полиуретановый лак также устойчив к царапинам. Все новые технологии лаков с повышенной стойкостью к царапинам являются его модификациями. Его главное преимущество заключается в том, что при высокой прочности, он остаётся эластичным, не хрупким. Простая полиуретановая плёнка для защиты кузова (см. статью о защите кузова плёнкой) также очень износостойкая, способная восстанавливаться от поверхностных царапин при нагреве. Более подробно лаки с разной химической структурой и их сравнение мы разберём в этой статье ниже.
УФ-отверждение лаков для лучшей устойчивости к царапинам
У стандартных лаков 1K и 2K плотность сшивания полимерной матрицы 8–12 МПа. С ультрафиолетовым отверждением можно получить гораздо большую плотность поперечных сшивок. Однако плотность выше 30 МПа уже не приводит к улучшению устойчивости к царапинам.
Ограничением ультрафиолетового отверждения является нулевое затвердевание в теневых зонах кузова. Сложные трехмерные формы кузова содержат области не попадающие под воздействие ультрафиолетового света. Это соображение привело к разработке лака двойного отверждения с использованием механизма сшивания изоцианатного полиола в дополнение к реакции полимеризации, инициированной ультрафиолетовым излучением. В то время как внешние видимые окрашенные области автомобиля достигают полного отвердевания с помощью двух механизмов, внутренние теневые зоны твердеют за счёт обычного процесса, без применения УФ-лучей.
Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Акрил используется в самых разнообразных лакокрасочных материалах либо в качестве первичной смолы, либо в качестве сополимера с другими смолами.
Большинство традиционных автомобильных лаков состоят из акриловых и меламиновых смол. Акриловый полимер даёт твёрдость и хим. активность. Чтобы придать хорошие свойства текучести и распыляемости, растекаемости, выравнивания после распыления, для этого часто акриловые полимеры смешивают с разными мономерами.
Уретан в названии лаков не используется в качестве обозначения химиката.
Химический “уретан” не является точным описанием типа смол, используемых в красках. Он также известен как этилкарбамат, очень токсичное хим. вещество, когда-то использовавшееся в фармацевтике, но от него давно отказались из-за его токсичных характеристик. То, что можно обнаружить во многих плёнках красок, является “уретановой связью”. Это ключевой строительный блок, встречающийся в некоторых полимерах, и определяющий эксплуатационные свойства.
В целом лакокрасочные материалы, содержащие “уретановые связи”, обладают большей прочностью и долговечностью.
Акрил-уретановые лаки – отличный продукт, они сохнут быстрее, более прочные и служат дольше акриловых. Они являются промышленным стандартом для автомобильных ЛКП, и за последние два десятилетия во многом заменили акриловые материалы. Это предпочтительный выбор многих автопроизводителей. Акрил-уретановые покрытия прочные и меньше подвержены сколам, чем акриловые. Некоторые ЛКП из акрил-уретанов конкурируют или даже приравниваются к своим конкурентам из полиуретана, но в целом полиуретановые материалы имеют репутацию самых прочных.
Термин “полиуретан” ( PU ) появился давно в прошлом, потому что доминирующей химической группой, присутствующей в полимере, была уретановая группа.
Если придираться к терминам, акрил-уретан также можно назвать полиуретаном (из-за множества уретановых связей), однако настоящий полиуретан и акрил-уретан — это 2 разные системы окраски. Акрил-уретан не настолько эластичен как полиуретан и больше подвержен появлению царапин и сколов. Акрил-уретан не имеет столь же сильной защиты от УФ-излучения, из-за чего к нему часто добавляются УФ-протекторы.
Базовая структура полиуретанового лака отличается мягким сегментом на основе полиола, что придаёт ему гибкость и эластичность. Также имеется твёрдый сегмент с высокой плотностью уретановых сшивок, что придаёт покрытию твёрдость. Таким образом, полиуретаны сочетают в себе прочность и гибкость. При соответствующей рецептуре не существует другого класса продуктов, имеющих лучший баланс адгезии, устойчивости к УФ-излучению, износостойкости и эластичности.
Свойства, которые делают двухкомпонентный полиуретан уникальным, включают в себя следующие:
Пример настоящих полиуретановых лакокрасочных материалов – продукция Imron компании Dupont. В течение последних почти 40 лет они используются преимущественно на грузовом автотранспорте, самолетах и т.п., как наиболее износостойкие. PU-материалы и Imron в частности — самые опасные для здоровья. Большая концентрация изоционатов, входящих в состав активаторов, впитывается в организм человека через кожу и глаза. Как только изоционаты попадают в организм, они не выводятся, а накапливаются в крови, костях, печени, лёгких.. (см. статью “вред здоровью кузовщиков и автомаляров”) При распылении таких материалов важно использовать специальный респиратор, перчатки и защиту для глаз.
Какой лак выбрать?
Наиболее доступным по цене является акриловый лак. В магазинах с продукцией для кузовного ремонта на прилавках чаще всего находится именно он. Выбрав этот продукт проверенного бренда можно получить хорошие результаты при окрашивании кузова. Особенно, если весь процесс подготовки, окрашивания и последующей полировки сделать правильно.
Полиуретановый лак специфичен, наиболее прочный и эластичный. Его можно купить не везде и лучше применять, если автомобиль требует особенно прочного долговременного покрытия.
Акрил-уретановые лаки можно назвать золотой серединой. Они дороже акриловых, продаются у представителей известных производителей лакокрасочной продукции и на порядок лучше акриловых лаков.
В целом сосредоточьтесь на характеристиках лаков и рекомендациях коллег. Обращайте внимание на эксплуатационные данные и объективные обзоры автолака, чтобы убедиться, что вы получаете то, что ожидаете. Кроме того, не используйте цену как показатель качества. Для большинства марок автомобильных лаков и красок цена на сырье и производственные накладные расходы составляют лишь очень небольшую часть от общей стоимости. Большая часть затрат приходится на непомерные маркетинговые бюджеты.
Также читайте статью “покрытие лаком автомобиля” о правильном нанесении автолака.