Авто линкольн континенталь 1963

Пионеры стретчей Lehmann-Peterson и их Lincoln Continental Executive Limousine (1963-70)

Авто линкольн континенталь 1963

Сейчас это может показаться странным, но было время, когда привычных ныне «стретч»-лимузинов с центральной вставкой, обычно арендуемых для торжественных случаев, вообще не существовало. Утилитарные многодверные лимузины применялись с начала 1920 годов для обслуживания отелей и аэропортов, но VIP-персоны ездили на традиционных «формальных лимузинах» с откидным вторым рядом сидений для дополнительных пассажиров. А вот стретчи, какими мы знаем их сейчас, появились в 1963 году, когда американская компания Lehmann-Peterson продемонстрировала свои первые Executive Limousine на базе Lincoln Continental на Чикагском автошоу в мае.

Авто линкольн континенталь 1963

Инновационное предприятие началось с того, что 24-летний энтузиаст автоспорта и наследник большого состояния Джордж Уильям Леманн обратился к своему знакомому строителю гоночных машин для Indy 500 Роберту Петерсону с предложением изготовить прототип лимузина. «К тому моменту я как раз закончил восстановление Scarab, практически развалившегося на три части, и Джорджа впечатлила моя работа», — вспоминал Петерсон в интервью журналу Limousine & Chaffeur в январе 1986 года, — «Мне всегда нравилась идея постройки лимузинов, но никогда не было реального повода её воплощать. В итоге мы договорились, что я буду удлинять машины, а он обеспечит финансирование проекта». В этой паре плейбой Леманн выполнял коммерческие функции, а талантливому механику Петерсону досталась техническая работа. Каждый из партнеров находился на своем месте и сотрудники в последствии вспоминали этот дуэт только позитивно.

Авто линкольн континенталь 1963

Выбор основы для стретча пал на Lincoln с распашными дверями просто потому, что Леманну нравилась эта марка. Позже, конечно, выяснилось, что «квадратный» дизайн и минималистичное оформление сильно упростили задачу по удлинению. Первые два прототипа изготовили из седанов 1963 года, сделав между дверями 92-сантиметровую (36 дюймов) вставку, заодно существенно усилив несущий кузов элементами из трехмиллиметровой стали: лимузин был даже жестче седана. Эта инновация Леманна и Петерсона изначально была решением сугубо практической проблемы. Дело в том, что формальные лимузины, как правило, производились с применением модифицированных дверей от седана и задней части кузова от купе – таким образом, можно было легко сохранить форму задних крыльев и упростить работы над боковыми окнами. Так поступали и Cadillac, и Imperial. Но в те годы у Lincoln не было двухдверного купе в ассортименте и партнерам пришлось изобретать экономически целесообразный способ удлинить изначально четырехдверный автомобиль. Так и возникла провидческая идея «стретча».

Авто линкольн континенталь 1963

Первые серийные Lincoln Continental Executive Limousine by Lehmann-Peterson (таково полное название автомобилей) уже воспользовались более длинной колесной базой, внедренной в 1964 модельном году, так что длина вставки сократилась до 86 см (34 дюйма). Итоговая база составила ровно 160 дюймов, то есть 406 сантиметров, а общая длина стретча – 6 метров 36 сантиметров. Так как основой для стретчей были Continental того же модельного года, все Lehmann-Peterson внешне аналогичны обычным Lincoln. С точки зрения техники, лимузины тоже полностью повторяли конструкцию базовой машины, включая двигатель и АКП. Только шины, амортизаторы и пружины заменялись на специально рассчитанные под большую массу автомобиля, а увеличенный радиатор и мощный вентилятор гарантировали невозможность перегрева в специфических условиях эксплуатации многих лимузинов. Кстати, разница в весе в сравнении с серийным кабриолетом Lincoln была весьма незначительной, поэтому динамические характеристики Continental не слишком страдали.

Авто линкольн континенталь 1963

Главной отличительной особенностью интерьера Lehmann-Peterson стала реализация дополнительного ряда сидений. Как следствие планировки с расположенной по центру машины вставкой, вместо некомфортных откидных страпонтенов Cadillac Fleetwood Series Seventy Five и Ghia Crown Imperial Limousine, там размещались два полноценных кресла, развернутых против хода движения. Между ними, поверх тоннеля кардана располагалась деревянная консоль со стереосистемой и минибаром. Опять таки, решение было вынужденным и шло вразрез с привычной практикой, но вышло не только удачным для этой модели, но и оказало огромное влияние на индустрию.

Авто линкольн континенталь 1963

Обивка из сукна или кожи, толстый ковер из овечьей шерсти, отсек для зонтиков под передним сиденьем, покрытая черной искусственной кожей крыша и уменьшенное «приватное» заднее стекло усиливали впечатление от машины – без всякого сомнения, это был автомобиль премиум-класса, а не «развозной лимузин».

Авто линкольн континенталь 1963

Но отнюдь не отличный внешний вид и шикарный салон стали залогом успеха предприятия Леманна и Петерсона, а то, что партнеры с самого начала обеспечили себе официальную поддержку со стороны Ford Motor Company. Завершив первый прототип, Джордж и Роберт привезли его в штаб-квартиру корпорации в Дирборне, где, по воспоминанию Петерсона, «собрались все инженеры, не меньше 60 человек осматривало нашу машину. Ford с осторожностью оценивали возможность производства автомобиля на 200 кг тяжелее стандартного Lincoln, потому что их волновала крепкость и безопасность конструкции». Лишь через несколько лет Петерсон узнал, что после того, как партнеров попросили оставить автомобиль для предварительного тестирования, «в отделе продаж посадили внутрь машины столько людей, сколько смогли впихнуть. Затем они катались по всем выбоинам и ухабам и даже отрывались от земли, но так и не смогли сломать».

Авто линкольн континенталь 1963

Первоначально менеджмент Lincoln-Mercury отнесся к идее Леманна и Петерсона с уважением, но без энтузиазма. Однако, кроме соображений надежности, был один фактор, безусловно позитивно повлиявший на их решение. На тот момент, когда корпоративные клиенты, набирающие свои автопарки из продукции Ford Motor Company, обращались с просьбами предложить им более шикарное, чем Lincoln Continental для представительских функций или пользования руководством, дилерам не оставалось ничего, кроме как посоветовать обратиться к Cadillac – конкурента продававшегося тысячами ежегодно Fleetwood Seventy-Five в ассортименте Ford не было. Собственное производство лимузинов было прекращено в 1942 году, а контракт по выпуску лимузинов Lincoln на стандартной колесной базе Continental Mark IV/Mark V компанией Hess & Eisenhardt продлился всего два года — 1959 и 1960. В-общем, корпоративно малоприятная ситуация, мягко говоря…

Авто линкольн континенталь 1963

Авто линкольн континенталь 1963

В списках заказчиков были Элвис Пресли, Роберт МакНамара, губернатор Нельсон Рокфеллер, Роберт Кеннеди, посол ООН Артур Голдберг, Джерри Льюис, издатель Playboy Хью Хефнер, Рональд Рейган, Софи Лорен, Анна Додж и Аристотель Онассис. Главы государств тоже чувствовали себя комфортно в просторном салоне стретча – голландская королевская семья приобрела целую пару Lehmann-Peterson, такой же был у испанского генерала Франко. Занятно, что в 1965 году стретч был приобретен советским правительством на имя министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. А один из первых серийных автомобилей после тестирования на полигоне и ДТП за 9 дней был переделан в открытый парадный «ландоле» с поднимающимся на 30 см задним креслом для визита Папы Римского Павла VI в Нью-Йорк в октябре 1965 года. Эту же машину пришлось еще раз восстановить и немного модифицировать в 1968 году для визита Папы в Колумбию и еще несколько лет экс-папамобиль использовали для участия в парадах в Чикаго.

Авто линкольн континенталь 1963

В автопарке Белого Дома суммарно побывало 15 экземпляров Executive Limousine, включая вышеупомянутый автомобиль секретаря МакНамары (бывшего главы Ford Motor Company) и два президентских лимузина Линдона Джонсона 1965 и 1968 года. В 1968 году Lehmann-Peterson подготовили переоборудованные буквально в «арсеналы на колесах» два неудлиненных кабриолета Continental со сдвижными дверями для президентского кортежа. Эти машины стали последними официальными Lincoln с открытой крышей, так как марка отказалась от серийных кабриолетов после 1967 года.

Авто линкольн континенталь 1963

Авто линкольн континенталь 1963

Согласно опросу, проведенному Ford Motor Company в 1968 году среди дилеров, модели использования всех проданных на тот момент Executive Limousine распределялись таким образом: 26,8% всех стретчей эксплуатировались лимузин-сервисами, 22,9% находились в корпоративных автопарках, 20,3% — у частных лиц, а 12,5% — в правительственных гаражах. Еще 7,8% приобрели похоронные конторы, а целых 6,8% остались в собственности корпорации Ford и партнеров (в том числе, в качестве личного транспорта Генри Форда II). Предназначение оставшихся 2,9% указано, как «другое» и даже сложно предположить, что это может быть…

Авто линкольн континенталь 1963

1963 — 4 авто
1964 — 15 авто
1965 — 78 авто
1966 — 159 авто
1967 — 110 авто
1968 — 91 авто
1969 — 93 авто
1970 — 17 авто

Авто линкольн континенталь 1963

Кстати, условия контракта с Lincoln позволял партнерам выполнять другие заказы и, благодаря приобретенной огромной известности, фирма производила до сотни иных профессиональных автомобилей в год для частных клиентов (в том числе на шасси General Motors), но за пределами узкого круга ценителей, большинство этих машин не представляют большого интереса. Из любопытных машин, например, существуют как минимум два «коротких» хардтопа Lincoln Continental Town Sedan 1965 года — неудлиненные автомобили, подвергшиеся в остальном типичным модификациям от Lehmann-Peterson, включая перегородку между рядами сидений. Есть также несколько машин с короткой 23-сантиметровой вставкой между дверями (по разным источникам, их было выпущено от 2 до 6 штук). Желающие могут посмотреть даже видео-обзор хардтоп-седана от Lehmann-Peterson:

Для участия в автошоу 1966 года Ford Motor Company разместили у чикагцев заказ на производство шоукара Lincoln Continental Coronation Coupe. А в 1970 году из ворот завода Lehmann-Peterson выехал выполненный согласно спецификациям клиента четырехдверный седан на базе купе Continental Mark III.

Авто линкольн континенталь 1963

Авто линкольн континенталь 1963

Авто линкольн континенталь 1963

С целью продвижения роскоши Lincoln в массы, Ford Motor Company инициировали программу субсидирования, по которой некоторые автомобили ежегодно передавались для эксплуатации коммерческим лимузин-сервисам, где с ними могли познакомиться гораздо больше людей. Генеральный менеджер по продажам Lincoln-Mercury Фрэнк Циммерман особенно порадовался, увидев однажды три Lehmann-Peterson на перекрестке Пятой Авеню во время своей командировки в Нью-Йорк в 1966 году: «Когда Lincoln Continental Executive Limousine во всём мире признали вершиной престижности в автомобилестроения, мы более всего хотели получить “Знак качества от Пятой Авеню” – и мы его получили!» — немного рекламным тоном сообщил однажды он. Вообще же, реклама бывает разной и благодаря стретчам Lincoln получили достаточно позитивной публичной засветки за эти годы. Например, начальная сцена фильма «Шаровая молния» о приключения Джеймса Бонда стала для Lehmann-Peterson первой засветкой в киноленте. Как бы там ни было, задуманный эффект работал – продажи обычных Continental росли на радость маркетологам корпорации и часть этого успеха объяснялась именно популярностью Executive Limousine в качестве арендуемого лимузина.

Авто линкольн континенталь 1963

Несмотря на яркое впечатление, положительный имидж и, буквально, определение будущего индустрии лимузиностроения, производство Lincoln от Lehmann-Peterson прекратилось в 1970 году. Петерсон это объяснял тем, что «в условиях надвигающихся законодательных требований к безопасности автомобилей, Генри Форд II пришел к выводу, что им лучше было бы не участвовать более в предприятии. А мы не чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы обеспечить адекватное количество рекламы самостоятельно». Двери Lehmann-Peterson закрылись.

Авто линкольн континенталь 1963

Все активы закрывшейся компании приобрел Эрл Молони, владелец Moloney Coachbuilders. Джордж Леманн возглавил отдел продаж в Moloney, но внезапно скончался 6 апреля 1972 года от опухоли мозга в возрасте 34 лет. Роберт Петерсон также поступил на работу в Moloney Coachbuilders наемным менеджером производства. Он умер в 1995 году. С новоприобретенными активами компания Эрла Молони стала одним из ключевых игроков рынка лимузинов, но постепенно полностью переключилась на шасси Cadillac. Сейчас марка Lehmann-Peterson используется Moloney для брендинга двух продуктов: 6-дверного лимузина на базе Cadillac XTS и удлиненного седана XTS-L.

Авто линкольн континенталь 1963

Гегемония Cadillac на рынке профессиональных автомобилей сохранялась вплоть до конца 70-х годов. За вычетом пионеров Lehmann-Peterson, лишь после радикального уменьшения Cadillac в 1977 году канадский кузовостроительный концерн AHA (Andy Hotton and Associates) представил первые серийные профессиональные автомобили на удлиненном шасси Lincoln Continental. В 2000 годах, когда платформа Panther осталась единственной рамной заднеприводной среди всех полноразмерных американских машин, Lincoln наконец отвоевали огромную долю рынка у Cadillac. Ну а что касается лимузинов-стретчей, то уже в середине 1960-х годов продукты такой конфигурации стали предлагать конкуренты Lehmann-Peterson, к 1980-м рынок привык к этой схеме, а последние 30 лет недорогое и эффективное центральное удлинение стало применяться повсеместно. И лишь немногочисленные энтузиасты классических «формальных лимузинов» указывают на то, что стретчи создают недопустимые по их меркам неудобства для самых важных пассажиров заднего ряда, вынужденных находиться рядом с дверью, как в обычном седане…

Источник

Проект SS-100-Х: как был устроен Lincoln президента Кеннеди

Авто линкольн континенталь 1963

Осенью 1963 года, в самый разгар холодной войны, весь мир был потрясен неожиданной гибелью 35-го президента Соединенных Штатов Америки Джона Фицджеральда Кеннеди, который во время своей избирательной кампании в техасском городе Даллас ехал в открытом Lincoln Continental.

На заглавной фотографии – момент покушения на президента Джона Кеннеди (раскрашенный кадр из киносъемки Абрахама Запрудера)

Авто линкольн континенталь 1963

Джон Кеннеди в своем 350-сильном спецавтомобиле Lincoln Continental второй модификации

Хорошее начало деловой поездки в Техас

Утром 22 ноября 1963 года президент Джон Кеннеди с женой Жаклин Кеннеди прилетели из Хьюстона в теплый и солнечный Даллас.

Авто линкольн континенталь 1963

Президент Джон Фицджеральд Кеннеди и Жаклин в автомобиле

Накануне самолетом туда доставили президентский автомобиль Lincoln Continental. На заднем сиденье разместились супруги Кеннеди, на откидных сиденьях – губернатор штата Техас Джон Коннелли с женой.

Авто линкольн континенталь 1963

В аэропорту Лав-филд перед отъездом в Даллас (слева–направо) – Кеннеди с женой, губернатор Коннелли и агент Рой Келлерман

Около полудня президентский кортеж отбыл из аэропорта в город. Он проехал по главной улице Мэйн-стрит, повернул на Хьюстон-стрит и на следующем перекрестке свернул налево – на Элм-стрит…

Что произошло потом, полвека назад знал любой житель планеты, но мы отвлечемся на дела автомобильные и расскажем об автомобиле, которым пользовался Кеннеди, и которому повезло немного больше, чем его почетному пассажиру.

Президентский Lincoln Continental: первая модификация

Слава первой президентской машины Джона Кеннеди принадлежала темно-синему четырехдверному Lincoln Continental образца 1961 года с трансформируемой верхней частью кузова. Созданный по заказу Секретной службы США (US Secret Service), он носил специальный индекс SS-100-Х (кратко – Х-100) и пережил четыре модификации. Его разрабатывала компания Hess & Eisenhardt из города Цинциннати в штате Огайо, занимавшаяся заказной переделкой и бронированием кузовов. Общую сборку производил завод компании Lincoln, входившей еще с 1922 года в состав корпорации Ford Motor Company.

Авто линкольн континенталь 1963

Президентская машина SS-100-Х цвета морской волны на шасси Lincoln Continental около Белого дома. Июнь 1961 года

Основой этой машины являлся серийный кабриолет Lincoln Continental Convertible образца 1961 года с открытым шестиместным несущим кузовом модели 74А. Его главным стилистическим элементом являлась модная облицовка передней части кузова с двумя никелированными V-образными сетками, соединенными горизонтальной планкой, и округлыми боковыми блоками для четырех фар. Машина снабжалась семилитровым бензиновым двигателем V8 мощностью 300 л. с., автоматической коробкой передач и усилителями тормозов и рулевого механизма.

Авто линкольн континенталь 1963

Кабриолет Lincoln Continental Convertible 1961 года, послуживший базой президентской машины

Переделку этого автомобиля в президентский лимузин компания Hess & Eisenhardt начала с того, что разрезала его пополам и между передними и задними дверями установила кузовную «прокладку» шириной около одного метра. После доработки серийного мотора на нем появился двигатель Ford MEL-430 V8 ручной сборки с увеличенной до 350 л. с. мощностью.

Авто линкольн континенталь 1963

Сборка кузова президентского автомобиля на фирме Hess & Eisenhardt (из архива компании O’Gara-Hess & Eisenhardt)

От базового варианта правительственной машине достался весьма оригинальный дизайн, а особую президентскую важность ей придавали два красных проблесковых сигнала, вмонтированные в массивные никелированные шаровые «бочонки» на мощном бампере и работавшие в паре с мощной сиреной. На передних крыльях монтировали два флагштока, на задних возвышались две антенны бортовой радиосистемы.

Авто линкольн континенталь 1963

Модный и элегантный президентский лимузин Lincoln Continental с закрытым кузовом. 1961 год

Первый представительский автомобиль Джона Кеннеди поступил в гараж Белого дома 15 июня 1961 года, где он сам осмотрел машину. Формально она оставалась собственностью корпорации Ford, за аренду которой Секретная служба ежегодно выплачивала по 500 долларов.

Источник

Несчастливый Lincoln Continental: что стало с лимузином после убийства Кеннеди

Авто линкольн континенталь 1963

В предыдущей статье вы узнали о разработке и конструктивных особенностях темно-синего автомобиля Lincoln Continental образца 1961 года для президента США Джона Кеннеди, созданного по заказу Секретной службы США и имевшего негласный код SS-100-Х. Теперь наступила очередь познакомиться со второй версией этой машины, которая вошла в мировую историю как свидетель одной из самых громких трагедий XX века и стала ценнейшим экспонатом автомобильных музеев Америки.

Президентский Lincoln Continental: вторая модификация

П о сравнению с первым вариантом на президентском автомобиле образца 1963 года усилили детали ходовой части и подвески, смонтировали двухканальную радиотелефонную связь, а обновленную внешность создавала более простая передняя прямоугольная облицовка с четырьмя фарами, выполненная в духе машин модельного ряда 1962 года. Единственными внешними украшениями оставались два красных сигнальных фонаря, встроенные в бампер. Их дополняли крупные дисковые «тарелки» на колесах, выполненные в стиле «сомбреро».

Президентский Lincoln Continental второй модификации в разных ракурсах

Для неофициальных поездок Джона Кеннеди и Жаклин в Белом доме имелся достаточно простой белый кабриолет Continental Convertible образца 1963 года с красным интерьером. После трагедии его выкупил местный дилер Билл Гоулайтли, который пользовался им в течение 15 лет. В 50-ю годовщину трагедии после реставрации автомобиль был продан на аукционе.

Авто линкольн континенталь 1963

Полуспортивный кабриолет Lincoln Continental американского президента. 1963 год

Трагедия на Элм-Стрит

Теперь вернемся в Даллас, на улицу Элм-стрит. Там 22 ноября 1963 года в 12 часов 30 минут из книгохранилища неизвестный человек произвел несколько выстрелов в сторону президентского автомобиля. Первые же пули смертельно ранили Джона Кеннеди и губернатора Коннелли.

Авто линкольн континенталь 1963

22 ноября 1963 года. Проезд по улицам Далласа: до трагедии остались считанные секунды

Авто линкольн континенталь 1963

Еще несколько секунд – и секретный агент Хилл (первый на машине охраны) бросится на спасение Жаклин Кеннеди

В кадрах кинохроники видно, как раненый президент склонился вперед, а охранник Клинт Хилл из следовавшего сзади открытого автомобиля догнал президентскую машину и попытался спасти Жаклин. Тут же автомобиль рванулся с места и направился в местный госпиталь.

Авто линкольн континенталь 1963

Авто линкольн континенталь 1963

Через пару секунд после покушения (кадр из киносъемки А. Запрудера)Сиденье, на котором был смертельно ранен Джон Кеннеди

Через полчаса от момента трагедии Кеннеди скончался, и еще через несколько часов новым президентом Соединенных Штатов автоматически стал Линдон Джонсон.

Не будем вдаваться в проблемы расследования этого теракта и вернемся к президентскому автомобилю, потерявшему своего хозяина.

Президентский Lincoln Continental: жизнь после Кеннеди

В отличие от Джона Кеннеди, судьба этой машины сложилась вполне благополучно. Вскоре после покушения Lincoln Continental вернули в гараж Белого дома, а для новоиспеченного президента на этом шасси было решено срочно построить новый и более надежный бронированный вариант. Уже в декабре эти работы начала компания Hess & Eisenhardt. В июне 1964-го она представила обновленную машину, превратившуюся в массивный лимузин, весивший около пяти тонн. В память о предыдущем владельце его выкрасили в черный цвет.

Авто линкольн континенталь 1963

Бронированный Lincoln Continental во время инаугурации Линдона Джонсона. 1965 год

Авто линкольн континенталь 1963

Lincoln Continental третьей модификации у Белого дома. Октябрь 1964 года (из архива компании Ford)

Автомобиль президента Джонсона получил защитные панели кузова из титана, съемную бронированную заднюю часть крыши и пуленепробиваемые стекла, причем их толщина в задней правой двери достигала пяти сантиметров. Общая масса «брони» составила 730 кг. Кроме того, был кардинально переделан салон с новыми средствами связи и приборной панелью.

Авто линкольн континенталь 1963

Рабочее место водителя президентского автомобиля образца 1964 года (из архива компании Ford)

В 1967-м была проведена последняя четвертая модификация президентской машины. Ее оборудовали задним откидным окном, более компактной прозрачной крышей и шинами с внутренними алюминиевыми дисками, позволявшими перемещаться на большой скорости без замены колес. Внешне она отличалась скругленным бампером и двумя крупными красными сигнальными фарами, встроенными в простецкую решетку радиатора. Впоследствии этим автомобилем пользовались президенты Ричард Никсон и Джеральд Форд.

Авто линкольн континенталь 1963

Президент Ричард Никсон на автомобиле Lincoln Continental четвертой модификации. 1969 год (фото Dave Gelinas)

В 1978 году легендарный Lincoln вывели из эксплуатации, отреставрировали и поместили в музей Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган, где он находится до сих пор. За 17 лет машина проехала расстояние в 50 тысяч миль или порядка 80 тысяч километров.

После этого приоритет в создании президентских автомобилей перешел к компании Cadillac.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *