Авто мото техника ссср
Советская автотехника
Новые модели мотоциклов всегда привлекают внимания. Что на этот раз придумают изобретатели? Какую скорость будет иметь «новичок»? Однако некоторых больше интересует раритет – то, что было популярно несколько десятилетий назад.
Мотоцикл Л-300 «Красный октябрь» был выпущен в 1930-м. Он был скопирован с мотоцикла из Германии под названием DKW Luxus 300.
«Вятка ВП-150» – это советский мотоцикл, который увидел свет в 1957 году. Изготовлен он был на Вятско-Полярном заводе. Это была своеобразная копия скутера «Веспа» 150 GS из Италии того же года.
Этот мотоцикл выпускался почти десять лет. Было продано почти миллион «железных коней», хотя такой популярности, как у своего прообраза, этой модели достичь не удалось.
«Вятку ВП-150» окрестили идеальным транспортом для праздников и дискотек. А все потому, что одежда после езды на нем оставалось чистой – ее уже не надо было оттирать от грязи или носить с собой запасные брюки.
Модель под названием М-72 в большом объеме выпускалась с начала сороковых годов. Основой послужил BMW R71 (немецкая модель). На протяжении почти двух десятков лет М-72 изготовляли на заводах в крупных городах: в Киеве, Москве, Ленинграде и т. д.
Первоначально мотоцикл был предназначен для военных действий. По этой причине М-72 купить было очень сложно вплоть до 1954 года.
Всего было изготовлено около 9 тысяч экземпляров. К некоторым из них подсоединялась коляска. После окончания Второй мировой войны М-72 в своей работе активно стали использовать полицейские.
Родина мотоцикла «Урал М-62» – город Ирбит. Его выпустили в 1961 году. Правда, производство этой модели было завершено меньше чем через пять лет.
Этот мотоцикл имел достаточно большой вес, имел двигатель на 28 лошадиных сил и мог разгоняться до 95 км/час даже с большим грузом. Как и предыдущий мотоцикл, полицейские нередко в своей работе использовали «Урал М-62».
ИЖ-49 родился в начале 50-х годов в городе Ижевске. Просуществовал около семи лет.
Иж-49 специально предназначался суровым отечественным дорогам. У мотоцикла было дополнительное приспособление в виде коляски, которая прикреплялась сбоку.
Эта модель была очень громкой и в такой же степени надежной. Его по сей день можно увидеть на трасах бывших стран СССР.
Мотоциклы серии «Иж Планета Спорт» сконструировали на ижевском заводе. Они выходили с конвейера на протяжении более десяти лет начиная с 1973 года. Это был тот мотоцикл, который отличался серийным выходом в СССР.
Модель создавалась по примеру мотоциклов из Японии – например, Yamaha, Suzuki и т. д. Максимальная скорость у советского мотоцикла достигала 140 км/час. Кстати, до ста километров он разгонялся всего лишь за одну секунду.
В советские времена модель «Ява 360» считалась лучшей. Купить ее было достаточно легко. В 70-х «Ява» стояла в гараже у многих советских мотоциклистов. К слову, именно эта модель попала в одну из сцен известного фильма «Брильянтовая рука». Многие экземпляры сохранились и до сегодня.
Мотоцикл был назван в честь Франтишека Яничека, который являлся владельцем фирмы по изготовлению мотоциклов. «Ява» – это сокращение имени и названия компании «Вандерер».
Первые мотоциклы из серии «Ява 350 638» не были популярными, так как имели высокую цену и сложную конструкцию. Изготовители постоянно пытались совершенствовать мотоцикл. В 1984 была самая успешная попытка, после которой количество выпускаемых «Яв» поднялось до 3 миллионов экземпляров.
Модель этого мотоцикла не раз фигурировала в фильмах («Крысы, или Ночная мафия», «Авария – дочь мента» и прочие). У популярного бенда «Сектор газа» есть композиция об этом мотоцикле с лаконичным названием «Ява».
Советские байкеры в то время назывались «рокерами» – атрибутом их субкультуры были куртки с потертой кожей и, как правило, мотоцикл «Днепр 11». Он был достаточно тяжелый, однако легко поддавался тюнингу. Возможно из-за того, что эту модель было несложно совершенствовать и менять, «Днепр 11» держится и до сегодня – его можно встретить на элитных мотошоу.
Мотоцикл «Минск М1А» хоть и белорусская марка, но изготовлен в 1951 году по примеру мотоцикла DKW RT125, который родом из Германии. Почти семь миллионов экземпляров этой модели было продано по всем точкам земного шара.
Эта модель – очень надежная и простая. Это подтверждают даже иностранцы. Например, британский телеведущий Ричард Хаммонд, который долгое время пользовался белорусским двухколесным другом, сравнивает «Минск М1А» и АК-27. Хаммонд говорит, что эта модель создана для стран, дороги в которых находятся в плачевном состоянии.
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях. Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.
1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.
Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.
2. Восход. Самый деревенский
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
3. М-62. Выбор милиции
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.
Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!
4. Тула-200. Для охотников и рыболовов
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.
Двигатель взяли от мотороллера «Тулица», увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!
5. ИЖ-49. Самый живучий
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.
6. М-1А «Москва». Первый послевоенный
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А «Москва» стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.
Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.
7. Jawa 360. Самый красивый
В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют «Старушка». Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).
Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.
8. ИЖ Планета. Родоначальник серии
В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года ( ИЖ Планета 7).
9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х
Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».
10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.
11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек
Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.
Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.
12. «Муравей». Грузовик для всех
На базе мотороллеров «Тула» Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.
ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.
13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.