Авто на дроме во владивостоке на зеленке
Знаменитая «Зеленка» появилась на необжитых сопках 71-го микрорайона Владивостока в 1993 году. Места здесь тогда были диковатые, район считался небезопасным. Так писал об авторынке в 2012 году местный публицист и писатель Василий Авченко в книге «Глобус Владивостока»:
«С 1993 года “Зеленка” — крупнейший в стране рынок подержанных японских машин. Чрево и соль постперестроечного Владивостока, его главная достопримечательность. По мнению многих невладивостокцев, автомобилями торгуют все владивостокцы без исключения. Местные жители гордятся своими япономарками так, как будто делают их сами. В ряде случаев это недалеко от истины».
Владивосток — город морской, и моряки из уст в уста передавали легенды о японских машинах, вернувшись из очередного рейса. Ничего не ломается, комфорт — куда там нашей «Волге»! Салоны — «как в Большом театре», двигатель бесшумный, подвеска мягкая.
Первые японские автомобили начали появляться в Приморье с конца 80-х, правда, без документов. В городе их были единицы. Тонкий импортный ручеек превратился в огромный поток в 1992 году, когда президент Борис Ельцин открыл закрытый порт Владивосток. До «Зеленки» небольшая площадка, где с рук торговали машинами (и привезенной из рейсов контрабандой), находилась на стадионе «Строитель». Но небольшой пятачок уже скоро не мог вместить в себя всех желающих. Тогда мэр города Виктор Черепков отдал землю под новый рынок, даже военные не возражали. Как ни странно, этот шаг главы Владивостока объяснялся заботой о рабочих местах: судоходство умирало, на военном флоте тоже дела шли не очень гладко. Оборонные предприятия, которых во Владивостоке и его окрестностях было немало, вставали из-за отсутствия заказов. А с организацией авторынка открылись новые возможности пополнения городского бюджета и появились новые рабочие места — в городе стали повсеместно открываться автомастерские, шиномонтажки, брокерские конторы, занимающиеся таможенным оформлением.
Первое время рынок был не очень большим, состоял из пары стоянок. Привоз автомобилей был сопряжен с определенными трудностями.
— Я начала возить машины в 89-м году, — рассказывает продавец Ирина. — Был повсеместный дефицит хороших и качественных автомобилей. Пределом мечтаний было иметь «Жигули» или «Волгу». Естественно, когда разрешили ввоз японских автомобилей, люди погнались за качеством и доступной ценой. И они себя показали. Возникающие тогда сложности решались быстро: сегодня вопрос возник — завтра он решился. И все шло нормально. Хотя правила игры постоянно менялись. То вводили «пять экю» (сборы за ввоз в то время рассчитывались в безналичной европейской валюте экю, которая существовала до введения евро — прим. ред.), то появлялись льготы, то пошлины обнулили, то опять ввели. В период беспошлинного ввоза машины оформлялись через две недели после выгрузки. Были и «дяди в бордовых пиджаках». Тогда машины не гоняли в одиночку, собирались в колонны, старались группироваться. Из Находки возили, из Зарубино. На дороге останавливали. На пароходах тоже присутствовали, при выгрузке им говорили — «это моя». Все это было. Так работали в начале 90-х. В те годы популярны были «Зубатки», Туринги, Короллы. Естественно, ввозили Прелюды, Скайлайны, Цефиро. Всегда хитом были Крауны. Из внедорожников ввозили пикапы Датсун и Сурфы.
Японские машины хорошо зарекомендовали себя на наших дорогах за счет неприхотливости к бензину, выносливости конструкции и доступности запчастей. Но и проблем хватало. Рассказывают, что однажды, в 93-м или 94-м году, во Владивосток привезли пассажирский автобус Hiace. Поставить его на учет так и не удалось — в ГИБДД были уверены, что владелец не собирается ездить на нем сам, а сделает «маршруткой». Но у коммерческого транспорта были совсем другие правила оформления и регистрации. Так он и катался по Владивостоку без документов, пока его не забрали какие-то «братки» в Хабаровск.
Вокруг авторынка начал расцветать смежный бизнес. Например, появились магазины, торгующие «всякой японской всячиной», в том числе автомобильной. Японцы, у которых машины в начале 90-х часто забирали прямо с рук, забывали в салоне мелочь: очки, аудиокассеты, брелоки, игрушки, невиданную автомобильную «бытовую технику» вроде кофеварок. А еще разные клюшки — для гольфа или крикета. Все это богатство изымалось, подчас вместе с магнитолами, полками багажника, аккумуляторами и хорошей резиной, прямо в порту. Затем машина уходила на стоянку, а добро — в магазинчик по соседству.
Через три года в выходные дни на «Зеленку» пробиться было невозможно. Машины заполняли не только все свободные участки сопок, но даже и соседние улицы. Торговали во дворах, вдоль дороги, под гаражами. В ходу была не только продажа, но и обмен — за автомобиль давали земельный участок или квартиру. За Toyota Land Cruiser 80 можно было при удачном раскладе получить трехкомнатную квартиру. Впрочем, в таких ситуациях не обходилось без криминала.
«Туры в Японию на теплоходе “Михаил Шолохов” по паспорту моряка», — звучали объявления по радио. У многих жителей Дальнего Востока еще на слуху и в памяти названия легендарных теплоходов — «Антонина Нежданова», «Михаил Шолохов», «Мария Садовская» и «Русь», на которых возили «туристов». В 1997 году в отношении арендатора «Михаила Шолохова», компании «Пасифика Трейдинг Ко ЛТД», было возбуждено уголовное дело. По данным правоохранительных органов, компания по сути занималась организацией полулегальных круизов в Японию: билеты продавались непосредственно на борту теплохода, причем за наличную иностранную валюту. По информации РУОП, только за март-апрель 1997 года их было продано на общую сумму около 1,5 миллиарда рублей, налоги с них не были уплачены. Это и стало причиной возбуждения уголовного дела.
Экономические сложности страны ощутимо сказывались на жизни рынка. В первый раз «Зеленый угол» тряхнуло в 1998 году. В течение всего года продажи падали — машин было много, но их не покупали. Распродавали по бросовым ценам, закрывали стоянки, уходили из бизнеса. Удача тогда улыбалась тем, кто получал зарплату в долларах. После дефолта «Зеленка», казалось, умерла. Но ненадолго.
К началу нового тысячелетия машины снова начали активно везти, хотя цены на них и выросли. Тогда же про «Зеленку» узнали и регионы — во Владивосток стали массово ехать не только соседи по Дальнему Востоку, потянулись сибиряки, за ними и жители европейской части.
— Из регионов сюда начали приезжать в «нулевых». Сначала все покупали машины у нас. А потом появились туристические компании, которые стали оформлять сибирякам визы в Японию. Они начали сами ездить на пароходах, хотя это было дороже, — вспоминает Ирина.
Оборот рос и рос. Параллельно чиновники изобретали все новые меры по ограничению ввоза подержанных иномарок в страну, и острее всего это ощущалось именно в Приморье. Пик своего могущества знаменитый авторынок пережил в 2008 году. Тогда на «Зеленке» одновременно находилось до 12 тысяч машин, а сам рынок было прекрасно видно даже из космоса. В день на Владивостокской таможне оформлялось до 900 машин — и значительная часть отправлялась на рынок.
К 2008 году «Зеленый угол» выгодно отличался от того рынка, который зарождался на продуваемых всеми ветрами сопках в 1993 году. Это было единственное место такого масштаба в России, где автомобили продавали и в будни, и в выходные, и в праздники — круглый год. Появились тогда и представительства банков, и страховые компании, и помощь в оформлении документов. Арендаторы стоянок сами прокладывали дороги и асфальтировали площадки. Стихийности на рынке не осталось. Но в этом же году началось «падение империи».
С октября 2008 года правительство России последовательно повысило пошлины на ввоз «кузовов отдельных видов транспортных средств», что фактически означало гибель сегмента автобизнеса, построенного на импорте машин в разобранном виде, затем вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Согласно постановлению, таможенные пошлины вводились на девять месяцев (в реальности же пошлины на «конструкторы» снизили только в 2018 году). По задумке правительства, доля собираемых в стране автомобилей должна была вырасти вдвое. Именно для того, чтобы помочь отечественному автопрому, решили изменить ввозные пошлины на иномарки. Импортные авто поднялись в цене раза в полтора-два. И поток подержанных машин из-за рубежа стал резко сокращаться.
В пиковом 2008 году на Дальний Восток ввезли свыше полумиллиона иномарок, причем большая часть из них пришлась на Приморье. А уже в 2009 году ввоз составил лишь 80 тысяч единиц. Рынок падал, потом оживал и снова падал. В 2014 году обвалился рубль — стоянки еще «ужались». В 2015 году все только усугубилось, да еще и вырос (в первый раз) утилизационный сбор. Только вот обвал импорта, которого добивались чиновники, обвалил заодно и почти всю экономическую структуру региона. Платежей, отчисляемых в бюджет, стало в разы меньше.
— Я возил машины из Владивостока в Сибирь много лет, — вспоминает Дмитрий из Новосибирска. — Всякое бывало, конечно. Несколько раз чудом живым выходил. Машину однажды отобрали, Subaru Forester турбовый, под заказ вез. Это в Приморье какая-то цивилизация за 10–15 лет развилась, а там, в регионах, криминала еще хватает. Иногда ехать страшно. Сейчас Владивосток — уже не самый дешевый город, где можно купить машину. Иногда разница в цене достигает 100–200 тысяч рублей, причем не в пользу Приморья. То же касается и запчастей. Те, кто не знает, как тут дела обстоят, иногда не могут понять, почему бампер из Владивостока на японскую машину стоит дороже, чем такой же в Москве. Говорят — там же Япония за углом, почему так дорого?
Во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году «Зеленый угол» даже хотели перенести за город — неподалеку планировалось проложить так называемый гостевой маршрут. Но и тут рынок устоял. Планирующийся к строительству жилой квартал тоже не помешал: его возвели чуть в стороне. Теперь жители этого квартала ездят как раз через «Зеленый угол», потому что другой дороги нет.
Сейчас рынок поделился на две категории покупателей. Первые идут за бюджетными машинами до 500 тысяч рублей. Это малолитражки «городского» класса, объемом до полутора литров — Nissan Note, Nissan March, Toyota Vitz, Mazda Demio, Toyota Passo. Ими в основном и забиты все стоянки.
Вторая категория идет за более крупными машинами стоимостью от 1,5 млн рублей — Toyota Harrier, Nissan X-Trail, Subaru Forester и Outback. За разумную сумму можно взять трех-пятилетний экземпляр в очень богатой комплектации. Хорошо идут гибридные Toyota Alphard: их много берут в представительские такси и прокаты. Популярны также минивэны Honda Stepwgn. Этим вариантам нет прямых альтернатив на официальном дилерском рынке по комфорту, качеству, исполнению и цене.
Середина, вокруг миллиона рублей, принадлежит двум безусловным фаворитам — Honda Fit и Toyota Prius Alpha.
Людей на рынок сейчас приходит немного. Продавцы ругаются сквозь зубы — да где это видано, чтобы машина стояла по три-четыре месяца. В магазинах «сопутствующих товаров из Японии» тоже пустовато. Говорят, в выходные людей становится больше — а толку никакого. Денег мало, ходят как в музей. Из регионов тоже почти никого нет, максимум соседи — до Бурятии и Якутии.
— Мы ищем какую-нибудь машину небольшую, — говорит покупатель Василий из Амурской области, который приехал на «Зеленку» с товарищем. — Желательно гибридную, потому что бензин у нас очень дорогой на Дальнем Востоке. Приехали на несколько дней, вот, бродим тут по рынку, смотрим. Машины, с одной стороны, все одинаковые. Ну вот, два Фита стоят, только цвет отличается. Но видно, что у одной кузов не очень, его красили. Другой ничего, но у него салон «уставший». В Интернете посмотрели несколько автомобилей, теперь решили сами потрогать, пощупать, послушать, покататься.
При этом, как говорят продавцы, регионы не отказались от японских автомобилей, просто торговля ушла с «Зеленки» в Интернет: привозят сами и через брокеров оформляют. Екатеринбург, Питер и Москва, кажется, даже стали больше брать.
— Рынок менялся на моих глазах, я занимаюсь этим с 2002 года, — рассказывает продавец Евгений. — Если тогда покупали все, то сейчас у людей свободных денег на автомобили нет. Покупают просто для того, чтобы передвигаться. Большим спросом пользуются дешевые машины, до 500 тысяч. Это Nissan Note, например. Того же Фита уже до миллиона сложно купить. Самое серьезное, что сейчас можно найти на рынке, — это Land Cruiser Prado с объемом двигателя 2,7 л либо дизельный 2,8 л. Прочие дорогие машины из Японии привозят исключительно на заказ. Наше государство так сделало. Мы работаем в сегменте до 1,5 млн рублей. Из этих машин есть спрос на Mitsubishi Outlander PHEV — из-за того, что он частично на электричестве. Расходы на топливо у него минимальны. «Электрички» вроде Nissan Leaf тоже пользуются спросом, но с «заправками» для них у нас туго.
Стоянки на «Зеленом углу» по-прежнему делятся на ценовые категории. Есть «гражданские», где стоят массовые легковые автомобили всех классов. Среди них упомянутые Note, Vitz, Passo. Есть точки, специализирующиеся на экстравагантных машинах вроде Suzuki Lapin или Hustler — это добралась до Приморья мода на японские кей-кары. Таких, правда, единицы. Тут же всевозможные маленькие Honda — Fit, Shuttle, Freed, Grace. Очень много среди машин этой марки гибридных полноприводных Vezel, которые на европейский рынок поставляются как возрожденная модель HR-V.
Toyota представлена рядами Premio, Axio, Allion, Prius Alpha, Fielder (тоже гибридные в основном) и «овощевозкой» Probox. Отдельно стоят вечные фавориты Владивостока — Toyota Crown, с каждым новым поколением кузова становящиеся все краше.
Из Subaru много на рынке Forester и Outback, среди Nissan хорошо представлены March и X-trail. Mitsubishi в основном Outlander — как простой, так и PHEV.
Почти на каждой стоянке есть закуток, где можно купить машину без документов. Нередко этим пользуются те, кто не эксплуатирует автомобиль на дорогах общего пользования. Например, «джипари» либо гонщики-любители, которые берут мощную машину вроде Mark II или Laurel, а потом в гараже строят свои «болиды» для трека.
Совсем мало, но все же есть еще «распилы». Впрочем, их время прошло: на учет «половинку» уже не поставишь, в ГИБДД таких раскусывают на раз. Тем не менее кто-то берет их на запчасти, восстанавливая машины после ДТП. Сейчас на запчасти чаще везут «конструкторы» — то есть отдельно кузов и отдельно силовые агрегаты. Их и не планируется ставить на учет как целый автомобиль, «конструкторы» — это именно наборы запчастей. С 2018 года пошлины на них понизили и этот бизнес расцвел. Подробнее о том, что такое «распилы», «конструкторы», «карпилы» — в этой статье.
Часть стоянок теперь пустеют. Там, где еще десять лет назад вплотную стояли автомобили, теперь стоят прилавки с японскими сигаретами и алкоголем или же выставлены литье и резина. Также стали загонять сюда и машины «с пробегом по России» — те, что продают с рук, но не хотят держать возле дома.
Говорят, «Зеленки» скоро не станет. Но такие прогнозы звучат с тех самых пор, как она появилась. Правый руль, несмотря на все настроения и меры по ограничению импорта, еще очень силен на Дальнем Востоке. Это не в последнюю очередь настоящий социально-культурный феномен региона. «Зеленый угол» в этом контексте — не просто рынок. Это образ жизни.
«Настроение у людей рабочее. Мы закалены уже всякими закрутками гаек и усложнениями. Но все равно хотим работать. Потому что первое — это качество. Оно компенсирует все нервы и расходы», — говорит Ирина.
Торг на углу
…»Зеленый угол» во Владивостоке, хоть и несколько съежился в размерах, по-прежнему полон машин. Известному на всю Россию рынку подержанных авто давно предрекают исчезновение, только, похоже, до этого еще далеко. От покупок-продаж секонд-хэнда не уйти.
Торговля на «Зеленке» всегда оживала весной. Но нынче не те времена, нет потока перегонщиков из Сибири и регионов ДФО. Эта романтическая деятельность сейчас не в тренде: во Владивосток не едут из-за недешевых железнодорожных билетов и подорожавших автомобилей. Навар за перегон уже не окупает затрат на поездку.
Обеспечивает ценовой скачок и тот факт, что из-за пандемии количество подержанных автомобилей, выставляемых в Японии на аукционы, сильно снизилось, торговать нечем. Это подтверждает опыт коллеги: заказанная им модель автомобиля вот уже месяц не появляется на торгах в Стране восходящего солнца. При этом компании, помогающие купить авто прямо в Японии на аукционах, часто составляют конкуренцию авторынку. Однако посмотреть на выбранную модель удобнее как раз на «Зеленом углу», а не в интернете.
Меняется структура предложения. Покушаются на долю «японок» машины из Южной Кореи. Они становятся заметны на улицах Владивостока. Уже открылся в столице ДФО и первый центр продажи китайских автомобилей.
А еще продавцы подержанных машин ждут, что до конца года минпромторг может объявить о повышении утилизационного сбора на новые автомобили. Предположительно налог, которым облагаются автопроизводители, повысится на 25-30 процентов. Такое решение отразится и на рынке автомобильного секонд-хэнда.
Алексей Дрюченко, глава «Краевого общества автовладельцев Приморья»:
— О принципиальных изменениях на авторынке ДФО можно будет говорить только в конце года. Полагаю, до октября он будет находиться в том же состоянии, что и сейчас. Но первая проблема после сентября станет заключаться в том, что праворульные машины не пройдут техосмотр по новым правилам без доработок. Нюанс не только в цене последних, но также и в том, что владельцы самих станций ТО не смогут выдать липовую диагностическую карту. Да и проблема не только в фарах «японок», есть же еще дополнительные зеркала на капоте или крыльях, или антенны в бампере… Станет ли это поводом, чтобы дальневосточники обратили внимание на корейские или китайские автомобили? Вот в Новосибирске, я заметил, машин, произведенных в Южной Корее, больше, чем во Владивостоке, там уже тенденция понятна. Китайские подержанные авто на сайте Alibaba так дешевы, что купить их не проблема для жителя ДФО с любым достатком. Появятся ли они на наших дорогах? Я не берусь предсказывать. Все зависит от цен, а, кроме того, наши автоумельцы уже не раз доказывали, что на каждую попытку «наезда» на японский автосеконд-хэнд у них находились свои технические решения.
«Зеленый угол»-2021: что собой представляет некогда самый популярный авторынок Приморья?
Фотокорреспондент PRIMPRESS «полетал» над «Зеленкой». «Каждая вторая модель – Passo, Vitz или March»
Там, где еще лет 10–15 назад вовсю кипела жизнь и невозможно было найти место для машины, сегодня практически пустота. Нет, машин-то полно, а вот людей совсем нет. Авторынок «Зеленый угол» все еще дышит и скорее жив, чем мертв, но надежды на его развитие почти не осталось. Предпосылок для этого множество: от повышения пошлин на ввоз «японок» до высокой конкуренции на российском автомобильном рынке. Большинство стоянок «переквалифицировались» в склады автозапчастей или авторазбор.
Ряды автомобилей уже давно стали значительно меньше, к этому покупатель привык. Но самое пугающее при фразе «купить авто на «Зеленом углу» – осознание, что можно нарваться на ушлого продавца, который не расскажет о подводных камнях выбранной машины. Такое встречается нечасто, однако местные жители все же опасаются обмана.
Корреспондент PRIMPRESS прошелся по «Зеленке» и пообщался с продавцами. Один из них – Егор Роженцев. Он себя называет специалистом по продаже автомобилей, пусть так. По его словам, покупатели если и приезжают на авторынок, то только чтобы посмотреть машины, «пощупать», а потом найти объявления о продаже таких же моделей в Сети.
«Многие приходят как на выставку, они заказывают авто прямиком с японского аукциона и, чтобы не прогадать, заглядывают на рынок, катаются и присматриваются. Это логично, оправданно и немного обидно. Люди судят о продавцах с «Зеленки» по паре случаев, обходя заодно и честных ребят, которые на совесть занимаются продажей авто», – поделился Егор.
«Сложно приходится тем, кто никогда не работал нигде, кроме «Угла». Конечно, машины никогда не стоят дольше месяца, покупатель всегда найдется, однако есть некоторые стены, о которые романтика автопродавца разбивается на куски. Как минимум это «корейцы», достойные конкуренты японского автопрома, при этом значительно дешевле, если говорить о среднем классе. Да, они пока не полностью «дошли» до Приморья, но некоторые уже вкусили радость обладания такими моделями. Также конкуренцию составляют автосалоны и программы трейд-ин, компании, помогающие купить авто прямо в Японии. Основной страх людей – купить машину с подставным аукционным листом. Такое тоже бывает, но это легко раскусить.
Если говорить о будущем «Зеленки» как авторынка, то его скорее нет. Японский автопром усилиями властей истребляется с просторов страны. Но и это не основная причина. В большей степени виноваты сами работники «Угла», которые бесчестно запустили маятник обмана: покупаешь битое авто и не говоришь никому, а продаешь его как целое с хорошей оценкой. Поэтому люди туда не идут, по крайней мере местные. Поэтому «Зеленый угол» медленно превращается в историю Владивостока», – заключил Егор.
Фотокорреспондент PRIMPRESS тоже побывал на «Зеленом углу» и со всех ракурсов визуально оценил состояние некогда самого популярного авторынка на Дальнем Востоке.
Бессмертная «Зеленка»: как сегодня живет один из крупнейших в стране рынков подержанных машин (ФОТО)
За последнюю четверть века неофициальный титул самого известного, большого и разномастного по ассортименту авторынка, по крайней мере за Уралом, получил владивостокский «Зеленый угол». О том, какой «Зеленка» была 20 лет назад и стала сегодня, – в материале автомобильного портала Drom.ru.
Знаменитая «Зеленка» появилась на необжитых сопках 71-го микрорайона Владивостока в 1993 году. Места здесь тогда были диковатые, район считался небезопасным. Так писал об авторынке в 2012 году местный публицист и писатель Василий Авченко в книге «Глобус Владивостока»:
«С 1993 года «Зеленка» – крупнейший в стране рынок подержанных японских машин. Чрево и соль постперестроечного Владивостока, его главная достопримечательность. По мнению многих невладивостокцев, автомобилями торгуют все владивостокцы без исключения. Местные жители гордятся своими япономарками так, как будто делают их сами. В ряде случаев это недалеко от истины».
Владивосток – город морской, и моряки из уст в уста передавали легенды о японских машинах, вернувшись из очередного рейса. Ничего не ломается, комфорт – куда там нашей «Волге»! Салоны – «как в Большом театре», двигатель бесшумный, подвеска мягкая.
Первые японские автомобили начали появляться в Приморье с конца 80-х, правда, без документов. В городе их были единицы. Тонкий импортный ручеек превратился в огромный поток в 1992 году, когда президент Борис Ельцин открыл закрытый порт Владивосток. До «Зеленки» небольшая площадка, где с рук торговали машинами (и привезенной из рейсов контрабандой), находилась на стадионе «Строитель». Но небольшой пятачок уже скоро не мог вместить в себя всех желающих. Тогда мэр города Виктор Черепков отдал землю под новый рынок, даже военные не возражали. Как ни странно, этот шаг главы Владивостока объяснялся заботой о рабочих местах: судоходство умирало, на военном флоте тоже дела шли не очень гладко. Оборонные предприятия, которых во Владивостоке и его окрестностях было немало, вставали из-за отсутствия заказов. А с организацией авторынка открылись новые возможности пополнения городского бюджета и появились новые рабочие места – в городе стали повсеместно открываться автомастерские, шиномонтажки, брокерские конторы, занимающиеся таможенным оформлением.
Первое время рынок был не очень большим, состоял из пары стоянок. Привоз автомобилей был сопряжен с определенными трудностями.
— Я начала возить машины в 89-м году, – рассказывает продавец Ирина. – Был повсеместный дефицит хороших и качественных автомобилей. Пределом мечтаний было иметь «Жигули» или «Волгу». Естественно, когда разрешили ввоз японских автомобилей, люди погнались за качеством и доступной ценой. И они себя показали. Возникающие тогда сложности решались быстро: сегодня вопрос возник – завтра он решился. И все шло нормально. Хотя правила игры постоянно менялись. То вводили «пять экю» (сборы за ввоз в то время рассчитывались в безналичной европейской валюте экю, которая существовала до введения евро. – Прим. VL.ru), то появлялись льготы, то пошлины обнулили, то опять ввели. В период беспошлинного ввоза машины оформлялись через две недели после выгрузки. Были и «дяди в бордовых пиджаках». Тогда машины не гоняли в одиночку, собирались в колонны, старались группироваться. Из Находки возили, из Зарубино. На дороге останавливали. На пароходах тоже присутствовали, при выгрузке им говорили – «это моя». Все это было. Так работали в начале 90-х. В те годы популярны были «Зубатки», «туринги», Corolla. Естественно, ввозили Prelude, Skyline, Cefiro. Всегда хитом были Crown. Из внедорожников ввозили пикапы Datsun и Surf.
Японские машины хорошо зарекомендовали себя на наших дорогах за счет неприхотливости к бензину, выносливости конструкции и доступности запчастей. Но и проблем хватало. Рассказывают, что однажды, в 93-м или 94-м году, во Владивосток привезли пассажирский автобус Hiace. Поставить его на учет так и не удалось – в ГИБДД были уверены, что владелец не собирается ездить на нем сам, а сделает маршруткой. Но у коммерческого транспорта были совсем другие правила оформления и регистрации. Так он и катался по Владивостоку без документов, пока его не забрали какие-то «братки» в Хабаровск.
Вокруг авторынка начал расцветать смежный бизнес. Например, появились магазины, торгующие «всякой японской всячиной», в том числе автомобильной. Японцы, у которых машины в начале 90-х часто забирали прямо с рук, забывали в салоне мелочь: очки, аудиокассеты, брелки, игрушки, невиданную автомобильную «бытовую технику» вроде кофеварок. А еще разные клюшки – для гольфа или крикета. Все это богатство изымалось, подчас вместе с магнитолами, полками багажника, аккумуляторами и хорошей резиной, прямо в порту. Затем машина уходила на стоянку, а добро – в магазинчик по соседству.
Через три года в выходные дни на «Зеленку» пробиться было невозможно. Машины заполняли не только все свободные участки сопок, но даже и соседние улицы. Торговали во дворах, вдоль дороги, под гаражами. В ходу была не только продажа, но и обмен – за автомобиль давали земельный участок или квартиру. За Toyota Land Cruiser 80 можно было при удачном раскладе получить трехкомнатную квартиру. Впрочем, в таких ситуациях не обходилось без криминала.
«Туры в Японию на теплоходе «Михаил Шолохов» по паспорту моряка», – звучали объявления по радио. У многих жителей Дальнего Востока еще на слуху и в памяти названия легендарных теплоходов – «Антонина Нежданова», «Михаил Шолохов», «Мария Садовская» и «Русь», на которых возили «туристов». В 1997 году в отношении арендатора «Михаила Шолохова» – компании «Пасифика Трейдинг Ко ЛТД» было возбуждено уголовное дело. По данным правоохранительных органов, компания по сути занималась организацией полулегальных круизов в Японию: билеты продавались непосредственно на борту теплохода, причем за наличную иностранную валюту. По информации РУОП, только за март-апрель 1997 года их было продано на общую сумму около 1,5 миллиарда рублей, налоги с них не были уплачены. Это и стало причиной возбуждения уголовного дела.
Экономические сложности страны ощутимо сказывались на жизни рынка. В первый раз «Зеленый угол» тряхнуло в 1998 году. В течение всего года продажи падали – машин было много, но их не покупали. Распродавали по бросовым ценам, закрывали стоянки, уходили из бизнеса. Удача тогда улыбалась тем, кто получал зарплату в долларах. После дефолта «Зеленка», казалось, умерла. Но ненадолго.
К началу нового тысячелетия машины снова начали активно везти, хотя цены на них и выросли. Тогда же про «Зеленку» узнали и регионы – во Владивосток стали массово ехать не только соседи по Дальнему Востоку, потянулись сибиряки, за ними и жители европейской части.
— Из регионов сюда начали приезжать в «нулевых». Сначала все покупали машины у нас. А потом появились туристические компании, которые стали оформлять сибирякам визы в Японию. Они начали сами ездить на пароходах, хотя это было дороже, – вспоминает Ирина.
Оборот рос и рос. Параллельно чиновники изобретали все новые меры по ограничению ввоза подержанных иномарок в страну, и острее всего это ощущалось именно в Приморье. Пик своего могущества знаменитый авторынок пережил в 2008 году. Тогда на «Зеленке» одновременно находилось до 12 тысяч машин, а сам рынок было прекрасно видно даже из космоса. В день на Владивостокской таможне оформлялось до 900 машин – и значительная часть отправлялась на рынок.
К 2008 году «Зеленый угол» выгодно отличался от того рынка, который зарождался на продуваемых всеми ветрами сопках в 1993 году. Это было единственное место такого масштаба в России, где автомобили продавали и в будни, и в выходные, и в праздники – круглый год. Появились тогда и представительства банков, и страховые компании, и помощь в оформлении документов. Арендаторы стоянок сами прокладывали дороги и асфальтировали площадки. Стихийности на рынке не осталось. Но в этом же году началось «падение империи».
С октября 2008 года правительство России последовательно повысило пошлины на ввоз «кузовов отдельных видов транспортных средств», что фактически означало гибель сегмента автобизнеса, построенного на импорте машин в разобранном виде, затем вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Согласно постановлению, таможенные пошлины вводились на девять месяцев (в реальности же пошлины на «конструкторы» снизили только в 2018 году). По задумке правительства, доля собираемых в стране автомобилей должна была вырасти вдвое. Именно для того, чтобы помочь отечественному автопрому, решили изменить ввозные пошлины на иномарки. Импортные авто поднялись в цене раза в полтора-два. И поток подержанных машин из-за рубежа стал резко сокращаться.
В пиковом 2008 году на Дальний Восток ввезли свыше полумиллиона иномарок, причем большая часть из них пришлась на Приморье. А уже в 2009 году ввоз составил лишь 80 тысяч единиц. Рынок падал, потом оживал и снова падал. В 2014 году обвалился рубль – стоянки еще «ужались». В 2015 году все только усугубилось, да еще и вырос (в первый раз) утилизационный сбор. Только вот обвал импорта, которого добивались чиновники, обвалил заодно и почти всю экономическую структуру региона. Платежей, отчисляемых в бюджет, стало в разы меньше.
— Я возил машины из Владивостока в Сибирь много лет, – вспоминает Дмитрий из Новосибирска. – Всякое бывало, конечно. Несколько раз чудом живым выходил. Машину однажды отобрали, Subaru Forester турбовый, под заказ вез. Это в Приморье какая-то цивилизация за 10-15 лет развилась, а там, в регионах, криминала еще хватает. Иногда ехать страшно. Сейчас Владивосток – уже не самый дешевый город, где можно купить машину. Иногда разница в цене достигает 100-200 тысяч рублей, причем не в пользу Приморья. То же касается и запчастей. Те, кто не знает, как тут дела обстоят, иногда не могут понять, почему бампер из Владивостока на японскую машину стоит дороже, чем такой же в Москве. Говорят – там же Япония за углом, почему так дорого?
Во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году «Зеленый угол» даже хотели перенести за город – неподалеку планировалось проложить так называемый гостевой маршрут. Но и тут рынок устоял. Планирующийся к строительству жилой квартал тоже не помешал: его возвели чуть в стороне. Теперь жители этого квартала ездят как раз через «Зеленый угол», потому что другой дороги нет.
Сейчас рынок поделился на две категории покупателей. Первые идут за бюджетными машинами до 500 тысяч рублей. Это малолитражки «городского» класса, объемом до полутора литров – Nissan Note, Nissan March, Toyota Vitz, Mazda Demio, Toyota Passo. Ими в основном и забиты все стоянки.
Вторая категория идет за более крупными машинами стоимостью от 1,5 млн рублей – Toyota Harrier, Nissan X-Trail, Subaru Forester и Outback. За разумную сумму можно взять трех-пятилетний экземпляр в очень богатой комплектации. Хорошо идут гибридные Toyota Alphard: их много берут в представительские такси и прокаты. Популярны также минивэны Honda Stepwgn. Этим вариантам нет прямых альтернатив на официальном дилерском рынке по комфорту, качеству, исполнению и цене.
Середина, вокруг миллиона рублей, принадлежит двум безусловным фаворитам – Honda Fit и Toyota Prius Alpha.
Людей на рынок сейчас приходит немного. Продавцы ругаются сквозь зубы – да где это видано, чтобы машина стояла по три-четыре месяца. В магазинах «сопутствующих товаров из Японии» тоже пустовато. Говорят, в выходные людей становится больше – а толку никакого. Денег мало, ходят как в музей. Из регионов тоже почти никого нет, максимум соседи – до Бурятии и Якутии.
— Мы ищем какую-нибудь машину небольшую, – говорит покупатель Василий из Амурской области, который приехал на «Зеленку» с товарищем. – Желательно гибридную, потому что бензин у нас очень дорогой на Дальнем Востоке. Приехали на несколько дней, вот, бродим тут по рынку, смотрим. Машины, с одной стороны, все одинаковые. Ну вот, два Fit стоят, только цвет отличается. Но видно, что у одной кузов не очень, его красили. Другой ничего, но у него салон «уставший». В интернете посмотрели несколько автомобилей, теперь решили сами потрогать, пощупать, послушать, покататься.
При этом, как говорят продавцы, регионы не отказались от японских автомобилей, просто торговля ушла с «Зеленки» в интернет: привозят сами и через брокеров оформляют. Екатеринбург, Питер и Москва, кажется, даже стали больше брать.
— Рынок менялся на моих глазах, я занимаюсь этим с 2002 года, – рассказывает продавец Евгений. – Если тогда покупали все, то сейчас у людей свободных денег на автомобили нет. Покупают просто для того, чтобы передвигаться. Большим спросом пользуются дешевые машины, до 500 тысяч. Это Nissan Note, например. Тот же Fit уже до миллиона сложно купить. Самое серьезное, что сейчас можно найти на рынке, – это Land Cruiser Prado с объемом двигателя 2,7 литра либо дизельный 2,8 литра. Прочие дорогие машины из Японии привозят исключительно на заказ. Наше государство так сделало. Мы работаем в сегменте до 1,5 млн рублей. Из этих машин есть спрос на Mitsubishi Outlander PHEV – из-за того, что он частично на электричестве. Расходы на топливо у него минимальны. «Электрички» вроде Nissan Leaf тоже пользуются спросом, но с «заправками» для них у нас туго.
Стоянки на «Зеленом углу» по-прежнему делятся на ценовые категории. Есть «гражданские», где стоят массовые легковые автомобили всех классов. Среди них упомянутые Note, Vitz, Passo. Есть точки, специализирующиеся на экстравагантных машинах вроде Suzuki Lapin или Hustler, – добралась до Приморья мода на японские кей-кары. Таких, правда, единицы. Тут же всевозможные маленькие Honda – Fit, Shuttle, Freed, Grace. Очень много среди машин этой марки гибридных полноприводных Vezel, которые на европейский рынок поставляются как возрожденная модель HR-V.
Toyota представлена рядами Premio, Axio, Allion, Prius Alpha, Fielder (тоже гибридные в основном) и «овощевозкой» Probox. Отдельно стоят вечные фавориты Владивостока – Toyota Crown, с каждым новым поколением кузова становящиеся все краше.
Из Subaru много на рынке Forester и Outback, среди Nissan хорошо представлены March и X-trail. Mitsubishi в основном Outlander – как простой, так и PHEV.
Почти на каждой стоянке есть закуток, где можно купить машину без документов. Нередко этим пользуются те, кто не эксплуатирует автомобиль на дорогах общего пользования. Например, «джипари» либо гонщики-любители, которые берут мощную машину вроде Mark II или Laurel, а потом в гараже строят свои «болиды» для трека.
Совсем мало, но все же есть еще «распилы». Впрочем, их время прошло: на учет «половинку» уже не поставишь, в ГИБДД таких раскусывают на раз. Тем не менее кто-то берет их на запчасти, восстанавливая машины после ДТП. Сейчас на запчасти чаще везут «конструкторы» – то есть отдельно кузов и отдельно силовые агрегаты. Их и не планируется ставить на учет как целый автомобиль, «конструкторы» – это именно наборы запчастей. С 2018 года пошлины на них понизили и этот бизнес расцвел. Подробнее о том, что такое «распилы», «конструкторы», «карпилы», читайте в отдельном материале.
Часть стоянок теперь пустеют. Там, где еще десять лет назад вплотную стояли автомобили, теперь прилавки с японскими сигаретами и алкоголем или же выставлены литье и резина. Также стали загонять сюда и машины «с пробегом по России» – те, что продают с рук, но не хотят держать возле дома.
Говорят, «Зеленки» скоро не станет. Но такие прогнозы звучат с тех самых пор, как она появилась. Правый руль, несмотря на все настроения и меры по ограничению импорта, еще очень силен на Дальнем Востоке. Это не в последнюю очередь настоящий социально-культурный феномен региона. «Зеленый угол» в этом контексте – не просто рынок. Это образ жизни.
— Настроение у людей рабочее. Мы закалены уже всякими закрутками гаек и усложнениями. Но все равно хотим работать. Потому что первое – это качество. Оно компенсирует все нервы и расходы, – говорит Ирина.