Авто на рельсовом ходу
Железнодорожное. Автомобили на рельсах.
Оригинал взят у matsam в Железнодорожное. Автомобили на рельсах.
Я давно хотел написать этот пост. Но не хватало времени, да и материала честно говоря было немного. А тут неожиданно появились новые фото, в том числе и наши российские, и вот что получилось.
Автомобиль поставили на рельсы почти сразу же после его рождения, сделано это было в разных странах почти одновременно. Причин в те годы было две. Первая это не было экономичного средства передвижения для инспекторских поездок руководителей среднего звена на небольших и частных железных дорогах, ну не гонять же паровоз в вагоном,
а вторая еще не было мотрис, количество паровых вагонов было ограничено и на небольших малозагруженных железных дорогах с простым профилем пути можно было использовать автобусы на рельсах.
Первые российские рельсовые автомобили выглядели внушительно.
Вот например автомобиль марки Дукс- ну просто красавец
Особое распространение такие машины получили в середине двадцатого века, особенно разнообразен был их парк в США, это связано и большим количеством частных железных дорог, и с доступностью автомобилей, и с хорошим качеством обслуживания подобной техники. Эти фото из коллекции совсем недавно выставленной на аукцион.
Разнообразие марок и типов машин просто поражает.
Здесь и грузовики для перевозки ремонтных бригад и оборудования
И автомобили-локомотивы для небольших составов
Шикарный Паккард для передвижения руководства железной дороги
Почти все знаменитые американские марки автомобилей были поставлены на рельсы.
А во время Второй Мировой Войны на рельсы стали знаменитые Виллисы
После войны традиция продолжилась и вплоть до семидесятых годов ХХ века по рельсам бегали вот такие красавцы
А это уже Австралия, там тоже по рельсам ходили автомобили EMU BAY RAILWAY на Тасмании
А что же старушка Европа. Тут конечно отличились французы, их довоенная техника элегантна и весьма оригинальна по конструкции.
А это знаменитый рельсовый автобус Мишлен, машина опередившая время
Немцы тоже не отставали
Но самые знаменитые рельсовые автомобили появились в Германии после войны.
Рельсовый автобус MAN мог ездить и по обычным дорогам благодаря уникальной конструкции
Легендарный микроавтобус Фольксваген был тоже поставлен на рельсы, правда американцами.
Ну а что же было в СССР. Здесь тоже появились уникальные машины на рельсы были поставлены и легковые машины и грузовики
Как же без вездесущей Газели
Товарищи по соцлагерю не отставали и именно в бывших социалистических странах сохранились в отличном состоянии советские автомобили на железнодорожном ходу
А это близнец нашей Победы польская Варшава
Есть очень оригинальные машины
А этот Лэнд Ровер поставили на рельсы наши умельцы
Современные рельсовые автомобили это мощные машины, способные решать самые разные задачи
Классический американский пикап
Немецкий пожарный рельсомобиль
И наш маневровый УРАЛ с составом
Так что жизнь рельсовых автомобилей продолжается.
Ну и конечно модели, их много и в разных масштабах.
Рельсовые автомобили
Автомобили появились на свет лет на 70 позже паровозов, и мысль приспособить их для движения по железнодорожным путям пришла в голову конструкторов едва ли не сразу. Еще в начале прошлого века выяснили, что, сняв со стальных ободов покрышки, машину действительно можно поставить на рельсы.
Идея превратить автомобиль в локомотив не давала покоя специалистам и 100 лет назад: ее пытались реализовать практически все ведущие автопроизводители мира. Хотя почему только ведущие?
машину показал талантливый конструктор Яно Фейес. Нельзя сказать, что наши отечественные конструкторы оставались в стороне от мирового бума, но направленность их работ была несколько односторонней. К железнодорожному ходу в основном приспосабливались броневики. Первый такой экипаж —«бронеавтомобиль — дрезина» —вышел на Амурскую железную дорогу еще в 1912 году. Он был построен на шасси автомобиля Benz. Экипаж машины, вооруженной одним пулеметом, состоял аж из шести человек. В 1928 году талантливый конструктор Николай Дыренков вывел на рельсы «железнодорожный автовагон», который первыми оценили военные. Начиная с выпущенного в 1930 году легкого бронеавтомобиля ФАИ/ НАМИ к началу Второй мировой войны в СССР было разработано около десяти типов броневиков, способных передвигаться по железной дороге.
«МАЗ»-кран, переоборудованный для езды по колее метро
ишь немногие из них оснащались системой опускания и подъема опорных тележек с колесами железнодорожного типа. В основном на ободья колес крепились дополнительные диски с ребордами —конструкция простая, но достаточно тяжелая. Война показала все достоинства и недостатки использования автомобилей на железной дороге. Основываясь на полученном опыте, все конструкторы перешли на использование только подъемных систем с колесами небольшого диаметра вагонного типа. По такой схеме в середине пятидесятых годов были построены бронетранспортеры БТР — 40 и БТР — 152.
ЗиМ, Западная Украина
Пока мы ставили на рельсы наш «оборонный потенциал», другие занимались проблемами куда менее интересными, зато более полезными. Основанная в 1953 году американская компания Crane Carrier Corp. выпускала специализированные шасси для тяжелых кранов, и одной из ее самых интересных разработок стал кран для работы на месте железнодорожных аварий грузоподъемностью 200 т. На четырехосном шасси смонтировали две двухосных тележки железнодорожного хода, которые при движении по шоссе убирались под кабину и раму и не выступали за габарит машины.
Советский рельсовый бронеавтомобиль «BA-20″
«ГАЗ-АА» и «ЗИС-5″ на службе Вермахта,1942г.
Советский опытный бронеавтомобиль БАД-1 во время испытаний:
Рельсовые «Чайка» и «Варшава» в Венгрии (наши дни).
Для перевозки рабочих службы пути и пассажиров на линиях с небольшими пассажиропотоками Проектно-конструкторское бюро Главного управления пути и сооружений МПС под руководством главного конструктора этого бюро И. А. Буровцева на базе автобуса ЗИЛ-158В спроектировало сдвоенную автомотрису, получившую название рельсового автобуса.
Автобусы ЗИЛ-158В выпускались с 1961 по 1970 г. Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулево Московской области). Такой автобус имел собственную массу 6,5 т, из которых на передние колеса приходилось 3,05 т, а на задние — 3,45 т. Масса автобуса при полной загрузке составляла 11,0 т, из них 4,15 т приходилось на передние колеса и 6,85 т на задние. Длина автобуса равнялась 9030 мм, ширина — 2500 мм, высота — 3000 мм, колесная база — 4858 мм, число мест для сидения было 32, общее расчетное число мест — 60.
На автобусе был установлен бензиновый шестицилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-158В, развивавший при частоте вращения вала 2800 об/мин мощность 109 л. с. Диаметр цилиндров двигателя равнялся 101,6 мм, ход поршней — 114,3 мм, охлаждение цилиндров было водяное.
Коробка передач позволяла иметь пять ступеней скоростей; передаточные числа на ступенях были соответственно 7,44; 4,1; 2,29; 1,47 и 1; при заднем ходе — 7,09. Передаточное число главной передачи равнялось 7,63. Тормоза были колодочные с пневматическим приводом.
Цепи освещения и стартер СТ15 мощностью 1,8 л. с. питались постоянным током напряжением 12 В.
На автобусе были установлены четыре аккумуляторные батареи ЗСТ-84 напряжением по 6 В и емкостью по 84 А • ч, включенные последовательно-параллельно, и генератор переменного тока Г2-Б мощностью 750 Вт, работавший совместно с выпрямителем, имевшим на выходе номинальное напряжение 12 В. В нижней части кузова располагался бак для бензина объемом 150 л.
МАШИНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ
по рельсам всех дорог.
РЕЛЬСОВЫЙ ТЯГАЧ МАЗ
Модель 6312
Маневровый локомобиль МАЗ6312 построен на базе автомобиля с сохранением всех функций грузовика. Таки образом получился многофункциональный дорожно-рельсовый маневровый тягач, предназначенный для замены устаревших, дорогих в обслуживании и эксплуатации маневровых тепловозов среднего и легкого класса.
В настоящее время перемещение составов производится преимущественно с ближайшей железнодорожной станции. Внедрение маневрового локомобиля МАЗ 6312 поспособствует реальной экономии топливных ресурсов. Ведь приобретая дорожно-рельсовый маневровый локомобиль, промышленное предприятие железнодорожного транспорта сможет эффективнее использовать автомобильную технику при маневровых работах и доставке грузов в кузове локомобиля.
Созданные нашей компанией локомобили для передвижения по железнодорожным путям, автодорогам и дорожным покрытиям, также могут пересекать рельсовые нити.
Мобильность локомобиля при перемещении из одного места в другое позволяет транспортировать и составлять вагонный состав на разных подъездных путях.
Использование навесного коммунальное оборудования позволяет локомобилю производить работы по текущему обслуживанию и благоустройству путевого хозяйства.
Парк маневровых тепловозов и локомотивов находится «в возрасте», большая их часть выпущена более 20-30 лет назад. Эксплуатация такого подвижного состава требует значительных затрат, возрастающих по мере старения парка тепловозов.
Российские и зарубежные компании, транспортные и таможенные терминалы, а также морские портовые хозяйства, имеющие собственные железнодорожные пути, предпочитают маневровые рельсовые тягачи (локомобили) на колесно-рельсовом комбинированном ходу при выборе техники для маневровых работ.
НАЗНАЧЕНИЕ
Железные дороги, частные подъездные пути и компании нуждаются в средствах, способных производить маневровые операции в пределах станции. Для этих и других функций и были созданы маневровые более экономичные нежели чем поездные локомотивы.
На железнодорожном транспорте курсирует огромное количество различных тепловозов и электровозов. У каждого из них свое применение, и в зависимости от своих технических характеристик производят они определенного вида работы. Каждая станция нуждается в перестановке вагонов с пути на путь, подаче на пути не общего пользования, выполнении норм развоза местных грузов. Производить маневровой работы, где нет необходимости в перемещении составов большого веса, способен локомобиль МАЗ, который может заменить тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ2, ТГМ.
ВНЕШНИЙ ВИД ЛОКОМОБИЛЯ МАЗ
» data-image-caption data-medium-file=»https://i2.wp.com/locomobile.ru/wp-content/uploads/2018/06/Маневровый-МАЗ-локомобиль-с-КМУ-ТРАМЛИНЕР.jpg?fit=300%2C168&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/locomobile.ru/wp-content/uploads/2018/06/Маневровый-МАЗ-локомобиль-с-КМУ-ТРАМЛИНЕР.jpg?fit=860%2C482&ssl=1″>
БАЗОВОЕ ШАССИ МАЗ 6312В9
ОБОРУДОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ХОДА
Оборудование навесное КЖХ состоит из передней оси (см. рис.2) и одной задней колесной пары с металлическими направляющими катками (см. рис.3). Для подъема-опускания КЖХ используются гидравлические цилиндры. Направляющие катки КЖХ хода удерживают автомобиль на рельсах и частично воспринимают на себя нагрузку от его массы.
» data-image-caption data-medium-file=»https://i2.wp.com/locomobile.ru/wp-content/uploads/2018/06/железнодорожная-ось-сзади-комбинированного-хода-МАЗ.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/locomobile.ru/wp-content/uploads/2018/06/железнодорожная-ось-сзади-комбинированного-хода-МАЗ.jpg?fit=860%2C573&ssl=1″>
Автотехника на рельсах. Откуда она взялась и зачем нужна?
Автомобили на рельсах, грузовые и даже легковые — явление не такое уж уникальное, как может показаться на первый взгляд. Другой вопрос, что обывателю шанс увидеть подобные машины выпадает крайне редко, а потому передвигающийся по рельсам автомобиль вызывает удивление. Сложился вокруг таких авто даже некий ореол таинственности. Изучаем эти конструкции и разбираемся, зачем они нужны.
На самом деле ничего таинственного или сверхъестественного тут нет. Автомобили передвигаются по рельсам уже больше 120 лет. Идея приспособить авто для движения по рельсам появилась чуть ли не одновременно с появлением самой машины. Считается, что первая такая конструкция была воплощена в жизнь в начале XX века в Швейцарии. Наряду с пневмоколесами эта машина была оснащена и дополнительными железнодорожными (ребордчатыми) колесами. Использовали ее для. буксировки небольших составов в гору! В тех условиях машина оказалась лучше стандартных паровозов. Почему? Все просто. Сцепной коэффициент резины с металлом (рельсами) выше сцепного коэффициента металла с металлом (паровозного колеса с рельсом) в 4—5 раз.
Этот нехитрый принцип и по сей день позволяет автомобилям подменять локомотивы и буксировать составы. Но (важный нюанс!) на короткие и очень короткие расстояния. На длинных перегонах резина перегреется и придет в негодность.
Так что в качестве буксировщиков вагонов грузовики используются, но в разы чаще на рельсах они выполняют функцию спецтехники для обслуживания и строительства железнодорожной инфраструктуры.
Еще одно популярное решение — ремонтные технички на рельсах. Как пример — инструментальный раздаточный пункт белорусских железнодорожных войск на базе МАЗ-630308 с кузовом завода «МАЗ-Купава». Предназначена машина для выполнения путевых и балластировочных работ при строительстве новых и вторых железнодорожных путей. В комплекте рельсорезные и рельсосверлильные станки, электрошпалоподбойка, разгонщик стыковых зазоров и многое другое, включая лом лапчатый и молоток костыльный.
Иногда спецгрузовики (в 1940-е и 1950-е годы) вообще постоянно находились на рельсах. В этом случае им стандартные автомобильные колеса заменяли на ребордчатые железнодорожные большого диаметра. Такое решение применялось, например, в метро. Однако массовым этот тип конструкции не стал и сейчас на постсоветском пространстве не используется.
Но в странах третьего мира так делают до сих пор. Вот кадр из Индии. Наши дни.
Другое дело — дополнительные ребордчатые катки небольшого диаметра. Вот это решение стало массовым и существует во множестве разновидностей. Ведущими и тормозными в этом случае становятся пневмоколеса автомобиля. Вот пример советской подобной конструкции на базе классического ЗИЛ-130.
При движении по автомобильным дорогам ребордчатые колесики поднимают вверх. Даже УАЗики в советской армии подобным образом ставили на рельсы.
Собственно именно в механизме подъема и опускания, а также подвески направляющих катков заключается основное многообразие вариантов комбинированного хода. Тележка с направляющими катками, установленная под рамой в пределах базы, — популярное решение для рельсовых грузовиков трамвайного хозяйства. Как пример — старый Mercedes-Benz трамвайного управления польской Познани.
Четыре пары направляющих миникатков — еще один вариант для технологических рельсовых грузовиков.
А как грузовику вообще заехать на рельсы? Тут все просто. Для спокойной постановки на колею нужен небольшой участок железнодорожного переезда, где можно сманеврировать и встать параллельно рельсам. После этого опускаются направляющие катки. На грамотно уложенные трамвайные рельсы заезжать вообще проще простого. Но наиболее отчаянные водители грузовиков на комбинированном ходу умудряются вскарабкиваться на рельсы через шпалы по-грубому.
Теоретически на комбинированный ход можно перевести почти любой автомобиль — от спортивного купе (вспомним культовый фильм «Назад в будущее») до стандартного грузовика и трактора. В зависимости от типа используемого для нужд железной дороги, трамвайной сети или метрополитена оборудования подбирается соответствующее шасси и чаще всего с помощью дооснащения направляющими катками небольшого диаметра обретает возможность ездить по рельсам. Так дорабатывают и легкие пикапы, и тяжелые трехосные грузовики. Типы спецоборудования самые разные — от измерительной аппаратуры до тяжелых кранов.
Что касается возможности буксировать вагоны, то. некоторое количество вагонов сможет буксировать даже УАЗик. Не удивляйтесь. Спортивного телосложения рекордсмены-атлеты сдвигают с места самолеты и по полтора десятка грузовиков для установления рекордов. У любого УАЗика лошадиных сил куда больше, чем у человека-атлета, и сдвинуть вагон — не проблема. Благо сцепление пневмошин с рельсами высокое, а сопротивление качению у вагонов как раз очень низкое. Потому автомобили и тракторы легко таскают небольшие составы. Другой вопрос, что остановить железнодорожный состав штатные тормоза грузовика не смогут. Но для этого грузовики на комбинированном ходу, «заточенные» именно под буксировку вагонов, оснащают мощным компрессором и специальной дополнительной пневмосистемой, которая соединяется с тормозными пневмомагистралями железнодорожных вагонов.
Существует способ постановки автомобилей на рельсы вообще без какой-либо доработки конструкции. В этом состоит задача устройства УКХ российской разработки. УКХ расшифровывается как «универсальный комбинированный ход». Под задние колеса устанавливается «тележка опорно-приводная». Достаточно нехитрым, но эффективным способом вращение колес грузовика передается промежуточным роликам тележки, которые передают вращение уже на железнодорожные мини-колесики. Под передний мост ставится «тележка опорно-направляющая». Здесь уже никакое вращение не передается. Грузовики на УКХ используются в качестве сугубо транспортных машин для доставки грузов в процессе строительства веток и, опять же, как носители спецоборудования. Комплект УКХ позволяет быстро и без доработок базовой машины ставить на рельсы не только грузовики, но и тракторы, погрузчики и т. п.
Отдельный случай автомобильной техники на рельсах — так называемые «локотракторы». Это скорее уже не автотехника на рельсах, а небольшие маневровые тепловозы с возможностью ездить по асфальту. Они и скомпонованы по-другому, и шины у них особые износостойкие, и буксировать они могут полноценный железнодорожный состав не только на малые, но и на средние дистанции. Как пример — маневровый локотрактор Zephir LOK 16.300 итальянского производства.
Но все равно заменить локомотивы автомобильный транспорт не может. На длинных дистанциях. А вот на коротких может. Но не заменить, а подменить. Этим и пользуются трамвайные хозяйства, а особенно предприятия, на территории которых есть технологические рельсовые пути. К тому же грузовик на комбинированном ходу в разы дешевле локомотива.
Важно понимать, что автомобильный транспорт на комбинированном ходу не является 100% альтернативой полноценной железнодорожной технике по многим причинам. Грузовики на комбинированном ходу — это самостоятельная разновидность спецтранспорта. Вотчина таких машин — промышленные ж/д пути, трамвайные системы, тоннели метрополитена и обслуживание инфраструктуры железной дороги. Дополнение, но не замена.