Авто на сопках маньчжурии

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Рубрики

Цитатник

Десятый наш десантный батальон Фильм «Белорусский вокзал» считается классикой советского кинемато.

История «Бега». Памяти Владимира Наумовича Наумова. В 1970-м, в год столетия Ленина, на экраны.

«Умерла советская и российская актриса Нина Русланова» Сегодня, 21 ноября, после продолжительно.

Малоизвестные цитаты великого русского писателя Федора Достоевского в день памяти Ф. М. Дос.

Видео

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

«На сопках Маньчжурии». История создания вальса, его переработка на слова и исполнители

Авто на сопках маньчжурии

Музыка И.Шатрова

Слова А. Машистова

Ночь подошла,
Сумрак на землю лег,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.

Здесь, под землей,
Наши герои спят,
Песню над ними ветер поет и
Звезды с небес глядят.

Спите, бойцы, спите спокойным сном,
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далекий дом.

Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовет,
Кровью народной омытое знамя
Мы понесем вперед.

Мы пойдем навстречу новой жизни,
Сбросим бремя рабских оков.
И не забудут народ и отчизна
Доблесть своих сынов.

Спите, бойцы, слава навеки вам!
Нашу отчизну, край наш родимый
Не покорить врагам!

Ночь, тишина, лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит!

Хор Сретенского монастыря

Помните в исполнении Шульженко – «Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки». А сколько всего войн прошел этот вальс, теперь и не сосчитать. Даже в наши дни вальс «На сопках Маньчжурии» есть в репертуаре почти каждого духового оркестра. Вальс давно живет своей жизнью, и немногие сегодня знают, что написан он в 1906 году простым полковым капельмейстером Ильей Алексеевичем Шатровым, который и на самом деле воевал на сопках Маньчжурии.

Авто на сопках маньчжурии

Военный капельмейстер Илья Шатров

Илья Шатров родился в небольшом уездном городке Землянске 1 апреля 1885 года в семье отставного унтер-офицера. У мальчика рано проявились музыкальные способности, он самостоятельно научился играть на балалайке и гармонике. После смерти отца Илье удалось поступить воспитанником в музыкантскую команду Гродненского гусарского полка, расквартированного в Варшаве. Молодой военный музыкант быстро освоил игру на барабане, а затем и на духовых инструментах. В 1900 году по ходатайству командира полка его приняли в Варшавский музыкальный институт. Три года обучения на отделении военных капельмейстеров пролетели незаметно, и в 1903 году дипломированный капельмейстер Илья Шатров получил назначение в 214-й Мокшанский пехотный батальон, расквартированный в Златоусте. В штат батальона Шатров был зачислен капельмейстером без классного чина.

Небольшой экскурс в историю. В полках и отдельных батальонах российской армии до революции существовали музыкантские команды, иногда значительные – до 50-60 солдат и унтер-офицеров. Начальниками команд, как правило, были полковые адъютанты (офицеры), а капельмейстерами (дирижерами) – военные чиновники, которые имели соответствующие статские классные чины. В обязанности капельмейстера входило обучение полковых музыкантов, барабанщиков и горнистов, дирижирование оркестром. Кроме капельмейстера в полку служили и другие чиновники: врачи, казначей, делопроизводитель, квартирмистр. Они носили обмундирование офицерского образца, но с отличными от офицерских знаками различия, шитьем, нашивками, галунами и т.п. Чиновники, не имеющие классных чинов, носили обмундирование без погон, шитья и галунов, а саблю без темляка.

Авто на сопках маньчжурии

Мокшанский полк

К началу русско-японской войны на базе батальона был создан 214-й Мокшанский полк, отправленный в действующую армию в Маньчжурию. Полк участвовал во многих боях, в том числе в знаменитом сражении под Ляояном. Видимо капельмейстер Шатров проявил в них не только музыкальную одаренность, так как уже летом 1904 года за «отлично усердную службу при военной обстановке» был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на Анненской ленте. В феврале 1905 года полк принял свой последний бой под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали яростные атаки японцев, причем последний день вели бой в полном окружении.

Авто на сопках маньчжурии

В последнюю атаку командир полка полковник Петр Побыванец поднял солдат под развернутым знаменем под звуки марша. Впереди полкового оркестра, дирижируя саблей, шел капельмейстер Шатров. Значительно поредевший полк пробился из окружения, вынеся погибшего в штыковой атаке командира. Мужество военных музыкантов оценили по достоинству, наградив семерых уцелевших унтер-офицеров и солдат Георгиевскими крестами. Полк тоже не остался без награды, получив высоко ценившиеся в русской армии Георгиевские серебряные трубы. Не остался неотмеченным и военный капельмейстер. Он был удостоен статского чина коллежского регистратора (соответствовал чину прапорщик) и «за разновременные отличия против японцев» награжден боевым орденом Станислава 3 степени с мечами и бантом.

Весной 1906 года мокшанцы вернулись в Златоуст, привезя с собой останки погибшего командира, которого похоронили возле Симеоновской церкви (уже в наши дни на этом месте установлен крест). Для полка началась мирная жизнь. Бытует легенда, что новый командир полка отправил за какие-то прегрешения капельмейстера на гауптвахту, где тот и записал первые ноты вальса, посвященного погибшим под Мукденом сослуживцам.

В сентябре 1906 г. полк был переведен в Самару. Здесь в городском саду в исполнении полкового оркестра впервые прозвучал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», который был равнодушно встречен гуляющей публикой. Но вскоре к Илье Шатрову пришло заслуженное признание, а вальс стал стремительно распространяться по России. Распространению вальса немало поспособствовал Оскар Филиппович Кнауб, с которым Шатров познакомился в Самаре. Самобытный композитор и нотоиздатель Кнауб помог «отшлифовать» вальс и издать его нотную запись. К 1911 году ноты переиздавались более 80 раз. Утвердилось и короткое название вальса – «На сопках Маньчжурии».

Авто на сопках маньчжурии

А по всей России с граммофонных пластинок зазвучало:

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,

Вот из-за туч блеснула луна,

Могилы хранят покой…»

Исполняет духовой оркестр МО РФ

До революции было создано значительное количество вариантов текста вальса, но признание получили эти стихи, написанные писателем и поэтом Степаном Гавриловичем Петровым, больше известным под псевдонимом Скиталец.

Авто на сопках маньчжурии

Вариант слов 1906 года
Степана Гавриловича Петрова (Скитальца) (первый)

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы.

Плачет отец,
Плачет жена молодая,
Плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.

Так слёзы бегут
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль
И бездна великого горя!

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Мир вашей душе!
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

Поет русский певец Вавич на слова Скитальца. Запись 1910 года

По своей популярности вальс «На сопках Маньчжурии» долгое время практически не имел себе равных, за границей его даже называли «русским национальным вальсом», а соперничать с ним могли только «Амурские волны», автор которых Макс Авелевич Кюсс, как и Шатров, полковым капельмейстером прошел японскую войну.

Новый пик популярности вальса пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда его исполнял Иван Козловский и включали в свои репертуары многие фронтовые концертные бригады.

А это вариант слов Ивана Козловского

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Тихо вокруг, ветер туман унес.
Hа сопках Маньчжурских воины спят
И русских не слышат слез.

Плачет, плачет мать родная, плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня.

Пусть гаолян вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.

Вы пали за Русь, погибли за отчизну,
Поверьте мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну. 2 раза

Авто на сопках маньчжурии

Создатель знаменитого вальса и после революции не расстался с армией, он возглавлял военные оркестры, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище. Кроме легендарного вальса им были написаны еще три: «Дачные грезы», «Осень настала» и «Голубая ночь в Порт-Артуре».

Поет Людмила Зыкина

За несколько дней до смерти ему было присвоено воинское звание «майор». Умер Илья Алексеевич Шатров 2 мая 1952 года. Лучшим памятником ему стал вальс, который сегодня звучит не только в исполнении скромных духовых оркестров, но и на самых престижных мировых сценах

Оркестр Нью Йорка «На сопках Маньчжурии». Зал аплорировал стоя

Поет Дмитрий Хворостовский

Исполняет духовой оркестр МО СССР 1970 г. под управлением Н. Назарова. Самое лучшее исполнение

И в завершение поет Евгения Смольянинова

Полностью переработанный и дополненный пост от 14 сентября 2016 года.

Рубрики:музыка/танцевальная музыка
музыка/история песни
музыка/история создания
музыка/авторы
история России

Метки: На сопках Маньчжурии

Процитировано 10 раз
Понравилось: 25 пользователям

Источник

«На сопках Маньчжурии». История создания вальса, его переработка на слова и исполнители

«На сопках Маньчжурии». История создания вальса, его переработка на слова и исполнители

Авто на сопках маньчжурии

Музыка И.Шатрова

Слова А. Машистова

Ночь подошла,
Сумрак на землю лег,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.

Здесь, под землей,
Наши герои спят,
Песню над ними ветер поет и
Звезды с небес глядят.

Спите, бойцы, спите спокойным сном,
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далекий дом.

Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовет,
Кровью народной омытое знамя
Мы понесем вперед.

Мы пойдем навстречу новой жизни,
Сбросим бремя рабских оков.
И не забудут народ и отчизна
Доблесть своих сынов.

Спите, бойцы, слава навеки вам!
Нашу отчизну, край наш родимый
Не покорить врагам!

Ночь, тишина, лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит!

Хор Сретенского монастыря

Помните в исполнении Шульженко – «Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки». А сколько всего войн прошел этот вальс, теперь и не сосчитать. Даже в наши дни вальс «На сопках Маньчжурии» есть в репертуаре почти каждого духового оркестра. Вальс давно живет своей жизнью, и немногие сегодня знают, что написан он в 1906 году простым полковым капельмейстером Ильей Алексеевичем Шатровым, который и на самом деле воевал на сопках Маньчжурии.

Военный капельмейстер Илья Шатров

Илья Шатров родился в небольшом уездном городке Землянске 1 апреля 1885 года в семье отставного унтер-офицера. У мальчика рано проявились музыкальные способности, он самостоятельно научился играть на балалайке и гармонике. После смерти отца Илье удалось поступить воспитанником в музыкантскую команду Гродненского гусарского полка, расквартированного в Варшаве. Молодой военный музыкант быстро освоил игру на барабане, а затем и на духовых инструментах. В 1900 году по ходатайству командира полка его приняли в Варшавский музыкальный институт. Три года обучения на отделении военных капельмейстеров пролетели незаметно, и в 1903 году дипломированный капельмейстер Илья Шатров получил назначение в 214-й Мокшанский пехотный батальон, расквартированный в Златоусте. В штат батальона Шатров был зачислен капельмейстером без классного чина.

Небольшой экскурс в историю. В полках и отдельных батальонах российской армии до революции существовали музыкантские команды, иногда значительные – до 50-60 солдат и унтер-офицеров. Начальниками команд, как правило, были полковые адъютанты (офицеры), а капельмейстерами (дирижерами) – военные чиновники, которые имели соответствующие статские классные чины. В обязанности капельмейстера входило обучение полковых музыкантов, барабанщиков и горнистов, дирижирование оркестром. Кроме капельмейстера в полку служили и другие чиновники: врачи, казначей, делопроизводитель, квартирмистр. Они носили обмундирование офицерского образца, но с отличными от офицерских знаками различия, шитьем, нашивками, галунами и т.п. Чиновники, не имеющие классных чинов, носили обмундирование без погон, шитья и галунов, а саблю без темляка.

Авто на сопках маньчжурии

Мокшанский полк

К началу русско-японской войны на базе батальона был создан 214-й Мокшанский полк, отправленный в действующую армию в Маньчжурию. Полк участвовал во многих боях, в том числе в знаменитом сражении под Ляояном. Видимо капельмейстер Шатров проявил в них не только музыкальную одаренность, так как уже летом 1904 года за «отлично усердную службу при военной обстановке» был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на Анненской ленте. В феврале 1905 года полк принял свой последний бой под Мукденом. Десять дней мокшанцы отбивали яростные атаки японцев, причем последний день вели бой в полном окружении.

Авто на сопках маньчжурии

В последнюю атаку командир полка полковник Петр Побыванец поднял солдат под развернутым знаменем под звуки марша. Впереди полкового оркестра, дирижируя саблей, шел капельмейстер Шатров. Значительно поредевший полк пробился из окружения, вынеся погибшего в штыковой атаке командира. Мужество военных музыкантов оценили по достоинству, наградив семерых уцелевших унтер-офицеров и солдат Георгиевскими крестами. Полк тоже не остался без награды, получив высоко ценившиеся в русской армии Георгиевские серебряные трубы. Не остался неотмеченным и военный капельмейстер. Он был удостоен статского чина коллежского регистратора (соответствовал чину прапорщик) и «за разновременные отличия против японцев» награжден боевым орденом Станислава 3 степени с мечами и бантом.

Весной 1906 года мокшанцы вернулись в Златоуст, привезя с собой останки погибшего командира, которого похоронили возле Симеоновской церкви (уже в наши дни на этом месте установлен крест). Для полка началась мирная жизнь. Бытует легенда, что новый командир полка отправил за какие-то прегрешения капельмейстера на гауптвахту, где тот и записал первые ноты вальса, посвященного погибшим под Мукденом сослуживцам.

В сентябре 1906 г. полк был переведен в Самару. Здесь в городском саду в исполнении полкового оркестра впервые прозвучал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», который был равнодушно встречен гуляющей публикой. Но вскоре к Илье Шатрову пришло заслуженное признание, а вальс стал стремительно распространяться по России. Распространению вальса немало поспособствовал Оскар Филиппович Кнауб, с которым Шатров познакомился в Самаре. Самобытный композитор и нотоиздатель Кнауб помог «отшлифовать» вальс и издать его нотную запись. К 1911 году ноты переиздавались более 80 раз. Утвердилось и короткое название вальса – «На сопках Маньчжурии».

Авто на сопках маньчжурии

А по всей России с граммофонных пластинок зазвучало:

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,

Вот из-за туч блеснула луна,

Могилы хранят покой…»

Исполняет духовой оркестр МО РФ

До революции было создано значительное количество вариантов текста вальса, но признание получили эти стихи, написанные писателем и поэтом Степаном Гавриловичем Петровым, больше известным под псевдонимом Скиталец.

Авто на сопках маньчжурии

Вариант слов 1906 года
Степана Гавриловича Петрова (Скитальца) (первый)

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы.

Плачет отец,
Плачет жена молодая,
Плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.

Так слёзы бегут
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль
И бездна великого горя!

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Мир вашей душе!
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

Поет русский певец Вавич на слова Скитальца. Запись 1910 года

По своей популярности вальс «На сопках Маньчжурии» долгое время практически не имел себе равных, за границей его даже называли «русским национальным вальсом», а соперничать с ним могли только «Амурские волны», автор которых Макс Авелевич Кюсс, как и Шатров, полковым капельмейстером прошел японскую войну.

Новый пик популярности вальса пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда его исполнял Иван Козловский и включали в свои репертуары многие фронтовые концертные бригады.

А это вариант слов Ивана Козловского

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.

Тихо вокруг, ветер туман унес.
Hа сопках Маньчжурских воины спят
И русских не слышат слез.

Плачет, плачет мать родная, плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня.

Пусть гаолян вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.

Вы пали за Русь, погибли за отчизну,
Поверьте мы за вас отомстим
И справим мы славную тризну. 2 раза

Создатель знаменитого вальса и после революции не расстался с армией, он возглавлял военные оркестры, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В последние годы жизни Шатров преподавал музыку в Тамбовском суворовском училище. Кроме легендарного вальса им были написаны еще три: «Дачные грезы», «Осень настала» и «Голубая ночь в Порт-Артуре».

Поет Людмила Зыкина

За несколько дней до смерти ему было присвоено воинское звание «майор». Умер Илья Алексеевич Шатров 2 мая 1952 года. Лучшим памятником ему стал вальс, который сегодня звучит не только в исполнении скромных духовых оркестров, но и на самых престижных мировых сценах

Оркестр Нью Йорка «На сопках Маньчжурии». Зал аплорировал стоя

Поет Дмитрий Хворостовский

Исполняет духовой оркестр МО СССР 1970 г. под управлением Н. Назарова. Самое лучшее исполнение

И в завершение поет Евгения Смольянинова

Полностью переработанный и дополненный пост от 14 сентября 2016 года.

Источник

Онлайн-проект «На сопках Маньчжурии»

Авто на сопках маньчжурии

Авто на сопках маньчжурии

Департамент культуры и молодежной политики городского округа Самара запускает новый онлайн-проект, посвященный первому исполнению вальса «На сопках Маньчжурии» композитора Ильи Алексеевича Шатрова.

Проект носит открытый характер и предполагает возможность участия горожан любого возраста.

Ждем фотографии художественных работ, рисунков (размер и материалы не имеют значения).

Авто на сопках маньчжурии

Онлайн-проект «На сопках Маньчжурии» запись закреплена

26-27 июня 2021 года в нашем городе планируется проведение всероссийского фестиваля «На сопках Маньчжурии». К этому времени приурочено открытие в историческом Струковском саду Самары архитектурно-скульптурной композиции «Вальс «На сопках Манчьжурии». В этом году вальс прозвучал впервые в исполнении духового оркестра, которым дирижировал сам композитор Илья Алексеевич Шатров. Рожденный в Самаре, этот вальс стал одним из самых известных музыкальных произведений ХХ века.
Показать полностью.

Департамент культуры и молодежной политики городского округа Самара продолжает онлайн-проект, посвященный первому исполнению вальса «На сопках Маньчжурии» композитора Ильи Алексеевича Шатрова!

Проект носит открытый характер и предполагает возможность участия в нем горожан любого возраста.

Предлагаем следующие направления для творчества:
1. «Эмоции, рожденные музыкой»;
2. «Струковский сад начала ХХ века»;
3. «Первое исполнение вальса в Самаре»;
4. «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»;
5. «Композитор Илья Алексеевич Шатров».

Мы ждем фотографии художественных работ, рисунков (размер и материалы не имеют значения) в альбом, закрепленный в этой записи!

Авто на сопках маньчжурии

Авто на сопках маньчжурии

Авто на сопках маньчжурии

Олеся Фатулёва запись закреплена

Авто на сопках маньчжурии

Авто на сопках маньчжурии

Татьяна Копнышева запись закреплена

Авто на сопках маньчжурии

Татьяна Барчук запись закреплена

Авто на сопках маньчжурии

Авто на сопках маньчжурии

Артем Кусков запись закреплена

Авто на сопках маньчжурии

Онлайн-проект «На сопках Маньчжурии» запись закреплена

Департамент культуры и молодежной политики городского округа Самара представляет новый онлайн-проект, посвященный первому исполнению вальса «На сопках Маньчжурии» композитора Ильи Алексеевича Шатрова.

Впервые этот вальс прозвучал у нас, в Самаре, в Струковском саду, в исполнении духового оркестра, которым дирижировал сам композитор Илья Алексеевич Шатров. Рожденный в Самаре, этот вальс стал одним из самых известных музыкальных произведений XX века.
Показать полностью.

Проект носит открытый характер и предполагает возможность участия горожан любого возраста.

Вашему вниманию предлагается видеоматериал, рассказывающий о композиторе И.А.Шатрове, истории создания знаменитого вальса и его первом исполнении в нашем городе.

Воплощайте Ваши впечатления, образы, эмоции от просмотра в художественных работах, по любому творческому направлению:

1. «Эмоции, рожденные музыкой»;
2. «Какой я вижу скульптурную композицию, посвященную первому исполнению вальса»;
3. «Струковский сад начала XX века»;
4. «Первое исполнение вальса в Самаре»;
5. «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»;
6. «Композитор Илья Алексеевич Шатров».

По итогам проекта будет организована выставка работ в рамках Дня города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *