Авто ночь перед рождеством

Какими были первые рождественские мультфильм и фильм в России

Авто ночь перед рождеством

Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством» (1913)

«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — согласно легенде, так Уолт Дисней высказался о своем коллеге польского происхождения Владиславе Старевиче. В 1912 году режиссер поразил зрителей дореволюционной России и Европы, сняв первый рождественский мультфильм в жанре кукольной анимации «Рождество у обитателей леса».

Дед Мороз спускается с елочной ветки, попутно задевая несколько шаров. От грохота, который зритель немого кино может себе только вообразить, просыпается кукла и тут же засыпает. «Старичок спешит, еще задолго до рассвета он должен попасть на лесную поляну и устроить там елку всем обитателям леса», — сообщает титр.

В лесу Дед Мороз ударяет посохом по снегу, и через несколько секунд на том же месте возникает елка, украшенная игрушками. Вскоре на праздник соберутся главные герои — жуки, стрекозы и лягушки.

Насекомые — любимая тема Старевича. В 1909 году он снял два энтомологических фильма «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». За год до премьеры «Рождества» вышла «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» — первая в мире кукольная пародия на историю из рыцарских романов.

Своим успехом Старевич был обязан отставному военному Александру Ханжонкову. В 1906 году он основал вторую после Александра Дранкова российскую киностудию «А. Ханжонков и Ко». Предприятие покупало за границей иностранные фильмы и переводило их на русский язык, пока не стало снимать собственные короткометражки. Ханжонков сразу увидел в Старевиче талантливого аниматора: он пристроил к его московской квартире специальное ателье, где тот мог полноценно работать.

Из-за необычной техники мультфильмы Старевича стали популярны в России и за ее пределами. Он сам делал куклы из высушенных тел жуков, пластилина и проволоки. Режиссер использовал технику покадровой съемки. Он заранее продумывал все движения кукол, разделял их на несколько фаз, каждую из которых снимал отдельно.

«Как все это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века» — писала о мультфильмах Старевича лондонская газета Evening News.

Однако талант Старевича не ограничивался анимацией. 26 декабря 1913 года в Москве состоялась премьера первого рождественского фильма. Режиссер экранизировал повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ведьму Солоху сыграла актриса Лидия Тридентская, кузнеца Вакулу — Павел Лопухин, Оксану — Ольга Оболенская, а черта — звезда того времени Иван Мозжухин.

Здесь Старевич впервые совместил в кадре анимацию и живых актеров. Эпизод, в котором черт уменьшается до размеров горошины и прыгает через весь кадр прямо в карман кузнеца Вакулы, оправдывает данное ему прозвище Волшебник. Эта сцена была сделана с помощью графической мультипликации, как и скачущие галушки и полеты Вакулы верхом на черте.

«Ночь перед Рождеством» — несомненный шаг вперед в искусстве экрана. Декорация украинского села с белыми мазанками была сделана под сусальные рождественские открытки, а галушки летели в рот к Пацюку, проделывая неестественные движения: режиссер прикрепил их к ниткам и дергал эти нитки, пока белые колобки не достигали рта героя. С точки зрения техники съемки они могли бы удовлетворить даже современного зрителя», — писал о фильме критик Николай Иезуитов (фрагмент из книги Владислава Евсевицкого «Владимир Старевич. Пионер анимации» — прим. «Газета.Ru»).

Старевич был полноценным автором всех своих произведений, выступая в качестве сценариста, оператора, режиссера и художника. Только в фильме «Ночь перед Рождеством» его соавтором по костюмам был Борис Михин. Постановку снимали в павильоне и ночью при свете прожекторов и ртутных ламп. Это еще один эксперимент Старевича — прежде искусственное освещение использовалось только в дополнение к дневному.

После начала большевистской революции в 1917 году Старевич покинул Россию. Вместе с семьей он эмигрировал сначала в Италию, а затем во Францию. В новой стране Старевич продолжил работать уже только в жанре анимации и снял несколько известных работ — «Песнь соловья» (1923), «Крыса сельская и крыса городская» (1927) и «Рейнеке-лис» (1937) — свой первый полнометражный кукольный мультфильм. Французом Старевич так и не стал — не смог побороть языковой барьер. По словам его дочери, отец был «человеком чисто славянской культуры».

21 декабря 1937 года на американских экранах вышел анимационный фильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Впервые в истории мультипликации была использована цветная техника, а персонажей озвучили актеры. Но Старевича это не испугало. Режиссер говорил, что не боится конкуренции с Микки Маусом и дорожит своей художественной независимостью. Всю свою жизнь Старевич хотел быть не бизнесменом, а фокусником.

Источник

«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание повести

Авто ночь перед рождеством

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Источник

Кратко «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь.

«Ночь перед Рождеством» – фантастическая повесть Николая Васильевича Гоголя. Легкое, веселое произведение с полусказочным сюжетом: в небольшой деревеньке накануне Рождества появляется черт и «путает карты» всем действующим лицам. Каждый из героев имел свои планы на праздничную ночь, но благодаря вмешательству нечистой силы все пошло совершенно не так, как было изначально задумано.

Очень краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством».

В ночь перед Рождеством в Диканьке все готовятся к празднику. Из трубы одной из хат вылетает ведьма и, никем не замеченная, начинает собирать в рукав звезды.

Авто ночь перед рождеством

Рядом с ней внезапно оказывается черт: он крадет сиявший на небе месяц, прячет его в карман. Ясная рождественская ночь в один миг становится совершенно темной. Казак Чуб вместе с кумом собираются идти в гости, где ждут их «варенуха и водка, настоянная на шафране».

Из-за наступившей тьмы они уже решили остаться дома, так как найти дорогу в полной темноте без месяца трудно: можно заблудиться. Посовещавшись и подумав, Чуб с кумом все же решают попытать счастья и отправиться к дьяку пить варенуху.

Однако черту этого не хотелось бы: он желает напоследок, пока еще есть у него сила, пока не наступил святой праздник, отомстить кузнецу Вакуле, намалевавшему на него обидную «карикатуру». Для этого ему нужно, чтобы Чуб остался дома. Тогда Вакула не осмелится прийти гости к красавице-дочери Чуба, Оксане.

Черт утраивает метель, Чуб с кумом поворачивают к дому, но из-за метели теряют друг друга из вида.

В это время к Оксане приходит Вакула. Он влюблен, а гордая девушка насмехается над ним.Тут в двери дома постучали: это Чуб наконец нашел дорогу домой. Вакула отворяет. Не узнав хозяина, парубок «угощает» его кулаками, так как из-за насмешек Оксаны пребывает не в духе.

Чуб решает пойти в гости к матери Вакулы и, «по совместительству», ведьме, – к Солохе. Это она собирала звезды, когда в небе показался черт, укравший месяц. Солоха – вдова, баба зажиточная и хозяйственная, и собой недурна. Она ловко обходится со всеми, присматриваясь, какую бы выгоду от кого из самых видных казаков в деревне получить.

Так, к ней «похаживают» голова (староста), дьяк, зажиточный казак Свербыгуз. Даже черта сумела очаровать Солоха – он стал ее любовником. Но среди поклонников Солохи больше всех интересовал эту неординарную женщину Чуб – вдовец, имевший хорошее большое хозяйство, и Солоха была бы не прочь присоединить эти богатства к своим.

В рождественскую ночь к Солохе друг за другом приходят: голова, казак Свербыгуз, дьяк, черт и Чуб. Не желая, чтобы каждый из поклонников прознал об остальных, Солоха решает спрятать их. Быстро найти укрытие не получается – но на глаза хозяйке попадаются огромные мешки, лежащие посреди избы (в них сын ее принес уголь). Сначала в мешке оказывается черт, затем голова, дьяк и Чуб.

В это время домой возвращается грустный Вакула, которому гордая Оксана велела достать царицыны черевички – и только при таком условии согласилась выйти за него замуж. В избу Солохи снова стучатся, и она выходит в огород, чтобы выслушать нового гостя, это казак Свербыгуз.

Вакула, получивший невыполнимое задание от Оксаны, пребывает в печали. Полежав на лавке в раздумьях, он решает немного прибраться к празднику – все-таки завтра Рождество – и вынести мешки с углем, лежащие посреди хаты.

Поднимает их, удивляется, что мешки резко потяжелели, и уносит из избы. На улице, встретив компанию девушек и среди них – Оксану, Вакула кидает мешки (кроме одного) в снег. Так горько кузнецу, что едва ли не хочет он расстаться с жизнью. Тут его осеняет идея: надо сходить к толстому Пацюку, который, говорят, имеет связи с потусторонним миром. Может, Пацюк сумеет помочь кузнецу достать черевики?

У Пацюка Вакула узнает, что буквально держит черта у себя за спиной. Вынув нечистого из мешка и оседлав его, Вакула велит мчаться в столицу к императрице. Черт доставляет Вакулу в Петербург, к запорожцам. Вся эта компания отправляется в царский дворец – встретиться с государыней.

Прямо на торжественной церемонии Вакула просит у Екатерины башмачки для своей «жинки». Государыня милостиво одаривает парубка расшитыми золотом черевичками. Вакула возвращается домой верхом на черте.

Пока с кузнецом происходят эти приключения, из мешков выбираются все, кто был в них заключен. Чуб понимает, что Солоха вероломно водила его за нос, изумляется ее находчивости. Но теперь ей не видать ни Чуба, ни его богатства.

Вся деревня узнает, что и голова, и дьяк «похаживали» к Солохе. Над ними потешаются.

Оксана между тем начинает беспокоиться: Вакула пропал, уж не побежал ли топиться? Она грустит, переживает и наконец влюбляется в кузнеца по уши.

Когда Вакула показывается на пороге дома Чуба и отдает Оксане царицыны черевички, ей уже не нужен этот дорогой подарок. Девушка влюблена в Вакулу, дает согласие выйти за него замуж.

Так черту не удается напроказить, на чистую воду оказываются выведенным все деревенское начальство, а молодые и прекрасные Вакула с Оксаной женятся и живут далее счастливо.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание повести «Ночь перед Рождеством» подробно по частям.

В тихую ночь перед Рождеством в деревне, занятой предпраздничными приготовлениями, никто не заметил, как поднялась ведьма из трубы одной из хат и взлетела к небу. Она стала срывать с неба звезды, перелетая от одной к другой на метле. Колдунья собирала звезды в рукав, и тут случилось нечто совсем уж необычное: откуда ни возьмись, явился черт. Черт подкрался к месяцу и, сорвав его с неба, сунул к себе в карман.

Жители деревни не заметили ничего. Было светло – и вдруг округу охватила непроглядная тьма. У черта были собственные замыслы: пока еще не наступило Рождество, которое должно было надолго лишить его силы, он хотел отомстить кузнецу Вакуле, который писал «божественные» картины.

На одной из них изобразил кузнец, как черта грешники изгоняют из ада плетьми и поленами. А руководит ими святой Петр. Такого надругательства черт не смог вынести и во что бы то ни стало, решил выместить на кузнеце свою злобу.

Черт увидел ведьму и начал нашептывать на ухо ей любезности. Наступившая темнота скрыла все происходившее между ними.

Тем временем казак Чуб хотел навестить дьяка, чтобы поучаствовать в посиделках с богатым, празднично накрытым столом: дьяк справил себе новую хату и созвал по этому поводу гостей.

Но идти следовало долгой дорогой, часть которой лежала через кладбище. В лунную ночь кумовья легко отправились бы в путь. Теперь же, когда месяца нет на небе, Чуб задумался: стоит ли идти? Темно, холодно. Черт задумал оставить Чуба дома, чтобы в гости к его дочери не пришел ненавистный Вакула. Таким образом, кузнец чувствовал бы себя несчастным, а черт был бы отомщен.

Чуб с кумом сначала решили, что безлунной и беззвездной ночью лучше посидеть дома. Но потом передумали: желание отведать водочки у дьяка пересилило.

Кумовья вышли из домов и направились в гости.

Оксана, дочь Чуба, оставшись одна, прихорашивалась перед зеркалом. Девушка была очень хороша и капризна, как красавица. Оксана пользовалась огромным вниманием парубков, однако ее характер отталкивал многих. Она смеялась над парубками, ко всем была равнодушна и никого не любила. Глядя на себя часами в зеркало, она думала, как повезет ее будущему супругу, которому достанется такая красотка.

Но влюбленный кузнец упрямо не оставлял попыток вызвать ответные чувства у красавицы, ходил к девушке, делал ей дорогие подарки.

Зайдя в дом Чуба, он услышал, как Оксана хвалит себя вслух, увидел, как она любуется собой в зеркало. Остановился, заговорил с нею. Попросил позволения присесть рядом. Оксана, смеясь, спросила, правда ли, что у Вакулы мать ведьма.

На это парень ответил: Что ему до матери? Оксана для него – все. И если явится царь и спросит, что хочет Вакула, то кузнец ответит государю: «Ничего мне не надо, дай лучше мою Оксану!». Парень говорит Оксане, что сейчас изготавливает красивый сундук по ее заказу.

Но и этого не ценит девушка. Ей все равно. Посмотреть на девицу и поцеловать ее просит Вакула. Поглядеть красавица разрешает, но поцелуя не дает.

Оксана ждет девушек, чтобы пойти колядовать. Раздается стук в двери, и кузнец сам идет открывать, готовый с досады наломать бока незваному гостю.

Мороз усиливался. Стало очень холодно. Черт замерз: ему, привыкшему к жаре, особенно не нравился зимний холод.

Ведьма тоже замерзла и решила вернуться домой. Она улетела обратно в трубу хаты, а черт прыгнул за ней. Из печки Солоха посмотрела, нет ли в хате гостей, которых мог привести ее сын Вакула. Никого в хате не обнаружила. Только на полу увидела огромные мешки, видимо, принесенные откуда-то Вакулой.

Вылезла из печки Солоха и хотела заняться делами.

Солоха была женщиной хозяйственной, при этом обворожительной и мудрой, к ней частенько ходили в гости втайне от других самые степенные казаки. Но наибольшей благосклонностью она одаривала Чуба, надеясь выйти за него замуж.

Сейчас она принялась за домашние дела, ведь кто-то мог ненароком заглянуть в избу.

Между тем черт выбрался из трубы наружу, увидел двух кумов, которые, несмотря на кромешную тьму, упорно шли к дьяку, и напустил на них метель. Уверенный, что уж теперь-то Чуб отправится домой, застанет там кузнеца и проучит его, черт улетел снова в трубу – к Солохе.

Мороз крепчал, завьюжило. Чуб ворчал, однако втайне радовался: можно вернуться домой, на теплую печку. Они с кумом повернули назад и разделились: пошли в разные стороны искать дорогу и договорились крикнуть друг другу. Кум быстро набрел на шинок, недолго думая засел там, совсем позабыв о Чубе.

Чуб плутал один, не видя ни одной избы. Через некоторое время он обнаружил неподалеку жилье. «Хата похожа на мою», – решил он и постучал.

Ему открыл раздосадованный кузнец и спросил, что ему тут нужно. Вакула не узнал заметенного снегом хозяина дома. Тот тоже растерялся: подумал, что, видимо, в темноте не признал свою избу и попал в чужую. Поэтому на вопрос Вакулы Чуб ответил, что пришел поколядовать.

Между ними завязалась беседа, похожая не перебранку. Кузнец ударил в плечо незваного гостя, никак не желавшего уходить. И захлопнул перед ним дверь.

«Чтоб черт поколотил и тебя», – мысленно пожелал Чуб, а сам отправился к Солохе. Ему пришла в голову счастливая мысль приятно завершить вечер.

В то время, как черт летал в трубу и обратно, он потерял месяц, выскочивший из ладунки, в которую черт его пристроил. Украденный месяц немедленно взмыл в небо – вновь все осветилось. Метель стихла.

Пора было начинать колядовать. В хату к Оксане вбежали подружки. Начались смех, шутки и поддразнивания. Оксана сказала одной из девиц: «Меня никто не любит, как тебя: ишь какие красивые черевики преподнес тебе любимый! Мне не дарят такие подарки».

Вакула тут же вызвался принести Оксане башмачки еще краше и дороже. Но надменная девушка вновь посмеялась над ним, напомнив о царицыных черевичках – только при условии, что парубок принесет башмачки, Оксана готова стать его законной супругой.

Девушки убежали колядовать, а Вакула печально побрел один.

Черт объяснялся с Солохой, надеясь добиться взаимности, целовал ее руку. Вопреки обыкновению, этим вечером Солоха осталась без компании, и черт показался ей не самым плохим собеседником.

Вскоре послышался стук в дверь. Черт влез в лежавший мешок и уже оттуда услышал голос дюжего головы. Голова намеревался приятно провести время с Солохой. Только он вошел, выпил чарку водки, как вновь в дверь постучали. Этот стук и голос дьяка за дверью испугали парочку. Солоха предложила голове укрыться в мешке из-под угля, что тот и сделал.

В избу зашел дьяк. Заговорил нежно с хозяйкой, объяснил, что к нему должны были прийти гости, но из-за поднявшейся метели никто не явился. Тогда сам он отважился пойти к «несравненной» Солохе.

В этот момент в дверь опять постучали. В ужасе дьяк попросил его спрятать. Солоха указала ему тот же способ, что и остальным. Дьяк влез в мешок.

Все узнали голос казака Чуба, замерзшего и мечтавшего согреться чарочкой водки у гостеприимной хозяйки.

Пока хозяйка наливала водку, послышалось грозное «Открывай!». Это был Вакула, сильно не в духе. Чуб залез в тот самый мешок, в котором сидел уже дьяк.

Кузнец вошел, прилег отдохнуть. Опять какой-то посетитель постучал. Это оказался Свербыгуз. Его Солоха вывела в огород, чтобы узнать, с каким вопросом он явился в гости.

Вакула размышлял, как быть ему теперь, ведь Оксана никак не желала принять его любовь. Взгляд его упал на мешки. «Убрать бы их отсюда, – сказал себе Вакула, – ведь завтра праздник, а тут такой непорядок». Он поднял мешок, но почувствовал, что что-то неладно. «Мешки потяжелели, – подумал Вакула. – Или это я слабею со своей глупой любовью?». Решив не поддаваться слабости, он подхватил сразу все мешки и бодро зашагал вон из избы.

На улице шли гуляния. Девушки и молодые люди шалили, веселились.

Кузнецу почудилась Оксана, послышался смех красавицы. Он бросил свои мешки, кроме одного, который был у него на плечах, пошел на нее посмотреть. Точно, это в толпе подруг была она. «Принес ли ты мне царицыны черевички? – спросила надменная красавица. – Достанешь черевики, выйду замуж!». И она убежала.

Кузнец стоял долго, мучаясь сознанием, что девушка чертовски хороша, но никак не получается завоевать ее благосклонность. И решил парень с горя утопиться в проруби.

Промчавшись через несколько улиц, кузнец остановился. Его осенила мысль отправиться к пузатому Пацюку. Этот Пацюк был из запорожцев, появился в Диканьке лет 15 назад. Он слыл знахарем и подозрительным человеком, якшающимся с нечистой силой. К нему приходили за помощью в тяжелых случаях, и Пацюк всегда помогал.

Кузнец пошел до дома Пацюка, с опаской зашел, поклонился. Пацюк ел галушкии внимания не обратил на гостя. Пытаясь задобрить хозяина, кузнец начал с ним разговор, утверждая, что Пацюк много знает, так как приходится немного сродни черту.

Сам же испугался собственных слов, смутился. Пацюк по-прежнему хладнокровно трапезничал, только галушки сменились варениками. Вакула с удивлением наблюдал, как вареник подскочил и попал прямо в рот Пацюку.

Так же точно в рот Пацюку отправились еще несколько вареников. Вакула продолжал попытки вызвать Пацюка на разговор, желая выяснить у него, как можно попасть хоть к самому черту, чтобы мечта Вакулы, смогла осуществиться. «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами», – равнодушно ответил Пацюк.

Кузнец не понял речей Пацюка, но, сообразив, что тот в голодный час ест скоромное, да еще и Вакулу хочет сподвигнуть на такой грех, выбежал из избы. Как только кузнец поставил мешок на землю, черт выскочил из него и сел на шею кузнецу.

Зашептал парубку в ухо, что, мол, я помогу тебе, будет Оксана твоей. Только, мол, нужно контракт заключить – у нас так принято. Хотел черт, чтобы Вакула ему душу продал. Только кузнец оказался хитрее: спросив у черта, принято ли у них расписываться кровью, собрался он (для вида) достать гвоздь из кармана, чтобы проткнуть палец. Вместо этого ловко ухватил черта за хвост.

Повелел Вакула нечистому везти его к государыне, а чтобы тот не посмел ослушаться, напугал его крестным знамением. Черт пришел в ужас, он готов был на все, так как боялся креста. Вакула вскочил на черта верхом – оба взмыли в небо и понеслись во весь опор в Петербург.

Оксана между тем со своими подругами продолжала веселиться, но мысли ее возвращались к кузнецу. Она начинала жалеть, что жестоко поступила с кузнецом. Уже решила она дать ему себя поцеловать – в шутку, чтобы привязать к себе еще сильнее, чтобы не вздумалось ему влюбиться в другую.

Одна из девушек вдруг заметила, что кузнец позабыл мешки свои. Девушки решили взять их себе, однако поднять не смогли. Девичья толпа побежала за санками, чтобы просто довезти свою добычу.

Чубу уже давно хотелось выбраться наружу, однако он был слишком ленив, а потому решил дождаться, чтобы девушки довезли его до теплого дома и выпустили.

В это время мимо проходил кум, которому не удалось, как следует, выпить в шинке. Он увидел мешки и хотел взять себе, но было нелегко справиться с таким весом. Навстречу шел ткач Шапуваленко, и кум предложил ему: «Помоги мешок отнести. Все, что найдется внутри, пополам поделим».

Мужики дотащили мешок до хаты кума, однако кумова супруга оказалась дома. Кум остолбенел: он не ожидал такой неприятности. Супруге тоже захотелось забрать себе мешок. Началась потасовка.

Отвоевав добычу, кумова жена развязала мешок. Ей почудилось, будто там лежит кабан. Однако она ошиблась: из мешка выбрался Чуб. Все изумились. «Уже людей кидают в мешки!» – подивились кум с женой и ткач. «Хотели меня съесть!» – сказал Чуб.

Супруга кума отметила, что в мешке еще что-то осталось. Это оказался дьяк. Изумлению присутствующих не было предела. Но не меньше кума с женой и ткача был поражен Чуб: «Выходит, в каждом мешке сидело по два человека! Вот тебе и Солоха!» – размышлял он.

Вернувшись с санками, девушки собирались забрать мешки, но обнаружили, что остался на дороге только один. Девушки решили, что хватит с них и этого. Взвалив мешок на санки, они повезли его к дому Оксаны. Когда с хохотом внесли его в хату, у головы усилилась икота, начавшаяся в тот момент, когда он попал в мешок. К тому же он кашлял во все горло. Девушки испуганно бросились врассыпную, услыхав эти звуки.

Оксана крикнула отцу, уже пришедшему домой, что в мешке кто-то сидит.«Еще один сидит в мешке, – отметил про себя Чуб и попросил подруг Оксаны посмотреть, что или кто там спрятан.

Девицы развязали мешок – оттуда выбрался голова. Все удивились, кроме Чуба. Голова был смущен. Чуб тоже. Оба не знали, как выйти из неловкого положения и как начать разговор. Наконец голова спросил, есть ли мороз на улице, на что Чуб отвечал, что есть, и, не зная, как продолжить беседу, поинтересовался в свою очередь у собеседника: «Чем смазываешь свои сапоги?». Голова ответил, что смазывает дегтем, и вышел из хаты. Для чего спросил про сапоги, Чуб сам не знал. Мысли Чуба плавно перешли к Солохе: «Ай да баба! Такого мужика в мешок засадила.

Чуб попросил девушек встряхнуть мешок хорошенько: он был уверен, что там еще кто-то сидит. Но больше там никого не оказалось. Чуб продолжал размышлять о коварстве Солохи.

Черт нес Вакулу по небу и поднялся на такую высоту, что кузнецу стало страшно. Наконец он пересилил страх, поднял голову и принялся разглядывать все, что проносилось под ними. И даже стал подшучивать над чертом. Картины открывались оригинальные, например, ведьма, летящая на метле. Наконец показалась столица – вся в огнях.

Черт поднес Вакулу к богатому дому, куда Вакула вошел, приказав черту стать маленьким и залезть к нему карман. В доме этом увидел Вакула запорожцев, которые однажды приезжали в Диканьку. Кузнец завел с ними беседу, и речи его понравились запорожцам.

Кузнец попросил взять его к царице, когда запорожцы к ней отправятся. А те ответили: «Едем к царице прямо сейчас». Вакуле принесли роскошную одежду, он едва успел облачиться в костюм, как на великолепной карете они помчали вот весь опор. Карета остановилась перед дворцом. Вакула с запорожцами вошли внутрь, поднялись по лестнице. Великолепие вокруг изумляло Вакулу, особенно ему нравились картины на стенах. Кузнец не переставал удивляться всему, что попадалось ему на глаза.

К запорожцам вышел князь Потемкин, поговорил с ними, объяснил, как следует вести себя с государыней.

Появилась и сама царица – невысокая, полноватая, она понравилась Вакуле своим мягким обхождением. Кузнец был очарован. Взглянув на богатое платье государыни и ее обувь, он простодушно спросил: «Из чего сделаны ваши черевики?». Ему показалось, будто они чуть ли не из золота. И стал вслух рассуждать, как было бы прекрасно, если б его, кузнецова, «жинка», надела такие черевики.

Все засмеялись. Царица велела придворным: «Принесите башмаки самые дорогие, с золотом!».

Кузнец получил в подарок дорогие царицыны башмачки и выполнил наказ Оксаны.

Началась между женщинами перебранка, в которую вмешался и голова. Пока судили и рядили, пока жалели кузнеца, Оксана, слушая такие речи, все больше задумывалась. Придя домой, она легла спать. Уснуть не получалось. Красавица вертелась в кровати, переживала и думала о кузнеце, беспокоилась о его судьбе.

Постепенно в сердце девушки зарождались нежные чувства к Вакуле. Под утро Оксана влюбилась по уши в кузнеца.

На следующий день был праздник, нарядные жители деревни пошли слушать праздничную службу. По-прежнему нигде не было видно исчезнувшего кузнеца.

Черт принес Вакуду обратно и хотел уже возвращаться восвояси. Однако кузнец сперва отвесил черту три удара и только тогда отпустил.

Мигом очутился Вакула около своей хаты, зашел в сени, зарылся в сено и проспал до обеда. Поднялся, умылся, оделся во все нарядное, прихватил подарки для Чуба, черевики для Оксаны и отправился к Чубу.

Чуб оторопел, когда увидел кузнеца. Вакула подал ему нагайку и сказал: «Бей, как хочешь». С тайным удовольствием Чуб отвесил три удара кузнецу, которому на деревне никто не осмеливался и слова поперек сказать – так Вакула был силен. Сказал Чуб назидательно: «Старых людей всегда слушай». И потом спросил, зачем Вакула, да еще такой принаряженный, пожаловал к нему.

Вакула попросил руки дочери Чуба, и тот, вспомнив вероломство Солохи, согласился: «Засылай сватов».

Вышла Оксана. Кузнец подал ей великолепные башмачки, царицын дар. Но девушка вспыхнула, сказала: «Не нужны мне черевички!». Она была уже влюблена и без подарков и подношений.

Вакула нежно поцеловал красавицу.

Однажды мимо Диканьки проезжал архиерей. Остановился возле красиво расписанной хаты. «Это чья такая размалеванная хата?» – спросил он у молодой матери с младенцем, стоявшей на крылечке. «Это кузнеца Вакулы», – отвечала красавица.

«Славная работа!» – похвалил преосвященный. Особенно понравилась ему роспись, когда разглядел он живопись на хате на «божественную» тематику, увидел страшного черта в аду, который очень был противен, даже молодые матери пугали им своих раскапризничавшихся детей.

Кратко об истории создания произведения.

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» была написана в 1831 году. Она стала одной из целого цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Описывает полусказочным языком события времени царствования Екатерины II и ее переговоры с запорожцами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *