Авто памятника тысячелетие россии

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

В преддверии празднования 1000-летнего юбилея Российского государства сюда прибыли все члены царской семьи со свитами, для проведения юбилейных мероприятий привезли 12 000 солдат, приехало множество зрителей. Население Новгорода в эти дни увеличилось почти вдвое.

История создания

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.

Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части — ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного — одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты… И уже 7 ноября 1944 года после реставрации монумент был открыт вновь.

Сегодня он является отделом Новгородского государственного музея-заповедника. И напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства.

Источник

Памятник «Тысячелетие России»

Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».

Авто памятника тысячелетие россии

Общая высота памятника – 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента – 9 метров, шара-державы – 4 м., окружности горельефа – 26,5 метров. Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.

128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.

Авто памятника тысячелетие россии

Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».

Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.

Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.

Государственные люди. Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.

Военные люди и герои. Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.

Писатели и художники. Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Авто памятника тысячелетие россии

Интересные факты о памятнике

На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.

8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.

Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.

В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.

В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.

Источник

Памятник Тысячелетие России

Памятник Памятник «Тысячелетие России»

Памятник «Тысячелетие России» установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о 1000-летии провозглашения русским князем варяга Рюрика. Монумент увековечивает важную для страны дату, которую принято считать началом образования Русского государства. Кроме того, он посвящен важнейшим принципам российской государственности – самодержавию, православию и народности.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Тысячелетие России

Основные моменты

Памятник «Тысячелетие России» установлен на площади Новгородского кремля, напротив величественного Софийского собора, перед зданием, где в наши дни размещается музей истории Великого Новгорода. Внешне монумент похож на шапку Мономаха и большой колокол. Куполообразный постамент завершает большой шар-держава, ставший символом правления двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. Установленные здесь скульптурные изображения посвящены собирательным образам и конкретным историческим фигурам – русским царям, знаменитым военачальникам, священнослужителям, писателям и художникам.

События, произошедшие в стране в 862 году, описаны в «Повести временных лет». Согласно этому историческому документу, жившие в Новгородских землях племена чудь, весь, кривичи и ильменские словене объединились и пригласили для княжения варягов из народа русь – Рюрика и его младших братьев. Сам Рюрик стал первым правителем Новгородского княжества и фактически основателем Древнерусского государства. Один из его братьев Синеус «сел» в Белоозере, а другой брат Трувор возглавил Изборск. В истории страны этот факт отмечен как «призвание варягов». Через два года младшие братья новгородского князя умерли, и вся власть сосредоточилась в его руках.

Впоследствии династия Рюриковичей из княжеской переросла великокняжескую, а затем и в царскую. Представители разветвленной династии были удельными князьями и русскими царями до начала XVII века. Последними монархами из этого рода стали Федор I Иоаннович, скончавшийся в 1598 году, и Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы.

Как был создан исторический монумент

В конце 1850-х годов в стране провели конкурс на лучший проект памятника, посвященного тысячелетию России. Авторитетный конкурсный совет возглавлял вице-президент Российской Академии художеств, князь Григорий Григорьевич Гагарин. Под его руководством уважаемые художники, архитекторы и инженеры рассмотрели 52 проекта, поданных, как полагалось по условиям конкурса, в анонимном порядке.

Фигуры просветлителей на памятнике «Тысячелетие России» 1862 год. Возведение памятника

Первую премию в четыре тысячи рублей получил выпускник Российской Академии художеств 23-летний живописец Михаил Никишин. Молодой художник понимал общую идею памятника, но не обладал опытом работы со скульптурой, поэтому он привлек для работы своего ровесника Ивана Шредера, который в то время был вольноопределяющимся учеником, посещавшим скульптурный класс Академии художеств.

Хотя Шредера так и не признали официальным соавтором памятника «Тысячелетие России», его вклад в создание монумента огромен. Молодой скульптор вылепил эскиз памятника в виде модели в 1/5 величины. А когда изготавливали сам монумент, он самостоятельно сделал большую часть фигур, установленных потом в горельефном фризе вокруг символической державы.

Фигуры государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России»

Кроме Шредера к созданию памятника «Тысячелетие России» привлекли и других скульпторов из Академии художеств – Залемана, Михайлова, Любимова, Чижова и Лаверецкого. А основные работы по проектированию сооружения на площади выполнил архитектор Виктор Александрович Гартман.

Памятник «Тысячелетие России» на банкноте в 5 рублей

В 1857 году по стране был объявлен сбор средств для памятника. В нем приняли участие представители разных сословий. Россияне пожертвовали для монумента 150 тысяч рублей, и правительство выделило еще 400 тысяч из государственной казны.

Гранит для фундамента в Великий Новгород привозили с северных берегов Ладоги – из Сердобольских каменоломен. Бронзовые детали изготавливали на литейных предприятиях Плинке и Никольса в Санкт-Петербурге, а потом по Неве и Волхову переправляли в Великий Новгород. Общий вес использованного металла составил 100 тонн. Известно, что готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Фигуры военных и русских героев на памятнике «Тысячелетие России»

Торжественное открытие исторического монумента прошло с участием семьи российского государя в начале сентября 1862 года и продлилось три дня. Красочное событие осталось в истории, благодаря живописному полотну, которое создал преподаватель Михаила Никишина – академик и мастер батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

В наши дни эта картина хранится в Новгородском музее-заповеднике. На ней можно увидеть отливающий на солнце новый бронзовый монумент. Вокруг него проходит крестный ход, в котором принимают участие священники в расшитом золотом облачении. Впереди несут хоругви и иконы, а замыкают процессию знатные жители Великого Новгорода. На мощенной булыжником площади, где установлен памятник, много горожан, и перед толпой готовятся пройти парадным строем кавалеристы в парадных мундирах. На полотне Виллевальде видно, что монумент обнесен ажурной металлической оградой и вокруг него стоит несколько изящных фонарей.

Любопытно, что к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде издали два первых путеводителя, а новгородцы стали свидетелями торжественного салюта, выпущенного из 52 пушек.

Памятник «Тысячелетие России» в деталях

Монумент имеет колоколообразные очертания и внушительные размеры. Он построен на фундаменте, углубленном в землю на 10 метров. Сам памятник подпирает гранитное основание высотой 6 м, а общая высота монумента достигает 15,7 м.

Всего здесь установлено 128 фигур. Скульптурные группы окружают памятник «Тысячелетие России» со всех сторон и делятся на три части. На самом верху видны символы страны и православия. Это фигуры коленопреклоненной женщины, одетой в русский народный костюм, и ангела, придерживающего высокий ажурный крест высотой 3 м.

Верхние скульптуры стоят на большой шарообразной державе диаметром 4 метра, которую покрывает рельефный орнамент из крестов. Он символизирует единение власти самодержавия и православной церкви. Здесь же помещена надпись, свидетельствующая, что памятник «Тысячелетие России» открыли во времена царствования императора Александра II в 1862 году.

Среднюю часть занимает 17 фигур, высотой 3,3 м. Композиционно они разбиты на шесть скульптурных групп, ориентированных по разных частям света. Это символические этапы российской истории – призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва, основание самодержавного царства, рождение династии Романовых и образование Российской империи. Державу окружают скульптуры исторических персонажей, сыгравших главные роли на различных этапах русской истории. Это фигуры первого князя Рюрика, киевского князя Владимира Святославовича, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила Федоровича Романова, князя Пожарского, Козьмы Минина и Петра I.

Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год) Крещение Руси (988—989 годы)

Нижнюю часть памятника «Тысячелетие России» украшает сложный горельефный фриз из 109 скульптур. Здесь можно увидеть 31 фигуру российских просветителей – князей, христианских проповедников, основателей монастырей, монахов историков и писателей. На восточной стороне расположены 26 фигур «государственных людей» – великих князей, царей, императоров, патриархов, дипломатов и общественных деятелей. На северо-востоке стоит 36 фигур «военных людей и героев». Последняя скульптурная группа нижнего уровня – «писатели и художники», где выставлено 16 фигур знаменитых российских ученых, поэтов, драматургов, архитекторов, музыкантов и художников.

При создании памятника «Тысячелетие России» долгое время заняло составление «списка видных людей». На этот счет высказывались разные мнения, велись горячие обсуждения. Из предложенного первоначально списка кандидатур постепенно исключили царя Иоанна IV Грозного, адмирала Ушакова, поэтов Кольцова и Кантемира, а также архитекторов Воронихина, Баженова и Казакова.

Начало династии Романовых (1613 год) Образование Российской империи (1721 год)

История памятника в XX веке

Сразу после революционных событий 1917 года исторический монумент стали рассматривать как один из символов самодержавия. Его не снесли, но закрыли от людей, обшив досками и листами фанеры. Однако, позже их убрали, и памятник «Тысячелетие России» стал доступен для обозрения.

Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

В конце лета 1941 года Великий Новгород был оккупирован немецкими войсками. Зимой 1943-1944 года монумент стали разбирать, чтобы по частям вывезти на территорию Германии. Немцам уже удалось демонтировать и отправить железную решетку и бронзовые фонари. Однако, в конце января 1944 года в город вошли советские войска.

К тому времени исторический монумент оказался в полуразрушенном состоянии. Его верхняя часть была почти полностью уничтожена. На постаменте стоял покореженный памятник, многие детали которого отсутствовали – не хватало мечей, посохов, щитов и копий.

Городские власти приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России» в самое короткие сроки. Для этого к нему провели специальный узкоколейный путь и построили леса для рабочих. Почти 1,5 тысячи недостающих деталей пришлось отливать заново. Торжественное открытие новгородского памятника состоялось еще до окончания Великой Отечественной войны, в ноябре 1944 года.

В последующее время было проведено несколько реставраций монумента, последняя из которых прошла в середине 1990-х годов.

Как добраться

Памятник «Тысячелетие России» стоит в центре города, на территории Новгородского кремля, в 1,55 км к юго-востоку от железнодорожной станции «Новгород Пассажирский». Кремль открыт для посетителей ежедневно с 6.00 до 24.00.

Ближе к монументу можно подъехать на общественном транспорте – автобусах и маршрутных такси. Выходить нужно на остановке «Улица Розважа».

Источник

Памятник «Тысячелетие России»

Приблизительное время чтения: 15 мин.

20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России».

Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов — и подлинных, и полуанекдотичных.

Авто памятника тысячелетие россии

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Верхний ярус. Православие

Авто памятника тысячелетие россии

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *