Авто патриархальной теории происхождения государства
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
Патриархальная и договорная теории происхождения государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Патриархальная теория происхождения государства
Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха».
Плюсами теории является то, что она:
Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.
Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Готовые работы на аналогичную тему
Договорная теория происхождения государства
Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо.
По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году.
На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).
Теория общественного договора Т. Гоббса.
Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии.
Теория общественного договора Дж. Локка.
Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона.
Теория общественного договора А.Н. Радищева.
Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.
Патриархальная теория происхождения государства
Всего получено оценок: 186.
Всего получено оценок: 186.
Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.
Суть теории
Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:
По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.
Исторические подходы к теории
Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства. В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается.
Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.
Авторы идеологии
Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.
которые читают вместе с этой
Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.
Отличие от патримониальной идеи
Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.
Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.
Недостатки и преимущества идеологии
Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.
Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.
Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.
Что мы узнали?
Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.
Патриархальная теория государства и права
Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами.
Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.
Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго.
Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.
Патриархальная теория государства и права – основные идеи
Основоположник патриархальной теории государства и права
Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.
Аристотель пытался осмыслить, какой тип политического устройства мог бы быть универсальным для большинства государств. Согласно его утверждениям, когда общение возникает ради всеобщего блага между семьями и родами, тогда возникает государство для того, чтобы жить счастливо. В свою очередь, общество диктует, какими качествами будет обладать его гражданин, поэтому если необходимо создать идеальное общество, то необходимо позаботиться о создании идеального государства.
Также Аристотель отмечал, что государство должно стремиться стать «большим», а не «многонаселённым», и, так как эти понятия для него имели разные значения, «большое» государство – сильное и устойчивое, обладает большим количеством граждан, способных в полной мере участвовать в политической жизни общества. А понятие «многонаселённое» государство приравнивалось к понятию слабого, неполноценного государства, большую часть его граждан составляют мужчины-иностранцы, женщины, ремесленники и прочее население, не имеющее права влиять на политическую жизнь внутри страны. Умеренное количество людей, которые способны влиять на политическую жизнь внутри государства, которые знают друг друга и сильный аппарат управления – вот формула идеального государства по Аристотелю.
Современная наука и юридическая практика опровергает патриархальную теорию, поскольку семья и государство возникают практически в одно время в результате разложения строя первобытных общин. Семья – это первоисточник общества, но не государства. Являясь более прогрессивной моделью построения государства, в отличие от теологической концепции, все же данная теория содержит некоторые пробелы. Например, вопрос легитимности власти правителя: в теологической доктрине власть государь дарована Богом, а вот в патриархальной – источник власти необходимо найти и обосновать, в противном случае – неповиновение подданных, не дано объяснение тому, по каким параметром нельзя считать племя государством. К тому же существует ряд некоторых противоречий. Например, что все жители государства не могут быть друг другу родственниками, в то время как семья действительно связана родственными связями, в истории имели место быть случаи, когда монарха приглашали из чужого государства, соответственно родственных связей с гражданами у него быть не могло, власть отца – неформальна, в то время как власть монарха формализована и может носить опосредованный характер через весь аппарат управления, законодательные акты.
Читать о других теориях происхождения государства и права:
Патриархальная теория происхождения государства — плюсы и минусы
Становление патриархальной теории происходило еще в VI-V веках до н.э. Впервые ее идеи были сформулированы китайским философом Конфуцием. В последующем она получила свое развитие в труде «Политика» греческого мыслителя Аристотеля. В процессе рассмотрения психологии поведения человека философ сформулировал вывод о том, что человек является коллективным существом, жить один он не может. Это послужило основанием для формирования идеи о создании общественных объединений по семейному принципу.
Суть теории
Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.
По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.
Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.
Оценка патриархальной теории
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.
Плюсы теории
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:
В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:
Минусы теории
Несмотря на то, что патриархальная теория справедливо определяет связь «семья и государство», исследователи в этом видят ее недостатки, которые обусловлены следующими противоречиями:
Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:
Заключение
Хотя в текущей ой научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма. Она заключается в формировании системы отношений «власть-общество», где государство берет на себя ответственность о заботе о гражданах в неблагоприятной для них случаях.