Авто ревю за 1991 год
Авто ревю за 1991 год
Письмо в редакцию «Приоритета».
Не стану определять актуальность Вашей «метанольной» разработки, замечу только, что у нас в Бендерах последний раз можно было заправить 30 литров в месяц на одно авто по лимитной книжке в июне 1991 г, после чего не стало бензина совсем, даже по «коммерческим» ценам, даже для инвалидов, получивших машины через собес.
Многие автолюбители, недоучившие химию в программе средней школы, просто не верят в возможность подобного синтеза («Бензин», полученный на кухне», Приоритет 1-2, 3-4’92), этих сможет убедить только сосед по гаражу, который поедет на метаноле. Я сам жду его с нетерпением. А пока, не имея опыта эксплуатации двигателя на метаноле, пытаюсь что-то найти на этот счет в литературе.
Начну с недостатков спиртов, попавшихся мне на глаза: «Расход топлива обратно пропорционален его теплотворной способности, поэтому удельный расход спиртов при их низкой теплотворной способности довольно большой. Если при работе двигателя на бензине его расход принять за 100%, то этанола потребуется на 66% больше, а метанола — на 122%. Таким образом, для сохранения той же автономности плавания, при переходе с бензина на метанол надо иметь на катере двойной запас топлива. При работе на спиртах приходится увеличивать проходные сечения топливных трубопроводов, жиклеров и размеры поплавковых камер карбюраторов.
Спирты испаряются хуже, чем бензин, на электродах свечей образуется конденсат, поэтому холодный двигатель на спирте запустить труднее, чем на бензине. Для облегчения запуска приходится применять высокооктановый бензин или эфир, а после прогрева переключить двигатель на питание спиртом или спирто-бензиновой смесью.
Серьезным недостатком спиртов, особенно при использовании на катерах, является их гигроскопичность. Спирт, свободный от воды, смешивается с бензином в любых соотношениях, но из-за разной плотности бензина и спирта, а также из-за высокой растворимости спиртов в воде эти смеси могут расслаиваться и выпадать в осадок. С понижением температуры и повышением концентрации воды это усугубляется. Например, 15%-ная бензино-метанольная смесь при содержании воды более 0,11% расслаивается при 0 градусов Цельсия, при содержании воды более 0,24% — при 20 градусах. Этот недостаток можно частично исправить, если добавить к смеси этиловый, бензоловый или изобутиловый спирт.
Метанол активно реагирует со свинцом, т.е. агрессивно действует на свинцово-оловянистое покрытие бензобаков. При этом образуется белый аморфный осадок, засоряющий бензопроводы и фильтры. Бензино-метанольные смеси менее активны. В безводных смесях, содержащих 10-15% метанола, сталь, латунь и медь вообще не коррозируют, а алюминий коррозирует медленно. Присутствие в смеси воды, даже в небольших количествах, ускоряет коррозию алюминия, вызывает начальную коррозию стали. В метаноле и смесях с ним коррозирует цинк, а при длительном контакте разлагаются некоторые полимеры, в частности, прокладочный материал — полиметилметакрилат. Этиловый спирт реагирует со свинцом и магнием, но на алюминий действует значительно слабее» (Г.Морозов, «Катера и яхты» №1(107) — 1984 г, с.4-7). Не знаю, что более агрессивно, метанол к цветным металлам или Г.Морозов к метанолу, но очевидно, что наиболее эффективно применение метанола при степенях сжатия Е = 14-15. На дешевых двухтактных мотоциклетных и лодочных подвесных моторчиках это собственно и делают спортсмены. Им мотор нужен на одну гонку, после чего его промывают, перебирают, и пр. Автомобильный же двигатель «поджать» до таких степеней практически очень трудно, да и нецелесообразно, т.к. прирост мощности падает и наиболее приемлемо повышение степени сжатия до Е = 10-11, а при таких степенях сжатия двигатель может работать без детонации на качественном бензине А-95 «экстра», АИ-98. В таком случае запас хода по шоссе на 40 л бензина составит, скажем, 400 км, на метаноле же — 200 км. В случае если в поездке кончилось топливо, то даже залитый бензин не спасет положения, ибо при коэффициенте избытка воздуха альфа меньшем или равном 0,5 для метанола, на бензине он просто захлебнется. Топливный бак и провод я в состоянии изготовить из нержавейки. А топливный насос и карбюратор из цинкового сплава, головку цилиндров из алюминия изготовить самому — дорогое удовольствие, жалко, если из-за агрессивности метанола они выйдут из строя. Еще хуже, если это произойдет в пути и придется искать «галстук».
Жидкое моторное топливо можно синтезировать из водяного газа в присутствии никелево-кобальтового или другого катализатора при нагревании и под давлением. Этот метод, предложенный Е.И.Орловым в 1908 г., далее был разработан Ф.Фишером и Г. Тропшем.
Во время второй мировой войны Германия, не имеющая собственных нефтяных ресурсов, производила искусственные жидкие топлива из каменного угля. Только в 1943 г. было получено 3,2 млн. тонн моторных топлив, что в 2,3 раза превышало количество топлив из нефти. После войны в связи с расширением добычи нефти и снижением стоимости нефтепродуктов производство искусственных моторных топлив стало сворачиваться, в 1962 г в ФРГ закрылся последний завод по их производству.
По технологии, разработанной американской фирмой «Мобил», из метанола получают высококачественный автомобильный бензин с октановым числом от 90 до 96. Стоимость выработки бензина из метанола невысока, но в нее входят затраты на получение метанола из синтез-газа. В результате такой бензин обходится дороже, чем нефтяной. В то же время разработки дешевых месторождений угля позволяют сделать производство бензина (через метанол) вполне рентабельным. Считается, например, целесообразным получать бензин из самых дешевых в мире углей Канско-Ачинского месторождения.
Итак, если вы все же дочитали до конца мое «Письмо к ученому соседу», уже за это Вас благодарю и жду ответа на главный вопрос: «Как, учитывая все вышеизложенное, доработать наш метанол, чтобы получить в итоге за 8 часов пусть не 20 литров, а 10, но зато качественного бензина, без тетраэтилсвинца и с теплотворной способностью, близкой к 44000кдж/кг?».
С уважением, Маркизис Б.П.
P.S. В августовском номере газеты «Авто Ревю» за 1991 г. была статья «Бензиновый заводик. в сарае». Там говорится, что уникальную установку по производству бензина разработал Новосибирский научно-инженерный центр «Цеосит». Ее можно разместить в грузовом вагончике и получать от 150 литров топлива в сутки, до 50 тысяч тонн в год. Установка полностью автономна. Из всех видов энергоносителей для ее работы необходимо лишь электричество. А сырьем могут быть практически любые органические вещества и их смеси — спирты, эфиры, альдегиды, газы металлургических и химических производств, а также газовые конденсаты. Одним словом, вредные отходы, от которых заводы не знают, как избавиться. Режим работы — непрерывный. Одному человеку с этой установкой не справиться, А вот кооперативу, хотя бы даже гаражному — вполне. Бензиновый заводик будет рентабельным и окупит себя уже через год-полтора, если сырьё приобретать не дороже 40 рублей за тонну; а тонну бензина продавать не менее чем за 300 рублей. (Летние цены 91-го года.) Установка может выдавать бензин с любым октановым числом, вплоть до 93.
Сборник статей и публикаций по метанолу
Автор-составитель. Патлах В.В. г.Пенза, 1994-1997 гг.
http://patlah.ru
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.
Итоги ноября на российском авторынке: падение на 20%
Вот уже пятый месяц подряд объемы продаж новых автомобилей в России продолжают снижаться: по данным Ассоциации европейского бизнеса, результат ноября составил 125 тысяч машин (без учета марок Mercedes, BMW и Mini, которые предоставляют свою статистику только раз в квартал), что на 20,4% меньше, чем годом ранее. Сильный прирост рынка в первом полугодии, обусловленный трудностями в аналогичный период прошлого года из-за строгих ковидных ограничений, сменился затяжным падением: за последние одиннадцать месяцев покупателей нашли 1 млн 439 тысяч автомобилей, то есть преимущество относительно суммарного объема продаж с января по ноябрь 2020-го теперь составляет всего лишь 6,9%.
По прогнозу АЕБ, даже в декабре, несмотря на традиционный предновогодний рост продаж, рассчитывать на положительную динамику не стоит, так что общегодовые результаты, в сравнении с 2020-м, могут оказаться весьма скромными. Более того, в первые месяцы следующего года российский рынок едва ли оправится на фоне сокращения производства, нехватки полупроводников, логистических проблем и растущих дилерских наценок, а сегмент электромобилей может особенно сильно пострадать из-за отмены нулевой импортной пошлины вкупе со вступлением в силу постановления правительства, которое предполагает почти девятикратное увеличение ставки утилизационного сбора на такие машины.
Лада Веста уже четвертый месяц подряд оказывается самой популярной моделью на рынке, причем более дешевой Гранте, которая сильнее пострадала от дефицита микрочипов, до сих пор не удается сократить отставание. Вместе с ними в десятке лидеров вновь оказались сразу две Тойоты (RAV4 и Camry), а Renault Logan и лифтбеки-близнецы Volkswagen Polo и Skoda Rapid продолжают терять позиции, пропустив вперед Duster и стремительно набирающий популярность Haval Jolion. Да и в целом среди производителей из более-менее заметных игроков российского рынка легковых автомобилей приростом могут похвастать только китайские бренды Haval, Chery и Geely, а также компания Mitsubishi, продемонстрировавшая положительную динамику во многом благодаря тому, что в ноябре прошлого года она еще не успела отойти после резкого падения продаж в начале пандемии.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в ноябре 2021 года (в сравнении с ноябрем 2020-го)
Марка | ноябрь 2021, шт. | ноябрь 2020, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 26373 | 38064 | –31% |
Kia | 14514 | 21012 | –31% |
Hyundai | 14395 | 17469 | –18% |
Renault | 11837 | 13852 | –15% |
Toyota | 7606 | 8199 | –7% |
ГАЗ | 5428 | 5540 | –2% |
Volkswagen | 5040 | 10864 | –54 % |
Skoda | 5000 | 9666 | –48% |
Haval | 4909 | 1628 | +202% |
Nissan | 4677 | 4924 | –5% |
Chery | 4097 | 1497 | +174% |
УАЗ | 3070 | 4109 | –25% |
Mitsubishi | 3023 | 2839 | +6 % |
Geely | 2826 | 2015 | +40 % |
Mazda | 2565 | 2953 | –13% |
Ford | 2123 | 1218 | +74% |
Lexus | 908 | 2233 | –59% |
Peugeot | 733 | 425 | +72% |
Genesis | 614 | 54 | +1037% |
Audi | 614 | 1803 | –66% |
Changan | 567 | 871 | –35% |
Volvo | 552 | 1030 | –46% |
Porsche | 519 | 385 | +35 % |
Suzuki | 500 | 855 | –42% |
Citroen | 432 | 297 | +45% |
Land Rover | 416 | 735 | –43% |
Cheryexeed | 403 | 103 | +291% |
Subaru | 232 | 634 | –63% |
Chevrolet | 197 | 44 | +348% |
GAC | 174 | — | — |
FAW | 162 | 288 | –44% |
Opel | 147 | 91 | +62% |
Cadillac | 133 | 90 | +48% |
Fiat | 106 | 113 | –6% |
Infiniti | 104 | 184 | –43% |
Jeep | 101 | 102 | –1% |
Honda | 90 | 79 | +14% |
Isuzu | 78 | 83 | –6% |
Dongfeng | 70 | 87 | –20% |
Jaguar | 37 | 93 | –60% |
IVECO | 34 | 29 | +17% |
Hino | 27 | — | — |
Lifan | 26 | 108 | –76 % |
Brilliance | 4 | 36 | –89% |
Zotye | 2 | 0 | — |
Foton | 1 | 23 | –96% |
Chrysler | 0 | 3 | — |
Datsun | 0 | 853 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в ноябре 2021 года (в сравнении с ноябрем 2020-го)
История в машинах: чем запомнился 1991 год
За 30 лет история новой России совершила невероятный скачок. Мы вспоминаем, с чего все начиналось, по самым насыщенным на события годам. В 1991-м произошел распад СССР и Югославии, продукты первой необходимости продавали по талонам, люди митинговали, а автомобильная промышленность разваливалась на глазах.
В 1991 году в России было изготовлено чуть больше 1 млн легковых автомобилей. На конец этого года в личной собственности населения находилось 9 417 300 легковых автомобилей, что составляет примерно 63 машины на 1000 человек населения. Сегодня этот показатель уже в четыре раза выше.
Остро вопрос бензина встал еще в 1990-м, однако ситуация усугублялась и весь 1991 год — стоимость бензина повышалась при небывалом дефиците топлива. В декабре президент Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен, но бензин вошел в число социально значимых товаров, стоимость которых продолжала регулироваться государством. После этого Минэкономики и финансов РСФСР выпустило указание, по которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 рубля 20 копеек за литр. В апреле 1992 года регулирование цен на бензин передали региональным властям, а они повысили их до рыночных. В итоге к 20 апреля цены на бензин в Москве подскочили до 7 рублей за литр. Бензин продолжал дорожать и дальше.
В марте 1991 года на конвейер встала ГАЗ-31029 «Волга», которую в народе прозвали «Ослобык» за комбинацию технических и стилистических решений ГАЗ-24 и ГАЗ-3102. Машина собиралась Горьковским автозаводом до 1997 года. Номенклатурная модель 3102 выпускалась в Горьком с 1981-го и могла выпускаться в больших количествах, но имела статус элитной, поэтому ее сборка осуществлялась только на нужды правительства и министерств. Именно так автомобиль «Волга» стал символом советского чиновника. Но в 1991-м штампы массового ГАЗ-24 окончательно износились, а рынок стал свободным, и завод не только выпустил в продажу ГАЗ-3102, но и запустил производство упрощенного ГАЗ-31029, который действительно стал массовым.
Экономический кризис 1991 года обесценил рубль, внешний долг стал огромным, а страна сильно зависела от импорта, что сильно ударило и по поставкам автомобильных комплектующих, за которые было нечем платить. «Мы стали должниками почти всех стран даже Восточной Европы — Чехословакии, Венгрии, Югославии… Если в 1981 году на погашение внешнего долга и процентов по нему мы направляли 3,8 млрд в свободно конвертируемой валюте, то в текущем году необходимо погасить уже 12 млрд. С учетом нашего уровня внутренних цен это равносильно потере почти 60 млрд рублей», — говорил весной 1991 года последний глава Кабинета министров СССР Валентин Павлов.
С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автопромы, были разрушены производственные связи, сломана система поставок комплектующих. На рынок хлынул поток подержанных иномарок, и устаревшая продукция советских заводов стала неконкурентоспособной. Через несколько лет большая часть автозаводов пришла в полный упадок.
В 1991 году свет увидело третье поколение одного из самых популярных автомобилей в Европе — Volkswagen Golf. Машину собирали в четырех кузовах: трехдверный и пятидверный хэтчбеки, универсал и кабриолет. Golf впервые показали на автосалоне в Женеве в 1991 году, а в 1992-м эта машина получила титул «Автомобиль года» в Европе. С весны 1992 года и до окончания выпуска в 1997 году «третий» Golf продавался в России и странах СНГ, но большая часть таких машин попала на территорию стран бывшего СССР чуть позже с вторичного рынка европейских стран.
До декабря 1991 года в стране существовала довольно условная классификация автодорог, которые требовали более четкого разделения. К концу года в стране официально появились региональные дороги, федеральные автотрассы, дороги муниципального и местного значения, городские и проселочные, необщего и общего пользования. В первую очередь это позволило определить, кому именно подчиняется та или иная дорога и кто отвечает за ее состояние.
Новый документ ввел правило, по которому в наименование автомобильной дороги стали входить ее идентификационный номер и названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги.
В 1991 году в производство было запущено второе поколение японского внедорожника Pajero. Впервые на модели появилась знаменитая трансмиссия Super Select 4WD, с которой автомобиль мог передвигаться в полноприводном режиме по сухим покрытиям за счет наличия межосевого дифференциала. Такое решение было в новинку для классических внедорожников и из массовых моделей применялось только на полулегковой «Ниве».
В 1991 году на Mitsubishi Pajero устанавливался бензиновый двигатель объемом 3,0 литра и дизельный 2,5-литровый мотор. В пятидверной версии внедорожника появился третий ряд сидений, а кузов с мягкой крышей обзавелся электроприводом. Модель второго поколения также получила версии с регулируемыми амортизаторами, механической лебедкой за передним бампером и гидравлической системой изменения клиренса. В том же 1991 году лицензия на производство Pajero была продана корейской Hyundai, которая собирала этот автомобиль до 2003 года под названием Hyundai Galloper.