Авто с биксеноновыми фарами
Чем отличается ксенон от биксенона
ДЛЯ НАЧАЛО ОПРЕДЕЛИМ ЧТО ТАКОЕ КСЕНОН И БИКСЕНОН:
• Ксеноновая лампа наполнена газом, от обычных ламп она отличается главным образом тем, что не имеет нити накаливания. Принцип работы лампы заключается в следующем: между двумя электродами проходит высокое напряжение, это вызывает свечение газа, находящегося в лампе. Ксеноновая лампа обладает постоянным излучением, менять его направление не способна.
• Биксеноновая лампаявляется той же ксеноновой лампой, но снабжена механизмом, который может менять направление свечения. В роли такого механизма выступает металлическая шторка, которая перемещается под действием магнита, открывая при этом разные участки лампы.
СРАВНЕНИЕ КСЕНОНА И БИКСЕНОНА:
В чем же отличия биксеноновых ламп от ксеноновых? Если говорить по-простому, то ксеноновые лампы могут давать только ближний свет, а вот технология биксеноновых ламп устроена таким образом, что свет здесь можно переключать с ближнего на дальний. Биксеноновое освещение построено на изменении фокусного расстояния (дальний и ближний фокус) обычной ксеноновой лампы, которая может менять свое положение, используя «плавающую колбу» или переключающий рефлектор-шторку.
Ксеоновыми фарами оснащаются представительские автомобили, которые оборудованы чуть ли не проблесковыми маячками. Такие фары обеспечивают отличное освещение дороги. Заменив привычные галогенки на ксеон, вы просто удивитесь, как могли передвигаться без них раньше. Не забывайте, что яркость света – непременное условие безопасной езды. Свет таких ламп не ослепляет встречных водителей, они очень экономичны и служат минимум два года.
У ксенона и биксенона принцип формирования свечения одинаковый, по показателям яркости свечения, надежности и экономичности они не различаются. Но если в вашей машине не предусмотрена раздельная оптика, есть смысл обратить внимание на биксеоновые лампы. Установить их можно и самостоятельно, если следовать инструкции. При покупке стоит обратить внимание на обозначение цоколя лампы.
Таким образом, определили, что разница между ксеноном и биксеноном заключается в следующем:
1. Ксенон и биксенон имеют одинаковый принцип формирования свечения.
2. Стандартный ксенон можно устанавливать как в ближний, так и в дальний свет, биксенон совмещает в себе ближний и дальний свет в одном корпусе.
3. Переключение биксенона осуществляется за счет механизма, который меняет направление света.
4. Биксенон устанавливают вместо двухнитевой лампы.
5. Стоимость оборудования биксенона дороже ксенона.
О биксеноновых линзах
Биксеноновые линзы – это полностью самостоятельная система, качество света которой абсолютно не зависит от оптического разрешения штатной фары автомобиля. Одним из основных преимуществ такой линзы является точная фокусировка световой линии на дороге в двух световых режимах (дальний, ближний), а так же отсутствие искривленных излучений, которые слепят водителей встречных автомобилей, при неправильной регулировке фар.
Сегодня, на современных авто, довольно часто можно увидеть линзовую оптику с галогеновым или ксеноновым светом. Освещение у таких машин представляет собой безукоризненно ровную, четко направленную линию с хорошей дальностью.
Линзовые системы в автомобильной оптике стали применяться в середине 80–х годов прошлого века. Родоначальником в этой области стал концерн Volkswagen – Audi, который первым на своих автомобилях установил линзовую оптику.
В современном мировом автопроме, все ведущие производители пользуются линзовой и билинзовой оптикой, оснащая ими топовые комплектации своих автомобилей. Этот факт связывают с тем, что линзовая оптика (которая так же называется прожекторной) в отличие от рефлекторной, в полной мере удовлетворяет требованиям и стандартам, предъявляемым к автомобильному свету. Коэффициент полезного действия такой оптической системы может достигать 62% против 35 – 42% рефлекторной оптики, что придает хорошую освещенность, сбалансированное распределение светового потока, а так же четкую зримую границу света и тени при включенном ближнем световом режиме.
БИКСЕНОНОВЫЕ ЛИНЗЫ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Биксеноновый модуль — светотехническое устройство, состоящее из: корпуса, фокусирующей линзы, ксеноновой лампы, отражателя светового пучка и подвижной металлической шторки, отсекающей излишний поток света в режиме ближнего света и открывающая его при переключении в режим дальнего. В качестве приятного дополнения на многих современных биксеноновых линзах имеется светодиодная габаритная подсветка в виде «ангельских глазок» (свет по круглому контуру линзы).
Отсекая часть генерируемого ксеноновой лампой света, шторка формирует правильную ступеньку света, исключая ослепление встречных водителей, а также водителей попутно идущих машин (например, при обгоне). На текущий момент биксеноновые линзы гарантируют наилучшую фокусировку ксенонового луча, обеспечивают четкую границу светового пучка как в режиме ближнего света, так и при переключении в режим дальнего. При этом важно, что при переключении в режим дальнего света, ближний никуда не пропадает, оставаясь неизменным (что соответствует требованиям ГОСТ к фарам с газоразрядными источниками света).
Благодаря своей универсальности биксеноновые линзы получают все большее признание среди автолюбителей, желающих качественно улучшить/исправить штатный свет своего авто. Особенно актуальны преимущества биксеноновых линз для:
— праворульных авто («японцы», «британцы»). Биксеноновые линзы – оптимальный вариант переделки кривого «праворульного» света в европейский, без замены фар;
— американских авто, ведь не секрет, что на многих «американцах» штатный свет недостаточно яркий, что доставляет их владельцам известный дискомфорт при движении по неосвещенным и слабоосвещенным трассам;
— некоторых европейских авто с недостаточно удачной штатной оптикой. Оснащение автомобиля биксеноновыми линзами позволяет привести оптику автомобиля в соответствие с ожиданиями его владельца.
— фар с потускневшим/осыпавшимся отражателем, которые более не способны качественно формировать пучок света.
БИКСЕНОНОВЫЕ ЛИНЗЫ: УСТАНОВКА
Установка биксеноновых модулей осуществляется в следующем порядке:
— снятие внешних элементов фары (таких как пластик и стекло);
— установка биксеноновых модулей (линз) с наружной стороны в обычное посадочное место;
— фиксация биксенонового модуля в установленном месте, с помощью зажимной гайки с обратной стороны;
— подключение блоков питания и розжига по установленной схеме;
— проверка работоспособности и корректировка направления светового луча;
— установка внешних элементов фары на свои места с помощью герметика.
Подводя итог, хотелось бы отдельно выделить преимущества, которые мы получаем используя биксеноновые линзы. Самым главным является то, что благодаря этим устройствам, свет становится более насыщенным, а это значительно увеличивает предельную зону видимости. Так же в отличие от обычного биксенона в режиме дальнего света, хорошее освещение получает и ближняя и дальняя зоны. И в заключении хотелось бы добавить, что благодаря биксенону, автомобиль получает более респектабельный и уникальный вид.
Биксенон и закон!
На основании выше сказанного, можно сделать только один вывод:
Если Вы купили АТС с блок-фарами, предназначенных для галогеновых ламп, то ездить Вы будете только на галогеновых лампах и никак иначе.
АТС, которые выпускаются с завода-изготовителя с биксеноном или ксеноном в Блок-фарах – ЕДИНИЦЫ! ИДПС о них знают.
Но, СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ:
Допустим ГИБДД испугалось того, что все поставят или «заколхозят» биксенон и обстановка ухудшиться на дорогах, т.е увеличатся аварии, смертность на дорогах и т.п.
Давайте теперь подумаем над вопросом: «Ошибается ли ГИБДД по отношению к биксенону или нет?»
БИКСЕНОН – это устройство, включающее в себя переключение ближнего и дальнего света, т.е. режимы работы соответствуют техническому регламенту, правильно?
В него возможно установки газоразрядные лампы желтого (4300К) или белого (5000К) цвета, так же соответствует?
Пучок света формируется собственной линзой, а не штатным отражателем, что исключает возможность “паразитного” рассеивания, согласны?
Вместо стекла, заводы-изготовители используют поликарбонат, который является дешевым в изготовлении и они абсолютно прозрачные, т.е. в формировании пучка света они не участвуют, так ведь?
В результате:
БИКСЕНОН отвечает всем нормам технического регламента и более того, он дает свет лучше, при правильной регулировке с использованием автокорректора и омывателя фар, что является залогом безопасности движения, а вот ГАЛОГЕН, точно дает, аварий больше и всего на свете!
ОТВЕТ на вопрос:
«Да, ГИБДД ошибается!»
«Запретить проще, чем разрешить и улучшить мир к лучшему!»
Документы от аккредитованное компании НАМИ-ПТИА-ФОНД:
Предварительное заключение на внесение изменений в АТС — 4500 руб.
Протокол технической экспертизы внесенных изменений в АТС — 5500 руб.
ГИБДД:
— Первичный осмотр по заявлению на внесение изменений в АТС (со штатными фарами) — Пройдете.
— Технический осмотр, после устновки биксенона — Пройдете.
— Заключительный осмотр для регистрационных действий — Не пройдете.
Причина: отсутствует сертификат соответствия на саму БЛОК-ФАРУ, с установленной в ней биксеноновой линзы.
Повторюсь — ПРОЙТИ ПРОЦЕСС ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕ ВОЗМОЖНО!
Как установить на автомобиль биксеноновые фары
Лет двадцать назад ксеноновые фары были большой редкостью на наших дорогах – машины с ярким белым или голубым светом воспринимались как символ роскоши, принадлежности к элитному классу. Сегодня ситуация резко изменилась, но, к сожалению, биксеноновые фары всё ещё не стали общемировым светотехническим стандартом. Тем не менее подобное оборудование можно приобрести в любом более-менее крупном автомагазине по вполне демократичной стоимости и установить его на свой автомобиль. Но насколько легальна установка биксеноновых фар в нашей стране, и можно ли выполнить операцию их монтажа самостоятельно – вопрос, остающийся малоизученным. Мы попробуем восполнить этот вопиющий пробел.
Что такое биксенон
Мы уже привыкли, что принцип действия осветительных приборов может быть разным – лампы накаливания в настоящее время уверенно вытесняются другими, более экономными источниками света.
Газоразрядные лампы, а именно к этому классу принадлежит ксеноновая и биксеноновая оптика, известны давно – до сих пор они использовались преимущественно для уличного освещения, но сейчас происходит их активное внедрение и в автомобилестроительную отрасль. Название ламп указывает на то, какой конкретно инертный газ используется при их изготовлении. Сама лампа представляет собой стеклянную колбу, в которую под большим давлением закачан ксенон. Розжиг осуществляется двумя электродами, которые подсоединены к блоку розжига, представляющему собой высоковольтный блок питания.
А теперь рассмотрим, как работает биксенон. В сущности, генерируемый ксеноновой лампой свет представляет собой горение дуги в среде, заполненной инертным газом. Можно сказать, что этот процесс чем-то напоминает дугу, даваемую сварочным аппаратом. В отличие от ламп накаливания, электроды здесь никоим образом не страдают, ведь инертный газ потому так и называется, что никак не реагирует с окружающими его материалами (в отличие от кислорода, водорода, азота и других газов, присутствующих в атмосферном воздухе).
Такая дуга горит непродолжительное время и потому нуждается в постоянной подпитке током, причём формируемое блоком питания напряжение должно иметь номинал порядка 60-80 В.
А поскольку бортовая сеть работает на напряжении 12 В, именно БП ответственен за многократное усиление характеристик тока, причём для этого требуется определённое время. Так что работу ксеноновой фары можно представить себе не как постоянное горение, а как непрерывную череду разрядов, происходящий с такой частотой, что мы этого не замечаем.
По сравнению с галогенными лампами ксеноновые намного безопаснее и экономичнее – их средний срок службы составляет около 2-3 тысяч часов – это примерно 3-4 года при ежедневной 2-3-часовой работе.
Для установки таких ламп в автомобиль требуется специальная линза – без неё свет окажется настолько интенсивным, что будет ослеплять водителей встречных ТС.
Биксеноновые фары отличаются от ксеноновых тем, что в их конструкции предусмотрена специальная шторка, посредством которой меняется направление луча. Это значит, что биксенон может использоваться для генерации как ближнего, так и дальнего света, в то время как ксеноновая оптика умеет светить только в одном направлении.
Преимущества использования биксеноновых фар
Сегодня достаточно большое количество моделей в топовых комплектациях оснащаются ксеноновой/биксеноновой оптикой. И это уже отнюдь не вопрос престижа: такая светотехника обладает достаточно большим числом важных преимуществ перед другими автомобильными лампами:
Главным недостатком ксенона/биксенона является высокая стоимость таких комплектов, что и заставляет автопроизводителей отказываться от их установки на бюджетные авто.
Среди других минусов можно отметить следующие:
Законодательные ограничения
Большая часть недостатков биксеноновой оптики в принципе позволяет их использование, за исключением последнего пункта. Дело в том, что, согласно части 03 пункта 12.05 КоАП РФ, эксплуатация автомобилей, на которых установлена светооптика, не соответствующая установленным нормативам по режиму работы, цвету луча и другим характеристикам, не допускается.
Наказание за данное нарушение предусматривает изъятие такого светотехнического оборудования (что само по себе неприятно из-за его высокой стоимости) и лишение ВУ сроком на 0.5-1 год.
Отметим, что срок, на который водителя лишаю прав, определяется только судом.
При этом протокол правонарушения, составляемый работниками стационарного/передвижного поста ГИБДД, должен содержать следующие сведения:
Протокол должен быть дополнен актом сверки светотехники, а также копией сертификата, удостоверяющего соответствие нормам оборудования, используемого для проверки.
Согласно закону, изъятие установленных незаконно светотехнических устройств производится в момент выявления нарушения, при этот составляется соответствующий акт, где перечисляется, что конкретно было изъято с фиксацией фото- или видеоаппаратурой или в присутствии двух понятых.
Протокол впоследствии будет передан в суд для определения степени вины автовладельца.
Отметим, что денежный штраф за подобные нарушения не взимается (за исключением случаев, когда ксеноновая оптика устанавливается на грузовые ТС, принадлежащие юрлицу).
Обычно водителей мототехники за самостоятельную установку ксенона лишают ВУ на более длительный срок, поскольку эта разновидность автотранспортных средств считается более опасной, чем легковые/грузовые авто. Так что вопрос, разрешён ли биксенон, остаётся открытым – всё зависит от того, насколько правильно осуществлялась его установка. Разумеется, если такая светотехника – штатная для конкретной модели автомобиля, ни о каких наказаниях не может быть и речи.
Способы легализации ксенона
Опишем схему, позволяющую без нарушения закона установить ксеноновую оптику на свой автомобиль.
Первое, что нужно сделать – получить разрешение на подобные действия со стороны специализированной организации (обычно это НАМИ – орган, занимающийся сертификаций автомобильного оборудования).
Для этого составляется заявление, в котором приводятся следующие данные:
На основании этого заявления проводится предварительная экспертиза на предмет возможности монтажа оборудования на автомобиль заявителя, стоимость которой – порядка 4000 рублей.
Если результаты проведения экспертизы будет положительным, автовладельцу выдаётся на руки соответствующее заключение. Отметим, что проверка соответствия светотехнического оборудования нормативным требованиям выполняется уже после проведения монтажных работ.
С заключением экспертизы необходимо обратиться в ГИБДД. В заявлении на переоборудование автомобиля указывается следующая информация:
После рассмотрения сотрудниками ГИБДД заявления на документе ставится отметка, указывающая на возможность/невозможность монтажа биксеноновой оптики.
Вместе с заявлением в Госавтоинспекцию подаётся соответствующий пакет документов, включающий:
Если ГИБДД разрешило устанавливать ксенон на ваш автомобиль, остаётся его приобрести и установить, при этом во время покупки светотехнического оборудования важно наличие сертификатов на приобретаемую продукцию – в противном случае результаты проведения экспертизы соответствия окажутся отрицательными.
Сам монтаж можно производить либо в автосервисе (обычно длительность процедуры составляет 1-3 суток), либо самостоятельно. В последнем случае следует соблюдать установленный порядок, требующий монтажа дополнительного оборудования.
Процесс установки ксеноновых фар своими руками мы опишем позже, но в любом случае после проведения подобных работ требуется заполнить декларацию, в которой отразить объемы выполненных работ и другую информацию:
Завершающие стадии легализации ксеноновоё светотехники – прохождение ТО, на основании которого автовладелец получает заключение, подтверждающее соответствие модифицированного автотранспортного средства установленным требованиям, после чего потребуется получение регистрационного свидетельства с внесёнными изменениями.
Проведение техосмотр потребует предоставления всего вышеперечисленного перечня документов, включая квитанцию об уплате соответствующей госпошлины. Проверка автомобиля при проведении ТО будет заключаться в следующем:
Если замечаний к техсостоянию автомобиля не будет, автовладелец получит на руки диагностическую карту, являющуюся основным документом, подтверждающим исправность автомобиля в целом и нового оборудования в частности.
Наконец, имея диагностическую карту, можно обратиться в ГИБДД для получения свидетельства, подтверждающего, что модификация головного света соответствует нормативным требованиям. Данный документ и является гарантией того, что вас не будут привлекать к админответственности за установку биксеноновых фар, а значит, сертификат всегда должен находиться в машине.
Но если внести соответствующие изменения в регистрационное свидетельство автотранспортного средства, сертификат можно и не предъявлять. Для этого следует обратиться в отделение Госавтоинспекции с соответствующим заявлением и полным набором документов. Сама процедура осуществляется достаточно быстро (не дольше 45-60 минут).
В изменённом регсвидетельстве в графе «особые отметки» указывается, что ТС было переоборудовано под использование ксеноновых/биксеноновых фар определённой конструкции.
В процессе легализации ксенона автовладелец может столкнуться с рядом затруднений:
Как видим, процедура легализации биксеноновой оптики может потребовать от автомобилиста немалых усилий и времени, но мы не озвучивали стоимость такой операции. Примерный перечень платных услуг с указанием стоимости:
Таким образом, установка биксеноновых фар обойдётся вам в 21-60 тысяч рублей. Сэкономить около 6000 рублей можно на самой процедуре монтажа/регулировки биксенона.
На что обращать внимание при покупке биксенона
Поскольку ксеноновые лампы производятся только на предприятиях, оснащённых высокотехнологичным и дорогостоящим специализированным оборудованием с применением сложных технологических циклов, даже полукустарное их производство, не говоря о кустарном, практически невозможно, и это сильно отражается на конечной стоимости оборудования.
Представленные на отечественном рынке ксеноновые/биксеноновые светотехнические автомобильные приборы можно условно разделить на две большие категории:
Штатно на автомобили в заводских условиях устанавливают преимущественно качественную ксеноновую оптику, характеризующуюся следующими свойствами:
Качество недорогих изделий намного хуже:
Разумеется, экономия в таких случаях выглядит весьма сомнительной.
Впрочем, очень многие автовладельцы руководствуются не столько доводами экономической целесообразности, сколько текущими финансовыми возможностями, отдавая предпочтение вариантам, входящим в более доступную ценовую категорию.
В любом случае следует принимать во внимание, насколько глобальными будут предстоящие изменения. Если предстоит простая замена штатных лампочек или блоков розжига, это даже при выборе дорогостоящего оборудования окажется вполне посильной задачей для большинства автовладельцев. А вот если потребуется установка ксенона «с нуля» — это качественно иной уровень расходов.
На что нужно обращать особое внимание?
Присмотритесь к обозначению цоколя биксеноновой лампы – обычно на нашем рынке представлены изделия с маркировкой h1/h4, которые подходят к большинству современных моделей авто. Но лучше не рисковать и обязательно изучить руководство пользователя, чтобы не ошибиться при выборе. Отметим, что иногда даже на одной машине левые/правые фары могут оснащаться разными цоколями. В качестве примера можно привести Audi A3, у которых оптика ближнего света оснащается цоколями типа h7, дальнего света – h1, противотуманок – h3.
Пример схемы подключения биксенона
Когда мы говорили о приобретении комплекта ксенонового головного света, то вскользь упоминали и о необходимости покупки дополнительного оборудования. Имелись в виду компоненты, необходимые для подключения ксеноновой оптики к бортовой цепи автомобиля – это, строго говоря, этап, выполняемый отдельно от собственно монтажа фар и имеющий ряд особенностей.
Перед тем, как приступить к описанию схемы подключения биксенона, имеет смысл рассмотреть график зависимости силы тока от напряжения при работе стандартной ксеноновой лампы.
Включение ксенона – процесс многоэтапный, включающий:
В момент розжига на цоколь подаются штатные 12 А, а общее потребление блока розжига составляет порядка 150-160 Вт. После розжига оно падает до 60 Вт, а после выхода на рабочий режим – 45 Вт.
Использование некачественной проводки может отрицательно сказаться на работе блока, поскольку она не имеет запаса, необходимого для работы в быстро сменяющихся режимах (разница в скачках напряжения может достигать 25 КВ, потребляемого тока – до 15 А). К тому же дешёвые китайские провода подвержены быстрому окислению разъёмов, что приводит к неработоспособности БР уже спустя несколько месяцев после установки.
Итак, приводим пример правильной схемы (но не единственной) подключения ксеноновых фар:
Пример схемы подключения биксенона
Как видим, блоки розжига запитываются через предохранитель отдельными проводами, причём в схему подключения входит также силовое реле. На вход питание подаётся порционно. Подобная схема считается практически идеальной. Не полностью идеальной, поскольку при микроскопическом несовпадении характеристик ёмкости конденсаторов и обмоток реле будет наблюдаться и едва заметная задержка между включением левой и правой фары.
Для реализации такой схемы потребуется приобретение следующих компонентов:
Распространённой вариацией этой схемы является её упрощённый вариант, при котором используется одно силовое реле, запитывающее оба блока розжига. Однако при этом возрастает риск подгорания контактов реле, что приводит к залипанию и неработоспособности устройства в целом.
Монтаж биксеноновых ламп
Перед тем, как приступать к подключению биксенона своими руками, необходимо убедиться в соответствии приобретённого комплекта штатным установочным габаритным размерам. Проверка соответствия габаритов ксеноновых/биксеноновых ламп производится одинаково независимо от типа используемого цоколя.
Рассмотрим для примера лампу с цоколем типа h4. Она имеет длину в 56.0 мм при диаметре 15.0 мм. Если в фаре вашего автомобиля расстояние от посадочного места до рассеивателя меньше длины лампы, её установка становится практически невозможной, и вам придётся идти в магазин, чтобы произвести замену оборудования, и далеко не всегда продавцы охотно идут на такой шаг.
Что потребуется для выполнения монтажных работ:
Соблюдение мер безопасности при самостоятельном монтаже ксеноновых фар – обязательное условие:
А теперь рассмотрим алгоритм, описывающий, как подключить биксенон своими руками:
Отметим, что в большинстве случаев возможны два симптомы, свидетельствующие о наличии проблем при монтаже высоковольтного светотехнического оборудования: либо оно вообще не работает, либо отсутствует переключение между дальним/ближним светом фар (или оно перепутано).
Диагностика системы включает следующие пункты:
Напоследок приведём несколько советов, которые позволят вам продлить срок эксплуатации биксенона:
Как видим, подключить ксеноновые/биксеноновые фары к своему автомобилю своими руками несложно – достаточно иметь минимальные знания в электротехнике. Гораздо сложнее легализовать такую оптику. Разумеется, стоимостной фактор при этом также играет немаловажную роль. Так что именно два последних фактору и являются основной преградой на пути массового распространения в автомобилестроении ксенонового оборудования.