Авто с двумя колесами

Трехколесные и двухколесные автомобили, которые покорили мир

Авто с двумя колесами

Четыре колеса – это классический вариант для легкового автомобиля. Вариант с тремя колесами смотрится необычно, а о существовании машин на двух колесах и вовсе мало кто знает. А ведь за всю историю автомобильной промышленности и таких моделей было немало.

Первая двухколесная модель

Многие могут подумать, что автомобиль на двух колесах в действительности является мотоциклом, но это не так. По своему внешнему виду и строению это в действительности автомобиль, который однажды был придуман русским графом Петром Петровичем Шиловским. Вот только заинтересовались такой разработкой и стали воплощать ее в реальность английские мастера из компании Wolseley.

Авто с двумя колесами

У такого автомобиля была всего одна продольная ось и пара колес. Не мог автомобиль обойтись без гироскопа, а роль его выполнял ротор, который быстро вращался и изменял положение в пространстве, позволяя удерживать равновесие транспорта. Первые испытания такого оригинального автомобиля прошли в 1913 году, и через год такие машины можно было увидеть в Лондоне.

Возвращение двухколесных автомобилей

Авто с двумя колесами

С началом Первой мировой войны о создании такого транспорта забыли и на довольно продолжительное время. Появились они в 60-х годах, и возврат их не остался незамеченным. Концепт получил название Ford Gyron и был представлен на автосалоне в Детройте в 1961 году.

Через год был представлен еще один автомобиль на двух колесах – спортивный Gyro-X.

Современный двухколесный автомобиль

Авто с двумя колесами

И поныне некоторых мастеров привлекает идея создания машины на двух колесах. В компании Lit Motors решили создать свой такой транспорт, и в 2010 году эта американская фирма представила модель С-1. С 2014 года ее планировали запустить в продажу, но планам пока не суждено было сбыться.

Трехколесные машины от именитых брендов

Авто с двумя колесами

Создание необычных машин привлекало и знаменитые компании. Кстати, первый автомобиль, который был создан Карлом Бенцем, основателем компании Mercedes-Benz, имел всего три колеса.

Авто с двумя колесами

В компании BMW занимались производством автомобиля особо малого класса. Данная машина этой компании получила название Isetta и не дала производителю стать банкротом после Второй мировой войны. Первая модель была оснащена мотором мощностью в 12 лошадиных сил, была рассчитана на водителя и одного пассажира.

Авто с двумя колесами

Машины стали популярными, так как имели сравнительно невысокую стоимость, а для их управления достаточно было иметь мотоциклетные права.

Трехколесный японец

Тема трехколесных автомобилей оказалась привлекательной для мастеров из Японии, которые решили здесь не останавливаться только на создании такого легкового транспорта, они еще придумали и грузовик с тремя колесами.

Авто с двумя колесами

Модель получила имя Mazda K360. Впервые ее показали в 1959 году, и очень скоро она стала очень распространенной. Своей популярности грузовик обязан небольшой стоимости и высокой маневренности, которая позволяла легко ездить даже по старым городским улицам.

Самая маленькая машина

Авто с двумя колесами

Длина такого автомобиля составляет всего 1,35 метра, и он носит название Peel P50. Это трехколесная модель оснащена мотором в 4,2 лошадиные силы, а вес транспорта не превышает 60 килограммов. Такой малый вес и наличие специальной рукоятки в передней части кузова при необходимости позволяли затащить автомобиль в гараж.

Машина времен Советского Союза

Авто с двумя колесами

В СССР также создавали трехколесные автомобили, которым дали название С-1Л. А рассчитаны они были на использование инвалидами. Такие автомобили производили в период 1952-1956 гг. на Серпуховском автомобильном заводе. Мощность мотора составляла всего 4 лошадиные силы, что позволяло развивать скорость до 30 километров в час.

Современные трехколесные модели

Авто с двумя колесами

Многие компании занимаются и сейчас выпуском автомобилей с тремя колесами. Целая линейка такого легкового транспорта имеется у компании Piaggio, которая более знаменита тем, что создает скутеры и мотоциклы.

Авто с двумя колесами

Компания Morgan из Британии создает трехколесные 3 Wheeler – автомобили, которые являются полной копией модели, производимой до 1953 года. В такие автомобили производитель может устанавливать бензиновый или электрический двигатель.

Авто с двумя колесами

Компания Polaris в США создает трехколесный автомобиль Slingshot, который в некоторых штатах все же считают мотоциклом, а потому водителю во время езды приходится надевать шлем.

Источник

Машины, у которых всего 2 колеса, но они все равно считаются полноценными автомобилями

В попытке создать идеальную машину, изобретатели часто используют нетривиальные решения. Ярчайший пример необычного автомобиля — гирокар. Это машина с двумя колёсами, расположенными в одну линию. Отличие его от мотоцикла заключается в установленном гироскопе, который поддерживает равновесие авто. Рассмотрим 5 самых интересных моделей гирокаров.

Wolseley Gyrocar

Авто с двумя колесами

Как ни странно, первый гирокар был произведён в России. Его в 1913 году придумал и построил государственный деятель и талантливый самоучка граф Петр Петрович Шиловский. Изначально проект пытались воплотить в жизнь в России. Но чрезвычайно дорогой и непонятный автомобиль не получил поддержки царского правительства и перекочевал в Англию.

Тогда за реализацию изобретения взялась компания Wolselay. Первый раз по улицам Лондона автомобиль проехал в середине 1914 года. Шиловский намеренно ехал как можно медленнее, а пассажиры менялись местами и ходили по автомобилю, чтобы показать его феноменальную устойчивость.

Гирокар Шилковского был очень крупной, сложной и тяжеловесной машиной массой более трёх тонн. К сожалению, изобретение гениального конструктора не получило распространения. В 1915 году из-за начавшейся Первой мировой войны автомобиль законсервировали, закопав в яму возле железнодорожной станции.

В 1938 году по настоянию самого Шилковского полусгнившую машину выкопали и отправили в музей фирмы Wolseley. А через 10 лет она была отправлена на лом. Следующий гирокар появился лишь в 1961 году.

Gyro-X

Авто с двумя колесами

Gyro-X — это одноместный гирокар, спроектированный энтузиастом Луисом Сунни в 1962 году и выпускавшийся его компанией Gyro Transport System. В рекламе авто позиционировалось как «первый гироскопически стабилизируемый автомобиль, который не наклоняется при поворотах». Посмотрев на первый пункт нашего списка, можно понять, как сильно они ошибались.

Машина вышла маленькой (всего 10 см в высоту и 106 в ширину), но очень быстрой и манёвренной. Два колеса вместо четырех давали свои преимущества. Для того что бы развить скорость в 200 миль в час, этой машине нужен был лишь двигатель в 80 лошадиных сил. Этому способствовала очень сильная аэродинамическая обтекаемость автомобиля, которую можно сравнить с таковой у мотоцикла.

На первый взгляд, машина была обречена на успех. Gyro Transport System строили большие планы, собираясь выпускать целую серию двухколёсных машин, среди которых были семейные автомобили и пикапы. Экспериментальная модель внушала доверие, но не хватало финансов для отправки на конвейер.

На этом этапе проект Луиса Суинни был закрыт. Спортивный гирокар не произвёл впечатления на инвесторов. Главной причиной послужил слишком долгий запуск автомобиля: маховик раскручивался более трёх минут. Автомобиль был уничтожен в том же году, а всё, что осталось — фотографии и техническая документация.

Ford Gyron

Авто с двумя колесами

В 1961 году компания Ford представила шоу-кар Ford Gyron. По виду он напоминал фюзеляж реактивного самолёта. Под купольной откидной крышей размещалось два сиденья. В теории он оснащался 60-тисантиметровым маховиком, превосходившем все предыдущие конструкции. Однако на деле концепт-кар был эффектным макетом. Его цель была маркетинг и исследование, а не серийное производство.

В итоге концепт оказался несостоявшимся, а модель-студию продали на аукционе в 2012 году. Несмотря на свою нефункциональность, именно Gyron стал основой для сконструированного в будущем Gyro-X, вполне рабочего гирокара.

LitMotors C-1

Авто с двумя колесами

C-1 — это гибрид автомобиля и скутера, оснащённый электромотором и двумя гироскопами.

По утверждениям представителей компании, даже при сильном столкновении авто не переворачивается. К слову, при тестах уложить его на бок не удалось даже с помощью троса. Если электромобиль действительно такой безопасный, то проект выглядит перспективно.

Аккумулятор полностью заряжается за 4-6 часов и держит заряд на протяжении 350 километров. Максимальная скорость — 193 км/ч. Благодаря своей форме, гирокар не теряет энергию, как четырёхколёсные автомобили, и способен достичь неплохих показателей.

Салон двухместный, оснащён всеми атрибутами современного авто: подушка безопасности, кондиционер и стереосистема.

Цена за такое чудо тоже немалая — от 12 тыс. долларов.

Lingyun 1703

Авто с двумя колесами

Завершает наш список беспилотный китайский гирокар.

Его разработала китайская компания Beijing Lingyun Intelligent Technology. Главной его фишкой является полное отсутствие руля. Вместо него в салоне установлен огромный сенсорный дисплей, в который «водитель» вводит пункт назначения. На этом ручное управление автомобилем заканчивается. Педали, само собой, отсутствуют.

Помимо этого, электроскутер имеет футуристичный дизайн и скромный запас хода: всего 100 километров при максимальной скорости 100 км.\ч.

Интересно, что создатель гирокара Чжу Линь Юн утверждает, что вдохновлялся тем самым Ford Gyron 1961 года. Таким образом, Форд стал катализатором массы новых разработок в области гироскопической стабилизации автомобилей.

Источник

Авто с двумя колесами

Авто с двумя колесами

Один из первых в мире двухколесных автомобилей, оснащенных гироскопом, был разработан русским инженером Петром Шиловским. В 1913-1914 гг. он испытывал свою гироскопическую машину на улицах Лондона. Об одной из поездок Шиловского английский технический журнал писал: «Водитель нарочно ехал как можно медленнее, чтобы доказать всем, что устойчивость его машины совсем не зависит от быстроты езды. На ходу седоки менялись местами, сходили, снова садились. И при этом колеса нисколько не теряли равновесия. «

Авто с двумя колесами

В 1924 г. П.Шиловский создал и показал на выставке в Лондоне двухколесный четырехместный автомобиль, в котором в качестве средства, исключающего влияние маневренности на устойчивость, был применен маховик с вертикальной осью вращения. Маховик, как и в предыдущем случае, крепился на раме, позволявшей наклонять его ось вперед и назад, создавая тем самым гироскопический момент, обеспечивающий устойчивость автомобиля. Положение рамы на машине Шиловского регулировалось уже автоматически, по сигналу датчиков крена. Работа Шиловского была одной из первых попыток использовать стабилизирующий эффект гироскопа в наземной транспортной машине. Но это направление в конструировании автомобиля было забыто до начала 70-х годов ХХ века.

Авто с двумя колесами

Американская компания «Форд» в 1961 г. представила на автосалоне в Детройте небольшую двухколесную изящную машину, вызвавшую огромный интерес публики. В концептуальной модели, получившей название «Гирон» (Gyron), водитель и пассажир транспортного средства сидели рядом друг с другом, а в те моменты, когда машина находилась на стоянке, ее равновесие поддерживали небольшие легкие опоры.

Авто с двумя колесами

Внешний облик автомобиля был, по сути, ярким отражением наступавшей эры реактивной авиации. Овальный в поперечном сечении кузов был спроектирован по типу фюзеляжа самолета. Все несущие элементы были внутри корпуса. Лишь в кормовой его части были видны небольшие элементы подвески ведущего колеса. Спереди решетка радиатора напоминала сопло воздухозаборника реактивного истребителя. Всю конструкцию довершала изящная, полностью прозрачная крыша. Надо отметить, что таких элементов, как бампер и фары, не было совсем! Дело в том, что эти важные для любой машины составляющие не вошли в облик «Гирона», потому что в то время в Америке широко обсуждалась идея, что легковой городской машине фары не нужны, а при авариях бампер не спасает кузов от разрушения.

Авто с двумя колесами

«Гирон» создавался прежде всего для того, чтобы доказать жизнеспособность двухколесной схемы автомашины. Поэтому инженеры и руководство компании открыто заявляли, что они рассматривают проект как концептуальный, не предназначенный для серийного производства.

Авто с двумя колесами

Полностью прозрачный верх откидывался назад, открывая доступ к креслам. Форма кресел, выполненных из пластика, была весьма эффектной, но анатомически не очень продуманной. В автомобиль можно было попасть, перешагнув через боковину кузова. Это легко могли сделать молодые люди, однако для пожилых вход и выход из машины составляли определенные трудности. Вставать из низких кресел и перебираться через боковину салона было не очень удобно и требовало большой силы и сноровки. К тому же полностью прозрачная крыша быстро нагревала салон до высоких температур, что создавало неблагоприятные условия для водителя и пассажира.

Авто с двумя колесами

И то, что хорошо было для самолета, для автомашины оказалось мало применимым. Дополнительные неудобства возникали в случае плохой погоды. Когда фонарь кабины открывался, дождь и снег быстро проникали в салон. А садиться на намокшие сиденья никому не хотелось. Конечно, салон, основным цветом которого был белый, выглядел потрясающе.

Авто с двумя колесами

Получалось, что оригинальная, изящная конструкция с массой новых инженерных решений создавала целый комплекс проблем и задач, которые требовалось решить. Всего было построено несколько макетов в натуральную величину. К сожалению, точных геометрических данных, а также предполагаемых технических характеристик этого удивительного проекта не сохранилось.

Авто с двумя колесами

Надо отметить, что производители электрических игрушек не оставили без внимания необычный двухколесный автомобиль. Была выпущена радиоуправляемая модель «Гирона», которая пользовалась, пожалуй, большим успехом, чем ее настоящий большой двойник.

Для 60-х годов это был действительно революционный проект, но так как автомобиль создавался прежде всего для проведения научных исследований и изучения спроса, решение о дальнейшей доводке конструкции и начале серийной постройки было предрешено

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла «Автоэкзотика»

Источник

Двухколесный автомобиль

Авто с двумя колесами

Компания Lit Motors из Сан-Франциско разработала двухколесный электрический автомобиль С-1, который по размерам намного меньше обычного автомобиля и не падает без движения как мотоцикл. Автомобиль выглядит как обтекаемое яйцо на двух колесах, при этом он полностью закрытый. С-1 способен перевозить водителя и одного пассажира. По своей сути это полностью-электрическое транспортное средство, которое является мотоциклом во всем, кроме названия.

Главная инновация в автомобиле С-1 это то, что он может оставаться в вертикальном положении находясь без движения. Водителю вообще не обязательно стараться сбалансировать этот двухколёсный автомобиль, это достигается с помощью двух гироскопов. Гироскопы содержат тяжелые металлические диски, которые вращаются со скоростью более чем 10000 оборотов в минуту, и при этом генерируют крутящий момент. Вращающийся диск имеет тенденцию оставаться в вертикальном положении так же, как это делает детский волчок.

Использование двух маховиков, работающих в противоположных направлениях, поможет свести на нет попытки завалить двухколёсный автомобиль при наклоне на опасный угол. Гироскопы находятся под полным контролем компьютера, водителю не потребуется во время езды вводить какие либо данные. Компания утверждает, что автомобиль будет оставаться в вертикальном положении, даже если его ударить вбок другим транспортным средством на скорости 50 км. в час.

Авто с двумя колесами

Американская компания Lit Motors в течение нескольких лет вела разработку нового вида транспорта, сочетающего в себе компактность мотоцикла и удобство автомобиля. В резудьтате был создан двухколесный электрический гироскутер C-1, который невозможно уронить. Экспериментальная модель транспорта обладает крытым двухместным салоном с подушками безопасности, кондиционером и акустической системой и небольшим багажным отделением.

Этот электроскутер удерживает вертикальное положение самостоятельно, благодаря использованию гироскопа. В ходе экспериментов производились попытки опрокинуть мотомобиль, но даже с помощью троса, привязанного к автомобилю, сделать это не удалось.

Обладая обтекаемым корпусом и двумя мощными электромоторами по 20 КВт каждый, установленными на колесах, этот электроскутер способен развивать скорость до 190 км/ч. Батарея в 8 КВт обеспечивает возможность пробега на 350 км без подзарядки. Подзарядка осуществляется от сети напряжением 220 в течение 4–6 ч.

В настоящее время В СМИ появились сообщения о проявленном Apple интересе к покупке компании Lit Motors.

Авто с двумя колесами

Перед нами довольно интересное транспортное средство для города, которое разрабатывается креативной командой Lit Motors, базирующейся в Сан-Франциско. Возглавляет команду промышленный дизайнер Даниэль Ким, у которого за плечами немалый опыт работы в автопроме. Так что он понимает, что такое хорошая техника, и знает толк в производстве машин и мотоциклов.

Собственно у Даниэля и получилось нечто среднее между авто и мотоциклом. Его городской транспорт С-1 имеет всего два колеса, что приближает его к мотоциклам. Однако полноценная кабина с двумя дверями и креслом внутри делает двухколесник почти полноценным автомобилем.

Основная изюминка изобретения это встроенная система гироскопов, которая не позволяет машинке упасть набок и твердо стоять на двух точках опоры, даже в припаркованном состоянии. Кроме того гироскопы позволяют избежать падения, удерживая С-1 в вертикальном положении даже при незначительных авариях и боковых ударах. В условиях активного современного движения на дорогах это просто незаменимая функция для любого двухколесного транспорта.

Внутри С-1 оснащен электрическим двигателем, батарея которого позволяет проехать от 150 до 220 миль без подзарядки. Максимальная скорость электрокара может достигать 120 миль в час, при маневренности мотоцикла. По предварительным прогнозам начало продаж маленьких машинок начнется в 2014 году, а цена их будет колебаться от 12-ти до 16-ти тысяч долларов.

Двухколёсный автомобиль как прообраз Segway

Авто с двумя колесами

Segway, наверно, видели все. Это двухколёсный скутер, который удерживает равновесие за счёт сложной системы датчиков наклона, сигналы с которых поступают на микропроцессоры, которые, в свою очередь, руководят работой стабилизирующих моторов. Хотя может показаться, что подобные двухколёсные устройства появились совсем недавно, это не так. Вот, например, гиромобили.

Вот он, первый и самый знаменитый гиромобиль его ещё называют гиромобилем Петра Шиловского. В 1912 году граф Шиловский предложил проект такого агрегата компании Wolseley Tool and Motocar. Сейчас это название никому ни о чём не скажет, но в начале XX века компания представляла собой огромный автомобильный концерн.

Может оказаться не совсем понятным, зачем компания вообще дала графу возможность делать этот тарантас. Тем не менее каким-то образом тот умудрился убедить её руководство в том, что гиромобиль автомобиль на двух колёсах, балансирующий за счёт гироскопов, таит в себе множество преимуществ. Согласились в Wolseley именно потому, что у них наклёвывались контракты с военными.

Самое удивительное заключается в том, что гиромобиль Шиловского таки построили, доказав саму возможность его существования. Разумеется, для военных его разработка не пригодилась машина получилась громоздкой и неповоротливой. Первый раз она была продемонстрирована на публике в Лондоне, в 1914 году. Стабилизировалась она благодаря 600-килограммовому маховику, который крутился за счёт 110-вольтного электромотора.

Собственно, в том году началась Первая мировая война и разработку гиромобиля прикрыли. Прототип так и остался на фабрике Wolseley. Руководство фабрики не знало, что с ним делать, но в 1938 году вытянула его на свет божий и выставило на обозрение в музей компании. Долго он там, впрочем, не простоял. По какой-то непонятной причине в 1948 году его перевели на металлолом.

О гирокаре с тех пор мечтали многие футурологи, но, как можно видеть, производителям понятно, что стабилизировать такой автомобиль большая проблема. Кое-кто даже продолжает мечтать и по сей день. Некий дизайнер Антонио Сунджерга мечтает построить двухколёсный гиромобиль. Только на этот раз он хочет установить два колеса не на одной линии, а с обеих сторон, в передней части автомобиля. Зачем загадка, но выглядит забавно.

Гирокар — двухколесный автомобиль, центр тяжести которого гиростабилизирован по типу гироскопа. Появилась такая машина в мае 1914 года на улицах Лондона, когда Пётр Петрович Шиловский первый раз представил публике гиростабилизированный двухколесный автомобиль.

Когда началась Первая Мировая война, машина была законсервирована, но в 1938 году ее вновь отреставрировали. В 1948 году гирокар был уничтожен своей же компанией-создателем.

Машина работала за счет равновесия. Которое поддерживалось механизмом – гироскопом, или «вечным двигателем». Для этого был задействован тяжелый маховик, имеющий вес в 600 килограмм, форму диска метрового диаметра и толщиной в 12 см. Для раскрутки маховика использовался 110-вольтный электромотор, мощность которого составляла всего одну с четвертью лошадиную силу. Питание – от динамо-машины, которая подключалась к двигателю. Так же были использованы два маятника по пятьдесят килограмм. Согласитесь, гидростабилизация проста и примитивна, но зато действенна – она способна была удержать машину весом 2750 килограмм в вертикальном положении. Один недостаток был – при крутом повороте система дестабилизировалась.

Источник

Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных транспортных средств — монокаров. В себе они объединяли отдельные механические элементы и положительные качества обоих видов пассажирских машин, а с научной точки зрения входили в двухколесную субкультуру.

Что же это такое — монокар?

Судя по названию с частицей «моно», эти машины должны были бы иметь только одно колесо (кстати, такие тоже существовали), но в данном случае речь идет об одноколейных средствах передвижения на двух колесах, следовавших по единой колее. Преемственность к мотоциклам заключалась в использовании двухколесной компоновки и ряда механических узлов. С автомобилями их роднили специальные двухместные кузова «тандем» с двумя сиденьями, расположенными друг за другом. Собственной новинкой на монокарах стали небольшие боковые колесики, которые на стоянке опускались на землю, а в движении приподнимались вверх.

Авто с двумя колесами

Классический двухместный монокар немецкой фирмы Mauser образца 1928 года

По сравнению с мотоциклами главными достоинствами монокаров являлись удобство, простота управления, повышенная устойчивость и безопасность. От автомобилей их отличали малая стоимость и собственная масса, повышенная маневренность, высокая экономичность и достаточная проходимость на местности.

Scripps-Booth Bi-Autogo (1912–1913 гг.)

В начале ХХ века молодой, талантливый и эксцентричный американский конструктор и дизайнер Джеймс Скриппс-Бут, сын газетного магната, прославился своими невероятными транспортными средствами. В 1912 году первым среди них стала массивная одноколейная машина Scripps-Booth Bi-Autogo с двумя задними поддерживающими колесами. Она производила неизгладимое впечатление на публику, которая никогда не видела ее в движении, а газетчики задавались вопросом: «То ли это самый длинный в мире мотоцикл, то ли двухколесный автомобиль?».

Авто с двумя колесами

Конструктор Скриппс-Бут (справа) у своего главного творения — монокара Bi-Autogo. 1912 год

Авто с двумя колесами

Уникальная двухколесная пятиметровая машина в мастерской Джеймса Скриппс-Бута

Главной революционной новинкой монокара являлось первое в США применение восьмицилиндрового V-образного двигателя конструкции Скриппс-Бута, над которыми тогда работали более крупные компании, в первую очередь Cadillac. Новый мотор мощностью 45 л.с. запускался сжатым воздухом и вместе с четырехступенчатой коробкой передач помещался в центральной части рамы.

Авто с двумя колесами

Bi-Autogo с задними поддерживающими колесами

Авто с двумя колесами

Моторный отсек с революционным для своего времени двигателем V8 рабочим объемом 6,3 литра

Второй экзотичной находкой была уникальная система водяного охлаждения, состоявшая из небольшого переднего радиатора и многочисленных медных трубок, опоясывавших моторный отсек с обеих сторон и придававших машине неземную внешность.

Авто с двумя колесами

Характерный внешний вид машине придавали 137 метров охлаждающих трубок

Авто с двумя колесами

Первый заезд вдали от посторонних глаз. 1913 год (из архива Cranbrook)

Огромная 1,5-тонная машина опиралась на два ошинованных деревянных колеса диаметром по 940 мм. Управление ею производилось обычным рулем путем поворота переднего колеса на подвеске мотоциклетного типа с двумя парами коротких продольных рессор. Заднее ведущее колесо с закрытым цепным приводом и барабанным тормозом подвешивалось на двух полуэллиптических.

Авто с двумя колесами

В задней части машины видны продольные рессоры подвески ведущего колеса

Под оконечностью рамы на длинных качающихся рычагах были смонтированы две пары подъемных роликовых опор, которые обеспечивали стабильность машины на стоянке и при достижении скорости в 32 км/ч автоматически убирались под боковые крылья кузова.

Авто с двумя колесами

Традиционные органы управления и рулевое колесо, размещенное по центральной оси машины

Авто с двумя колесами

На этом фото хорошо виден короткий трехместный салон с кожаными сиденьями

В задней части алюминиевого кузова находился пассажирский салон с двумя сиденьями для водителя и двух пассажиров, которые для устойчивости монокара были установлены строго по продольной оси машины. Ее теоретическая максимальная скорость составляла 120 км/ч.

Авто с двумя колесами

Экспозиция одноколейной машины Bi-Autogo в Detroit Historical Museum

Авто с двумя колесами

Уникальный монокар Bi-Autogo в зале Owls Head Transportation Museum

Окончательно монокар был доработан в 1913 году и обошелся в 25 тысяч долларов. Его создатель планировал собрать 50 машин, но единственная необычно сложная, тяжелая и ненадежная конструкция осталась достоянием американских музеев.

Moore-Car (1917 г.)

Через несколько лет после краха идей Скриппс-Бута американская фирма W. G. Moore из Индианаполиса представила легкий одноместный монокар Moore-Car на шасси мотоциклетного типа с автомобильными узлами. На нем впервые начали оформляться классическая компоновка и внешность будущих двухколесных транспортных средств. На машине применялись мотор водяного охлаждения с автомобильным радиатором, трехступенчатая коробка передач, трубчатая рама и карданный привод заднего колеса на рессорной подвеске. Ее особенностями были своеобразный полуруль, два опорных катка на продольных рычагах с кнопочным фиксатором, задний «фигурный» бензобак и широкие боковые подножки.

Авто с двумя колесами

Американская актриса Хильда Ванн на монокаре Moore, созданном при поддержке компании Oldsmobile

Пик интереса к монокарам относился к третьему десятилетию ХХ века, когда их разработкой и изготовлением стали заниматься как никому не известные фирмы, так и крупные оружейные и авиационные корпорации.

Atlantic (1921–1923 гг.)

Короткую «эру монокаров» открыла берлинская фирма Atlantic AG, собравшая около сотни машин с характерным для будущих конструкций открытым кузовом «тандем» с двумя боковыми дверками, лобовым стеклом, длинными подножками и опорными катками. На ней использовались в основном двухцилиндровые моторы с противоположным расположением цилиндров (схема «боксер») мощностью от полутора до шести сил.

Авто с двумя колесами

Первый классический монокар Atlantic с 6,5-сильным мотором. 1923 год

AVRO Monocar (1923–1927 гг.)

В 1920-е годы в Великобритании разработкой оригинальной автомототехники в свободное от работы время занимался Эдвин Эллиот Вердон Роу, основатель известной авиастроительной корпорации AVRO.

Авто с двумя колесами

Помесь легковушки с мотоциклом — Monocar у легкого самолета компании AVRO. 1923 год

Авто с двумя колесами

Сохранившийся британский монокар AVRO образца 1926 года (фото Paul Blezard)

Из этих работ к монокарам можно было бы отнести лишь одноместную модель Monocar с цельнометаллическим корпусом, автоматически поднимавшимися опорными колесами или стойками, мотоциклетным рулем и передними силовым агрегатом, ведущим и управляемым колесом. Единичные образцы оснащались одноцилиндровыми 350-кубовыми моторами и трехступенчатой коробкой передач, а на специальную версию монтировали четырехцилиндровый двигатель в 28 сил от легковушки Crossley.

Mauser Einspurauto (1923–1927 гг.)

Крупная немецкая оружейная корпорация Waffenfabrik Mauser AG, основанная братьями Маузер в начале XIX века, по окончании Первой мировой войны оказалась не у дел, и в поисках «работы» ее руководство обратило внимание на новые перспективные средства передвижения — двухколесные автомобили. Учитывая, что тогда никто ничего подобного делать не умел, для проектирования новой техники был приглашен владелец автомагазина Густав Винклер, который в 1920 году самостоятельно построил такую машину. На следующий год монокар Einspurauto («одноколейный») показали на Берлинском салоне, и в 1923-м его начали выпускать на головном предприятии в Оберндорфе.

Авто с двумя колесами

Демонстрационный показ машины Mauser на Берлинском автосалоне 1921 года

Авто с двумя колесами

Серийный монокар Mauser Einspurauto раннего выпуска с 510-кубовым моторчиком

Это была классическая одноколейная машина Mauser Einspurauto 2/6PS с типовым кузовом с одной левой дверцей, двумя боковыми фарами, лобовым стеклом и подъемными опорными колесами, выпускавшаяся в течение нескольких лет с небольшими модификациями. В ее задней части размещался собственный одноцилиндровый четырехтактный мотор водяного охлаждения с передним радиатором и кикстартером. Силовые агрегаты мощностью в шесть сил имели два варианта рабочего объема — 498 и 510 кубических сантиметров. На ряде машин устанавливали также 573-кубовый мотор той же мощности, тент и боковую «запаску».

Авто с двумя колесами

Отреставрированный монокар Mauser с лобовым стеклом и двумя фарами

Авто с двумя колесами

Скоростной заезд машины Einspurauto с правой навеской запасного колеса

Основанием машины служила несущая рама из листовой стали с дополнительным трубчатым каркасом. От трехступенчатой коробки передач заднее жестко укрепленное на раме колесо с барабанным тормозом приводилось цепным приводом. Переднее управляемое установили на рычажной вилке мотоциклетного типа. Для управления машиной применялся характерный объемный особо точный полуруль, состоявший из верхней части круглого автомобильного руля и трех никелированных спиц, игравших роль мотоциклетных рукояток. Для подъема и опускания поддерживающих колес применяли длинный рычаг, установленный справа внутри кузова.

Авто с двумя колесами

Вид сзади на Mauser 1928 года в новой экспозиции Technik Museum Speyer

Авто с двумя колесами

Простейшие органы управления машиной Mauser с эффектным трехспицевым полурулем

Колесная база всех версий составляла 2,2 метра, длина — три метра, ширина — 1,2 метра. Машина весила 300 кг и разгонялась до скорости 65 км/ч.К середине 1920-х выпуск монокаров Mauser начал сокращаться и прекратился в 1927-м, когда было собрано 200 машин. К тому времени их копии уже давно собирали во Франции.

Авто с двумя колесами

Сохранившийся с 1926 года Monotrace в экспозиции Musée Henri Malartre Automobiles (фото автора)

Monotrace (1924–1928 гг.)

Наиболее распространенный французский вариант носил марку Monotrace — «одноколейный». Конструктивно практически ничем он не отличался от немецкого прототипа, но оснащался только одним базовым 510-кубовым двигателем с налоговой мощностью 4CV (6 л.с.), штатным складным тентом и одной передней фарой-прожектором. На нем также стояли трехступенчатая коробка, заднее колесо с цепным приводом и ручная система управления опорными колесами. Масса машины возросла до 320 кг.

Авто с двумя колесами

На газетной рекламе видны агрегаты монокара Monotrace и его основные параметры

Авто с двумя колесами

Спортивный Monotrace на горных гонках мотоциклов и монокаров. 1928 год

В отличие от «Маузеров» обычные или специальные одноместные «Монотрасы» широко применялись в мотоциклетных гонках и дальних пробегах, развивая скорость до 85 км/ч и расходуя всего четыре литра бензина на 100 километров. В программе фирмы Monotrace имелись также шасси для установки кузовов самостоятельного изготовления и легкий развозной грузовичок. Всего было собрано 310 монокаров этой марки.

Авто с двумя колесами

Серийный Monotrace с шестисильным мотором, складным тентом и боковой «запаской»

Монокары марки Morgan-Monotrace на своем заводике в Курбэвуа под Парижем собирала фирма Monotrace и продавала через свою торговую компанию с Елисейских Полей. Их единственной особенностью являлась особая пружинная система управления боковыми опорными колесами, запатентованная в 1922 году немецким конструктором Альфредом Морганом. В 1923–1926 годах таких машин построили порядка 150 штук.

Авто с двумя колесами

Редкий монокар Morgan-Monotrace интернациональной конструкции. 1923 год

Авто с двумя колесами

Отреставрированная машина Morgan-Monotrace 1926 года (фото Musée Automobile de Vendée)

Winkler Einspurauto (1926–1929 гг.)

За год до завершения выпуска «Маузеров» Густав Винклер выкупил права на их изготовление и продолжил сборку монокаров в Оберндорфе под маркой Winkler Einspurauto ЕА-2. Внешне от предшественников они отличались укороченной на 12 сантиметров колесной базой. На выбор покупателей Винклер предлагал пять вариантов горизонтальных одноцилиндровых агрегатов и двухцилиндровых схемы «боксер» воздушного охлаждения (493–573 см³), развивавших мощность от шести до десяти сил, включая 500-кубовый BMW.

Авто с двумя колесами

Редкий немецкий монокар Winkler Einspurauto на укороченном шасси. 1929 год

Авто с двумя колесами

Двухколесная машина Густава Винклера в Deutschen Automuseum в Ланденбурге

В 1929 году, на исходе эры монокаров, их выпуск пришлось прекратить. Фирма Винклера успела собрать несколько десятков машин.

Авто с двумя колесами

Один из последних монокаров — британский Whitwood с 250-кубовым моторчиком. 1934 год

Whitwood (1934–1936 гг.)

Одни из последних монокаров выпускала британская компания Osborn Engineering из Портсмута. По желанию покупателей единственная модель Whitwood с откидными опорами и круглым рулем предлагалась с одно- и двухцилиндровыми моторами рабочим объемом от 150 кубиков до одного литра, задним багажным отсеком и четырьмя исполнениями кузовов. Их успели собрать шесть экземпляров.Два из четырех вариантов кузовов английских монокаров Whitwood.

Авто с двумя колесами

Авто с двумя колесами

В общей сложности в странах Европы двухколесных автомобилей построили 700–750 единиц. Лишь несколько из них сохранились в зарубежных музеях.

Tingle (1939–1940 гг.)

Формально эпоху монокаров завершил американский инженер Джеймс Тингл, который с 1936 года занимался созданием двухколесных машин с автоматизированной системой управления опорными колесами и получил несколько патентов. Для проведения динамических испытаний он построил макетный образец с обтекаемым кузовом и вертикальными пружинными стойками передних опорных колес с механизмом изменения высоты их установки в зависимости от скорости.

Авто с двумя колесами

Одноместная машина Джеймса Тингла для испытания элементов ходовой части монокаров. 1939 год

После Второй мировой о монокарах уже не вспоминали, и лишь недавно стали появляться их наследники, представляющие собой обычные мотоциклы с обтекаемыми кузовами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *