Авто с мотором в багажнике
С мотором в багажнике: вспоминаем заднемоторные седаны
Нынче при упоминании автомобиля с заднемоторной компоновкой на ум приходит разве что не изменяющий традициям спорткар Porsche 911. Но полвека назад дороги, особенно в Восточной и Центральной Европе, знавали гораздо больше машин, у которых двигатель располагался близко к заднему бамперу, и многие из них были седанами — например, семейство Skoda Type 742, которое отмечает на этой неделе 40 лет.
Самый большой фанклуб заднемоторной компоновки находился в Чехословакии. В 1934 году местная компания Tatra выпустила футуристичный для своего времени фастбэк 77 с трехлитровым V8, который находился в задней части кузова.
Любовь компании к заднемоторным фастбэкам породила такие модели, как 77а, 87, 97, 600 и 603. А в 1974 миру, пускай и коммунистическому, явили пятиметровый седан 613, двигатель у которого также был в багажнике.
Автомобиль оснащался 3,5-литровым бензиновым V8 мощностью 165 сил. Позже агрегат был доработан, количество «лошадей» возросло до двух сотен, а максимальная скорость – до 230 км/ч.
За время своего существования, с 1974 по 1996 год, у модели 613 появилось восемь модификаций в различных кузовах.
На этому семейству пришел еще более крупный (5,2 метра!) седан Tatra 700. Как и предшественник, автомобиль получил заднемоторную компоновку. Покупателям на выбор были доступны бензиновые «восьмерки» объемом 3,5 и 4,4 литра.
В 1999 году из-за низкого спроса автомобиль сняли с производства. 700-ка не только стала последним заднемоторным седаном компании, но и последним легковым автомобилем Tatra – фирма сосредоточилась на строительной технике.
Экспериментировала с заднемоторной компоновкой и другая автомобильная компания из Чехословакии – Skoda. Причем, весьма удачно: в 1964 году в продажу поступил компактный 4,2-метровый седан 1000 MB.
Для своего класса автомобиль выгодно отличался просторными салоном и вместительным багажным отсеком. Вот только находился он спереди.
1000 MB оснащался бензиновой «четверкой» объемом 988 см3 и мощностью 42 силы. Двумя годами позже появилась модификация 1100 MB с 1,1-литровым 52-сильным мотором.
В 1969 году Skoda 1000 MB и 1100 MB сменили модели 100 и 110. Заднемоторная и заднеприводная компоновка была сохранена, а индексы, как с прошлыми экземплярами, означали объем моторов.
100/110 стала первой моделью «Шкоды», тираж которой перешагнул миллионный рубеж — 1 079 708 штук. Производство было завершено в 1977-м.
За год до снятия с конвейера семейства 100/110, в 1976 году, компания Skoda представила новую линейку заднемоторных моделей – 105, 120 и 125.
Автомобили оснащались бензиновыми «четверками» объемом от 1,05 до 1,2 литра мощностью от 44 до 54 сил.
В 1984 году семейство, получившее общее обозначение Type 742, пополнили седан 130 L и купе 130 Rapid. Обе модели комплектовались 1,3-литровым 58-сильным мотором и пятиступенчатой «механикой». Двумя годами позже к ним присоединилась версия седана 130
В 1987 году Skoda выпускает серии 135 и 136 (Type 746), каждая из которых состоит из двух седанов GL и L, а также одного купе Rapid.
И те и другие оснащались 1,3-литровой бензиновой «четверкой». Ее отдача составляла 58 и 62 силы 135-х и 136-х соответственно. В 1990 году семейство сняли с конвейера, а вместе с ним канули в историю заднемоторные автомобили Skoda.
В США автовладельцы с чешскими машинами не были знакомы. Разве что с моделью Tatra 77, да и только те, кто высаживался в Нормандии.
Однако после войны в 1947-м, пока большая детройтская тройка в лице GM, Ford и Chrysler приходила в себя, инженер Престон Томас Такер разработал седан с заднемоторной компоновкой.
5,6-метровый Tucker 48 оснащался 5,5-литровым карбюраторным оппозитным шестицилиндровым мотором мощностью 166 сил, 24-вольтовой электросистемой и четырехступенчатой механической электромагнитной трансмиссией. До «сотни» седан разгонялся за 10 секунд и достигал максимальной скорости 200 километров в час.
Еще одним американским седаном с мотором сзади был Chevrolet Corvair, который производился с 1960 по 1969 годы. Справедливости ради стоит отметить, что автомобиль выпускался в кузовах купе, кабриолет и универсал.
В моторную гамму модели входили оппозитные бензиновые «шестерки» рабочим объемом 2,3, 2,4 и 2,7 литра. Трансмиссия – четырехступенчатая «механика» и, как опция, двухдиапазонный «автомат».
У Corvair были проблемы с устойчивостью в поворотах на высоких скоростях – он опрокидывался. Этот и некоторые другие факты упомянул писатель Ральф Нейдер в своей книге 1965 года «Опасен на любой скорости». Несмотря на то, что в Chevrolet ринулись исправлять недостатки, спрос моментально начал падать. В итоге, в 1967 году с конвейера сняли седан, а 1969-м все семейство в целом.
У легендарного заднемоторного Volkswagen Type 3 была четырехдверная модификация. Правда, продавалась она исключительно в Бразилии с 1968 по 1970 год и оснащалась 1,6-литровым бензиновым мотором с четырехступенчатой «механикой».
Увы, но компактный седан 1600 не возымел большой популярности среди местного населения. К тому же, после выхода в прокат очередного фильма ужасов он получил прозвище «Гроб Джо».
В 1962 по 1964 год в Японии производился компактный седан Mazda Carol 600. «Компактный» – это даже сильно сказано, ведь его длина составляла 3,2 метра.
Автомобиль оснащался 586-кубовым бензиновым мотором, который находился в задней части.
Hino Contessa PC series — еще один компактный заднемоторный седан из Японии, который выпускался в те же годы, что и Mazda.
3,8-метровый Contessa PC series оснащался 893-кубовой бензиновой «четверкой». В паре с агрегатом предлагалась, на выбор, трех- или четырехступенчатая «механика».
В 1964 году на смену PC series пришел седан PD series.
Автомобиль сохранил заднемоторную компоновку, существенно прибавил в размерах и получил 1,3-литровый мотор. Производство седана продлилось всего три года. Сегодня компания Hino известна, в первую очередь, как производитель грузовиков и автобусов.
С 1956 по 1967 год компания Renault тоже производила заднемоторный седан – Dauphine.
Его комплектовали бензиновым двигателем объемом 845 кубических сантиметров мощностью 30 сил. До «сотни» автомобиль разгонялся за медленные даже по тем временам 32 секунды.
Тем не менее, это не помешало в 1956 году женскому экипажу Жильберты Тирион победить в первом ралли Tour de Corse на серийном Dauphine.
С 1962 года компания Renault приступила к производству еще двух заднемоторных седанов – модели 8 и более элитарной 10.
Их моторная гамма состояла из четырех бензиновых «четверок» – объемом 1,0-, 1,1-, 1,25- и 1,3 литра. Трансмиссий на выбор было доступно три – все механические трех-, четырех- и пятиступенчатые.
Конкуренцию моделям Renault составлял седан Simca 1000. Заднемоторный заднеприводный автомобиль производился во Франции с 1961 по 1978 год.
Он отличался просторным для своего класса салоном и обширной линейкой двигателей. Шесть бензиновых агрегатов объемом от 777 кубических сантиметров до 1,3 литра. Трансмиссия – четырехступенчатая механика.
И, конечно, известный в нашей стране пример советского заднемоторного седана – ЗАЗ-968. Да, его тип кузова относится к редкому классу двухдверных седанов.
«Ушастый» или «Чебурашка», как он был прозван в народе за воздуховоды в задней части, пришел на замену модели ЗАЗ-966 и производился с 1971 по 1979 годы. Экспортировался под брендом Yalta.
Оснащался 1,2-литровым 40-сильным бензиновым двигателем V4. До 100 километров в час разгонялся за 32 секунды. А максимальная скорость составляла 118 километров в час.
Заднемоторная компоновка
Заднемоторная компоновка встречается на современных автомобилях достаточно редко, являясь прерогативой автобусов и некоторых спорткаров. Не следует путать ее со среднемоторной компоновкой: там мотор находится перед задней осью, за передними сиденьями, а тут – строго за задней осью, на месте багажного отделения.
Как правило, все основные агрегаты на машинах такого типа сведены в единый блок: и двигатель, и коробка передач, и дифференциал. Мотор может располагаться как продольно, так и поперечно – все зависит от того, что это за машина. Производители спорткаров отдают предпочтение первому варианту, а производители автобусов – второму. Самые яркие примеры легковушек с моторами сзади: Porsche 911 и знаменитый автомобиль из фильма «Назад в будущее» DeLorean DMC12.
Есть и третий вариант расположения силового агрегата – когда он базируется над задней осью. Пример из прошлого – Tatra T700, и из настоящего – Smart Fortwo.
Зачем вообще располагать двигатель в задней части автомобиля, а не, как принято, спереди? Ответ прост: центр тяжести смещается назад, соответственно, на вторую ось машины приходится 60-65% от ее общей массы. Благодаря этому, задние колеса лучше «цепляются» за дорогу, и при разгоне такой автомобиль оказывается быстрее машин со стандартной компоновкой.
Именно по этой причине заднемоторная компоновка лучше всего подходит спортивным автомобилям и микролитражкам с двигателями малого объема. В первом случае при тех же мощностных характеристиках улучшается динамика, а во втором – можно сэкономить на самом моторе, сделав его откровенно слабым: располагаясь, он будет «толкать» машину лучше, чем если бы стоял под капотом спереди.
История заднемоторных машин (если сравнивать со стандартной переднемоторной компоновкой) началась сравнительно недавно. Одним из «пионеров» была чешская Tatra T77, официально представленная в 1934 году на автошоу в Праге. Машина для своего времени была совершенно уникальной: мало того, что двигатель и коробка передач располагались сзади, так еще этот автомобиль стал первым в истории с обтекаемым кузовом (среди серийных машин). Коэффициент аэродинамического сопротивления составлял, по разным оценкам, от 0,212 до 0,36, что является отличным показателем даже по сегодняшним меркам.
Но Татра, хоть и была первой, всенародной любви не снискала. В отличие от Volkswagen Käfer, проще говоря, легендарного «Жука», который стал самым массовым заднемоторным автомобилем в мире. Именно этот Фольксваген, детище Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера, стал законодателем моды для малолитражных, малогабаритных и бюджетных («народных») автомобилей. Следом за ним на конвейер встали такие же «малыши» с заднемоторной компоновкой: в Чехословакии – Skoda 1000MB, в Германии – BMW 700, в Италии – Fiat 500.
Это «модное веяние» затронуло и американский автопром. В послевоенную эпоху там, в противовес Европе, выпускали огромные машины с такими же огромными двигателями. Но были и исключения. Так, с 1960 по 1969 года там выпускался Chevrolet Corvair, по европейским меркам – большой, по американским – невыносимо маленький. Двигатель у этой модели тоже располагался сзади. Да и создан этот автомобиль был в качестве ответа Жуку.
Несмотря на относительно неплохие продажи и тот факт, что машина продержалась на конвейере почти 10 лет, она стала символом коммерческого провала. В первую очередь, «благодаря» скандальной книге Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости». В главе, посвященной Корвейру, автор утверждал, что этот автомобиль мог опрокинуться при прохождении поворотов на больших скоростях, а также стать неуправляемым в любой момент.
Заднемоторная компоновка в СССР
Конечно, нельзя обойти вниманием и советские «вариации на тему». Это оба поколения «Запорожцев», в экспортных вариантах называвшихся Yalta и Eliette, начиная со знаменитого «Горбатого» (ЗАЗ-965) и заканчивая «Ушастым» (ЗАЗ-968). Что характерно, 965-й на момент его запуска в серию можно было купить за 20 стандартных советских зарплат, а 968-й выпускался вплоть до 1994 года, став настоящим долгожителем. Это и неудивительно, так как машина была не только очень дешевой, но и могла – за счет практически гладкого днища и конструктивной близости к вездеходам марки ЛуАЗ – похвастать приличной проходимостью. Ну а самым известным недостатком обоих «Запорожцев» был перегрев двигателя, работавшего на воздушном охлаждении.
После развала СССР, «Запорожцы» стали не только предметом коллекционирования и тюнинга, но и появлялись в популярных компьютерных играх (например, “S.T.A.L.K.E.R.” или “Half-Life 2”), в кино и телесериалах. Помимо этого, неоднократно выпускались масштабные модели как 965-го, так и 968-го.
Автомобили без будущего
Эпоха «народных» автомобилей с мотором, расположенным сзади, закончилась в конце семидесятых годов прошлого века. На смену им пришли переднеприводные хэтчбэки – более вместительные, надежные и практичные. Заднемоторная компоновка остается уделом крохотной части спортивных автомобилей (Porsche) и городских супермини (Smart Fortwo, Tata Nano), а также автобусов: за счет того, что двигатель находится сзади, увеличивается пассажирский отсек, кроме того, это позволяет сделать машины низкопольными. Поэтому, когда с конвейера сойдет последний Porsche 911 или Smart ForTwo, главу о легковых машинах с заднемоторной компоновкой можно будет считать закрытой.
Кто как перевозит лодку и мотор в седане? (Просматривает: 1)
goscha
Igor61
Re: кто как перевозит лодку и мотор в седане?
Седаны разные бывают. А людей сколько в машине?
Re: кто как перевозит лодку и мотор в седане?
rully
Re: кто как перевозит лодку и мотор в седане?
maliiv
Guest
Re: кто как перевозит лодку и мотор в седане?
Когда вдвоем, тогда просто. Мотор в задние полики. В одной половине колпак, в другой винт. Ставится в полики винтом вниз. На него фофан, куртку, спас-жилет, чего нибудь такое. Далее, на сидуху и мотор, кладутся пайолы. Сверху на них лодка и стринги. Потом, можно еще всякого барахла до крыши наложить. В итоге лодка и мотор уже погружены, а багажник пустой. Клади, рассовывай другое барахло. Это самый лучший способ, из всех перепробованных.
goscha
Re: кто как перевозит лодку и мотор в седане?
Электропривод двери багажника — устройство, принцип работы и установка
Принцип работы и устройство электропривода двери багажника. Рассмотрим разновидности, возможно ли установить самостоятельно, цена набора для самостоятельной установки и видео.
Современные технологии в автомобильном мире развиваются огромными темпами. Датчики, камеры, системы безопасности с интеллектом и всевозможные ассистенты водителя. Этими вещами уже тяжело удивить покупателя, так как многие системы становятся стандартными для автомобилей. Одним из таких примеров можно считать электропривод крышки багажника. Название одно, а вот принципов реализации много, от элементарного нажатия на кнопку в салоне автомобиля, до бесконтактного или дистанционного открытия через специальное приложение.
Как правило, система электропривода крышки багажника устанавливается на топовые комплектации автомобилей или же опционально. Все же, помимо заводской установки, данный механизм можно установить самостоятельно даже на автомобили, где их никогда не было и не будет. Основой задачей данного механизма считается повышение комфорта, открывая дверь багажника и придерживаясь запрограммированных правил блоке управления.
Что такое электропривод крышки багажника
Электропривод крышки багажника — комплекс механизмов, которые могут открыть или закрыть крышку багажника без физического участия человека. В зависимости от устройства, производителя и пожеланий покупателя, электропривод может быть простым или же более сложным.
К простым вариантам относят комплекты, где активация происходит с кнопки в салоне или на крышке багажника. Более сложные системы электропривода крышки багажника управляются дистанционно через мобильное приложение или же бесконтактно с помощью датчиков. Соответственно, в зависимости от типа электропривода, строение будет немного отличаться, хотя общий вид и предназначение большой разница не покажут.
Основой задачей электропривода крышки багажника можно считать повышение комфорта для водителя и пассажиров. Водителю не нужно каждый раз выходить с салона, чтоб открыть или закрыть багажник, как это было раньше. Для пассажиров удобство в отсутствии необходимости физически открыть крышку багажника, а значит запачкаться или ложить покупки на дорожное покрытие. Для автомобиля это безопасность, ведь можно установить угол открывания крышки, тем самым обезопасив от удара в гараже или предотвратить защемление багажа в момент закрытия.
Устройство электропривода крышки багажника
Как уже говорили, в зависимости от вида электропривода, механизма так же будет отличаться. Для примера, рассмотрим самый простой и самый сложный комплект, а так же их основные отличия. Ведь именно из-за отличий и комплектации будет отличаться цена механизма.
Самым простым считается электропривод крышки багажника, который открывается и закрывается только с кнопки в салоне автомобиля. В комплект такой системы входит блок управления, кнопка, доводчики крышки багажника и непосредственно два подвижных штока. Если говорить о топовый вариантах электропривода, то помимо базового набора (самого простого механизма), производитель добавил датчики под задним бампером. Возможность открытия с кнопки пульта управления, а так же доработал программное обеспечение блока управления для доступа со смартфона.
Если с кнопкой и блоком управления понятно, то, как устроен сам механизм электропривода крышки багажника, который, по сути, выполняет физические действия. Внешне подвижной шток или как его иногда маркируют производители – телескопическая штанга, на первый взгляд особо нечем не отличается от газового, который может так же устанавливаться заводом, если конечно не сравнивать толщину самого штока. Внутри намного больше отличий.
Для симметричности и надежности принято устанавливать на дверь багажника две телескопические штанги. С одной стороны красиво, но главное надежно, так как петли двери не перекосятся и не порвутся от неравномерной нагрузки. Сам шток (телескопическая штанга) состоит из:
Именно этот механизм телескопической штанги считается основным или центральным во всей схеме. По размерам детали могут отличаться в зависимости от бренда, марки и модели автомобиля, но, основной принцип срабатывания неизменный, и в большей части одинаковый для всех автомобилей.
Принцип работы электропривода двери багажника
Разобравшись с устройством системы, с чего состоит электропривод двери багажника и как все выглядит, рассмотрим принцип работы. Как и устройство системы, принцип срабатывания электропривода двери багажника отличается. Все зависит от модификации, будь-то базовый вариант или же максимальный с кучей датчиков.
Самый простой вариант, где открытие и закрытие происходит с помощью кнопки, весьма прост, в плане принципа работы. В салоне возле водителя расположена кнопка активации механизма. Нажав кнопку, сигнал подается на блок управления и тот в свою очередь отправляет команду на срабатывания электродвигателя в телескопической штанге.
Как правило, никаких датчиков или ограничителей в таком комплекте электропривода крышки багажника попросту нет. Если набор штатный с завода, на крышке багажника устанавливается дубликат кнопки из салона, тем самым упрощая закрытие багажника. В ином случае закрыть можно снова нажав на кнопку в салоне автомобиля.
Другое дело, если механизм средней сложности с бесконтактным открытием. Таким набором могут удивить современные кроссоверы в топовых комплектациях. Чтоб открыть багажник, достаточно подойти к автомобилю сзади и поводить (покачать) ногой со стороны в сторону под задним бампером. Именно там чаще всего устанавливают датчики для активации механизма.
В таком случае, открыть багажник можно с кнопки в салоне, бесконтактным методом (за счет датчиков под задним бампером) или с помощью кнопки на брелке с ключами. Любой из перечисленных способов передает сигнал на блок управления. Основным отличием будет наличие разных датчиков и доводчиков. Владелец автомобиля может запрограммировать угол открытия крышки. Например, чтоб не зацепить потолок или ворота в гараже, или же не тянутся к кнопке для закрытия багажника.
Самым сложным считается механизм электропривода двери багажника с управлением посредством смартфона или удаленного доступа через Интернет. В таком случае автомобиль должен быть подключен к сети Интернет через мобильную связь или находится в радиусе действия собственной сети (по принципу Wi-Fi точки доступа).
Помимо срабатывания электропривода багажника от кнопки в салоне, с дисплея мультимедийки или бесконтактным путем, за счет датчиков под задним бампером, управлять можно с помощью смартфона, в том числе открывать замки в автомобиле. Как правило, такой механизм работает в паре с другими системами интеллектуального доступа.
Независимо от выбранного варианта и комплекта электропривода, механизм срабатывания на открытие и закрытие будет одинаковым или близок для всех моделей автомобилей. Получив сигнал, блок управления подает питание на электродвигатель в телескопической штанге. Электродвигатель вращаясь в заданном направлении начинает вращать ходовой винт. Винт в свою очередь вращает гайку, тем самым перемещая наружную трубу вперед или назад. Чтоб облегчить перемещение наружной трубы и уменьшить нагрузку на электродвигатель используется пружина.
За счет датчиков и заранее прошитых настроек, система понимает насколько нужно выдвинуть трубу, чтоб получить той или иной наклон крышки багажника. Что касается момента закрытия (запирания багажника на замок), то здесь однозначно нужен доводчик. Именно он обеспечивает плавный щелчок и долгосрочную работу механизма запирания.
Плюсы и минусы электропривода багажника
Кто бы, что не говорил, но плюсом у механизма электропривода двери багажника намного больше, нежели минусов. Во-первых, не нужно искать ручку или кнопку для открытия багажника, искать место, где положить багаж, чтоб не испачкать его и т.д. Во-вторых, намного проще открыть и закрыть багажник, а в случае защемление груза, система автоматически подаст знак и обратно откроет багажник.
С минусов электропривода багажника наверное основным считают скорость срабатывания. Кто-то может сказать, что медленно открывается или закрывается, другие же что это лишняя трата денег. Но самым частым минусом будут грязные датчики бесконтактного открытия. Если за ними вовремя не смотреть, то система начнет давать сбои и вовсе не откроет дверь багажника.
Видео-обзор электропривода крышки багажника Hyundai Creta: