Авто с русскими номерами
«Сосед ездит на автомобиле с российскими «номерами» – тоже так хочу». Что за это грозит
Машины на российских «номерах» часто встречаются на белорусских дорогах. Но не всегда ими управляют жители соседней страны. За рулем могут быть белорусы, которые либо поленились сменить, либо намеренно не захотели терять российский учет. Например, чтобы избежать «писем счастья». Наш читатель позавидовал таким автовладельцам. Посмотрим, есть ли чему завидовать.
«Три года так ездит, и ему за это ничего»
Дмитрий: «Недавно задумался о покупке машины. Присмотрел себе подходящий вариант в России, там в среднем по рынку дешевле получается, чем у нас. На покупку именно в РФ меня сагитировал сосед по дому. Он еще три года назад пригнал себе авто из Москвы, на российских «номерах» (не транзитных).
Я его спрашиваю, а как с ГАИ, вопросов не возникает? Так он говорит, что три года уже так ездит и ему за это ничего. Я тоже так хочу. Что тут такого? Если и остановит инспектор, то штраф оплачу и дальше поеду. У нас в Витебской области таких «тачек» на российских «номерах» предостаточно. А какие вообще негативные последствия могут быть, если я на российской регистрации кататься буду по Беларуси? Ну, кроме штрафов, например».
Как должно быть по закону?
Начнем с азов для каждого водителя, а именно с ПДД. В соответствии с пунктом 194.5 (Глава 26) запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, не зарегистрированного в порядке, установленном Советом министров Беларуси. А раз мы говорим про автомобили из России, то регистрация такой машины возможна только после снятия ее с учета в Российской Федерации.
А если «забить»?
Водителя, который приобрел автомобиль в России и ездит на тамошних «транзитах» в Беларуси, спустя 10 дней ждет ответственность по части 5 статьи 18.12 КоАП Беларуси.
Статья 18.12. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства
Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
Если же «номера» обычные российские (не транзитные), то не забываем, что собственником такого авто остается россиянин. А это значит, что при наличии у этого собственника – гражданина России – долгов перед банком либо по уплате штрафов и прочих скелетов в шкафу машину могут арестовать и по решению суда изъять.
Автомобиль будут искать, и наличие сведений в базе разыскиваемого транспорта ничего хорошего не сулит. Если выяснится, что авто находится в Беларуси, то, в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, решение об аресте или об изъятии имущества подлежит исполнению на территории нашей страны. Так что можно потерять и сам автомобиль, и уплаченные за него деньги
Владельцы автомобилей с российскими «номерами» экономят на прохождении техосмотра и уплате пошлины за участие в дорожном движении в РБ. Но обязаны страховать гражданскую ответственность – покупать «зеленую карту».
В ситуации продажи автомобиля без переоформления берет на себя риски и продавец-россиянин. Фактическому собственнику российского автомобиля необходимо знать, что в случае въеда в Беларусь на другой машине и остановки белорусской ГАИ, ему предъявят штрафы за превышения скорости, зафиксированные камерами фотофиксации, если нынешний владелец совершал такие нарушения. «Мобильный инспектор» работает исправно. И даже без таких встреч ответственность собственника источника повышенной опасности за причиненный вред никто не отменял, причем работает этот законодательный принцип как у нас, так и в России.
Наш вердикт
Подытожим: такая схема приобретения автомобиля годится лишь в случае абсолютной взаимной уверенности продавца и покупателя в законопослушности и честности друг друга. Помните о возможных последствиях для обеих сторон, которые мы указали выше, и если есть хоть малейшие сомнения, выбор однозначно стоит делать в сторону легального ввоза авто в Беларусь.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
Авто с русскими номерами
Перепуганные владельцы автомобилей с российскими номерами устраивают акции по всей стране. Последние дни к таким машинам полиция проявляет особое внимание. Выяснилось, что у многих автовладельцев нет на транспорт, пригнанный из соседней страны, никаких документов. Люди думали, будут колесить по Казахстану без постановки на учет. Но не тут-то было. Почему за авто с триколором взялись именно сейчас и что теперь с ними будет?
Автор: Ирина Морозова, Ардак Сагидолла, Альбина Онербаева
Машины с российскими номерами в РК должны быть поставлены на учет
«Цены будут скакать»: в регионах вновь подорожал автогаз
Накаленной обстановку на дорогах Уральска назвать ну никак нельзя. Сами полицейские замечают: сегодня автомобильный трафик в городе очень низкий и совсем не характерный для понедельника. Не исключаю, что причина в рейдах полиции, которая теперь особенно внимательна к автомобилям с российскими номерными знаками. Многие просто не выехали, боясь, что их машины окажутся на штрафстоянке.
Пугать друг друга владельцы автомобилей с российскими номерами начали накануне. Спровоцировал волну некий документ якобы из нашего МВД. Он появился в Сети. В бумаге указано, что, согласно данным российской ГИБДД, в Казахстане сейчас находятся 210 тысяч машин с триколором на номерах. При этом более 80 тысяч из них с учета в Российской Федерации давно снято. За подтверждением далеко ходить не надо. При нас полиция останавливает несколько авто и тут же находит нарушителя. На транспорт нет ни одного документа.
– Машина оренбургская, недавно привезли оттуда сюда. Ну, где-то 7-8 дней. Ну, и все оттуда привезли.
– А кто пригнал? Вы сами? Или у кого-то купили?
– Ну, там просто знакомый живет – в Оренбурге. Страховка у него там.
Ситуация, что называется, аховая. Таких водителей сложно привлечь к ответственности за нарушения на дорогах или ДТП. А в приграничных регионах, таких как Западно-Казахстанская область, вопрос стоит особенно остро. Потому что с российскими номерами здесь едва ли не каждая третья машина. Россияне, продавая такие автомобили по доверенности, через какое-то время просто снимают их с учета, чтобы не платить налоги.
Саяхат Тастлеуов, командир взвода батальона патрульной полиции УП г. Уральска:
– Так как наша область является приграничной областью с Российской Федерацией, множество машин, ввезенных на территорию Казахстана, находятся на территории Западно-Казахстанской области. Поэтому особое внимание уделяем передвижению данных транспортных средств, чтобы они официально стояли на учете.
А исправить ситуацию практически невозможно. Во-первых, поставить на первичный учет в Казахстане такие автомобили – это дорого. Утилизационный сбор многим не по карману. Во-вторых, многие авто настолько старые, что не подходят под экостандарт «Евро-4», а ставить на учет машины классом ниже нельзя. Поэтому штрафстоянки постепенно заполняются машинами-призраками. Единственное, что остается казахстанским водителям – это писать обращения министру внутренних дел. В Уральске петицию подписали уже порядка 500 человек.
Сейчас водители по всей стране ждут от МВД каких-то ответных действий. Они просят либо дать им время на вывоз автомобилей в Россию, либо разрешить постановку хотя бы на временный учет по примеру прошлого года, когда автомобилям с армянской регистрацией стали выдавать желтые казахстанские номера. Иначе тысячи авто можно будет пустить только на разбор. Столичные автовладельцы машин с российскими номерами сегодня тоже искали ответы на эти вопросы.
Столичные водители сегодня полдня шумели в спецЦОНе. Их авто тоже повисли в воздухе, как и уральские. Около сотни владельцев машин, пригнанных из России, теперь боятся или уже не могут на них ездить. Объединяет их одно: все они были уверены, что смогут колесить по стране без постановки на учет.
Нуржан Есеркепов успел покататься на своей «Ауди» всего 20 дней. На руках – никаких документов. Прежний владелец из Шымкента передал ему только техпаспорт российского владельца.
– В три часа ночи меня остановили, сказали, что автомобиль не состоит на учете, и отправили на штрафстоянку. Говорят, чтобы я привез гендоверенность от хозяина из России.
Гендоверенность или договор купли-продажи нужен, чтобы подтвердить факт сделки и поставить авто на учет. Естественно, получить эти документы теперь невозможно. Ведь изначально регистрироваться в Казахстане никто не собирался. Владельцы планировали выезжать, а потом на въезде снова временно оформляться. Это было бы законно, если бы авто состояли на учете в России. В противном случае машина-призрак оказывается вне закона.
– Если брать утильсбор, государственные, таможенные, она выходит больше стоимости моей машины. Я взял ее за три пятьсот. А вот это все то, что я перечислил, она выходит около 4,5-5 миллионов. Это очень дорого, мы не можем себе позволить это. Мы взяли машины не по своей прихоти: «Я хочу россучет», а потому, что мы себе не можем позволить взять машину с казахстанским учетом.
В итоге владельцы потребовали снизить величину утилизационного сбора и довести его размер максимум до 20% от стоимости машины. Но проблема не только в деньгах. На свое имя из документов у многих только страховой полис и техосмотр. А это не повод считать казахстанца правообладателем машины с российскими номерами.
Бахытжан Майлыбаев, первый заместитель начальника департамента полиции г. Нур-Султана:
– Мы сейчас ездим. На каком основании у нас хотят машины забрать?
– Да никто не хочет у вас машины забрать. Документы если в соответствии, кто у вас будет забирать? Нам тоже не нужно права человека нарушать, правильно?
– Какие документы нужны? Вот сейчас ответьте!
– На право вождения: свидетельство регистрации транспортного средства, доверенность с Российской Федерации, страховку, водительское удостоверение.
Теперь столичным водителям, чьи машины сняты с российского учета, предлагают отправиться в соседнюю страну и заключить договор купли-продажи с прежним владельцем из России. Необходимо запросить и справку о снятии с учета. Но и здесь может выявиться не совсем приятная деталь. Машина в момент оформления может числиться в угоне. Другим, у кого нет никаких шансов восстановить документы, дорога на рынок авторазбора.
Алматинские водители в этой ситуации могут радоваться одному: их авто хотя бы не забирают на штрафстоянку.
В Алматы владельцы авто сегодня тоже собрались возле спецЦОНа. И тоже жаловались на то, что перерегистрировать машины практически невозможно. Это им не по карману. Вся процедура стоит около миллиона. Потратиться придется еще и на переоборудование: оно обойдется еще минимум в 1,5 миллиона.
Владельцы машин не знают, как быть. Тем более россияне, у которых они покупали авто, начали снимать транспорт с учета. То есть теперь все купившие их казахстанцы, по сути, вообще повисли в воздухе.
– Сейчас начали машины на штрафстоянки забирать. Потому что дешевле. На казахстанском учете очень дорогие машины. У нас за пошлину берут миллион. Плюс руль надо перекинуть справа налево, это еще 1,5 миллиона. Российские хозяева – они стали убирать с учета, и машины получаются «воздушными».
Автовладельцы говорят, ехали в соседнюю страну за машинами, чтобы сэкономить. Отечественные авто стоили намного дороже. При покупке оформляли доверенность. Собственно, это единственная бумага, которая есть у них на руках.
Алматинские автовладельцы солидарны с собратьями по несчастью из других городов и регионов: просят снизить цены на перерегистрацию машин. Сейчас к автомобилям с российскими номерами повышенный интерес: их останавливают на блокпостах и тщательно проверяют. Но при этом надо отметить, что в Алматы машины с российскими номерами на штрафстоянку пока не забирали.
Авто на российском учёте: каким можно, а каким нельзя ездить в Казахстане
По расчётам полицейских, эксплуатировать на наших дорогах разрешено 120 тысяч машин.
По данным МВД РК, сегодня в Казахстане находится более 200 тысяч авто с российскими номерами. Из них не менее 80 тысяч машин заочно сняты с учёта в России, как их принято называть среди продавцов, «сняты на воздух». Как опознать такие машины их владельцам, кому светит штрафстоянка, а кому — нет?
Каким автомобилям с номерами РФ ездить в Казахстане разрешено
Свободно передвигаться по казахстанским дорогам автомобили с российскими госномерами могут только те, кто имеет:
Проверить учёт в России можно в специальном разделе сайта госавтоинспекции — для этого необходимо ввести номер свидетельства транспортного средства (СТС) или
Подтвердить, что владение автомобилем на российском учёте является легальным, могут документы:
Каким автомобилям с номерами РФ ездить в Казахстане запрещено:
О том, как проверить машину «на чистоту», мы подробно рассказывали в отдельной статье.
Что делать, если оказалось, что автомобиль из России снят с учёта?
Машины, снятые с учёта, необходимо зарегистрировать в Казахстане. Но для этого они должны быть «проходными»:
Растаможивать автомобили из РФ не нужно, но для постановки на учёт в Казахстане придётся уплатить утильсбор и сбор за первичную регистрацию.
«Непроходные» авто останется только вывезти из Казахстана, что будет непросто и недёшево с учётом запрета на эксплуатацию, или продать по запчастям.
По автомобилям, имеющим ограничения в РФ, полиция Казахстана будет разбираться по каждому случаю отдельно.
Кстати, накануне начальник УГАИ КАП МВД РК Юрий Козлов напомнил владельцам автомобилей с что даже те, у которых с регистрацией и документами всё в порядке, могут передвигаться по нашим дорогам только до одного года. По истечении этого срока машину необходимо вывезти не менее чем на месяц, после чего можно продолжить эксплуатацию в Казахстане.
Напомним, в Казахстане с начала ноября стартовали проверки автомобилей с российским учётом: машины, не имеющие действующую регистрацию, выявляют и отправляют сегодня на штрафстоянки.
Возможна ли амнистия для владельцев авто с российскими номерами? Мнение эксперта
88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне.
По какой причине казахстанцы массово покупали авто на российских номерах? Почему только сейчас стало известно об этих 88 тысячах автомобилей? И как можно разрешить проблему, возможна ли некая «амнистия» для автовладельцев? Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.
Почему казахстанцы стали покупать автомобили с российскими номерами? В чем их преимущество?
На самом деле какого-то особого преимущества у российских автомобилей нет. Просто
эти машины были куплены в РФ и завезены в Казахстан по доверенности.
Основная причина в том, что эти машины покупаются дешевле, причем значительно дешевле, учитывая, что покупаются они без снятия с учета в России и без постановки на учет в Казахстане. Те, кто покупает эти машины, они не платят утилизационный сбор, они не платят за первичную регистрацию ТС. Если такая машина здесь стоит 10 миллионов тенге по нашим деньгам, то в РФ они покупают ее, условно, за 5 миллионов и катаются, пока не сталкиваются с теми проблемами, с которыми они столкнулись сейчас.
Самая основная причина этого, что казахстанцы вынуждены искать какие-то лазейки и пытаться купить нормальную машину по нормальной цене.
Я вам приведу реальный пример. По рабочим нуждам мне нужно было купить 3 небольших джипа. В США я их мог взять по 3 тысячи долларов. Для того чтобы эту машину поставить на учет здесь, с меня государство захотело взять 10 тысяч долларов за каждую машину. То есть это первичная регистрация, налог, растаможка и прочее. Это просто бред.
Когда все эти сборы ввели, очень резко сократился ввоз подержанных автомобилей в Казахстан, а наш автопарк стал катастрофически стареть. Потому что ничего не обновляется. И вот подобные ситуации с кыргызскими машинами, с армянскими машинами, с российскими теперь.
Чем объясняло государство дорогую первичную регистрацию и утильсбор?
Утильсбор якобы нужен для того, чтобы все эти машины, которые свой срок эксплуатации отслужили, не валялись на дорогах. Вы где-нибудь видели валяющиеся автомобили? Я тоже не видел. Вот вы завезете автомобиль стоимостью 3 тысячи долларов, а утилизация на ваш автомобиль будет составлять 4 тысячи долларов. Вы должны заплатить 4 тысячи долларов за машину, которую вы привезли из-за рубежа, чтобы кто-то ее когда-нибудь утилизировал. Я вам голову на отсечение даю, что никто и никогда ее утилизировать не будет, потому что, когда пройдет 20-30 лет, ее продадут на запчасти и никакой утилизации она не дождется. А деньги с вас уже взяли.
Почему именно сейчас начали выявлять российские авто?
У нас, к сожалению, в Евразийском союзе, если вы купили авто в России, здесь по официальным базам его нельзя было посмотреть. Если машину угнали в России – вы не видите это в Казахстане, потому что нужно сделать запрос, пока он туда идет, пока они ответят, машина уже трижды может быть перегнана сюда, и уже никто об этом ничего не знает. Сейчас это именно так.
Поэтому теперь пытаются сделать единую базу данных, интегрировать, чтобы мы по базе видели информацию о машине. Вбить номер этой российской машины и увидеть, что она, например, в угоне. А сейчас этого нет.
Россия нам предоставила список из 88 тысяч автомобилей, и Казахстан начал проверять. Одну машину нашли, третью, 25-ю и так нашли кучу всяких разных автомобилей.
Владельцы машин с российскими номерами не купили ее в прямом смысле, оформив договор купли-продажи, сняв с учета, привезя сюда, поставив на учет. Ничего подобного. Они деньги заплатили, но машина передана им по генеральной доверенности.
По гендоверенности машина стоит на учете в России. Вы прекрасно на ней ездите, у вас есть генеральная доверенность на эту машину. Но российский хозяин потом с себя (с учета) машину снимает, потому что ему же еще налоги всякие начисляются. И все, машина снята с учета в России. А вы об этом не знаете абсолютно, что там с ней сделано, снята она с учета, не снята. Либо эта машина может быть угнанной, а вам по левым документам продали. Вы об этом не знаете, катаясь на ней в Казахстане. И сейчас все эти случаи начинают выявляться. Потому что Россия выкатила нам список, и мы теперь хотим порядок навести. Получается, что машина не числится ни в российской ГАИ, ни в казахстанской. Потому что она на российских номерах. А эти номера уже недействительны, все, машина уже снята с учета.
Есть определенный порядок. Машина должна быть зарегистрирована либо там, либо здесь. А так она, получается, из правового поля вообще выпадает.
Сейчас в этом плане пытаются навести порядок. И я за. Но люди, которые купили, погнавшись за дешевизной, страдают. Соответственно, они не платили налог, первичную регистрацию, утильсбор, потому что это российская машина.
Как вы видите сейчас решение проблемы? Ведь тысячи водителей попали в эту ситуацию.
Решение, к сожалению, не понравится тем, кто эти машины покупал. Эти машины надо ставить на учет.
Если она чистая, некриминальная, не в угоне, то да: платить утильсбор, первичную регистрацию, плакать и ставить на учет. Или обратно ее куда-то в Россию сдавать.
То есть обратно везти ее в Россию и продать? Это возможно?
Только если там нет какого-то ограничения: ведь машина в России снята с учета и теперь числится между небом и землей. Можно ли ее пригнать обратно в Россию и там продать? Теоретически, наверное, да. Если она некриминальная и не угнана. Но, наверное, в России, тоже есть определенные сроки, машина не может быть бесконечно без учета. Может быть, в течение месяца она должна была быть поставлена на учет. То есть, если автовладелец эти сроки нарушил, вероятно, придется заплатить какой-то штраф. Я не знаю российское законодательство в этом плане.
А если машина криминальная или угнанная, что будет с ней?
Машину заберут в качестве вещдока, и все. Получается, что да, автовладелец потеряет машину. Но он может предъявить претензии продавцу. Если, конечно, найдет его.
А возможна ли какая-то амнистия для водителей, которые купили авто с российскими номерами, как вы считаете?
Вы знаете, около 10 лет все это длится, и все просят амнистию. Вот, допустим, стоит машина 10 миллионов тенге, а вам предлагают купить ее за 5 миллионов. И вы с радостью ее покупаете, а потом просите амнистию, ну как так? Государство не обязано отвечать за ваши коммерческие сделки, за то, что вы покупаете.
Вы покупаете фактически ворованную машину, катаетесь на ней, а потом, когда все выясняется, говорите: ой, давайте мне амнистию сделайте, я же не знал.
Согласитесь, это как-то неправильно. Владельцы, покупая такую машину, используя лазейку, заплатив в 2 раза меньше, наверное, они отдают себе отчет, что в этом есть определенные риски.
Ведь есть добросовестные покупатели, которые купили российскую машину, все сборы заплатили, честно и добросовестно. Они тоже отрывали от себя эти деньги – первичную регистрацию, утильсбор, налог, и им никто ведь эти деньги не вернет. Давайте тогда всем сделаем амнистию.
У меня позиция в этом плане такая: человек, покупая что-то за рубежом, вступает во внешнеэкономическую торговлю, он должен думать о своих рисках. И это ответственность не государства, это ответственность покупателя.
Подготовила Айнаш Ондирис.
Учёт на «воздух»: автомобили на российских номерах отправляют на штрафстоянки
Более трети всех машин с российской регистрацией на дорогах Казахстана сняты с учёта в РФ. По всей стране началась проверка автомобилей на русучёте.
МВД РК сверили базу застрахованных в Казахстане автомобилей с номерами РФ со своими российскими коллегами. Как оказалось, у нас в стране из 210 тысяч автомобилей 88 тысяч уже не значатся на регистрационном учёте в Российской Федерации.
Приказ с требованиями к подчинённым в кратчайшие сроки разобраться с проблемой появился в соцсетях
В большинстве своём это автомобили, проданные собственниками в России по доверенности. Машины спустя время были сняты с учёта — желающих платить налоги за уже проданное имущество нет. А так как они уже успели покинуть границы РФ, спокойно продолжают колесить со старыми номерами и документами. В России такую машину остановили бы на первом же посту и арестовали.
Немало машин на российских номерах вообще никогда не были в России, а привезены в Казахстан как запчасти или целиком из третьих стран.
Основная часть машин без регистрации осела в Туркестанской области а также в приграничных с РФ регионах — больше всего таких в Актюбинской, Атырауской и Костанайской областях. В списке с утраченной или несуществующей регистрацией преимущественно старые «жигули», «самары», «нексии», праворульные «эстимы» и «альфарды», но и есть и дорогие автомобили, такие как 2020 года выпуска, Bentley Bentayga и даже Aston Martin Rapide.
В страховой базе, доступной полицейским, есть и откровенный криминал. Так, например, Toyota Crown Majesta 2004 года только у нас в стране несколько раз поменяла причём страховали автомобиль одни и те же люди и с тем же номером кузова! Застраховать любой автомобиль у нас в стране проще простого — достаточно иметь лишь копию техпаспорта (СРТС) и удостоверение личности.
Нашлись и предприимчивые люди, которые ввозили в страну машины десятками. На одну только женщину в Карагандинской области приходится 84 единицы снятой с учёта в РФ техники!
За что штрафуют?
За нарушение ч. 2 ст. 66 закона «О дорожном движении», которая обязывает собственников зарегистрировать транспортные средства в течение 10 рабочих дней, автомобили без регистрации уже увозят на штрафстоянки. В отношении водителей составляют протокол и штрафуют на 10 МРП (29 170 тенге) по ч. 2 ст. 590 КоАП РК (управление транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков (знака) или после запрещения его эксплуатации, или не зарегистрированным в установленном порядке).
Как вернуть арестованный автомобиль?
19:35, дополнено: Забрать автомобиль можно лишь после оплаты штрафа и предоставления договора купли-продажи, генеральной доверенности и при отсутствии арестов и других ограничений. Автомобили будут возвращать с разъяснением необходимости регистрации, либо его вывоза за пределы страны.
Стоит напомнить, управление машинами с российскими номерами возможно лишь с действующей регистрацией в РФ, к тому же необходима доверенность от гражданина России, техосмотр, страховой полис. Кроме того, согласно закону о «Дорожном движении», автомобиль, зарегистрированный иностранным собственником, является участником международного движения, если ездит в стране не более года (необходимо ежегодно вывозить авто из РК на 30 суток).