Авто скорьены вторая мировая десант
Миролюбивая оккупация и её итоги: неизвестные французские автомобили во времена Второй мировой
С началом Второй мировой беспечность и недальновидность военного командования привели Францию на грань катастрофы: 14 июня 1940 года германские войска, разгромив франко-британские силы, вступили в Париж. Вся созданная ранее армейская автотехника оказалась в распоряжении оккупационных властей, которые самые ценные образцы переправляли в распоряжение Вермахта.
До войны армейский автопарк Франции представлял собой разношёрстную смесь современных и устаревших машин. Осенью 1939-го Генштаб представил двухлетнюю программу перевооружения национальной армии, но было поздно. До июня 40-го удалось выпустить вчетверо меньше армейской автотехники, чем планировалось, а с оккупацией северного индустриального региона все автомобильные предприятия перешли в подчинение нацистской Германии.
Случайные войсковые легковушки
До оккупации во французской армии состояли самые обычные и практически никак не подготовленные к военной службе разрозненные легковые автомобили для перевозки офицерского состава, штабной службы и радиосвязи.
С середины 30-х фирма Citroёn поставляла военным свои лучшие и хорошо известные переднеприводные легковушки 7CV и 11CV с 1,9-литровым бензиновым мотором. Во время оккупации на своих кузовах они носили символы Движения сопротивления.
Легковая машина Citroёn 11BL Движения сопротивления с лотарингским крестом на задней двери
В программе Peugeot роль разъездных машин выполняли малолитражки модели 202, а для высокого командного состава было приобретено 100 аэродинамичных седанов 402В с 63-сильным мотором и передней независимой подвеской.
Малолитражный 30-сильный автомобиль Peugeot 202 Французских внутренних сил сопротивления (FFI)
Автомобиль высшего офицерского звена Peugeot 402B с люком на крыше и армейским номерным знаком. 1939 год
На конец 30-х в вооруженных силах Франции официально состояли 2,3 тысячи разношёрстных легковушек, к которым во времена капитуляции добавились многочисленные реквизированные автомобили.
Генеральский 82-сильный лимузин Panhard-Levassor 140 Dynamic, развивавший скорость 135 км/ч. 1939 год
Военизированные грузовики, выпущенные до июня 1940 года
До горького поражения под Дюнкерком французские военизированные грузовики представляли собой коммерческие автомобили, достигавшие достаточно высокого технического и эстетического уровня. В рамках государственной программы перевооружения, просуществовавшей лишь полтора года, приспособленность новой автотехники к военной службе ограничивалась установкой редких армейских надстроек, кузовов со съёмными скамьями и инструментальными ящиками. И никакого вооружения, только эффектная маскировочная роспись.
Peugeot DK-5J (1939-1941 гг.)
В сентябре 1939-го на базе седана Peugeot 402B был создан войсковой 1,2-тонный пикап DK-5J с двухместной кабиной и бортовым кузовом, 45-сильным мотором, трёхступенчатой трансмиссией, главной червячной передачей и задними колёсами с двускатной ошиновкой. До июня 1941 года планировалось изготовить 14,5 тысячи машин.
Лёгкий военизированный грузовой пикап Peugeot DK-5J, собранный в количестве шести тысяч экземпляров
Citroёn T23/T45 (1939-1940 гг.)
В преддверии оккупации фирма «Ситроен» приступила к выпуску 1,5-тонного армейского грузовика Т23 с форсированным до 48 сил мотором, унифицированного с коммерческой версией 23U. Его отличиями были четырёхступенчатая коробка передач, традиционные ящики под кузовом и запасная ёмкость на 50 литров бензина. До мая 1940 года было собрано 14,3 тысячи таких машин.
Грузовик Citroёn Т23 раннего выпуска с округлыми крыльями и продольными носилками в кузове. 1939 год
Восстановленный армейский автомобиль Citroёn Т23 позднего выпуска с плоскими передними крыльями
Основными армейскими грузовиками марки Citroёn были 3,5-тонные машины Т45 с шестицилиндровым верхнеклапанным мотором объёмом 4,6 литра и мощностью 73 л.с., деревянными бортовыми кузовами с тентом, боковыми ящиками для инструментария, различными надстройками и местом для зенитного вооружения.
Самый распространенный средний грузовик Citroёn T45 с характерной маскировочной раскраской. 1939 год
Автомобиль Citroёn 45UD с 76-сильным дизелем рабочим объёмом в размере бензинового варианта
Delahaye 103 (1938-1940 гг.)
Одним из обширной автомобильной программы фирмы «Делайе» был 3,5-тонный многоцелевой 60-сильный грузовик-долгожитель «Делайе-103». Его особенностями являлись фрикционные амортизаторы в передней подвеске и гидропривод барабанных колёсных тормозов. До мая 1940-го для армии построили 724 автомобиля.
Автомобиль Delahaye 103 со сварной рамой и пониженным бортовым кузовом на 16 солдат
Matford F917WS (1939-1940 гг.)
В 1939-м по лицензии американского концерна Ford Motors фирма «Матфорд» собирала пятитонный армейский грузовик F917WS с 72-сильным двигателем V8. До капитуляции Франции на своём новом заводе ей удалось собрать тысячу машин, но 30 июня 1940 года немецкая администрация расформировала «Матфорд», передав всё оборудование официальному французскому филиалу «Форд», наладившему тесные связи с германским отделением.
Бескапотный армейский грузовик Matford F917WS с лицензионным 3,6-литровым бензиновым мотором
Топливозаправщик на шасси Matford F917WS с цистерной вместимостью пять тысяч литров
Renault ADR/AGK (1933-1940 гг.)
В 30-е одна из старейших в мире компания «Рено» разрабатывала целые семейства коммерческих грузовиков, которые предлагала вооруженным силам своей страны. В первую гамму входили военизированные капотные автомобили общего назначения с полезной нагрузкой 1,5-5,0 тонн.
Типовой 3,5-тонный капотный грузовик Renault ADR, построенный для армии в количестве 335 единиц. 1936 год
В 1937-м вторую гамму составили в основном бескапотные машины грузоподъёмностью 2,5-5,0 тонн и их специальные исполнения, оснащённые бензиновыми и дизельными двигателями в 60-80 сил, высокобортными кузовами с тентами, ящиками для инструментов и специальными сигнальными устройствами.
Армейский 80-сильный грузовик Renault AGK, построенный в количестве 1435 экземпляров. 1937-1940 гг.
Автоцистерна ёмкостью 5000 литров на шасси Renault AGK с удлиненной кабиной. 1938-1940 гг.
Rochet-Schneider 420VLES (1936-1941 гг.)
Единственной военной продукцией фирмы «Рошэ-Шнайдер» была 70-сильная пятитонка 420VLES с удлинённой колёсной базой, позволявшей монтировать кузова длиной до 7,2 метров, цистерны, войсковые мастерские и пушки калибром до 155 мм с комплектом амуниции. До 1940-го она получила заказы почти на сто машин, но выполнить их не успела.
Длиннобазный автомобиль Rochet-Schneider 420VLES для перевозки возимой артиллерии крупных калибров. 1936 год
Panhard-Levassor K113 (1939-1940 гг.)
В конце 30-х легендарная фирма «Панар-Левассор» выпускала пятитонные военизированные грузовики К-113 для службы в пустынных регионах Африки. Их оборудовали бесшумным четырехцилиндровым бесклапанным двигателем мощностью 105 л.с. с золотниковым газораспределением, радиатором увеличенной ёмкости и угловатой кабиной. Их собрали всего лишь 44 экземпляра.
Капотный Panhard-Levassor K113 с расширительным бачком на радиаторе для вооруженных сил Марокко. 1940 год
Berliet GDR (1938-1940 гг.)
В конце 30-х лионская фирма «Берлие» начала выпуск семейство тяжёлых капотных грузовиков GDR, включавших несколько военизированных версий. Самыми распространенными были 5,5-тонный вариант GDR7 с дизелем в 85 сил и армейская пятитонка GDRA с бензиновым мотором в 70 л.с. До июня 40-го их собрали полторы тысячи, а в военные времена официально нейтральной компании удалось построить ещё 24 тысячи автомобилей, которые переправляли в Вермахт.
Тяжёлый грузовик Berliet GDR7 с металлическим бортовым кузовом для сухопутных войск Франции. 1939 год
Под крылом оккупантов
До сих пор ситуация с поставками нацистской Германии французской армейской автотехники остаётся туманной, ибо все стороны конфликтов давно превратились в союзников. Достоверно известно лишь, что во время оккупации головные корпорации «Рено», «Пежо» и «Ситроен» отправили во все виды германских вооруженных сил и их сателлитов свыше 60 тысяч своих автомобилей.
Во второй половине 40-х фирма Citroёn ввела в свою программу удлинённые версии Т23L и Т23R с гидроприводом тормозов, но серийный вариант Т45 остался без изменений. За всё время войны «Ситроен» изготовил 35 тысяч грузовиков всех типов, из них шесть тысяч серии Т23.
Грузовик Citroёn T23L для Вермахта с удлиненный рамой и пониженным расположением кузова
Бортовой автомобиль Citroёn Т45, собранный для Германии в количестве 15 тысяч экземпляров
Одновременно во Франции был организован выпуск грузовых и специальных машин по германским требованиям.
Citroёn TAMH (1940-1941 гг.)
Компактная 41-сильная санитарная машина TAMH фирмы «Ситроен» на переднеприводном шасси развозного фургона TUB, принятая на вооружение французской армии, служила для перевозки от шести до девяти раненых. С февраля по май 1940-го выпустили 453 автомобиля, а следующие 200 машин собирали с разрешения оккупационных властей.
Машина медицинской службы Citroёn TAMH с правой сдвижной дверью для перевозки раненых. 1940 год
Peugeot DMA (1941-1944 гг.)
Развитием пикапа DK-5J являлся бескапотный 1,5-тонный фургон DMA c тем же двигателем в 45 сил, новой четырёхступенчатой коробкой передач и укороченной базой. Его выпуск пришёлся на капитуляцию Франции, поэтому большинство из 15 тысяч машин, собранных до сентября 1944-го, поступали в Германию.
Войсковой грузовичок Peugeot DMA с кабиной над двигателем и задними двускатными колёсами. 1941 год
Ford France F997WS (1941-1944 гг.)
Верным поставщиком Вермахта была фирма Ford France, постоянно обновлявшая свои грузовики и часто менявшая места их изготовления. Её главной продукцией была бескапотная пятитонка F997WS с двигателем V8 рабочим объёмом 3,9 литра и мощностью 95-100 л.с. За время оккупации она собрала 10,6 тысячи таких машин.
Готовые военные автомобили Ford F997WS на новом заводе в местечке Жаннвильер близ Парижа. 1942 год
Семейство Renault AH (1939-1947 гг.)
В декабре 1939-го корпорация «Рено» испытала прототипы нового унифицированного семейства АН и через год приступила к выпуску трёх типов армейских грузовиков с плоской наклонной передней панелью кабины и бортовыми кузовами с тентами.
На двухтонной машине AHS устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л.с., четырехступенчатая коробка передач, классическая рессорная подвеска и гидропривод тормозов.
Лёгкий грузовик Renault AHS семейства АН, выпущенный в количестве 25 тысяч экземпляров
Средний типовой грузовик AHN с полезной нагрузкой 3,5 тонны и шестицилиндровым силовым агрегатом в 75 сил послужил основой небольшой пробной партии газогенераторных машин AHNH.
Восстановленный Renault AHN с обновлённым кузовом, построенный в количестве 4000 экземпляров
Двухтонный 52-сильный Renault AHNH с газогенераторной установкой между кабиной и кузовом. 1941 год
Тяжёлая длиннобазная пятитонка AHR, унифицированная с моделью AHN, получила шестиступенчатую трансмиссию, механический привод тормозов с усилителем и удлинённую на 300 мм колёсную базу.
Renault AHR предназначался для доставки различного вооружения и буксировки лёгких боевых систем
В общей сложности автомобилей семейства АН собрали около 29 тысяч экземпляров. Они поступали в подразделения Вермахта и в страны-сателлиты, воевали на Восточном и Западном фронтах, служили в войсках SS и в германских военно-воздушных силах.
Грузовики Renault AHN пятой дивизии SS в Житомире
Автомобиль Renault AHR в городке северной части Италии
В 40-е головной завод «Рено» был наполовину разрушен бомбардировкам англо-американской авиации и в январе 1945-го превратился в государственное предприятие.
На заглавной фотографии – военизированный 42-сильный грузовичок Citroёn 23R образца 1941 года в импровизированном немецком военном лагере.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Генеральские и офицерские: штабные и командирские легковые машины Второй мировой
Начинаем публикацию статей о многочисленных и малоизвестных армейских автомобилях Второй мировой войны, которые в 1939-1945 годах состояли на вооружении стран антигитлеровской коалиции, а также автобронетанковой техники главных противников и их сателлитов, вовлеченных в войну стран и нейтральных государств.
Начнём с самых обычных штабных легковушек.
В преддверии и с началом Второй мировой автомобильные фирмы обеих сторон конфликта приступили к переделке серийных заднеприводных легковых машин в особые военизированные версии для выполнения самых разнообразных армейских функций – от перевозки офицерского состава до выполнения реальных боевых задач. При этом с учётом военных традиций в армиях каждой страны служили легковушки нетрадиционных конструкций и оригинального дизайна.
Ведущие автомобильные компании Америки вообще не стали изобретать лёгкие военные машины, а воспользовались обычными серийными моделями, которые по внешности и общей конструкции считались «самыми мирными военными легковушками». Они относились к категории Staff Car (штабные) и использовались в основном в спокойной тыловой обстановке для доставки военнослужащих, перевозки штабного оснащения и средств связи. Внешне эти машины отличались упрощёнными кузовами, специфической окраской, дополнительной световой и звуковой сигнализацией.
Все они оставались в производстве до конца 1942 года, когда выпуск гражданской продукции в Америке был прекращён.
Легковой автомобиль Plymouth P10 выпуска 1940 года для доставки офицеров Военно-морского флота США
В 1941-1942 годах корпорация Ford Motor Corporation поставила в вооруженные силы США около восьми тысяч упрощенных седанов Ford 1GA и 2GA, оснащенных вместо привычного мотора V8 более простым рядным шестицилиндровым двигателем в 90 сил, обычной трёхступенчатой коробкой передач и гидроприводом тормозов.
Один из самых распространенных и скромных штабных седанов Ford 2GA образца 1942 года
Трофейная легковая машина Ford 91A с двигателем V8 выпуска 1939 года на службе в германском Вермахте
Со времен Первой мировой войны прочные и удобные автомобили «Бьюик» применялись в вооруженных силах разных стран мира, а во Второй мировой в армии США служила самая известная модель Buick Special, выпуск которой прекратился в 1942-м.
Военизированный 107-сильный Buick Special образца 1941 года для офицеров Военно-воздушных сил США
На начальном периоде войны в армию и ВМС США поступило свыше двух тысяч доработанных седанов Plymouth Р10 и Р11 с рядными шестицилиндровыми моторами, трёхступенчатыми коробками передач и передней независимой рычажно-пружинной подвеской.
Скромный 87-сильный Plymouth P11 Six Special военной полиции США, выпущенный в 1941 году
В отличие от производителей рядовых легковушек, компания «Паккард» до конца 1943 года продолжала мелкосерийное изготовление представительских машин для штабных целей, перевозки офицеров высшего звена и генералитета. Основным был пятиместный седан Packard Clipper с рядным восьмицилиндровым мотором в 165 сил, механической коробкой передач и передней пружинной подвеской. В общей сложности в военные времена «Паккард» построил 487 штабных автомобилей.
Packard Clipper генерала Дугласа МакАртура при инспектировании американских сил в Австралии. 1944 год
Редкий седан высшего класса Packard Super Eight Clipper образца 1942 года для американского генералитета
С середины 30-х малоизвестная фирма LaSalle, входившая в концерн General Motors, на специальных удлиненных шасси с моторами V8 мощностью 125-130 л.с. собирала длиннобазные санитарные машины Metropolitan с вместительными пятиместными кузовами. Во время войны они обслуживали крупные американские госпитали, доставляя медперсонал и до четырех раненых на носилках.
Длиннобазный автомобиль медицинской службы LaSalle Series 37-50 армии США с кузовом Metropolitan. 1938 год
Великобритания
К началу Второй мировой в Великобритании сложился обширный и разношёрстный парк всевозможных лёгких военизированных автомобилей, созданных на базе многочисленных семейств обычных серийных легковушек. В вооруженных силах Соединенного Королевства и в её колониях служили чуть доработанные гражданские седаны, универсалы, пикапы и фургоны, выполнявшие роль штабных машин и средств связи.
Простейший открытый двухместный микролитражный автомобиль связи Austin 8HP. 1939 год
В военные годы разномарочный набор военных малолитражек открывали цельнометаллические транспортно-штабные пикапы с двухместными кабинами, которые собирали компании Austin, Hillman и Morris. Они имели несущие сварные основания, четырехцилиндровые моторы мощностью 30-37 л.с. объёмом чуть больше одного литра, рессорную подвеску, механический или гидравлический привод тормозов и несколько видов кузовов.
Многоцелевой 30-сильный цельнометаллический армейский пикап Austin 10HP. 1943 год
Полутонный пикап Morris 10HP с двухместной кабиной для британских Военно-воздушных сил. 1939 год
Одними из самых солидных военизированных автомобилей середины 30-х считались легковые и грузопассажирские машины Hillman Hawk и Wizard, созданные для пограничных служб стран Ближнего Востока и оснащенные шестицилиндровыми моторами, упрощенными кузовами с радиостанциями и запасами топлива и питьевой воды.
Патрульный 75-сильный Hillman Hawk со съёмными оконными рамами и мягкой крышей. 1937 год
В то же время компания Humber наладила выпуск семейства армейских машин Snipe («Бекас») для выполнения штабных функций и доставки как офицеров высокого и высшего звена, так и коронованных особ Соединенного Королевства. С 1936 года для военных нужд использовался представительский седан Pullman Limousine с высоким кузовом на шесть-семь персон, периферийной защитой из съёмных бронещитков, электрическими стеклоподъёмниками и передней рессорной подвеской.
Автомобиль высшего класса Humber Snipe Pullman Limousine для британского генералитета. 1936 год
По наследству от него в декабре 1939-го появились известные британские военные легковушки – четырехместные штабные седаны и кабриолеты серии Snipe II, созданные путём переделки варианта Pullman. Их оборудовали шестицилиндровым мотором в 85 сил, механической коробкой передач, расширенными 13-дюймовыми шинами, багажником на крыше и светомаскировочными световыми приборами.
Упрощенный пятиместный штабной кабриолет Humber Snipe II Tourer со съёмным тентом. 1939 год
Трофейный седан Humber Snipe с люком в крыше и вездеходными шинами на службе Вермахта. 1940 год
Грузопассажирский вариант Snipe Heavy Utility с полезной нагрузкой 400 килограммов снабжался закрытым пятидверным деревометаллическим кузовом с откидным лобовым стеклом.
Многоцелевой военизированный грузопассажирский универсал Humber Snipe Heavy Utility. 1940 год
Единственной специально разработанной военной легковушкой была машина Ford WOA1 британского отделения американской корпорации Ford Motor Company, которую с конца 1940-го собирали на заводе в Дэгенхэме. Её основой являлся обычный седан Ford V8-62A с двигателем V8 в 85 л.с. и трёхступенчатой коробкой. От гражданской версии она отличалась плоской облицовкой радиатора с бампером из обычной трубы, багажником на крыше и одной светомаскировочной фарой.
Специальный армейский легковой автомобиль Ford WOA1 с 85-сильным мотором V8. 1943 год
Сохранившаяся военизированная легковушка WOA1 на шинах с глубоким рисунком протектора
Германия
С начала 1930-х в Вермахте, Сухопутных вооруженных силах Германии, главенствовали простейшие лёгкие и открытые войсковые машины без боковин кузова и дверей – так называемые «кюбельвагены» (о них читайте в следующей статье). Несмотря на это, в Германии выпускали многочисленные более удобные и комфортные легковые автомобили гражданского образца с кузовами оригинального дизайна и распашными дверями.
В Вермахте достаточно широко применялись 60-сильные легковушки Adler Diplomat с рядовыми кузовами или специальными цельнометаллическими для монтажа радиостанций, подвижных пеленгаторов и санитарного оборудования. Все они принимали участие в первых боях Второй мировой, в том числе в польской кампании. До 1942 года их построили около 500 экземпляров.
Пятиместный кабриолет Adler Diplomat во главе колонны армейских грузовиков Opel Blitz. 1938 год
В 1936-1940 годах Вермахт исправно получал доработанные и упрощенные военизированные легковушки Opel всех моделей. Из них низшие воинские чины предпочитали скромные машины Kadett и Olympia с двигателями мощностью 23-37 сил.
Военизированная малолитражка Opel Olympia выпуска 1936 года с двухдверным кузовом Cabrio-Limousine
Офицеры среднего звена и генералитет пользовались доработанными 55-сильными легковыми машинами Kapitän с несущим цельнометаллическим кузовом и самыми крупными и мощными автомобилями Admiral с разными вариантами кузовов. Их максимальная скорость достигала 130 км/ч.
Приёмка на военном аэродроме штабного автомобиля Opel Kapitän с закамуфлированными фарами. 1938 год
Солдаты Вермахта в восторге от шикарного седана Opel Admiral Limousine с 75-сильным двигателем. 1939 год
В вооруженных силах Германии широко применялись доработанные легковые автомобили Mercedes-Benz нескольких серий мощностью 60-80 л.с., служившие разъездными машинами офицеров всех рангов, штабными и представительскими машинами. У германского высшего военного командования были популярны наиболее комфортные и дорогие версии, а также скоростные спортивные машины с компрессорными моторами мощностью до 200 сил.
Кабриолет Mercedes-Benz 290 итальянского экспедиционного корпуса на Восточном фронте. Белоруссия, июль 1941 года
В преддверии войны фирма Horch («Хорьх») для военных нужд выпускала 70-сильный автомобиль 830В высокого класса и его длиннобазный вариант 830BL с силовым агрегатом V8 мощностью 92 силы и увеличенной на 150 мм колёсной базой. Для штабной службы их оснащали несколькими видами закрытых кузовов с радио- и звуковещательными станциями, на некоторых сзади навешивался закрытый ящик-кофр для перевозки военного снаряжения.
Длиннобазный седан Horch 830BL Pullman-Limousine с мощной пропагандистской установкой на крыше. 1940 год
Италия
В предвоенное и военное время все итальянские изготовители легковых автомобилей считали своим долгом собрать хотя бы небольшую партию штабных машин для подразделений, воевавших в Северной и Восточной Африке. В военных и «колониальных» исполнениях серийные легковушки имели упрощенные открытые кузова с тентом и боковыми дверями.
Лёгкий многоцелевой автомобиль FIAT 508СМ 1100 с упрощенным кузовом на североафриканском фронте. 1940 год
В период Второй мировой корпорация FIAT выпускала наиболее известную облегченную версию 508СМ 1100 с верхнеклапанным 1,1-литровым мотором мощностью 30 л.с., передней независимой подвеской и упрощённым кузовом с плоскими боковинами, прямоугольной облицовкой радиатора, штампованными крыльями и ёмкостями для топлива и воды. Они служили для перевозки офицеров среднего звена и доставки срочных депеш, развивая скорость 95 км/ч.
Штабная машина FIAT 508СМ 1100 в экспозиции римского Исторического музея военной автотехники
В начале 40-х туринская фирма Lancia на одном из «колониальных» шасси выпускала военизированную версию Aprilia-639С с упрощенным кузовом, 1,5-литровым мотором V4 а 46 сил и независимой подвеской всех колес. Внешне она отличалась отсутствием подножек, установкой боковых оконных рам, поисковой фары и запасных канистр, навешенных с боков кузова.
Открытый штабной автомобиль Lancia Aprilia-639С с пятиместным кузовом дизайнерского бюро Viotti. 1941 год
Участь превращения в военизированные легковушки не минула и легендарные спортивные автомобили Alfa Romeo, которые применялись как штабные машины и скоростные средства связи. В 1939-м появился самый известный пятиместный 90-сильный армейский кабриолет 6С2500СМ с двумя верхними распределительными валами шестицилиндрового мотора и независимой подвеской всех колес. От гражданской версии он отличался кузовом с четырьмя короткими дверями, блокировкой дифференциала и охладителем масла в двигателе. До 1942 года было собрано 152 машины.
Быстроходный пятиместный штабной кабриолет Alfa Romeo 6С2500СМ, развивавший скорость 130 км/ч. 1941 год
В 1939-1944 годах концерн FIAT на базе своего шестиместного 85-сильного легкового автомобиля с верхнеклапанным двигателем и передней пружинной подвеской выпускал компактный армейский вариант 2800СМС. Его оборудовали утилитарным открытым кузовом с короткими подножками, широкопрофильными шинами, двумя запасными колёсами в передних крыльях или на крышке багажника.
Самый крупный итальянский штабной автомобиль FIAT 2800СМС для высшего военного командования. 1942 год
Военизированные легковые машины с открытыми или закрытыми кузовами выпускали также фирмы практически всех воюющих сторон.
Австрийский военизированный штабной кабриолет Steyr-200 с 35-сильным мотором. 1939 год
Чехословацкая аэродинамичная полицейская машина Tatra-87 с задним 75-сильным мотором V8. 1940 год
Французский переднеприводный родстер Citroёn 11CV на службе германского Военно-морского флота. 1940 год
На заглавной фотографии – сохранившийся до сих пор командирский автомобиль Packard Super Eight Clipper выпуска 1943 года, развивавший скорость 160 км/ч.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.