Авто тоннели под водой
Первую в мире автомобильную развязку на дне океана построили в Атлантике
На Фарерских островах завершилась постройка первой в мире автомобильной развязки на дне океана, сообщает Local.fo. Этот объект является частью подводного 11-километрового тоннеля, который будет открыт через несколько недель. Он свяжет два крупнейших острова архипелага.
Новый тоннель носит название Eysturoyartunnilin и находится на 189 метров ниже уровня Атлантического океана. Над оформлением объекта работал местный художник Трондур Патурссон. Тоннель получил подсветку синим цветом, а также ряд скульптур.
Тоннель свяжет столицу Фарерских острова — город Торсхавн с двумя небольшими поселениями на острове Эстурой — Рунавиком и Стрендуром. Как сообщает Inews, благодаря этому объекту, путь жителей этих деревень до столицы сократится с 55 до 17 километров. На машине этот путь можно будет преодолеть примерно за 16 минут. Как утверждает Tunnelling Journal, строительство тоннеля обошлось примерно в 162 миллиона долларов США. Проезд по объекту будет платным.
Это не единственный подводный тоннель на Фарерах. Первый аналогичный объект был открыт еще в 2002 году. Его протяженность составляет 4,9 километров. В 2006 на архипелаге появилась еще один тоннель (протяженность — 9,5 км), оформлением которого тоже занимался Трондур Патурссон.
Первый в мире подводный плавучий тоннель для транспорта
Норвежский оператор дорожной инфраструктуры Statens Vegvegsen официально открыл самый глубокий подводный туннель в мире – 14,4-километровый тоннель Ryfylke около Ставангера. Он входит в проект под названием Eysturoyartunnilin, соединяющий Фарерские острова. Общая длина туннелей составит 11,24 км. Проект после окончания строительства станет самым необычным и амбициозным. О подобном техническом решении задумывались многие страны, например, Италия, Китай, Южная Корея. Воплощать в жизнь столь грандиозный проект подводных транспортных туннелей решились лишь в Норвегии.
Ранее идея носила совсем иное название – Skálafjarðartunnilin, но затем его изменили на Eysturoyartunnilin. Встречается и другое наименование – Eysturoy Tunnel. Пройдут тоннели под проливом Tangafjørur и станут альтернативой паромного сообщения.
Цель проекта
Это часть проекта дороги Райфаст, которая соединит национальную автомагистраль 13 между Ставангером и Страндом в Рогаланде. Маршрут также включает туннели Хунвог и Эйганес, которые откроются в январе 2020, заменив паромные переправы в регионе. Сеть туннелей уменьшит время пути между Торсхавном и Рунавиком с 74 мин. до 16 мин, а между юго-западными прибрежными городами Бергеном и Ставангером с пяти часов до 40 минут.
Концепция идеи
Сама идея подразумевает объединение туннельной сети с мостами. Туннели будут размещены попарно и проходить параллельно, по 1 в одно направление. В каждом из них по 2 полосы. Несущие конструкции тоннелей будут бетонными.
Скальный туннель, являющийся частью проекта, протянется на 27 км на глубине до 392 м под водой. Он является самым глубоким на планете.
В открывшейся части нижайшая точка – 187 м ниже уровня моря. Самый крутой уклон не более 5%. Также проект включает 3 подвесных и 5 плавучих мостов. Их закрепят тросами к понтонам либо якорям, разнесенным на достаточное для прохождения морских судов между ними расстояние.
Кольцевую развязку, расположенную в центре туннельного сообщения, украсят картинами и скульптурами фарерского художника Т.Патурссона. Подчеркнут уникальность художественного оформления световые эффекты.
Стоимость и сроки
Работа над проектом началась в 2014 году. Первый тоннель прорыт подрядчиком AF Gruppen осенью 2017, а предприятие Marti совместно с IAV выполнили второй в начале 2018 года. Всего на реализацию концепции, по словам мэра, ушло 40 лет.
Общая стоимость проекта, который полностью планируется закончить к 2035 году, оценивается в миллиард датских крон. Покрывать расходы планируется за счет взимания платы за проезд. Например, легковому авто пересечение подводного транспортного туннеля между Торсхавном и Эйстурой в одну сторону обойдется в 75 датских крон, а между между Салтнесом и Стрендуром – 25 крон. Будет доступна возможность приобретения проездного, что уменьшит стоимость поездки.
Уникальный подводный туннель обошелся дешевле Крымского моста
Строительство уникального тоннеля между столицей Фарерских островов городом Торсхавн (Thorshavn) и двумя деревнями на другой стороне пролива Тангафьордур (Tangafjørður) практически закончено. В середине декабря он откроется, и местные жители смогут проехать по первой в мире круговой развязке в тоннеле под морским дном.
Примечательна и схема движения по новому тоннелю Эстурой (Eysturoyartunnilin). Со стороны города Торсхавн, на острове Стреймой (Streymoy), расположен один въезд, за которым идет самый большой участок подземного и подводного маршрута. А на острове Эстурой (Eysturoy) выезда сразу два — у деревень Салтнес (Saltnes) и Стрендур (Strendur). Между ними расположен вытянутый фьорд Скалафьордюр (Skálafjørður), разрезающий сушу на две части. Если бы тоннель не разделялся на два рукава, транспортную систему острова не удалось бы сделать сбалансированной. До развязки «штанины» тоннеля имеют длину 2153 метра (со стороны Салтнеса) и 1625 метров (от Стрендура).
Правительство Фарерских островов, которые являются автономным регионом в составе Датского королевства, возлагает большие надежды на тоннель Эстурой. Он важен не только жителям окрестных деревень, но и для всего архипелага. Благодаря этому инфраструктурному проекту время в пути от второго по величине города в регионе — Клаксвуйка (Klaksvík, расположен на севере архипелага) — до столицы сократится с 68 минут до 36. А жители Стрендура и вовсе смогут добраться до Торсхавна за четверть часа, хотя раньше им пришлось бы колесить в объезд 64 минуты. И пусть для россиян с привычными нам расстояниями такие улучшения кажутся забавными, фарерцам они очень важны.
Однако местное правительство собирается вернуть инвестиции не только косвенным путем. Проезд по тоннелю Эстурой будет платным: маршрут между деревнями Салтнес и Стрендур обойдется автомобилистам в 25 крон ($4,07 или 300 рублей), а с одного острова на другой перебраться уже будет стоить внушительные 75 крон ($12,21 или 900 рублей). Иными словами, недешево. Но есть вариант и сэкономить — после открытия тоннеля введут годовой абонемент. Кроме того, по тоннелю будут ходить автобусы до столицы и обратно.
Самые длинные тоннели в мире под водой, для поезда. Фото и описание
Первые подземные ходы, хоть и не отличаются большой длиной, являются предшественниками тоннелей. Пешеходные проходы возникли раньше железнодорожных и водных тоннелей. Самый известный из первых подземных пешеходных ходов в мире возник в третьем тысячелетии до нашей эры в Вавилоне под рекой Евфрат.
В настоящее время тоннелями называют подземные или наземные закрытые искусственно созданные ходы, расположенные горизонтально или под уклоном. Главным образом они предназначены для железнодорожного или автомобильного транспорта, пропуска воды.
За тысячелетия развития человечество достигло многого в процессе проделывания грандиозных тоннелей. По всей планете рассредоточились творения рук человека, пробитые в скалах или прорытые ниже уровня моря.
Категории тоннелей в мире
Сооружения, являющиеся одними из самых протяженных тоннелей мира, можно разделить на несколько категорий.
Под водой:
Под землей:
Предназначение
Название
Место нахождения
Характеристика
Топ-10 самых длинных тоннелей в мире
В основном тоннели, занимающие с первого по десятое место по длине, являются водными, железнодорожными или ветками метро.
Делаверский акведук
Самый длинный тоннель в мире предназначен для транспортировки воды. Этот тоннель находится в США, на территории штата Нью-Йорк. Он берет начало в водохранилище Рондоут.
Благодаря насосным станциям ежедневно жители Нью-Йорка получают 4,9 млн. кубометров питьевой воды.
Этот объем составляет половину суточной потребности в воде огромного мегаполиса. Длина подземного сооружения – 137 м, диаметр – 4,1 м. Тоннель пролегает на глубине 300 м. Сроки строительства тоннеля совпадают с датами Второй Мировой войны – с 1939 года по 1944 г.
Но у этого сооружения есть недостаток – 2 утечки. Вода за несколько десятков лет пробила трещины в трубопроводе. Ежедневно жители мегаполиса недополучают 140 тыс. куб. м питьевой воды, которая уходит в землю.
Если бы у них не было других источников питьевой воды, каждый день из-за утечек 500 тыс. человек оставались бы без живительной влаги. Кроме этого, в результате размывания земли страдает фундамент зданий и посевы урожая.
Правительство штата Нью-Йорк в 2013 году начало строительство параллельного тоннеля. Часть его будет проходить под рекой Гудзон. Окончание строительство ожидается к 2021 году, новый участок подземного сооружения подключат в замену износившемуся.
На время переключения половине жителей Нью-Йорка не будет поступать вода. В связи с этим департамент охраны окружающей среды этого города развивает другие части системы водоснабжения. Общая сумма по реконструкции мест утечек акведука достигает 1,5 млрд. долларов.
Водный тоннель Пяйянне
В списке самых протяженных искусственных коридоров Пяйянне, растянувшийся на 120 км, находится под номером 2. Он пробит в гранитных скалах 30 до 100 м от поверхности. Расположено данное сооружение на юге Финляндии. В общей сложности благодаря водоводу устроено снабжение водой для миллиона жителей столичной агломерации.
Цель, которой служит тоннель Пяйянне – обеспечение питьевой водой крупных городов Финляндии, таких как Хельсинки, Вантаа, Эспоо.
Водозаборные станции находятся на озере Пяйянне в районе плеса Асиккаланселька. Пайянне занимает второе место по величине в Финляндии. Его воды обновляются каждые 2,5 года. Из озера течения вытекают в реку Кюмийоки, а река впадает в Финский залив.
Точка, из которой происходит забор воды, находится на глубине 26 метров, ее удаленность от озера равна 350 м. Водозаборные сооружения оснащены фильтрами и специальными решетками, что способствует очищению жидкости, поступающей в водовод.
Из озера выкачивается около 70 млрд. куб. м воды в год, однако финские гидрологи уверяют, что это не вредит экологии водоема. Объем забираемой жидкости составляет всего 1 % от естественного стока.
Подземное сооружение выстраивали с 1972 г. по 1982 г. Общая сумма, затраченная на прокладку тоннеля, достигла 200 млн. €. Часть туннеля попала под обвал 2001 года. Поврежденный сегмент отремонтировали к 2008 году, затратив 18 млн. €. Водовод построен таким способом, что в его конструкции есть много участков с наклоном вниз. Благодаря этому питьевая вода стекает сама по себе без вспомогательных приборов.
Водохранилище Силвола, расположившееся недалеко от города Ванттаа, является конечной точкой водного коридора. Оттуда насосы отправляют жидкость на водонапорные станции в Питкякоски и Ванхакаупунки. Пропускная способность туннеля — 10 куб. м воды в секунду, она достигается благодаря поперечному сечению размером 16 кв. м.
Если возникнет чрезвычайная ситуация, финские гидрологи смогут использовать водовод как резервное водохранилище. Вода, поступающая из озера, уникальна по своей чистоте, а благодаря тому, что в тоннеле поддерживается оптимальная температура, она не портится при транспортировке.
Финляндия весьма экономно использует водные ресурсы. Потребность в водоснабжении жителей столичной агломерации Финляндии составляет около 25-30 % от пропускной возможности туннеля Пяйянне.
Водный тоннель Дохофан
Среди самых длинных тоннелей в мире Дохофан с 2014 года находится на третьем месте и на данный момент является самым протяженным водным тоннелем на территории Китая. Он расположился в китайской провинции Ляонин. Длина подземного сооружения составляет 85 320 м.
Вода из водохранилища Дохофан транспортируется по тоннелю в крупные города Фушунь, Шеньян, Ляоян, Паньцзинь, Инкоу и Далянь. Тоннель построили оперативно: начали строительство в 2006 году, а закончили уже в 2009 году. На сооружение тоннеля потрачено 5,2 млрд. юаней (порядка 750 млн. долларов).
Тоннель Оранж-Фиш Ривер
Самый длинный тоннель в мире, занимающий четвертое место по протяженности, является первым по длине в южном полушарии и находится в ЮАР. В засушливом районе Кару постоянно ощущалась нехватка воды, к этому прибавлялись проблемы из-за сокращения мощности плотин.
Для хранения воды на Оранжевой реке были организованы искусственные водоемы под названием Хендрик-Фервуд и Ле-Ру.
Часть водного потока из Хендрик-Фервуд посредством водовода поставляется через горы в южную часть ЮАР.В 1966 году была выкопана первая траншея для туннеля, целью которого был отвод воды от плотины Гариеп к восточному мысу для орошения и бытового использования. Открыт к использованию тоннель в 1975 году. Для прокладки подземного сооружения было использовано более 200 тыс. куб. м бетона.
Тоннель, диаметр которого составляет 5,35 м, залег на глубине от 80 до 380 м. Поперечное сечение водовода составляет 22,5 кв. м, а его максимальная пропускная способность достигает 54 куб. м/с.
Метрополитен Гуанчжоу: Линия 3
В Китае было 3 города с собственным метро на момент появления подземной транспортной системы в городе Гуанчжоу. Если сложить длину всех веток метро, то транспортная сеть этого города будет пятой в мире. Также метро в городе Гуанчжоу занимает место №5 по степени загруженности пассажирами.
Сегодня 14 линий с 259 станциями насчитывает метрополитен города. Но транспортная сеть активно развивается. До 2020 года запланирован запуск трех новых линий.
Правительство Гуанчжоу окончательно решилось создать собственную линию метро в 1989 году, а первую станцию начали прорывать в 1993 году. Летом 1997 года в городе введена в действие первая ветка метро, линию под номером 2 открыли в 2002 году, следующие две – в 2005 г. В конце 2013 года открыли шестую по счету линию транспортной сети.
Каждая линия метро Гуанчжоу имеет свой цвет и номер. Третья линия оранжевого цвета считается самой протяженной в мире, на ее счету также звание самого длинного международного тоннеля. Протяженность линии, полностью пролегающей под землей, составляет 60,4 тысячи км.
Третья линия имеет вилочное строение – она расходится в две стороны от станции «Тиюй Силу». Одна часть – линия Шицяо соединяет станции «Площадь Паньюй» и «Автовокзал Тианьхэ». Вторая часть, или линия аэропорта, еще именуется северной, идет от станции «Тиюй Силу» до станции «Южный терминал аэропорта».
Линию 3 сооружали в 4 этапа, каждый из которых был открыт для пассажиров на протяжении пяти лет. Коридоры этой линии метро носят оранжевый цвет, она насчитывает 30 станций, и по ней курсирует 4 вида поездов.
Водный тоннель Больмена
Шведский водовод уступает по протяженности тоннелю Финляндии, он раскинулся на 82 км, его поперечное сечение составляет 9 кв. м. Водный коридор начинается от озера Больмен, находящегося в округе Кроноберг. Он обеспечивает водой жителей провинции Сконе.
В 1960-х годах население провинции активно росло, а местная вода содержала чрезмерное количество кальция. Подземная вода к жителям поступала из озер Рингсхон и Вомбсьон. Туннель водоснабжения строили с 1975 по 1987 год.
Строительство планировали закончить раньше, но из-за недостатков породы потребовалось больше времени и ресурсов. На данный момент благодаря тоннелю обеспечено живительной влагой более 700 тысяч человек. Хотя водовод способен пропускать 6 куб. м/с, его используют лишь на 1/3 со скоростью 2 куб. м/с.
Готардский базисный тоннель
Самый длинный тоннель, в мире известный как Готардский базисный железнодорожный туннель, пробит в горах Швейцарии. Он протянулся в длину 57,1 км, а если прибавить переходы для служащих и пешеходов, то длина увеличится до 151,84 км.
Он занимает место №1 по длине среди всех железнодорожных туннелей на планете, и числится под номером 6, если сравнивать длину сооружений. Кроме того, это самый прямой путь через швейцарские Альпы. На севере коридор выходит на поверхность близ деревни Эрстфельд, а на юге – возле деревни Бодио. В 2010 и 2011 годах закончили прокладывать восточную и западную ветки.
Огромный объем автомобильных перевозок грозил экологии страны, и потому было принято решение о закладке железной дороги, прокинутой сквозь горный хребет. Первоначальный замысел создания железнодорожного коридора появился в 1947 году. Проект туннеля постоянно менялся из-за того, что руководители проекта не могли сделать выбор на его конструкции.
Первую скважину начали бурить только в 1993 году, а закончили работы в 2016 г. В январе 2017 г. железнодорожный тоннель был торжественно введен в строй. Благодаря новому пути время поездки из Цюриха в Милан, ранее равное 3 часам 40 минутам, сократилось на 50 минут.
Слово «Готардский» в названии тоннеля заимствовано из названия хребта Сен-Готард, у основания коего он проходит. Слово «базисный» созвучно с немецким словом Basis, которое в данном случае означает подножие хребта.
Самые длинные тоннели в мире под водой — уникальные и современные творения человека
Общая сумма, затраченная на строительство самого протяженного на планете железнодорожного тоннеля, составила 12 млрд. долларов. Пропускная способность коридора, расположенного под горой, включает в себя 260 грузовых и 65 пассажирских поездов, которые курсируют каждый день.
Пекинский метрополитен: Линия 10
Система метро в столице Китая действует с 1969 года, в стране ее ввели первой. По общей длине линий, а это 527 км, Пекинский метрополитен является вторым из всех метро в мире.
В проектировании сети метро в Пекине участвовали и разработчики из СССР, но после советско-китайского раскола все они были отстранены от проектирования. Запустили строительство в 1965 году. С момента первой открытой ветки в 1969 году до 1976 года метро было доступно только для военных людей.
В конце 2012 года пекинский метрополитен временно носил статус самого большого метро в мире. Но в октябре 2013 года первое место было отдано Шанхайскому метро.
Стоимость создания транспортной системы достигла 129 млрд. долларов в конце 2015 года. Дневной пассажиропоток колеблется от 6 до 10 миллионов пассажиров. На сегодняшний день поезда метро ходят как в центре города, так и в пригородах. Транспортная система в Пекине постоянно развивается, появляются новые станции, в конце 2018 года их было 319.
Линия 10 пекинского метро занимает второе место среди самых длинных тоннелей метрополитена. Ее длина равна 57,1 км, линия является подземной на протяжении всего маршрута. Время поездки по полному маршруту в любом направлении составит 104 минуты. Строительство 10 линии началось в 2008 году, а завершилось в 2013 г. Пик пассажиропотока в 2018 году почти достиг 2 млн. человек.
Тоннель Сэйкан
Самый длинный тоннель в мире, растянувшийся на 53 850 м, находится в Японии. При этом он включает участок под водой, занимающий 23 300 м. Тоннель пробурен на глубине 240 м, от дна его отделяет 100 м вниз. Железная дорога пролегла под проливом Цугару, второе название которого – Сангарский. Сооружение стало связующим звеном между островами Хоккайдо и Хонсю.
Сэйкан числится за номером 2 среди железнодорожных искусственных коридоров, и занимает место № 1 среди наиболее глубоких сооружений руки человека. К строительству коридора, соединяющего два острова, подвигла трагедия, виной которой стал тайфун.
В результате затонуло 5 паромных переправ, которые курсировали между островами. В 1955 году было принято решение о проектировании и сооружении подземного коридора для поездов. На его проектирование было затрачено 9 лет, прокладывали проход с помощью динамита с 1964 по 1988 год. 13 марта 1988 года по новому тоннелю запустили поезда, как пассажирские, так и грузовые.
На всем протяжении тоннеля уложены рельсы, не имеющие стыков. С 2016 года по железной дороге пустили высокоскоростные типы поездов, позволяющие преодолеть дорогу в 863 км всего за 4 часа.
Стоимость создания подземного коридора Сэйкан равна 538,4 миллиарда иен или 3,6 миллиарда долларов без учета инфляции. Не смотря то, что тоннель находится под толщей земли и воды, пассажиры поездов могут не беспокоиться о своей безопасности.
В стенках тоннеля установлены сверхчувствительные датчики, отслеживающие минимальные колебания земли. На случай протечки установлены мощные насосные станции, и построены убежища с запасами еды и питьевой воды.
Развитие авиасообщения между островами снизило нагрузку на железнодорожный транспорт. Если за год запуска железнодорожным тоннелем воспользовались 3 млн. пассажиров, то через 10 лет число пассажиров снизилось до двух и менее млн. пассажиров за год.
Водный тоннель Желивка
Чешский водовод под названием Желивка является десятым по длине, и занимает шестое место среди водных тоннелей в мире. Его протяженность равна 51 км, а диаметр составляет 5,3 м. Первая фаза строительства была запущена в 1965 году. В 1972 году тоннель Желивка был открыт.
Водное сооружение берет свое начало в реке Желивка, из реки вода самотеком попадает на станцию в город Есенице Среднечешского края. Скорость движения жидкости в тоннеле – 54 куб. метра в секунду, что сравнимо со скоростью течения большой реки.
Список тоннелей постоянно меняется: строятся новые ветки метро, соединяются острова и страны. И возможно, что в скором времени новый тоннель будет носить звание одного из самых длинных по всему миру.
Полезное видео по теме
ТОП-10 самых длинных тоннелей мира: