Авто усилитель с пауком
3.5 Установка усилителя (часть 1)
В системе задумана установка двух усилителей: 4-канальный на перед поканально и моноблок на саб. В планах было и остается сделать фальшпол, куда это все и установить с минимальным ущербом для пространства багажника. однако этот план отложен до лучших времен, а пока усилитель на фронт установлен временно на спинку заднего кресла. Стенка спинки дивана довольно хлипкая, да и не правильно крутить прям к ней, поэтому для установки усилителя была вырезана площадка из фанеры и обтянута черным карпетом. на фанере были размечены крепежные отверстия для усилителя и установлены мебельные закладные.
Для крепления самой площадки к спинке кресла использовались вытяжные резьбовые заклепки со стройрынка и винты с красивыми шайбами из Китая.
Процесс установки заклепок на морозе не фотографировал. Для их установки есть спец инструмент, покупать который нецелесообразно, учитывая необходимость установить всего четыре заклепки. Я делал так: взял болт соответствующей резьбы (М8 в моем случае) накрутил на него гайку соответствующей резьбы, далее одел гайку на размер больше и затем накрутил собственно заклепку. Дальше эту конструкцию вставляем в отверстие и начинаем отворачивать гайку, придерживая болтающуюся гайку большего размера и болт соответствующими ключами.Таким образом заклепка вытягивается. Без гайки большего размера не получалось, т.к. гайка, упираясь в заклепку, проворачивала ее и они откручивались с болта вместе.
Проводка уже вся лежит до подкапотного. Сила DAXX 4Ga: плюс от аккума, минус с кузова, акустика DAXX S34 на миды и S36 на пищалки, межблоки DAXX R55. Осталось подключить все под капотом и настроить.
На данным момент пока все. Продолжение и, надеюсь, переделка в задуманный фальшпол, следуют.
Всем ровных дорог и хорошего звука.
Ссылки на другие этапы проекта в этой записи.
Автомобильный усилитель SOUNDSTREAM PCA2.360
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗДвухканальный усилитель № 022391 КОМПЛЕКТАЦИЯ автомобильного усилителя: разъем для высокоуровневого входа, крепеж. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ автомобильного усилителя ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: аппарат представляет серию PICASSO и, по заявлению производителя, являет собой сочетание бескомпромиссного дизайна и инженерной философии. Архитектура PCA2.360 позволяет включать его как в широкополосном, так и в любом полосовом режиме с использованием встроенных активных кроссоверов. Для подъема низких частот используется функция Bass Boost. Линейные выходы служат для наращивания системы дополнительными усилителями. Сигнал поступает на них транзитом с входов, не претерпевая каких-либо амплитудно-частотных обработок. Наличие высокоуровневого входа дает возможность использовать совместно с PCA2.360 головные блоки, не имеющие линейных выходов. Измеренная полоса пропускания усилителя по синусу с коридором +/-1 дБ составила 8 Гц — 30,5 кГц. АЧХ была бы значительно ровнее, если бы не подъем с пиком +1 дБ на частоте 20 Гц. Откуда он взялся, остается только гадать, так как регулятор неотключаемого «бас буста» находился в нулевом положении. На меандре полоса пропускания оказалась равной 19 Гц — 9,5 кГц, а пик подъема +0,8 дБ пришелся на отметку 40 Гц. Судя по бочкообразной форме площадок импульсов в низкочастотной области, схема подъема баса все-таки вносит свою лепту даже в нулевом положении движка регулятора. Энергетика сигнала сохраняется от 100 Гц до 9,8 кГц. УПРАВЛЕНИЕ И ИНДИКАЦИЯ: при включении усилителя подсвечивается синим логотип с пауком на верхней панели. Статус работы схемы отображается двуцветным светодиодом, расположенным сбоку, рядом с линейными выходами. В нормальном режиме он светится зеленым, а в случае срабатывания защиты красным цветом. Измеренный диапазон ФНЧ совпал с заявленным производителем с аптекарской точностью. Крутизна спада фильтра возрастает с повышением частоты среза с 6 дБ/окт. до 15 дБ/окт. Диапазон ФВЧ слегка сдвинут вверх относительно заявленного и равен 48 Гц — 300 кГц (-3 дБ). Крутизна спада возрастает с понижением частоты среза с 3,8 дБ/окт. до 14 дБ/окт. Функция Bass Boost осуществляет регулируемый подъем АЧХ 0+/-23 дБ в интервале 39–48 Гц с центральной частотой 42 Гц. НАДЕЖНОСТЬ автомобильного усилителя И БЕЗОПАСНОСТЬ: вся схема усилителя собрана на одной печатной плате с односторонними токонесущими дорожками методом навесного монтажа. Плата крепится в массивном литом корпусе-радиаторе и закрыта снизу металлической крышкой. На выходе преобразователя напряжения задействовано по три включенных в параллель токовых ключа в каждом плече. В оконечном каскаде усилителя используется по два включенных в параллель транзистора в каждом плече. Питается схема от одного весьма внушительных размеров трансформатора. Емкость фильтра вторичного источника питания набрана из четырех электролитов емкостью по 2200 мкФ, а на входе имеется дроссель для чистки бортового напряжения. Это следует занести в актив конструкции. Ток покоя PCA2.360 в момент включения равен 0,6 А. За час прогрева он снижается до 0,5 А и больше не меняется. Учитывая большую выходную мощность, производитель рекомендует устанавливать усилитель в местах с хорошей циркуляцией воздуха. Инструкция написана только по-английски. В ней приведены краткие технические характеристики всей серии PCA. Следует отдать должное доходчивому и с чувством юмора изложенному материалу по установке со всеми необходимыми рисунками. Она может стать добрым подспорьем для начинающих, правда, в случае знакомства с языком. КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ автомобильного усилителя: в почерке PCA2.360 присутствуют две особенности, одна из которых приятная, а вторая несколько снижает удовольствие от первой. Усилитель с необычайной легкостью передает любые звуковые события, свободно распутывая даже самые сложные полифонические пассажи. Это говорит о недюжинных задатках в области динамики, разрешения и детальности. Но все эти события, к сожалению, несколько подпорчены акцентом в области 3–7 кГц. Он привносит стальные нотки в мужские голоса, пронзительность — в женские и в обертоны инструментов. Тем не менее ограничений по музыкальным жанрам PCA2.360 не имеет, а наличие в тракте эквалайзера может вполне нейтрализовать указанный минус, оставив для владельца одни плюсы. ДОСТОИНСТВА автомобильного усилителя: наличие высокоуровневого входа. НЕДОСТАТКИ автомобильного усилителя: явных недостатков и конструктивных просчетов не обнаружено. Авто усилитель с паукомАвтозвук, автоаксессуары, автоакустика от магазина «АвтоКаста»Автоакустика – это уже далеко не удел избранных, настоящих фанатов и ценителей автозвука. В настоящее время все большее количество автолюбителей интересуется вопросом выбора и установки оборудования, которое позволит в полной мере насладиться качественным звучанием любимых мелодий. Автоаксессуары, которые при установке и правильной настройке помогут добиться полноценного, чистого звучания, пользуются все возрастающим спросом. Также растет интерес покупателей к тому, как нужно настраивать автозвук, какие именно компоненты или автоаксессуары системы устанавливать, чтобы в результате получить идеальное сочетание разных частот, гармоничное взаимодействие последних на всех уровнях звучания. Для того чтобы определиться, какой именно автозвук нужно установить в вашу машину, необходимо решить, какие форматы записи вы будете прослушивать. Напомним, что автозвук имеет доступные сегодня форматы – это записи MP3 и DVD, а также обыкновенные аудио-CD. Это знание потребуется вам при выборе усилителя (от количества и типа записи зависит не только стоимость оборудования автозвука, но и его возможности). Автоакустика в целом – это сложная система, включающая в себя взаимодействие между собой ряда элементов: автоаксессуары, правильная их настройка и даже расположение – вот условия получения качественного автозвука без посторонних шумов и помех. Так, в зависимости от марки вашего автомобиля и его конструктивных особенностей (удаленность багажника от фронтальной части, его объем и размер, внутренняя отделка салона и прочее) рассчитывается количество акустических устройств, число динамиков, необходимость сабвуфера с усилителем и прочих автоаксессуаров. Разумеется, следует учитывать также и то, кто является производителем оборудования. Полноценный автозвук невозможен без правильно подобранных и качественных элементов, автоаксессуаров, обладающих всем спектром требуемых характеристик. Автозвук, автоаксессуары, автоакустика с доставкой по РоссииЕсли вы интересуетесь установкой автозвука в салон своего автомобиля, то начните с выбора системы звучания. Так, принято подразделять их на два направления. Это, соответственно, коаксиальные или многополосные системы, а также компонентные, или широкополосная автоакустика. В чем разница между первой и второй? Разобраться достаточно просто: в первом случае мы имеем систему различных динамиков, изготовленных из разных материалов, и имеющих различную степень воспроизведения частот (высокие, средние, низкие). Благодаря их сочетанию и разделению, выстраивается полная автоакустика, дающая возможность получить огромное наслаждение от прослушивания любимых композиций, благодаря высокой чистоте звука и его строгого распределения по салону автомобиля. Во втором же случае мы имеем одно устройство, позволяющее воспроизводить огромный спектр звуков и, таким образом, формировать внутреннюю сцену вашего автомобиля. Качественный автозвук невозможен без правильного анализа конструктивных особенностей вашей машины. В одном случае требуется покупать дополнительные автоаксессуары, тогда как в другом можно установить только один элемент и получить отличное звучание. Габариты автомобиля, его звукоизоляция и материал обшивки салона, удаленность багажного отделения – все это имеет большое значение при выборе той или иной системы звучания. Зачастую с этим можно справиться самостоятельно, но в ряде случаев лучше воспользоваться консультацией мастеров-настройщиков. Также обращаем внимание на то, что иногда требуется установка дополнительного сабвуфера для автоакустики. Однако в каждом конкретном случае нужно учитывать особенности машины. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам получить консультацию специалистов и задать уточняющие вопросы по телефону. superJohn › Блог › Выбор процессора-усилителя. Дополнено.Часто новички задают вопрос: какой процеусь выбрать? И на что обратить внимание, чтобы не прогадать? 1. Helix P-Six DSP — шесть каналов усиления, восемь каналов обработки. 2. AMP Euphoria 60.8DSP — поёт. Восемь каналов усиления, десять процессинга. Можно мостить. Мощи хватает для приличного уровня громкости, но вкрутить так, чтоб е#ашило — не получится, сильно деформируется звук искажениями. Но поёт. Воздух чуток крадёт при этом — не хватает пространства. Но можно закрыть трёшку с лёгкой десяточкой. И реально вывозит. На повседнев — отличный вариант. Особенно если два моста на миды, и по каналу на СЧ и ВЧ. Очень работоспособная схема. 3. AMP Panacea 80.6DSP — шесть каналов усиления. восемь — процессинга. Открыто звучит на СЧ. Пространство рисует лучше Эйфории. Но грубоватые ВЧ. Зато мид — весьма хорош. Пинает — только в путь. Энергетика хорошая. Сабом лучше не нагружать — сдувается быстрей Эйфории. Грубость на ВЧ хорошо скрадывается мидтвитерами, например CDT. Субъективно ущербности на ВЧ не ощущается совсем. 4. MD.Lab 60.6DSP — первооткрыватель направления процессоров-усилителей для меня. Отличный шестиканальный оконечник с восьмиканальным процессором. Не любит сложную музыку. По характеру подачи звука очень похож на Панацею. Но последняя мощнее ощутимо. 5. JL Audio VX800/8i — восемь каналов усиления, десять — процессинга. 6. Audison AP8.9bit: 7. Helix V-Eight MkII — восьмиканальный усилитель с десятиканальным процессингом: 8. Alpine PDP-E800DSP — восьмиканальный усилитель с восьмиканальным процессором: По звуку топ — это JL Audio. Он в высшей лиге. Этакий утончённый качок во фраке с бокалом брюта) Допустим, Шварц. Да, подходит вполне) Сейчас, когда в машине нет места, но есть бюджет — Хеликс. Псих или Виэйт — зависит от музыки, под которую точится тачка. Сообщества › Автозвук › Блог › Малыш класса D для шириков своими рукам из комплектующих с АлиэкспрессВот такой получился малыш класса D для шириков. Честные 50 Ватт на канал среднеквадратичной мощности Читайте также: Заводское оборудование на авто Панельный усилитель мощности 600 ВтХороший вариант для самодельной аудиосистемы — врезная панель с радиатором и усилителем мощности. Работает от 12V, выходная мощность до 600W. Подходит для самодельного сабвуфера. Автомобильный сабвуферНеплохая модель автомобильного сабвуфера для установки в багажник. Максимальная развиваемая мощность: 1200 (Вт). Номинальная мощность: 300 Вт. Имеет встроенный усилитель (1200 Вт, 12В). Динамик низкочастотный 10 дюймов. Размер для установки: 340 х 420 х 345 мм. Отдельный усилитель не требует, работает напрямую от головного устройства. Отличная штука! Мощный динамик PW-006 в автомобильЕще один мощный низкочастотный динамик для любителей самодельной аудиосистемы. Это модель Комплект для аудиоподготовкиБольшой монтажный комплект с проводами и клеммами для подключения автомобильных динамиков и усилителей. Аудикабель 8GA выдерживает 1500 Вт звука. В комплекте есть специальный предохранитель на 60 ампер с держателем (это важно). В комплекте 5 метров силового кабеля, 0,6 метра кабеля минусового провода (земля), 5 метров аудиокабеля RCA (сигнальный), предохранитель с держателем, клеммы. Цифровой сигнальный процессор для автомобиляМощный головной цифровой аудиопроцессор со встроенным усилителем. Это модель PUZU ISO Car DSP Amplifier на четыре мощных выхода по 150W или 6 выходов на усилители. Работает с программным обеспечением под Android (приложение), подключается через Bluetooth 4.2. Сигнальный процессор воспроизводит высококачественный звук lossless c USB накопителя. Выбираем, добавляем в корзину, сохраняем на будущее. Традиционно: свежие и рабочие промокоды Алиэкспресс. Звук в автомобиле: подбираем усилитель — мощный, но аккуратныйШтатные автомобильные аудиосистемы — настоящая головная боль для тех, кто привык к качественному звучанию. Я уже рассказывал о возможных способах их апгрейда, сегодня остановлюсь подробнее на одном из элементов — автомобильных усилителях. Их специфика порой сильно отличается от домашних. Чем не угодил штатный усилитель?Полагаю, пропустить этот вопрос было бы неверно. Причин поменять штатный усилитель несколько. Во-первых, выходная мощность. В данном случае она нужна совсем не для громкости, или, строго говоря, не только для неё. В штатных системах чаще всего используются совсем простые усилители и динамики с пониженным импедансом. Если мы собрались строить новую систему, то совсем не факт, что новые динамики от штатного усилителя зазвучат хорошо. Они могут иметь, например, импеданс выше, чувствительность ниже, и с ними мы с большой вероятностью получим чёрт знает что. Исключения составляет акустика, которая изначально позиционируется производителями для апгрейда «штаток», но мы вроде бы замахнулись на более серьёзные улучшения, а этот вариант уже оставили позади.
Во-вторых, потому что системы разрабатываются под достаточно жесткие требования — как ценовые, так и конструктивные. Если открыто объявить, что, предположим, аудиокомпоненты для Honda делают Pioneer и Alpine — это может ударить по репутации этих брендов. В-третьих, оснащение. Штатный усилитель рассчитан на один единственный вариант системы и имеет ноль целых шиш десятых по части дополнительных настроек. А если нам нужно элементарно включить ФВЧ во фронтальных или тыловых каналах? А если нужно подстроить ФНЧ в каналах сабвуфера, чтобы состыковать его с акустическими системами? А если есть более серьёзные намерения? Итак, по всему получается, что при апгрейде системы простая замена акустики прокатывает не всегда, и новый усилитель становится в разряд must have. С чего начать поиск правильного усилителя?Как всегда, выбор следует делать исходя из потребностей. Иными словами, сначала проектируем состав системы, а по нему уже становится видно, каким должен быть усилитель. Самое простое — возьмите листок бумаги и нарисуйте, где какие динамики у вас будут установлены. Определитесь с типом подключения акустики — через пассивные кроссоверы или поканально с активным делением полос. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, но это — тема отдельного разговора. Пока лишь отмечу, что первый вариант попроще, а второй имеет больше возможностей по настройке и «сведению» полос. В зависимости от выбранного варианта будем подбирать усилители с нужным числом каналов и функционалом.
Уже на этом этапе оцените, что будет являться источником в системе. Если головное устройство с обычными линейными выходами, то тут проблем никаких. Если же вы имеете дело со штатной «головой», то тут почти всегда приходится искать обходные манёвры. Я уже рассматривал эту тему подробнее в статье «Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше», сейчас отмечу лишь то, что касается подключения усилителей. Итак, вариантов несколько. Самый простой — подключение прямо к выходам штатного усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь кроме обычных входов еще и высокоуровневые. Если их нет, то можно использовать так называемые «преобразователи высокого уровня в линейный».
Этот вариант прост, но применим далеко не всегда. Чаще всего штатный усилитель выдает в лучшем случае скорректированный сигнал, а в худшем — приходится иметь дело вообще с многополосным усилением. В этом случае «собрать» исходный сигнал можно только специализированным процессором, и уже потом подключать к нему усилитель. Сюда же отнесём и варианты штатных систем с MOST-шиной, из которой специальным адаптером можно «вытащить» SPDIF или аналоговый сигнал. Поскольку подобных сложных систем становится всё больше, совсем неудивительно, что на рынке начали появляться усилители с уже встроенным процессором. Но об оснащении чуть дальше. Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?На самом деле, сама усилительная часть — особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.
Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим — это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.
Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних — это оснащение. Домашние в большинстве своём — чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры. Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц — чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо — нет уж, увольте. А вот активное деление — самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя — это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.
Ну а дальше — больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн». Песня о комбайнёрах, или Усилитель плюс процессорСейчас этот класс усилителей со встроенными процессорами (или процессоров со встроенными усилителями, кому что ближе) можно считать самым перспективным по ряду причин. Во-первых, если в домашней системе вы можете уютно устроиться в самой лучшей точке для прослушивания, то в машине вы всегда имеете дело с отвратительными акустическими условиями салона и чёрт знает как раскиданными по нему динамиками. «Собрать» звучание со всего этого бардака ох как непросто. И как бы презрительно ни кривились аудиофильские снобы и ценители pure passive, сделать это можно только с помощью звукового процессора. Если подойти к делу с умом, то результату могут удивиться даже самые избалованные «домашним звуком» аудиофилы. Проверено неоднократно.
Во-вторых, в большинстве случаев только с процессором можно построить систему на базе штатного головного устройства. Немало автомобилей, в которых никаким способом нельзя вытащить исходный сигнал со штатной «головы» — он либо скорректирован, либо вообще порезан на частотные полосы. В качестве наглядного примера — итальянский концерн Elettromedia, который давно и довольно успешно разрабатывает тему построения новых систем от штатных головных устройств. Суть процессоров, выпускаемых под брендом Audison, следующая. Вы отключаете штатные динамики и заводите сигнал со штатного усилителя на входы процессора. Настройка происходит так. Включаете диск из комплекта и запускаете в процессоре режим настройки. Процессор «слушает» входы, автоматически «складывает» порезанные на частотные полосы сигналы (в том числе и с учетом фазовых сдвигов), проводит деэквализацию, и вы получаете «восстановленный», как томатный сок из пасты, звуковой сигнал. Алгоритм такого сложения — и есть предмет гордости разработчиков.
Снобы наверняка покривятся, мол, какая уж тут аудиофилия, если мы имеем дело не с исходным сигналом, а собранным, простите, «из г… и палок»? Согласен, о High End тут никто и не говорит. Но, во-первых, система в итоге всё равно заиграет на две головы лучше, чем штатная «балалайка». А во-вторых, и это самое главное — процессор в данном случае нужен для того, чтобы корректно вписать в систему дополнительный высококачественный источник, полностью сохранив функциональность штатного головного устройства. Правда, серьезных источников, предназначенных исключительно для автомобильного применения, на сегодняшний день пока не очень много. Разве что Sony GS-9, читающая всё, вплоть до формата DSD, да Audison bit Play, который итальянцы до сих пор доводят до ума. Умельцы, правда, вовсю используют в автомобилях домашние плееры (в том числе и ваш покорный), но это можно в расчёт не брать. Тем не менее, как говорил персонаж из старого анекдота, «тенденция, однако» — курс на Hi Res в автомобиле уже взят. И процессоры (в том числе и со встроенными усилителями) здесь — ключевое звено. Размер имеет значение: даже D-класс бывает разнымНо мы отвлеклись, вернёмся снова к усилителям. Если каких-то пять-семь лет назад АВ-класс имел непререкаемый авторитет, то сегодня автомобильные усилители D-класса во многих случаях выглядят уже предпочтительнее. Во-первых, компактность. Дома усилитель размером с тумбочку хоть и выглядит громоздким, но всё равно не вызывает настолько серьёзных проблем. В машине разница в длине корпуса всего в 5 см может оказаться решающей. Далеко не каждый сегодня хочет выставлять компоненты аудиосистемы напоказ и тратить много денег на инсталляцию. А компактный D-класс позволяет сделать инсталляцию скрытой. Возможность уместить усилитель, скажем, под сиденьем или под панелью кажется весьма привлекательной.
Во-вторых, — энергоэффективность. Опять же, по сравнению с домашней техникой, в автомобиле этот вопрос стоит особо остро. Особенно с увеличением числа электромобилей и гибридов. Пускать больше половины потребляемой энергии в тепло, согласитесь, не самый рациональный способ её расходования. Впрочем, совсем под обивку прятать такие усилители всё равно не стоит, тепловыделение хоть и не такое, как у АВ-класса, но всё-таки не нулевое. Хотя бы какой-то воздухообмен обеспечиваться должен.
Ну и третий довод в сторону D-класса — это, как ни странно покажется многим, качество звучания. Я не беру сейчас в расчёт дорогие усилители высокого класса, там другой расклад. Но в умеренной ценовой категории при сопоставимых ценах АВ-класс чаще всего действительно проигрывает современному D-классу. Лет пять назад это было бы спорным утверждением, но с появлением новых чипов, работающих на несущих частотах под полмегагерца, это уже факт. Особенности подключения автомобильного усилителяСуществует интересная фраза, о том, что «усилители на самом деле ничего не усиливают, они просто модулируют питание». Одно из существенных отличий автомобильного усилителя от домашнего, о котором вскользь упомянул в самом начале, — это работа от бортовой сети автомобиля. Номинальное напряжение в ней составляет 12 Вольт (реально чуть выше, но сейчас это не суть). Значит, чтобы получить на выходе достаточную мощность, токопотребление должно быть доводьно серьёзным — десятки, а в пиках сигнала даже сотни Ампер. Отсюда и особые требования к подключению питания. На первый взгляд, всё это выглядит немного пугающе, но на самом деле, если придерживаться нескольких простых правил, проблем возникнуть не должно. Во-первых, усилитель ни в коем случае нельзя подключать к штатной проводке. Она не рассчитана на такие токи. Берите отдельные кабели и прокладывайте их от усилителя непосредственно к аккумулятору. Можно и плюс, и минус, а можно только плюс (минус при этом идёт по «массе»). Однозначного ответа, какой вариант лучше, пожалуй, нет, но лично я предпочитаю первый способ. Хотя бы потому, что в нынешних автомобилях слишком много электроники, которая тоже «завязана» на кузов.
Не жадничайте, используйте для подключения специализированные автомобильные кабели — они имеют мягкую изоляцию, устойчивую к перепадам температур. Любители использовать разного рода КГ-25 и прочие подобные промышленные кабели уже через год будут лицезреть в подкапотном пространстве рассыпающуюся резиновую изоляцию. Наблюдал такое неоднократно, к счастью, не у себя. Кстати, имейте в виду, дешевые кабели могут быть не медными, а так называемыми CCA (Copper Clad Aluminium), «обмеднённые» алюминиевые. Они менее долговечны, сильнее подвергаются коррозии и быстрее ослабевают в местах контактов. Чистая медь в этом плане всё же лучше, хоть и дороже. А ещё лучше — луженая медь. Во-вторых, подбирайте достаточное сечение питающих кабелей исходя из их длины и токопотребления усилителя. Даже десятые доли Ома в питающей линии могут давать просадку напряжения в пиках сигнала на несколько Вольт. А это не только влияет на звучание, но и чревато выходом из строя блока питания усилителя. По этой же причине старайтесь сразу просчитать необходимую длину кабеля, чтобы избежать лишних стыков.
В-третьих, обязательно ставьте в разрыв питающего кабеля предохранитель. Он должен располагаться как можно ближе к аккумулятору. В отличие от предохранителя в самом усилителе, им вы защищаете не аппаратуру, а сам кабель. Номинал выбирайте исходя из сечения. Например, для кабеля сечением 4 Ga (21 кв.мм) можно использовать предохранитель не более 100 А, а для кабеля сечением 2 Ga (33 кв.мм) — не более 150А. Пять выводов про автомобильные усилителиИтак, подытожу. Если вы всерьёз решили проапгрейдить штатную аудиосистему, новый усилитель определённо нужен. Это раз. Определитесь с источником. Если это будет штатное ГУ, из которого невозможно вывести линейный сигнал или «цифру», то вам нужно будет либо преобразовать высокоуровневый сигнал в линейный отдельным устройством, либо выбрать усилитель с высокоуровневыми входами. Либо, если штатная система с полосовым усилением и коррекцией сигнала, придётся «восстанавливать» исходный сигнал процессором. Это два. Любой автомобильный усилитель имеет дополнительное оснащение — от простых фильтров НЧ и ВЧ, позволяющих разделить акустические системы и сабвуфер, до всё тех же продвинутых процессоров, встроенных в сами усилители. Выбор делайте в зависимости от поставленных задач. Это три. Определитесь с типом инсталляции. Если это «напоказ», то ограничений практически никаких. Если скрытая инсталляция, то есть смысл отдать предпочтение компактным усилителям D-класса. Это четыре. И наконец, уделите должное внимание питанию. Качественное питание — залог нормальной работы усилителя. Это пять.
|