Авто времен первой мировой
Колеса далекой войны: на чем ездили в Первую мировую
Эта кровопролитная военная драма началась с дорожно-транспортного происшествия и доказала, что без четырехколесных помощников современной армии в бою делать нечего. Рассказываем о военных «инновациях» тех лет и о тяжелой службе машин сто лет назад.
Война — не лучший двигатель прогресса, считал Сакамото Рёма, японский политический деятель середины XIX века. И все-таки Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и ставшая «могилой трех империй», кое-что оставила после себя уцелевшим.
Гусеничный движитель, придуманный для труднопроходимой местности, стали использовать на тяжелой военной технике и подвергли многочисленным улучшениям. Аэропланы за четыре военных года эволюционировали от «этажерок» с деревянным каркасом до цельметаллических самолетов, какими мы их привыкли видеть.
Что же до автомобиля, то он начал Первую мировую уже вполне состоявшимся. Первый прорыв от самодвижущихся паровых колясок до конвейерной сборки многотысячными тиражами он уже успел пройти до печальных событий. За годы его службы в армии в 1914-1919 годах ничего кардинально нового внедрено не было.
Военный дебют
Более того, первый вооруженный конфликт с участием автомобиля начался за 15 лет до Первой мировой — в ходе Англо-бурской войны 1899-1902 годов, также знаменитой еще одной «инновацией», хотя и куда более сомнительной, — концентрационными лагерями для военнопленных и мирного населения.
Конечно, это был всего лишь прототип, который, хотя и успел покататься по полям сражений, на вооружение принят не был и широкого применения тогда не нашел. Однако у автора идеи инициативности ничуть не убавилось. Симмс явно понимал, что со временем его изобретение оценят по заслугам и поэтому в 1902 году создал первый в мире бронированный автомобиль.
Этот забавный броневик так и не поучаствовал ни в одном сражении. Зато в 1908 году Генри Форд запустил первую массовую модель Т, и самобеглые коляски стали заполнять города. До войны оставалось всего шесть лет.
Самое интересное, что первое кровопролитие свершилось при непосредственном участии автомобиля. Эрцгерцог Франц Фердинанд погиб в салоне открытого лимузина Gräf & Stift Double Phaeton 1910 года выпуска, когда ехал на нем по Сараево вместе с владельцем машины и по совместительству своим приятелем графом Францем фон Гаррахом.
Путь к популярности
Несмотря на то что консервативные генералы всех воюющих сторон в начале войны руководствовались принципами 1870-х годов и упорно не призывали машины в армию, наши четырехколесные друзья частенько сами оказывались на фронте и использовались для перевозки тех самых генералов.
После первых боев полководцы довольно быстро осознали, что автомобиль — вполне резонная замена гужевой повозке и может не хуже, а иногда и лучше лошадей возить раненых, боеприпасы и даже нести вооружение. Тогда же на дорогах появились и первые заграждения против автомобилей — проволочные. А очень скоро — и «антипартизанское» оборудование для машин, которое позволяло разрезать или отводить с дороги заграждения.
Еще неожиданно выяснилось, что на автомобиле намного удобнее патрулировать дороги, чем на лошадях, а уж тем более чем пешком. Поэтому частные автомобили офицеров, а также и машины, захваченные у врага, быстро начинали эксплуатировать.
Еще одна работа для авто, в основном грузовых, нашлась в медицинской службе. В годы Первой мировой впервые начали организовывать производство автомобилей для транспортировки раненых. Апогеем этого стал запечатленный неизвестным фотографом автомобиль Опель медицинской службы, оснащенный полевым алтарем.
«Железные герои» — автомобили и техника Первой мировой
В нынешнем году весь мир отмечал столетие с момента окончания Первой мировой войны — первого глобального конфликта активное участие в котором приняли автомобили и военная техника. Сегодня мы вспоминаем хорошо известных и давно забытых героев без погон и званий, зато на колесах, с моторами, а иногда даже и на гусеницах.
Удивительное дело, но сотню с лишним лет назад мир был не просто готов к войне, он практически жаждал ее. Даже если бы 28 июня 1914-го эрцгерцог Франц Фердинанд не пал жертвой убийцы, изготовившиеся к конфликту стороны все равно нашли бы повод для начала боевых действий. Но случилось так, как случилось. Вот почему роскошный Austro-Daimler с заказным кузовом фаэтон от ателье Graf&Stift (на снимке Франц Фердинанд на заднем ряду рядом с женой) стал невольным свидетелем покушения, в конечном итоге вылившегося не в одну, а в десятки миллионов отнятых жизней. Красивый и редкий автомобиль, а какая незавидная судьба…
К середине 10-х годов прошлого века автомобиль из игрушки для богатых и знаменитых превратился в более-менее привычное транспортное средство. Кто бы знал, что оно способно влиять на ход войны!
Осенью 1914-го, когда немецкие войска подошли вплотную к Парижу, положение города оказалось критическим. На оголенном участке фронта ничто не мешало противнику буквально одним броском зайти в тыл французам. На помощь — не поверите! — пришли такси. Вереницы таксомоторов в кратчайшие сроки перебросили на передовую свежие силы из состава только-только прибывшей в Париж Марокканской дивизии. Заткнувшие брешь в обороне машины стали легендой, войдя в историю как «Марнское такси», в честь расположенной поблизости от места битвы речки Марны. Ну а истинное имя героя — Renault Type AG, один из самых популярных таксомоторов того времени.
Использование, причем удачное использование гражданской машины на войне — редкость, почти исключение. Противоборствующие стороны понимали: чтобы быть эффективным, а главное живучим, автомобилю требуется хоть какое-то бронирование. Скажем, англичане уже в первые месяцы войны оснастили несколько легковых «Тальботов» бронелистами. Машины, приписанные к «Авиационно-морскому военному ведомству», использовались во время французской кампании как штабные и связные автомобили. Впоследствии некоторые из так называемых «адмиралтейских» «Тальботов» усилили пулеметным вооружением.
Массовое применение автомобилей уже в первые военные месяцы привело к массовым проблемам. Машинам требовалось топливо — вернее много топлива, и расходники — много расходников. Особенно тяжелая ситуация складывалась с шинами. Промышленность не успевала в полном объеме обеспечить покрышками все армейские автомобили. Поэтому многие машины либо вставали на прикол, либо получали эрзац-шины. Именно тогда немцы достаточно активно использовали так называемые пружинные колеса. На снимке — легковой автомобиль берлинской фирмы Protos, обутый в необычную «резину». Представляете, какой держак и плавность хода обеспечивали такие покрышки?! Но лучше все же плохо ехать, чем хорошо стоять…
В Первую мировую главной транспортной единицей армии еще оставалась лошадь. Ее судьба, впрочем, была уже предрешена. Мало-помалу войска пополнялись грузовиками, в том числе и полноприводными. Такими, например, как знаменитый Jeffery Quad. Изначально этот американский грузовик создавался не для военных действий, а для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Но полный привод и надежная конструкция сделали «Куад» прирожденным воякой. Всего в войсках Антанты и ее союзников несло службу несколько тысяч грузовиков Jeffery Quad. Причем положительный опыт эксплуатации машины в дальнейшем подтолкнул американцев к идее создания многоцелевого полноприводного вездехода, а проще говоря первого «Джипа».
Еще одним героем войны стали гусеничные тракторы американской фирмы Holt Manufacturing Company, активно применявшиеся для буксировки тяжелой артиллерии. Уже в 1916-м в составе английских и французских частей числилось около тысячи тракторов Holt 75 и Holt 120. Эти модели различались не только мощностью бензинового (!) двигателя (цифры в названии указывают на количество лошадиных сил), но и системой управления. Более тяжелому Holt 120 в маневрировании помогало дополнительное переднее колесо. Кстати, основатель компании Бенджамин Холт уже после войны получил публичное признание от командования союзников за весомый вклад в победу.
В армиях Тройственного союза служили и более диковинные машины. Взять хотя бы тягач-генератор Austro-Daimler M16. По сути, перед нами один из первых в мире гибридных грузовиков. Бензиновый мотор передней части тягача заряжал аккумуляторы, от которого питались восемь ступичных электромоторов тягового прицепа. Классический пример последовательного гибрида. Бензиново-электрический тягач Austro-Daimler мог буксировать груз массой свыше 25 тонн. Кстати, принцип действия M16 вовсе не случайно напоминает первый гибридный автомобиль мира — небезызвестный Lohner Porsche Mixte. Ведь в годы Первой мировой Фердинанд Порше как раз и являлся главным конструктором Austro-Daimler. Тягач М16 тоже его работа.
Битва при Вердене — одна из самых кровопролитных и длительных за всю Первую мировую. И одна из тех, где автомобили сыграли ключевую роль. В феврале 1916-го, после успешного наступления немцев, союзные войска оказались в критической ситуации. Но французы опять прибегли к испытанному еще при «Марнском сражении» средству. По единственной неконтролируемой немцами дороге свыше шести тысяч грузовиков и легковушек перебросили к Вердену войска с других участков фронта. За какую-то неделю с помощью автотранспорта на передовую стянули около 190 тысяч солдат и 25 тысяч тонн грузов. Наступление немцев удалось остановить.
Отечественные конструкторы также внесли существенный вклад в развитие бронеавтомобилей. Один из самых удачных примеров пушечного броневика Первой мировой — русский «Гарфорд-Путилов». Машина, разработанная генерал-майором Николаем Михайловичем Филатовым, базировалась на шасси американского грузовика Garford, а ее выпуск наладили на путиловском заводе в Петрограде. Отсюда, собственно, и название. «Гарфорд» не поражал маневренностью и скоростью — возможностей 30-сильного мотора тяжелому бронированному траку явно не хватало, зато эффективная противопульная защита и более чем серьезный арсенал, включавший, помимо пулеметов, еще и 76-миллиметровую пушку системы «Данглиз-Шнейдер», позволяли экипажам подавлять хорошо укрепленные боевые точки противника, оставаясь неуязвимыми для неприятельского огня с кинжальной дистанции.
Впрочем, у Луи Буаро нашлись последователи. Достаточно посмотреть на первый участвовавший в боевых действиях танк — речь об английском Mk.1 и его модификациях, — чтобы обнаружить сходство. Огромный цельнометаллический бак (tank, если по-английски), чудовищных размеров гусеницы, опоясавшие корпус, крайняя медлительность и низкая маневренность. Экипаж, правда, закрывала надежная противопульная броня толщиной 6-15 мм, но со временем немцы стали эффективно использовать новые бронебойные пули. Кроме того, чудовищная жара внутри танка часто заставляла экипажи открывать люки для принудительной вентиляции, тем самым увеличивая уязвимость машин. Всего британцы построили свыше 150 тяжелых танков серии Mk.1-4, но гораздо больший вклад в победу союзников они внесли не на поле боя, а в качестве героев информационной войны. Пропаганда часто и активно использовала образ нового сверхоружия для поднятия боевого духа своих частей и, соответственно, наведения ужаса на неприятеля.
Как известно Царь-колокол никогда не звонил, а Царь-пушка ни разу не выстрелила. Такую же незавидную участь история уготовила машине инженера Николая Лебеденко, более известной как Царь-танк. Работы над этой диковинной конструкцией начались еще в 1914-м, когда самое понятие о танке представлялось крайне размытым. Для эффективного преодоления рвов и траншей Лебеденко предлагал оснастить машину огромными колесами — диаметр передних по 9 метров! За вращение каждого из них отвечал 240-сильный трофейный мотор фирмы Maybaсh. Корпус Царь-танка возвышался над землей на несколько метров, а вооружение состояло из двух пушек и многочисленных пулеметов. Огромные колеса предположительно должны были сделать танк вездеходным, но на первых же ходовых испытаниях тяжеленный Царь-танк банально зарылся в грунт. Лебеденко посчитал, что ситуацию исправит установка еще более мощных двигателей. Но вторая неудача на тестах — в этот раз уже через пару минут новый форсированный мотор словил клина — развенчала идею гигантской машины до статуса инженерного казуса.
Поистине уникальная машина, которая, пожалуй, не использовалась ни до, ни после Первой мировой. То, что вы видите, можно назвать передвижной голубятней, а можно мобильным пунктом связи. Радиостанции в то время были большой редкостью, так что сообщения между войсковыми частями и командованием доставляли вестовые, собаки-курьеры, а также почтовые голуби.
Очень символичный кадр, кстати. Хочется всем пожелать, чтобы в наступающем 2019-м и во всех последующих годах тоже, война оставалась для всех лишь историей и ничем другим.
Удивительное дело, но сотню с лишним лет назад мир был не просто готов к войне, он практически жаждал ее. Даже если бы 28 июня 1914-го эрцгерцог Франц Фердинанд не пал жертвой убийцы, изготовившиеся к конфликту стороны все равно нашли бы повод для начала боевых действий. Но случилось так, как случилось. Вот почему роскошный Austro-Daimler с заказным кузовом фаэтон от ателье Graf&Stift (на снимке Франц Фердинанд на заднем ряду рядом с женой) стал невольным свидетелем покушения, в конечном итоге вылившегося не в одну, а в десятки миллионов отнятых жизней. Красивый и редкий автомобиль, а какая незавидная судьба…
Renault Type AG, он же Марнское такси
К середине 10-х годов прошлого века автомобиль из игрушки для богатых и знаменитых превратился в более-менее привычное транспортное средство. Кто бы знал, что оно способно влиять на ход войны!
Осенью 1914-го, когда немецкие войска подошли вплотную к Парижу, положение города оказалось критическим. На оголенном участке фронта ничто не мешало противнику буквально одним броском зайти в тыл французам. На помощь — не поверите! — пришли такси. Вереницы таксомоторов в кратчайшие сроки перебросили на передовую свежие силы из состава только-только прибывшей в Париж Марокканской дивизии. Заткнувшие брешь в обороне машины стали легендой, войдя в историю как «Марнское такси», в честь расположенной поблизости от места битвы речки Марны. Ну а истинное имя героя — Renault Type AG, один из самых популярных таксомоторов того времени.
Легкие броневики фирмы Clement Talbot на службе британского адмиралтейства
Использование, причем удачное использование гражданской машины на войне — редкость, почти исключение. Противоборствующие стороны понимали: чтобы быть эффективным, а главное живучим, автомобилю требуется хоть какое-то бронирование. Скажем, англичане уже в первые месяцы войны оснастили несколько легковых «Тальботов» бронелистами. Машины, приписанные к «Авиационно-морскому военному ведомству», использовались во время французской кампании как штабные и связные автомобили. Впоследствии некоторые из так называемых «адмиралтейских» «Тальботов» усилили пулеметным вооружением.
Эрзац-шины этого Протоса передают привет задницам водителя и пассажиров
Массовое применение автомобилей уже в первые военные месяцы привело к массовым проблемам. Машинам требовалось топливо — вернее много топлива, и расходники — много расходников. Особенно тяжелая ситуация складывалась с шинами. Промышленность не успевала в полном объеме обеспечить покрышками все армейские автомобили. Поэтому многие машины либо вставали на прикол, либо получали эрзац-шины. Именно тогда немцы достаточно активно использовали так называемые пружинные колеса. На снимке — легковой автомобиль берлинской фирмы Protos, обутый в необычную «резину». Представляете, какой держак и плавность хода обеспечивали такие покрышки?! Но лучше все же плохо ехать, чем хорошо стоять…
Грузовики ‘Джеффери’ умели удивлять не только в военное, но и в мирное время
В Первую мировую главной транспортной единицей армии еще оставалась лошадь. Ее судьба, впрочем, была уже предрешена. Мало-помалу войска пополнялись грузовиками, в том числе и полноприводными. Такими, например, как знаменитый Jeffery Quad. Изначально этот американский грузовик создавался не для военных действий, а для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Но полный привод и надежная конструкция сделали «Куад» прирожденным воякой. Всего в войсках Антанты и ее союзников несло службу несколько тысяч грузовиков Jeffery Quad. Причем положительный опыт эксплуатации машины в дальнейшем подтолкнул американцев к идее создания многоцелевого полноприводного вездехода, а проще говоря первого «Джипа».
Огромная мортира не выглядит проблемой для тягача Holt 75
Еще одним героем войны стали гусеничные тракторы американской фирмы Holt Manufacturing Company, активно применявшиеся для буксировки тяжелой артиллерии. Уже в 1916-м в составе английских и французских частей числилось около тысячи тракторов Holt 75 и Holt 120. Эти модели различались не только мощностью бензинового (!) двигателя (цифры в названии указывают на количество лошадиных сил), но и системой управления. Более тяжелому Holt 120 в маневрировании помогало дополнительное переднее колесо. Кстати, основатель компании Бенджамин Холт уже после войны получил публичное признание от командования союзников за весомый вклад в победу.
Austro Daimler M16 от Фердинанда Порше за работой
В армиях Тройственного союза служили и более диковинные машины. Взять хотя бы тягач-генератор Austro-Daimler M16. По сути, перед нами один из первых в мире гибридных грузовиков. Бензиновый мотор передней части тягача заряжал аккумуляторы, от которого питались восемь ступичных электромоторов тягового прицепа. Классический пример последовательного гибрида. Бензиново-электрический тягач Austro-Daimler мог буксировать груз массой свыше 25 тонн. Кстати, принцип действия M16 вовсе не случайно напоминает первый гибридный автомобиль мира — небезызвестный Lohner Porsche Mixte. Ведь в годы Первой мировой Фердинанд Порше как раз и являлся главным конструктором Austro-Daimler. Тягач М16 тоже его работа.
В первую мировую французы стали настоящими виртуозами логистики
Битва при Вердене — одна из самых кровопролитных и длительных за всю Первую мировую. И одна из тех, где автомобили сыграли ключевую роль. В феврале 1916-го, после успешного наступления немцев, союзные войска оказались в критической ситуации. Но французы опять прибегли к испытанному еще при «Марнском сражении» средству. По единственной неконтролируемой немцами дороге свыше шести тысяч грузовиков и легковушек перебросили к Вердену войска с других участков фронта. За какую-то неделю с помощью автотранспорта на передовую стянули около 190 тысяч солдат и 25 тысяч тонн грузов. Наступление немцев удалось остановить.
‘Роллс-Ройс’ с пулеметом больше не кажется странным пожеланием на новый год
Lancia, как видите, это не только Delta, Stratos и чемпионат мира по ралли
Бронегрузовик ‘Гарфорд-Путилов’ в защитном камуфляже
Отечественные конструкторы также внесли существенный вклад в развитие бронеавтомобилей. Один из самых удачных примеров пушечного броневика Первой мировой — русский «Гарфорд-Путилов». Машина, разработанная генерал-майором Николаем Михайловичем Филатовым, базировалась на шасси американского грузовика Garford, а ее выпуск наладили на путиловском заводе в Петрограде. Отсюда, собственно, и название. «Гарфорд» не поражал маневренностью и скоростью — возможностей 30-сильного мотора тяжелому бронированному траку явно не хватало, зато эффективная противопульная защита и более чем серьезный арсенал, включавший, помимо пулеметов, еще и 76-миллиметровую пушку системы «Данглиз-Шнейдер», позволяли экипажам подавлять хорошо укрепленные боевые точки противника, оставаясь неуязвимыми для неприятельского огня с кинжальной дистанции.
Полноприводной, но слишком уж сложный в эксплуатации броневик Erhardt E/V4
Лучшим словом для описании конструкции инженера Буаро будет слово ‘нечто’
Британские Mark I-IV считаются первыми в мире настоящими танками
Впрочем, у Луи Буаро нашлись последователи. Достаточно посмотреть на первый участвовавший в боевых действиях танк — речь об английском Mk.1 и его модификациях, — чтобы обнаружить сходство. Огромный цельнометаллический бак (tank, если по-английски), чудовищных размеров гусеницы, опоясавшие корпус, крайняя медлительность и низкая маневренность. Экипаж, правда, закрывала надежная противопульная броня толщиной 6-15 мм, но со временем немцы стали эффективно использовать новые бронебойные пули. Кроме того, чудовищная жара внутри танка часто заставляла экипажи открывать люки для принудительной вентиляции, тем самым увеличивая уязвимость машин. Всего британцы построили свыше 150 тяжелых танков серии Mk.1-4, но гораздо больший вклад в победу союзников они внесли не на поле боя, а в качестве героев информационной войны. Пропаганда часто и активно использовала образ нового сверхоружия для поднятия боевого духа своих частей и, соответственно, наведения ужаса на неприятеля.
В нарисованном виде немецкий A7V кажется более устрашающим
За сотню лет до Логана, доступный Рено выглядел вот так
Масштабы танка Лебеденко впечатляют…
Как известно Царь-колокол никогда не звонил, а Царь-пушка ни разу не выстрелила. Такую же незавидную участь история уготовила машине инженера Николая Лебеденко, более известной как Царь-танк. Работы над этой диковинной конструкцией начались еще в 1914-м, когда самое понятие о танке представлялось крайне размытым. Для эффективного преодоления рвов и траншей Лебеденко предлагал оснастить машину огромными колесами — диаметр передних по 9 метров! За вращение каждого из них отвечал 240-сильный трофейный мотор фирмы Maybaсh. Корпус Царь-танка возвышался над землей на несколько метров, а вооружение состояло из двух пушек и многочисленных пулеметов. Огромные колеса предположительно должны были сделать танк вездеходным, но на первых же ходовых испытаниях тяжеленный Царь-танк банально зарылся в грунт. Лебеденко посчитал, что ситуацию исправит установка еще более мощных двигателей. Но вторая неудача на тестах — в этот раз уже через пару минут новый форсированный мотор словил клина — развенчала идею гигантской машины до статуса инженерного казуса.
Переоборудованный в мобильную голубятню британский грузовик LGOC B-type
Поистине уникальная машина, которая, пожалуй, не использовалась ни до, ни после Первой мировой. То, что вы видите, можно назвать передвижной голубятней, а можно мобильным пунктом связи. Радиостанции в то время были большой редкостью, так что сообщения между войсковыми частями и командованием доставляли вестовые, собаки-курьеры, а также почтовые голуби.
Очень символичный кадр, кстати. Хочется всем пожелать, чтобы в наступающем 2019-м и во всех последующих годах тоже, война оставалась для всех лишь историей и ничем другим.
Грузовые автомобили Первой мировой войны. США
Во время Первой мировой войны одним из наиболее широко используемых автомобилей американского производства был знаменитый «Форд Т», или «Жестянка Лиззи». Это был самый массовый, самый популярный автомобиль в США, и нечему удивляться, что когда началась война, именно он в массовом количестве отправился также и воевать. Только британская армия, например, использовала около 19 000 таких автомобилей, и к этому следует добавить еще и все те машины, что использовали американцы после их вступления в войну. Причем сделала «модель T» популярной отнюдь не его технологичность, которая волновала в первую очередь его производителя, а такие его качества как надежность, неприхотливость, низкая стоимость и простота обслуживания и ремонта.
Конструкция машины была предельно простой. Передний и задний мосты были установлены на одной поперечной рессоре каждый. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель рабочим объёмом 2,9 л (2893 см³) и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие нововведения как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач. Тормоза были только на задних колесах, и при этом имели и ножной и ручной привод. Последний участвовал также и в переключении передач. Стартера сначала не было: двигатель приходилось заводить рукояткой.
Понятно, что такую машину можно было легко приспособить для самых разных нужд. Это мог быть и штабной автомобиль, и легкий грузовой автомобиль, легкий фургон, легкая патрульная машина, автомобиль связи и даже мотодрезина для передвижения по рельсам. Но самым главным вариантом «Жестянки Лиззи» стал автомобиль «скорой помощи». Во время Первой мировой войны еще до вступления Соединенных Штатов в войну, некоторые благотворительные организации предложили «модель Т» в варианте «скорой помощи» командованию союзных войск и начали его поставки. При этом в Европу отправлялась только ходовая часть, а кузов делали уже на месте, на предприятии Келльнер в местечке Булонь, под Парижем.
«Скорая помощь» могла перевозить трех пациентов на носилках или четырех сидящих, и еще два могли сидеть рядом с водителем. Именно в этом варианте «Жестянка Лиззи» на войне зарекомендовала себя лучше всего. Малый вес на грязной и покрытой ямами военной дороге позволял ее легко вытащить даже двум-трем солдатам, ну, а они на фронтовых дорогах встречались постоянно. Он был также, как уже отмечалось, очень простым в обслуживании и ремонте, так что починить его можно было прямо на дороге, не обращаясь в ремонтную мастерскую. К ноябрю 1918 года 4362 автомобилей «Форд Т» в варианте «скорой помощи» были отправлены из США в Европу, где он стал самым распространенным авто этого типа среди всех, используемых союзниками во время войны. Многие американские сотрудники службы Красного Креста и волонтеры-водители ездили именно на этом автомобиле, включая писателя Эрнеста Хемингуэя и будущего мультипликатора Уолтера Диснея.
Первая модель такого грузовика пошла в производство в 1916 году, причем дешевизны ради, у нее не было даже лобового стекла! Передача была надежной, но тяжелой, с цепным приводом задней оси. Однако именно из-за этого автомобиль AC вскоре заслужил репутацию очень надежной машины, так что многие даже говорили, что он способен выполнять почти невыполнимые задачи. В то время как другие грузовики могли легко завязнуть в грязи французской глубинки, этому грузовику она была не помеха. Ну, а свое прозвище «Бульдог» грузовик заработал на службе в британской армии, куда было поставлено свыше 2 000 таких грузовиков. Видимо кто-то из испытывавших ее инженеров, сказал, что она похожа на бульдога, вот так прозвище «бульдог» к ней и пристало. Ну, а в Англии это прозвище было очень почетным, так как англичане бульдогов любили, так что в 1922 компания «Мак» приняла его даже в качестве корпоративной эмблемы. Принятый в качестве стандартного 5-тонныго грузовика, «Мак» был в количестве 4470 отправлен во Францию с американским экспедиционным корпусом. Американские солдаты вскоре подтвердили высокую оценку качества этого грузовика. Поставлялся он также и во французскую армию.
«Джеффри-Квад» был также одним из очень популярных грузовиков Первой мировой войны. Он был разработан компанией Томаса Б. Джеффри в Кеноше, штат Висконсин в США в 1913 году. Это был 2-тонный полноприводный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем и коробкой передач имевшей четыре скорости вперед и столько же назад. При этом он имел рулевое управление на все четыре колеса, что давало ему очень малый радиус разворота, который составлял всего 8,5 метров. Все колеса имели тормоза, благодаря чему на скорости около 20 миль в час его тормозной путь равнялся длине его корпуса. Производство грузовика началось в 1913 году, а пик выпуска — 11490 машин пришелся на 1918 год. В августе 1916 года Чарльз Т. Джеффери (сын основателя фирмы) продал ее бизнесмену Чарльзу Нэшу, который переименовал ее в свою честь после чего автомобили также стали называться «Нэш-Квад».
Четыре ведущих колеса, да к тому же еще и все управляемые сделали из этой машины чемпиона грунтовых дорог и очень популярным сразу в нескольких армиях. На первом месте он, конечно в армии и в корпусе морской пехоты США, но использовался также вооруженными силами Франции и Великобритании, где он применялся в качестве генерального перевозчика, эвакуатора и опять же «скорой помощи». В США он стал основой для создания бронеавтомобиля, а в России, куда эти грузовики также поставлялись, на его основе был построен БА «Джеффри-Поплавко».
Французская армия также использовала его в качестве транспортного средства, вот только вместо буксировки знаменитой 75-мм пушки образца 1897 года, «Джеффри-Квад» возил его у себя в кузове с использованием специальных пандусов для загрузки. Поводом для этого решения стала мысль о том, что спицованные деревянные колеса этого орудия не подходят для высокоскоростной буксировки, и что полноприводный автомобиль сможет легче отвести это орудие, нежели отбуксировать его традиционным способом. Эта импровизация повысила мобильность французской артиллерии, однако в итоге не прижилась, хотя концу войны во французской армии было сформировано целых 33 полка таких вот артиллерийских транспортеров.
Фирма «Гарфорд Мотор Трак Компани» основанная в 1910 году предпринимателем Артуром Гарфордом в городке Элирия, штат Огайо (в нескольких километрах от Кливленда) в начале выпускала легковые автомобили, 1-тонные пикапы и грузовые автомобили грузоподъёмностью 2, 3 и 5 тонн, а также самосвалы на базе последних. Автомобили оснащались двигателями собственного производства, причем двигатели 3- и 5-тонных грузовых автомобилей размещались под кабиной водителя, которые являлись, таким образом, бескапотными. В 1912 году фирма поучила заказ на партию грузовиков для нужд Почтовой службы США, а с началом Первой мировой войны стала поставлять грузовые автомобили для армии. Армия закупала в основном легковые и санитарные машины, 1-тонные пикапы и 5-тонные грузовики и самосвалы. В 1915 году русская закупочная комиссия генерала Секретева закупила несколько десятков 5-тонных шасси «Гарфорд» для русской императорской армии, где на их основе были сделаны мощные пушечные броневики «Гарфорд-Путилов».
В 1918 году фирма «Гарфорд» совместно с фирмой «Холт» разработала и построила первый американский 3-тонный грузовик с полугусеничной ходовой частью. В этом же году на мощностях завода было собрано 978 стандартизованных армейских грузовиков «Либерти».
В июле 1917 года армия США, которой требовался надежный штабной автомобиль, после всесторонних испытаний на границе с Мексикой выбрала «Кадиллак» Тип 55 модели «Туринг». Во время Первой Мировой войны для использования во Франции офицерами американских экспедиционных сил было поставлено 2350 машин. Это были машины с мощным двигателем в 70 л. с., который позволял им развивать приличную скорость, да и вообще они отличались своим высоким качеством.
В конце 1914 — начале 1915 года в английской армии очень остро встала проблема буксировки тяжелых орудий и возникла острая нехватка нужных для этого тракторов. И вот первым стандартным трактором этого назначения стал американский сельскохозяйственный фермерский трактор Холт с бензиновым двигателем и широкими гусеницами.
Основал компанию Бенджамин Холт, который в конце ХIХ века представил свой первый паровой трактор. В 1892 году он основал свою собственную компанию по их производству, а между 1890 и 1904 года, Холт уже выпустил около 130 паровых тракторов. После успешных испытаний своих тракторов в 1904 — начале 1905 года, Холт сосредоточил свои усилия на гусеничных тракторах с бензиновыми двигателями и преуспел в этом деле. Товарным знаком марка «Холт» стала в 1910 году.
Первые гусеничные тракторы его фирмы попали в Европу еще в 1912 году, после чего компания «Холт» открыла свои представительства во многих европейских странах. Вскоре после начала войны Королевская артиллерия отобрала трактор «Холт» с двигателем мощностью 75 л.с. в качестве основного тяглового средства для буксировки тяжелых орудий. Однако первые поставки заказанных машин были сделаны только в январе 1915 года. Тракторы были испытаны в Олдершоте и тут же отправлены во Францию, где они стали основным транспортным средством британской армии, и занимались перевозкой таких орудий, как 6, 8 и 9,2-дюймовые гаубицы.
Трактор имел вес около 15 тонн и максимальную скорость всего на 3 км/ч во время буксировки и 8 км/ч без груза. Рулевое управление осуществлялось путем блокировки одной из гусениц в сторону поворота и поворотом рулевого колеса. В целом «Холт» обладал не слишком уж хорошей проходимостью, однако все первые танки Англии и Франции своим рождением обязаны именно ему. Именно глядя на этот трактор, полковник Э. Д. Суинтон, находившийся в это время во Франции, придумал свой «бронированный перевозчик пулеметов», ну, а затем именно на его основе был создан и первый французский танк СА1 фирмы «Шнейдер».
Два бронированных шасси «Холт» также были испытаны в США в качестве танков, но не удовлетворили американцев и так и остались в истории опытными образцами. Что касается британской армии, то там тракторы «Холт» оставались на службе в качестве артиллерийских тягачей вплоть до двадцатых годов. В 1918 году они использовались также для перевозки 3-дюймовых зенитных пушек. В Месопотамии их применяли вместе с гусеничными прицепами для транспортировки грузов через пустыню. Тракторы «Холт» служили даже в Австро-Венгерской армии, а выпускал их по лицензии завод в Будапеште.