автобус до николо берлюковского монастыря
Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино
Кординаты
Описание
В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь).
В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца. позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села).
Фото 1.
. после окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.
В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.
Фото 2.
Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.
Фото 3.
. история Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами.
Фото 4.
Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино.
Фото 5.
На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!
Фото 6.
Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.
Фото 7.
После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.
Фото 8.
После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.
Фото 9.
Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино. С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ). Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».
Фото 10.
Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах:
— http://www.zagorod.cc
— http://sobory.ru
А также моим любимым спутникам в поездке — жене Аннушке и сыну Егорушке!
Контакты
Контактная информация
Адрес
142431, Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино
Электронная почта
reception@berluki.ru — организация экскурсий по монастырю
Телефон для справок
Как добраться до Обители
Ч тобы добраться до Николо-Берлюковского Монастыря на машине надо выехать на Щёлковское шоссе и, слегка потолкавшись на въезде в Щитниково, ехать из Москвы в сторону города Щёлково. В городках, тянущихся вдоль шоссе, будьте осмотрительны: практически в каждом, установлены камеры контроля скорости.
Перед поворотом на г. Щёлково держитесь правее, так как большинство машин уходят налево, в город. После светофора можно немного разогнаться и обогнать “тихоходов”; дорога прямая, двухполосная. Но будьте осторожны: в конце прямика — здание ДПС, после которого Вы загибаете направо и едете до эстакады через Ярославскую железную дорогу. Езжайте по ней, поглядывая на поезда свысока.
Въехав после эстакады в город Чкаловский, не торопитесь: довольно много пешеходных переходов и люди могут идти по ним, не глядя по сторонам. Пропускайте, так проще!
После Чкаловского без затруднений едем через с. Анискино (на обратном пути улыбайтесь — там работает камера контроля скорости для спешащих в столицу). После моста через р. Клязьма въезжаем в п. Юность, где улыбаться надо уже на пути в Обитель.
Проехав п. Райки, Вы, наконец–то, покидаете тесные улицы городков и оказываетесь на прямике с разрешёнными обгонами, где надо быть осторожными, как, впрочем, везде. После прямика можете не разгоняться, так как, завершив левый поворот, Вы подъезжаете к мосту через реку Воря — нашу благодетельницу. С этого моста уже хорошо видно (с пассажирского сидения) нашу знаменитую Колокольню.
После моста можно снижать скорость и включать поворотник, так как метров через 200 Вам — направо. Там есть указатель, не проедете. И после холмисто–извилистой дорожки Вы попадаете в село Авдотьино — место нашего обитания. С небольшого мостика перед въездом в село Колокольня видна во всей своей красе! Подъезжайте к воротам, что рядом с колокольней, паркуйтесь. Приехали!
На автобусе всё проще: из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. Можно доехать и на 320–м автобусе до остановки «Громково» и пройти оставшийся путь пешком.
На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.
Николо-Берлюковская пустынь
Поехали в выходные к дядьке на дачу, ну и пока суть да дело- собирались и всякое такое, они там, уже будучи на даче, решили сгонять в близлежащую от них Николо-Берлюковскую пустынь. Мы выслушав координаты и как добраться- продолжили наш путь. Дорога идет по щелчку, доезжаем до железнодорожного переезда и после него, где то в районе 42 километра, после моста через речку Воря, будет правый поворот с указанием Николо-Берлюковский монастырь. Дальше метров пятьсот дорога бежит через сосновый бор, чьи стволы раскачиваются на ветру и внезапно дорого выскакивает на огромную, возвышающуюся над окрестностями колокольню. Прямо около колокольни находится автобусная остановка, куда приходит автобус 321, идущий от станции метро Щелковская, а справа от неё психиатрическая клиника, находящаяся на территории монастыря. Очень странно что представители ЗАО РПЦ еще не выперли клинику со своей территории, но может статься что вдалеке от Мск аппетиты попов не такие лендлордовские, так что оставим этот вопрос не проясненным.
Где то с начала XIII века на этом месте, в пещерах, обитали монашествующие старцы, и через какое то время здесь появился пещерный храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, и поскольку рядом располагалось село Берлино, то место получило название Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит). Датой основания самого монастыря считается 1606 год, когда с разоренных поляками земель сюда стал стекаться простой люд, стараясь переждать ненастные годы в этом затерянном месте, и в этот же год здесь появился иеросхимонах Варлаам, пришедший из разоренного Стромынского Троицкого монастыря. Под его руководством была возведена деревянная часовенька, куда был водружен образ Святителя Николая Чудотворца. После того как поляки были изгнаны с территории Руси (где то ориентировочно в 1613 году), на этом месте стал возводится храм во имя Святителя Николая Чудотворца. При этом поселенцы стали селиться за территорией монастыря, образовав деревню Авдотьино. Далее на протяжении почти что трехсот лет монастырь расширялся, перестраивался, разбирались и возводились храмы, пока в конце XIX века не была возведено одно из самых примечательных строений монастыря- огромная колокольня, высотой 90 метров, так что по своей высоте она является одной из самых высоких колоколен России. Для справки: самая высокая колокольня (Колокольня Воскресенского собора) на территории России находится в городе Шуя, Ивановской области и её высота составляет 106 метров. Также в этом списке находится колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, чья высота со шпилем составляет 122 метра; заброшенная колокольня в селе Поречье находящееся недалеко от Ростова Великого- её высота составляет 93 метра; Колокольня Троице-Сергиевой Лавры чья высота составляет 88,5 метра. Тогда как колокольня Ивана Великого, находящаяся в московском кремле идет после них всех, со своими 81 метром, но она долгое время время, вплоть до XIX века, оставалась самой высокой колокольней России.
В годы Советской власти монастырь был упразднен и на его территории появились психиатрическая клиника и туберкулезный диспансер, и только в 2004 году на территории обители была возобновлена служба. В 2006 году обитель была официально преобразована в мужской Николо-Берлюковский монастырь. На территории монастыря расположены два храма: реставрирующийся храм Христа Спасителя и храм Троицы Живоначальной.
Подъехав к монастырю, мы завернули по дороге налево и остановились там, на обочине, на которой вдоль монастырской стены стояли машины. Вошли через центральный вход, хотя там и висел запрет на шорты и майку, тем не менее мне никто не сказал дурного слова за мой вид. Внутри монастыря разбит чудесный сад, в котором работаю монахи и примонастырский люд, не знаю уж как официально именуются тетки, что окучивали эти цветы. Если пройти от ворот прямо, то попадаешь в храму Христа Спасителя, стоящему в лесах. В его дворе выставлены колокола на подставках, и нам повезло оказаться там в полдень, так что молодая девушка и монах как раз устраивали звонницу.
Сначала девушка исполняла соло на небольших колоколах установленных на деревянном помосте, а после этого пошла к огромным гигантам, подвешенным на металлических станинах и стала звонить там, используя доску в виде ножного рычага, а монах забрался на помост и отзванивал там, правда в какой то момент он это дело забросил и стал науськивать девчонку на предмет того, что она сбивается с ритма, так что она получив взбучку начала пытаться отзванивать в такт. По территории туда-сюда носился, по видимому, настоятель монастыря, облаченный в белые одеяния, причем за ним толпой неслись, ибо он мчался как паровоз, прихожане. Послушав колокольный звон, мы пошли обратно- и пока народ пошел в сторону служебных помещений, где кстати продавали квас, я пробежался вокруг монастыря, осмотрев колокольню и, выискав в кустах озеро, в которое видимо впадает река Воря. Колокола, кстати, были вроде как от частных дарителей, судя по надписям, но среди них должен был находится колокол отлитый еще в XVIII веке и уцелевший до нашего времени.
После этого мы двинули дальше, заехав по пути в еще один храм. На самом деле в Ногинской области какое то нереальное количество церквей на квадратный километр, причем все они ухоженные и выглядят как новенькие. Видимо обилие вокруг откинувшихся бандитос, воздает благостью для святого дела.
Остановились у одной совершенно чудесной церкви- на её территории был как каменный храм, так и деревянная церковь, вокруг которой располагалось церковное кладбище. Перед каменным храмом стояла каменная звонница, в которой висело три колокола. Сама звонница была сооружена в этаких грузинских мотивах,с водруженным наверху крестом. За ней находился чудесный пруд с синей водой, отражавшей в себе церковь. А в воде, между цветущих белым и розовым цветом лилий, плавали водоплавающие черепахи. Вокруг прудика зверски фотографировалась невеста с женихом, видимо прибывшие на венчание. Пофотографировавшись, мы двинули дальше в сторону дачи, где и провели замечательные выходные, благодаря чудесной погоде, которой нас баловало уходящее лето.
Места в Подмосковье конечно замечательные и отлично подходят для отдыха с друзьями. А храмы, пусть даже и полуразрушенные, навевают такое умиротворение, что только ради этого стоит потратить выходные на поездки.
Паломническая служба
П аломническая служба Николо-Берлюковского монастыря основана в 2009 году по благословению игумена монастыря отца Евмения (Лагутина).
На регулярной основе организуется посещение многих святынь нашего Отечества и зарубежья: Израиля, Египта, Греции и Афона, Италии, Турции, Грузии и т.д.
Контакты Паломнической службы:
+7(905) 501–51–00 Марина
Ближайшие поездки
Паломничество на Руси
Тадиции паломничества к святым местам, мощам угодников Божиих и чудотворным иконам всегда были присущи русскому человеку, и воспринимались как особый подвиг, целью которого было очередное удостоверение в истинности христианства и Боговоплощения.
Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь.
Возникновение термина связано с особенностями христианской паломнической традиции.
Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен возникновения массового паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.Кроме слова «паломничество», существуют и другие синонимы, определяющие это явление, — странничество, поклонничество, богомолье. В России в XIX — начале XX века широко употреблялось именно слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.В России традиция паломничества за десять веков своего существования стала неотъемлемой частью духовной жизни народа.
В Николо-Берлюковском монастыре в то время также были развиты традиции паломничества. Особо прославился своими удивительными путешествиями настоятель нашего монастыря постриженник Афонской горы схиигумен Парфений (Агеев) (1856-1860). Им было написано автобиографическое «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…», ставшее значительным событием в литературном мире той эпохи. Книга выдержала несколько изданий и считалась лучшим описанием Афона.
Действительными членами Императорского Православного Палестинского Общества были игумены обители Адриан (1880-1902) и Тимолай (1902-1909). Причиной создания и основной деятельностью ИППО была помощь в совершении паломничеств на Святую землю наших соотечественников. К слову сказать, тогда это было весьма нелегким занятием — настоящим подвигом, занимавшим во временном промежутке до полугода.
Сегодня совершая паломничества к святым местам, мы имеем возможность прикоснуться к многовековой традиции, что духовно питает и укрепляет всякого христианина, восходящего на духовном пути к Господу.
Николо-Берлюковская пустынь и самая высокая колокольня Подмосковья
До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.
По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».
Аллея Романовых
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.
Адрес:
Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03
Как доехать:
— на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;
— на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.