Автоматическое управление освещением в авто

Автоматический свет в автомобиле: особенности работы в российском межсезонье

Зачем пользоваться функцией автоматического включения фар и габаритов в машине

Автоматическое управление освещением в авто

Система управления дальним светом АНВ становится все более популярной у автовладельцев. С недавнего времени она стала обязательной для установки для автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн. Ее основная функция – переключение фар с дальнего света на ближний и обратно в автоматическом режиме.

Она создана прежде всего для более безопасного вождения в темное время суток. И, надо сказать, справляется со своей задачей превосходно. Существенно улучшается видимость, и свет вашего автомобиля не слепит встречных. К тому же водитель избавлен от необходимости отвлекаться от дороги, постоянно меняя режимы работы фар.

Кроме того, в соответствии с российским законодательством обязательна езда в светлое время суток с включенным ближним или противотуманным светом. Нарушение грозит штрафом, поэтому необходимо постоянно следить за тем, что у вас горят «правильные» фары.

Вместе с тем свет-ассист не свободен от недостатков. И в первую голову он работает некорректно в межсезонье, в частности осенью. А она наступила уже не только календарно. Туман, изморозь, дождь – с этими некомфортными для вождения атмосферными условиями участники дорожного движения сталкиваются постоянно.

И именно при такой погоде система АНВ функционирует некорректно, точнее, она не активируется, не работает. Связано это с принципиальным изъяном в ее конструкции. Как уже говорилось, она действует без проблем при низком освещении, в темноте.

Вот как она реализована, скажем, в автомобилях Toyota: (видео)

Это происходит потому, что в автомобиле установлен датчик света. Его еще называют датчиком сумерек или освещенности. Он состоит из фотоэлемента, блока управления и реле. Когда автомобиль въезжает в зону низкой освещенности, допустим тоннель, система автоматом включает дальний свет, не отвлекая водителя.

Однако названные и столь характерные для российского межсезонья признаки, как туман, снег или дождь, не влияют на уровень освещенности. Но система автоматической освещенности не определяет их как смену свет–тьма или день–ночь. И в результате, несмотря на опасную плохую видимость, мы все еще едем на дневных ходовых огнях.

Автоматическое управление освещением в авто

Об этом недостатке системы управления дальним светом известно давно. Однако водители уже привыкли к его удобству и порой забывают о возможных каверзах с его стороны в определенных погодных условиях.

Но такая забывчивость может дорого обойтись. И не только вам. Что значит – дорога плохо освещена, видимость ухудшилась, габаритки не горят? Ответ: вы не просто незаметны на дороге. Вас попросту нет для других участников движения. А когда ваше присутствие наконец обнаружится, последствия такой «находки» могут быть непредсказуемыми.

Хорошо если только штраф. А если авария?

Поэтому настоятельно рекомендуем автовладельцам, машины которых оборудованы свет-ассистом, не полагаться на хитрости технологий, а задействовать здравый смысл: стало хуже видно, прозрачность воздуха понизилась – включаем ближний свет.

Причем включаем сами, руками. И неплохо к нему добавить и противотуманные фары.

Источник

Контроллер АВТОСВЕТ-МИНИ. «Умный» свет, рекомендую прочитать, стоящая вещь!

Автоматическое управление освещением в авто

Вещь УНИВЕРСАЛЬНАЯ, данный контроллер света можно установить практически на любое авто! ( На сайте производителя есть перечень автомобилей где допускается установка без лишнего рукоприкладства, а так же перечень где потребуется серьезное вмешательство в проводку авто)

Автоматическое управление освещением в авто

Блок функциональный — выполняет массу функций по светотехнике автомобиля, и чтобы не переписывать всё, распишу то, что на мой взгляд имеет самое важное значение.
Функции контроллера АвтоСвет-МИНИ:
1). Плавный розжиг (Вкл./выкл., по программированию блока) — питание на лампы подается постепенно от 0 до 100% в течении 2 секунд, выключается питание со 100 до 0% в течении 3 секунд.
2). ДХО. Контроллер превращает лампы Дальнего света в ДХО, с возможностью регулировки яркости свечения ламп от 30% до 100%, если в автомобиле предустановлены светодиодные ДХО или ПТФ, можно настроить блок на работу с ними.
3). ДАТЧИК СВЕТА. Поставляется в комплекте с контроллером, по уровню освещенности включает в светлое время суток ДХО, в темное время суток габариты + ближний свет, переключает режимы автоматически!
4). Включение ДХО или Ближнего света после начала движения автомобиля, блок считывает информацию с датчика скорости!
5). Пригасание ближнего света после остановки (Представте себе это, пригасание фар от 30% до 60% на светофоре)
6). Возможность принудительного отключения ДХО или ближнего света фар не глуша двигатель.
7). ПРОГРАММИРОВАНИЕ всех вышеперечисленных функций!

Автоматическое управление освещением в авто

Комплектация: блок контроллер, проводка для подключения с датчиком света и предохранителем на 20А, инструкция.

Автоматическое управление освещением в авто

Установка: По рекомендации производителя, контроллер АвтоСвет устанавливается вблизи монтажного блока автомобиля, монтажные блоки устанавливают как в салоне авто, так и в подкапотном пространстве, распишу как установили мы, на примере моего автомобиля Лада Приора.
Монтажный блок установлен в салоне авто, практически под рулем, поэтому интеграция контроллера произошла в салоне — провода на дальний свет, ближний свет, габаритный свет подключены перед предохранителями в монтажном блоке, плюс и минус так же взяты с монтажного блока.

Автоматическое управление освещением в авто

Первоначально подключились к датчику скорости перед «приборкой», врезались в КАН-шину — фокус не удался, шина цифровая, импульсная, поэтому контроллер всегда определял что автомобиль в движении и не допускал программирование, повторно врезались в проводку ДО входа в ЭБУ к датчику скорости, чтобы брать сигнал напрямую.

Автоматическое управление освещением в авто

Если понимать что делаешь, то управится с установкой можно за полтора-два часа, примерно, включая время на снятие/установку элементов салона.

Автоматическое управление освещением в авто

Программирование контроллера: по необходимости, основные функции контроллера можно изменить, подредактировать ПРОГРАММИРОВАНИЕМвключить/выключить плавный розжиг, изменить Яркость ДХО и так далее (Таблицу возможности программирования прилагаю!), вход в режим программирования выполняется 5-кратным миганием дальним светом, при этом есть несколько ступеней защиты — программирование не доступно на заведенном двигателе, в движении и после движения (около минуты).

Автоматическое управление освещением в авто

Читал на сайте комментарии, где люди жаловались на время нажатия на дальний свет, для входа в программирование, у кого то требовалось слишком быстро моргать, у кого то наоборот — я пробовал и так и так, вход происходит.

По сути, я изменил программированием только один параметр, по датчику света — порог освещенности перехода День/Ночь, изменил с Оптимальной освещенности (700 Люкс) на Минимальную освещенность (200 Люкс), а то в пасмурную погоду блок переходил в режим «Ночь», все остальное оставил «по умолчанию» — заводские настройки контроллера, они меня полностью устраивают.

Автоматическое управление освещением в авто

Датчик света: разместил его, скажем прямо, на всеобщее обозрение, на время тестирования. Как работает — переход с ДХО на габариты+ближний свет происходит мгновенно, например при въезде в гараж, ближний включится за секунду, а вот на обратный переход — с ближнего на ДХО(дальний в треть накала), требуется порядка 50-60 секунд. В темное время суток, датчик света НЕ СРАБАТЫВАЕТ на ближний свет фар встречных автомобилей, проверено!

Лично меня, смущает только один момент — в темное время суток, при включенном зажигании/двигателе (на выбор), будут гореть габаритные огни. По соображению безопасности и ПДД это правильно, но во время ночного автозапуска, лишнее обозначение автомобиля в темноте, ну это зависит от криминализации района в основном.

Контроллер АВТОСВЕТА-МИНИ полностью управляет головным светом автомобиля, то есть МУСом (Модуль Управления Светом, та крутилка, которой габариты и ближний включаем) вообще можно не пользоваться, в этом просто нет необходимости. Приобрел контроллер с существенной скидкой как участник Драйв2, кстати, любой участник тоже может воспользоваться скидкой, при этом возможности функций блока обговариваются индивидуально!

Автоматическое управление освещением в авто

Это крутая штука, контроллер выполняет как практические функции, так и определенные «понтовские» — включение света при начале движения или пригасание пучка света фар выглядит весьма не дурно, и это не считая плавный розжиг ламп ближнего и дальнего света, при котором они проживут ЗНАЧИТЕЛЬНО дольше!

Источник

♥ Контроллер автоматического управления светом фар «АвтоСвет-99»

Автоматическое управление освещением в авто

Техническое задание и характеристики
1. Полное сохранение и приоритет штатного управления.
2. Никаких изменений в штатной проводке автомобиля.
3. Плавное включение и выключение ламп в каждом из трех каналов ШИМ:
— габаритные огни (ГО);
— ближний свет (БС);
— дневные ходовые огни (ДХО) с настраиваемым уровнем яркости (от 0 до 100%).
4. Наличие релейных дублирующих выходов для каждого канала ШИМ.
5. Автоматическое включение и выключение света фар (БС или ДХО в зависимости от освещенности) в начале и по завершению поездки.
6. Автоматическое переключение света во время поездки между БС и ДХО в зависимости от освещенности.
7. Возможность совместного с БС или ДХО включения и выключения ГО.
8. Функция включения ГО и/или плафона освещения салона при снятии с охраны в темное время суток на заданное время.
9. Функция включения ГО при постановке на охрану в темное время суток на заданное время.
10. Функция включения ГО при остановке в темное время суток на заданное время.
11. Простая и оперативная настройка функций устройства.
12. Минимальное энергопотребление.

Алгоритм
Устройство может находиться в двух режимах:
— спящий режим задействуется при постановке на охрану до снятия с охраны или при включении света штатным переключателем до следующего включения зажигания (снятия с охраны);
— активный режим задействуется во всех остальных случаях.
Режим работы устройства отображается светодиодом:
— «горит» — устройство находится в активном режиме;
— «не горит» — устройство выключено (нет питания) или находится в спящем режиме;
— «моргает» — устройство находится в режиме настройки, количество вспышек указывает номер настраиваемого параметра.
Дополнительные настраиваемые функции устройства:
Функция №1 — яркость ДХО. Используется для реализации ДХО на лампах ДС (БС).
Функция №2 — автоматическое включение света фар через заданное время после включения зажигания при отпущенном стояночном тормозе.
Функция №3 — включение освещения салона на заданное время при снятии с охраны в темноте.
Функция №4 — включение ГО при снятии с охраны в темноте на заданное время.
Функция №5 — включение ГО на заданное время при постановке на охрану в темноте.
Функция №6 — включение ГО при постановке на ручник при включенном зажигании в темноте на заданное время после выключения зажигания. То есть, ГО зажигаются (остаются гореть) заданное время после выключения зажигания, если ручник был поднят при включенном зажигании и на улице темно.
Функция №7 — включение/выключение ГО совместно с включением/выключением ДХО.
Функция №8 — включение/выключение ГО совместно с включением/выключением БС.
В активном режиме устройство автоматически реагирует на произошедшие события, учитывая их приоритет (перечислены в порядке возрастания):
— изменение освещенности во время поездки;
— изменение состояния зажигания;
— изменение состояния стояночного тормоза (ручника);
— изменение состояния штатного переключателя света;
— изменение состояния режима охраны.
Во время поездки устройство автоматически переключит свет фар между ДХО и БС, если в предыдущие 25 секунд произошло устойчивое изменение освещенности (наступил день или ночь). Переключение света фар сопровождается длительным звуковым сигналом. Порог переключения (порог наступления ночи) можно задать в режиме настроек.
При включении зажигания выключается освещение салона и при отпущенном стояночном тормозе через заданный в функции №2 интервал времени включится свет фар в зависимости от текущей освещенности. При выключении зажигания фары выключаются, а ГО остаются гореть (если они были включены) заданное в функции №6 время.
При включении стояночного тормоза выключается освещение салона и в темное время суток при включенном зажигании загораются габаритные огни. При снятии с ручника выключается освещение салона и при включенном зажигании немедленно включатся свет фар в зависимости от текущей освещенности.
При включении штатного переключателя устройство немедленно отключает все включенное им освещение и в дальнейшем не вмешивается в управление светом до следующего включения зажигания и/или до снятия сигнализации с охраны.
При снятии с охраны штатной и дополнительной сигнализации устройство активируется, если штатный переключатель света выключен. При постановке на охрану любой из сигнализаций устройство переходит в спящий режим через заданное в функции №5 время.
Настройка
Для входа в режим настроек необходимо в активном режиме нажать и удерживать кнопку до появления звукового сигнала (более 2 секунд). После отпускания кнопки устройство перейдет к настройке параметра №1 и отобразит его текущее значение соответствующей яркостью ламп БС. Если удерживать кнопку до пропадания звукового сигнала (более 7 секунд), то:
при поднятом ручнике в качестве порога наступления ночи (порога переключения света) будет запомнен текущий уровень освещенности — прозвучит короткий звуковой сигнал;
при отпущенном ручнике произойдет сброс настроек (запишутся исходные значения) — прозвучит длинный звуковой сигнал.
В режиме настроек каждое короткое (менее 2 секунд) нажатие кнопки сопровождается коротким звуковым сигналом и циклично увеличивает значение изменяемого параметра на соответствующий шаг. Новое значение отображается яркостью ламп БС. Если новое значение параметра равно минимуму (перешли через максимум), то лампы БС не загоряться. Это удобно использовать для точного отсчета требуемого значения.
Переключение между параметрами осуществляется также циклично длинным (более 2 секунд) нажатием кнопки. Номер настраиваемого параметра отображается серией вспышек светодиода, повторяющейся через небольшую паузу.
Выход из режима настроек происходит с автоматическим запоминанием новых значений через 25 секунд после последнего нажатия кнопки или немедленно при изменении состояния зажигания, ручника или охраны.
Оперативно можно настраивать следующие параметры:

Автоматическое управление освещением в авто

Схема
Схема устройства разработана исходя из минимизации стоимости, минимизации энергопотребления и миниатюризации (лишних деталей в схеме нет!) для условия, что один из контактов любой лампы постоянно соединен с корпусом, а на втором появляется «+12В» при ее включении. Если же для включения ламп коммутируется их соединение с корпусом (на втором контакте лампы постоянно «+12В»), то обвязка и релейных выходов и выходов с ШИМ может быть построена как для выхода ReleySalonOut. При этом необходимо использовать силовые N-канальные MOSFET с Logic Level или без Logic Level, но с добавлением ускоряющей схемы на pnp-транзисторе и диоде.
Схема составлена из элементов, имеющихся у автора в наличии, и при наличии элементарных знаний и выполнении приведенных ниже требований легко корректируется.
Для того чтобы не загромождать изображение, обвязка однотипных выводов Pwm# и варианты обвязки (можно выбрать любой) для Reley# показаны в нижней части схемы, а внешние входы/выходы устройства — за пределами пунктирной рамки.
Транзисторы IRLML2803 — любые маломощные N-канальные полевики (Vds>=30V Vgs>=20V Id>=0.3A), например 2N7002, желательно управляемые лог.уровнем (Logic Level). Могут быть заменены биполярными npn-транзисторами (Ik>=0.3A) с добавлением к их базе резистивного делителя, обеспечивающим ключевой режим.
Транзистор IRLML9301 — P-канальный полевик (Vds>=-30V Vgs>=20V Id>=3A).
Силовой ключ (Q4) — это N-канальный полевик, удовлетворяющий условиям: Vds>=30V, Vgs>=20V, Id>=40A, Rds= 10mOm или Id =0.1A (например, BC807-40 и BC817-40) с пересчетом номинала резистора базы для ключевого режима без глубокого насыщения.
Диоды могут быть любыми на ток >=0.1A, например 1N4148.
Микроконтроллер AtMega8A может использоваться в любом корпусе (на схеме TQFP32).
Питание устройства
Для питания устройства может использоваться любой DC-DC преобразователь, обеспечивающий стабильное напряжение Vcc=5В, желательно с высоким КПД (низким током утечки)
В качестве фотодатчика используется npn-фототранзистор KP-3216P3C, а для подключения выводы С (коллектор) и Е (эмиттер). Можно использовать любой другой npn-фототранзистор.
Выходы устройства
3 канала ШИМ: Pwm0 (PB1), Pwm1 (PB2) и Pwm2 (PB3) предназначенные соответственно для ГО, БС и ДХО. Имеют одинаковую обвязку, на схеме показана для Pwm0 (в правом нижнем углу). При этом выход канала №3 (исток (S) силового N-полевика) для организации ДХО может быть подключен к лампам ДС или БС или к блоку ярких светодиодов. Яркость канала №3 может быть оперативно изменена в режиме настроек устройства. Подключение к лампам рекомендуется провести до штатного предохранителя. Частота ШИМ 122Гц, заполнение до 99.6%.
3 релейных выхода: Reley0, Reley1, Reley2; дублируют работу выходов Pwm# (вкл./выкл. совместно с ними). Их обвязка для коммутации «+12В» на нагрузку может быть построена по различным вариантам:
— на P-канальном полевике (Reley2), у которого Vds>=-30V и Vgs>=20V, а ток стока Id в 5-10 раз превышать макс.ток нагрузки.
— обычном реле (Reley1), у которого ток коммутации может быть равен или больше тока нагрузки.
При разработке печатной платы устройства для включения освещения можно использовать релейные выходы и выходы ШИМ в любой комбинации, учитывая функционирование входа InGO и предусмотрев какой канал ШИМ в режиме настройки будет отображать значение настраиваемого параметра.
1 релейный выход ReleySalonOut, предназначенный для соединения нагрузки с корпусом. При этом Q8 должен быть Logic Level и Vds>=30V, Vgs>=20V, а ток стока Id в 3-4 раза превышать макс.ток нагрузки (ламп плафона). Если же в штатной проводке авто на плафон для его включения подается «+12В», то надо использовать обвязку, как показано для выходов Reley#.
PB4 — вывод звукового сигнала частотой 2300Гц (резонансная частота большинства 5В пьезоизлучателей). Для повышения громкости звукового сигнала можно использовать 12В пьезоизлучатель с этой же резонансной частотой, подключив его «+» через резистор 120Ом к «+12В», а «-» — к стоку (D) N-полевика, исток (S) которого соединить с корпусом, а затвор (G) через резистор 120Ом с выводом PB4. N-канальный полевик можно заменить npn-транзистором (см. обвязку Reley1).
Входы устройства
GND — постоянное соединение с корпусом (с «-» АКБ).
+12V — постоянное соединение с «+» АКБ через предохранитель 20…30А.
Park — вход от провода, идущего к концевику стояночного тормоза. На этом проводе должно появляться соединение с корпусом, только когда ручник поднят. Подтяжку к этому пину МК (РВ7 3.3кОма) можно скорректировать (для снижения энергопотребления на 1мА 🙂 ), для чего в авто при выключенном зажигании проверить сопротивление на землю провода, идущего к ручнику (в любом месте до ручника). подтягивающий резистор должен быть меньше 2/3 от этого сопротивления. В моем авто оно составило около 5кОм. Если для кого выйгрыш 1 мА несущественен (в спящем режиме девайс потребляет Автоматическое управление освещением в авто

Конструкция
Печатная плата устройства была разработана исходя из следующих условий:
— используется корпус от реле поворотов классики (реле 23.3747);
— используется имеющиеся у автора в наличие компоненты (резисторы размера 0603, транзисторы в корпусе Sot-23 и D2pak и т.д.)
— для включения ГО и БС используются выходы ШИМ, а для ДХО — релейный выход на Р-полевике (подает +12В на обмотку реле).
— используется МК в корпусе TQFP32, при этом в прошивке («своя рука хозяин») по сравнению со схемой было изменено назначение некоторых выводов МК.
— в интересах отладки (и частой перепрошивке МК) выводы МК, использующиеся для ISP, выведены на 10 штырьковый разъем.
В общем, печатка выложена в ознакомительных целях.
При разработке своей печатки необходимо использовать клеммы, обеспечивающие плотный и надежный контакт для силовых входов/выходов устройства (+12В, ГО, БС и ДХО).
Прошивка
Настройка фьюзов (H=0x99 L=0x14 E=0x00 L=0x3C):
WDTON=0
SPIEN=0
BODLEVEL=0
BODEN=0
CKSEL=0100 SUT=01 (Int. RC Osc. 8Mhz Startup + 4ms)
Остальные — дефолтные. Обязательно прошить EEPROM!
Перед прошивкой можно изменить значения настраиваемых параметров непосредственно в файле EEPROM.hex (или EEPROM.bin или EEPROM.eep), в котором:
байт 0 — индекс канала ШИМ для индикации значения настраиваемого параметра (0-Pwm0, 1-Pwm1, 2-Pwm2). Значение по умолчанию 0x01.
байты 1…3 — уровень яркости каналов ШИМ (в отсчетах PWM_255). Может принимать значение от 0x00 до 0xFE. Внимание! Если поставить 0xFF (100% заполнение) силовой транзистор в бутстрепной схеме сгорит! Значение по умолчанию 0xFE, 0xFE, 0x40 (99.6%, 99.6%, 25%).
байт 4 — время освещение салона после снятия с охраны в 0.1 секунды. Может принимать значение от 0x00 до 0xFE. Значение по умолчанию 0xFA.
байт 5 — время включения ГО после снятии с охраны в 0.1 секунды. Может принимать значение от 0x00 до 0xFE. Значение по умолчанию 0xFA.
байт 6— время включения ГО после постановки на охрану в 0.1 секунды. Может принимать значение от 0x00 до 0xFE. Значение по умолчанию 0x32.
байт 7 — время включения ГО после выключения зажигания на ручнике в 0.1 секунды. Может принимать значение от 0x00 до 0xFE. Значение по умолчанию 0xFA.
байт 8 — признак включения ГО совместно с ДХО. Может принимать значение от 0x00 до 0x01. Значение по умолчанию 0x01.
байт 9 — признак включения ГО совместно с ДХО. Может принимать значение от 0x00 до 0x01. Значение по умолчанию 0x01.
байт 10 — порог наступления ночи (порог переключения света) в отсчетах АЦП255. Может принимать значение от 0x00 до 0xFF. Значение по умолчанию 0x33.
Байты с 0 по 2 не изменяются при сбросе настроек на исходные.
Установка в авто
Устройство удобно разместить рядом со штатным переключателем света или блоком предохранителей, что позволит существенно облегчить протяжку проводов. Фотодатчик размещается в месте, недоступном для прямого облучения фарами встречного транспорта, уличных фонарей и плафона освещения салона. Например, на нижнем торце салонного зеркала (фотодатчик ориентирован вниз).

Автоматическое управление освещением в авто

скачать архив (исходники, прошивка, файл eeprom, печатка, модель для Протеуса и манул) можно здесь Контроллер автоматического включения света фар

Источник

Блок управления освещением: автомобильный свет – под полным контролем

Автоматическое управление освещением в авто

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.

Что такое блок управления освещением?

Блок управления освещением (модуль управления светотехникой, модуль управления светом, МУС) — компонент электросистемы транспортных средств; коммутационный комбинированный прибор для управления наружными и внутренними светотехническими устройствами автомобиля.

Модули управления светотехникой имеют несколько функций:

Также на блок управления светом возложены функции включения и выключения обязательных осветительных приборов — дневных ходовых огней (ДХО) и подсветки номерного знака. Однако водитель не может управлять этими огнями, так как они автоматически включаются и отключаются при включении и отключении фар головного света или зажигания. То есть, МУС для этих осветительных приборов выступает только в качестве коммутационного прибора.

МУС устанавливается непосредственно на приборной панели автомобиля, он применяется на новых отечественных автомобилях Lada («Калина», «Гранта», «Приора»), УАЗ «Патриот», ГАЗель («Бизнес», Next) и ряде моделей зарубежных авто. Этот прибор отвечает за управление всей светотехникой, поэтому он очень важен для нормальной эксплуатации транспортного средства. Неисправный блок следует как можно скорее отремонтировать или заменить, но прежде, чем выбирать новый модуль, следует разобраться в его конструкции, существующих типах и функционале.

Блок управления ВАЗ-2190 освещением Норма АВАР

Блок управления ВАЗ-2170 освещением ЛЮКС АВАР

Блок управления ВАЗ-2170 освещением Норма АВАР

Блок управления ВАЗ-2190 освещением Комфорт АВАР

Блок управления ВАЗ-2190 освещением Люкс АВАР

Типы, конструкция и функционал блоков управления освещением

Конструктивно МУС выполнен в отдельном пластиковом блоке, который устанавливается в соответствующее место на приборной панели автомобиля — обычно по левую руку от водителя. На блоке расположены органы управления освещением в виде поворотных многопозиционных переключателей, кнопок и регуляторов. Для подключения блока используются стандартные электрические разъемы или одна стандартная колодка с ножевыми контактами.

Блоки управления светом можно условно разделить на две группы по функционалу:

Различие в функционале этих МУС заключается, как правило, в дополнительных регулировках — управлением углом наклона фар и уровнем освещения комбинации приборов (приборной панели). Отличия МУС различных типов сведены в таблице:

ФункционалМУС со стандартным функционаломМУС с расширенным функционалом
Выключатель управления фар головного света (наружного освещения)Трех-, четырех- или пятипозиционный
Выключатель передних противотуманных фарОпционально, при наличии — устанавливается с левой стороны блока (может иметь световую индикацию включения)
Выключатель задних противотуманных фонарей (фонаря)Обязательно присутствует (возможно со световой индикацией включения), устанавливается с правой стороны блока
Регулятор уровня освещения комбинации приборовОтсутствуетПрисутствует
Регулятор корректора фар головного светаОтсутствуетПрисутствует

Обычно МУС первого типа имеют вертикальную компоновку — кнопки выключения противотуманных фар и фонарей располагаются под выключателем наружного освещения. А блоки второго типа выполняются с горизонтальной компоновкой — регуляторы освещения приборной панели и корректора фар, а также кнопки противотуманных фар и фонарей располагаются справа от выключателя головного света.

Как указано в таблице выше, блоки управления светотехникой могут оснащаться различными по функционалу выключателями наружного освещения — трех-, четырех- и пятипозиционными. Подробная информация о функционале выключателей представлена в таблице:

Положения выключателя3-позиционный
выключатель
4-позиционный
выключатель
5-позиционный
выключатель
Освещение выключено+++
Включены только габаритные огни+++
Включен головной свет (и ДХО)+++
Автоматический режим (в момент включения зажигания включается ближний свет фар, габаритные огни, подсветка приборной панели и подсветка номерного знака)++
Режим «Парковка» (P, при выключенном зажигании остаются включенными подсветка номерного знака и габаритные огни)+

Отдельно следует сказать о регуляторе корректора фар. Он предполагает плавную регулировку угла наклона фар головного света, однако имеет ступенчатую маркировку в условных единицах от 0 до 3 — данная маркировка позволяет ориентировочно выставлять угол наклона в зависимости от степени нагруженности автомобиля. Например, в положении «0» фары имеют правильный угол наклона при наличии в салоне только водителя или водителя и пассажира; в положении «1» — при полной заполненности салона; в положении «2» — при наличии пассажиров и груза в багажнике; в положении «3» — при загруженности багажника. Также можно выбирать и промежуточные положения в зависимости от реальных условий загрузки автомобиля.

Все положения органов управления МУС имеют стандартные пиктограммы, показывающие назначение кнопок/выключателей/регуляторов и режимы работы осветительных приборов.

Вопросы выбора и замены блока управления освещением

Модуль управления светотехникой — это не просто блок выключателей, а сложное коммутационное и регулирующее устройство, которое по различным причинам может выйти из строя. При поломке сначала следует выполнить диагностику МУС по предложенному производителем автомобиля алгоритму — для этого может потребоваться демонтаж блока, его включение/выключение на различных режимах и общий визуальный осмотр. Если обнаружена серьезная поломка, то МУС проще и дешевле заменить в сборе.

На замену следует выбирать блок того же типа и модели, что был установлен на автомобиле ранее — только в этом случае есть гарантия, что он точно встанет на свое место и будет выполнять все функции. В ряде случаев возможна замена блоков на их модификации с несколько иным функционалом. Например, на Lada «Гранта» штатно ставится МУС модели 50.3769, однако его можно заменить на МУС моделей 50.3769-01 и 50.3769-02, в которых предусмотрена кнопка управления передними противотуманными фарами. Естественно, при такой замене необходимо, чтобы на автомобиле было установлено соответствующее оборудование, иначе покупка блока с расширенным функционалом будет простой тратой денег.

Замена блока управления освещением, как правило, не имеет трудностей и доступна каждому автовладельцу (но если авто еще на гарантии, то эту работу следует выполнять в сервисном центре). Для этого сначала необходимо демонтировать старый блок — выкрутить один или два винта и вытащить блок из приборной панели (он удерживается с помощью пластиковых защелок) — и отключить его от электрического разъема. Затем подключить разъем к новому блоку и выполнить установку в обратном порядке.

При самостоятельном монтаже нештатного модуля управления светом (с целью доработки не оборудованных этим прибором транспортных средств) следует правильно выполнять его подключение к электрической сети. Обычно МУС сопровождается инструкцией с указанием назначения выводов его электрического разъема, что значительно облегчает работу. При монтаже нужно обеспечить корректную работу осветительных приборов, в первую очередь — включение дневных ходовых огней при включении фар головного света, а также подсветки номера при включении зажигания. Если этого не сделать, то дальнейшая эксплуатация автомобиля может привести к штрафам.

При правильном подключении и монтаже МУС сразу же начнет работать, обеспечивая надежную работу внутреннего и наружного освещения автомобиля.

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *