Автомобиль не пригоден к эксплуатации
Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут
Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей. Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида. За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав.
Что такое запрет движения авто
Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»).
Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар. Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии.
Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области. Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину. К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.
Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.
Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019).
Когда авто нельзя эксплуатировать
В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей. Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный. В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.
Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель».
Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП.
Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.
Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020).
Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора. При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль. При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.
Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто. Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности.
Особенности содержания неисправного автомобиля
Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
Бюджетное учреждение имеет неисправный автомобиль, эксплуатация которого невозможна. При этом оно платит за этот автомобиль транспортный налог за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Само задание выполняется учреждением в полном объеме. Является ли такое расходование средств нарушением? Если да, то какая за него предусмотрена ответственность?
Отвечая на заданный вопрос, сначала отметим, что в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях и бюджетным законодательством порядок финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания устанавливается на уровне конкретного учредителя. В этих правилах вопрос о допустимости включения в состав субсидии затрат на содержание неиспользуемого учреждением имущества может решаться по-разному, но чаще всего учредитель уже не включает такие затраты в состав субсидии – например, в отношении федеральных учреждений от учета этих затрат отказались с 2019 года. Тем не менее, если неиспользуемое имущество все равно имеется, то учреждение может направлять на его содержание средства субсидии при наличии какой-то экономии.
Один из случаев неэффективного использования бюджетных средств – это ситуация, когда заданный результат (например, выполнение госзадания) достигается с излишними затратами.
Ответственность за неэффективное использование учреждением бюджетных средств в настоящее время в нормативных правовых актах не установлена, однако, по результатам проверки контролирующие органы имеют право направить учреждению предписание, в котором может быть указано требование возместить ущерб бюджету, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или принять другие меры.
ОС непригодны к использованию? Будем списывать
Оборудование устаревает, изнашивается, выходит из строя. Иногда целесообразно списать его, а не проводить ремонт, который зачастую оказывается дорогостоящим.
Если комиссия пришла к выводу, что основное средство необходимо вывести из эксплуатации и ликвидировать, то после завершения работ по ликвидации объекта оформляется акт о списании, который утверждается руководителем организации. В нем отражаются год создания объекта, дата поступления в организацию, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость (для переоцененных объектов — восстановительная), сумма начисленной амортизации, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.
Унифицированные формы актов о списании основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Для списания пришедшего в негодность автотранспорта применяется акт по форме № ОС-4а, для иного объекта основного средства — по форме № ОС-4, а для группы основных средств, не являющихся автотранспортом, — по форме № ОС-4б.
Каждый документ составляется в двух экземплярах. Один передается в бухгалтерию, другой остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств. Он является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания основного средства. Эти материальные ценности принимаются к учету на основании приходного ордера по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.
При ликвидации объекта недвижимости составляются акты по формам № КС-9 и КС-10, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100.
налог на прибыль
В налоговом учете расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включаются в состав внереализационных (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, затраты на демонтаж, разборку и вывоз разобранного имущества. Как и в бухучете, списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии.
Важный момент: акт о списании (частичном списании) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.
Процесс ликвидации бывает достаточно длительным. Возможна ситуация, когда основное средство выведено из эксплуатации (начата ликвидация) в одном налоговом периоде, а закончена ликвидация — в другом. Затраты на ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов на дату ликвидации (при оформлении акта № ОС-4, ОС-4а или ОС-4б). Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся.
В ООО «Вектор» вышел из строя станок. На основании приказа руководителя от 29 декабря 2008 года была создана комиссия, которая после обследования оборудования сделала вывод, что оно не пригодно к эксплуатации в результате физического износа и подлежит списанию. Первоначальная стоимость объекта по данным налогового учета — 100 000 руб., сумма начисленной амортизации — 80 000 руб. Объект выведен из эксплуатации в декабре 2008 года (начало ликвидации).
Ликвидация оборудования завершена в январе 2009 года, что подтверждено актом по форме № ОС-4.
Остаточная стоимость ликвидируемого имущества (сумма недоначисленной амортизации) — 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) включается в состав внереализационных расходов в январе 2009 года в полной сумме.
Датой осуществления внереализационных расходов на оплату работ, выполненных сторонними организациями, признается дата расчетов согласно заключенным договорам, дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иначе говоря, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных работ.
В ЗАО «Катет» принято решение ликвидировать ветхое здание (склад). Для этого была привлечена сторонняя организация. Общая стоимость работ составила 300 000 руб. (без НДС). В соответствии с договором работы проводятся в два этапа. Первый этап окончен 30 июня, стороны подписали акт. Стоимость работ — 100 000 руб. (без НДС). Второй этап (окончание работ по ликвидации) завершен 31 августа 2008 года.
ЗАО «Катет» имеет право отразить в налоговой базе расходы по первому этапу в 1-м полугодии 2008 года. Остальную сумму (200 000 руб.) организация признает для целей налогообложения 31 августа после подписания акта сдачи-приемки по второму этапу. Тогда же будет включена в состав внереализационных расходов и величина остаточной стоимости объекта недвижимости.
Частичная ликвидация
Зачастую ликвидируется не все основное средство, а его часть. В первую очередь это касается недвижимого имущества, когда сносят не подлежащую восстановлению часть строения. Необходимо учитывать, что при частичной ликвидации объектов основных средств изменяется их первоначальная стоимость. Такое требование содержится в пункте 2 статьи 257 НК РФ. Следует также скорректировать сумму начисленной амортизации на момент таких работ. Сумма недоначисленной амортизации на стоимость той части основного средства, которая ликвидируется, признается в составе внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса в периоде окончания работ по демонтажу. Остаточная стоимость ликвидируемой части здания может быть определена, например, пропорционально ликвидируемой площади объекта.
В собственности ЗАО «Параллель» находится склад общей площадью 100 кв. м. В нем два помещения площадью 90 кв. м и 10 кв. м. Поскольку эксплуатация меньшего помещения невозможна без дорогостоящего ремонта, организация решила, что выгоднее его ликвидировать. Первоначальная стоимость склада — 1 000 000 руб., сумма начисленной амортизации на момент начала ликвидации — 400 000 руб.
Часть первоначальной стоимости, относящейся к демонтируемому помещению, — 100 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 кв. м#10 кв. м), а сумма начисленной амортизации — 40 000 руб. (400 000 руб. : 100 кв. м# #10 кв. м).
Таким образом, остаточная стоимость ликвидируемой части склада составляет 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.), что соответствует оценке независимого эксперта. Эту сумму организация учтет в составе внереализационных расходов в месяце окончания работ по ликвидации.
СПРАВКА
Ликвидация основного средства при упрощенной системе
Организация, применяющая «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы, учитывает расходы на приобретение основных средств в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 346.16 НК РФ.
На момент списания объекта в связи с невозможностью дальнейшего использования его стоимость может быть включена в налоговую базу не полностью. Однако несписанная сумма при выбытии основного средства не учитывается для целей налогообложения, так как не предусмотрена в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
В пункте 3 статьи 346.16 НК РФ предусмотрена необходимость пересчета налоговой базы. Однако данная норма на выбытие основного средства в связи с его физическим и моральным износом не распространяется. Налоговая база пересчитывается только при реализации объекта до истечения определенного срока.
Если в результате демонтажа остались детали, запчасти, материалы, у организации-«упрощенца» возникает доход в размере стоимости этих материальных ценностей, исчисленной исходя из рыночных цен (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).
Оприходуем запчасти
Обратите внимание: налогоплательщик отражает доход независимо от того, будут в дальнейшем оприходованные после ликвидации материалы использованы в хозяйственной деятельности или нет (в случае когда запчасти подлежат уничтожению из-за непригодности к использованию). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58.
При выбытии (списании в производство, реализации) материально-производственных запасов, полученных в результате демонтажа основного средства, их стоимость определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного в пункте 13 статьи 250 НК РФ. Основание — пункт 2 статьи 254 НК РФ.
В июле 2008 года ООО «Сфера» демонтировало выведенное из эксплуатации основное средство, в результате чего остались детали, которые были оприходованы. Их рыночная стоимость — 100 000 руб. (без НДС). В августе часть данных материально-производственных запасов стоимостью 30 000 руб. была реализована за 50 000 руб. (без НДС), а остальные детали уничтожены как непригодные к дальнейшему использованию.
В налоговом учете ООО «Сфера» на дату оприходования деталей, полученных при ликвидации основного средства, обязано включить во внереализационные доходы 100 000 руб.
В августе ООО «Сфера» отражает доход от реализации деталей — 50 000 руб. Одновременно организация включает в состав материальных расходов 7200 руб. (30 000 руб.#24%).
При списании деталей (на сумму 70 000 руб.), непригодных к дальнейшему использованию, организация для целей налогообложения прибыли не сможет учесть их стоимость в расходах, поскольку у нее не было затрат на их приобретение.
Таким образом, в налоговой базе учитываются доходы — 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб.) и расходы — 7200 руб.
В результате рассмотренных операций исчисляется налог на прибыль в размере 34 272 руб. [(150 000 руб. – – 7200 руб.)#24%].
Расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства учитываются в налоговой базе на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Имеются в виду затраты на демонтаж, разборку и вывоз мусора. Стоимость самого недостроенного объекта включить в состав расходов налогоплательщик не может. Такие расходы в названном подпункте не предусмотрены. Однако, если организация сможет доказать, что данные затраты соответствуют обязательным требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ (экономически обоснованны и документально подтверждены), она вправе признать их при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Правда, сделать это будет достаточно трудно.
Что касается материалов, полученных при ликвидации объекта незавершенного строительства, их стоимость учитывается во внереализационных доходах в качестве дохода в натуральной форме на основании пункта 13 статьи 250 НК РФ. Причем стоимость оценивается исходя из рыночных цен.
При дальнейшем использовании в производстве, реализации или уничтожении стоимость МПЗ не учитывается для целей налогообложения, поскольку нормами главы 25 НК РФ это не предусмотрено.
Воспользуемся условием примера 4. Предположим, что ликвидируется объект незавершенного строительства. Для упрощения примера иные расходы, связанные с ликвидацией, рассматривать не будем.
В июле 2008 года организация при оприходовании запчастей, оставшихся после демонтажа, учла их стоимость в доходах. Она соответствует рыночной.
После завершения работ по ликвидации стоимость недостроенного здания не включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, так как не отвечает требованиям статьи 252 НК РФ.
В августе ООО «Сфера» отразило доходы от реализации части запчастей, то есть 50 000 руб. (без НДС). Их стоимость в налоговой базе не учитывается (ни полностью, ни частично). Стоимость уничтоженных деталей также не признается в целях налогообложения.
При ликвидации объекта основных средств следует обратить внимание на несколько важных моментов, связанных с исчислением налога на добавленную стоимость.
Налог по ликвидируемому объекту, ранее принятый к вычету
Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, признаваемых объектами обложения этим налогом. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса.
Понятно, что основное средство, выведенное из эксплуатации в результате износа и ликвидированное, перестает участвовать в налогооблагаемых операциях. Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (ст. 146 НК РФ). Нужно ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Налог на имущество и транспортный налог
Иногда работы по ликвидации занимают продолжительное время, особенно если речь идет о сносе объектов недвижимости. С какого момента стоимость основного средства перестает включаться в налоговую базу при расчете налога на имущество организаций?
В пункте 1 статьи 374 НК РФ сказано, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов остаточная стоимость основного средства списывается в прочие расходы по окончании процедуры выбытия. Следовательно, основное средство перестает быть объектом налогообложения после окончания работ по ликвидации. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24.
При списании автотранспорта его необходимо снять с учета в ГИБДД. Дата снятия указывается в форме № ОС-4а.
Напомним, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). В случае ликвидации автомобиля транспортный налог исчисляется за те месяцы, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию, включая месяц снятия с учета (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения.
Значит, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету при ликвидации основного средства, необходимо восстановить. Причем в том налоговом периоде, в котором названное имущество списывается с учета. Восстановлению подлежит налог в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки. Такой вывод сделан, в частности, в письме Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 20.11.2007 № ШТ-6-03/899@).
ЗАО «Азимут» решило ликвидировать основное средство в связи с физическим износом и невозможностью дальнейшего использования. Объект был выведен из эксплуатации в августе 2008 года. Его первоначальная стоимость без НДС — 100 000 руб., остаточная стоимость — 30 000 руб.
При принятии на учет данного основного средства организация правомерно приняла к вычету предъявленный поставщиком налог на добавленную стоимость в размере 18 000 руб.
Так как выбытие имущества не связано с реализацией и не подлежит обложению НДС, ЗАО «Азимут» в августе 2008 года должно восстановить и уплатить в бюджет часть ранее принятого к вычету налога, рассчитанную пропорционально остаточной стоимости объекта, — 5400 руб. (18 000 руб.#30 000 руб. : : 100 000 руб.).
Сторонняя организация, выполняющая работы по ликвидации, предъявляет налогоплательщику НДС со стоимости таких работ (исключение составляют случаи, когда подрядчик не является плательщиком данного налога). Можно ли принять такой НДС к вычету?
Как уже отмечалось, при ликвидации основного средства объекта налогообложения не возникает, то есть работы по демонтажу не связаны с операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, суммы «входного» НДС по таким работам не могут быть предъявлены к возмещению. Суммы налога не учитываются и в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Реализация металлолома
Нередко при демонтаже основного средства остаются черные и цветные металлы, которые организация впоследствии реализует в качестве лома.
До 1 января 2008 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагалась налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Налогоплательщик имел право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения в установленном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).
С этого года названный подпункт утратил силу (поправки внесены Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ). Одновременно с этим в пункт 2 статьи 149 НК РФ введен подпункт 25. Исходя из данной нормы, от налогообложения освобождаются операции по реализации лома и отходов только цветных металлов. Это означает, что с 2008 года при продаже черного лома налог на добавленную стоимость исчисляется.
Важный момент: организация не может отказаться от льготы, предусмотренной в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Напомним, что при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы, связанные со списанием основных средств, включаются в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
При выбытии основного средства его стоимость списывается с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Для этого к счету 01 «Основные средства» организация может открыть субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. После ликвидации остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В июле 2008 года ЗАО «Вертикаль» решило вывести из эксплуатации станок в связи с его физическим износом. Первоначальная стоимость объекта — 100 000 руб., сумма накопленной амортизации на момент ликвидации — 80 000 руб. (Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают.) Демонтаж проводила сторонняя организация. Работы по демонтажу были завершены в августе 2008 года, их стоимость составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01
— 100 000 руб. — учтена первоначальная стоимость выбывающего основного средства;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— 80 000 руб. — отражена сумма начисленной амортизации;
в августе 2008 года
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) — списана в состав прочих расходов остаточная стоимость основного средства;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — учтена стоимость работ по ликвидации;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — отражен предъявленный подрядчиком НДС;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — учтена сумма НДС.
Так как «входной» НДС не учитывается для целей налогообложения, возникает постоянная разница, на основании которой начисляется постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02). Операция отражается так:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 432 руб. (1800 руб.#24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Стоимость материальных ценностей, остающихся после ликвидации актива, признается прочими доходами организации (п. 9 ПБУ 9/99). Они приходуются на счет 10 «Материалы» по текущей рыночной стоимости (п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
ПРИМЕР 8
Воспользуемся условием примера 7. Допустим, в ходе ликвидации получены и оприходованы материалы, рыночная стоимость которых 25 000 руб. Материалы впоследствии были реализованы за 35 400 руб. (с учетом начисленного НДС).
В бухучете ЗАО «Вертикаль» данные операции отражаются таким образом:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
— 25 000 руб. — оприходованы материалы;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1
— 35 400 руб. — учтена выручка от продажи материалов;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 5400 руб. (35 400 руб. : 118%#18%) — начислен НДС;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10
— 25 000 руб. — списана стоимость материалов.
В налоговом учете в составе расходов признается только часть стоимости материалов, полученных в результате ликвидации основного средства, а именно 6000 руб. (25 000 руб.#24%). Поэтому возникает постоянное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 4560 руб. [(25 000 руб. – 6000 руб.)#24%] — отражено постоянное налоговое обязательство.
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу