Автомобиль с маленькими колесами

Ужас клаустрофоба: самые миниатюрные автомобили в мире (28 фото)

Удивительно, но факт — в природе встречаются гораздо более скромные машины, нежели крошечные представители европейского размерного класса А. Их внешность можно без каких-либо изменений использовать в качестве прототипов мультяшных персонажей. В салонах, как правило, пусто, словно в пионерском барабане, а запас пространства способен спровоцировать клаустрофобию и первобытный ужас даже у тех, кто никогда не испытывал ничего подобного. Что собой представляют некоторые экстремально компактные и по-своему очаровательные микроавтомобили, вызывающие желание обнять их, погладить по крыше и почесать за зеркалом заднего вида?

ЗМА-СеАЗ-1111 «Ока»

Ассоциации с понятием «очень маленький автомобиль» могут возникать разные. Вспомнили «Оку»? А что, вполне вариант! Российская микролитражка, через которую перешагивают пешеходы, имеет длину 3200 мм и колесную базу, равную 2180 мм. Японские кей-кары со стандартизированными максимальными габаритами — длиной 3,4 метра, шириной 1,48 метра и высотой 2 метра — также вполне достойны называться очень маленькими транспортными средствами. А теперь предлагаем вам забыть все, что вы знали про четырехколесный «блошиный цирк» и советуем приготовиться к откровениям. Наше путешествие в страну лилипутов начнем из самого центра Ирландского моря, с берегов острова Мэн.

Peel P50

Клочок суши, затерявшийся между Великобританией и «зеленым островом», — это завораживающие пейзажи, над которыми развевается алое знамя с трискелионом или тремя «бегущими ногами», выходящими из одной точки и воплощающими собой стабильность, а также легендарная дорожная мотогонка Isle of Man Tourist Trophy с вековой историей и сотнями погибших. Куда менее известная страница об острове Мэн связана с автомобильным производителем Peel Engineering Company, выпускавшем сверхмалые транспортные средства, которые сложно назвать машинами в привычном понимании этого слова. Самым известным творением Peel стал причудливый P50 с тремя микроскопическими колесами. Он вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький серийный автомобиль в мире и это достижение абсолютно справедливое и заслуженное.

Является ли P50 автомобилем? Не совсем! Например, в Великобритании он считается трициклом, а в Нидерландах — квадрициклом, не путать с квадроциклами. Длина оригинального «полтинника», равно как и другие габаритные параметры, способна вызвать шок даже у мотоциклиста. Переднюю и заднюю часть самобеглой кабинки разделяют 1372 мм (для сравнения, длина большого мотоцикла Honda Gold Wing — 2575 мм), ширина равна 991 мм, а масса составляет… 59 кг!

Островитянин задуман таким образом, чтобы его можно было развернуть в тесном пространстве, используя физическую силу. У него только одна дверь и 49-кубовый одноцилиндровый моторчик DKW мощностью около 4 лошадиных сил. С попутным ветром Peel готов разогнаться примерно до 45 км/ч, ограждая водителя от непогоды и озаряя ему путь единственной фарой.

Если у вас вдруг завалялся такой рекордсмен, попробуйте установить в него рядную «четверку» от японского спортбайка — получите массу ярких и незабываемых эмоций. Это была шутка. А теперь серьезно. Peel P50, выпущенный с 1962 по 1965 год в количестве полсотни экземпляров, ныне представляет собой ценность. В марте 2016 года один такой был продан на аукционе Sotheby’s за… 176 тысяч долларов!

Peel Trident

P50 — не единственная модель с острова Мэн. В середин шестидесятых компания произвела на свет порядка 45 очаровательных двухместных Trident с куполом-пузырем, превращавшим малышку в этакое подобие космического корабля из детских книжек.

Чтобы попасть в салон требовалось откинуть «купол» вместе с частью кузова вперед и морально подготовиться к тому, что в жару, с позволения сказать, салон превращается буквально в духовку. По агрегатам «трезубец» повторял P50, но весил целых 150 кг.

В настоящее время наследники Peel выпускаются не на исторической родине, а в Англии. Классический дизайн соединили с условно современными технологиями — кроме 49-кубовой четырехтактной версии и даже варианта с оригинальным моторчиком DKW предлагается модификация с двигателем объемом 124 «кубика», позволяющая достичь 89 км/ч и даже «электричка» с максимальной скоростью 56 км/ч.

При наличии свободного времени и желания открыть для себя таинство постройки машины, можно заказать трехколесник в виде набора для самостоятельной сборки. Оригиналам с тонким вкусом доступно исполнение без крыши с громким именем Spyder из ограниченной партии в полсотни штук, а также возрожденный Trident. Изготовление готовой к эксплуатации машины занимает восемь недель, а кит-кара — до шести.

Как быть заинтересовавшимся людям нестандартных габаритов? Не бояться тесноты! Производитель успокаивает — самый высокий гражданин, которого удалось «упаковать» в чудо-машину, имел рост 206 сантиметров, а наиболее тяжелый водитель на памяти бренда весил 136 килограммов.

Iso Isetta

Peel великолепен в своем жестоком минимализме, но он не был первым и его вряд ли можно считать самым знаменитым, несмотря на рекордный статус. Среди широких народных масс куда более известна Isetta, которая произвела фурор своим появлением осенью 1953 года. Компания Iso SpA, ее построившая, сперва занималась холодильниками, но в начале пятидесятых переключилась на новое промышленное направление, а в шестидесятые подарила миру мощные «традиционные» машины, включая купе Grifo.

Автомобильчик был создан итальянцами с их врожденным чувством прекрасного и даже оказался хорош собой, насколько подобная характеристика вообще уместна к подобному транспортному средству. Инженеры Эрменегильдо Прети и Пьерлуиджи Раджи разместили единственную дверь в передней торцевой части кузова, то есть, там, где обычно дверей нет и быть не может. Что интересно, рулевая колонка не мешала при посадке и высадке, а услужливо съезжала в сторону при открывании и закрывании двери благодаря шарниру.

В конструкции применили переднюю независимую подвеску и 236-кубовый двухтактник мощностью 9,5 л.с., передававший тягу на заднюю ось посредством цепного привода. В начале Isetta была трехколесной, но склонность переворачиваться вынудила разработчиков расщедриться на четвертое колесо.

BMW Isetta

Оригинальная Isetta, длина которой едва превышала за 2,2 метра и шириной около 1,37 метра выпускалась в Испании, во Франции, на территории Аргентины и Бразилии. Особую славу получила версия от… BMW, которая по факту спасла немецкого производителя от краха. Да-да, того самого, что нынче так рьяно раздувает «ноздри»!

Баварская мотоколяска выглядела почти как итальянский первоисточник, но представляла собой модифицированную конструкцию с одноцилиндровым 12-сильным четырехтактным мотором объемом 245 куб. см, а также 298-кубовым агрегатом мощностью 13 л.с., носившую имена BMW Isetta 250 и BMW Isetta 300 соответственно. Немаловажное отличие «немки» от оригинальной машины заключалось в наличии печки, которая позволяла геррам и фрау не околевать зимними холодами. С 1956 по 1962 год компания выпустила свыше 161 000 своих «Изетт», включая удлиненный и заметно более вместительный вариант BMW 600.

Heinkel Kabine

Во второй половине пятидесятых немецкая авиастроительная компания Heinkel Flugzeugwerke, принявшая самое непосредственное участие во Второй мировой войне, подхватила стилистические и компоновочные идеи Iso. Забавный аппарат Kabine, чьё название переводится с немецкого как кабина, имел явное дизайнерское и концептуальное сходство с Isetta. Дабы не нарушать авторские права итальянского прообраза, разработчики применили стационарную рулевую колонку.

Как и в «итальянке», водителю приходилось переключать передачи левой рукой, а заодно исполнять танец на растопыренных во все стороны педалях и выжимать соки из четырехтактного одноцилиндрового двигателя. «Кабина» предлагалась в трехколесном варианте Typ 153 с агрегатом объемом 174 куб. см мощностью 9,2 л.с. и в исполнении Typ 154 с четырьмя колесами и 204-кубовым мотором, развивающим 10 лошадок.

Габариты Heinkel находились за гранью скромности (длина 2550 мм, ширина 1370 мм, высота — 1320 мм), но это обстоятельство не мешало наполовину стеклянному «жучку» в черном цвете, как на фотографии, излучать напористость. На конвейере он продержался лишь с 1956 по 1958 год, вскоре обретя вторую лицензионную жизнь в Великобритании и Аргентине.

Brütsch Mopetta

Почти одновременно с Heinkel на свет появился удивительный микрокар, в XXI веке кажущийся форменной шуткой. На международной веломотовыставке IFMA 1956 года во Франкфурте Эгон Брютш представил аппарат Brütsch Mopetta. На стальную силовую структуру с установленным в нее 49-кубовым двухтактным двигателем мощностью 2,3 л.с. был натянут стеклопластиковый кузов прямо-таки аэродинамичного вида. С одним передним и двумя задними колесами, микроскопической длиной 1700 мм, шириной 880 мм и массой 79 кг Mopetta напоминала лодочку, гордо плывущую среди серого асфальтового океана и освещающую себе путь одним единственным прожектором.

В XXI веке практическое применение крохи-циклопа с его максимальными 48 км/ч более чем спорно и небезопасно для здоровья, но со своей коллекционной ролью он отлично справляется, благо всего было выпущено 14 экземпляров. В начале 2019 года одна такая капсула времени, не подвергавшаяся реставрационным работам, была продана на аукционе RM Sotheby’s за 69 тысяч евро.

Bond Bug

Жизнь британского лупоглазого чудища Bond Bug тоже не отличалась продолжительностью, хотя с 1970 по 1974 год на мощностях Bond Cars Ltd построили аж 2274 экземпляра. Агент 007 в создании «жука» не замешан — двухместный трехколесник разработан фирмой Ogle Design для Reliant Motor Company, практиковавшей производство автомобилей с «нестандартным» количеством колес.

Bug, напоминающий эмбрион суперкара, определенно обладает харизмой и на фоне упомянутых выше машин выглядит почти спортивным автомобилем — под стеклопластиковым кузовом длиной 2794 мм находится 701-кубовый четырехцилиндровый двигатель от Austin Seven мощностью 29 лошадиных сил, который позже сменил агрегат объемом 750 «кубиков», развивающий 32 силы.

По данным британского издания Auto Express, на дорогах по-прежнему находятся полторы-две сотни «жуков».

Pasquali Riscio

Современный итальянский микрокар Pasquali Riscio на фоне редкого Bond выглядит совершенно бесхитростно, но у него есть секрет — телефонная будка с колесиками оснащена электрической силовой установкой, позволяющей проезжать по городу на одной зарядке до 50 км и развивать до 40 км/ч. Пополнить запасы электричества можно от бытовой 220-вольтовой розетки, при этом тяговая аккумуляторная батарея будет «заправлена» на 80% спустя четыре часа.

В городской толчее Pasquali Riscio с длиной, равной 2,19 м, и шириной в 1,15 м проворен, словно мотоцикл. Кстати, весит он 360 кг — почти как большой мотоцикл-круизер. Интересно, что «итальянец» предлагается в варианте с одним лишь водительским местом, который не требует наличие водительского удостоверения, и в двухместном исполнении для имеющих «права».

Buddy Electric

«Настолько маленький, что вы можете поместиться где угодно» — говорит о своем детище компания Buddy Electric из Норвегии. У дизайнеров, нарисовавших экологически чистый трехместный электромобильчик Buddy длиной всего 2440 мм и шириной 1430 мм, были только линейки. Тем не менее, яркий окрас, хитрый прищур головной оптики и комичные плоские кузовные панели вызывают улыбку, а тираж в 1500 штук, из которых более 1100 разошлись среди местных адептов экологическиой чистоты, делает Buddy действительно редкой машиной. С технической точки зрения «норвежец» прост и незатейлив — свинцовая тяговая аккумуляторная батарея обеспечивает запас хода до 120 км, а электромотор мощностью 13 кВт позволяет развивать с попутным ветром максимальные 80 км/ч.

REVA G-Wiz

Сделать сверхкомпактный автомобиль красивым довольно непросто. Reva i от индийской Reva Electric Car Company, ныне входящей в состав Mahindra & Mahindra, не назовешь милашкой, но весьма спорная внешность была не главной проблемой электрокара. А ведь как неплохо все начиналось… Кроха появилась в 2001 году и обрела популярность на британском рынке под именем G-Wiz, но после краш-теста Top Gear по правилам Euro NCAP ситуация в корне изменилась и покупатели отвернулись от индийского микрокара, а издание Auto Express поставило его на «почетное» первое место в рейтинге худших машин в мире. Стоит один раз увидеть последствия испытаний на пассивную безопасность и — гарантируем! — ни один фильм ужасов вас больше не напугает. Разрушения оказались катастрофические, хотя G-Wiz классифицируется как квадрицикл и вообще не обязан проходить через подобную «мясорубку». Но одно дело тешить себя, что ездишь не на автомобиле в привычном смысле этого слова и совсем другое — увидеть последствия аварии, а заодно представить себя на месте водителя 18-сильного микрокара, способного разгоняться до 80 км/ч. Интересно, что Mahindra e2o, ставшая преемником Reva i/G-Wiz, растянулась в длину на целых 640 мм, до 3280 мм.

Источник

Колёсные карлики: самые-самые маленькие в мире легковые автомобильчики

Автомобиль с маленькими колесами

Две предыдущие статьи мы посвятили простым недорогим и компактным трех- и четырехколесным легковым автомобилям — миникарам. Казалось бы, на том их миниатюризация завершила свое поступательное движение вперед, но не тут-то было. Оказалось, за более чем сто лет существования автомобиля человечество изобрело еще множество иных крохотных самоходных средств передвижения — от ботинок с моторчиками до уютных микрокаров для взрослых, которые можно было легко спутать с детскими игрушками.

П ервые сверхминиатюрные машины появились в начале ХХ века, но самым интересным и продуктивным считается быстротечное послевоенное десятилетие, когда в Европе родилось семейство малоизвестных изготовителей, предлагавших суперкомпактные автомобильчики, выполненные по своим особым понятиям механики, эстетики и эргономики. Такими в буквальном смысле игрушечными транспортными средствами пользовались уже не бедные люди, а энтузиасты и любители сверхоригинальной автоэкзотики, которые по законам своих стран могли ездить на них с 17 и даже с 14 лет или вообще не иметь водительских прав.

Автомобиль с маленькими колесами

Американский миниатюрный женский микрокар в сравнении с легковым автомобилем Marmon. 1920 год

Как ни странно, примитивно-простейшая конструкция микрокаров олицетворяла высший уровень изобретательности: на всех описанных здесь машинах были установлены одноцилиндровые двухтактные моторчики воздушного охлаждения мотоциклетного типа, особые трансмиссии с цепным приводом ведущих колес, барабанные тормоза и сварные рамы. При этом обычные коробки передач и подвеска чаще всего отсутствовали, а за одноместные стеклопластиковые кузова миниатюрные кары удостоились прозвища «тележки для эгоистов».

Миниатюрные автомобили-игрушки для взрослых

Микрокары ведут свою историю от американских самодельных автомобильчиков 20-30-х годов ХХ века. Тогда в США даже появилась мода на дорогие сверхкомпактные «игрушечные» легковушки и гоночные машинки ручной сборки, на которых можно было кататься по городу, ездить по магазинам и ресторанам и устраивать гонки.

Автомобиль с маленькими колесами

На радиостанцию CBS прибыл гость на микроскопической гоночной машине Little Mystery. 1929 год

Из доброй сотни конкурентов единственным достаточно крупным изготовителем микрокаров в Америке была небольшая компания Custer. В ее программу входили высокие одноместные коляски, очень похожие на инвалидные, но служившие для передвижения в городском потоке и прочесывания крупных торговых точек, а также низкопрофильные прогулочные электромобильчики для женщин, курьеров и посыльных.

Автомобиль с маленькими колесами

Одноместное трехколесное прогулочное кресло Custer Chair на улицах Вашингтона. 1920 год

Автомобиль с маленькими колесами

Электрический курьерский микрокар Custer Cootie для доставки срочных сообщений и цветов. 1922 год

Эпоха Rytecraft’a

Важнейшую роль в довоенном развитии микрокаров сыграла лондонская компания British Motor Boat Manufacturing по выпуску моторных лодок. Там в 1934 году конструктор Джек Шиллан разработал целое семейство миниатюрных четырехколесных машинок марки Rytecraft.

Автомобиль с маленькими колесами

Все познается в сравнении: одноместный Rytecraft и пятитонный грузовик AEC Matador. 1934 год

В зависимости от времени выпуска и требований заказчиков они имели различные формы кузовов, крыльев, подножек и вентиляционных щелей, а по облицовке радиаторов напоминали известные серийные легковушки. Кроме того, они имели три варианта маркировок — Scooter-Car, Scoot-a-Car и Scoota-Car.

На первой одноместной серии применялся 2,5-сильный моторчик Villiers Midget рабочим объемом 98 кубических сантиметров. От него крутящий момент через центробежное сцепление передавался на левое заднее колесо c барабанным тормозом от единственной педали. Полутораметровая малютка развивала скорость до 25 км/ч.

Автомобиль с маленькими колесами

Поперечное размещение мотора и трансмиссии для привода левого ведущего колеса

В середине 1960-х на «серийной» микромашине Rytecraft Scoota-Car англичанин Джим Паркинсон совершил кругосветное путешествие, проехав «вдвоем с сигаретой» расстояние в 24 тысячи километров. Побывал он и в Советском Союзе, но чтобы не «продырявить» пресловутый «железный занавес», весь путь проделал в грузовом вагоне.

Фрагменты кругосветного путешествия Паркинсона на микрокаре Rytecraft выпуска 1935 года

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

В 1939–1940 годах на модернизированных двухместных микрокарах монтировали 250-кубовый мотор в 12 сил, трехступенчатую коробку передач, резиновую подвеску и две педали управления. Их максимальная скорость возросла до 65 км/ч.

Автомобиль с маленькими колесами

Последний двухместный вариант микрокара Rytecraft с 12-сильным двигателем. 1940 год

В военные времена фирма собирала подвесные моторы для армейских катеров, а затем была переименована в Brockhouse Engineering. После войны, наряду с мини-тракторами, из оставшихся частей там собрали еще несколько микрокаров.

Несмотря на тщедушную внешность, машинки Rytecraft успешно продавали в 42 странах мира. В общей сложности, включая рекламные микрогрузовички, их построили порядка тысячи экземпляров.

Вторым британским изготовителем микрокаров была компания ATCO (Atlas Chain Company), выпускавшая газонокосилки. В 1935-м она начала собирать миниатюрные автомобильчики Junior Trainer с 98-кубовым мотором и простейшей трансмиссией с одной передачей переднего и заднего хода. Их максимальная скорость не превышала 16 км/ч. За несколько лет было собрано 200 штук.

Автомобиль с маленькими колесами

Довоенный микрокар Junior Trainer на улице одного из английских городов. Фото 1948 года

Автомобиль с маленькими колесами

Машина ATCO Junior Trainer, сохранившаяся в Британском музее газонокосилок в Саутпорте

Во Франции мизерные трехколёски Le Carabe предлагал изобретатель Ипполит Делимар, рекламировавший их как «самые маленькие, самые практичные, самые экономичные и самые оригинальные». Все эти качества соответствовали истине: суперминиатюрные автомобильчики с деревянной одноместной кабинкой весили всего 45 кг, имели ширину и высоту в 73–75 сантиметров и развивали скорость 40 км/ч.

Автомобиль с маленькими колесами

Эффектная презентация сверхкомпактного микрокара Le Carabe в центре Парижа. 1937 год

Единственным развитием довоенных микрокаров стал малюсенький и низенький четырехколесный автомобильчик Bimbo с задним 125-кубовым моторчиком и кузовом без дверей. После войны несколько экземпляров таких машинок собрала туринская фирма Volugrafo.

Автомобиль с маленькими колесами

Аккуратная пятисильная малютка Volugrafo Bimbo 1946 года в музее Autoworld в Брюсселе (фото автора)

Лучшие времена европейских микрокаров

В 50-60-е годы прошлого века появление в Европе недорогих и экономичных легковых автомобилей для обедневших за время войны покупателей заставило встрепенуться и небольшие фирмы, которые взялись за создание принципиально новых сверхлегких и суперкомпактных трехколесных микрокаров с оригинальными кузовами.

Brütsch Mopetta/Brütsch Rollera (1956-1958 гг.)

В 1950-е годы впервые громко заявила о себе ранее малоизвестная фирма Brütsch из Штутгарта. В конце 1940-х ее основал автомеханик и гонщик Эгон Брютш, собиравший скоростные машины и легкие кузова. В 1956 году он представил одноместный автомобильчик Mopetta с передним управляемым колесом и низким округлым кузовом без дверей. Он не только удостоился титула «самый маленький в мире автомобиль», но и вызвал бурю страстей обывателей, привыкших к «нормальным» авто и боявшихся залезать в глубокий отсек этого «чрезвычайно опасного микроскопического» экипажа с мотоциклетным рулем.

Автомобиль с маленькими колесами

Сверхлегкая 1,7-метровая трехколеска Mopetta в снаряженном состоянии весила всего 78 кг

Простейший 49-кубовый движок Ilo размещался в своеобразном открытом моторном отсеке — выемке в левой нижней части кузова. От него через трехступенчатую коробку и цепную передачу крутящий момент подавался на левое заднее колесо на резиновой балансирной подвеске. Непривычный микрокар шириной 88 сантиметров развивал скорость 45 км/ч.

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

Наружный отсек с 2,3-сильным мотором и соседнее ведущее колесоПростейшие мотоциклетные органы управления малюткой Mopetta

Поначалу машина получила всемирную известность, но в конце концов «глас народа» свел на нет все её революционные достижения, и через два года выпуск «Мопетты» завершился.

Автомобиль с маленькими колесами

За два года микрокаров Brütsch Mopetta было собрано 14 экземпляров, из них шесть живы до сих пор

Автомобиль с маленькими колесами

Эффектный 98-кубовый микрокар Brütsch Rollera развивал скорость 80 км/ч. 1958 год (фото RM-Auctions)

Peel-50/Peel Trident (1963-1966 гг.)

Продолжение работ Брютша состоялось только в 1963-м, когда небольшая фирма Peel Engineering с британского острова Мэн объявила о начале выпуска, пожалуй, самой оригинальной сверхминиатюрной машинки Peel-50 (Р-50) со стальным основанием и закрытой кабиной с левой распашной дверью и одной фарой.

Автомобиль с маленькими колесами

«Самый маленький автомобиль в мире» с 4,2-сильным мотором, задним ведущим колесом и двумя передними управляемыми. 1963 год

Микрокар снабжался 49-кубовым моторчиком от мопеда DKW, смонтированным в правой выемке кузова. В отличие от предшественника, крутящий момент передавался на одиночное заднее колесо, а два передних являлись управляемыми. К редким оригинальностям относились угловые ручки под кузовом, при помощи которых 59-килограммовую машину можно было приподнять вручную и произвести осмотр или ремонт.

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

Интерьер кабины с обычным рулем, простейшим сиденьем и моторным кожухом в правом переднем углуОригинальный осмотр микрокара Peel-50 путем приподнимания его за специальные ручки

Длина самого короткого в мире автомобиля (1 371 мм) до сих остается непревзойденным результатом в книге рекордов Гиннесса. Его максимальная скорость — 60 км/ч, расход топлива — около трех литров на 100 км.

Автомобиль с маленькими колесами

Революционный микроавтомобиль Peel-50 в британском Национальном автомобильном музее (фото автора)

В 1964-м, на крыльях успеха первенца Р-50, фирма Peel приступила к сборке второго, более элегантного и не менее оригинального двухместного микрокара Trident с аэродинамичным кузовом с шаровидным верхом («колпаком» или «фонарем») из прозрачного пластика и плоским лобовым стеклом. Для облегчения входа и выхода вместе с передней и боковыми панелями кузова он откидывался вверх на угол до 50 градусов.

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

Оригинальный микрокар Trident с мотором в 4,2 силы и кузовом с шаровидным «фонарем». 1964 годДвухместный Peel Trident с подъемной передней частью кузова и прозрачным колпаком

По общей конструкции микрокар не отличался от Peel-50, но его силовой агрегат перенесли в задний отсек и установили непосредственно перед ведущим колесом. Машина имела длину в 1,8 метра, весила 90 кг и достигала скорости 75 км/ч. Всего их построили 45 экземпляров.

Автомобиль с маленькими колесами

Обычный человек в этой миниатюрной машинке представляется Гулливером в стране лилипутов

Scootacar Mk-I/Mk-II (1957-1965 гг.)

Своему рождению наиболее распространенный английский микрокар Scootacar обязан чистой случайности. Она заключалась в том, что однажды жена одного из директоров локомотивостроительной компании Hunslet Engine, которая никак не могла припарковать свой огромный Jaguar, попросила мужа сделать для нее самый простой и короткий микроавтомобиль. Исполнителем женских фантазий назначили дизайнера Генри Брауна.

Так в 1957 году появился первый незамысловато-привлекательный микрокар Scootacar Mk-I, который за узкий и высокий кузов прозвали телефонной будкой. В ней имелась одна левая распашная дверь и установленные по центральной оси водительское сиденье, мотоциклетный руль и задние места для детей. В отсеке под ними, прямо перед одиночным ведущим колесом, помещался 197-кубовый мотор Villiers в 8,5 сил с трехступенчатой коробкой. Машина получила переднюю пружинную подвеску и гидропривод тормозов.

Автомобиль с маленькими колесами

Невероятно скромный, аккуратный и коротенький микрокар Scootacar Mk-I длиной 2 060 мм. 1958 год

С 1959 года выпускался модернизированный Scootacar Mk-II с более просторным кузовом и расширенной дверью. На нем стояли модернизированный 8,5-сильный мотор, коробка с четырьмя передачами переднего и заднего хода и новая пружинная подвеска всех колес. Обе версии достигали скорости 50 км/ч. До 1965 года их изготовили 1 630 штук.

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

Интерьер трехместной кабины с центральной установкой сиденья водителя и рулевого управленияБолее просторный Scootacar Mk-II с габаритной длиной, увеличенной до 2 130 мм. 1962 год

Микроскопическим карам даже кризис нипочем

С завершением самого интересного и короткого послевоенного периода работы над микрокарами казалось, что им пришел конец, однако их бурная жизнь только начиналась. Переходными считались 1970-е годы, когда создание новых микроавтомобилей подстегнул энергетический кризис. Тогда в пользу простых и недорогих машинок сработал элементарный человеческий инстинкт сэкономить на покупке, топливе, ремонте, налогах и необходимости получения водительских прав. К тому времени все описанные выше микрокары ушли в прошлое, а опустевший рынок заняли три десятка безымянных фирмёшек. Тотальная экономия и скаредность тут же сказались на появлении упрощенной и малопривлекательной продукции с высокими угловатыми кузовами.

Автомобиль с маленькими колесами

Автомобиль с маленькими колесами

Французская машина Cicostar в 3,2 силы считалась «самым элегантным маленьким автомобилем» 1970-хГрубоватая «Графиня» 1978 года — микрокар Comtesse Super Mini, собранный в количестве 3 500 единиц

К счастью, в те времена, несмотря ни на что, спрос на дешевые микрокары оказался высоким, и до сих пор машины новых поколений прочно занимают свою нишу в автомобильном мире.

Автомобиль с маленькими колесами

Итальянская Lambretta Serveta из одинакового во всех версиях семейства Willam. 1978 год (фото автора)

На заглавной фотографии — эффектный рекламный трюк с участием прототипа будущего «самого маленького автомобиля в мире» Peel-50 с передним одиночным управляемым колесом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *