Автомобиль скания самосвал технические характеристики
Конь на четырех осях
Самосвал SCANIA P114CB 8×4 HZ380
В этом году SCANIA представила на российский рынок новую модель четырехосного (8х4) самосвала грузоподъемностью 30 т. Эту машину мы и увидели на автополигоне в один из июльских дней. Естественно, мы сразу созвонились с руководством «Скания Россия», получили разрешение на тесты и приступили к работе. В общем, все получилось на удивление, можно даже сказать «подозрительно» легко.
Зато дальше дело пошло более привычно. Во время приемки автомобиля от работников полигона обратили внимание на шумную работу насоса гидроусилителя руля. Поинтересовались количеством жидкости в бачках системы и ее там не обнаружили вовсе. Как водится, на складе ГСМ автополигона необходимая жидкость закончилась. Обратились в «Сканию Сервис» и через пару дней приехал ее представитель, провел необходимые ремонтные работы, заправил гидроусилитель нужной жидкостью и оставил некоторое ее количество (на всякий случай) нам на доливку.
Автомобиль нам достался после испытаний на полигоне уже загруженный балластом и взвешенный, что значительно облегчило нам задачу. А потому работу начали с замера параметров при полной массе. Первое, что просто необходимо отметить, это достаточно мягкую подвеску машины. До этого мы тестировали 20-тонный КамАЗ-6522, поразивший нас своей жесткой подвеской. Поэтому, удобно устроившись за рулем и выехав на маршрут имитации городского движения, комфорт в кабине и мягкость подвески мы оценили по достоинству.
Уровень наружного шума у стоящего рядом с самосвалом с работающим двигателем довольно велик – это наше наблюдение. То же самое мы выслушали от нескольких водителей, подходивших посмотреть машину. Но в кабине такого шума от работающего двигателя нет. Наоборот, при движении уровень шума в кабине весьма низкий и позволяет разговаривать с пассажиром, практически не повышая голоса.
Самосвал Scania P380
Самосвал Scania P380 – это автомобильная спецтехника, которая используется в промышленности, строительстве и коммунальных хозяйствах для транспортировки грузов, в условиях разной сложности.
Для стабильной круглосуточной работы самосвал Скания имеет 5 типов кабин: дневную, три разных вида ночных (со спальным местом) и укороченную. Кабина оснащена эргономичным водительским сидением (подогрев и 10 режимов регулировки) на специально разработанной пневмоподвеске. Установлен русифицированный БК, удобная панель управления для комфортного выполнения всех рабочих операций.
Все обводы досконально выверены. Качественные блок-фары в бампере дополнены двумя дополнительными фарами, установленными над противосолнечным козырьком. Там же установлены дополнительные габаритные огни. Между блок-фарами прямо над бампером расположена откидная площадка для протирки лобового стекла.
Водитель среднего роста, встав на площадку самосвала Скания Р380, достанет до верхнего среза стекла. Подняв облицовку радиатора, снабженную замком, водитель обнаруживает рычаг для подъема кабины. Такое расположение рычага предотвращает возможность сломать облицовку при обслуживании двигателя, поскольку с его помощью осуществляется подъем кабины.
По общему мнению многих водителей, в кабине выполнен очень удобный вход-выход по ступенькам со съемными резиновыми ковриками. Двери раскрываются на 90 градусов и по бокам располагаются удобные поручни. Мощные внешние широкоугольные зеркала с электрической регулировкой и подогревом обеспечивают практически идеальный обзор.
Технические характеристики
Общие характеристики | |
Колесная формула | 6×4 |
Емкость топливного бака, л | 500 (справа) |
Двигатель | |
Модель | SCANIA DС12 17 380 непосредственного впрыска дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха |
Количество цилиндров / Расположение | 6 / рядное |
Максимальная мощность, кВт / л.с. (при частоте вращения к. в., об/мин) | при 1900 мин-1: 280 (380) |
Рабочий объем, л | 12 |
Экологический стандарт | EURO 3 |
Система охлаждения | жидкостного охлаждения |
Тормозная система | |
Тип тормозов | Двухконтурная система, полностью пневматическая, прямого действия |
ABS | Антиблокировочная система (АБС), ллапан регулировки тормозных сил в зависимости от нагрузки, парковочные тормоза на передней и задней осях, автоматический моторный тормоз, осушитель воздуха. |
Подвеска | Подвеска передняя: параболические рессоры 4х28, подвеска задняя: параболические рессоры 5х48/90 |
Кабина | |
Тип | Над двигателем, 2-х местная |
Автономный отопитель | есть |
Кондиционер | есть |
Электростеклоподъемники | есть |
Электропривод зеркал | есть |
Электрообогрев зеркал | есть |
Магнитола | есть |
Люк | есть |
Круиз-контроль | есть |
Тахограф | есть |
Исполнение | со спальным местом |
Весовые характеристики | |
Допустимая грузоподъемность, кг | 24 000 |
Макс. нагрузка на переднюю ось, кг | 9 000 |
Макс. нагрузка на заднюю ось, кг | 30 000 |
Межосевое расстояние, мм | 3 300 |
Коробка передач | |
Модель | Модель: SCANIA GR905 9-ступенчатая, с 2-х рядным демультипликатором переключения передач верхнего и нижнего диапазона |
Тип | Главная передача: SCANIA RВР835/RP835 с планетарными колесными редукторами, с блокировкой межосевых и межколесных дифференциалов, передатчное соотношение редукторов: 4,27 |
Самосвальная платформа | |
Направление разгрузки | Самосвальный кузов с задней разгрузкой |
Объем платформы | V=16м3 |
Подогрев платформы | с подогревом выхлопными газами и тентом, раскладываемым вдоль борта кузова |
Колеса и шины | |
Колеса | Диски: передние — 11.75/22.5″, стальные штампованные, 3 шт., включая запасное колесо задние — 9.00/22.5″, стальные штампованные, 8 шт. |
Размер шин | Шины: передние — 385/65R22.5 (3 шт.) задние — 315/80R22.5(8 шт.) |
Двигатель
Дизельный 4-тактный двигатель с шестью рядными цилиндрами, 24 клапана на 12 л. Агрегат соответствует эко-нормативам EURO 3. Двигатель Scania дополнен турбонаддувом, охлаждением, системой прямого впрыска. Ограничение по скорости – 85 км/ч.
Большой воздухозаборник рассчитан на использование в неблагоприятных условиях, защищен фильтром.
Расход топлива
Расход топлива в рамках 35 литров на 100 км.
Стоит упомянуть топливную систему.
Коробка передач
9-ступенчатая КПП SCANIA GR905 с 2-хрядным переключением, охладителем масла. Трансмиссия может быть оснащена делителем, демультипликатором, понижающими и задними передачами:
В базовой комплектации самосвала — однодисковое сцепление, ведущие задние мосты с блокировкой колесного и осевого дифференциала.
Модель Скания P380 является самой востребованной среди строительных самосвалов. По комфорту и безопасности машина превосходит немецкую, французскую и российскую спецтехнику. Кабина самосвала оборудована спальным местом, холодильником, кондиционером для долгих поездок.
Электрооборудование
Скания P380 имеет пару аккумуляторов вместимостью 180 А/ч, 24 В, с выключателем. Установлен генератор производительностью 100 А.
На самосвале предусмотрены:
Присутствует осветительное оборудование (блок-фары с усиленной защитой) на козырьке и габариты.
Бампер из стали усилен, оснащен подножками. За кабиной расположено запасное колесо. В наличии имеется компрессор, домкрат на гидравлическом приводе, колпаки и упоры на колеса.
Ходовая часть
Макс. нагрузка на переднюю ось, 9000 кг
Макс. нагрузка на заднюю тележку, 30000 кг
Межосевое расстояние, 3300 мм
Грузоподъемность, 24000 кг
Подвеска передняя: параболические рессоры 4X28
Подвеска задняя: многолистовые рессоры 10X25/90
Стабилизатор на передней оси, нормальной жесткости. Стальные штампованные диски. Размер 9.00/22.5″ — 8 штук, 11.75/22.5″ — 3 штуки, включая запасное колесо
Шины: передние – Michelin 385/65 XZY3 – 3 шт. задние – Michelin 315/80
Тормозная система
Двухконтурная система, полностью пневматическая, прямого действия.
Автоматический моторный тормоз.
Клапан регулировки тормозных сил в зависимости от нагрузки.
Антиблокировочная система (АБС).
Парковочные тормоза на передней и задних осях.
Авт. регулировка зазоров тормозных механизмов.
Тормозные накладки задние шириной 254 мм.
Устройство
Самосвалы Scania предназначены для круглосуточной эксплуатации. Машины производятся с 5 вариантами кабин: стандартной, уменьшенной и тремя ночными с местом для отдыха. Базой для самосвала служит усиленная рама лонжеронного типа. Кабина закреплена на основе 4-точечной подвески.
Кабина
Двухместная кабина Scania из стали, бескапотной компоновки, оснащена русифицированным компьютером, отражающим показания датчиков, и однодневным тахографом. Панель управления самосвалом удобна в использовании.
Эргономичное сидение для водителя работает в 10 режимах, установлено на пневматической подвеске. Амортизатор регулируется по весу. Рабочее место оснащено подогревом, отопительная система управляется вручную. Предусмотрено складное сидение для пассажира.
Устройство кабины Scania P380 имеет ряд преимуществ:
Габаритные размеры
В длину грузовик 8756 мм, в высоту – 2798 мм, в ширину – 2550 мм. Между передним и вторым мостами у автомобиля 1940-миллиметровый промежуток, между вторым и третьим – еще 4700 мм, а на базу задней тележки приходится 1445 мм.
Кузов
На Scania P380 CB8x4EHZ установлен самосвальный кузов задней разгрузки, выполненный из высокопрочных видов стали и оснащенный подогревом (от выхлопных газов), который насчитывает 6300 мм в длину (его объем достигает 20 кубических метров).
В качестве базы для Scania P380 CB8x4EHZ используется усиленная рама лонжеронного типа, на которой посредством четырехточечной механической подвески установлена кабина.
Эксплуатация
Желание строителей иметь у себя максимально надежный и прочный самосвал понятно. Строительные дороги далеки от идеала, да и квалификация водителей иногда вызывает сомнения. Но погоня за сверхнадежностью имеет свой предел. Мы внимательно проверили технические характеристики нашего подопечного и пришли к неутешительному выводу – высокий запас прочности, заложенный в этот самосвал, на самом деле дает хороший повод для негласного повышения «эффективности» его работы.
Как мы уже знаем, полная масса самосвала ограничена 39 т, и по правилам на переднюю ось должно приходится 9 т этой массы, а на два задних моста не более чем по 15 т. Если машину не перегружать, то запаса грузоподъемности мостов хватает с избытком. Это в теории. Мы загружали машину песком, т. е. грузом с изначально высокой плотностью (1,65–1,95 г/см 3 ), строго следя за тем, чтобы не превысить полную массу. Чуть ли не после каждого ковша погрузчика заезжали на весы, и все равно мы «промахнулись» на полтонны! При этом кузов самосвала не был заполнен даже до бортов, и при желании туда можно было подбросить еще пару десятков центнеров.
Загрузив самосвал до полной массы, мы проверили, а как же на практике распределяется эта масса по осям. Оказалось, не лучшим образом: передняя ось осталась недогруженной почти на тонну, а нагрузка на задние оси превысила допустимую. А если бы мы загружали самосвал «на глазок», без взвешивания, как это делается в реальных условиях? Тогда постоянный перегруз задних мостов был бы обеспечен. Решить эту проблему только рекомендациями – не перегружать машину – невозможно, большой объем кузова 16 м 3 просто провоцирует грузить автомобиль «с шапкой». И каждый, кто эксплуатирует подобные автомобили, должен решить, что ему важнее: «эффективная» работа самосвалов на износ с постоянными и неизбежными ремонтами ходовой части или длительная беспроблемная эксплуатация недешевых, в общем-то, грузовиков. Если второе, то самосвальный кузов к этому шасси надо подбирать меньшего объема. При этом мы еще не касались правовой стороны вопроса превышения допустимой нагрузки на ось на дорогах общего пользования, ответственность за которое целиком и полностью остается на совести эксплуатационников.
Тест пятиосного самосвала Scania: 65 тонн полной массы и будущее
Три… Четыре… Пять… Сколько осей должно быть у современного углевоза? Какой объем кузова? Насколько можно увеличить грузоподъемность? Все эти вопросы решались в Кузбассе в ходе презентации новой линейки самосвалов для работы в угольных разрезах.
«Кузбасс – это где-то в Сибири? Там холодно?» – именно такие вопросы приходится выслушивать от знакомых в Европейской части России. Создается впечатление, что кроме американских фильмов наши современники ничем не интересуются. А, как известно, вся продукция Голливуда утверждает, что Россия – это Siberia и там всегда зима… На самом деле все совсем по-другому. Оказалось, что летом в Новокузнецке жарче, чем в Москве! И солнце светит так, что за три дня получается курортный загар, и те же самые московские знакомые с завистью спрашивают: «Где ты так загорел? На море?». Представьте, с каким удовольствием на это можно правдиво ответить: «В угольном разрезе!».
Европеизация
До недавнего времени пятиосные машины в Россию не завозили: считали, что это дорого – да и наши перевозчики, зная неустойчивость экономической ситуации, старались закупать универсальные самосвалы. Нормальный самосвал продать, в случае чего, гораздо проще, чем специализированную машину. Но время диктует свои законы и, как это ни странно, серьезные перевозчики начинают строить бизнес «по-европейски», с четкой сегментацией автопарка по принципу выполняемых транспортных задач. И самые серьезные игроки на рынке стали завозить в Россию узкоспециализированную технику.
Пятиосные машины в России пока редкость, но думается, что это ненадолго. Сейчас, в кризисной ситуации, перевозчики работают над повышением эффективности и рентабельности. И с этих точек зрения пятиосный самосвал выглядит весьма привлекательно. Судите сами: расход топлива по сравнению с четырехосной машиной всего на 10% больше, а вот грузоподъемность увеличивается сразу на четверть! Есть над чем задуматься.
Три плюс две
Большинство пятиосников представляет собой обычный четырехосный самосвал с удлиненной рамой и добавленной пятой подкатной – поворотной осью. Этот вариант проще и дешевле в производстве, но и минусов у него хватает: увеличивается радиус разворота, на пятую ось с односкатной ошиновкой во время разгрузки приходится значительная часть веса. Понятно, что это не самый оптимальный выход из ситуации. Понятно, что перевозчики были недовольны – им приходилось расширять технологические дороги и разгрузочные площадки, а это – немалые деньги, да и не всегда есть физическая возможность для расширения.
Впервые с этим столкнулись, когда на рынок вышли четырехосные самосвалы. Компания Scania работает с отзывами клиентов, и все новые машины строятся на основе их пожеланий и предложений. Так, четырехосные шасси Scania – одни из лучших по маневренности в классе. А для того, чтобы более оптимально распределить вес и уменьшить радиус разворота, свой пятиосник сканиевцы построили по другой схеме.
Главное достоинство нового пятиосного углевоза Scania – как раз в конструкции: дело в том, что на новой машине поворотными сделали передние три оси! А подъемно-подкатная ось – как раз центральная, и она управляемая. Что это дает? Радиус разворота по сравнению с четырехосной машиной практически не изменился, а при разгрузке вес приходится на ось с двускатной ошиновкой и усиленной подвеской.
65 тонн
Рабочая жизнь тяжелых пятиосников проходит в карьерах, и на дороги общего пользования законным образом они могут попасть только пустыми, тем более, что у нас еще достаточно дорог, где ограничение веса на ось ограничено пятью тоннами.
А масса пятиосного монстра с полной нагрузкой достигает примерно 65 тонн. Понятно, что все в машине усилено, начиная с рамы и закачивая 40-кубовым кузовом. Особой адаптации для российских условий эксплуатации не проводилось, но по утверждениям разработчиков, все самосвалы поставляются в Россию в исполнении Heavy Duty, и доработок им не требуется.
Для нормального движения с такой массой нужен подходящий двигатель, а именно – самый мощный в линейке 6-цилиндровых двигателей Scania, выдающий 480 л.с. и 2300 Нм. Крутящий момент на ведущие мосты передает 14-ступенчатая (12+2 ползущие передачи) автоматизированная трансмиссия ScaniaOptiCruise – с экономичным и силовым режимом. А усиленная подвеска, «силовые» главные пары и дисковые тормоза по кругу завершают портрет.
Трасса и карьер
Забираемся в кабину, и… ничего нового, кроме счетчика моточасов, не находим… Привычная сканиевская кабина, несмотря на свой возраст, до сих пор остается одной из лучших в мире с точки зрения эргономики. Мало найдется грузовиков, даже среди представителей «большой европейской семерки», которые обеспечивали бы такую обзорность, выверенную эргономику водительского места и комфорт.
Запускаем двигатель, правым подрулевым переключателем выбираем режим «автомат» и трогаемся с места. На асфальте – ничего неожиданного, дополнительных навыков вождения пятиосник не требует. Во время теста его смогла водить даже хрупкая девушка.
Настоящие приключения начались с полной загрузкой на специально подготовленной трассе со спусками, подъемами и большим количеством поворотов. Самым сложным оказалось движение на подъем – довольно трудно заставить себя держать на подъеме ровный газ, когда знаешь, что за спиной 65 тонн. Однако довольно быстро понимаешь, что машина уверенно и неторопливо забирается на 15% подъем на ровном газу.
Ну и, разумеется, самое пристальное внимание возможностям по маневрированию. Я как-то не ожидал, что пятиосная машина будет с такой легкостью вписываться в «шпильки» с разворотом на 180 градусов. Хотя и здесь есть свои нюансы: подсознательно любой водитель готов к тому, что тяжелый самосвал поворачивает по дуге, а с тремя управляемыми осями получается, что машина крутится, как легковушка, вокруг задней оси, но привыкнуть к этому оказалось довольно просто. В остальном все привычно – на спуске машина осаживается ретардером и практически не требует дотормаживания штатными тормозами.
Экономика должна быть экономной
Почему презентацию нового пятиосника Scania устроили в Кузбассе, а не в Москве на какой-нибудь выставке? Ответ лежит в области экономики. Прежде всего, Кузбасс – ключевой регион с точки зрения развития карьерной техники. Это столица угледобычи и мощный металлургический комплекс. Так что близость ключевых клиентов и возможность тест-драйва в реальных условиях сыграли главную роль. Ну и плюс то, что более семидесяти процентов всех грузовиков европейского производства в регионе носят эмблему Scania.